Прощеное воскресенье — возможность примириться с обидчиками. Прощенное воскресенье
— это особенный праздник. В последний день Масленицы все хотят очистить свою душу. Этот день специально создан для того, чтоб очиститься к Великому посту и на сердце стало легко. Бывает так, что случайно обижаешь человека неловкой фразой и даже не знаешь этого. Иногда так сложно попросить простить тебя, но этот день специально создан для этого. Каждый человек может ошибиться и нужно давать ему шанс на исправление, Прощеное воскресение именно тот подходящий день. Часто случайно мы обижаем своих близких людей и потом жалеем об этом. Поэтому, есть шанс у каждого, что в Прощеное воскресение он получит долгожданное прощение. Сначала каются те, кто младше, затем по старшинству.
Что делают в Прощеное воскресенье
Днем по традиции люди идут на кладбище, поминают ушедших в мир иной. Приносят дары умершим просят защитить от нечистой силы и злых духов. Прощения правильно просить в церкви вечером на литургии. В этот день по традиции на вечерней службе настоятель храма просит прощения у прихожан и клира. Те должны ответить ему взаимностью, поклониться. Прихожане по очереди подходят и просят прощения у настоятеля. После посещения церкви все собираются дома за столом, просят еще раз простить их и идут спать. В деревнях люди ходят в баню, чтоб очистить тело, мысли и душу. В прощеное воскресение обязательно нужно молиться.
Прощения просят вслух, громко, от души. На просьбу простить следует отвечать либо «Бог простит, меня прости», либо «Бог простит, и я прощаю». Этот день, несомненно, важный для каждого человека, ведь так сложно бывает добиться прощения.
Прощеное воскресенье. Традиции.
Служители церкви с древних времен перед наступлением Великого поста уходили далеко в пустыню, чтоб подготовить душу к празднованию светлой Пасхи. Расходились на расстояние друг от друга и в течение 40 дней молились в одиночестве. Пустыня полна опасностей, сложно прожить в ней, особенно в одиночестве. Многие не могли пережить такое и умирали, поэтому каждый хотел проститься друг с другом и просил прощения. Было принято прощать всех, потому что существовала возможность больше никогда не увидеться. Когда заканчивался Великий пост, все были чисты душой.
В наши дни традиция сохранилась и все, подражая древним монахам хотят очистить душу от обид и злобы. Главной традицией также является сжигание чучела Масленицы, тем самым очищая дорогу весне и плодородию, растапливая лед, снег и холод, защищаясь от смерти и неприятностей.
Неповторимый и незаменимый атрибут Прощеного воскресения это блины. Они представляют собой образ солнца, такого же круглого желтого и теплого. После праздника наступает Великий пост — самый долгий православный пост.
Еще на Руси существовала традиция, что царь просил прощения у всех, с кем приходится общаться. Он объезжал земли, посещал монастыри и навещал войска. Сейчас во многих семьях остается такая традиция, что самый старший садится на стул, и все члены семьи подходят к нему по очереди и просят прощения. После старший выходит на середину комнаты и просит прощения у своей семьи. За грубые слова, за то, что не оказывал должной помощи или не выслушал вовремя. Все должны простить друг друга. После проведения такого традиционного обряда, с чистой душой и хорошим настроением все члены семьи садятся за один стол, и начинается вечерняя трапеза, потому что в понедельник наступает долгий Великий пост, который заканчивается
В первые четыре дня Великого поста утренние (кроме понедельника) в храмах совершаются особые великопостные утренние богослужения, читаются часы. Вечером - совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Собранные воедино события ветхозаветной и новозаветной истории излагаются с глубоким сердечным сокрушением, предлагая Христианам спасительные уроки покаяния и деятельного обращения к Богу...
_____________________
ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛИВА
В первую пятницу Великого Поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздаётся верующим.
Молебен пред чудотворной иконой Божией Матери "Семипалатинско-Абалацкая" в этот день не служится
______
ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ - по окончании вечернего великопостного богослужения
_________
В ЭТОТ ДЕНЬ МНОГИЕ, КТО ИСПОВЕДОВАЛСЯ ВЧЕРА СТАРАЮТСЯ ПРИЧАСТИТЬСЯ
Суббота первая Великого Поста. Память Феодора Тирона
и совершенного им чуда: язычники специально осквернили пищу на рынках Константинополя, но благодаря предупреждению великомученика верующие смогли сделать запасы и не покупать оскверненную еду. Именно поэтому, накануне, в пятницу вечером, освящалось коливо в память о чуде.
__________
Первое воскресение Великого Поста
Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу - Торжества Православия.
Это первая торжественная служба Великого Поста, когда слышишь, как на колокольне трезвонят “во вся тяжкая” колокола… и становится так радостно, что наше православие такое могучее и просторное. И ты целиком ощущаешь, что такое “Торжеством Православия”...
_________
По будням Литургия не совершается , причащаются только в среду и пятницу ранее освященными Дарами.
Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных даров
(младенцев за такой Литургией не причащают)
Прощеное воскресение
Последнее воскресение перед Великим Постом - это и есть Прощеное воскресенье.
И в этот день, уже даже когда идешь в храм, ступаешь тише, и, затаив дыхание, входишь в темноту… Все молчат, многие в темном, и храм весь переоделся…
И вот, когда в храме погасят свет, и настоятель, выйдя в темной епитрахили на амвон, будет говорить тихим голосом о наступающих днях Поста, и о том, что мы сейчас будем друг у друга просить прощения. Все мы, раскрыв свои сердца друг другу: и священнослужители, и простые миряне всех возрастов - будем просить друг у друга прощение.
Подойдем теперь сначала к иконе Христа, нашего Бога и нашего Спасителя, Который дорогой ценой заплатил за власть простить; обратимся к Матери Божией, Которая отдала Своего Единородного Сына за наше спасение; если Она простит – кто нам откажет в прощении? А затем обратимся друг ко другу. А пока мы ходим, будем слышать уже не покаянное пение, но как бы настигающую нас еще издалека песнь Воскресения, которая станет громче на полпути, когда придет время поклонения Кресту, а потом заполнит этот храм – и весь мир! – в ночь, когда воскрес Христос, одержав победу.
Прощеное воскресенье, исторически, это день, в который монахи одной египетской обители прощались друг с другом перед длительным великопостным путешествием по пустыне, из которого возвращались далеко не все, по причине засухи, болезней, диких зверей или банальной старости. Попросить перед долгой разлукой прощения у людей, с которыми прожил целый год под одной крышей, которых, наверняка, неоднократно огорчал своею жизнью за все это время и которых, возможно, никогда уже больше не увидишь – что может быть более естественным?
Да, не для всех понятен «странный» церковный обычай собираться в храме и просить прощения у людей , с которыми, может быть, за весь год и парой слов-то не перекинулся. Да, не все удовлетворятся тем объяснением, что прощение – это лучшее противоядие от самого распространенного и опасного греха осуждения. Но, тем не менее, если мы свято чтим такие «традиции», как объесться блинами на Масленицу и куличами на Пасху, почему бы не подойти с такою же серьезностью и к этому русскому обычаю – попросить друг у друга прощения в последнее воскресенье перед Великим постом? И если уж чью-то «тонкую душевную организацию» так прям выворачивает от той фальши, с которой неизбежно приходится «прощаться» с теми, кого «ни разу ни в чем не обижали», не надо слать им этих пошлых стишков и дарить штампованных открыток с плюшевыми мишками и дежурной фразой «Прости!..» Ну его, не в чем прощения просить – может, и не надо…
Лучше вспомнить: неужели в вашей жизни нет ни одного человека, перед которым реально стоило бы извиниться? Такой человек обязательно должен быть. Потому что никогда не обижаются только на мебель, да на покойников (и то, знаете ли, всякое бывает)… Не пишите этому человеку SMS-ок. Не дарите ему открыток. Позвоните. А еще лучше – постучитесь в дверь его дома. Тем более – есть такой замечательный повод, как Прощеное воскресенье!
Прощеным это воскресенье называется не только потому, что после вечерни происходит чин прощения . Уже на литургии утром в евангельском чтении говорится о прощении: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15).
Вечерня Прощеного воскресенья - это первая служба Великого поста , ведь в Церкви день начинается с вечера. Ее последование немногим отличается от вечерни среды или пятницы Сырной седмицы, на которых уже делаются земные поклоны и читается молитва Ефрема Сирина, - просто на них мало кому удается прийти.
Различий несколько: открываются царские врата, меняются облачения священников и убранство храма на черный и звучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…», выражающий главное настроение первых дней Поста - светлую печаль: «таинственную смесь отчаянья и надежды, тьмы и света» для человека, слабого отрока, безвольного раба, стремящегося в Царство Божие, но ощущающего себя изгнанным из него.
Светлая печаль - потому, что одновременно с осознанием греховности возникает и покаяние как путь к возрождению, обновлению души. Не случайно в одном из песнопений Триоди постной пост сравнивается с весной - «возсия весна постная». Только в начале весны бывает такой холодный свет, такой прозрачный воздух, и мне кажется, он очень соответствует духовному переживанию начала Поста - чистоте, трезвенности, что передается всем богослужебным строем Поста - тихие строгие распевы, темные облачения, мерные поклоны. Весна - это обновление жизни, обновление духа, но «весна душам» начинается прикровенно в самой глубине, как и в природе ранняя весна, которая наступает в это время: зримых изменений вроде нет, но уже день стал длиннее, и тьма отступает.
Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом : начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. И сам чин прощения, который миряне совершают на богослужении раз в год, в монастырях принято совершать ежедневно на повечерии. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост - очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом, по слову Христа: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Лк. 12: 58).
После вечерни настоятель храма обращается к народу со словом, в конце которого первый просит прощения. Здесь в каждом храме могут быть свои традиции, но, как правило, священство храма выходит с крестами, и прихожане поочередно подходят сначала к ним, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю» . Хор в это время поет обычно песнопения подготовительных дней к Великому посту, такие, как «Покаяния отверзи ми двери», а в некоторых храмах и Пасхальные стихиры, как бы указывая ту цель, к которой мы начинаем путь.
И даже если вы никого на приходе не знаете, все равно очень важно сходить на эту службу, чтобы почувствовать атмосферу наступающего Великого поста и начать свое покаяние просьбой прощения у священника.
Чин прощения повторяется Великим постом еще несколько раз: первые четыре дня первой седмицы, когда читается канон Андрея Критского, но не целиком, когда все просят прощения друг у друга, а кратко - настоятель храма в конце службы говорит: простите меня, отцы и братья, и делает земной поклон, на который верующие также отвечают земным поклоном. И еще раз в более полном варианте чин прощения повторяется в Великую среду перед последней этим Постом Литургией Преждеосвященных Даров - перед наступающим Великим четвергом , Тайной вечерей и страстными событиями Великой пятницы. Об этом говорится в Постной триоди. Его смысл - также отложить все свои «земные попечения» и достойно подготовиться к службам, на которых мы будем проживать самые страшные и важные события истории мира.
Главным в этот день должен стать вопрос: неужели я желаю кому-то погибели и наказания Божия - или, несмотря ни на что, желаю ему спасения и вечной жизни, хочу, чтобы Бог его простил, помиловал, несмотря на мои с ним, может быть, разногласия, может быть, зло, которое он мне сделал? И если я ему спасения не желаю, могу ли идти к Пасхе, когда, как говорит святитель Иоанн Златоуст в своем слове: «…все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» А на выяснение отношений, попытки понять другого, его поступка иногда уходит вся жизнь.
Конечно, в этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения у наших близких. В храме, всем вместе, это сделать проще. Проще просить прощения и простить. Эту возможность, которой нельзя пренебречь, и дает нам Церковь в Прощеное воскресенье.
Есть ситуации, когда просить прощения бывает незачем. Редко бывает, когда отношения настолько идеальны, что в них не случается никаких шероховатостей. Но если, например, мы с кем-то совсем недавно мирились после неких недоразумений, и все эти недоразумения разрешены окончательно, зачем еще нужен формальный ритуал именно в этот день? Если, например, прихожанин исповедовался несколько дней назад, и с тех пор был оберегаем Богом от искушений, глупо требовать от него перед причастием новой исповеди просто потому, что «так надо». Так же и с прощением друг друга. Еще бессмыслица – обмен прощениями между людьми практически незнакомыми, которым вряд ли случалось друг на друга обижаться.
Наверное, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. Как правило, «непрощенный» в такой ситуации пытается доказывать, что «так положено»; в ответ на это можно ласково напомнить об опасности формального отношения к необходимости примирения перед постом. Но только если это напоминание действительно будет кротким и с любовью, иначе отсутствовавший для взаимного прощения повод может тут же и появиться.
И ЕЩЕ РАЗ: вспомните в этот день человека, п еред которым реально стоило бы извиниться? … Не пишите этому человеку SMS-ок. Не дарите ему открыток. Позвоните. А еще лучше – постучитесь в дверь его дома.
С НАЧАЛОМ ВЕЛИКОГО ПОСТА, БРАТ И СЕСТРА МОЯ!
…Образа, алтарь, распятие,
Покаянный плач летит.
Вы простите, сестры, братия:
Отвечают: Бог простит.
Ни грехов своих, ни горестей
Сердце нынче не таит.
Вы простите перед Господом,
Как правильно: прощённое воскресенье или прощёное воскресение?
- Воскресение от глагола воскрес нуть(этимологич. связано со словом крест), в русском языке это возрождение, возвращение к духовным истокам, возвращение к жизни на более высоком нравственном уровне - в библейском контексте.
Прощное воскресенье.
Правильно писать с одной буквой н, а не с двумя.
Это следует из того, что слово воскресенье является именно прилагательным, и не является причастием, потому что в этом сдучае не идт речь о прощении воскресенья, а именно идт речь о событиях в этот день.
Что касается мягкого знака, то традиционно слово воскресенье мы пишем именно так, а не с буквой и.
Обычно в такой день наши умы заняты чем то более важным, и зачастую у нас возникают именно такие вопросы. И что бы убедиться, не говорим, или не пишем мы с ошибкой, мы прибегаем к помощи и подсказкам, вроде тех, что изложены здесь.
Прощенное Воскресенье или прощеное?Как пишется?Неважно!Главное- простить!Главное-прощение!/из воскресной проповеди/
Как верно пишетсяПрощенное?
Неважно.Важно всех простить.
Крещеные мы в храме,не крещеные,
Давайте просто жить.
Зачем вражду на свете множить нам?
Зачем копить обиды нам?
Собрать бы в кучу всех их множество
И выбросить как старый хлам
А на очищенном пространстве парк
Любви,Согласия,Весны
Мы обустроим.И повесим мирный флаг-
Пред совестью своей чисты.
(стихи Натальи Алексеевны Исаевой)
Правильным будет следующее правописание: ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.
В данном случае речь идет о прилагательном. Правописание одной или двух согласных Н в суффиксе зависит от того, какой это суффикс.
Два НН пишется, например, в суффиксе ИНН (длинный).
В суффиксе ЕН будет писаться одна согласная Н. Как например в таком слове как масленый. Но впричатиях будет писаться уже две буквы Н.
В словосочетании Прощеное воскресенье слово прощеное пишется с одной буквой Н. Скорее всего это слово образовалось от глагола прощать, а не простить. В Прощеное воскресенье всех прощают. Хотя в этимологии слова я могу ошибаться. Но пишется оно точно с одной Н. Если причастие (чем по форме является слово прощеное) образовано от глагола несовершенного вида, у него нет приставки, зависимого слова, суффикса -ова-/-ева-, то в нем пишется одна Н. А вот в словосочетании прощенный муж причастие прощенный образовалось от глагола простить, т.е. мужа простили за плохое поведение. Этот глагол совершенного вида, поэтому в причастии пишется одна Н.
Чтобы не ошибаться и писать правильно, нужно понимать, какая часть речи перед нами - прилагательное или причастие.
Для этого вспомним, в чем состоит основное отличие прилагательного от причастия: прилагательное обозначает качество (предмета), а причастие - совершаемое действие.
Теперь другое правило: правописание н и нн в прилагательных и причастиях: одну букву н пишем в прилагательных, две - в причастиях. Для самопроверки: в причастиях обычно присутствуют или приставки, или зависимые слова. Так, в предложении: Прощенные мною друзья-товарищи никогда более на моем горизонте не появлялись, слово прощенные является причастием и пишется с двумя буками н, а в словосочетании прощеное воскресенье, прощеное - это прилагательное, соответственно, пишем с одной н.
В русском языке сосуществуют оба слова: прощное и прощнное . Думаю, что оба слова с суффиксами -ен- или -енн- являются отглагольным образованием. Они образованы от глагола простить. Но в этих словах есть семантическая, смысловая разница
Слово прощное в единстве со словом воскресенье является прилагательным и обозначает только признак предмета. Пишется оно традиционно с одной буквой н в суффиксе. А слово прощнное - это страдательное причастие прошедшего времени в полной форме, которое имеет в себе признак действия , то есть кого-то за что-то должны простить:
Я ушла, прощенная им, с легкой душой.
Различаем также подобные пары слов:
посажный отец - посаженный мной куст;
суженый жених - суженный ручей;
конченый человек - конченный разговор;
приданое невесты - приданное частице ускорение.
Для того, чтобы определиться с правильностью написания слова, необходимо разобраться к какой части речи оно относится: к прилагательному или же к причастию. Итак, в случае с прилагательным, а это как раз и есть наш случай, в суффиксе ен пишется одна буква н, а вот две буквы нн будут писаться в случае, если имеет место суффикс инн. Поэтому правильно писать ПРОЩНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.
А вот если бы речь шла о причастии, то мы бы писали в суффиксе енн удвоенную н.
Да, действительно, наш русский могучий язык сразу и не поймешь правильно, этому еще необходимо поучиться. По правилам русского языка, правильно будет писать, так Прощеное воскресенье .
Слово прощенное , является прилагательным, потому что отвечает на вопрос какое , образовано от слова прощать имеет средний род и находится в единственном числе.
Согласитесь, для того, чтобы на душе было легко спокойно, нам людям необходимо прощать своих обидчиков и забывать все зло которое они нам причинили.
Хотя оба слова ПРОЩННОЕ и ПРОЩНОЕ существуют в русском языке, правильно будет ПРОЩНОЕ ВОСКРЕСЕННЬЕ, то есть использование прилагательного, так как страдательное причастие здесь не при чм: воскресенье ни в чм не провинилось и его никто не прощал.
Задавая этот вопрос, я ставила целью привлечь внимание к 4м словам: к прилагательному прощное -с единственной н, к причастию - прощнное (с двойной н), а также к окончаниям слов воскресенье - с мягким знаком, и воскресение - с буквой и. В русском языке сосуществуют все четыре слова: прощное и прощнное, воскресенье и воскресение. И если с прощением все более или менее понятно, то суть воскресений, которые являются близкородственными, но не взаимозаменяемыми, - требует дополнительной расшифровки, так как слова воскресение и воскресенье этимологически близки, но в современной речи несут разную смысловую нагрузку:
воскресенье - употребляется в узком смысле определения 7 дня недели, посвященному духовным практикам совершенствования, день связан с библейским преданием о воскресении Иисуса Христа, отсюда их родственная связь.
Подводя итог, правильнее будет говорить - прощное воскресенье (как духовная практика), но воскресение Христа.
Правильно будет писать Прощеное Воскресенье с одной буквой н.
В данным словосочетании прилагательное прощеное означает признак предмета и пишется с суффиксом -ен согласно принятым правилам русского языка.
В преддверии Масленицы люди начинают вопросом задаваться — Прощенное воскресенье в 2017 году какого числа наступает и как к нему, собственно, готовится, что за день, и каковы его обычаи. Это самый запоминающийся день Масленичной недели, в 2017 году он наступает 26 февраля. Все православные и даже атеисты в этот день отмечают не праздник, а порывы души, у кого она есть, и просто ритуал, кто остался только «с телесной оболочкой». Главной целью этого дня принято приносить извинения за грехи своим близким и знакомым людям. Постараться простить других, чтобы не держали обиду на тебя.
В Прощеное воскресенье надо искренне постараться найти мир в своей душе и примирение с другими людьми, подготовиться к освобожденными от всех прегрешений.
В этот день просят простить у всех, перед кем оказался виноват. Прося прощения у родных и близких, надо не забыть и про малознакомых людей. А вдруг вы, не ведая того, могли обидеть их чем-то. Ведь иногда человек даже не замечает, или не придает значение своим неблаговидным поступкам и словам, а они могут иметь ох какие тяжелые последствия. Один мой знакомый поразил меня. когда сказал: Меня и словом убить можно…» а сам — вроде крепкий мужик. Вот так вот, оказывается, за внешней крепкой оболочкой такая ранимая душа…
Прощеное воскресенье предоставляет один из мотивов обратиться к родным. Не задумываясь, очень часто обижают именно самых близких людей. Просто не оказали должного внимания родителям, не сказали ласкового слова ребенку, нагрубили брату или сестре. И когда приходит понимание, что был не прав, что надо обязательно извиниться и выпросить прощение. День этот дает возможность сделать остановку, посмотреть на прошедшие дни и года, и попросить прощения у дорогих тебе людей. Желательно — за конкретные поступки: сказал грубое слово, не помог в чем-то, не оказал должного внимания – просим простить лучше «поименно».
Как провести день
Прощеное воскресенье по православным канонам необходимо провести правильно, хотч в народе по старинке совмещают и христианские правила, и древние обычаи — что поделаешь, сильны в народе традиции предков!
С утра надо прийти в церковь на службу, где батюшка читает молитву о помощи Господа на Великий пост. Затем происходит торжество прощания с Масленичной неделей (Масленицей), когда можно печь блины, покушать пищу, приготовленную на молоке, рыбу, но нельзя кушать мясо. Чучело Масленицы, по старым народным традициям (языческим, кстати), сжигается на костре, в огонь бросается вся оставшаяся «скоромная» еда — завтра Пост!
После этого снова нужно идти в церковь на чин прощения. Эта служба проходит уже воскресным вечером. Она не очень долгая, но запоминающаяся по своей красоте. После молитвы священнослужители просят у собравшихся прихожан прощения, а мирской люд — друг у друга и церковнослужителей, со словами: «Простите меня», на что следует обычно ответ — «Бог простил и мы тебя прощаем».
Народные традиции
Перед Постом последнее воскресенье в деревнях и городах отмечают по-разному. На торжествах по случаю проводов Масленицы кто-то дрался «на кулаках», а кто-то готовился к Великому посту. В Родительскую субботу, перед Прощенным воскресеньем, православные посещают кладбище, прося прощения у умерших за все обиды, нанесенные вольно или невольно. Возле могилы, по народной традиции, положено отбить по 3 поклона и положить угощение, принесенное с торжества проводов Масленицы.
Молодожены должны в Прощеное воскресенье посетить родителей, если они живут отдельно, крестных отца и мать, старших родственников и просить прощения у них с вручением подарков: платков, полотенец, пряников.
Главное действие Прощеного воскресенья начинается вечером, с первыми ударами «печального благовеста». Колокольный звон церкви созывает всех жителей на вечернюю службу, на чин прощения. После завершения службы нужно пройтись по домам родных и знакомых, прося у них прощения, и по дороге раздавая милостыню.
Завершив обход, все возвращаются домой на ритуальный ужин — заговины. После окончания последнего сытного ужина, члены семьи просят друг у друга прощение, начиная с самых младших.
Обязательно попросить прощения и у Господа за грехи, . Нам знакомо и то, что прощение других людей дается легче, чем просить прощение самому. У православных покаяние считается трудным подвигом.
Прощеное воскресенье является замечательным поводом собрать всю семью за одним столом, простить обиды и неприятные слова, сказанные в ярости, показать любовь ко всем родным и близким. Прощайте всех от чистого сердца и с чистой душой. Прощение нас и наших близких в руках Господа. И он будет решать. Но если прощать людям их прегрешения, то и Отец Небесный нас простит.
Семенова Марина
Обсуждение: 3 комментария
Первым должен мириться тот, кто больше любит. Первым должен мириться тот, кто совершеннее. Первым должен мириться тот, кто выше в своем духовном развитии. Далеко не всегда начинает мириться тот, кто виноват. Потому что обычно в ссоре все считают виновным не себя, а другого. Если думать, что пусть первым мирится тот, кто виноват, тогда примирения может вообще не произойти.
Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать, и время терять, время сберегать, и время бросать;
Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру…
Книга Екклесиаста, гл. 3
Быстро летит время. Совсем, кажется, недавно были Рождество Христово и Святки — радостные, праздничные дни. Однако, вот уже и праздник Крещения Господня с трескучими морозами прошел, а за ним незаметно подошел февраль с вьюгами и снегопадами.
В конце февраля появляются первые признаки скорой весны. Заметно прибавляется день, а проглянет солнышко, и небо становится по-весеннему бирюзовым.
На пороге весны начинается Великий Пост — время перемен. В природе — это весеннее половодье, яркие солнечные дни, прилет первых птиц. В жизни людей Великий Пост — время духовного обновления, время покаяния.
На первый взгляд в жизни церкви с приближением Великого Поста мало что изменяется. Но это обманчивое впечатление.
В храме становится меньше яркого света, а прихожане стараются избегать ярких праздничных нарядов. С приближением Великого Поста начинает изменяться ход Богослужений. Особенно заметно изменяются песнопения во время церковных служб.
В своих проповедях во время праздничных воскресных Богослужений отец Андрей постепенно приготовляет прихожан к Великому Посту.
Перед Великим Постом таких подготовительных воскресных праздников три.
Подготовка к Великому Посту начинается с первого подготовительного воскресного праздника — Недели о мытаре и фарисее (12 февраля).
Евангельская притча о мытаре и фарисее хорошо известна всем воцерковленным людям. Смиренную молитву мытаря —
«Боже, милостив буди ко мне, грешному»
— повторяет каждый прихожанин, входя в храм и осеняя себя крестным знамением.
В этот праздник прихожане впервые в этом году слышат покаянную молитву:
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,
Утреннеет бо дух мой ко храму Святому Твоему.
В следующее воскресенье (19 февраля) празднуется Неделя о блудном сыне. В этот праздник особенно подчеркивается возможность для каждого человека возвращения к Богу, Который всегда готов встретить его как блудного сына.
В этот праздник впервые звучит песнопение «На реках Вавилонских» — горестное повествование о судьбе людей, лишившихся помощи Божией.
В следующее воскресенье (26 февраля) — Неделя о Страшном Суде.
Накануне в церкви — день особенного поминовения усопших — родительская суббота. В этот день в церкви поминаются все «от Адама до днесь усопших в благочестии и вере»
. Как символ веры в Воскресение из мертвых в этот день готовят кутью.
В воскресенье во время литургии читается Евангелие о Страшном суде.
В этот день для верующих — заговенье на мясо.
После Недели о Страшном Суде начинается масленица, которую как только не называют — и объедухой, и честной, и веселой, и широкой.
У нас это время масленичных развлечений и увеселений перед началом продолжительного и строгого Великого Поста. В эти дни люди пекут блины, встречают гостей, беззаботно веселятся. Для всех дней масленицы придуманы свои названия:
понедельник — встреча;
вторник — заигрыши;
среда -лакомка;
четверг — широкий;
пятница — тещины вечёрки;
суббота — золовкины посиделки;
воскресенье — прощение или прощёный день.
Вот и наступило 5 марта — прощёное воскресенье. С раннего утра в храм на литургию собралось множество прихожан, среди которых много детей.
Масленица имеет языческие корни. В церкви масленица не празднуется. Более того, на вечерней службе накануне прощеного воскресенья в церкви читаются скорбные коленопреклоненные молитвы. Накануне прощёного воскресенья многие прихожане исповедуются перед причащением на литургии.
В прощёное воскресенье в храме святого Александра Невского в Вербилках продолжительная служба. Сначала служится литургия, затем вечерня, после которой совершается чин прощения, а после этого служится еще водосвятный молебен и панихида.
В этот день священник служит литургию в обычном золотистом облачении.
После совершения в алтаре таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христово священник выносит Святую Чашу из алтаря. Хор поет:
Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам.
Вслед за священником все причастники повторяют слова молитвы:
Верую, Господи, и исповедаю, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от нихже первый есьм аз…
Начинается причащение
Среди причастников — и взрослые, и дети.
Сразу после завершения литургии начинается вечерня.
Во время вечерни совершается каждение храма
Священник читает в алтаре молитвы.
Кульминацией прощёного воскресенья стал чин прощения, который служится после завершения вечерни.
Перед началом чина прощения священник переоблачается в алтаре в черные великопостные облачения
Во время чина прощения впервые священник с земными поклонами читает молитву святого Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему!
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков!
Молитву святого Ефрема Сирина с земными поклонами вслед за священником повторяют и все прихожане. Эта молитва особенно важна для верующих в период поста. В ней очень кратко и в то же время со всей полнотой выражены духовные нужды верующих.
Молитва Ефрема Сирина, начиная с чина прощения, становится одной из основных молитв на весь период Великого Поста
В своей проповеди отец Андрей основное внимание уделил духовным задачам начинающегося Великого Поста.
Подавая пример прихожанам, отец Андрей, опустившись на колени, просил прощения у прихожан за прегрешения вольные и невольные.
В свою очередь прихожане во время отпуста, прикладываясь ко кресту, просили прощения у своего духовного отца.
После окончания службы в храме прихожане просили прощения друг у друга.