Потерянное покорение: что на самом деле случилось с пропавшими кораблями «Эребус» и «Террор. Канадцы нашли корабль пропавшей полярной экспедиции франклина
Американский писатель Дэн Симмонс - один из тех авторов, которым удаются произведения абсолютно любого жанра. На его счету монументальные научно-фантастические романы о поисках Бога в мире будущего, шпионские триллеры о противостоянии разведок в эпоху Второй мировой войны и просто крутые детективы.
При этом у книг Симмонса есть одна отличительная черта: в них почти всегда присутствуют реальные исторические личности. Английский поэт XIX века Джон Китс в фантастическом мире «Песен Гипериона». Писатель Эрнест Хэмингуэй в шпионском триллере «Колокол по Хэму» и Чарльз Диккенс в «Друд, или Человек в чёрном». А ещё 129 членов команды двух британских кораблей «Эребус» и «Террор», что в 1845 году отправились на поиски Северо-Западного прохода и пропали. О них у Симмонса в 2007 году вышел объёмный роман «Террор».
На днях телеканал AMC запустил в эфир первый эпизод одноимённого сериала по мотивам романа. Отличный повод вспомнить, про что была книга и насколько Симмонсу удалось приблизиться к разгадке тайны исчезновения двух кораблей.
После того, как корабли Христофора Колумба упёрлись в земли Америки в конце XV века мореплаватели решили не сдаваться и всё-таки найти короткий путь из Европы в Азию. Искали в основном на севере, из-за чего этот гипотетический путь и получил своё название - Северо-Западный проход. Экспедиций по его обнаружению было много, благодаря чему мореплаватели очень подробно изучили побережье того, что сейчас называется Северной Америкой. Однако пройти через льды современной Канады из Атлантического океана в Тихий им всё никак не удавалось.
Но мореходы не теряли надежду раз за разом отправлялись в опасные экспедиции. Благодаря этому, к середине XIX века в канадской Арктике остался неисследованным лишь небольшой участок площадью порядка 180 тысяч квадратных километров. Это примерно как четыре Московских области. Предполагалось, что где-то в этом неизведанном районе и находится заветный Северо-Западный проход. Именно туда отправились корабли «Эребус» и «Террор».
И «Эребус», и «Террор» относились к так называемым «бомбардирским кораблям» - то есть их строили для войны. В XVIII веке такие суда, как правило, использовались для артобстрела приморских крепостей.
«Террор» был спущен на воду в 1813 году и успел поучаствовать в Англо-Американской войне 1812-1815 годов. Его, например, использовали в боях в Коннектикуте и в Джорджии. «Эребус» же впервые вышел в плавание в 1826 году, поэтому войну не застал.
Оба корабля разрабатывались с большим запасом прочности - они должны были выдерживать чудовищную отдачу трёхтонной мортиры. Поэтому когда английскому Адмиралтейству понадобились прочные корабли для исследования Антарктики, выбор остановился на этих двух судах.
Оба корабля могли идти под парусом, однако перед экспедициями их дополнительно оснастили локомотивными двигателями, позволявшими двигаться со скоростью 7,5 километров в час.
Чтобы команды не мерзли, на обоих кораблях сделали систему отопления - трубы с паром. Кроме того, деревянные корпуса укрепили металлом, а под гребные винты и рули инженеры добавили специальные бронированные ниши, в которых они могли укрываться ото льда.
В 1840 году корабли отплыли из Тасмании на юг и вскоре достигли Антарктиды. После этого на карте самого южного континента появились два новых географических объекта - вулканы Эребус и Террор.
Оба корабля два раза были в Антарктиде, где неплохо показали себя, поэтому впоследствии Адмиралтейство и направило их в канадскую Арктику на поиски Северо-Западного прохода. Думали чиновники над этим недолго.
Северо-Западный проход. Фото: arcticecon.files.wordpress.com А вот над чем подумать пришлось, так это над тем, кто возглавит экспедицию. Кандидатов хватало, но все они отсеивались один за другим. Сначала хотели отправить человека, организовавшего одну из самых первых экспедиций на Северный полюс - Уильяма Перри . Но он отказался. Тогда должность командующего предложили сэру Джеймсу Россу, который, кстати, за пару лет до этого и водил «Эребус» с «Террором» в Антарктиду. Но ему запретила жена.
Перебрав ещё несколько «неподходящих» кандидатур, - один слишком молод, у другого неподходящее «ирландское» происхождение - чиновники решили назначить командующим опытного полярного исследователя Джона Франклина. Ему в тот момент было 59 лет.
Франклин руководил экспедицией с корабля «Эребус», а непосредственными капитанами были два человека, до этого претендовавшие на роль командующего. «Эребусом» правил молодой Джеймс Фитцджеймс, а «Террором» - ирландец Френсис Крозье, который, кстати, до этого уже командовал кораблём во время экспедиции в Антарктиду.
Слева направо: командующий Джон Франклин, капитан Френсис Крозье, капитан Джеймс Фитцджеймс. В жизни и в сериале
Оба корабля отплыли от берегов Англии в мае 1845 года. Изначально на борту было 134 человека - среди них 24 офицера. Впоследствии пятерых за неподобающее поведение отправили обратно на берег, поэтому итоговый состав команды обоих кораблей насчитывал 129 человек.
В августе 1845 года «Эребус» и «Террор» попались на глаза двум китобойным кораблям. Это было в море Баффина - к западу от Гренландии. После этого их больше никто не видел.
Экспедиция была рассчитана на несколько лет - запаса еды хватило бы на три года сытой жизни во льдах: 55 тонн муки, 8 тысяч консервных банок с овощами, мясом и супом. Поэтому в Англии не сразу хватились двух пропавших кораблей - лишь в 1848 году была начата поисковая операция. Искали и на воде, и на суше. И в 1850 году поиски частично увенчались успехом.
Сохранившееся во льдах тело одного из моряков экспедиции Франклина, найденное на острове Бичи
На маленьком островке Бичи были найдены могилы трёх членов пропавшей экспедиции, умерших вскоре после того, как «Эребус» и «Террор» попали в канадскую Арктику. Забегая вперёд, скажем, что спустя больше ста лет, в 1984 году, учёные эксгумировали их тела, чтобы исследовать. Оказалось, что незадолго до смерти они болели туберкулёзом и пневмонией. Кроме того, в мёртвых тканях наблюдалось повышенное содержание свинца, что свидетельствовало о свинцовом отравлении.
Могила одного из погибших моряков на острове Бичи. Фото: www.pbase.com В 1859 году членам поисковой операции повезло ещё раз - на острове Кинг-Уильям, который находится примерно в 700 километрах к югу от острова Бичи, была найдена пирамида, сложенная из камней. В ней - листок с двумя сообщениями. Первое было написано в мае 1847 года группой из двух офицеров и шести матросов, сошедших на берег. Второе - в апреле 1848 года капитаном «Террора» Френсисом Крозье. В первом сообщении говорилось, что корабли провели прошлую зиму у острова Бичи, что экспедицией по-прежнему командует Джон Франклин и что всё хорошо.
Та самая записка. В рукописном тексте сообщается, что всё хорошо. На полях - запись, сделанная годом позже. Настроение у команды уже другое: всё плохо. Печатный текст на разных языках сообщает, что всякий, кто найдёт эту записку должен передать её представителям Адмиралтейства в Лондоне
Во второй записке, написанной на полях первой, говорилось, что «Эребус» и «Террор» были заперты во льдах неподалёку от острова Кинг-Уильям, и командам пришлось покинуть их. К тому моменту из 129 человек в живых оставалось 105. Под руководством капитана Френсиса Крозье они разбили лагерь на суше.
Также в ней говорилось, что командующий экспедицией Джон Франклин умер 11 июня 1847 года. Причина смерти неизвестна, равно как и место захоронения. Впоследствии выяснилось, что из 105 человек, сошедших на берег под командованием Крозье выжить тоже никому не удалось. Их кости, найденные гораздо позже в различных частях острова Кинг-Уильям, свидетельствовали о том, что в какой-то момент моряки отчаялись настолько, что дошли до каннибализма.
Консервные банки с «Эребуса» и «Террора», найденные по пути их следования. Фото: Sarah Hewitt, bbc.com Тайна исчезновения двух кораблей волновала человечество на протяжении всего XIX и XX веков. В 2014 году исследователи нашли под водой рядом с островом Кинг-Уильям остатки корабля «Эребус». А в сентябре 2016 года в тех же краях был найден и «Террор». Команда одного из кораблей заметила старинную мачту, выглядывавшую из воды. «Террор» был почти цел, причём часть его кают оказалась запечатана на зиму.
Все что осталось от «Террора»
О том, что же случилось с «Эребусом» и «Террором» ходит много версий. Самая реалистичная на данный момент - плохая подготовка к экспедиции. Провизия собирались в спешке, из-за чего еда во многих консервных банках оказалась отравлена свинцовым припоем. Кроме того, свинец поступал в организм матросов с водой из опреснительных систем кораблей. Массовое отравление тяжёлым металлом усугубила начавшаяся эпидемия цинги.
Эта болезнь возникает из-за нехватки в организме витамина «С» и может привести к мучительной смерти. На «Эребусе» и «Терроре» было больше четырёх тонн лимонного сока, чтобы уберечь команду от этой напасти, однако из-за долгого хранения он потерял свои целебные свойства. Сказалась и неопытность команды: из 129 человек, только командующий Джон Франклин, капитан Френсис Крозье, да пара лоцманов бывали за полярным кругом.
Несмотря на свежие открытия, в этой истории ещё достаточно пробелов - и Дэн Симмонс в романе «Террор» попытался заполнить их. Получилось или нет, сказать сложно. Автор основательно поработал с источниками, досконально изучив уклад жизни на корабле XIX века, застрявшем во льдах. Из-за этого порой кажется, что читаешь не художественное произведение, а чьи-то мемуары.
Словно моряк, не раз побывавший за полярным кругом, Симмонс щедро делится нюансами подобных экспедиций. Просторная шуба из шкуры животного, надетая на голое тело спасёт от холода лучше, чем непромокаемая шинель, фуфайка, свитер и несколько слоёв шерстяных рубах под ней. Свежее сырое мясо спасёт вас от цинги. Но печень белого медведя в еду не годится, так как она ядовита. А добраться до человеческого мозга проще, если пробить ложкой нёбо во рту мертвеца…
Но назвать роман историческим язык не поворачивается, потому что там, где в реальности не хватает фактов, Дэн Симмонс прибегает к помощи мифологии гренландских эскимосов.
По сюжету, «Эребус» и «Террор» не просто застряли во льду, но и стали добычей некоего существа, похожего на огромного белого медведя. Оно ловко плавает под водой, без усилий прогрызает металлические переборки и способно одним махом разорвать человека на куски. И что самое жуткое, монстр явно разумен.
В книге Симмонс почти до самого финала сохранял имя и природу этого существа в тайне. Мутант? Некая разновидность белого медведя? Переодетые эскимосы? Но в сериале AMC секрет раскрывается в первой же серии в самой первой сцене: «Его зовут Туунбак. Он сделан из плоти и чар».
Они расставляют ловушки, но монстр оказывается хитрее, превращая каждую новую встречу с ним в резню. Можно было бы обвинить Дэна Симмонса в пошлости: взять и превратить богатый исторический материал в историю в духе «Чужого».
Однако Туунбак у автора - это не столько монстр, сколько аллегория на Арктику, которая убивает людей, не готовых к встрече с ней. Туунбак в «Терроре» почти всегда стоит за кулисами. Он убивает матросов, но не является главной причиной гибели экспедиции.
«Эребус» и «Террор» были обречены задолго до встречи с ним. Лёд, который постепенно сминает застрявшие в нём корабли, нехватка еды, отравленные консервы и цинга - вот истинные враги людей. Моряки не знают, как охотиться на моржей и тюленей, не могут добыть себе свежего мяса, чтобы наесться. День за днём голод делает их слабыми, а запущенная цинга рвёт кровеносные сосуды, обрекая на мучительную смерть.
Моральный дух команды падает. На пороге неминуемой смерти чины и положение в обществе уже не имеют никакого значения. Начинается борьба за власть. На поверхность поднимаются самые подлые и низкие люди, а какой-нибудь подлый помощник конопатчика внезапно оказывается властелином душ и судеб.
Тут можно было бы вспомнить «Под куполом» Стивена Кинга или его же «Мглу». Но герои Симмонса не заперты в изолированном от мира месте. Они вольны пойти куда угодно, благо арктический воздух даже воду превратил в твердую поверхность. Средств для выживания тоже предостаточно, ведь выживают же в этих краях эскимосы.
Однако надо точно знать, в какую сторону идти и что делать, чтобы выжить, потому что малейшая ошибка равносильна смерти. Но с этим то как раз и проблемы. Эскимосы, которые могли бы научить, то и дело гибнут от пули белых людей. А попытка предупредить командование о том, что надо поворачивать, иначе скоро льды сомкнутся, игнорируется из-за тщеславия.
В жизни командующий Джон Франклин был уважаемым полярным исследователем, но в романе Дэна Симмонса он изображён недалеким человеком, который держится на высокой должности только за счёт своих былых достижений.
Он принимает неверные решения, а в момент наивысшей опасности думает лишь о том, какими словами потом будет рассказывать о своём чудесном спасении на каком-нибудь званом ужине. Именно его Дэн Симмонс обвиняет в том, что «Эребус» и «Террор» застряли во льдах.
Одно неверное решение Франклина стало катализатором всех бед, которые выпали на долю команды двух кораблей. Оно, а не монстр, стало причиной гибели экспедиции. Создатели сериала прекрасно уловили эту мысль. Поэтому первая серия сосредоточена на решениях Джона Франклина. Монстр Туунбак тоже присутствует, но пока он - лишь зловещий силуэт вдалеке, замеченный одним из матросов.
В романе Дэна Симмонса десятки персонажей, а события охватывают несколько лет. Это огромное полотно с тысячью мельчайших деталей. Радует, что авторы сериала решили не идти по пути упрощения.
Первый эпизод внушает надежду, что мы получим не менее подробную картину гибели экспедиции Франклина, чем у Симмонса. Остаётся только надеяться, что чувство меры им не изменит и они не превратят историю о выживании в хоррор про людей и монстра.
#террор #сериалы #книги #истории #мнения
Что местные археологи обнаружили останки затонувшего более 160 лет назад судна из пропавшей, или, как её ещё называют, «проклятой», экспедиции Франклина по освоению Арктики. Специалистам не удалось точно установить, какому именно из судов - «Эребусу» или «Террору» - принадлежат найденные остов и обломки, однако саму находку уже назвали «поистине историческим для Канады моментом».
Обломки обнаружили 7 сентября при помощи дистанционно управляемого глубоководного робота, сейчас артефакты находятся на изучение в лаборатории Оттавы. За дальнейшей судьбой находки следят историки всего мира: о том, почему полусгнившее дерево и килограммы заклёпок так будоражат учёные умы - ниже.
Когда стартовавшая в 1845 году экспедиция Джона Франклина затерялась во льдах, лишь одни официальные поиски её обошлись в 4 миллиона долларов по курсу того времени и длились шесть лет. Важность экспедиции переоценить было невозможно: Франклин искал новый короткий путь в Тихий океан, который столетиями именовали Северо-Западным проходом, через который можно было бы торговать с Японией и Китаем.
Европейские моряки долго шли к Северной Америке: среди отважных смельчаков были и Мартин Фробишер, дошедший до Баффиновой Земли и открывший Ошибочный пролив, и Генри Гудзон, нашедший залив, позже ставший одноимённым, и сам Баффин, в честь которого сегодня названы упомянутые выше земли и море.
Джон Франклин, о коем пойдёт речь, был девятым сыном лавочника. В 14 лет он ушёл на флот, в 19 отправился в свой первый поход к берегам Австралии, став офицером и позже - командиром полярного судна «Трент», на котором однажды пытался найти Северный морской путь.
Позже его усилиями на карте мира появился берег Северной Америки между 109°25′ и 148°52′ западной долготы - неизведанное до этого место. В 1828 году король Георг IV посвятил полярного исследователя в рыцари. Проведя долгое время на службе в адмиралтействе, к 1844 году Франклин получил приказ осваивать земли Крайнего Севера. Для плавания были выбраны «Эребус» и «Террор» - проверенные корабли путешественника Джеймса Росса с паровыми машинами, системами отопления в жилых помещениях, защитой винтов и руля, с библиотекой в две тысячи томов на борту. Что-то вроде экспедиционных «Титаников».
Всего в экспедиции участвовали 134 человека, из которых 24 имели офицерские звания. Сам Франклин шел на «Эребусе», «Террором» же управлял Фрэнсис Крозье. Утром 19 мая экспедиция начала своё плавание. 26 июля 1845 года «Эребус» и «Террор» были замечены китобоем «Принц Уэльский» в бухте Мелвилла у берегов Гренландии. Это был последний раз, когда европеец видел корабли капитана Франклина. Сообщение о встрече дошло в адмиралтейство лишь 29 октября, а молчание моряков никого не беспокоило - выйти на связь команда «Эребуса» должна была не раньше 1846 года.
В 1847 году, когда от экспедиции не пришло не единой весточки, о поиске моряков заговорил Джеймс Росс, предположивший, что запасы продовольствия у моряков подходят к концу (позже выяснилось, что из каждой партии в 2640 десятифунтовых банок консервированных продуктов фабрики Стефана Голднера, которые были взяты на борт судов, просроченными оказались более двух тысяч).
Местные охотники нашли стоянку неизвестных странников,
возле неё - 35 обглоданных мертвецов.
Полгода Адмиралтейство решалось начать поиски пропавшего экипажа. В 1848 году за спасение экспедиции была назначена награда в 20 тысяч фунтов. В мае того же года на поиски Франклина вышел и сам Джеймс Росс на кораблях «Инвестигэйтор» и «Энтерпрайз».
К 1850 году в поисках участвовали суда «Норт Стар», «Резолют», «Ассистенс», «Интрепид», «Пионер», «Леди Франклин» и «София». Общими усилиями мореходы наткнулись на первые следы пропавших моряков: предметы с «Эребуса» и «Террора» и три могилы соратников Франклина - Джона Торрингтона, Джона Хартнелла и Уильяма Брейна. Поиски усилили: район Чукотского моря бороздили суда «Пловер» и «Геральд», которые дошли до острова Врангеля, но так и не нашли следов потерянного капитана.
Маршруты кораблей пересеклись спустя год: суда, искавшие капитана Франклина, случайно нашли Северо-Западный проход, но вот никаких следов моряков найдено не было. В этом оказались бессильны экспедиции Эдварда Белчера, Генри Коллета и Мак-Клура. 26 октября 1852 года Джона Франклина произвели в контр-адмиралы - на церемонии догадывались, что вручение награды проходило не заочно, а посмертно.
Никаких достоверных новостей с Севера об экспедиции не приходило: издания вроде The New York Herald и The Dollar Monthly Magazine печатали сказочные истории от эскимосов, которые якобы видели вмёрзшие во льды суда, однако достоверность их была ничтожно низкой: за полгода, которые весточка шла до Великобритании, она обрастала фантастическими подробностями, оказывавшимися ложью. Первые более-менее подлинные сведения о состоянии экспедиции Франклина пришли от сухопутного путешественника-хирурга Джона Рэ, изучавшего жителей канадского Севера и эскимосов: в 1854 году Рэ, исследуя полуостров Бутия, пообщался с эскимосами, которые рассказали, что четыре года назад видели примерно 40 европейцев, шедших на юг. Местные охотники нашли стоянку неизвестных странников, возле неё - 35 обглоданных мертвецов.
Осенью того же года Рэ рапортовал в Адмиралтействе о своих находках, привезя с собой найденные личные вещи экипажа, в подлинности которых никто не усомнился. Во время своего выступления перед адмиралами Джон Рэ заявил, что в найденных им котелках были обнаружены человеческие останки, однако никто, включая супругу капитана Джейн Франклин и друга семьи, писателя Чарльза Диккенса, не хотел верить этим словам.
31 марта 1854 года Адмиралтейство прекратило поиски команды, а имена матросов были вычеркнуты из списков флота. Несмотря на прекращение официальных спасательных работ, частные лица вроде Джона Андерсона и Александра Стюарта надеялись найти живого капитана «Эребуса». Одна из главных находок того времени была сделана лейтенантом Гобсоном с яхты «Фокс», который в районе мыса Виктории обнаружил каменную пирамиду с запиской, подписанной капитаном Крозье.
В единственном достоверном документе того времени говорилось, что «Эребус» и «Террор» вмерзли в лёд ещё 12 сентября 1846 года. Капитан Франклин умер 11 июня 1847 года, и командование кораблями перешло Крозье. Третья зима во льдах стоила жизни 24 морякам. Когда продовольствие подошло к концу, выжившая часть команды двинулась на юг.
Суммируя предыдущие истории эскимосов с содержанием записки, Гобсон пришёл к выводу, что экипаж команды погиб от голода и цинги в районе реки Грейт-Фиш. Это была 38-я по счету экспедиция, которая позволила обнаружить первые достоверные следы капитана Франклина, пропавшего без вести. Практически все они стали продолжением поисков Северо-Западного прохода.
До вчерашнего дня самые важные артефакты, однако, так и не были найдены; и если строить иллюзий насчёт обнаружения скелета Франклина не приходится, то надежда на находку новых пояснительных записок или бортового журнала после подъёма корабля теплится сейчас в сердцах небезразличных к морю как никогда раньше.
Не так давно я писал о понравившейся книге Симмонса ”Террор”. Т.к. история пропавшей экспедиции показалась мне весьма интересной, решил сделать краткий реферат по данной теме.
Далее будет многобукв.
1. Предполагаемый маршрут экспедиции. Синим цветом показан путь, пройденный на кораблях, остальным цветом – пешие и лодочные передвижения.
Пропавшая экспедиция Франклина (Franklin"s lost expedition) - экспедиция по освоению Арктики, проходившая под руководством сэра Джона Франклина в 1845 году. Будучи офицером Королевского военно-морского флота и опытным исследователем, он участвовал в трёх арктических предприятиях. В возрасте 59 лет Франклин предпринял свою четвёртую экспедицию. Её целью были исследование неизвестной части Северо-Западного прохода и завершение его открытия. Однако экспедиция на двух судах со 129 членами экипажа, включая самого Франклина, пропала.
Джон Франклин – руководитель экспедиции
«Эребус» и «Террор» были бывшими бомбардирскими судами Королевского военно-морского флота, перестроенными для плаваний во льдах и оснащёнными по самым современным стандартам XIX века. На кораблях стояли паровые двигатели, паровая отопительная система для комфорта экипажа. Судовая библиотека включала более 1200 книг. Был взят трёхлетний запас провианта. Большей частью экипаж был укомплектован англичанами, многие из которых были с севера страны. Кроме Франклина, Крозье и двух ледовых лоцманов, никто более не имел полярного опыта.
Капитан Френсис Крозье – капитан ”Террора”.
После двух лет ожидания вестей от экспедиции общество, леди Франклин, члены парламента и британская пресса призвали Адмиралтейство отправить в Арктику поисковый отряд. В ответ Адмиралтейство разработало план, осуществление которого началось весной 1848 года. Экспедиция закончилась ничем.
Первые находки были сделаны в 1850г. Так, 23 августа капитан одного из поисковых кораблей увидел пирамиду из камней и разбросанные вокруг пустые консервные банки, на которых значилось имя Голднер. Несколько дней спустя, на острове Бичи, группа наткнулась на три могилы, которые оказались местом последнего упокоения некоторых членов экипажа Франклина, умерших в январе - апреле 1846 года.
Весной 1851 года пассажиры и члены экипажа нескольких судов наблюдали у побережья Ньюфаундленда огромный айсберг со вмёрзшими в него двумя судами - одно из них стояло прямо, другое - с креном. Было высказано предположение, что ими могли быть корабли «Эребус» и «Террор», хотя всё же более вероятно, что это были суда китобоев.
В 1854 году во время изучения топографии канадского побережья Северного Ледовитого океана к югу от острова Кинг-Уильям были записаны рассказы местных эскимосов о погибших от голода белых людях.
В 1859 году поисковая экспедиция во главе с Френсисом Леопольдом Мак-Клинтоком обнаружила записку, оставленную на острове Кинг-Уильям, с подробной информацией о судьбе пропавших до весны 1848 года.
В записке было сказано, что люди Франклина перезимовали в 1845-1846 годах на острове Бичи, где трое из них погибли и были похоронены. Экспедиционные суда были затёрты льдами близ острова Кинг-Уильям в сентябре 1846 года и никогда более не выходили в открытые воды.
Экипаж зимовал на острове Кинг-Уильям в 1846-1847 и 1847-1848 годах и 26 апреля 1848 года планировал выйти из лагеря и попытаться достичь реки Бак на канадском побережье. 15 матросов и девять офицеров к тому времени были уже мертвы. Остальные погибли в дороге, большинство из которых - ещё на острове, а 30 или 40 человек - дойдя всё же до северной части материка, но оказавшись в сотнях миль от ближайшего оплота западной цивилизации.
Экспедиция Мак-Клинтока также обнаружила на южном побережье острова Кинг-Уильям человеческий скелет. При нём были найдены документы, в числе которых - свидетельство моряка, выданное на имя Гарри Пеглара 1808 года рождения.
В 1981 году группа канадских учёных начала новый этап научных исследований могил, тел и других артефактов, которые оставила после себя экспедиция Франклина на островах Бичи и Кинг-Уильям. Они пришли к выводу, что члены экипажа, могилы которых были найдены, скорее всего, умерли от воспаления лёгких и, возможно, туберкулёза, на фоне общего ухудшения здоровья вследствие отравления свинцом из-за некачественно произведённой пайки банок, в которых хранилось продовольствие.
Изучение костей показало наличие острого дефицита витамина C, являющегося причиной цинги. После возвращения в Эдмонтон Битти совместно с арктическим археологом Джеймсом Савелом обнаружил на бедренной кости одного из скелетов царапины и засечки, тогда как череп был проломлен. Это стало первым научным подтверждением фактов каннибализма, о которых рассказывали многие из эскимосов и предположения которых содержались в отчёте доктора Рэя.
Был проведен анализ костей скелета: в них содержалось 226 мд свинца, что почти в 10 раз превышало содержание свинца в контрольных образцах, взятых у скелета эскимоса.
Проведённые позже исследования показали, что ещё одним потенциальным источником свинца, возможно, были корабельные опреснительные системы, а не консервные банки.
После получения официального разрешения на эксгумацию группа Битти посетила остров в августе 1984 года для проведения вскрытия могил троих членов экипажа Франклина. Первой была открыта могила кочегара Джона Торрингтона. Из-за вечной мерзлоты трупы, пролежавшие в земле почти 140 лет, прекрасно сохранились.
После завершения вскрытия Торрингтона, эксгумации и краткого осмотра Джона Хартнелла группа из-за ухудшения погоды вынуждена была вернуться в Эдмонтон, взяв с собой образцы костей и мягких тканей.
Элементный анализ костей и волос Торрингтона показал, что матрос «испытывал тяжёлые психические и физические проблемы, вызванные отравлением свинцом». Вскрытие показало, что причиной смерти стало воспаление лёгких, однако отравление свинцом было названо одним из сопутствующих факторов.
Во время экспедиции группа посетила место, расположенное примерно в 1 км к северу от могил, для изучения фрагментов сотен консервных банок, оставшихся после экспедиции Франклина. Битти отметил, что пайка на них была выполнена некачественно и с использованием свинцового припоя, который, вероятно, находился в прямом контакте с пищей.
И совсем свежие новости:
7 сентября 2014 года остов одного из двух кораблей предприятия Франклина был найден членами экспедиции к проливу Виктория. На данный момент неизвестно какой именно из двух кораблей был обнаружен. Фотоснимки находки, найденной на глубине 11 метров, были сделаны с помощью дистанционно-управляемого подводного аппарата.
Наиболее значимым результатом экспедиции Франклина стало обследование и нанесение на карту тысяч миль вдоль береговой линии, произведённые многочисленными экспедициями по её розыску. Ричард Кириакс отметил, что «потеря экспедиции, вероятно, принесла гораздо больше [географических] знаний, чем её успешное возвращение». Ирония судьбы, да.
За информацию спасибо Википедии, за фотографии Интернету.
Корабли пропавшей экспедиции Франклина по изучению северо-западного прохода из Европы в Азию.
Корабли-бомбардиры с усиленным корпусом, который должен выдерживать удар мортиры. Размеры - приблизительно 35м на 7м, но водоизмещение - около 350 тонн. Для путешествий во льдах были переоборудованы - корпус укрепили листами металла, сделали специальные заслонки для винтов, поставили паровые котлы для локомотивных двигателей и отопления. Могли развивать скорость до 7.4 km/h только на двигателях. Так же на кораблях имелась библиотека - более 1000 книг. Запас провианта был заготовлен из расчета - 3 года.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/94/Franklinexpeditionnote.jpg
Заметка написана на одной из печатных форм, которые специально предназначены, чтобы оставить информацию о судне в случае каких-либо проблем. На форме на нескольких языках написана просьба отправить эту записку в Адмиралтейство Великобритании с указанием времени и места, где она была найдена. Текст на записке был написан по-видимому лейтенантом Гором. Было указано, что корабли вмерзли в лед на координатах 70°5" с. ш. и 98°23" з. д., сир Франклин управляет экспедицией и всё хорошо.
Итак, если восстановить хронологию:
Была зимовка на о. Бичи в 1845—1846гг. (дата в записке почему-то указана неверно), далее корабли повернули на юг...
24 мая 1847 года 2 офицера и 6 матросов сошли с корабля (Party consisting of 2 officers and 6 men left the ships on Monday).
28 мая 1847 года корабли уже полгода стоят севернее острова Кинг Вильям (3) - 70°5" с. ш. и 98°23" з. д. Тогда, судя по записке, Франклин был еще жив, и все было хорошо. (Sir John Franklin commanding the expedition. All well.) Записка подписана лейтенантом Гором.
Запись на полях от 25 апр 1848 года - корабли стоят во льду уже полтора года, и команда покинула корабли 22 апреля 1848 года . The officers and crews, consisting of 105 souls , under the command of Captain F. R. M. Crozier, landed here in lat. 69° 37" 42" N., long 98° 41" W. Сир Джон Франклин мертв, всего на этот момент потерь в экспедиции - 9 офицеров и 15 матросов.
Крозье возглавил экспедицию. Они должны были выдвинуться на следующий день 26 апр 1848 года на юг к реке Бак (до нее 300 км по прямой!!! запас провианта к этому времени должен был подходить к концу)
Координаты лагеря Крозье, скорее всего, указаны неверно, т.к., если предположить, что верно то, что они ушли на 5 лиг на ЮЮВ от кораблей, попадаем на самый северный мыс о. Короля Вильяма - Cape Felix, а указанные координаты - это пролив.
Так же в записке есть информация относительно переноса ее на текущую позицию из предыдущего места хранения (на 4 мили мили севернее около Point Victory), где она была ранее расположена бывшим коммандером Гором в июне 1847г в столбе (pillar) сира Джеймса Росса, сложенном в 1831 году.
КАРТЫ:
Найти корабли пытались на протяжении 170 лет. Было проведено несколько поисковых экспедиций... Эребус нашли севернее острова О"Райли (южнее о. Король Вильям) только в 2014 году. А Террор - в 2016, немного южнее о. Король Вильям около бухты Террор. При обследовании о. Короля Вильяма были найдены кости и остатки имущества экспедиции вдоль западного побережья острова - по ходу движения остатков команды Эребуса и Террора. Они почти достигли своей цели - реки Бак. Они дошли до о. Монтреал неподалеку от устья "Рыбной реки"...
В романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта» руководители британского Адмиралтейства отказались организовать спасательную экспедицию, ссылаясь на значительные расходы по поиску экспедиции Франклина. В этом не было преувеличения. Только официальные поиски Франклина продолжались 6 лет и обошлись в 4 миллиона долларов. Что же заставило английских моряков в течение многих лет упорно пересекать безлюдные пространства в надежде найти хоть какие-то следы пропавшего капитана?
Объяснение повышенному интересу к судьбе Джона Франклина (1786-1847) заключалось в цели его экспедиции, которая должна была открыть новый короткий путь в Тихий океан, который на протяжении нескольких веков называли Северо-Западным проходом. Путь вокруг Северной Америки сулил большие барыши от торговли с Японией и Китаем. Но его еще предстояло найти. Опыт русских экспедиций XVIII века показал, что полярные просторы иногда легче преодолеть на санях, чем на борту корабля. Оставалась надежда, что полярные воды у берегов Северной Америки бывают свободными ото льда.
Первые походы английских и французских мореплавателей к Северной Америке позволили открыть огромные пространства суши, полностью закрывавшие проход на запад. Чтобы обойти это непреодолимое препятствие, корабли уходили все дальше на север, скорее по интуиции расчитывая найти край этих нескончаемых берегов. В 1576 году Мартину Фробишеру добравшемуся до Баффиновой Земли показалось, что он уже проник в желанный пролив, оказавшийся всего лишь заливом, носящим теперь имя первооткрывателя.
Зато позже Фробишеру удалось найти самый настоящий пролив, названный Ошибочным (Mistaken). В 1610 году Генри Гудзон (он же — Хадсон), войдя в этот «неправильный» пролив, сумел пройти вокруг полуострова Лабрадор на запад и попал в огромное водное пространство, оказавшееся на самом деле большим заливом. В благодарность за великое открытие взбунтовавшаяся команда высадила Гудзона посреди этого залива, а потомки назвали этот залив Гудзоновым.
Следующий шаг был сделан знаменитым мореплавателем Уильямом Баффином. Он убедился, что гигантский Гудзонов залив был тупиковым. Зато Баффину удалось в 1616 году пройти довольно далеко на север и нанести на карту новый водоем, который теперь называют Баффиновым морем или Баффиновым заливом. Благодаря теплому лету английский мореплаватель смог довольно точно определить основные проливы, соединяющие открытое им море с другими. Среди этих проливов был и пролив Ланкастер, через который можно было проникнуть к еще неизвестному европейцам Беринговому проливу. Подступы к Северо-Западному проходу были открыты, но картографы не поверили сообщениям Баффина и даже убрали с карт открытое им море.
В 1631-1632 годах две экспедиции под руководством Томаса Джеймса и Люка Фокса пытались найти проход на запад из Гудзонова залива. Обойдя открытый Гудзоном водоем, они убедились, что Северо-Западным проходом тут не пахнет. На этом попытки проникновения в Китай через арктические моря были прекращены до конца XVIII века. Но и позже такой выдающийся мореплаватель, как Кук, пытавшийся пройти к берегам Канады со стороны Берингова пролива, не смог в 1776 году продвинуться существенно дальше своих предшественников.
Серьезный прорыв на северо-запад был совершен в 1789 году Макензи, который прошел по реке, получившей его имя, до самого моря. Таким образом, он оказался намного западнее тех проливов, которые безуспешно искали Гудзон и Баффин. Успех Макензи однако не решал проблемы морского сообщения с устьем открытой им реки. А морякам стало не до поиска новых маршрутов. Они почти двадцать лет воевали за обеспечение безопасности уже существовавших торговых путей.
В 1818 году поиски Северо-Западного прохода возобновились. Большую роль в организации этих экспедиций сыграла поддержка второго лорда Адмиралтейства Джона Барроу (1764-1848). Британским морякам снова выпала дальняя дорога с большими хлопотами. Вскоре Джон Росс сумел повторить успех Уильяма Баффина, обойдя берега открытого 200 лет назад моря. В числе прочего был вновь обнаружен пролив Ланкастер, который Росс принял за залив (Lancaster Sound). В 1819-1820 годах другой английский исследователь Арктики Уильям Парри не только доказал, что залив Ланкастер на самом деле является проливом, но и нашел два других пролива (Барроу и Вайкаунт Мелвилл, т.е. Виконта Мелвилла), открывающих дорогу на запад. Стало ясно, что поиски Северо-Западного прохода нужно продолжать. Для преодоления всех трудностей арктических походов требовались опытные и решительные люди. Одним из таких капитанов стал Джон Франклин. Чему-чему, а жизненным невзгодам он учился противостоять c детства.
Девятому сыну многодетного лавочника Джону Франклину, казалось, судьба не могла предложить никакой перспективы, кроме постоянной борьбы с нуждой. Отец это понимал и, когда его отпрыску стукнуло 14, перепоручил дальнейшее воспитание британскому флоту. Как оказалось впоследствии, это было правильным решением. И почти сразу юнга был вовлечен в водоворот событий, имевших европейское значение. В 1801 году он был свидетелем бомбардировки Копенгагена, в 19 лет участвовал в Трафальгарском сражении, а затем в битве при Новом Орлеане. Очень рано Франклин получил опыт дальних плаваний, участвуя в походе к берегам Австралии под командой своего дяди Мэтью Флиндерса (Matthew Flinders).
Насыщенная событиями служба позволила Франклину стать офицером и, главное, ему доверили командовать судном «Трент» в полярной экспедиции. Начал он, впрочем, с поисков не Северо-Западного, а Северо-Восточного прохода, ныне известного как Северный морской путь. Цель этой экспедиции под командованием Дэвида Бьюкена (Бучан, Buchan) заключалась в поисках прохода во льдах от Шпицбергена к Берингову проливу. В ходе экспедиции британские суда достигли 80°34′ с.ш., но дальше продвинуться помешали льды.
Приобретя необходимый опыт, Франклин взялся за сухопутные исследования северного побережья Канады. На берегу он, с одной стороны, не зависел от капризов ледовой обстановки, а с другой — был обречен на медленные переходы с меньшим запасом продовольствия. В сентябре 1819 года Франклин выступил на север из поселка Йорк-Фактори, расположенного на берегу Гудзонова залива. Следующие три года капитан командовал преимущественно лодками и санями, на которых ему удалось преодолеть огромные малонаселенные пространства Северной Канады. В течение почти трех лет Франклин со своими спутниками прошел более восьми тысяч километров, нанес на карту многие неизвестные и малоизвестные реки и озера. Экспедиция описала реку Коппермайн и залив Коронейшн, оказавшись западнее тех мест, где вынуждены были остановиться корабли Баффина, Росса и Парри.
К 1822 году экспедиция Франклина едва не погибла. Из-за нехватки продовольствия от голода и цинги умерли десять человек. Только в последний момент Франклин получил необходимые продукты и смог добраться до поселка Йорк-Фактори. На родине участников экспедиции ждала заслуженная слава. В газетах о Франклине писали, как о «человеке, который съел свои сапоги». В этой оценке была и ирония и признание упорства в достижении цели.
Популярность героя-полярника была настолько велика, что найти себе пару ему не составило труда. В 1823 году он женился на поэтессе Элеоноре Порден (Eleanor Anne Porden). Брак закончился так же быстро, как и начался. Через два года Элеонора умерла от чахотки. В этом же 1825 году Франклин снова отправился в Канаду.
Вторая экспедиция на Северо-Запад была лучше подготовлена. Была четко обозначена задача по обследованию побережья в районе устья реки Макензи до границы с Аляской (Русской Америкой). Франклин сначала повторил уже известный маршрут, спустившись на четырёх парусных шлюпках до устья Макензи. На побережье Северного Ледовитого океана экспедиция разделилась на две группы. Одна партия под командованием Франклина двинулась в сторону Аляски, а другая под командованием Ричардсона пошла на восток, чтобы выйти к уже обследованной реке Коппермайн. Оба маршрута были пройдены успешно. К 1827 году берег Северной Америки между 109°25′ и 148°52′ западной долготы был нанесен на карту.
Джон Франклин вернулся в Англию триумфатором. Он снова был в центре внимания соотечественников. В 1828 (1829?) году король Георг IV посвятил полярного исследователя в рыцари. В этом же году Джон Франклин женился на Джейн Гриффин, подруге своей первой жены. Семейная жизнь заслуженного британца протекала в обычном для моряка стиле. В 1830 году Франклин отправился на фрегате «Радуга» («Rainbow») в Средиземное море с «миротворческой миссией». На этот раз он находился в пределах досягаемости, и леди Джейн могла встречаться с мужем во время стоянок в Европе, Сирии и Северной Африке. После трехлетних походов по Средиземному морю капитан Франклин вернулся на родину, где в 1836 году получил новое назначение.
На этот раз специалиста по Арктике отправили в совершенно противоположную сторону. Джон Франклин был назначен губернатором Ван-Дименовой земли или, говоря современным языком, Тасмании. Новую должность можно было считать повышением, поскольку положение губернатора (лейтенант-губернатора) было выше, чем место на капитанском мостике. Но с другой стороны, управление дальним островом сводилось к содержанию каторжной колонии. Фактически Франклин оказался в положении начальника своеобразного Тасманлага.
Как и положено добросовестному капитану, он старался держать своих подопечных в строгости, но не обременяя непосильным трудом. Джейн Франклин как могла поддерживала мужа, оказывая помощь нуждающимся жителям Тасмании. На коренных жителях острова эти заботы, видимо, не сказались, поскольку уже через 30 лет от них не осталось и следа. Отношения с начальством из Министерства колоний (Colonial Office) у тасманийского губернатора складывались непросто. Немало крови Франклину попортил колониальный чиновник по фамилии Монтегю (John Montagu), настрочивший в Лондон кучу кляуз, опровержение которых требовало много сил и нервов.
Бюрократические дрязги выглядели особенно ничтожными, когда в столицу Тасмании Хобарт заходили корабли, совершавшие дальние плавания, дразня бывшего капитана заманчивыми походами. Среди этих редких гостей в августе 1840 года в Хобарт зашли корабли «Эребус» и «Террор» британской антарктической экспедиции под командованием Джеймса Росса (племянника Джона Росса). У Франклина беседа с Россом, который участвовал в поисках Северо-Западного прохода и достиг северного магнитного полюса, наверняка вызвала воспоминания об экспедициях 1820-х годов. Провожая корабли Росса губернатор даже не подозревал, что ему придется вернуться на капитанский мостик именно на «Эребусе».
Между тем время уходило. Франклин приближался к шестидесятилетнему рубежу, за которым его ждала почетная отставка или необременительная служба в лондонском кабинете. В 1843 году его отозвали в Лондон. Франклин покинул Тасманию, где в память о нем была названа река, город и площадь в Хобарте, на которой был установлен памятник бывшему губернатору.
Казалось бы, после службы на окраинах Британской империи, должно было последовать назначение на родине. Но Адмиралтейство нашло для старого капитана новое дело. После довольно успешной экспедиции Росса руководители британского флота почему-то решили, что теперь накоплен достаточный опыт, чтобы преодолеть льды Северо-Западного прохода. И тут очень кстати в Лондоне оказался человек, хорошо знакомый с северными районами Канады. Идея новой экспедиции была охотно поддержана Франклином, который расчитывал восстановить репутацию, пошатнувшуюся в канцелярских склоках.
В декабре 1844 года проект новой полярной экспедиции был готов, а 7 февраля 1845 года Франклин был уже официально назначен ее руководителем. Для дальнего похода решили использовать уже проверенные корабли Джеймса Росса (сам Росс под давлением жены от участия в экспедиции отказался). С учетом новых требований «Эребус» и «Террор» были переоборудованы. На них были установлены паровые машины и система отопления, позволявшая сохранять приемлемую температуру в жилых помещениях. Была придумана специальная система, защищавшая винты и руль от механических повреждений. В ходе плавания следовало испытать новейшую резиновую надувную лодку. Благодаря усилиям Джейн Франклин на кораблях была собрана крупнейшая судовая библиотека, насчитывавшая 1200 (2000?) томов.
Хуже был решен вопрос с продовольствием. Его запасов должно было хватить на три года (пять лет?) плавания. Но Франклин допустил серьезную ошибку, погрузив вместе с обычными мукой, сухарями и солониной 8 тысяч банок овощных и мясных консервов весом от 1 до 8 фунтов. Консервированные продукты были приготовлены по патенту Стефена Голднера. В 1852 году проведенная Адмиралтейством проверка показала, что из 2640 десятифунтовых банок этой же фирмы пригодными для употребления были только 420. К сожалению, Франклину это открытие пришлось сделать уже в Арктике. В начале же 1845 года ничто не предвещало опасности.
Команды «Эребуса» и «Террора» были укомплектованы преимущественно англичанами, многие из которых имели опыт плавания во льдах. Всего в экспедиции участвовали 134 человека (24 офицера). «Эребусом», на котором находился Джон Франклин, командовал Джеймс Фицджеймс, а «Террором» — Фрэнсис Крозье (Francis Rawdon Moira Crozier), уже командовавший этим судном во время антарктической экспедиции.
5 мая 1845 года руководителю экспедиции вручили инструкции Адмиралтейства, а утром 19 мая «Эребус» и «Террор» покинули берега Англии. После короткой остановки в Абердине суда Франклина двинулись к берегам Гренландии в сопровождении корабля «Раттлер» и транспорта «Барретто Джуниор». Настроение участников экспедиции было бодрым. Франклин надеялся уже в следующем году достигнуть Берингова пролива. В его последнем донесении говорилось: «Мы уверены в успехе. Следующая остановка в Гонконге в Китае». Такими же оптимистичными были и письма других членов экспедиции, доставленные в Англию. У берегов Гренландии пришлось отправить назад пять заболевших моряков. Остальные были готовы идти на запад.
26 июля 1845 года «Эребус» и «Террор» попались на глаза капитану китобойного судна «Принц Уэльский» Даннетту в бухте Мелвилла у берегов Гренландии. Это был последний европеец, видевший корабли Франклина. После того, как сообщение Даннетта было 29 октября 1845 года передано в Адмиралтейство, никаких сведений об экспедиции больше не поступало. Молчание никого особенно не беспокоило, как не беспокоят сейчас кратковременные перерывы в связи с космическими кораблями при входе в атмосферу. Раньше будущего года никаких известий от Франклина не ждали.
1846 год новых сведений об экспедиции не принес. Это уже немного тревожило, но случай зимовки во льдах был вполне прогнозируем. Но когда Франклин не дал о себе знать в 1847 году, это уже обеспокоило не только родственников, но и бывалых полярников. Первым заговорил о необходимости поисков Франклина Джеймс Росс. Он не без основания предположил, что запасы продовольствия на борту «Эребуса» и «Террора» подходят к концу.
Не менее активно била тревогу Джейн Франклин. Супругу капитана, кроме трезвых расчетов беспокоило давнее происшествие, когда она по ошибке вместо пледа набросила на мужа флаг. Франклин тогда флегматично заметил, что флагом накрывают только покойников. Другая бы забыла об этом эпизоде, но леди Джейн вспоминала о нем всю оставшуюся жизнь. Кроме мистических предзнаменований, она сообщила Адмиралтейству, что муж говорил о возможности зимовки в районе Грейт-Фиш ривер. Но опытным морякам трудно было поверить, что «Эребус» и «Террор» окажутся в стороне от основных проливов, ведущих на запад.
На принятие решения о начале поисков Адмиралтейство потратило не менее полугода. К сожалению, в Арктике продолжительность судоходства во многих местах ограничивается несколькими месяцами (и то не каждый год), и опоздание на месяц оборачивается потерей года. В марте 1848 года Адмиралтейство назначило награду в 20 тысяч фунтов за спасение экспедиции Франклина. 3 тысячи фунтов на поиски добавила от себя супруга капитана леди Джейн.
В мае 1848 года на поиски Франклина отправились корабли «Инвестигэйтор» и «Энтерпрайз» под командованием Джеймса Росса. К осени спасатели сами оказались в сложном положении, застряв во льдах пролива Ланкастер. Зиму 1848-1849 годов спасатели провели в районе Порт Леопольд (никакого порта там на самом деле не было). Весной 1849 года Джеймс Росс и офицер флота Фрэнсис Мак-Клинток попробовали на санях обследовать северный берег острова Сомерсет Через пролив Пил они разглядели восточный берег острова Принца Уэльского, но дальше продвинуться не смогли. Экспедиция Росса вернулась в Англию в ноябре 1849 года с пустыми руками. Некоторые исследователи считают, что реальной целью этой экспедиции были не поиски Франклина, а очередная попытка покорения Северо-Западного прохода.
Несколько раньше кораблей Росса в 1847 году у входа в пролив Ланкастер появилось китобойное судно «Сент Эндрю» под командованием Уильяма Пенни. Пройти через забитый льдом пролив китобои не смогли. Через два года Пенни вновь попытался на судне «Эдвайс» («Advice») одновременно с промыслом, заняться поисками Франклина и снова потерпел неудачу.
В связи с плаванием Росса в 1849 году к берегам Гренландии было направлено судно «Норт Стар» под командованием лейтенанта Джеймса Сондерса (Saunders). Новая экспедиция оставила после себя новые карты, рисунки и даже акварели, но ничего не добавила к сведениям о судьбе Франклина.
Наиболее масштабные поисковые операции были проведены в 1850 году. Кроме задержавшегося на севере судна «Норт Стар», туда прибыла экспедиция под командованием Горацио Остина и Эразмуса Омманни (Erasmus Ommanney), в составе которой были четыре корабля: «Резолют», «Ассистенс», «Интрепид» и «Пионер». Чуть позже к Омманни присоединилось судно «Феликс» под командованием знаменитого полярника контр-адмирала Джона Росса. Снова отправился на поиски Франклина и китобой Уильям Пенни на судах «Леди Франклин» и «София». К британским экспедициям присоединились и два американских корабля «Эдванс» лейтенанта Де Хейвена и «Рескью» лейтенанта Гриффина.
Результаты предыдущих поисков не могли удовлетворить ни Адмиралтейство ни родственников пропавших без вести моряков. Разочаровавшись в официальных экспедициях, Джейн Франклин снарядила свою собственную на 90-тонном судне «Принц Альберт». Руководителем этой экспедиции был назначен Чарльз Форсайт. 5 июня 1850 года «Принц Альберт» покинул Абердин. Однако не имевший опыта плавания в Арктике Форсайт не смог продвинуться дальше пролива Веллингтон и 1 октября вернулся в Англию. Джейн Франклин получила от своей экспедиции только кусок брезента и обрывок каната неизвестного происхождения.
Но именно в тот момент, когда экспедиция Форсайта покинула арктические воды, на восточном берегу острова Бичи (Beechey) были обнаружены первые следы пропавшей экспедиции. Кроме предметов с «Эребуса» и «Террора», были найдены могилы трех соратников Франклина: Джона Торрингтона, Джона Хартнелла и Уильяма Брейна. Было очевидно, что могилы и прочие свидетельства относятся к 1846 году. Однако в районе захоронений не было найдено никаких документов свидетельствующих о дальнейших планах Франклина.
Одновременно с поисками пропавших судов со стороны Атлантического океана, были отправлены несколько экспедиций из Тихого океана, так как оставалась надежда, что Франклин пересек Северо-Западный проход и задержался где-то в Чукотском море. В район Берингова пролива было послано небольшое вспомогательное судно «Пловер» под командованием Томаса Мора (через четыре года его сменил Магуайр).
Туда же был отправлен фрегат «Геральд» («Herald»), который до этого под командованием капитана Генри Келлетта занимался изучением тихоокеанского побережья Центральной Америки. «Геральд» и «Пловер» расположились в бухте Коцебу севернее Берингова пролива в надежде встретить там корабли Франклина. В 1849 году во время поисков у берегов Сибири капитан Келлетт открыл остров Геральд и разглядел оттуда остров Врангеля.
31 июля 1850 года к Келлетту присоединился Роберт Мак-Клур на корабле «Инвестигейтор». Согласно инструкциям Мак-Клур должен был в районе Берингова пролива дожидаться своего начальника Коллинсона, который на корабле «Энтерпрайз» опередил своего подчиненного еще в Атлантическом океане, однако задержался в Гонконге. Нарушив условия «рандеву», капитанам теперь приходилось решать вопрос о дальнейшем плавании самостоятельно.
Мак-Клур, вопреки мнению Келлета, двинулся на восток вдоль побережья Северной Америки, уже нанесенного на карту русскими путешественниками и самим Джоном Франклиным. «Инвестигейтор» прошел в море Бофорта и достиг неизвестного острова, названного Землей Принца Альберта (сейчас его называют островом Виктории). Следовавший за Мак-Клуром Коллинсон тщательно обследовал Землю Принца Альберта (остров Виктория), однако найти «Инвестигейтор» так и не смог. Экипаж «Энтерпрайза», сделав важные открытия, покинул полярные воды в августе 1854 года.
В это время Мак-Клур, воспользовавшись благоприятной обстановкой, повел свой корабль на северо-восток. Ему удалось войти в пролив Принца Уэльского (между Землей Принца Альберта и островом Банкс), в глубине которого судно в октябре 1850 года вмерзло в лед. Дальше экспедиция продвигалась на санях. Весной 1851 года Мак-Клур по льду вышел к проливу Мелвилла, где обнаружил уже известный благодаря исследованиям Парри полуостров Дандас. Таким образом маршруты разных экспедиций пересеклись, подтвердив существование Северо-Западного прохода.
Цель, стоявшая перед экспедицией Франклина, была достигнута — проход на запад был нанесен на карту. Только самого пропавшего капитана найти не удалось. Вторая партия из экспедиции Мак-Клура под командованием Хасуэлла, двигаясь на юг, встретила эскимосов, которые не только Франклина, но и вообще европейцев в глаза не видели. Летом 1851 года Мак-Клуру удалось вызволить «Инвестигейтор» из ледового плена и немного продвинуться в сторону пролива Мелвилла, где он столкнулся с тяжелыми льдами и вынужден был повернуть назад.
Оставалась надежда найти еще какой-нибудь путь на восток. Обойдя остров Банкс с запада, Мак-Клур нашел широкий пролив Банкс (теперь его называют проливом Мак-Клура). Однако это открытие не принесло облегчения. Заветный пролив оказался забитым льдом. «Инвестигейтор» снова оказался в ледовых тисках и вынужден был остановиться в бухте Мерси на северном берегу острова Банкс. На всякий случай Мак-Клур совершил вылазку в сторону острова Мелвилла, где была оставлена записка о месте зимовки. Эта предусмотрительность впоследствии и спасла экспедицию. Помощь пришла именно с востока, где по-прежнему искали Франклина.
В 1852 году поиски возобновились с новой силой. На север отправилась новая экспедиция под командованием Эдварда Белчера (будущего адмирала, основателя колонии в Гонконге и дальнего родственника американского генерала Дугласа Макартура). Основу этой экспедиции составляли уже проверенные в ледовых условиях четыре корабля: «Резолют», «Ассистенс», «Интрепид» и «Пионер». К ним присоединились суда «Норт Стар» и «Изабелла», посланная на деньги Джейн Франклин под командованием Эдварда Инглфилда (Edward Augustus Inglefield).
Не зная точно, куда направился Франклин от острова Бичи, приходилось проверять все возможные варианты. Белчер решил разделить свои суда на три группы и начать поиски в нескольких направлениях. Сам руководитель экспедиции на кораблях «Ассистенс» и «Пионер» отправился на север по проливам Веллингтон и Нортумберленд. Другая група с кораблями «Резолют» и «Интрепид» под командованием Генри Келлетта (вернувшегося из Берингова пролива) должна была вести поиск на запад в сторону пролива Мелвилл. Как и в предыдущей экспедиции, были проигнорированы сведения Джейн Франклин о возможном повороте «Эребуса» и «Террора» на юг. Все поиски были по-прежнему сосредоточены вокруг основных проливов, где никаких следов пропавшей экспедиции не нашли.
Экспедиция Белчера расширила представления о Канадском арктическом архипелаге, нанеся на карты острова Северный Корнуэлл, Северный Кент, Букингэм, Принца Эдуарда и многие другие. Активно проводились метеорологические и биологические исследования. В числе прочего Белчер провел расчеты массы ледяных полей, определив, что поле площадью в 300 квадратных ярдов должно весить 63080 тонн. Получалось, что в мире в середине XIX века не существовало корабля, способного выдержать давление движущихся льдов. Эта грустная теория подтвердилась именно в экспедиции Белчера. В довершение всех бед зима 1853-1854 годов на севере Канады выдалась исключительно суровой. Температура понижалась до 59 градусов мороза. Моряки, рискнувшие зимовать на севере, начали болеть и умирать. Арктика напомнила Британии, что быть «владычицей морей» не значит быть «владычицей льдов».
В 1852 году было серьезно повреждено льдами судно «Регалия». В том же году было раздавлено и затонуло судно «Мак-Клеллан». Через год в течение пятнадцати минут затонул попавший в ледовый плен транспорт «Бридэлбейн» («Breadalbane»). В этот же период провалился под лед и утонул участник экспедиции Инглфилда лейтенант Беллот (Bellot). Льды не пожалели и самого покорителя Северо-Западного прохода Мак-Клура, который вынужден был оставить во льдах знаменитый корабль «Инвестигейтор», чтобы спасти команду. 6 апреля 1853 года в бухту Мерси прибыли собачьи упряжки с продовольствием, посланные Генри Келлеттом. Благодаря своевременной помощи экспедицию Мак-Клура удалось спасти. Часть больных членов команды «Инвестигейтора» была вывезена Бедфордом Пимом на остров Бичи. Остальные же покинули судно только по категорическому требованию капитана Келлетта.
К концу зимовки 1853-1854 годов стало ясно, что далеко не все суда экспедиции Белчера могут вернуться на родину. Прочно застрявшие «Резолют» и «Интрепид» не смогли освободиться из ледовых тисков. 15 мая 1854 года капитан Келлетт отдал приказ подчиненным покинуть суда и двигаться на санях в сторону главной базы на острове Бичи, куда они прибыли 28 мая. По иронии судьбы «Резолют» сам освободился из ледового плена и был вынесен дрейфом в Девисов пролив, где его подобрал американский китобой Джеймс Баддингтон. Впоследствии правительство США выкупило подобранное судно и подарило его «королеве и народу Великобритании».
Экипажи брошенных судов 27 августа 1854 года отправились домой на борту «Норт Стар». В Лондоне знаменитых капитанов ждала торжественная встреча. Мак-Клур стал национальным героем (после суда за оставление корабля). За открытие Северо-Западного прохода его сделали рыцарем и вручили премию в 10 тысяч фунтов. Книга Мак-Клура «Открытие Северо-Западного прохода» шла нарасхват.
Не забыли англичане и пропавшего капитана. 26 октября 1852 года Джон Франклин был произведен в контр-адмиралы. К этому моменту большинство его сограждан понимало, что найти живым знаменитого путешественника скорее всего не удастся. Все меньше было надежд на то, что удастся найти хоть какие-то следы экспедиции Франклина.
Прессе по-прежнему приходилось довольствоваться непроверенными слухами. 20 октября 1849 года «The New York Herald» со ссылкой на «Shipping and Mercantile Gazette» опубликовала информацию капитана Паркера о том, что эскимосы видели корабли Франклина в проливе Принс Риджент. Другое сообщение на эту же тему приводилось по данным капитана барка «Мак-Клеллан».
В апреле 1851 года капитан брига «Реновэйшн» Ковард обнаружил возле Ньюфаундленда большую льдину с вмерзшими в нее двумя парусниками. Названия этих кораблей так и остались неизвестными, однако все были уверены, что капитан видел «Эребус» и «Террор». Вот такими сведениями периодически приходилось довольствоваться читателям. Новости из северных морей шли месяцами, и сплетни было трудно опровергнуть.
Между тем, подлинные сведения о судьбе экспедиции Франклина пришли не от моряков, а от сугубо сухопутного путешественника. Это была информация от хирурга Джона Рэ (Рей, Rae). Странствующий доктор с 1833 года был агентом Компании Гудзонова залива (как и его отец). В течение 15 лет доктор Рэ сделал очень много для изучения быта и традиций коренных жителей севера Канады индейцев и эскимосов. Некоторое время он возглавлял округ реки Макензи. Эскимосы с большим уважением говорили о его способности совершать дальние переходы на снегоступах.
Первую попытку поисков экспедиции Франклина Джон Рэ сделал совместно с Джоном Ричардсоном в 1847-1849 годах (некоторые авторы считают, что он начал поиски еще в 1846 году). Однако эти походы не принесли никаких результатов. В 1851 году доктор Рэ добрался на санях и лодках до залива Коронейшн. Затем ему удалось приблизиться к острову Кинг-Уильям, но пересечь пролив ему помешала начавшаяся зима. Во время этого похода Джон Рэ нашел какие-то деревяные обломки, возможно относившиеся к «Эребусу» и Террору». Других свидетельств присутствия экспедиции найти не удалось.
В 1854 году Джон Рэ, выполняя поручение Компании Гудзонова залива, занимался исследованием полуострова Бутия. И именно этот никак не связанный с поисками Франклина поход принес первые сведения о пропавшей экспедиции. В апреле 1854 года Джон Рэ узнал от эскимосов, что они 4 года назад видели на западном берегу острова Кинг-Уильям группу из 40 европейцев, двигавшихся на юг. Вскоре после этой встречи охотники нашли недалеко от этого места на материке 30 мертвецов и еше 5 — на острове возле Грейт-Фиш-ривер. После двухмесячного общения с эскимосами Джон Рэ сумел приобрести у них некоторые предметы, включая медаль (орден), принадлежавшую лично Франклину. Сомневаться в происхождении этих находок было невозможно.
Джон Рэ не стал тратить время на поиски могил и сразу же отправился в Лондон. Осенью 1854 года доклад о судьбе экспедиции Франклина попал в Адмиралтейство. В числе прочих деталей доктор Рэ сообщил, что истощенные члены экипажей «Эребуса» и «Террора», судя по содержимому их котелков, в последние дни жизни дошли до каннибализма. Эта новость вызвала бурю возмущения в Лондоне, где никто не хотел верить, что лучшие моряки Британии способны на такую гнусность. Громче всех против выводов Джона Рэ протестовала Джейн Франклин. Ее поддержал на страницах еженедельника «Домашнее чтение» («Household Words») писатель Чарльз Диккенс.
В каннибализм не поверило и большинство британских адмиралов. Однако свидетельства гибели экспедиции Франклина были настолько очевидными, что пренебрегать ими было невозможно. Несмотря на протесты Джейн Франклин, правительство выплатило Джону Рэ 10 тысяч фунтов. Вскоре после этого доктор-путешественник уволился из компании Гудзонова залива, продолжил исследования Канадского Севера, стал доктором в двух университетах и умер в Лондоне, после чего его перезахоронили на родных Оркнейских островах в соборе Святого Магнуса.
31 марта 1854 года еще до поступления доклада Джона Рэ Адмиралтейство приняло решение прекратить поиски Франклина. Кроме факта гибели экипажей «Эребуса» и «Террора», командование британского флота должно было считаться с огромными расходами, гибелью судов и начавшейся войной с Россией. Все это вместе взятое вынудило английское правительство признать Джона Франклина умершим. Члены экипажей «Эребуса» и «Террора» были исключены из списков флота.
С фактом гибели экспедиции нельзя было спорить. Но отнюдь не все готовы были удовлетвориться этим фактом. Прежде всего с этим не хотела мириться Джейн Франклин. Узнав о решении Адмиралтейства, она демонстративно сняла траур и отказалась от пенсии, показывая решимость продолжать поиски мужа. Однако найти подходящее судно и капитана в условиях Крымской войны было непросто (один из участников экспедиции Белчера Эдвард Инглфилд попал из Арктики прямо под Севастополь).
Официальные поиски Франклина прекратились. На севере Канады продолжала работу экспедиция Джона Андерсона и Александра Стюарта. Новую безуспешную попытку найти следы экспедиции Франклина предпринял американский исследователь Элиша Кент Кейн (Elisha Kent Kane). Частные лица не были связаны инструкциями Адмиралтейства и искали «Эребус» и «Террор» там, где хотели.
Можно было надеяться, что энтузиастам повезет немного больше, однако Джейн Франклин не хотела больше ждать. Проконсультировавшись с опытным полярным капитаном Келлеттом, она приобрела небольшую паровую яхту «Фокс». Руководителем новой экспедиции был назначен Фрэнсис Леопольд Мак-Клинток, участвовавший еще в первой поисковой операции Джеймса Росса. Небольшая команда яхты «Фокс» (25 человек) состояла из добровольцев.
1 июля 1857 года экспедиция Мак-Клинтока покинула Англию. Крохотное суденышко, едва проникнув в Баффиново море, было зажато льдами и в течение восьми месяцев отнесено далеко на юг. В следующем году Мак-Клинток сумел вырваться из ледовых тисков и снова двинулся в сторону пролива Ланкастер. После серии неудачных попыток «Фокс» смог дойти в августе 1858 года до острова Девон. Здесь на уже известном острове Бичи по поручению Джейн Франклин был установлен памятник членам экипажей «Эребуса» и «Террора». Обнаружив, что пролив Барроу свободен ото льда, Мак-Клинток решил идти дальше, насколько позволит ледовая обстановка. Пролив Пил оказался непроходимым, и «Фокс» двинулся на юг через пролив Принс-Риджент. Мак-Клинтоку удалось дойти до северной оконечности полуострова Бутия (в проливе Белло), где он в сентябре 1858 года решил зимовать, одновременно обследуя берег острова Кинг-Уильям, землю Принца Уэльского и низовья Грейт-Фиш ривер, о которой рассказывал своей жене Франклин.
Мак-Клинток решил не ждать весны и в феврале на собачьих упряжках двинулся на юг. Несколько месяцев поисков на острове Кинг-Уильям и полуострове Бутия не принесли никаких результатов. И только 20 апреля 1859 года люди Мак-Клинтока встретились с эскимосами, у которых были вещи из экспедиции Франклина. Охотники рассказали, что два корабля были затерты льдами, причем один из них затонул у северо-западной оконечности острова Кинг-Уильям. Именно в этом районе в мае 1859 года Мак-Клинток нашел скелет моряка, судя по остаткам одежды.
Однако главные находки были сделаны лейтенантом Гобсоном (Hobson), который в районе мыса Виктория обнаружил каменную пирамиду (гурий, cairn), в которой лежала записка, подписанная капитанами «Эребуса» и «Террора» Фицджеймсом и Крозье. Короткий отчет объяснял многое из того, что произошло после того, как Франклин покинул остров Бичи.
Оказалось, что «Эребус» и «Террор» вмерзли в лед еще 12 сентября 1846 года. Судя по следующему сообщению экипаж благополучно пережил вторую зимовку, однако 11 июня 1847 года капитан Джон Франклин умер. Командование над кораблями принял капитан «Террора» Крозье. Вырваться из ледовых объятий ему не удалось. Третья зима во льдах стоила жизни 24 членам экспедиции. Видимо, к весне положение с продовольствием стало критическим, и капитан Крозье приказал покинуть корабли и двигаться на юг. «Эребус» и «Террор» были оставлены 22 апреля 1848 года. 25 апреля была написана записка, в которой говорилось о предстоящем походе к реке Грейт-Фиш ривер (на современных картах — река Бак).
Это была последняя весточка от экспедиции Франклина. Судя по свидетельствам эскимосов, истощенные моряки добрались до Грейт-Фиш ривер, где и погибли от голода и цинги. Тела двух участников экспедиции лейтенант Гобсон нашел в покинутой лодке. Вокруг было найдено множество предметов, по-видимому, брошенных истощенными людьми. Все эти находки (включая то, что приобрели у эскимосов) были доставлены на яхту. Цель экспедиции была достигнута. 10 августа 1859 года яхта «Фокс» отправилась в обратный путь.
Через два месяца экспедиция Мак-Клинтока вернулась в Англию. Документы, доставленные на родину, окончательно подтвердили факт смерти Джона Франклина и свидетельствовали о гибели остальных его соратников в районе острова Кинг-Уильям и Грейт-Фиш ривер. Адмиралтейство признало заслуги людей, нашедших следы экспедиции Франклина. Фрэнсис Мак-Клинток был произведен в контр-адмиралы, а умерший от цинги лейтенант Гобсон — в капитаны.
В 1860 году Джейн Франклин была вручена золотая медаль Королевского Географического общества. Награда была не очень уместной, поскольку жена награждалась за то, что нашла свидетельства смерти мужа. Впрочем, ее усилия в организации поисковых экспедиций так или иначе привели к ряду географических открытий. На этом поиски Франклина и его команд практически закончились. Были еще попытки найти новые следы исчезнувшей экспедиции, сделанные американцами Чарльзом Холлом и Фредериком Шваткой, которые только дополнили уже сделанные открытия.
Потребовалось почти 40 экспедиций, чтобы обнаружить следы пропавшего капитана. Многие из этих походов фактически стали продолжением поисков Северо-Западного прохода. Мак-Клур и другие нашли проливы между островами, через которые можно было бы пробиться к заветному Беринговому проливу. Можно было бы, если бы они были проходимыми. Однако с момента открытия проливов в районе острова Виктория еще долго никто не мог пройти из Атлантического океана в Тихий или обратно. Был покорен Северо-Восточный проход вдоль берегов России, но Канадский Арктический архипелаг упорно не пропускал мореплавателей.
Казалось, что потребуются столетия прежде, чем будет построен корабль способный преодолеть эти льды. Но иногда проще проскользнуть сквозь узкую трещину, чем ломиться через торосы. Начинающий полярник Руал Амундсен решил одолеть Северо-Западный проход маневренностью. Для своей экспедиции из 7 человек он взял 47-тонную шхуну «Йоа» («Gjoa») с мотором мощностью в 13 лошадиных сил (вроде мотороллера). 16 июня 1903 года маленькое суденышко отправилось от берегов Гренландии в сторону пролива Ланкастер (время отправления диктовалось также желанием сбежать от кредиторов).
Амундсен сравнительно легко дошел до острова Бичи, откуда он через пролив Пила продвинулся до полуострова Бутия, отчасти повторяя маршруты Франклина и Мак-Клинтока. Зиму 1903-1904 годов команда «Йоа» провела у южного берега острова Кинг-Уильям, сумев запастись мясом за счет охоты. В этой же бухте, получившей название Йоа, экспедиция Амундсена провела еще одну зиму, занимаясь геомагнитными и этнографическими исследованиями. В числе прочего команда «Йоа» похоронила останки некоторых моряков из экспедиции Франклина.
Летом 1905 года шхуна «Йоа» вырвалась из ледовых объятий и через мелкий пролив Симпсона (в некоторых местах под килем было не 7 футов, а около дюйма) прошла в пролив Виктория. Далее через цепочку проливов южнее острова Виктория судно Амундсена вышло в море Бофорта (вернее — в залив Амундсена, названный в честь первопроходца). Вскоре после этого «Йоа» встретилась с американским китобойным судном «Чарльз Ханссон», пришедшим со стороны Тихого океана.
Радость окончания похода однако была отложена на год, поскольку «Йоа» была остановлена непроходимыми льдами у мыса Кинг-Пойнт. Чтобы сообщить об успешном преодолении Северо-Западного прохода, Амундсен совершил зимний поход в 700 км до ближайшего телеграфа в Форт-Эгберт и благополучно вернулся обратно. В июле 1906 года лед в море Бофорта взломался, и путь в Тихий океан был открыт. В октябре «Йоа» пришла в Сан-Франциско, где была продана и в качестве ценного экспоната осталась в парке Голден-Гейт.
После триумфа Амундсена можно было сказать, что все тайны, связанные с экспедицией Франклина, были раскрыты. Однако в открытиях всегда остаются исключения. Таким темным пятном после полувековых поисков осталась судьба могилы Джона Франклина и его судового журнала. Периодически их пытались искать. В 1930 году в районе острова Кинг-Уильям заветную пирамиду старались разглядеть с воздуха. Затем в 1967 году канадские военные организовали новую экспедицию, но опять ничего не нашли.
В 1981-1986 годах на островах Кинг-Уильям и Бичи работала специальная экспедиция FEFAP (Franklin Expedition Forensic Anthropology Project) под руководством антрополога Оуэна Битти. Проведенное обследование останков моряков с «Эребуса» и «Террора» позволило установить причины смерти, среди которых оказались пневмония, туберкулез, цинга, ботулизм и отравление свинцом, использовавшимся в крышках консервов. В 2004 году к западу от полуострова Аделаида работала канадско-ирландская экспедиция, пытавшаяся найти обломки «Эребуса» и «Террора». Приборы становились совершеннее, но к цели они пока не приблизили.
Такой же недостижимой осталась и главная цель экспедиции Франклина — проложить новый путь между Атлантическим и Тихим океанами. После Амундсена было немало попыток наладить судоходство по уже известному пути, но без зимовки во льдах это сделать не удавалось.
Даже во время Второй мировой войны Северо-Западный проход не стал оживленной трассой. Первым смог пройти путь Амундсена за одну навигацию его соотечественник Ларсен в 1944 году. И лишь в 1954 году Северо-Западный проход одолел американский ледокол «Глешер» («Глетчер», «Glacier»). Но и в следующие пятьдесят лет навигация на севере Канада была сопряжена с серьезным риском. Поэтому судам было выгоднее идти из Нью-Йорка на Аляску через Панамский канал, чем испытывать свой корпус северными торосами.
В последние годы, правда, наметилась тенденция уменьшения ледовитости Арктики. Если этот процесс, связанный с «глобальным потеплением», продолжится, то движение танкеров, сухогрузов и авианосцев через пролив Мак-Клура будет не менее обычным, чем пересечение Ла-Манша. И тогда Северо-Западный проход сторицей возместит потери, понесенные при его изучении. Только готово ли человечество заплатить за это удовольствие опасными климатическими аномалиями в других районах?