Постановка звука щ. Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука Занятие постановка щ
У детей в процессе формирования речи возникают различные проблемы со многими буквами. Одной из самых распространенных сложностей является постановка звука ш. Обычно детям бывает сложно произносить шипящие звуки по той причине, что они не могут расслабить язычок и расположить его в необходимой форме, чего требует правильная артикуляция звука ш.
Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.
Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:
- движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
- на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
- зубочелюстные аномалии;
- нарушение работы слухового канала.
В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.
Артикуляция
Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.
Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:
- губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
- кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
- боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
- струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.
Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.
Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.
Упражнения
Специалисты разработали специальные логопедические упражнения на звук ж и ш, чтобы помочь малышам научиться правильно его произносить. Данная методика насчитывает множество различных упражнений. Ниже представлены наиболее эффективные и популярные в применении среди логопедов.
Лопатка
Данное упражнение для постановки звука ш направлено на расслабление языка. Необходимо открыть рот и улыбнуться. В расслабленной улыбке вытянуть язык вперед и положить кончик в спокойном положении на нижнюю губу. Боковые стенки передней части язычка мягко касаются уголков рта.
Важно сохранять такое положение без напряжения в течение нескольких секунд. Это упражнение является базовым при такой проблеме, как постановка шипящих звуков, в том числе букв ж и ш.
Пирожок
Задание «Пирожок» необходимо применять для укрепления мышц языка, а также для развития подвижности боковых стенок языка. Как и в предыдущем упражнении рот открыт в улыбке, язычок лежит на нижней губе. Не напрягая губ, необходимо приподнять боковые стенки языка так, чтобы по центральной оси языка образовалась впадина.
Удерживать такое положение нужно от 5 до 10 секунд.
Качели
«Качели» применяют для того, чтобы сделать детский язычок более подвижным. Исходное положение артикуляционного аппарата следующее: на губах открытая и расслабленная улыбка, язык лежит широко и плоско (не допускать того, чтобы он становился узким).
Попеременно проводятся движения языком:
- сначала для постановки звука ш широкий и плоский язык тянется к потолку, после чего направляется в сторону пола;
- далее язык движется сначала к верхней губе, потом к нижней;
- необходимо залезть языком между верхней губой и верхними зубами, а также проделать это же с нижней губой и зубами;
- далее язык касается верхних и нижних резцов;
- в конце нужно коснуться широким кончиком языка до альвеол за нижним зубным рядом, а после – за верхним.
Язычок шагает через зубки
Это задание полезно для постановки звука ш тем, что оно хорошо развивает способность малыша управлять своим язычком. Для выполнения этого задания нужно раскрыть ротик и расслабить улыбающиеся губки. Широким кончиком языка выполнять касания нижнего зубного ряда со стороны языка, а затем со стороны губы.
Маляр
Данное задание на проработку букв ж и ш помогает, в первую очередь, усилить контроль за постановкой языка. Также оно дает малышу прочувствовать, как направлять язык в верхнюю часть рта.
Необходимо приоткрыть ротик в полуулыбке, расслабить губки и зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении. Далее представим, что кончик язычка – это малярная кисть, а небо – потолок, который необходимо покрасить. Для того чтобы это сделать, необходимо гладить языком небо от гортани к зубкам и в обратном направлении, не давая языку выйти за пределы рта.
Вышеуказанные упражнения для постановки звуков ш и ж должны выполняться регулярно. При этом очень важен контроль родителей за тем, как именно малыш выполняет упражнение – важно контролировать корректную фиксацию челюсти, положение губ и движения языка.
Для того чтобы говорить звук ш без проблем, нужна не только артикуляция, но и автоматизация.
Автоматизация
Для правильного произношения сложных звуков одинаково важны и постановка и автоматизация звука. Если постановка звука ш уже была проведена при помощи логопедических упражнений, можно переходить к закреплению звука, то есть к автоматизации.
Автоматизация звука ш проводится при помощи отработки самого звука, слогов с этим звуком, а далее слов, предложений и текстов. Особую пользу постановка шипящих звуков получает от работы со чистоговорками, стишками, пословицами и т.д.
- Буква ш в слогах и словах.
ШАлун, ШАхматы, ШАрф; ШОрох, ШОколад, ШОрты, ШЁлк, ШЁпот, ШЁл; ШУтка, ШУм, ШУба; ШИрота, ШИшка, ШИтье; ШЕстерка, ШЕлест, ШЕст и т.д.
- Буква ж в слогах и словах.
ЖАра, ЖАлость, ЖАба; ЖОр, ЖОнглер, ЖОкей; ЖЁлудь, ЖЁлтый, ЖЁрдочка; ЖУравль, ЖУк, ЖУть; ЖИвот, ЖИзнь, ЖИвотное; ЖЕлезо, ЖЕна, ЖЕлтуха и т.д.
- Автоматизация звука ш с чтением словосочетаний.
МаША кормит малыША.
Летом ШАгать по улице хороШО.
ПаША и ДаША дали каШУ малыШУ.
ГлаША написала стиШОк о наШЕм малыШЕ.
Песни наШИ о чаШЕ с каШЕй хороШИ.
Говори ШЁпотом: спят еЩЁ стриЖАта у стриЖА.
У окоШЕчка на куШЕтке я леЖУ.
МиШЕнька, дай пыШЕчку и сказку расскаЖИ.
НаША НатаША всех девочек краШЕ.
- Правильно говорить звук ш помогут также детские стишки.
Шёл из шахты шахтер
С плетеным лукошком,
А в лукошке комочек из шерсти.
Шахтер нашей Даше щеночка нашёл.
Пляшет и скачет Даша на месте:
«Как хорошо! У меня есть дружок!
Я ему испеку пирожок,
сяду шить ему шубку и шапку —
Будет счастлив мой чёрный щенок».
Правильная работа артикуляционного аппарата и тщательное закрепление изученных звуков – единственно верные приемы постановки звука.
Чтобы ребенок понял, как правильно произносить сложные звуки, необходимо не только выполнять специальные упражнения, но и следить за правильностью собственной речи.
Если регулярно заниматься с ребенком над постановкой звуков, то вскоре можно будет забыть о проблеме, как научить ребенка говорить букву ш.
Тема: Постановка звука [ Щ ]
Цель:
1.Образовательные:
Закреплять умение правильно произносит звук [щ];
2. Коррекционные:
Развитие фонематического слуха;
Развитие навыков фонематического анализа;
3.Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к занятию;
Оборудование: картинка (слон), профиль артикуляции звука [щ].
План:
I .Орг.момент
Приветствие. Сообщение темы занятия.
II .Основная часть
1.Артикуляционная гимнастика
3.Пальчиковая гимнастика
4. Упражнение на развитие речевого дыхания
5. Упражнения по развитию мимической выразительности
6.Объявление темы занятия.
8.Постановка звука.
9. Физминутка.
11.Развитие фонематического слуха.
III .Итог
Оценка деятельности ребенка.
Ход занятия
I .Орг. момент.
Приветствие
Здравствуй. Сегодня к нам на занятие пришел вот такой замечательный слон. Его зовут Дамбо. Наш слон, очень умный, умеет говорить, знает почти все звуки и буквы, но вот звук [щ] у него произносить не получается. Поможешь слонику?
II . Основная часть.
1.Артикуляционная гимнастика
-Сейчас мы будем делать упражнения, слоника мы посадим рядом с зеркалом, перед тобой, чтобы ты ему показывал, как правильно нужно их выполнять.
«Улыбка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, - говорит,
-Я теперь - лягушка!
«Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.
« Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
«Блинчик»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
«Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние
«Большой и маленький»
3.Пальчиковая гимнастика
Давай покажем слонику, как хорошо мы с тобой делаем пальчиковую гимнастику.
Наши пальцы сжались тесно,
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало,
Их укроем одеялом.
Сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.
4. Упражнение на развитие речевого дыхания.
Давай научим слоника делать дыхательные упражнения. Спокойно вдохни через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем выдохни протяжно, плавно выдох через рот.
«Заморозим подбородок»
Цель: формировать длительный, непрерывный ротовой выдох, активизировать губные мышцы.
Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, выполнять молча и на одном выдохе.
«Дождик»
Цель: формирование речевого дыхания, умения произносить слова на одном выдохе.
1 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловить капли» (вдох); 2 - на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»; 3 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловят капли» (вдох); 4 - на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.
5. Упражнения по развитию мимической выразительности.
Представь, что сейчас (в ноябре) к нам пришел Дед Мороз.
Представь себе, что у нас на коленях пушистый котенок. Он мурлычет, а ты его гладишь.
Дед и баба слепили Снегурочку, и она на их глазах ожила. Что выражают лица деда и бабы?
Покажи, как Аленушка сидит и смотрит на братца Иванушку.
6.Объявление темы занятия.
Сейчас мы с тобой будем учится правильно произносить звук [щ]. И научим слоника.
7. Анализ артикуляции по плану.
При звуке [щ] губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.
8.Постановка звука.
Сейчас я расскажу тебе сказку, про маленький паровозик. Маленьким паровозиком будет у нас язычок, а рельсами будут коренные зубы. У паровозика никак не получается встать на рельсы, давай ему поможем? Хорошо, – в путь! Боковые края языка, словно колёса, прижимай к верхним коренным зубам. Следи, чтобы «колёса» крепко стояли на рельсах и ни в коем случае с них не съезжали!(Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам). А теперь подуй на паровозик, чтобы он поехал. Хорошо, молодец.
Способы запасные, если не получаются предыдущие методы:
1.Самый простой способ постановки Щ от звука Ч. Для этого Ч нужно тянуть долго и тогда в конце будет слышаться звук Щ. Дальше нужно как можно дольше протягивать этот звук, стараясь говорить, как можно быстрее.
Внимание! Не забывайте следить, чтобы при произнесении звука Ч/Щ ребенок вытягивал губы вперед и поднимал язык к верхним зубам.
2.Слитно произносить шч. Следует обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука щ губы улыбаются, зубы видны, язык поднят за верхние зубы.
9. Физминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
10.Закрепление изолированного звука.
Скажи мне ты видела, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: «щщ...» Как оно шипит?.. А ты видела в зоопарке змей? Знаешь, как они шипят? Послушай: «щщщ...». Повторим теперь вместе, как шипят змеи...
-А теперь давай энергично почистим одежной щёткой брюки: «Щ-Щ-Щ - …»
Давай с тобой проговорим скороговорку:
АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.
УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.
11.Развитие фонематического слуха .
-«Поймай звук»: хлопни в ладоши, когда услышишь звук щ среди других звуков, слогов,: ца, ре, [ощ], та, ш, щи, [са], зо, [щу],не, [ащ]
III . Итог занятия.
Молодец, ты сегодня очень старалась, я тобой очень довольна. Слоник, тебе тоже говорит спасибо, ты ему очень помогла.Скажи, какой звук мы сегодня учились произносить? Что тебе понравилось в нашем занятии?Можешь быть свободна.
Звук [ш]
Подготовительный этап
Занятие 1
Пространственная ориентировка
Перекрестная ориентировка.
— Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.
«Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.
Упражнение для губ
«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].
Упражнения для языка
«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.
«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.
Координация дыхания, артикуляции и фонации
Игровые задания
«Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.
Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.
Занятие 2
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».
«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.
Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.
Упражнения для губ
«Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.
Упражнения для языка
«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5—6 раз.
«Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5—6.
«Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.
«Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.
Развитие фонематического восприятия
Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].
Занятие 3
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).
«Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.
Упражнение для губ
Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».
Упражнения для языка
«Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.
«Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние.
«Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.
Развитие фонематического восприятия
Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик. )
шарик, мишка, малыш.
Занятие 4
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.
Упражнение для губ
«Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.
Упражнения для языка
«Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней.
Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем оторвать его.
«Чашечка».
— Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?
— Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.
«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).
Развитие фонематического восприятия
Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.
Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в конце.
Занятие 5
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».
Упражнение для губ
«Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».
Упражнения для языка
«Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.
«Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Следить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.
Занятие 6
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.
«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.
Упражнения для губ
Повторение упражнений предыдущих занятий.
Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта).
Упражнения для языка
Повторение упражнений предыдущих занятий.
«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.
Развитие фонематического восприятия
Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].
Постановка звука [ш]
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]
Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.
Приемы работы по постановке звука [ш]
Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания
Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.
Формирование зрительного образа звука [ш]
Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.
Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы.
ёёё129 Рисунки к заданиям, используемым на этапе автоматизации звука [с]
Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка.
Пластическое изображение формы языка кистями рук
Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо.
Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965)
Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].
Правильная артикуляция звуков «Щ»
- Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно прижимаем к верхним коренным зубам, чем при постановке звука ш. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давим на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
- Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
- Зубы смыкаем либо сближаем до расстояния 4-5 мм
- Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, с небольшим напряжением.
- Голосовые складки разомкнуты, поэтому не вибрируют, поскольку звук «Щ» глухой.
К постановке звука [Щ] можно приступать, если ребенок правильно произносит звука [Ш]. Сначала необходимо попробовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по подражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упражнений. Звук [Щ] произносится так же, как звук [Ш], только более удлиненно и напряженно вследствие сильного давления языка на нёбо.
Варианты нарушений
- укороченное произношение (как при [ш]),
- замена звука [щ] на [с’],
- произношение [щ] с аффрикативным элементом (как сочетание Ш’Ч).
Артикуляционные упражнения для языка для звука «Щ»
(Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет до 5-7 .)
- Дудочка: с напряжением вытянуть вперед губы.
- Окошко: рот открыть, нижние и верхние зубы должны быть видны.
- Лопаточка: рот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ: Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
- Непослушный язычок : улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
- Чашечка: рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- Качели: открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз
- Грибок: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
- Гармошка: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.
- Болтушка: Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
- Варенье: рот приоткрыт, язык высунут. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
- Маляр (красит потолок)
: открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
Упражнения для губ
Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука о. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
Упражнение для развития выдоха
Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя.
Постановка звука «Щ»
Звук [Щ] часто появляется автоматически после того, как будут поставлены [Ш, Ж, Ч]. Если этого не произошло, то после проведения подготовительных упражнений следует выбрать один из приемов постановки шипящих звуков.
1. По подражанию
:
— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (шипит маленькая змея и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
2. От артикуляционного уклада:
— ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.
3. От опорного звука:
— ребенка просят длительно произнести [Ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед => [Щ]. Также можно попросить ребенка длительно сказать [Ч]
4. От опорного звука с механической помощью:
— ребенку предлагается произнести слоги СИ/АСЬ, шпателем слегка приподнять кончик языка к альвеолам, легонько отодвигая его назад, в результате должен получиться звук щ
.
После получения правильно произнесенного звука [Щ] следует перейти к автоматизации звука в слогах и в словах,
Произношение звуков «Ш» и «Щ» кажется трудной задачей для многих иностранцев, изучающих русский язык. Однако, эта задача вполне посильная. Тренируйтесь перед зеркалом. Внимательно следите за расположением языка и губ. Постепенно звуки станут получаться все более чистым.
Звук «Ш»
Отодвиньте язык назад и напрягите корень языка, кончик языка поднимите к альвеолам, вытяните губы. Звук должен напоминать шипение. Как сбегает молоко на плите или шипит змея. Если звук больше похож на свист или не выходит вовсе, сделайте следующее. Вытяните губы, сдвиньте кончик языка к верхним зубам и произнесите звук «С». Тяните звук. Продолжая тянуть звук, медленно сместите кончик языка к альвеолам, пока не получится звук «Ш». Как только вы «поймаете» искомый звук, вы сможете воспроизвести его без труда.
Не бойтесь экспериментировать. Прижимайте кончик языка сильнее к альвеолам (вы почувствуете, как звук «спотыкается» и перестает звучать), ослабляйте нажим, и в итоге вы инстинктивно найдете нужное положение артикуляционного аппарата, чтобы извлекать звук «Ш».
Ничто так хорошо не помогает в постановке звуков, как фонетическая зарядка.Даже если вы не знаете значения некоторых слов, но умеете читать, полезным будет регулярное повторение любых слов со слогами ША, ШО-ШЁ (читается как ШО), ШУ, ШИ, ШЕ.
Шапка, шахматы, шахтёр, шашка, шахта, шайба, шарф.
Шоколад, шок, шёпот, шёлк.
Шуба, шутник, шутка, шум.
Шерсть, шесть, шелестит.
Широко, шина, шип, шиповник.
Звук «Щ»
Постановка звука «Щ» обычно занимает больше времени, чем постановка звука «Ш». К тому же, иногда иностранцу сложно уловить на слух разницу между «Ш» и «Щ».
Итак, снова начнем с наблюдения за своей артикуляцией. Губы растяните в улыбке (так будет проще), кончик языка подвиньте ближе к верхним зубам, а сам язык напрягите, чтобы он естественным образом приподнялся к небу. Попробуйте произнести звук «Щ». Помните, что он более долгий, чем звук «Ш». «Щ» – мягкий звук. Держите губы растянутыми.
Если у вас получается звук, больше похожий на «Ф», это значит, вы уперлись кончиком языка в верхние зубы. Опустите кончик языка, спрячьте его за верхними зубами. Сильнее напрягите язык. Добейтесь, чтобы звук рождался там, где язык стремится прикоснуться к небу.
Если звук выходит похожим на свист или дыхание, сильнее вытяните губы в улыбке. Напрягайте язык. Должно быть ощущение, что он стремится «прилипнуть» к небу, но вы не позволяете ему это сделать.
Если выходит звук, похожий на «Х», вы слишком низко опустили язык и чрезмерно напрягли его. Расслабьте его, поднимая выше к небу. Если выходит звук «Ш», сместите язык вперед, ближе к верхним зубам.
Как только вы найдете нужное звучание, дальше дело за практикой.
Щётка, щепка, щетина, щи, ищи, полощи, свищи, щавель.