Почему важна мотивация? Ошибки мотивации, или Почему мотивация "не работает".
Личная мотивация – другой взгляд на привычное мнение . Про мотивацию написано и переписано тонны статей, в это статье я не стану повторять, я расскажу о своей точке зрения. Пока скажу, что любая форма мотивации - это костыли, благодаря которым мы хотим, чего-то достигнуть. Статья + видео, кому лень читать, смотрите видос в конце статьи.
Если задуматься то всем не хватает мотивации в каких-либо областях жизни, у кого-то это занятия спортом или изучение иностранных языков, у других важная цель, исполнение которой они постоянно забрасывают.
С другой стороны вокруг хватает высокомотивированных людей, карьеристы например, а также те, с кем не хотелось бы встречаться. Часть их этих высокомотивированных людей пытается сделать нашу жизнь лучше, а другие наоборот всячески её ухудшить (сюда можно отнести всякого рода преступников и маньяков).
Какие бывают виды мотивации.
В общем ответ здесь ясен: внутренняя и внешняя, то есть либо тебя мотивируют внешние факторы либо сам пытаешься себя с мотивировать.
А зачем все это нужно?
Мы не хотим себя заставлять, потому что это сопряжено с неудобством, дискомфортом, напряжением, в общем с тем что можно назвать страданием, ну а разум всегда стремится избежать страданий. Это факт.
Мотивация- это как трамплин, через который мы перепрыгиваем свое не хочу, это обезболивающее для страданий.
Вообще мотивацию придумали для того чтобы эффективно управлять людьми и развивать в них дисциплину, то есть способность подчиняться чужим правилам и командам.
Основа мотивации - это метод кнута и пряника, который превратился в целую систему. Умение подчиняться другим под воздействием внешней мотивации прокачивают в нас с детского садика и оттачивают в школе, истинная цель образования не сделать нас всесторонне развитыми и всячески реализованными людьми, а воспитать в нас послушного исполнителя. Это нужно обществу, это не хорошо и не плохо, чтобы общество нормально функционировало нужны люди способные подчиняться и соблюдать правила.
Но для личности эта система имеет ряд побочных эффектов, которые проявляются когда человек пытается начать свой путь, сделать себя совершенней, получить больше чем средний результат и т.д. то есть хочет быть самостоятельным и успешным. Тут то и начинаются проблемы.
Например, человек ставит перед собою цель, есстественно у него появляется мотивация, в данном случае личная, без воздействия внешних факторов, он приступает к делу, занимается им, а потом спустя некоторое время, он бросает. Потому что иссякла его личная мотивация, он получил толчок и действовал по инерции этого толчка, если дело его мало затратное по времени, то он может успеть.
Если же дело требует постоянных усилий на протяжении длительного времени, как например изучение иностранного языка, работа над собой, то многие терпят фиаско. Потом проходит пару месяцев, человек вспоминает что должен был это сделать и у него опять загорается мотивация, он начинает заново, а потом бросает. Думаю, знакомая ситуация.
А что происходит когда человек уходит с работы и пытается начать что-то свое? Ему очень трудно работать на себя, так как нет внешней мотивации, нас научили подчиняться другим, быть частью системы, в вот подчинять себе никто не учил. В результате человек ничего не делает, он не умеет заставлять себя.
У нас отлично развита реакция на внешнюю мотивацию, а вот самодисциплина нулевая. Нас хорошо учили подчиняться другим или подчинять себе других, но подчиняться самому себе нет, об этом никто и не задумывается, но без этого умения не возможны никакие личные достижения.
Да и общественной системе достаточно чтобы у нас были какие-то средние результаты, в этом принцип образования. Но как правило более качественная и счастливая жизнь по ту сторону барьера средних результатов.
Личная мотивация = успех в жизни?
И что же нужно для достижения высоких результатов? Личная мотивация? Мне кажется мотивация - это как таблетка, съел её и вроде легче стало, на время, а потом опять. Если нарисовать график где одной шкалой будет время, а другой степень личной мотивации. То получится волнообразная линия. С подъемами и падениями. А для достижения целей нужно постоянство, без взлетов и падений, нужна стабильность усилий.
Только самодисциплина может обеспечить стабильность. Это факт. Нужно тупо действовать по принципу: решил-сделал, решил-сделал и так пока не сделаешь. Постепенно это становится привычкой. И не нужны эти костыли в виде мотивации, она то есть, то её нет, постоянно нужно её за уши вытягивать. А самодисциплина всегда с вами, она более эффективный инструмент управления собой и постоянно действующий. А мотивация напротив это импульсный инструмент, он годится для того чтобы возбудить к чему интерес, а потом он деактивируется.
Получаются качели какие то, если смог замотивировать себя, то дело в гору пошло, а завтра не нашёл, все пошло на убыль. Я так английский учил, настроил себя, начал, с месяц позанимался, и забросил. Потом все опять в том же русле происходит.
Чтобы добиваться чего то в жизни нужна устойчивость, а её дает самодисциплина. А балансировка между своими настроениями полная ерунда.
А как же стать само дисциплинированным, как достичь более высоких результатов в жизни?
А оно вам надо? По моему людям на хрен ничего не надо, они готовы всю жизнь плыть по течению, ведь так удобней и проще. Мало кто по-настоящему готов чего-то достигнуть в жизни и менять себя, прокачивая стратегически важные навыки.
В общем для тех, кому интересно будет отдельный материал по самодисциплине, чтобы не пропустить.
Да напишите кто нибудь комментарий! А то вообще непонятно читает ли это кто нибудь? Напишите свое мнение, выскажите свою мысль по этому поводу, это важно для вас самих, это включает мозг и способствует саморазвитию…блин да кому я это все пишу, все же по фиг.
Видео на тему личной мотивации.
- почему и из-за чего человек действует;
- на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
- почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
- какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
- почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.
- вектор направленности действий;
- собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
- активность и напористость;
- устойчивость избранных целей.
- нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
- лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
- принятие, признание и защита ценностей коллектива;
- искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.
- значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
- вера и надежда на выдающееся достижение;
- субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
- субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.
- Социальная – мотивация персонала;
- Мотивация для обучения;
- система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
- система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
- особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.
- экономические методы (материальная мотивация);
- организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
- социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).
- создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
- эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
- сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
- имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
- позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
- придание фактам элементов новизны;
- актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
- использование позитивной и негативной мотивации;
- социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).
- аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
- – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
- биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
- развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
- визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.
- Что такое мотивация и зачем стимулировать сотрудников.
- Какие виды мотивации существуют.
- Самые действенные способы побудить работников качественно выполнять свои обязанности.
- Заинтересовать и привлечь ценные кадры;
- Минимизировать число увольняющихся (устранить «текучку кадров»);
- Выявить и заслуженно наградить лучших сотрудников;
- Осуществлять контроль за выплатами.
- Физические потребности – это желание человека удовлетворять свои потребности на физиологическом уровне (пить, есть, отдыхать, иметь дом и т. д.).
- Потребность находиться в безопасности – все люди стремятся быть уверенными в завтрашнем дне. Им важно чувствовать физическую и эмоциональную безопасность.
- Потребности социального характера – каждый человек желает быть частью социума. Он стремится обзавестись семьей, друзьями и т. д.
- Потребность в признании и уважении – люди стремятся быть независимыми, признанными, иметь статус и авторитет.
- Потребность самовыражаться – человек всегда стремится покорять вершины, развиваться как личность, реализовывать свои возможности.
- Потребность работников управлять и воздействовать на других людей . Людей с этой потребностью можно разделить на 2 группы. Первые просто хотят управлять другими. Вторые стремятся к решению групповых задач.
- Потребность в достижении успеха . Люди с такой потребностью стремятся каждый раз выполнять свою работу лучше, чем в предыдущий раз. Любят работать в одиночку.
- Потребность быть причастными к какому-нибудь процессу . Это сотрудники, которые хотят признания и уважения. Они любят работать в организованных группах.
- Материальную мотивацию персонала – когда сотрудника стимулируют, премии, денежные вознаграждения, путевки в санатории и т. д.;
- Нематериальную мотивацию персонала – когда труд работников признается руководством, ему выдаются грамоты, памятные подарки, улучшаются условия труда, корректируется рабочее время и т. д.
- Индивидуальная мотивация – труд работника должен оплачиваться достойно. При расчете величины выплат, в учет должны браться знания, умения и навыки, которыми обладает сотрудник. Важно дать понять подчиненному, что в случае качественного выполнения своих обязанностей, он получит повышение.
- Командная мотивация – группа людей, объединенная одним делом и целью, трудится более эффективно. Каждый член команды понимает, что от результативности его работы зависит успех всего коллектива. Мотивируя группу людей, очень важно, чтобы атмосфера внутри команды была дружеской.
- Организационная мотивация – весь коллектив предприятия нужно объединить в одну систему. Люди должны понимать, что их организация – это единый механизм и от действий каждого зависит положительный результат. Для руководителя это одна из самых тяжелых задач.
- Руководство будет принимать конструктивную критику в свой адрес;
- Своевременно вознаграждать работников;
- На своем примере демонстрировать правильное поведение;
- Их будут обучать нужному поведению.
- Зарплата . Это мощнейший мотиватор, который заставляет работника качественно выполнять свою работу. Если оплата труда будет на низком уровне вряд ли это будет воодушевлять работников отдаваться на все 100% производственному процессу.
- Похвала . Каждому человеку, который добросовестно выполняет свою работу, приятно слышать, что его труд не остался незамеченным. Руководителю нужно периодически анализировать работу сотрудников и не пренебрегать похвалой. Используя этот метод, вы не тратите ни копейки, но в разы поднимаете производительность труда.
- Обращаться к сотрудникам по имени . Для авторитета директора фирмы очень важно выучить имена всех работников. Обращаясь к человеку по имени, руководитель показывает свое уважение к подчиненному. Работник понимает, что он не просто безликий секретарь или уборщица, а личность, которую ценят.
- Дополнительный отдых . На некоторых предприятиях стимулируют работников быстрее и качественнее выполнять свою работу, предлагая дополнительный отдых. Например, сотрудник, который по итогам недели показал лучший результат, в пятницу может уйти с работы на несколько часов раньше. Таким образом, в коллективе просыпается азарт и рвение быть победителем.
- Награждение памятными подарками . По случаю каких-либо памятных дат, можно преподносить своим работникам памятные подарки. Это могут быть и безделушки, но если на ней сделать гравировку, то наверняка сотрудник будет всю оставшуюся жизнь хвастаться перед знакомыми таким знаком внимания.
- Перспектива повышения . Все работники должны понимать, что за качественное выполнение своей работы, их ждет повышение. Перспектива продвижения по карьерной лестнице мотивирует не хуже материальных вознаграждений.
- Возможность высказывать свое мнение и быть услышанным . В любом коллективе важно всем работникам предоставить возможность высказывать свое мнение. Но мало просто слушать, руководство должно еще и прислушиваться к советам и пожеланиям своих сотрудников. Таким образом, работники будут понимать, что с их мнением считаются и к нему прислушиваются.
- Возможность каждому сотруднику лично пообщаться с руководством компании . Все руководители, прежде всего, должны понимать, что они такие же люди, как и их подчиненные. Директора только организовывают производственный процесс, а выполнение работы зависит от их подчиненных. Поэтому регулярно нужно организовывать личные встречи с работниками, где могут быть затронуты важные вопросы на разнообразные темы.
- Доска почета . Это нематериальный метод мотивации, который отлично повышает производительность труда. Для его реализации необходимо создать доску почета, где будут размещены портреты лучших работников. Таким образом, создаются производственные соревнования, которые стимулируют работников повысить свои производственные показатели.
- Предоставить возможность выполнять свою . Этот метод подойдет только для отдельных компаний. Если у офисного сотрудника рутинная работа, которую он может сделать не выходя из дома, ему можно предложить не приезжать на рабочее место в определенные дни. Но основным условием будет качественное выполнение должностных обязанностей.
- Красивое название должности . Каждая профессия и должность хороша по-своему. Но если санитарку в медучреждении обозначить, как младшая медсестра, то человеку будет не зазорно сказать, кем он работает.
- Корпоративы . На многих предприятиях по случаю больших праздников, устраиваются вечеринки. На этих торжествах люди общаются в неформальной обстановке, расслабляются, заводят новые знакомства. Корпоративы помогают отвлечься сотрудникам и демонстрируют заботу компании о них.
- Публичная благодарность . Хвалить работника можно не только лично. Лучше всего это делать публично. Реализовать эту идею можно несколькими способами. Например, объявлять лучшего работника по радио, через СМИ или громкоговорящую связь на предприятии. Это подвигнет других работать лучше, чтобы об их результатах узнали все.
- Предоставление скидок . Если фирма производит какой-нибудь продукт или предоставляет услуги, то для сотрудников этой компании можно предоставлять на них скидку.
- Начисление премий . Материальное поощрение – это эффективный метод мотивации персонала. Работникам нужно обозначить цель, достигнув которую они получат определенные доплаты к основной зарплате в виде премий.
- Мотивационная доска . Простой, но действенный метод стимулирования работников. Для реализации идеи достаточно на демонстрационной доске расчертить график продуктивности каждого участника производственного процесса. Сотрудники будут видеть, кто из них работает лучше и будут стремиться стать лидером.
- Обучение за счет компании . Многим работником важно совершенствоваться и . Отправляя сотрудников на семинары, конференции, тренинги и т. д., руководитель показывает свою заинтересованность в профессиональном росте подчиненного.
- Оплата абонемента в спортивный клуб . Периодически в коллективах можно устраивать производственные соревнования, по итогам которого, лучший работник будет получать абонемент в фитнес-клуб.
- Покрытие транспортных расходов, оплата услуг связи . Крупные компании часто мотивируют своих работников, оплачивая их транспортные расходы или услуги сотовой связи.
- Создание банка идей . На предприятии можно создать банк идей в виде электронного ящика. На него каждый желающий будет отправлять письма со своими предложениями. Благодаря этому каждый сотрудник будет чувствовать свою значимость.
- Офисной кухне;
- Автомату, где каждый желающий бесплатно сможет сделать себе кофе;
- Душу;
- Комнате отдыха, спальне, комнате для курения;
- Тренажерам;
- Массажному креслу;
- Теннисному столу;
- Кинозалу;
- Самокатам.
- Вы можете обратиться в специальные организации, которые за определенную плату разработают систему мотивациии успешно внедрят ее в вашей компании.
- Или записаться в школу бизнеса, где вас научат основам управления.
- Работники начинают ответственнее подходить к выполнению своих служебных обязанностей;
- Повышается качество и производительность труда;
- Производственные показатели улучшаются;
- У сотрудников появляется командный дух;
- Уменьшается «текучка» кадров;
- Компания начинает быстро развиваться и т. д.
- Во-первых, всегда позитивно настраивайте подчиненных на выполнение работы;
- Во-вторых, обеспечьте удовлетворение базовых потребностей сотрудников;
- В-третьих, создайте комфортные условия труда;
- В-четвертых, лояльно относитесь к своим сотрудникам.
- Интересуйтесь жизнью подчиненных, спрашивайте об их потребностях;
- Не ругайте работников по поводу и без повода. Лучше помогите выполнить работу, с которой не справляется сотрудник. Ведь неудачи работников – это неудачи руководителей;
- Периодически делайте анализ. Проводите опросы, анкетирование, составляйте рабочие дневники и внутреннюю отчетность;
- Выплачивайте внеплановые премии и поощрения.
Для начала я предлагаю разобраться с тем, что такое мотивация. Итак, с одной стороны мотивация - это сильное желание, которое заставляет человека сдвигаться с мертвой точки и предпринимать действия которые его приближают к цели. А в идеале и достигнуть этой самой цели.
Ок. т.е. для достижения цели - нужно сильное желание. И чем больше цель, тем сильнее должно быть желание.
Второй аспект достижения цели - это "у меня должно хватить сил/денег/знаний (ресурса) на то, чтобы пройти расстояние между точкой, в которой я нахожусь сейчас и точкой, в которой находится моя цель". Чем больше/выше цель, тем дальше она от меня, тем больше сил мне понадобится на преодоление этого расстояния.
Если не хватает одного из двух компонентов, то достижение цели становится проблематичным или вовсе невыполнимым, и тогда мы говорим, что у нас не хватило мотивации. Точнее, когда мы говорим о нехватке мотивации, мы, скорее всего, имеем в виду, что не было достаточного уровня желания, но в большинстве случаев изначально желание было, но не хватило подкрепления.
Итак, у нас 2 варианта:
1) не очень хотелось
2) не хватает сил
Но если копнуть глубже, то мы обнаружим несколько вариантов каждого пункта. Иногда, например, кажется, что я этого очень хочу, но если начать разбираться, то хочу я не этого, а чего-то, что с декларируемым желанием только ассоциируется. Ну, например, довольно распространенный сценарий, когда барышне (может мужчинам этот вариант тоже характерен, но я пока сталкивалась с ним у барышень) не хватает внимания со стороны отца или обоих родителей, или молодых людей или какого-то конкретного молодого человека. Но кажется же, что привлечь внимание можно только чем-то масштабным. Ну, например, стать звездой или заметной личностью достойной уважения. Кто-то идет в актрисы, а кто-то решает что бизнес - тоже способ. И человек бросается в этот самый собственный бизнес. Без бизнес-навыков и знаний, без серьезной подготовки, без стратегии и вообще без понимания, что это такое. Через какое-то время человек приобретает себе полный набор бизнес-проблем, при отсутствии сил и навыков с ними справляться, с желанием чтобы все было как прежде и в попытке из всего этого выкарабкаться с минимальными потерями. И все силы тратятся на решение проблем, хотя внимание, конечно, человек получает, но не то, которое ему хочется. Вопрос отношений отодвигается на второй-третий-десятый план, потому что не до того сейчас. Короче, человек остается с кучей проблем, без отношений. Хорошо еще, если друзья есть и не разбежались. Всякий раз, когда я задаю на консультации людям вопрос: "Зачем вам бизнес?" - очень часто обнаруживается, что первоначальным желанием был не сам бизнес или желание заработать, а другое желание, которое с бизнесом никак не связано. Условно, бизнес являлся средством. Но сам по себе бизнес - проект настолько масштабный, что быть средством не может.
В таких случаях, мотивацию поддерживает только ожидание, что все удастся быстро и достаточно просто. Но начало бизнеса сложно не только тем, что на старте приходится работать сильно больше, чем до бизнеса, но и тем, что результаты ты увидишь не сразу. А отсутствие результатов - роняет мотивацию, если ее не подпитывать.
Как ее подпитывать? Если с доходами уже все сложно, то попытаться разобраться с тем "чего я действительно хочу" и, если бизнес уже стоит целью, то разработать стратегию, оптимизировать тактику, максимально снизить косты и решать уже бизнес-задачу.
И это не только про бизнес. Как правило, если есть желание оно не исполняется, то причина в половине случаев в том, что человек этим желанием прикрывает свое истинное желание. Например, хочется свою квартиру, а на самом деле хочется, чтобы предки оставили тебя в покое; или хочется отношений, а под ним страх отношений и простое желание показать себе или окружающим, что ты не хуже других, или желание, чтобы кто-то прекрасный продемонстрировал тебе насколько высока твоя ценность для него.
Неумение определять свои настоящие желания, приводит к тому, что подсознание начинает разрываться между внутренним запросом и выбранным человеком способом его реализовать. И человек застревает как муха в паутине, не в состоянии ни обрести свободу от родителей, ни заработать деньги на квартиру, или между активным поиском отношений и выбором персонажей, которые категорически на эту роль не подходят.
Пункт 2 - не хватает сил. Под силами тут понимаются и реальное количество энергии, и навык ее восстанавливать быстро, и умение держать удар и давление агрессивной среды, и умение просчитывать варианты и реально/трезво смотреть на ситуацию, и в соответствии с этой самой ситуацией распределять ресурс. Т.е. не достаточно посмотреть на карту и определить маршрут движения к цели, надо еще грамотно распределить силы, чтобы до этой цели дойти, определить как и в каких случаях ты сможешь восполнить ресурс, какую поддержку и о кого получить и т.д. и т.п.
И в результате мы имеем странную комбинацию, где вначале пути, на стадии желаний от 50 до 70% случаев человек не может определиться со своим реальным желанием, а мотивация у вторичной выгоды слабая, и чтобы поддерживать слабую мотивацию человек мобилизует свои силы и начинает их тратить на поддержку мотивации, вместо того чтобы сильная мотивация давала человеку ресурс и облегчала движение к цели. И на втором этапе, когда ты должен какое-то более или менее длительное время продержаться на первоначальной мотивации, потому что результатов нет, а силы расходуются, тебе просто не хватает временнОго запаса прочности. И ты сходишь с дистанции. А твой мозг фиксирует поражение и формирует убеждение, что ты неудачник, что в жизни все сложно и что добиться чего-либо самостоятельно невозможно. А также страх поражения в будущем и поведение называемое выученной беспомощностью.
Что делать?
1. Дробить цели. Не ставить глобальных целей. Точнее, глобальную цель можно ставить, но с перспективой достижения в 5-10 лет. И тогда сразу понятно, готов я 10 лет на это потратить или нет? Сильно мое желание или так себе?
2. А здесь и сейчас идти к промежуточным целям, которые двигают меня к глобальной цели. Осваивайте искусство маленьких шагов.
3. Достигая промежуточную цель - радоваться, петь себе дифирамбы, устраивать праздничный ужин или что-то в этом духе - это усиливает поведение и мышление победителя, добавляет уверенности в себе, и формирует механизм "я могу с этим справиться"
4. Заниматься спортом - это восстанавливает ресурс.
5. Включать в рацион продукты стимулирующие выработку дофамина - этот нейромедиатор отвечает за мотивацию и поддерживает ее, так что шоколад вам в помощь.
6. Выработать стратегию и тактику достижения цели. Даже если потом вы что-то в них поменяете, то двигаться к цели будет легче.
7. На достижение цели тратить минимум от 20 мин. до часа. Если совсем не хочется, то 20 минут потратить на обдумывание или какие-то несложные действия - просто, а заодно вырабатывает навык действовать и концентрирует ваше внимание на цели. А там где ваше внимание - там ваша энергия.
8. Хорошо высыпаться. Любые психологические проблемы начинаются с расстройства сна. Если в течение долгого времени у вас расстройство сна, это повод обратиться к как минимум к неврологу, как максимум к психиатру. (Обращение к психиатру вовсе не означает, что вы сумасшедший.)
9. На реализацию цели давать себе в 2 раза больше времени, чем вам кажется, что это потребует. Нам свойственно ошибаться во всем, что касается времени. Нам кажется, что мы успеем сделать это вовремя, хотя на самом деле делаем все 2 раза медленнее, чем сами от себя ожидаем, так что если на достижение цели вам кажется реально потратить 6 месяцев, давайте себе на эту цель 1 год, и используйте п.7
10. Пересматривайте свои цели, и если они не соответствуют вашим сегодняшним стремлениям, убеждениям, желаниям, то освобождайте себя от них. Просто вычеркивайте их из плана жизни как неактуальные. Это сразу освободит массу энергии.
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).
Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.
Понятия мотивация
Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:
Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.
Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:
Потребность, мотив, цель
Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.
Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.
Виды мотивации
В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.
Экстринсивная и интринсивная
Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.
Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.
Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.
Положительная и отрицательная
Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.
Устойчивая и неустойчивая
Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.
Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.
Дополнительная классификация
Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.
Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.
К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.
Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.
Мотивы: движущая сила поведения людей
Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.
Мотив 1. Самоутверждение
Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.
Мотив 2. Идентификация
Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.
Мотив 3. Власть
Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.
Мотив 4. Процессуально-содержательный
Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.
Мотив 5. Саморазвитие
Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».
Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.
Мотив 6. Достижения
Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.
Мотив 7. Просоциальный
Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.
Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:
Мотив 8. Аффилиация
Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.
Факторы, определяющие уровень мотивации
Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:
Способы мотивации
На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:
Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.
Мотивация персонала
Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:
Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:
Мотивация учащихся
Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:
Самомотивация
Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем все о мотивации персонала.
Сегодня вы узнаете:
Понятие мотивации персонала
Нечасто можно встретить человека, который целиком и полностью доволен своей работой. Все потому, что зачастую люди занимают должности не по призванию. Но в силах руководителя сделать так, чтобы рабочий процесс был комфортным для всех, а сотрудники выполняли свои обязанности с удовольствием.
Успешные бизнесмены не понаслышке знают, о том, что своих работников нужно стимулировать и всячески поощрять, т. е. мотивировать. От этого зависит производительность труда, качество выполняемой работы, перспектива развития компании и т. д.
Мотивация персонала в организации – это мероприятия, направленные на подсознание человека, когда у него появляется желание эффективно работать и качественно выполнять должностные обязанности.
Для примера, представьте себе коллектив, где начальнику нет дела до своих подчиненных. Ему важно, чтобы работа была выполнена в полном объеме. Если у сотрудника что-то не получается, то он будет оштрафован, получит выговор или другое наказание. В таком коллективе будет наблюдаться нездоровая атмосфера. Все работники будут трудиться не по желанию, а по принуждению, с целью .
А теперь рассмотрим другой вариант, где работодатель всячески мотивирует персонал. В такой организации наверняка дружеские отношения у всех сотрудников, они знают, ради чего работают, постоянно развиваются, приносят пользу компании и получают от этого моральное удовлетворение.
Хороший руководитель просто обязан уметь стимулировать персонал. От этого выигрывают все, начиная от рядовых работников, заканчивая самым высоким руководством фирмы.
Цели мотивации персонала
Мотивацию проводят для того, чтобы объединить интересы предприятия и сотрудника. То есть компании необходима качественно выполненная работа, а персоналу – достойная зарплата.
Но это не единственная цель, которую преследует стимулирование работников.
Мотивируя сотрудников, руководители стремятся:
Теории мотивации персонала
Многие начинающие бизнесмены бездумно подходят к решению вопросов мотивации. Но для того чтобы добиться желаемых результатов, мало просто . Необходимо проблему проанализировать и перейти к ее грамотному разрешению.
Для этого необходимо изучить теории мотивации известных людей. Их мы сейчас и рассмотрим.
Теория Маслоу
Абрахам Маслоу утверждал, что для того, чтобы эффективно стимулировать своих работников, необходимо изучить их потребности.
Он их разделил на 5 категорий:
Список потребностей составлен таким образом, что первый пункт наиболее важен, а последний менее значим. Руководителю необязательно выполнять все на 100%, но важно попытаться затронуть каждую потребность.
Теория МакГрегора «X и Y»
Теория Дугласа МакГрегора основывается на том, что людьми можно управлять 2 способами.
Используя теорию Х , управление осуществляется с помощью авторитарного режима. Предполагается, что коллектив людей неорганизован, люди ненавидят свою работу, всячески увиливают от выполнения своих обязанностей, нуждаются в жестком контроле со стороны руководства.
В таком случае для того чтобы наладить работу, необходимо постоянно контролировать сотрудников, побуждать их к добросовестному выполнению должностных обязанностей, разработать и внедрить систему наказаний.
Теория Y кардинально отличается от предыдущей. Она основана на том, что коллектив трудится с полной самоотдачей, все работники подходят ответственно к выполнению своих обязанностей, люди самоорганизуются, проявляют интерес к работе, стремятся развиваться. Поэтому управление такими работниками требует иного, более лояльного подхода.
Теория Херцберга (Мотивационно-гигиеническая)
В основе этой теории лежит тот факт, что выполнение работы приносит человеку удовлетворение или неудовлетворение по разным причинам.
Работник будет доволен работой, если она будет способствовать его самовыражению. Развитие персонала зависит от возможности карьерного роста, возникновения чувства ответственности, признания достижения работников.
Факторы мотивации персонала, которые ведут к неудовлетворенности, связанные с плохими условиями труда и недостатками в организационном процессе компании. Это может быть низкая заработная плата, плохие условия труда, нездоровая атмосфера внутри коллектива и т. д.
Теория Мак-Клелланда
Эта теория основывается на том, что потребности людей можно разбить на 3 группы.
Основываясь именно на потребностях людей, необходимо внедрять нужные стимулирующие мероприятия.
Процессуальная теория стимуляции работников
В основе этой теории лежит тот факт, что человек желает достичь удовольствия, избегая боли. Руководитель, действуя согласно этой теории, должен чаще поощрять сотрудников и реже применять наказание.
Теория Врума (Теория ожидания)
В особенностях мотивации персонала по Вруму лежит тот факт, что человек максимально качественно выполняет ту работу, которая, по его мнению, удовлетворит его потребности.
Теория Адамса
Смысл данной теории в следующем: труд человека должен соответственно вознаграждаться. Если работнику недоплачивают, то он работает хуже, а если переплачивают, то он работает на том же уровне. Выполненная работа должна справедливо оплачиваться.
Виды мотивации персонала
Существует много способов мотивации труда работников.
В зависимости от того как вы будете воздействовать на подчиненных, мотивация может быть:
Прямая – когда работник знает, что в случае быстрой и качественно выполненной работы, он будет дополнительно вознагражден.
Прямая мотивация, в свою очередь, делится на:
Косвенная – в ходе проведенных стимулирующих мероприятий, у работника возобновляется интерес к работе, он чувствует удовлетворение после выполнения какого-либо задания. В таком случае у сотрудников обостряется чувство ответственности, и контроль со стороны руководства становится необязательным.
Социальная – человек понимает, что он является частью коллектива и неотъемлемой частью команды. Он боится подвести коллег и делает все, чтобы максимально качественно выполнить поставленные перед ним задачи.
Психологическая – для работника создается хорошая и доброжелательная атмосфера внутри коллектива и самой компании. Человеку должно хотеться идти на работу, участвуя в производственном процессе, он должен получать психологическое удовлетворение.
Трудовая – методы стимуляции, направленные на самореализацию человека.
Карьерная – когда мотивацией служит продвижение по служебной лестнице.
Гендерная – сотрудник мотивируется возможностью похвастаться своими успехами перед другими людьми.
Образовательная – стремление работать возникает, когда сотрудник хочет развиваться, что-то познавать, образовываться.
Для того чтобы методы мотивации персонала приносили желаемый результат, необходимо использовать все виды стимулирования работников в комплексе.
Основные уровни мотивации персонала
Все люди уникальны и индивидуальны. Одни карьеристы и перспектива карьерного роста для них очень важна, другим по душе стабильность и отсутствие перемен. Исходя из этих соображений, руководители должны понимать, что методы стимулирования работников нужно подбирать индивидуально для каждого работника.
Существует 3 уровня мотивации:
Системный подход к мотивации персонала
Для того чтобы грамотно провести стимулирующие мероприятия, необходимо помнить, что мотивация – это система, состоящая из 5 этапов.
1 этап. Выявление проблемы мотивации персонала.
Руководителю, для того чтобы понять какие именно мотивационные мероприятия проводить, необходимо сделать анализ мотивации персонала. Для этого нужно провести анкетирование (оно может быть анонимным) и выявить, чем неудовлетворены подчиненные.
2 этап. Осуществление управления, учитывая данные анализа мотивации, ее цели.
Мотивируя сотрудников, начальство должно тесно взаимодействовать с персоналом. Опираясь на данные проведенных исследований, внедрять те методы, которые принесут пользу именно на вашем предприятии.
Например , если большинство работников не устраивает продолжительность рабочего дня на предприятии, то вносить изменения нужно именно в этом направлении.
3 этап. Влияние на поведение сотрудников.
Проводя мероприятия по мотивации работы персонала, необходимо следить за изменениями в поведении работников.
Сотрудники будут его менять в случае, если:
4 этап. Совершенствование системы мотивации персонала.
На этом этапе необходимо внедрять нематериальные методы стимулирования сотрудников. Работников нужно убедить в необходимости повышения продуктивности их труда. Руководитель должен «зажечь» подчиненного, найти индивидуальный подход к каждому.
5 этап. Заслуженное вознаграждение.
В компании должна быть разработана система премий и поощрений. Когда сотрудники увидят, что их старания поощряются, они начинают качественнее и продуктивнее работать.
Способы и примеры мотивации персонала
Способов мотивации работников очень много. Но перед тем как применять их на практике, подумайте, какие методы стимулирования подойдут именно для вашего производства.
Мы составили ТОП-20 лучших способов мотивации, из которых, каждый руководитель выберет метод, который подойдет именно для его производства.
Повышение мотивации персонала отдельных профессий
Разрабатывая мотивационные мероприятия, важно учитывать профессию работников и вид занятости.
Рассмотрим пример мотивации работников некоторых профессий:
Профессия | Методы мотивации |
Маркетолог |
Предоставить возможность самостоятельно принимать решения; Выплачивать премию (определенный процент от продаж) |
Менеджер |
Организовать производственные соревнования с другими менеджерами; Премировать в зависимости от объемов продаж; Привязать зарплату к прибыли фирмы |
Логист | У людей данной профессии чаще всего заработная плата состоит из оклада и премии. Причем оклад – 30%, а 70% – премии. Мотивировать их можно величиной премий. Если их работа не стала причиной сбоев, то премия выплачивается в полном объеме |
Нестандартные методы современной мотивации персонала
В РФ редко применяют нестандартные методы стимулирования труда. Но тем не менее они приносят неплохие результаты.
Не так давно был проведен опрос, участие в котором приняли офисные работники с разных уголков России. Они отвечали на вопросы: каким бонусам были бы рады и что хотят видеть на рабочем месте.
Большинство людей отдало предпочтение:
Представительницы прекрасного пола отдавали предпочтение массажным креслам и тренажерным залам, а представители сильного пола – развлечениям (теннисному столу, самокатам и т. д.).
Профессиональная помощь в мотивировании сотрудников
Если вы молодой руководитель и сомневаетесь в правильности разработки мотивации персонала, у вас есть 2 варианта выхода из сложившейся ситуации.
Что принесет грамотная мотивация работников
Если руководитель правильно стимулирует своих сотрудников, то уже через несколько недель будет заметен положительный результат.
А именно:
Если вы начинающий предприниматель, то должны правильно мотивировать своих сотрудников:
Помимо этого, воспользуйтесь следующими советами:
Заключение
Роль мотивации персонала на любом предприятии достаточно велика. В силах работодателя создать такие условия труда, где работнику захочется работать с полной отдачей. Главное грамотно подойти к разработке и внедрению стимулирующих методов.