Работа 2 строение атома вариант 1. Химия (Строение атома) (презентация)
«Строение атома»
Вариант №1
Задание 1.
4d; 3р; 3d; 4s; 5s; 4p
Задание 2.
Задание 3.
11 кл. Самостоятельная работа №1
Вариант №2
Задание 1.
В каком порядке будут заполняться подуровни:
4d; 3р; 3d; 4s; 5s; 4p
Задание 2.
Задание 3.
Определить атомы каких элементов имеют электронную конфигурацию:
а) 4s 2 4p 5 б) 3s 2 3p 6 3d 5 4s 2
11 кл. Самостоятельная работа №1
Вариант №1
Задание 1.
В каком порядке будут заполняться подуровни:
4d; 3р; 3d; 4s; 5s; 4p
Задание 2.
Построить электронную и графическую конфигурацию атомов аргона и титана. К какому семейству относятся эти элементы?
Задание 3.
Определить атомы каких элементов имеют электронную конфигурацию:
а) 3s 2 3p 6 4s 2 б) 4s 2 4p 6 4d 1 5s 2
11 кл. Самостоятельная работа №1
Вариант №2
Задание 1.
В каком порядке будут заполняться подуровни:
4d; 3р; 3d; 4s; 5s; 4p
Задание 2.
Построить электронную и графическую конфигурацию атомов кальция и кобальта. К какому семейству относятся эти элементы?
Задание 3.
Определить атомы каких элементов имеют электронную конфигурацию:
а) 4s 2 4p 5 б) 3s 2 3p 6 3d 5 4s
Вариант 1
Часть А:
А 1 . Ядро атома заряжено положительно благодаря наличию в нем:
а) протонов, б) нейтронов, в) электронов, г) катионов.
А 2. В какой фразе речь идет об элементе водороде:
а) водород в 14,5 раза легче воздуха, б) массовая доля водорода в воде составляет 11,11%,
в) объемная доля водорода в смеси газов составляет 20%, г) водород в смеси с кислородом или воздухом взрывоопасна.
А 3. Число орбиталей на внешнем энергетическом уровне атома азота равно:
А 4 . Форму объемной восьмерки имеет орбиталь:
а) s, б) p, в) d, г) f.
А 5. Число энергетических уровней в атоме химического элемента совпадает:
а) с порядковым номером, б) с номером группы, в) с относительной атомной массой, г) с номером периода.
А 6 . Электронная конфигурация 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 2 4p 2 соответствует атому:
а) титана, б) кальция, в) германия, г) цинка.
А 7 . К какому семейству s – элементов относится:
а) кислород, б) гелий, в) хром, г) неодим.
А 8 . Максимальная валентность атома углерода в возбужденном состоянии равна:
а) одному, б) двум, в) трем, г) четырем.
А 9 . Число свободных орбиталей в атоме хлора в основном состоянии равно:
а) одному, б) трем, в) пяти, г) нулю.
А 10 . Наиболее ярко выражены металлические свойства у элемента:
а) калия, б) кальция, в) магния, г) натрия.
А 11 . Элемент, электронная конфигурация которого……3s 2 3p 4 , расположен:
а) во втором периоде, б) в третьем периоде, в) в четвертом периоде, г) в шестом периоде.
А 12 . Наиболее ярко неметаллические свойства выражены у элемента с электронной конфигурацией:
а) 1s 1 , б) 1s 2 2s 2 2p 1 , в) 1s 2 2s 2 2p 6 , г) 1s 2 2s 2 2p 5 .
А 13. Число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов в ряду N – P – As –Sb - Bi:
а) увеличивается, б) уменьшается, в) не изменяется, г) изменяется периодически.
А 14. Какой из перечисленных элементов образует все три типа оксидов: основный, амфотерный, кислотный:
а) хром, б) сера, в) кальций, г) алюминий.
А 15. Распределение валентных электронов в атоме соответствует конфигурации ….ns 2 np 2 . Формулы летучего водородного соединения и высшего оксида этого элемента соответственно:
а) Н 2 Э и ЭО 2 , б) ЭН 4 и ЭO 2 , в) ЭН 4 и ЭO г) ЭH 2 и ЭO.
Часть Б:
Б 1 . Сумма чисел протонов, нейтронов и электронов в атоме равна 134, причем число нейтронов превышает число электронов на 11. Напишите название элемента.
Б 2. Два атома имеют одинаковое число протонов, но разное число нейтронов в ядре. Как они называются по отношению друг к другу (в ответе укажите термин во множественном числе)?
Б 3 . С атомом калия произошло превращение К 0 – х → К + . Как называется частица х, которую отдал атом калия, превращаясь в катион?
Б 4. Назовите вещество из числа предложенных, в котором атом неметалла имеет неподеленную электронную пару: H 2 , NH 3 , CH 4 , C 2 H 6 .
Б 5. Элементы Х и У находятся в одном периоде и являются соседями, элементы У и Z расположены в одной группе и также по соседству. Элемент У входит в состав молекул кислот, образуемых элементами Х и Z . К какому классу веществ относятся соединения Х с У и Z с У . (термин напишите во множественном числе).
Часть С:
С 1. Охарактеризуйте химический элемент№31 на основании положения в периодической системе по следующему плану:
С2. Как изменяются металлические свойства, неметаллические свойства и радиусы атомов элементов с увеличением их порядкового номера в малых периодах и главных подгруппах в таблице Д.И.Менделеева.
С 3. Массовая доля водорода в соединении с элементом 4 группы равна 1,25%. Определите этот элемент. Напишите формулу его высшего оксида.
Контрольная работа №1 «СТРОЕНИЕ АТОМА».
Вариант 2
Часть А:
А 1 .Определите химический элемент по составу его атомной частицы – 18p, 20n, 18e:
а) F, б) Ca, в) Ar, г) Sr.
А 2. Общее число электронов у иона хрома Cr 3+ :
а) S 0 , б) Si 0 , в) O 2- , г) Ne + .
А 3. Восемь электронов на внешнем электронном слое имеет:
а) одному, б) трем, в) четырем, г) пяти.
А 4. Максимальное число электронов, занимающих 3s – орбиталь, равно:
а) 1, б) 2, в) 6, г) 8.
А 5. Число орбиталей на f-подуровне:
а) 1, б) 3, в) 5, г) 7.
А 6 . К p- элементам относится:
а) кремний, б) магний, в) водород, г) хром.
А 7. Элемент, атомы которого имеют электронную конфигурацию 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 - это:
а) K, б) Ca, в) Ba, г) Na.
А 8. Ряд элементов, образующих оксиды с общей формулой RO:
а) Ba, Sr, Ca, б) P, N, As, в) C, Si, Ge, г) B, A, Ga
А 9 . Наименьший радиус атома среди приведенных элементов имеет:
а) Mg, б) Ca, в) Si, г) Cl.
А 10. Из приведенных ниже элементов 3 – го периода наиболее ярко выраженные неметаллические свойства имеет:
а) Al, б) S, в) Si , г) Ar.
А 11. Порядковый номер элементов в периодической системе определяется:
а) зарядом ядра атома, б) числом электронов в наружном слое,
в) числом электронных слоев в атоме, г) числом нейтронов в атоме.
А 12 . Пара элементов, имеющих сходное строение внешнего и предвнешнего энергетических уровней:
а) B и Si, б) S и Se, в) K и Ca, г) Mn и Fe.
А 13. Изотоп железа, в ядре которого содержится 28 нейтронов, обозначают:
а) 54 Fe , б) 56 Fe, в) 57 Fe, г) 58 Fe.
А 14. Ряд элементов, расположенных в порядке усиления металлических свойств:
а) Sr – Rb - K, б) Be – Li - K, в) Na – K - Ca, г) Al – Mg - Be.
А 15. Амфотерным является гидроксид, формула которого:
а) Be(OH) 2 , б) Mg(OH) , в) H 2 SiO 3 , г) Ba(OH) 2 .
Часть Б:
Б 1. Сумма чисел протонов, нейтронов и электронов в атоме равна 273, причем число нейтронов превышает число электронов на 117. Напишите название элемента.
Б 2. Формула высшего оксида неметалла имеет формулу Э 2 О 7 . Как будет выглядеть формула летучего водородного соединения этого элемента, в какой группе периодической системы он находится?
Б 3. С атомом натрия произошло превращение Na 0 – х → Na + . Как называется частица х, которую отдал атом натрия превращаясь в катион?
Б 4. Назовите вещество из числа предложенных, в котором атом неметалла имеет четыре неспаренных электрона, которые участвуют в образовании связи: H 2 , NH 3 , CH 4 , C 2 H 6 .
Б 5. Расположите элементы: Si, B, O, Mg, P, Al, Cl в порядке возрастания восстановительных свойств
Часть С:
С 1. Охарактеризуйте химический элемент№29 на основании положения в периодической системе по следующему плану:
Состав и заряд ядра, общее число электронов в атоме, их распределение по энергетическим уровням и подуровням (электронная формула), семейство элементов, металл или неметалл, максимальная и минимальная степень окисления, формула водородного соединения, формула и тип высшего оксида, формула и характер соответствующего ему гидроксида.
С 2. Высший оксид элемента отвечает формуле ЭО 3 . Его водородное соединение содержит 2,47% водорода. Определите этот элемент. Напишите формулу его соединения с водородом.
С 3 . Определите валентные возможности атома хлора в основном и возбужденном состояниях. Напишите формулы соединений этого элемента, в которых нон проявляет указанные вами валентности.
Все в мире состоит из атомов. Но откуда они взялись, и из чего состоят сами? Сегодня отвечаем на эти простые и фундаментальные вопросы. Ведь многие люди, живущие на планете, говорят, что не понимают строения атомов, из которых сами и состоят.
Естественно, уважаемый читатель понимает, что в данной статье мы стараемся изложить все на максимально простом и интересном уровне, поэтому не «грузим» научными терминами. Тем, кто хочет изучить вопрос на более профессиональном уровне, советуем читать специализированную литературу. Тем не менее, сведения данной статьи могут сослужить хорошую службу в учебе и просто сделать Вас более эрудированными.
Атом – это частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, которая является носителем его свойств. Иными словами, это мельчайшая частица того или иного вещества, которая может вступать в химические реакции.
История открытия и строение
Понятия атома было известно еще в Древней Греции. Атомизм – физическая теория, которая гласит, что все материальные предметы состоят из неделимых частиц. Наряду с Древней Грецией, идеи атомизма параллельно развивался еще и в Древней Индии.
Не известно, рассказали тогдашним философам об атомах инопланетяне, или они додумались сами, но экспериментально подтвердить данную теорию химики смогли много позже – только в семнадцатом веке, когда Европа выплыла из пучины инквизиции и средневековья.
Долгое время господствующим представлением о строении атома было представление о нем как о неделимой частице. То, что атом все-таки можно разделить, выяснилось только в начале двадцатого века. Резерфорд, благодаря своему знаменитому опыту с отклонением альфа-частиц, узнал, что атом состоит из ядра, вокруг которого вращаются электроны. Была принята планетарная модель атома, в соответствии с которой электроны вращаются вокруг ядра, как планеты нашей Солнечной системы вокруг звезды.
Современные представления о строении атома продвинулись далеко. Ядро атома, в свою очередь, состоит субатомных частиц, или нуклонов – протонов и нейтронов. Именно нуклоны составляют основную массу атома. При этом протоны и нейтроны также не являются неделимыми частицами, и состоят из фундаментальных частиц - кварков.
Ядро атома имеет положительный электрический заряд, а электроны, вращающиеся по орбите – отрицательный. Таким образом, атом электрически нейтрален.
Ниже приведем элементарную схему строения атома углерода.
Свойства атомов
Масса
Массу атомов принято измерять в атомных единицах массы – а.е.м. Атомная единица массы представляет собой массу 1/12 части свободно покоящегося атома углерода, находящегося в основном состоянии.
В химии для измерения массы атомов используется понятие "моль" . 1 моль – это такое количество вещества, в котором содержится число атомов, равное числу Авогадро.
Размер
Размеры атомов чрезвычайно малы. Так, самый маленький атом – это атом Гелия, его радиус – 32 пикометра. Самый большой атом – атом цезия, имеющий радиус 225 пикометров. Приставка пико означает десять в минус двенадцатой степени! То есть, если 32 метра уменьшить в тысячу миллиардов раз, мы получим размер радиус атома гелия.
При этом, масштабы вещей таковы, что, по сути, атом на 99% состоит из пустоты. Ядро и электроны занимают крайне малую часть его объема. Для наглядности, рассмотрим такой пример. Если представить атом в виде олимпийского стадиона в Пекине (а можно и не в Пекине, просто представьте себе большой стадион), то ядро этого атома будет представлять собой вишенку, находящуюся в центре поля. Орбиты электронов при этом находились бы где-то на уровне верхних трибун, а вишня весила бы 30 миллионов тонн. Впечатляет, не так ли?
Откуда взялись атомы?
Как известно, сейчас различные атомы сгруппированы в таблицу Менделеева. В ней насчитывается 118 (а если с предсказанными, но еще не открытыми элементами - 126) элементов, не считая изотопов. Но так было далеко не всегда.
В самом начале формирования Вселенной никаких атомов не было и подавно, существовали лишь элементарные частицы, под воздействием огромных температур взаимодействующие между собой. Как сказал бы поэт, это был настоящий апофеоз частиц. В первые три минуты существования Вселенной, из-за понижения температуры и совпадения еще целой кучи факторов, запустился процесс первичного нуклеосинтеза, когда из элементарных частиц появились первые элементы: водород, гелий, литий и дейтерий (тяжелый водород). Именно из этих элементов образовались первые звезды, в недрах которых проходили термоядерные реакции, в результате которых водород и гелий «сгорали», образуя более тяжелые элементы. Если звезда была достаточно большой, то свою жизнь она заканчивала так называемым взрывом «сверхновой», в результате которого атомы выбрасывались в окружающее пространство. Так и получилась вся таблица Менделеева.
Так что, можно сказать, что все атомы, из которых мы состоим, когда-то были частью древних звезд.
Почему ядро атома не распадается?
В физике существует четыре типа фундаментальных взаимодействий между частицами и телами, которые они составляют. Это сильное, слабое, электромагнитное и гравитационное взаимодействия.
Именно благодаря сильному взаимодействию, которое проявляется в масштабах атомных ядер и отвечает за притяжение между нуклонами, атом и является таким «крепким орешком».
Не так давно люди поняли, что при расщеплении ядер атомов высвобождается огромная энергия. Деление тяжелых атомных ядер является источником энергии в ядерных реакторах и ядерном оружии.
Итак, друзья, познакомив Вас со структурой и основами строения атома, нам остается только напомнить о том, что готовы в любой момент прийти Вам на помощь. Не важно, нужно Вам выполнить диплом по ядерной физике, или самую маленькую контрольную – ситуации бывают разные, но выход есть из любого положения. Подумайте о масштабах Вселенной, закажите работу в Zaochnik и помните – нет поводов для беспокойства.
лабораторные работы
практические занятия
самостоятельная аудиторная работа
самостоятельная домашняя работа (типовой расчет)
контроль (защиты, коллоквиумы, зачет, экзамен)
Учебники и учебные пособия
Н.В.Коровин. Общая химия
Курс общей химии. Теория и задачи (под ред. Н.В.Коровина, Б.И.Адамсона)
Н.В.Коровин и др. Лабораторные работы по химии
Календарный план
Электролиты, |
||||||||||||||||||||
Хим.эквива |
||||||||||||||||||||
гидролиз, ПР |
||||||||||||||||||||
Электр.форму- |
13(2 ) |
|||||||||||||||||||
ГЭ, электролиз, |
||||||||||||||||||||
27(13,16) |
14(2 ) |
|||||||||||||||||||
коррозия |
||||||||||||||||||||
Квант.числа |
||||||||||||||||||||
17(2 ) |
||||||||||||||||||||
18(2 ) |
||||||||||||||||||||
Хим.связь |
||||||||||||||||||||
Комплексы |
||||||||||||||||||||
Термодинамика |
||||||||||||||||||||
Кинетика. |
||||||||||||||||||||
6(2,3 ) |
||||||||||||||||||||
Равновесие |
||||||||||||||||||||
Введение в курс химии
Химия в энергетическом институте – фундаментальная общетеоретическая дисциплина.
Химия – естественная наука, изучающая состав, строение, свойства и превращения веществ, а также явления, сопровождающие эти превращения.
М.В.Ломоносов |
Д.И.Менделеев |
|||||||
“Химическая |
||||||||
“Основах химии” 1871 |
||||||||
рассматривает |
свойства |
|||||||
г.) – “Химия – |
||||||||
изменения |
||||||||
учение об элементах и |
||||||||
объясняет |
||||||||
их соединениях”. |
||||||||
химических |
||||||||
превращениях происходит”.
«Золотой век химии» (конец XIX начало XX веков)
Периодический закон Д.И.Менделеева (1896)
Понятие о валентности введенное Э.Франкландом (1853)
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова (1861-1863)
Теория комплексных соединений А.Вернера
Закон действующих масс М.Гультберга и Л.Вааге
Термохимия, разработанная в основном Г.И.Гессом
Теория электролитической диссоциации С. Аррениуса
Принцип подвижного равновесия А.Ле Шателье
Правило фаз Дж.В.Гиббса
Теория сложного строения атома Бора-Зоммерфельда (1913-1916)
Значение современного этапа развития химии
Понимание законов химии и их применение позволяет создавать новые процессы, машины, установки и приборы.
Получение электроэнергии, топлива, металлов, различных материалов, продуктов питания и т.п. непосредственно связано с химическими реакциями. Например, электрическую и механическую энергии в настоящее время в основном получают преобразованием химической энергии природного топлива (реакции горения, взаимодействия воды и ее примесей с металлами и т.п.). Без понимания этих процессов невозможно обеспечить эффективную работу электростанций и двигателей внутреннего сгорания.
Познание химии необходимо для:
- формирования научного мировоззрения,
- для развития образного мышления,
- творческого роста будущих специалистов.
Современный этап развития химии характеризуется широким использованием квантовой (волновой) механики для интерпретации и расчета химических параметров веществ и систем веществ и основан на квантово-механической модели строения атома.
Атом - сложная электромагнитная микросистема, являющаяся носителем свойств химического элемента.
СТРОЕНИЕ АТОМА
Изотопы – разновидности атомов одного химического
элемента, имеющие одинаковый порядковый номер, но разные атомные числа
Мr (Cl)=35*0,7543 + 37*0,2457 = 35,491
Основные положения квантовой механики
Квантовая механика - поведение движущихся микрообъектов (в том числе и электронов) – это
одновременное проявление, как свойств частиц, так и свойств волн – двойственная (корпускулярноволновая) природа.
Квантование энергии: Макс Планк (1900 г., Германия) –
вещества испускают и поглощают энергию дискретными порциями (квантами). Энергия кванта пропорциональна частоте излучения (колебания) ν :
h – постоянная Планка (6,626·10-34 Дж·с); ν=с/λ , с – скорость света, λ – длина волны
Альберт Эйнштейн (1905 г.) : любое излучение - это поток квантов энергии (фотонов) E = m· v 2
Луи де Бройль (1924 г., Франция): электрон также характеризуется корпускулярно-волновой двойственностью - излучение распространяется как волна и состоит из мелких частиц (фотонов)
Частица – m, |
mv , E =mv 2 |
||||
Волна - , |
E 2 = h = hv / |
||||
Связал длину волны с массой и скоростью: |
|||||
Е1 = Е2 ; |
H/ mv |
||||
неопределенности |
Вернер Гейзенберг (1927г., |
||||
Германия) |
произведение |
неопределенностей |
положения |
||
(координаты) |
частицы х и |
импульса (mv) не |
может быть |
меньше h/2
х (mv) h/2 (- погрешность, неопределенность) Т.е. положение и импульс движения частицы принципиально невозможно определить в любой момент времени с абсолютной точностью.
Электронное облако Атомная орбиталь (АО)
Т.о. точное нахождение частицы (электрона) заменяется понятием статистической вероятности нахождения ее в определенном объеме (около ядерного) пространства.
Движение е- имеет волновой характер и описывается
2 dv - плотность вероятности нахождения е- в определенном объеме около ядерного пространства. Это пространство называется атомной орбиталью (АО) .
В 1926 г Шредингер предложил уравнение, которое математически описывает состояние е - в атоме. Решая его
находят волновую функцию . В простом случае она зависит от 3-х координат
Электрон несет отрицательный заряд, его орбиталь представляет собой определенное распределение заряда и называется электронное облако
КВАНТОВЫЕ ЧИСЛА
Введены для характеристики положения электрона в атоме в соответствии с уравнением Шредингера
1. Главное квантовое число (n )
Определяет энергию электрона - энергетический уровень
показывает размер электронного облака (орбитали)
принимает значения – от 1 до
n (номер энергетического уровня): 1 2 3 4 и т.д.
2. Орбитальное квантовое число (l ) :
определяет – орбитальный момент количества движения электрона
показывает – форму орбитали
принимает значения – от 0 до (n -1)
Графически АО изображается Орбитальное квантовое число: 0 1 2 3 4
Энергетический подуровень: s p d f g
Е увеличивается
l =0 |
s –подуровень s –АО |
|
p- подуровень р -АО |
||
Каждому n соответствует определенное число значений l , т.е. каждый энергетический уровень расщепляется на подуровни. Число подуровней равно номеру уровня.
1-ый энерг.уровень → 1 подуровень → 1s 2-ой энерг.уровень → 2 подуровня → 2s2p 3-ий энерг.уровень → 3 подуровня → 3s 3p 3d
4-ый энерг.уровень → 4 подуровня → 4s 4p 4d 4f и т.д.
3. Магнитное квантовое число (m l )
определяет – значение проекции орбитального момента количества движения электрона на произвольно выделенную ось
показывает – пространственную ориентацию АО
принимает значения – от –l до + l
Любому значению l соответствует (2l +1) значений магнитного квантового числа, т.е. (2l +1) возможных расположений электронного облака данного типа в пространстве.
s - состояние – одна орбиталь (2 0+1=1) - m l = 0, т.к. l = 0
p - состояние – три орбитали (2 1+1=3)
m l : +1 0 -1, т.к. l =1
ml =+1 |
m l =0 |
m l = -1 |
Все орбитали, принадлежащие одному подуровню, имеют одинаковую энергию и называются вырожденными.
Вывод: АО характеризуется определенным набором n, l, m l , т.е. определенными размерами, формой и ориентацией в пространстве.
4. Cпиновое квантовое число (m s )
«спин» - «веретено»
определяет - собственный механический момент электрона, связанный с вращением его вокруг своей оси
принимает значения – (-1/2· h/2) или (+1/2· h/2)
n = 3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
l = 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
m l = -1, 0, +1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
m s = + 1/2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принципы и правила
Электронные конфигурации атомов
(в виде формул электронных конфигураций)
Указывают цифрами номер энергетического уровня
Указывают буквами энергетический подуровень (s, p, d, f );
Показатель степени подуровня означает число
электронов на данном подуровне
19 К 1s2 2s2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1
минимальной
Электроны в атоме занимают наиболее низкое энергетическое состояние, отвечающее наиболее устойчивому его состоянию.
1s 2s 2 p 3 s 3 p 3 d 4 s 4 p 4 d 4 f
Увеличение Е
Клечковского
Электроны размещаются последовательно на орбиталях, характеризуемых возрастанием суммы главного и орбитального квантовых чисел (n+l) ; при одинаковых значениях этой суммы раньше заполняется орбиталь с меньшим значением главного квантового числа n
1 s <2 s < 2 p = 3 s < 3 p = 4 s < 3 d = 4 p и т. д
Контрольная работа №1 «Строение атома. Периодическая система. Химические формулы»
Закирова Олися Тельмановна –учитель химии.
МБОУ " Арская средняя общеобразовательная школа № 7 "
Цель: Проверить системность, прочность, глубину знаний по теме«Строение атома. Периодическая система. Химические формулы» . Проконтролировать степень усвоения учащимися знаний о строении атома, умения характеризовать элемент по положению в ПСХЭ, определять молекулярную массу соединений.
1 этап. Организационный момент. 1.Приветствие.
2. Организация рабочих мест.
3. Оглашение цели урока учащимся
Постановка цели урока:
Повторение, обобщение и систематизация понятий. ПЗ и ПСЭ Д. И. Менделеева
2этап: Повторение, обобщение и систематизация понятий
Вариант 1.
1. Чем определяется место химического элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева?
А) числом электронов в атоме Б) числом электронов на внешнем уровне;В) числом нейтронов в атомном ядре;
Г) числом протонов в атомном ядре;Д) правильного ответа нет.
2. Чем определяются свойства химических элементов?А) величиной относительной атомной массы;Б) зарядом атомного ядра;В) числом электронов на внешнем уровне;Г) числом электронов в атоме;Д) правильного ответа нет.
3. Каким образом можно определить число электронных уровней в атоме любого химического элемента?
4. Каким образом можно определить число электронов на внешнем слое у атомов элементов главных подгрупп?
А) по номеру периода;Б) по номеру группы;В) по номеру ряда;Г) правильного ответа нет.
5. Как изменяется радиус атома с увеличением порядкового номера элемента в периоде?
А) увеличивается;Б) уменьшается;В) не изменяется;Г) закономерность в изменениях отсутствует.
6. Атом какого из перечисленных элементов имеет наибольший радиус?
А) бериллий; Б) бор; В) углерод; Г) азот.
7.Найти молекулярную массу CO 2 ; H 2 SO 4
Вариант 2.
1. Как изменяются свойства химических элементов в периоде с увеличением заряда ядра?
А) металлические свойства усиливаются;Б) металлические свойства периодически повторяются;
В) неметаллические свойства усиливаются;Г) правильного ответа нет.
2. У какого элемента наиболее ярко выражены металлические свойства?А) кремний;Б) алюминий;В) натрий;Г) магний.
3. Как изменяются свойства элементов в главных подгруппах периодической системы с увеличением заряда ядра?
А) металлические свойства ослабевают;Б) металлические свойства не изменяются;
В) неметаллические свойства не изменяются;Г) правильного ответа нет.
4. У какого элемента наиболее ярко выражены неметаллические свойства?А) сера;Б) кислород;В) селен;Г) теллур.
5. Чем определяется место химического элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева?А) массой атома;Б) зарядом ядра атома;
В) числом электронов на внешнем уровне;Г) числом электронных уровней атома;Д) правильного ответа нет.
6. По номеру периода, в котором расположен химический элемент, можно определить:А) число электронов в атоме;
Б) число электронов на внешнем электронном уровне;В) высшую валентность элемента;
Г) число электронных уровней в атоме;Д) правильного ответа нет.
7.Найти молекулярную массу CO ; H 2 SO 3
Вариант 3.
1. Чем определяются свойства химического элемента?А) числом электронов в атоме;Б) количеством электронных уровней в атоме;В) числом нейтронов в атомном ядре;Г) правильного ответа нет.
2. По номеру группы, в которой расположен атом, можно определить:А) число электронов в атоме;
Б) число электронов на внешнем электронном уровне в атоме любого элемента в группе;
В) число электронов на внешнем электронном уровне в атоме элемента главной подгруппы данной группы;
Г) количество электронных уровней в атоме;Д) правильного ответа нет.
3. Как изменяется радиус атома в периоде с увеличением порядкового номера элемента?
А) не изменяется;Б) увеличивается;В) уменьшается;Г) периодически повторяется.
4. Как изменяются свойства химических элементов в периоде с увеличением заряда ядра?А) металлические свойства ослабевают;Б) металлические свойства периодически повторяются;В) неметаллические свойства ослабевают;
Г) неметаллические свойства периодически повторяются;Д) правильного ответа нет.
5. Как изменяются свойства элементов в главных подгруппах ПСХЭ Д.И. Менделеева с увеличением заряда ядра?
А) металлические свойства усиливаются;Б) неметаллические свойства усиливаются;
В) свойства не изменяются;Г) правильного ответа нет.
6. У какого элемента наиболее ярко выражены неметаллические свойства?
А) германий;Б) мышьяк;В) бром;Г) селен.
7.Найти молекулярную массу H 2 O ; H 3 PO 4
3 этап: Подведение итогов урока.