Преступление и наказание анализ произведения кратко. Анализ романа Преступление и наказание Ф.М.Достоевского
Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.
В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.
Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.
Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?
Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.
Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов
Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.
Раскольников и Соня Мармеладова
Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.
Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.
Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»
Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.
В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.
«Преступление и наказание»: история создания романа
Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.
Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.
Тематика произведения
Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.
«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Сам писатель так характеризовал важнейшее идейное основание сюжета и конфликта "Преступления и наказания" - «Это психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения», совершив убийство и ограбив скверную, вредную, больную старуху, "которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может, сама собой померла бы"».Две важнейшие социально-философские идеи времени нашли отражение в замыслах и теориях героя романа Родиона Раскольникова. Во-первых, это идея о возможности, допустимости, необходимости революционного насилия, даже разрешения «крови по совести» для восстановления социальной справедливости, для того чтобы сделать мир лучше и чище. Вторая из идей, одолевающих шаткие умы, — это «идея Наполеона». Согласно ей, люди делятся на два разряда: «право имеющих» и «тварей дрожащих». Первые могут проводить в жизнь свои замыслы и осуществлять проекты, не оглядываясь на моральные нормы обычных людей, не считаясь с жертвами, потому что их цели связаны с осуществлением исторически необходимых, недоступным простым умам задач. Раскольников хотел бы быть одновременно Наполеоном и Мессией, спасителем, благодетелем для людей. Писатель всем ходом повествования убеждает, что соединить насилие и кровь с благодеяниями, с человечностью по отношению к достойным нельзя.
Раскольников совершает не простое уголовное преступление, что могло бы быть основанием детективного романа, он совершает преступление в высшей степени идеологическое. Именно идея, необходимость проверить ее на себе толкают его на страшный поступок. Идеи «разрешения крови по совести» и «наполеонизма» многократно возникают в воспаленном сознании Раскольникова, обсуждаются и реализуются иными героями, автор косвенными средствами воплощает свое отношение к ним. Но осуществление идей требует проявления определенных человеческих качеств. Процессы, идущие в сознании и душе героя, его муки нравственного выбора интересуют автора не меньше, чем суть развиваемых им концепций. Важная цель писателя состояла в том, чтобы проследить психологический процесс подготовки, осуществления преступления, моральных терзаний после его совершения. Таким образом возникает сложная жанровая форма произведения. «Преступление и наказание» — роман идеологический и нравственно-философский.
Достоевский не сводит вопрос к изображению истории заблуждений и прозрения одной души, одного человека. В преступлении Раскольникова он увидел опаснейшую общественную тенденцию, симптомы болезни, которая в XX в. принесла страшные беды России и всему человечеству.
Очевиднее всего эта обобщающая мысль романа проявляет себя во сне Раскольникова, который он видит незадолго до духовного выздоровления. Идеи-трихины, охватывая миллионы умов и душ, делая зараженных ими людей бесноватыми, грозят уничтожить жизнь на Земле.
В начале романа для писателя важно создать социальный фон, показать основания, на которых утверждаются и растут страшные мысли и побуждения. Это мир петербургских углов, трущоб, кабаков, доходных домов. Сам Раскольников живет в каморке, похожей на гроб. Мрачный интерьер дополняют столь же безрадостные, гнетущие городские пейзажи. Раскольников принадлежит к числу многочисленных петербургских обитателей, у которых практически нет надежды вырваться из нищеты. Люди озлоблены, бессердечная толпа равнодушна к страданиям и враждебна к поискам личности. Образным воплощением всего, что недостойно называться жизнью, и тем не менее связано с людьми, совершается ими, является избиение лошади во сне, который видит герой накануне преступления.
Мучения семьи Мармеладовых, которые живут на деньги Сони, вынужденной пойти на панель; тупик, в котором оказываются самые близкие Раскольникову люди: мать и сестра Дуня, тоже собирающаяся, по сути, продать себя циничному дельцу Лужину, чтобы вырваться из бедности, дать возможность завершить образование горячо любимому брату — одни из многочисленных драм, ежечасно разворачивающихся на раскаленных улицах и в душных домах Петербурга.
Решающим толчком к непосредственному осуществлению давно вынашиваемого замысла стало для героя письмо матери, меж строк которого он прочитал, на какие жертвы готовятся они с Дуней идти ради него. И все же мысль об освобождении себя и родных от тяжкого бремени нужды, о том, что на деньги старухи-процентщицы удастся осчастливить многих и многих достойных счастья и лучшей доли людей, не является для Раскольникова главной. Славным было — себя проверить, в справедливости теории убедиться.
Достоевский хотел подчеркнуть, что, пока человек сохраняет в душе нравственные основания, пока он не заражен страшной идеологической болезнью, на преступление против других людей он не пойдет. А когда эта болезнь побеждает, то ее жертвами становятся не только окружающие, но и сам одержимый идеей человек. Рассчитывая «на пробу» убить старуху, Раскольников неожиданно для себя становится убийцей безвинной кроткой Лизаветы и ее неродившегося ребенка. Страшные душевные муки ждали и самого убийцу.
Раскольников проповедует идею бунта, неподчинения силе обстоятельств, хотя и считает, что преодолеть их дано лишь «право имеющим». На ином полюсе социального и нравственного выбора находится Соня Мармеладова. Она — сама кротость, готовность к самопожертвованию. Важно ее отношение к моральному преступлению, на которое она вынуждена идти. Себя она судит без учета «смягчающих вину обстоятельств», строже, чем осудил бы кто-то иной.
Соня Мармеладова понимает, что она грешница, но ее грех связан с самоотверженным служением другим людям. Она преступила, но связь с людьми, следование евангельским заповедям, покаяние не только позволяют ей выжить и сохранить любовь и надежду в душе, но даже спасать людей, павших ниже нее.
Другой полюс нравственного выбора обозначен в романе фигурой Свидригайлова. Это убийца, растленный тип, циник. Раскольников с ужасом и неприязнью узнает в рассуждениях этого персонажа отголоски собственных идей. Свидригайлов является для него своего рода двойником. Он болезненно привлекает Раскольникова тем, что, как кажется, вполне сжился со своей ролью, преуспевает, наслаждается существованием. Самоубийство Свидригайлова убедило страдающего героя, что на пути, по которому он пошел, его тоже ждет распад личности, страшная смерть. Именно после него Раскольников решается на признание.
Одной из задач писателя и его художественным достижением стало изображение внутренней жизни героев, психологический анализ.
Писатель показывает глубинные процессы в душе героя. Сознание его направлено на подготовку «идейного» убийства, но в основание добрая душа невольно и бессознательно проявляет себя то помощью Мармеладовым, то заботой о случайной, попавшей в беду девушке. С этой стороны, Раскольников изначально не готов к преступлению и только усилием воли заставляет идти дальше по избранному пути.
Воссоздавая внутренний монолог, фиксируя детали поведения и состояния Раскольникова в момент убийства, писатель передает весь ужас происходящего, специально нигде не акцентируя на этом внимания. Рефлексия — анализ собственных чувств, настроений, реакций на явления жизни, реплики и поведение других героев, проявляет все уголки больной души героя, мечущегося в поисках выхода.
Писатель сознательно строит сюжет таким образом, что у Раскольникова появляются все возможности избежать юридического наказания. Ни свидетелей, ни прямых улик нет. И главным для писателя-психолога становится изображение внутренней жизни героя после преступления. Сам Достоевский, обдумывая роман, писал по этому поводу: «Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучат его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, ион — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое».
Важную роль в раскрытии психологического состояния Раскольникова играют сцены со следователем Порфирием Петровичем, умным, профессионально тонко понимающим состояние духа преступника, но безжалостным, играющим с Раскольниковым как кошка с мышкой.
Болезненное состояние Раскольникова окрашивает многие страницы произведения в мрачные тона. Писателю важно передать всю глубину мук, на которые обрекает себя гордый ум, отказавшийся от подсказок и безотчетного влечения сердца. А только сердцем, душой приняв христианские нравственные ценности, искренне и глубоко покаявшись, возможно ступить на путь выздоровления, возвращения к людям. Ведь и на каторге Раскольников еще долгое время упорствует, считает свои теории вполне верными, хотя сам он и не оказался сверхчеловеком. И только страдания, проникновение в сокровенный смысл Евангелия, самоотверженная помощь Сони возвращают героя к подлинно человеческой жизни.
Большой оригинальностью отличается форма повествования в романе. Достоевский, в отличие от его предшественников, строит произведение как свободное самовыявление героев, бесконечный диалог, в котором автор имеет равные права с героями, они спорят, отстаивают свои точки зрения. Создается своеобразный эффект сосуществования и борьбы абсолютно независимых голосов. Достоевский заложил основания творческой манеры, названной позже полифонизмом.
В то же время писатель строит увлекательный, динамично развивающийся сюжет, используя преимущества уголовно-детективного жанра. Неожиданности, ловушки, случайные встречи, нежданные признания встраиваются в цепь испытаний героя, делая его путь непредсказуемым и в то же время основанным на неумолимой логике духовной эволюции преступника.
Сам писатель считал, что ему удалось в творчестве выйти за пределы статичного жизнеподобия. Он называл свою творческую манеру «реализмом в высшем смысле», подчеркивая роль идейного начала, авторского предвидения, анализа ситуации, о которой повествуется, умения связать мысль произведения с актуальными проблемами жизни не только современного общества, но и людей будущего.
В центре романа - бывший студент Родион Романович Раскольников. Ему хронически не хватает денег, он живет в маленькой («похожей на гроб») комнатке и вынужден пользоваться услугами старухи-процентщицы.
Однако он создает весьма интересную теорию «крови по совести», согласно которой все люди делятся на две категории: твари дрожащие и право имеющие. Последние обязаны устранять препятствия, которые мешают человечеству обрести счатье. При этом не важно, что именно является препятствием - живой человек или просто палка. Когда на одной чаше весов всего лишь жизнь, а на другой - «тысячи добрых дел», то выбор здесь однозначен.
Уверовав в теорию, Раскольников решает, что он сам - «право имеет», и проверяет это, т.е. решает убить никому не нужную старушку-процентщицу. Ведь тогда он сможет забрать ее деньги и раздать их страждущим... «Одна никчемная старушонка и тысячи добрых дел» - выбор очевиден. Он убивает ее, а заодно - невовремя оказавшуюся в доме ее сестру, проститутку Лизавету.
Однако после убийства Раскольников чувствует не удовлетворение, а раскаяние. Он мучается, понимая, что вовсе он не «право имеет» - выходит, что он такая же тварь дрожащая, как и все остальные. Осознав это, Раскольников не выдерживает и идет сдаваться в полицию.
Очевидно, что на самом деле Раскольников - человек хороший и добрый, просто сознание его было затуманено придуманной теорией. К тому же, обстановка, в которой он живет, вполне способствует и умопомешательству, и самому совершению преступления. В этом романе Достоевский показывает Петербург 1860-х годов, причем не величественный имперский город, а самое его дно - доходные дома, трущобы, малоизвестную Сенную площадь вместо торжественной Сенатской... Человек, живущий в столь мрачной среде, вряд ли может оставаться здоровым.
Образы героев романа Преступление и наказание
Что касается образов героев, то роман построен на системе двойников: у каждого персонажа есть своего рода зеркальное отражение:
1) Раскольников - Лужин . У них у обоих есть своя теория: «крови по совести» у Раскольникова и «целого кафтана» у Лужина. Они сразу чувствуют это, поэтому ненавидят друг друга. Но Лужин (он собирается жениться на сестре Раскольникова Дуне) довольно гнусный персонаж, он способен на подлость.
2) Раскольников - Лебезятников . Этот персонаж - целиком и полностью карикатура на принципы, которые озвучивал в своих романах Н.Г. Чернышевский. Создается насмешливый образ.
3) Раскольников - Свидригайлов . Он двойник, поскольку тоже вынужденный убийца, на его совести несколько смертей. Но еще они сходятся в том, что оба понимают свои действия, то, что это нехорошо. В итоге, Расколькников сдается полиции, а Свидригайлов кончает с собой.
4) Раскольников - Соня Мармеладова : самое резкое противопоставление двух позиций. Сравнение их основано на том, что Раскольников живет разумом, а Соня - верой. И если мораль Раскольникова оказывается больной из-за теории, то Соня, несмотря на торговлю своим телом, чиста духовно.
Соня - вторая главная героиня романа. Она не понимает теорию Раскольникова, не понимает, как можно жертвовать другими ради своего блага - ей свойственно приносить в жертву себя, ее душа приспособлена к страданиям. И в этой черте характера у нее тоже есть двойники:
1) Соня - Лизавета . Они обе проститутки, обе безропотно принимают страдания, которые на них обрушиваются. Лизавете кротко принимает свою смерть, но Соня, наоборот, помогает спастись Раскольникову.
2) Соня - Дуня . Внешне эти девушки похожи мало: Дуня - решительный человек, она социально активна и благополучна. Однако Дуня тоже жертвует собой ради брата и матери (например, работает на Свидригайлова и соглашается на брак с Лужиным), тоже живет верой, а не рассудком.
3) Соня - Миколка . Оба они желают страдать. Миколка признает в том, что совершил преступление Раскольникова, даже не зная, кто виноват на самом деле. Он все время живет с мыслью о боге, стремится очистить душу через страдания.
Таким образом, в романе сталкиваются два мира: правда рассудка и правда веры. До самого эпилога не ясно, чем закончится их борьба. Но все-таки побеждает вера: когда Соня приезжает к Раскольникову на каторгу и привозит ему Евангелие, он читает и понимает, что действительно необходимо раскаиваться и старадать.
Однако некоторые герои не участвуют в этой борьбе. Например, Порфирий Петрович и Разумихин - они простые обыватели, они не думают о «правде». Принимают теорию Раскольникова, но не торопятся использовать ее в жизни.
У Порфирия Петровича, следователя, своя правда - гражданская. Он хочет, чтобы в государстве был порядок, а не хаос; по его мнению, одному человеку непозволительно распоряжаться судьбами других.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: «Сверхчеловек» в литературе: байронические мотивы у Пушкина и ЛермонтоваСледующая тема:   Горький «Старуха Изергиль»: композиция рассказа, образы героев
Федор Михайлович Достоевский – один из самых известных русских писателей. Когда он был на каторге в Сибири, он часто думал о Боге, о жизни, о судьбах людей; там он встретил тех, кто считал себя выше других, и именно там у него родилась идея написания романа «Преступление и наказание».
Главный герой — Родион Раскольников
Главный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Он придумывает теорию о том, что люди подразделяются на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые в его взглядах предстают сильными личностями, вершителями истории, которые могут распоряжаться чужими жизнями ради высоких целей и достижения каких-либо идеалов. Первые же не способны ни на что и должны полностью подчиняться тем, кто «имеет право». Однако эта теория возникла в голове молодого человека лишь по стечению обстоятельств: на это повлияли проблемы с деньгами, уже давно испытываемые им, и его гордость; отдельную роль сыграла и атмосфера той части города, где живет главный герой. В ней все пропитано духом мрачной безысходности; серые и желтые пыльные здания давят на людей, повсюду встречаются нищие, пьяницы и падшие женщины. На самом деле в характере Родиона Раскольникова больше благородных, хороших черт: он способен на сострадание и на любовь к ближним. Это подтверждается во многих сценах романа: например, Раскольников отдал свои деньги для похорон едва знакомого ему Мармеладова, спасал детей при пожаре. Особенно ярко способность героя к проявлению сочувствия и жалости проявляется во время описания его сна с эпизодом из детства, когда Родиону было невыносимо больно видеть забитую камнями лошадь.
Внутренний конфликт
Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям. Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи. Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей. Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого. Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.
Идеи и смысл романа «Преступление и наказание»
В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию. Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга. Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою. Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.