Причины остановки транспортного средства. Проверка на дорогах: МВД вернуло автоинспекторам право останавливать автомобили вне стационарных постов
В ходе совещания у президента России Владимира Путина заместитель министра внутренних дел Александр Горовой сообщил, что ведомство отменило приказ, запрещающий сотрудникам автоинспекции останавливать транспортные средства и проверять документы вне стационарных постов ГИБДД. Он заявил, что данный приказ был ошибочным, так как не соответствовал условиям географии и транспортной логистики России.
«Это было ошибкой с нашей стороны», — сообщил замглавы МВД в ходе президентского совещания.
Горовой также отметил рост нарушений, связанных с автобусными пассажирскими перевозками. По его словам, в четырёх из семи последних ДТП с участием автобусов водители уснули за рулём. Число пассажиров, погибших в подобных инцидентах, выросло на 21%. Горовой сообщил, что для борьбы с такими происшествиями маршруты движения пассажирских автобусов будут наложены на места расположения постов и патрулей ГИБДД.
«Мы прогнозируем определённый негатив среди пассажиров. Но, поработав месяц в таком режиме, думаю, что побудим хозяйствующие субъекты к необходимости выполнения требований приказа Минтранса, который определяет режим труда водителей», — отметил Горовой.
Глава Госавтоинспекции Михаил Черников ранее заявил, что ГИБДД намерена проводить инспекционные рейды по выявлению переутомлённых водителей, занимающихся перевозкой людей.
«По поручению руководства МВД России мы будем проводить рейдовые мероприятия по проверке условий перевозки людей. Если мы будем видеть случаи, когда водитель утомлён, чувствует себя некомфортно и может уснуть, или болен, или же перевозка не установлена нормативными документами, будем пресекать такие нарушения», — заявил он.
Председатель МРОО «Движение автомобилистов» и руководитель экспертного совета по дорогам и транспорту Общероссийского народного фронта Армен Оганесян считает, что это распоряжение может привести к злоупотреблениям полномочиями со стороны автоинспекторов.
«Если всё будет в рамках закона, и все будут себя вести порядочно, то я ничего плохого в этом не вижу. Но мы знаем, что у нас есть проблемные сотрудники ГИБДД. Я предполагаю, что могут искусственно создаваться ситуации, когда будут останавливать водителей для того, чтобы заработать деньги. Всю систему полиции и ГИБДД нужно менять, переводить её на ту систему, которая есть в западных странах», — считает эксперт.
По словам Оганесяна, возвращение подобных мер связано с целью компенсировать сокращение числа самих стационарных постов.
«Такая практика запрещена именно с целью недопущения коррупционных моментов. Регламент предусматривал, что остановить машину могут только в месте, где есть стационарный пост. С учётом того, что на сегодняшний день все эти посты полуликвидированы из-за сокращений, им разрешили с целью улучшения ситуации опять останавливать автомобили на дорогах», — заключил эксперт.
Автоюрист Дмитрий Славнов поддерживает возвращение практики проверки документов вне стационарного поста.
«Инспекторов, которых выставляют на посты-пикеты, обязывают проверять машины и разгружать дорожное движение. А те инспекторы, которые стоят на светофорах и перекрёстках или других машинах, должны в первую очередь заботится о безопасности дорожного движения. Две или более патрульные машины приравниваются к стационарному посту. Они, например, могут сказать, что поступила ориентировка на угон или разбойное нападение, и проверить любой автомобиль и документы у водителя. Если водитель отказывался, он был обязан проследовать на стационарный пункт. Я только выступаю за. Если вам нечего боятся, значит вам нечего скрывать», — заключает эксперт.
На сегодняшний день в Административном регламенте исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения содержится исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД. Одно из них — «проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров». В этом пункте указано, что проверка документов может быть произведена только на стационарных постах ДПС.
Довольна распространенная ситуация на дороге: законопослушный гражданин передвигается на своем транспортном средстве, не нарушая правил дорожного движения. Вдруг его останавливают сотрудники ГИБДД, вне стационарного поста, и требуют предъявить документы. Насколько это правомерно и соответствует законодательству? Попробуем разобраться.
Мы уже рассматривали на нашем портале сайт , в котором перечисляются все причины, по которым инспектор ГАИ может останавливать проезжающие мимо машины. Приведем небольшой перечень, в каких случаях остановка и требование предъявить документы будут правомерны:
- обнаружение признаков нарушения требований о безопасности дорожного движения - то есть водитель нарушил один из пунктов ПДД;
- у инспектора имеется ориентировка или приказ проверять ТС и их водителей на причастность к совершению незаконных действий - проводится спецоперация «Перехват» и тормозят всех, кто подпадает под ориентировку;
- произошло ДТП и инспектор останавливает транспортные средства для опроса водителей об обстоятельствах, либо необходимость задействовать понятых;
- инспектору требуется помощь водителя: перевезти пострадавших в аварии, воспользоваться автомобилем для поимки преступника;
- проведение разнообразных мероприятий на основе распорядительных актов выше стоящих инстанций.
В 63-ем пункте приказа ясно и четко сказано, что останавливать водителя для проверки документов можно лишь в пределах стационарных пунктов ДПС. Как видим, просто так, без причины, сотрудники ГИБДД не имеют право вас проверять.
Тем не менее, случаи остановки уже стали обыденными. Работники Госавтоинспекции ссылаются на следующие законы и нормы. Прежде всего, на пункт 2.1.1 ПДД, в котором сказано, что по требованию сотрудника ГИБДД водитель обязан предъявить удостоверение и документы на транспортное средство, а также полис ОСАГО.
Во-вторых, есть статья 13 п. 20 ФЗ «О полиции», в которой сказано, что инспектора, а также представители различных служб МВД имеют право останавливать автомобили в следующих случаях:
- для проверки документов на право пользования и управления ТС;
- для обеспечения безопасности на проезжей части;
- при возникновении подозрений о возможных нарушениях.
Далее в этой статье идет целый список пунктов. Но ясно одно, что, остановив вас, гаишник может аргументировать это тем, что у него возникли некие подозрения. Например за рулем дорогого джипа сидит молодой парень, а в салоне громко играет музыка и веселится целая компания. Либо у стража порядка возникли вопросы по поводу перевозимого вами в прицепе груза. Одним словом, причин для подозрения можно придумать миллионы.
Действительно, мы видим двойные стандарты. С одной стороны, причины для остановки строго регламентированы в приказе МВД. С другой же стороны, сама формулировка о «подозрении» является довольно размытой. Подозревать, как говорится, можно любого из нас, причем в чем угодно.
К счастью, ясность вносит статья 27 все того же ФЗ «О полиции». Что в ней говорится? Дословно следующее:
- сотрудник ГИБДД обязан придерживаться должностного (административного) регламента ГИБДД .
Ну а требования данного регламента перечислены в 185 законе МВД, п. 63. То есть все те пункты, которые мы перечислили выше. Таким образом, если вас останавливают без причины, следует ссылаться на все эти статьи и подпункты.
С другой стороны, имеется небольшое новшество. В 2016 году в приказ №185 были внесены небольшие дополнения. В частности, сотрудники ГИБДД получили право проверять документы вне стационарных пунктов ДПС и без особых причин, но при условии, что контроль осуществляется на служебном авто с включенными мигалками . Скрытый же патруль запрещается - вы можете спокойно проехать мимо, если видите, что кто-то выскакивает из кустов и машет вам полосатой палкой.
Понятно, что простому водителю, спешащему по своим делам, некогда вникать во все эти юридические дебри. Тем не менее, следует придерживаться простых правил, если вас остановили без причины:
- включить камеру, диктофон или видеорегистртор для фиксации разговора;
- инспектор обязан показать, не выпуская из рук, свое удостоверение, назвать имя и звание, указать причину остановки;
- если указания причин не было, вы можете сказать ему о неправомерности действий;
- в случае составления протокола за, якобы, отказ выполнить законные требования инспектора, пишите в нем, что вас остановили без объяснения причин/без видимых на то причин.
Помимо всего прочего, по вашему запросу инспектор обязан сообщить вам все свои данные для составления на него жалобы в прокуратуру и Управление ГИБДД. Именно так советуют поступать юристы. Опять же, все это отнимает массу нервов и времени, поэтому, если вы не чувствуете за собой никакой вины, просто покажите документы, зафиксировав процесс общения с гаишником на камеру, и мирно отправляйтесь дальше по своим делам.
Речь идет о подпункте 84.13 Административного регламента МВД по надзору за дорожным движением. Дело в том, что прежний регламент, действовавший с 2009 года, разрешал проверять документы у водителей только на стационарных постах ДПС. Делалось это по нескольким причинам. Во-первых, на дорогах промышляли мошенники, которые, переодевшись в полицейскую форму, останавливали машины для личных нужд. Во-вторых, у инспекторов не было планшетов и прочих гаджетов, с помощью которых можно было бы проверить документы. Поэтому проверить их можно было только на стационарном посту.
Но время изменилось, бандитов в форме стало меньше, технологии упростили работу инспекторов на дороге, а сами стационарные посты уходят в прошлое. Выявлять нарушителей эффективнее на дороге, чем на стационарном посту. Поэтому в новом регламенте, действующем с октября 2017 года, инспекторам разрешено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов.
Однако эту норму решил оспорить некто К. Рудаков. Он обратился в Верховный суд с требованием признать недействующим подпункт 84.13 Административного регламента. По его мнению, он противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов власти.
Выявлять нарушителей гораздо эффективнее на дороге, чем на стационарном посту ДПС
Также Рудаков считает, что остановка водителя вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны инспекторов Госавтоинспекции. Она несет в себе существенную угрозу коррупционной составляющей в их действиях, так как какой-либо контроль за соблюдением ими законных оснований для остановки транспортных средств Административным регламентом не установлен. Кроме того, остановки машин для проверки документов могут привести к дальнейшим нарушениям Правил дорожного движения и повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водитель компенсирует увеличением скорости, указал Рудаков в своем заявлении.
Истец также считает, что остановка машины для проверки документов - то же самое, что задержание граждан.
Верховный суд, разобрав иск, а также доводы представителей МВД и министерства юстиции, указал, что Административный регламент утвержден уполномоченным органом и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. А именно Законам "О безопасности дорожного движения" и "О полиции".
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" сотрудники этого ведомства вправе останавливать машины, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. А также проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие полиса ОСАГО.
Правила дорожного движения предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать машины с помощью соответствующих сигналов, но не определяют специальные места для остановки. Они лишь предусматривают общие требования к остановке и места, где она запрещена. Поэтому доводы истца о проверке документов исключительно на стационарном посту не основаны на нормах права, а потому - несостоятельны, посчитал Верховный суд.
Также ВС указал, что остановка для проверки документов никоим образом не относится к порядку административного задержания, как мере обеспечения производства по делу.
Остановка для проверки документов не имеет отношения к административному задержанию
Довод Рудакова о том, что оспариваемый подпункт противоречит пункту 106 Административного регламента, ВС также отклонил. Он напомнил, что оспариваемый нормативный акт может быть признан не действующим, если он не соответствует иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Здесь же оба положения - это различные части одного и того же документа и имеют равную юридическую силу.
Что касается контроля за инспекторами, то статьями 49-53 Закона "О полиции" за ними установлен государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, а также прокурорский надзор.
ВС решил, что при изложенных обстоятельствах подпункт 84.13 Административного регламента в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав истца. Инспекторы могут останавливать машины для проверки документов где угодно.
Стало известно, что на состоявшемся на днях совещании с участием президента Путина замминистра внутренних дел генерал-полковник Александр Горовой сообщил, что известный приказ №185 МВД фактически отменен.
Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Транспортная логистика и география нашей страны говорят о том, что это было ошибкой с нашей стороны, - приводят слова первого заместителя главы ведомства на совещании Интерфакс и ТАСС. Ранее об этом сообщил глава ГИБДД России генерал-майор полиции Михаил .
По его словам, отказ от нормы, запрещающей сотрудникам останавливать водителей для проверки документов вне стационарных постов ДПС, практически согласован со всеми министерствами и ведомствами и в самое ближайшее время будет закреплен в Административном регламенте. Напомним, что речь идет о ставшем уже притчей во языцех приказе МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В нем, в пункте №63 говорится, что для проверки документов водителя и пассажиров машину только на стационарных постах ДПС.
Этот приказ появился на свет в те же времена, что и по своей сути сентенция тогдашнего главы МВД Рашида Нургалиева. Генерал заявил, что сотрудников полиции можно бить: «Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, в такой ситуации гражданин вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны». Благодаря пошедшему после этого заявления в народ убеждению, будто «Нургалиев разрешил» бить полицейских, немало граждан стали фигурантами уголовных дел по факту насилия в отношении сотрудников полиции.
Также и 185-й приказ стал для многих «продвинутых» основанием для бесполезных препирательств с патрульными ДПС на дороге. На самом деле, сотрудник, остановивший машину на обочине и проверяющий документы у ее водителя, всегда найдет совершенно законное обоснование своих действий: машина похожа на разыскиваемую, ее водитель похож на преступника, находящегося в розыске, идет какая-нибудь спецоперация типа «Перехват», «Ураган» и тому подобное. Да и стационарных постов ДПС на самом деле практически уже не осталось на наших дорогах. И что, теперь должна только аварии оформлять, и даже лихача или пьяного остановить «вне поста» не моги? Зачем тогда вообще ГИБДД нужна? В общем, непонятно, по какой причине в СМИ возник ажиотаж по этому поводу.
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о новом . Данный документ регламентирует деятельность сотрудников ГИБДД начиная с 20 октября 2017 года.
Напомню, что ранее в РФ действовал другой регламент - , однако он утрачивает силу.
Ну а для начала немного общей информации по новому регламенту. Документ имеет колоссальный объем (137 листов формата А4). Как правило, в своих статьях на "ПДД Мастер" я рекомендую водителям самостоятельно читать полные тексты рассматриваемых нормативных документов. Однако в данном случае советовать этого не буду, т.к. по факту изменений не так уж и много.
На сравнение двух регламентов требуется несколько дней. Однако, как оказалось, большая часть информации в указанных нормативных документах совпадает. Просто пункты приведены в другой последовательности и разделы сгруппированы по другим признакам. Ну а действительно важные нововведения, которых всего несколько, будут рассмотрены ниже.
Работа ГИБДД в поле зрения видеокамер
39. Осуществление сотрудником административных процедур при надзоре за дорожным движением при наличии возможности должно производиться в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов.
Новый регламент прямо говорит о том, что сотрудник ГИБДД должен работать в поле зрения систем видеонаблюдения. Это необходимо для того, чтобы при возникновении конфликтных или неоднозначных ситуаций можно было понять, кто является их виновником.
При этом возможно использование видеокамер установленных:
- в автомобиле ДПС;
- на посту;
- на сотруднике (носимый регистратор).
Обратите внимание, в пункте 39 присутствует фраза "при наличии возможности". Так что, к сожалению, использование видеозаписей не является обязанностью полицейских.
Использование устройств видеозаписи при отсутствии понятых
40. Для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, допускается использование сотрудником цифровой аппаратуры (носимых видеорегистраторов, видеокамер, фотоаппаратов с функцией видеозаписи, прочих устройств, позволяющих осуществлять видеозапись ). Полученные при совершении административных действий видеозаписи, приобщаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Использование технических средств, не принадлежащих ГИБДД
46. Специальные технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
Использование сотрудниками при контроле за дорожным движением указанных специальных технических средств, не состоящих на балансе органов внутренних дел, не допускается .
При контроле за дорожным движением допускается использование иных технических средств фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.
76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Обратите внимание, до 20 октября 2017 года сотрудники ГИБДД могли использовать только специальные технические средства, состоящие на балансе ГИБДД. Новый регламент позволяет использовать спецсредства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям.
В данном случае водители должны быть готовы к тому, что на дорогах могут появиться дополнительные специальные технические средства. Например, речь идет об , фиксирующих нарушения правил.
Остановка автомобилей для проверки документов вне постов
63.
Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
- проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС ).
84.
Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
...
84.7.
Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9.
Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
...
84.12.
Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Пожалуй самое обсуждаемое нововведение - это возможность остановки автомобилей для проверки документов вне стационарных постов ДПС . Так что водителям нужно быть готовым к тому, что начиная с 20 октября 2017 года останавливать их будут чаще. Даже если на то нет видимых причин.
Кроме того, обратите внимание, что введены и еще несколько новых причин для остановки (пункты 84.7-84.9, 84.12, 84.14). В том числе автомобиль может быть остановлен для проверки документов пассажиров, если имеются данные, на основании которых сотрудник подозревает их в совершении преступления или нахождении в розыске. Обратите внимание, должны иметься именно данные.
Например, в ГИБДД позвонил человек и сообщил следующую информацию. В автомобиле ВАЗ 2101, который едет по ул. Ленина в городе Петушки находится Иванов И.И., объявленный в международный розыск. Информация передается экипажу ГИБДД, который и останавливает указанное транспортное средство для проверки документов пассажиров.
Использование мигалок при остановке в темное время суток
Пункт 85 нового регламента ГИБДД:
В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).
Выше шла речь о том, что сотрудники ГИБДД теперь смогут останавливать автомобили вне стационарных постов. Однако в дополнение к этому в темное время суток они должны использовать специальные световые сигналы.
Т.е. данное нововведение должно уберечь водителя от того, что его автомобиль ночью попытается остановить постороннее лицо, не имеющее отношения к ГИБДД. Будем надеяться, что несмотря на фразу "при наличии возможности", инспекторы не будут пренебрегать данным пунктом.
Особенности принудительной остановки транспортных средств
97. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:
- с применением специальных средств принудительной остановки транспорта - при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в соответствии с инструкциями о применении таких средств. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях ;
Напомню, что принудительная остановка применяется лишь в тех случаях, когда водитель отказывается добровольно остановить транспортное средство. Нововведение заключается в том, что регламент запрещает проводить принудительную остановку:
- на горных дорогах;
- в местах с ограниченной видимостью;
- на железнодорожных переездах;
- на мостах;
- на путепроводах;
- на эстакадах;
- в туннелях.
Исправление ошибок в документах ГИБДД
174. Сотрудник, вынесший постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя, законного представителя юридического лица, а также по своей инициативе вправе исправить допущенные в указанных документах описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания документа.
Новый регламент ГИБДД дает инспектору возможность исправить ошибки, допущенные в тексте составленного им документа. В том числе и по собственной инициативе. При этом речь идет только о небольших исправлениях (описках, опечатках, арифметических ошибках).
Основания для досмотра автомобиля
155.
- проверка обоснованного предположения
- проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве.
- осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве.
202. Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:
- проверка данных о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;
- проверка данных о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве;
- задержание лиц, перечисленных в части 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции", передвигающихся на транспортных средствах.
Обратите внимание, в данном пункте фраза "обоснованного предположения" заменена на фразу "данных". Различие заключается в том, что обоснованное предположение инспектор в том числе может сделать и самостоятельно после остановки автомобиля, а данные должны иметься заранее.
Например, если имеется ориентировка, полученная от дежурного, то это, безусловно, данные, т.е. основание для досмотра.
Другой пример. Ранее инспектор мог самостоятельно сделать обоснованное предположение. Например, если инспектор предполагал, что в автомобилях с 20 и марки ГАЗ часто перевозят наркотические вещества, то это могло стать обоснованным предположением и послужить причиной для досмотра. Новый регламент подобных действий не позволяет.
Изъятие записей видеорегистратора инспектором
176. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.
216. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы (в том числе носители аудио- и видеоинформации установленных в транспортных средствах видеорегистраторов ), имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.
Пункт 216 административного регламента дает возможность сотруднику ГИБДД изъять карту памяти из видеорегистратора, установленного в автомобиле нарушителя.
Например, сотрудник ГИБДД видит нарушение (проезд на запрещающий сигнал светофора) и останавливает автомобиль. Однако водитель не согласен с указанным нарушением и продолжает спорить с полицейским. В автомобиле установлен видеорегистраор, который записал момент въезда на перекресток. В этом случае сотрудник может в том числе изъять карту памяти и приобщить ее к делу.
Так что имейте в виду, что если законопослушному водителю наличие регистратора помогает, то для нарушителя оно может оказаться вредным.
Соответствие пунктов старого и нового регламента
Еще раз напомню, что новый административный регламент ГИБДД очень сильно похож на предшествующий. Если Вы желаете сравнить эти документы, то рекомендую воспользоваться таблицей, которая устанавливает соответствие между административными процедурами:
Административная процедура | Пункт " " регламента | Пункт " " регламента |
Надзор за дорожным движением | 58 | 38 |
Контроль за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации | 75 | 55 |
Регулирование дорожного движения | 79 | 58 |
Остановка транспортного средства | 84 | 63 |
Остановка пешехода | 101 | 77 |
Проверка маркировочных обозначений | 106 | 82 |
Опрос водителя | 131 | 102 |
Составление протокола | 142 | 109 |
Вынесение постановления | 156 | 120 |
Доставление | 175 | 187 |
Задержание водителя | 179 | 192 |
Досмотр водителя | 189 | 165 |
Осмотр ТС | 197 | 149 |
Досмотр ТС | 202 | 155 |
Изъятие вещей | 213 | 173 |
Отстранение от управления | 223 | 126 |
Освидетельствование на состояние опьянения | 227 | 129 |
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения | 234 | 136 |
Задержание ТС | 244 | 146 |
Запрещение эксплуатации | 258 | 143 |
Арест ТС | 260 | 181 |
Выезд на место ДТП | 266 | 207 |
В завершение хочу напомнить, что на основе нового регламента записан аудиокурс "Секреты общения с ГИБДД".
Все нововведения, рассмотренные выше, включены в новую версию курса, поэтому он сохраняет свою актуальность. И если Вы до сих пор не изучили аудиоуроки, то рекомендую это сделать.
Удачи на дорогах!