Послеродовые выплаты. Если один из родителей не работает, будут ли выплачивать детское пособие? Новые принципы выплаты детских пособий
Размер и количество детских пособий, полагающихся женщине, которая временно является нетрудоспособной в связи с материнством, в первую очередь зависит от величины ее заработной платы. Законом установлено, что величина выплат из Фонда социального страхования, пропорциональна размеру среднего дохода за два предыдущих года, предшествующих году рождения ребенка. Но неработающие родители (иные лица, ухаживающие за ребенком) также могут рассчитывать на детские социальные выплаты. Например, детские выплаты в минимальном размере, как в виде обязательного социального страхования, так и в форме государственного обеспечения полагаются матери в двух случаях:
Если она признана безработной в течение 12-ти месяцев со дня увольнения с места работы до рождения ребенка, по причине аннулирования (закрытия) предприятия;
Если она была уволена по той же причине, находясь в декретном отпуске.
Остальным категориям неработающих родителей закон предусматривает выплату детских пособий в минимальном количестве и минимальном размере в форме государственного соцобеспечения. Данная категория пособий выплачивается в отделе Соцзащиты населения или по месту учебы (если родителю являются студентами дневной формы обучения).
Порядок начисления декретных выплат безработным и неработающим родителям в 2019 году
Закон №81-ФЗ, изданный 19 мая 1995 года, устанавливает перечень категорий неработающих граждан, которым полагаются различные виды социальных детских выплат, включающие в себя выплаты по беременности, при рождении ребенка, а также при уходе за ребенком до 1,5 лет.
Cписок детских пособий и размер выплат по ним
Пособие по беременности и родам | Денежная выплата за становление на учет до 12-ти недель беременности | Единовременное пособие во время рождения ребенка | Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до 1,5 лет) |
|
1.Увольнение с работы в период по уходу за ребенком (по беременности и родам) из-за аннулирования предприятия или закрытия деятельности . Также в данную категорию относятся жены , которые были переведены на территорию иностранного государства. | Полная сумма от среднего заработка, рассчитанного за два года или же базовая сумма по : 51 919 рублей (обычные роды); 57 252 рублей (сложные роды); 71 944 | Сумма – 632 рублей. Начисляется как дополнительная выплата к пособию по беременности и родам | 16 759 рублей. Выплачивается после получения свидетельства о рождении ребенка (или равнозначной справки). | 40% от среднего заработка, взятого за два года на каждого ребенка. Минимальный размер суммы составляет 4 465 рублей (на первого ребенка) 6 284 (на второго и последующего ребенка). Если у женщины трое или более детей, сумма данного пособия не может превышать 100% от среднемесячной заработной платы. |
2.Признание женщины безработной в течение не более 12-ти месяцев с момента увольнения с места работы из-за ликвидации предприятия или закрытия индивидуального предпринимательства. | Минимальный размер – 632 рублей ежемесячно. Общая сумма: 2 861 рублей (отпуск 140 дней); 3 188 рублей (отпуск 156 дней); 3 965 рублей (отпуск 194 дня). | Сумма – 632 рублей. Выплачивается как дополнительная выплата к пособию по беременности и родам. | Сумма –16 759 рублей. Выплачивается сразу после оформления свидетельства о рождении ребенка. | Минимальный уровень пособия на первого ребенка –4 465 рублей; на второго и последующих – 6 284 рублей. |
3.Увольнение с работы в период отпуска по уходу за ребенком (по беременности и родам) из-за аннулирования предприятия или закрытия деятельности ИП. Также в данную категорию относятся жены военнослужащих, которые были переведены на территорию иностранного государства.Полная сумма от среднего заработка за два года или же базовая сумма по МРОТ: | Полная сумма от среднего заработка за два года или же базовая сумма по МРОТ: 51 919 рублей (обычные роды); 57 252 рублей (сложные роды); 71 944 рублей (многоплодная беременность). | Сумма – 632 рублей. Начисляется как дополнительная выплата к пособию по беременности и родам. | 16 759 рублей. Выплачивается после получения свидетельства о рождении. | 40% от среднего заработка, высчитанного в течение 12 месяцев перед месяцем выхода в декрет (месяцем увольнения во время отпуска по беременности и родам). Минимальный размер суммы - 4 465 6 284 |
4.Нетрудоустроенные граждане, которым не полагается обязательное социальное страхование, а также студенты, проходящие обучение на очной форме. | В размере стипендии. | Сумма – 632 рублей. Выплачивается в виде дополнительной выплаты к пособию по беременности и родам. | Сумма –16 759 рублей. Оформляется после получения свидетельства о рождении ребенка. | Начисляется минимально установленная сумма: 4 465 рублей (на первого ребенка) и 6 284 рублей (на второго и последующего ребенка). |
В том случае, если безработное лицо одновременно имеет право на оформление нескольких пособий, например, пособие по уходу за ребенком и пособие по безработице, по закону может быть начислен только один вид выплаты.
Что касается второй категории граждан (женщина признана нетрудоустроенной в течение года из-за ликвидации предприятия), то ФЗ №81 относит ее к получателям пособий в качестве обязательного социального страхования. Но так как на момент страхового случая женщина уже не состоит в трудовых отношениях, формирование и выплата пособий осуществляется отделом социальной защиты населения в виде стандартного государственного обеспечения.
Кроме того, закон допускает, что список пособий на ребенка для безработных родителей может быть дополнен региональными выплатами, размер которых зависит от решения конкретных субъектов РФ.
Перечень пособий для неработающих беременных женщин и безработных матерей в 2019 году
Как следует из таблицы, матери/отцу, а также иным лицам, ухаживающим за ребенком, независимо от социального статуса и наличия трудовых отношений, полагаются следующие пособия:
Детские пособия в случае ликвидации предприятия
Законом установлено, что детские пособия лицам, подлежащим обязательному страхованию в связи с утратой нетрудоспособности, связанной с беременностью и материнством, проживающим в тех регионах страны, которые не принимают участие в пилотной программе «Прямые выплаты» от ФСС, выплачиваются по фактическому месту работы. Однако не редки случаи, когда на момент оформления декретных выплат деятельность предприятия аннулируется в связи с его ликвидацией, денежные средства на счету организации арестовываются, работодатель признается банкротом и т.д. Учитывая возможные риски, Министерство труда России разработало административный регламент №653 от 22.09.2014 года, согласно которому, если работодатель не может выполнить своих обязательств перед подчиненной, вышедшей в декрет, выплата пособий на ребенка осуществляется через территориальный отдел Фонда социального страхования, в котором состоял или состоит работодатель.
Для начисления полагающихся пособий женщине следует обратиться в отдел ФСС, предоставив следующий перечень документов:
Заявление о назначении детских выплат;
Справку о заработной плате с места работы (если получить данный документ невозможно, женщине необходимо написать запрос о предоставлении сведений о зарплате, вознаграждениях и иных выплатах);
Решение суда с указанием факта невыплаты детского пособия по месту работы;
Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, а также документы предыдущих детей;
Документ из отдела соцзащиты населения на второго родителя, где указано, что он не получал соответствующее пособие.
Чтобы оформить прямые выплаты из ФСС, заявитель может подать документы, как при личном визите, так и в электронном виде (через сайт Фонда, портал государственных услуг и инструмент «Мои документы» МФЦ).
Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году выплачивается лицам, которые осуществляют уход за ребенком во время одноименного отпуска.
Обращаем внимание, что отпуск предоставляется до достижения ребенком трех лет, а пособие выплачивается лишь до полутора. Также до достижения ребенком трех лет выплачивается ежемесячная компенсация в размере 50 рублей.
Кому выплачивается пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет
В отличие от пособия по беременности и родам, которое выплачивается только матери ребенка, пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году могут получать и иные родственники: отец, бабушка и т.д., главное - что они фактически осуществляют уход за ребенком и поэтому лишены возможности получать заработную плату или иной доход. Если за малышом ухаживают двое или несколько родственников, по их выбору.
Размер пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет
По общему правилу, размер пособия по уходу за ребенком составляет . В некоторых случаях выплата производится в .
С 1 февраля 2019 года минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком составляет 3 277 рублей 45 копеек , за вторым и последующими детьми - 6 554 рубля 89 копеек, с 1 января 2019 года максимальный размер пособия по уходу - 26 152 рубля 27 копеек . Право на пособие в указанном размере имеют:
матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организации
матери, отцы, опекуны, обучающиеся по очной форме
родственники, ухаживающие за ребенком в случае лишения матери и (или) отца родительских прав
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет
Для удобства представим алгоритм расчета пособия по уходу за ребенком в 2019 году в виде схемы:
Пособие по уходу за ребенком
равно
средний заработок за два предыдущих календарных года (не должен превышать за каждый год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС: в 2017 году - 755 000 рублей, в 2018 году - 815 000 рублей, то есть для расчетов выбираем сумму, которая меньше)
делим
на число календарных дней в этом же периоде (исключая периоды временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком, период освобождения от работы с сохранением зарплаты). Получаем средний дневной заработок, который не может быть больше контрольной величины (= сумме предельных величин (см. выше), поделенной на 730)
умножаем
на 30,4
умножаем
на 40 %
Сроки выплаты пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет
Обратиться за пособием по уходу за ребенком в 2019 году можно не позднее со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
Обратите внимание: независимо от даты подачи заявления пособие в 2019 году будет выплачиваться за весь период со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет.
Наиболее остро вопрос социальной поддержки стоит перед родителями до достижения детьми возраста 3 лет. Осуществление ухода за ребенком отнимает у мамы много сил и времени, в связи с чем она не имеет возможности для трудоустройства и оказывается полностью зависима от материальной поддержки со стороны государства и своего ближайшего окружения. Еще более злободневно эта проблема стоит в отношении матерей-одиночек .
Работающие женщины (либо другие трудоустроенные родственники и опекуны ребенка) согласно ст. 256 Трудового кодекса (ТК) РФ могут оформить по месту работы отпуск по уходу до 3 лет . Однако ежемесячное пособие для осуществления этого ухода выплачивается в размере всего 40% от среднего заработка и только до достижения ребенком возраста 1.5 лет . После этого родителям положена только ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 руб .
Для неработающих женщин это пособие можно получить через органы Соцзащиты населения, и его размер строго установлен федеральным законом (эти величины ежегодно подлежат индексации. Работающим пособие назначается не ниже данных сумм, в зависимости от очередности рождения ребенка:
- на первого ребенка - 3065,69 руб.;
- на второго последующих - 6131,37 руб.
Поэтому для обеспечения семьи мамам зачастую приходится выходить на работу, не дожидаясь 3 лет, а ребенка определять в детский сад. Однако и тут существует ряд проблем, препятствующих этому:
- небольшое количество организаций возьмет на работу женщину, имеющую детей до 3-х лет (в том числе из-за необходимости постоянно брать больничный по уходу за ребенком );
- в детских садах России недостаточно ясельных групп , в связи с этим необходима предварительная запись, поэтому достаточно сложно определить туда ребенка.
Итак, гражданам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, полагается два основных вида выплат:
- Компенсационная выплата по уходу за ребенком до 3 лет - в 2017 году ее размер составляет 50 рублей.
Пособие до 1.5 лет
Получателей пособия до 1,5 лет можно разделить на две категории:
- К первой относятся граждане, которые подлежат обязательному социальному страхованию
(официально трудоустроенные).
- Трудоустроенные женщины по истечении отпуска по беременности и родам могут оформить у работодателя оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 (3-х) лет.
- Вторая группа - те, кто не относятся к такому виду
соц. обеспечения (неработающие), но при этом фактически ухаживают за ребенком до полутора лет.
- Неработающие граждане получают пособие в органе социальной защиты населения (ОСЗН) по собственному месту жительства с момента рождения ребенка.
В обоих случаях обратиться с заявлением необходимо не позднее, чем через полгода после исполнения ребенку полутора лет. Несмотря на это пособие будет выплачено за весь полагающийся период в установленном размере.
Работающим ежемесячная выплата будет составлять 40% от среднего заработка , но не ниже установленного минимального размера и не выше максимального. Безработным выплачивается фиксированная сумма пособия, которая зависит только от количества детей, рожденных ранее матерью данного ребенка. Эта сумма приравнивается к минимальной величине, выплачиваемой трудоустроенным. C 01 февраля 2017 она составляет:
- 3065 руб. 69 коп. - на первого ребенка;
- 6131 руб. 37 коп. - на второго и последующих.
В период отпуска по уходу сразу за несколькими детьми в возрасте до полутора лет все пособия складываются , но сумма в общей сложности не может превышать 100% средней зарплаты. Выплата может быть назначено не только родителям, но и другому официально трудоустроенному родственнику по месту его работы, который действительно осуществляет уход за данным ребенком.
Какие документы нужны для получения пособия на ребенка до 1.5 лет
Для получения пособия у работодателя следует предоставить в бухгалтерию необходимый комплект документов:
- заявление о назначении пособия;
- копию свидетельства о рождении;
- копия свидетельства предыдущего ребенка;
- справку с места работы второго родителя о том, что пособие ему не назначалось (если он не работает, то копию трудовой книжки и справку из Соцзащиты (ОСЗН) о неполучении пособия);
- копия паспорта заявителя.
Если родители не трудоустроены , то пособие выплачивается в ОСЗН при предоставлении следующего пакета документов:
- заявление с указанием номера счета для перечисления выплаты;
- копии свидетельств, выданных при рождении в ЗАГСе на новорожденного и предыдущего ребенка;
- справка о совместном проживании данного ребенка с родителем, который подает заявление на оформление выплаты;
- трудовые книжки родителей, для тех, кто никогда не работал диплом либо военный билет (для мужчин);
- справка с биржи труда о неполучении пособия по безработице;
- для одинокой матери - справка из ЗАГСа формы 25 о том, что сведениях об отце были внесены в свидетельство ребенка со слов матери.
Компенсационная выплата 50 рублей до 3 лет
Если трудоустроенная мама либо другие родственники оформили отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, то на основании Указа Президента от 30.05.1994 № 1110 им предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 50 рублей . В районах с установленными коэффициентами данная величина пособия определяется с их применением. Эта сумма не подлежит ежегодной индексации и с 1994 не повышалась.
За оформлением данного пособия необходимо обращаться с заявлением к работодателю не позднее 6 месяцев со дня оформления отпуска. При обращении по истечении этого срока величина доплаты не будет превышать полугодовой размер пособия. Финансирование данной выплаты осуществляется из средств, перечисляемых на оплату труда предприятием.
При увольнении женщины, находящейся в отпуске по уходу, по причине ликвидации организации, за получением данной компенсации ей необходимо обращаться в районный отдел соцзащиты (при условии, что она не обратилась за получением пособия по безработице в центр занятости населения).
Гражданам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет , которые постоянно проживают или работают на территории с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиационному воздействию после Чернобыльской катастрофы , в соответствии со ст. 18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. выплачивается ежемесячное чернобыльское пособие в размере 6000 рублей . Этой категории получателей также предоставляется доплата к пособию по уходу до 1,5 лет , которая составляет 3000 рублей .
8 ноября 2016 года депутаты от партии ЛДПР внесли законопроект , предусматривающий продлить пособие по уходу до 3-х лет и увеличить его минимальные суммы:
- до величины МРОТ (минимальный размер оплаты труда - 7500 руб.) - за первого ребенка;
- до двух МРОТ (15000 руб.) - за второго и последующих детей.
Правительство не поддержало данный законопроект, так как в нем не были указаны источники для дополнительного финансирования из федерального бюджета.
В целях улучшения демографических показателей в стране предложено увеличить срок выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет до достижения ребенком 3 лет. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.
Что случилось?
Государственная Дума планирует в ближайшее время рассмотреть в первом чтении законопроект № 478277-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет», авторами которого выступила группа депутатов Госдумы во главе с руководителем фракции «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым. Они намерены улучшить демографические показатели в стране путем повышения реальных доходов населения, точно так же, как это происходило в последние годы. Депутаты отмечают, что именно такое направление имеет государственная политика последних лет в сфере социальной поддержки семей с детьми. А их предложение, помимо прочего, позволит повысить шансы женщин с детьми на трудоустройство.
Новые принципы выплаты детских пособий
В пояснительной записке к законопроекту его авторы обосновывают, почему является несправедливой выплата пособия на ребенка только до достижения им возраста 1,5 года. Они, в частности, отмечают:
Проблема материального обеспечения семей с малолетними детьми до трех лет усугубляется тем, что в России число ясельных групп для детей младше 1,5 лет ничтожно мало, женщина с малолетним ребенком не может трудоустроиться и оказывается полностью зависима от поддержки семьи и окружения. По данным Контрольного управления Президента Российской Федерации, за последние двадцать лет количество дошкольных учреждений в целом по стране сократилось почти в два раза. Часть учреждений были закрыты и перепрофилированы, сданы в аренду коммерческим организациям. Повышение рождаемости в последние пять лет на фоне сокращения 5 количества детских садов привело к тому, что тысячи детей лишены возможности пользоваться услугами дошкольных учреждений. А при рождении или усыновлении второго ребенка малообеспеченные семьи могут получать ежемесячные дополнительные выплаты из средств материнского капитала. Эта мера также действует с начала этого года и распространяется на период, пока ребенку не исполнится полтора года.
Повышение возраста выплаты детских пособий до достижения ребенком возраста 3 лет позволит повысить социальную защиту семей, в том числе тех, где несколько детей. Благодаря этой мере детей станет появляться в семьях больше, так как их родители не будут переживать о том, что не смогут достойно обеспечить ребенка, когда ему исполнится 1,5 года. Ведь пособие платить перестанут, а места в детском саду может не оказаться.
Кроме того, парламентарии напомнили, что по Трудовому кодексу РФ каждой женщине в России предоставено право на получение отпуска по уходу за ребенком продолжительностью в 3 года. При этом после 1,5 лет такого отпуска пособие по уходу за ребенком становится чисто символическим — всего 50 рублей в месяц. В связи с этим путем продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет фактически будет исполнено требование действующего трудового законодательства.
- студентками вузов;
- учащимися профессиональных училищ;
- слушательницами курсов дополнительного профобразования.
Право на пособие, если законопроект будет одобрен, получат все женщины, которые работали в течение одного года за двухлетний период, предшествующий беременности и родам.
Предстоящее появление малыша – радостное событие в жизни каждой женщины, но вместе с тем и весьма хлопотное, поскольку сопряжено с большим количеством расходов, связанных с покупками для ребенка.
Женщины, имеющие постоянную работу с хорошей заработной платой, с которой удерживаются необходимые отчисления в ФСС, могут не бояться за свое будущее, поскольку назначаются в размере 100% заработка.
Гораздо сложнее женщинам, которые нигде не работают или трудятся без официального оформления отношений с работодателем.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
(Москва)
(Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !
Законодательная база вопроса
Правовое регулирование выплат неработающим женщинам производится согласно ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В соответствии с указанной правовой нормой обязанность по выплате пособий несет государство из бюджетных денег. Общий размер субвенций определяется соразмерно численности женщин, не имеющих места трудоустройства.
Правительство РФ производит планирование предстоящих расходов с учетом информации, представляемой субъектами федерации, и направляет им необходимый объем средств. Сведения по суммам денежных выплат должны поступать с низового звена, которыми являются женские медицинские консультации, в которые становится на учет женщина с первых дней беременности. Государственные службы в области трудовых и социальных отношений должны обрабатывать полученные данные и направлять их в Правительство для формирования бюджета на будущие периоды.
Поступающие денежные средства зачисляются органам соцзащиты, на которых возложены функции по распределению пособий. Финансирование является целевым и не может быть направлено на иные нужды.
Перечень и размер пособий для неработающих мам
Неработающие женщины, ожидающие ребенка или уже родившие должны определиться, какой вид пособия они намерены получать: по уходу за ребенком или в связи с присвоением статуса безработной. Одновременное получение и того, и другого не допускается.
Рассмотрим государственные выплаты по беременности и родам, регламентированные государственными нормативно-правовыми актами неработающим женщинам в зависимости от конкретной ситуации:
Женщины, которые вообще не работали, не могут претендовать на декретные по беременности и родам;
Они могут рассчитывать только на, единовременное пособие при постановке на учет в ЖК, разовую государственную поддержку за появление наследника и ежемесячную помощь по уходу за ребенком до 1,5 лет. Величина этих выплат осталась прежней.
Порядок оформления
Все выплаты неработающим женщинам производятся через систему соцзащиты .
Для получения денежных средств потребуется представить в зависимости от принадлежности к определенной категории безработных следующие документы :
Законодательством установлены сроки , в которые женщина имеет право обратиться за получением декретного пособия – до исполнения 6 месяцев ребенку. Но, как правило, будущая мама подает заявление до рождения ребенка, на 30-й неделе беременности.
ОСЗН, получив заявление на получение пособия, должен вынести в течение 10 дней соответствующее распоряжение и уведомить об этом роженицу.
Пособия для женщин, стоящих на учете в Центре занятости
Женщины, которых уволили, и при этом они зарегистрировались в региональном центре занятости населения, положена государственная материальная поддержка .
Если беременность наступила, когда будущая мама уже встала на учет как безработная, она вплоть до 30 недели течения беременности будет получать сумму, равную:
- 75% от заработной платы – первые три месяца;
- 60% — следующих 3 месяца.
Как лицо без трудоустройства женщина вправе рассчитывать на помощь в размере от 1500 до 8000 рублей .
До того момента пока новорожденному не исполнится 1,5 года, его мама будет получать все виды выплат, регламентированных законодательно. Затем ей необходимо будет встать на учет повторно и продолжить искать работу.
Государственная помощь безработным матерям-одиночкам
Женщины, не состоящие в браке и самостоятельно воспитывающие ребенка (рожденного или усыновленного) имеют право дополнительно к тем выплатам, что положены любой женщине, получать помощь в виде:
В соответствии с ФЗ РФ «О государственных пособиях лицам, имеющим детей» адресная помощь одиноким мамам возложена на субъекты страны.
В зависимости от региона осуществляется:
- выплата пособий до достижения 3-х годовалого возраста;
- также выплачиваются пособия раз в месяц, пока ребенку не исполнится 16 лет;
- при обучении ребенка на очном отделении учебного заведения возможно начисление выплат до 23 лет.
Размеры выплат беременным женщинам зависят от наличия у них постоянно оплачиваемой работы, к сожалению, вопросы трудоустройства относятся к категории проблем, поскольку большинство женщин детородного возраста после учебы в институте не могут найти работу, либо вынуждены трудиться без официальной записи в трудовой книжке.
С другой стороны, государство стремится таким образом стимулировать трудящихся женщин и в то же время оказывает поддержку тем, кто потерял работу не по своей вине.
Особенности осуществления данных выплат для безработных матерей изложены в следующем видеосюжете: