План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: «Правописание безударных гласных. Конспект урока для детей с использованием ИКТ «Правописание безударных гласных в корне слова
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»
Цели: формировать учащихся представления об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных, умение проверять безударные гласные в корне слова;развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки, умение работать в группах, речь, мышление, внимание, память;
воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование
: компьютер, экран, видеопроектор, презентация «Безударные гласные», карточки «Солнышко» и «Тучка»
Тип
: комбинированный
Ход урока
I. Организационный моментДолгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение).
- На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?
II. Актуализация знаний
- Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»
- Прав ли мальчик? Докажите.
- Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?
- Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается … (гроза)
- Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза».
- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)
- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы будем учиться?
- Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися)
IV. Работа по теме урока.
1. Запись на доске:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.
- Прочитайте предложения.
- Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)
- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.
Солонка, соль, солить, солёный.
- Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные)
-Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь.
(соль)
- Почему?
- А почему сомневаетесь в остальных случаях?
- Как быть?
- Слово «соль» является «проверочным»
- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно)
- А почему хорошо слышно? (Под ударением)
- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.
- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод
: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.
- Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)
- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.
На доске:
дом – дома
совы - сова
- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова)
- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.
– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)
- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов
- Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)
- Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)
Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными
V. Физкультминутка
VI. Закрепление
1. Работа по карточкам.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите.
Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.)
2. -Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам.
Прочитайте.
-Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.)
-Почему «Да»?
-Что взволновало воробья?
-Как вы оцениваете поступок Вити?
-Почему «Нет»?
-Ну, а сейчас давайте исправим ошибки.
3.Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67
Доп. задание:
- В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными.
Проверка выполнения задания
- Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя)
- Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)
2. Работа в группах.
Задание для 1-й группы
Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему:
уд…вительно (диво, дева)
л…пить (липка, лепка)
м…стерить (мост, мастер)
л…нивый (лень, линька)
скр…пучий (скрепка, скрип)
Задания 2-й группе:
Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему:
кричать, крикливый, крик
окно, окошечко, окна
тайник, тайна
сова, совёнок, совы
дворы, двор, дворовый
дождь, дождливый, дождик
Проверка выполнения задания
3. Игра «Собери грибы»
- Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)
- Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.
- Какие вы знаете правила сбора грибов.
- А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок».
- Что объединяет эти слова?
- Какое слово лишнее?
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
-Все ли понравилось на уроке?
-Кого бы вы похвалили?
-Кому помогли?
- В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение.
- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)
VIII. Домашнее задание
Галина Анохова
Конспект урока для детей с использованием ИКТ «Правописание безударных гласных в корне слова»
«Правописание безударных гласных в корне слова »
Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Александровна, я рада видеть вас. Сегодня я проведу у вас урок русского языка . Повернитесь к своему соседу и скажите : «Я желаю тебе добра. Если тебе будет трудно - я помогу» . А теперь хлопните друг другу по ладошке и скажите «здравствуй» !С каким настроением вы пришли на урок ? Поднимите соответствующий листочек (зелёный, жёлтый, красный) Замечательно. Давайте продолжим наш урок с таким настроением .
Посмотрите ребята, сегодня к нам на урок прилетела мудрая Сова и она приглашает нас к себе в гости в лес.
Сова рассказала мне одну историю про своих друзей Сашу и Дениса. «Саша написал своему другу Денису записку : «приходи сегодня вечером с мечом сыграем» . Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков . - Мяч будет,- сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол»
Почему так получилось? (Саша написал другу с ошибкой)
Какое правило не знал Саша (Что не всегда слова пишутся так же как слышатся)
Как правильно записать это слово ? Давайте посмотрим и обсудим. Какая буква пропущена в 1 слове ? Почему именно эта буква, как вы узнали (подобрали однокоренное слово так чтобы ударение падало на эту букву. (мяч и меч, в какой части слова стоит эта буква (в корне )
Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока ? ()
Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать слова в безударной гласной в корне слова )
Узнаем : как проверить безударную гласную
В течение урока ответим на вопросы :
Где Надо проверять?
Оцените свою работу. Для этого у вас на столах лежат карточки. Закрасьте первый круг зелёным цветом, если у вас получилось самостоятельно поставить тему и цели. Закрасьте желтым, если возникали затруднения на данном этапе. Красным – если вам не удалось самостоятельно поставить тему и цели урока .
Ребята, напоминаю о правильной посадке . Посмотрите как нужно сидеть правильно , и сядьте также.
Мы третьеклассники сознательные
За партой не вешаем носа
Сидим мы прямо, как знак восклицательный,
и не сидим как знак вопроса.
Отгадайте загадку, которую Сова приготовила для вас
Снег на полях
Лёд на водах
Вьюга гуляет
Когда это бывает?
(ЗИМА)
Чтобы узнать, какая буква пишется в слове зима , будем действовать по алгоритму.
Прочитай слово
Поставь ударение
Определи безударную гласную
Выдели корень
Подбери проверочное слово
Молодцы ребята, сова предлагает нам новое задание. Работаем в парах. Кто напомнит всем правила работы в парах ? Работаем по алгоритму. Выб. гать, бл. стеть, сп. шить, пос. дить, закр. чать, засв. стеть. Проверяем с эталоном на доске
Молодцы ребята, с этим заданием вы справились , а теперь сова приготовила для вас новое задание – текст. Оно потребует не только знания алгоритма, а еще и внимания.
Прочитайте стихотворение. О чём говорится в нём? Какая его главная мысль? Что мы можем сейчас сделать с этим стихотворением? (вставить пропущенные орфограммы) Вставьте пропущенные орфограммы. Работаем в группе, кто напомнит правила работы в группе ?
С. сна, в. да, д. ла, тр. ва –
Проверить надо все слова .
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте :
С. сны, в. ды, тр. вы, д. ло.
А теперь пишите смело!
Оцените свою работу в группе. Закрасьте второй круг зелёным цветом, если вы справились с заданием работая в паре. Закрасьте жёлтым, если возникали затруднения при работе. Закрасьте красным цветом, если у вас остались вопросы.
Итак, вы справились со всеми заданиями Мудрой Совы. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового.
Давайте вспомним тему урока . (правописание безударной гласной в корне слова )
Что мы научились проверять? безударную гласную ) Где (в корне ) Как? (подобрав однокоренное слово ) Чем (ударением)
Чему мы учились? (писать слова с безударной гласной в корне слова )
Что узнали? (как проверить безударную гласную )
Где новые знания вам пригодятся в жизни?
Оцените свою работу. Поднимите цифру, которая соответствует номеру ступеньки, на которой вы находитесь. Ребята, я рада, что у нас с вами всё получилось, и этот урок прошёл не зря . Спасибо за урок . Урок
Публикации по теме:
Цель: Научить детей выделять безударную гласную и правильно ее писать. Задачи: 1. Развивать умение выделять безударную гласную в корне слова;.
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ для детей старшего возраста «История ложечки» МБДОУ Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым. Конспект интегрированного.
Конспект НОД для детей средней группы по развитию речи с использованием ИКТ «Дикие животные» Организационный момент: - Здравствуйте, ребята! Я вам сейчас загадаю загадку. Когда вы ее отгадаете, узнаете, кто к вам придет на занятие.
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Предмет: русский язык Класс: 2 Тема:.
Конспект подгруппового логопедического занятия «Посуда» для детей старшего возраста с использованием ИКТ Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Посуда» для детей старшего возраста с использованием ИКТ Коррекционно-образовательные.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 27»
Открытый урок по теме:
« Правописание безударных гласных в корне слова»
Разработала учитель начальных классов:
Ключникова Тамара Андреевна
г.Петропавловск-Камчатский
Тип урока: закрепление изученного материала.
Разработала: Ключникова Тамара Андреевна
(учитель начальных классов)
Вид урока: комбинированный.
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.
Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, компьютер, проектор, памятки.
Цели:
обучающие - отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова, графически обозначать орфограмму;
воспитывающие - способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи, самостоятельности в выборе решений логических упражнений;
развивающие - учить думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы; обогащать словарный запас; развивать логическое мышление, связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.
2. Постановка учебной проблемы
Предлагаю вам выполнить следующее задание: запишите под диктовку слова. Выделите корень и поставьте знак ударения. (К доске приглашаю двух учеников) земля, стена, дожди, мосты, ряды
Сравните.
Итак, что же получается? Задание я дала вам одно. А как вы его выполнили? (По-разному)
Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (Мы не знаем, как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова)
– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)
– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)
-А кто еще поставил такую цель?
-Что поможет достичь цель нашего урока? (алгоритм проверки данной орфограммы,учебник, учитель)
– В течение урока будем отвечать на вопросы:
Как надо проверять?
3. Повторение ранее изученного материала.
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
Что а, о, и, е, я
Как надо проверять? в корне
Чем подбирать проверочные слова
ударением
4. Работа над темой урока
Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.
Ребята, вы сказали, что поможет достичь цель нашего урока это алгоритм проверки безударной гласной в корне. Давайте его вспомним? - Итак, вот слово «ЗИМА».
Какой первый шаг? (Прочитаем слово)
Затем поставим ударение.
Выделим корень слова
Определяем безударную гласную (безударная гласная и)
Подберём проверочное слово (зимы)
Пишем гласную
Алгоритм
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово.
Пишем гласную
Работа в парах (карточка №1)
У вас на столах лежат карточки №1.Возьмите их. Прочитайте задание. (Впишите безударную гласную, проверочное слово)
– Используя алгоритм написания безударной гласной в корне выполним задание в паре.
Напоминаю правила работы в парах. Готовность пары – поднятая рука.
На выполнение задания отводится 2 минуты.
Приступаем к заданию. Проверка (коллективная)
Кто справился с этим заданием без ошибок, поднимите руки. Молодцы!
ЗАДАНИЕ: Впишите безударную гласную, проверочное слово
Проверяемое | Проверочное | Проверяемое | Проверочное |
л… сты | л… сты | ||
ч… сы | ч… сы | ||
г… ра | г… ра | ||
отв… рить (картофель) | отв… рить (картофель) |
Ребята, скажите, как найти проверочное слово, какой вывод можно сделать?
Ответ детей: Нужно изменить проверяемое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне
Хорошо. Давайте прочитаем в учебнике это правило. Откройте учебник на.101-ой странице и сверьте свой вывод с выводом в учебнике. (читает ученик)
5. Первичное закрепление
Ну а сейчас я предлагаю вам из теоретиков превратиться в практиков.
Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.
Приготовили сигнальные карточки.
– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
Ночевка, беда, сова, грачи,река, мелок, бегун, листочек, горевать, земля.
Дифференцированная работа (разноуровневые задания). Работа по карточкам.
-У каждого из вас лежит карточки разного цвета.
Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно в тетради. Время выполнения 5 минут.
Карточка (жёлтого цвета)
Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной, укажи стрелочками соответствие проверочных слов, выдели орфограммы.
пож.лтели корень
к.ренья лебедь, лебедушка
выгл.нул желтый
л.б.диный молот, молотит
м.л.ток взгляд
г.л.ва головы, головка
Карточка (зелёного цвета)
Спиши. Вставь пропущенные буквы, запиши вместо точек проверочные слова, выдели корень.
Ч.стоту – ……, гр..знуля. – …, сл…за-………, п.тнистый – ….., уг..сает – ….., сп..шит – …., в.шнёвый – ….., з…леный – ……
Карточка (розового цвета).
Выпиши слова с безударной гласной в корне, в скобках напиши проверочные слова. Добавь два своих примера на тоже правило.
На лесных полянах показались золотые лисички.
Итак, проверим.
Поднимите руку, кто выполнял карточку жёлтого цвета.
Прочитайте задание.
Поднимите руку, кто выполнял карточку зелёного цвета.
Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
Поднимите руку, кто выполнял карточку розового цвета.
Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
Следующее испытание.
Работа в группах.
Напоминаю правила работы.
Я даю каждой группе одно предложение, в котором есть слова с безударными гласными.
Ваша задача над словом надписать проверочное слово и вставить нужную букву. Время работы -3 минуты.
Выслушаем каждую группу. Если вы не согласны с ответом, после - аргументируете свое несогласие.
Что у нас с вами получилось? О чем в тексте говорится? Какой темой связаны все предложения?
Ребята, какое задание вы можете предложить с этим текстом?
Придумайте название тексту. Время работы - 1 мин.
Текст для работы в группахВ лесу зверьки готовятся к зиме. Белка сушит на ветвях деревьев грибы. Мышка запасает зерно. Ёжик утепляет гнездо. Змея нашла укромное местечко под бревном. Улетают в тёплые края ласточки и стрижи.
Игра «Найди и исправь ошибку.
Проверьте Димин словарный диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.
Сенева, вада, бижать, трова, свистеть
Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)
– Сколько слов он написал правильно? (Одно.)
– Какое? (Свистеть.)
– Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)
6. Систематизация знаний, полученных на уроке
1) - Вернемся к первому заданию: исправьте ошибки и объясните, почему надо писать так, а не иначе.
7. Итог урока. Рефлексия.
Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке.
Какова была тема урока?
Какие цели мы ставили перед собой?
-Достигли ли мы нашей цели?
У каждого ученика лист с двумя шкалами
Интересный урок Моё участие
Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Обсуждение результатов рефлексии
Спасибо за работу на уроке!
Дополнительные задания
Вставь пропущенную букву в слова,
допиши проверочное слово
Урок русского языка в 1-м классе
Тема: «П равописание безударных гласных в корне слова»
Цель урока: создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности.
Задачи:
- обеспечить обобщение и систематизацию знаний о правописании безударных гласных в корне слова;
- развивать умения распознавать слова с проверяемыми безударными гласными в корне и аргументировать написание в них безударной гласной;
- формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.
Оборудование:
- презентация;
- карточки для работы в парах; индивидуальной работы.
Тип урока: урок закрепления, обобщения и систематизации знаний и умений.
Методы урока: словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.
Форма работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка, групповая работа.
Этапы | Ход |
1. Организационный момент. | Мы рады приветствовать вас в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше, и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко! Поручено нам вас сегодня встречать. Начнём же урок, не будем зря время терять. Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием побудут в нашем классе и порадуются нашим успехам. |
2. Приветствие гостей. | |
3.Чистописание. | Откройте тетради, запишите число – сегодня: Повторим написание строчных букв: а, о, и, е, я. Что можете сказать про эти буквы? |
4. Введение в тему через проблемную ситуацию. | Ребята, я хочу вам рассказать одну историю. «Дима написал своему другу Коле записку : «Приходи сегодня вечером с мечом на спортплощадку, поиграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков. Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол». Почему так получилось? Что значит: гласная без ударения? Под ударением? Как правильно записать это слово? с м…чом – м я ч – с м я чом Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? «Правописание безударной гласной в корне слова». Какую цель мы поставим перед собой? Учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова. Я вам предлагаю ответить на вопросы: ЧТО? ГДЕ? КАК? ЧЕМ? |
5. Актуализация знаний. | Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме. Ответим на первый вопрос: Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я. Ответим на второй вопрос: Где надо проверять? В корне слова. Ответим на третий вопрос: Как надо проверять? Надо подобрать слово с ударным звуком в корне. Ответим на четвёртый вопрос: Чем надо проверять? Проверяем ударением. - Вспомните стихотворение на это правило: Если буква гласная вызвала сомнение, Ты её немедленно ставь под ударение. |
6. Работа по теме урока. Составление алгоритма. | А теперь, давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем. Итак, вот слово ВОДА. Что сделаем первым? (Прочитаем слово) Затем поставим ударение. Выделим корень Определим безударную гласную. Подбираем проверочное слово. АЛГОРИТМ 1. Прочитай слово. 2. Поставь ударение. 3. Выдели корень. 4. Определи безударную гласную. 5. Подбери проверочное слово. |
Закрепление. | Используя алгоритм, выполним упражнение. На доске: Один – много много – один однокоренное слово Звезда - шары - лесной - Река - глаза– шагать - Гроза - грибы - морской - Зима - следы - кричать - На какие 3 группы разделены слова? Назовите способы подбора проверочных слов, которыми вы пользовались. |
Физминутка. | Мы зарядку начинаем, Выполняем приседания, Дружно прыгаем, прыг-скок Мы закончили зарядку |
Работа в парах. | Работа по карточкам. Подберите проверочное слово, вставьте пропущенную букву. Выб…гать - зал…вать - …кно - т…жёлый - н…га - пч…ла - |
Работа с предложением. | А сейчас я предлагаю вам прочитать предложение. В нём есть слово, у которого пропущена буква. Я хочу, чтобы вы вставили эту букву, но будьте внимательны, чтобы не получилось так, как у мальчиков, и ваш сосед по парте вас правильно понял. 1) Маша лучше всех зап…вала песни. Маша зап…вала лекарство соком. 2) Витя сл…зал с горы. Витя сл…зал сладкую пенку. Обменяйтесь предложениями. Проверьте друг у друга. Как вы считаете, верно ли ваш сосед определил пропущенную букву в слове? Проверьте написанное, исправьте ошибки. Всю ночь кречал совёнок В тоинственном лису, И за окошком клёны Качялись на витру. - «Лишняя» ошибка здесь есть? (ча-ща) |
Учебная ситуация | Предлагаю побыть вам врачами и написать рецепт для больного. Какая трудность возникла? Какой вывод сделаем? |
7. Подведение итогов. | Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока. Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый? Кто хочет ответить? |
8. Рефлексия. | Используется метод: « Незаконченного предложения» « На уроке я узнал ….» « Мне на уроке удалось…..» « Мне бы хотелось похвалить……..» « Самым интересным на уроке было…» |
Ход занятия
Проверка знаний предыдущей темы.
1. Что такое язык? Зачем он нужен? (язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения).
2. Когда возникло древнерусское государство? Какой город был его столицей? (9-10 вв., Киев)
Когда сложилась русская нация? (17в)
Какие изменения происходили в русском языке в процессе его развития? (изменение количества и написания букв, ударения, произношения, состава и значения слов)
Закончите предложения:
1) Годом рождения русского письма считают ...(988 г.)
2) Первая книга в России была издана... (в 1564 г. русским первопечатником Иваном Фёдоровым)
3) Русский язык выполняет 3 функции...
- язык великой русской нации
- средство межнационального общения
- один из важнейших мировых языков
4) Мировые языки – это... (языки, широко используемые как средство международного общения)
5) В курсе русского языка изучаются следующие разделы... (фонетика, графика, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология, лексика и фразеология, синтаксис, пунктуация).
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные
- Что такое орфография?
Орфография – это единая и общепринятая система правил написания слов.
Чтобы не ошибиться в написании приставок, корней, суффиксов, следует научиться выделять их в слове.
- Что входит в состав слова?
Основа и окончание; в основу входит корень, приставка и суффикс.
Например,
1) отговорил, роща, золотой, березовый, веселый, язык.
2) Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
В 1-ом примере мы читаем слова, ничем не связанные между собой. Все вместе они не выражают законченной мысли.
Во 2-ом примере те же самые слова имеют опреде5ленную связь, так как сочетаются между собой при помощи окончаний. Здесь выражена законченная мысль.
- Что такое окончание?
Изменяемая часть слова.
- Что такое основа?
Часть слова без окончания.
Задание. Выделите в словах данного предложения окончания и основы.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
- Что такое корень?
Общая, неделимая часть родственных слов. Например:
1) дом, домашний, домовой;
2) городской, городить, загородный, пригород, огород.
Эти слова объединены по смыслу корнями «дом, город».
Задание. Пронаблюдайте, из каких частей состоят слова.
Вы-пуск, с-пуск, от-пуст-и-ть, за-пущ-енн-ый.
Ноч-н-ой, камен-щик, чит-а-ть, пере-под-готов-к-а.
Вод-а, вод-н-ый, вод-ян-ист-ый, вод-о-про-вод, при-вод-н-и-ть-ся.
- Назовите гласные буквы.
А, я, у, ю, о, ё, э, е, ы, и .
Безударные гласные в русском языке произносятся неясно.
В случае сомнений необходимо проверять ударением.
Разве вать – разве́ять, го ло ва – го́ловы – голо́в, разви вать – разви́ть, оста новка – встать.
Способы проверки безударных гласных:
1. Измените форму слова:
1) число существительных (гора – горы, река – реки, стена – стены);
2) падеж существительных (вода – воду, полей – поле, весна – вёсны);
3) род глаголов прошедшего времени (взяла – взял, вела – вел);
4) время глагола (боролся – борется, показать – покажет, несёт – нёс);
5) образование краткой формы прилагательного (седой – сед, зеленый – зелен).
2. Подберите однокоренное слово другой части речи (непереводимый – перевод, удалиться – даль, непримиримый – мир, воссоединение – единый).
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, проверив их написание
а) изменением формы слова
с г..ры, два ч..са, прод..лжать, ст..рона, подн..лись, в..йна, б..льшой, пок..зать, вз..ла, б..ролся, д..рогой, с х..лмов, пр..стой, подд..ржать, к..роткий, ст..на, взгл..нул, одол..вать.
б) подбором однокоренных слов
неприм..римый, б..йница, поб..дить, объед..нить, ч..совой, оп..здать, изд..лека, охр..нять, приз..мляться, погр..ничный, передв..жение, захв..тить, прибл..жать, совр..меннный, распор..диться.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.
Разв…вается флаг, наступление разв…вается, изм…рять расстояние, прим...рять соперников, отв..рить дверь, отв..рить овощи, разг...дать замысел, приг...диться для занятий, возгл...влять колонну, сильное г...л...вокружение, сп...шите на вокзал, сп...шите данные, прор..дить грядку, зар..дить ружье, посв...тить свечой, посв..тить рассказ другу, пов…сеть на турнике, нав…сной замок.
Правописание корней с непроверяемыми безударными гласными проверяется по словарю.
Многие слова заимствованы из европейских языков. Их написание нужно запомнить.
Например: карман, корзина, кавалерия, батальон .
Задание 3 . Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение выделенных слов.
К…т...строфа , д…сант, д...зертир , с...гнал, п…рт…зан, к…п....тулировать , д...визия, бомб...рд...ровать, б…седа, ...бн...ружить, пор....жение, ур…ган, стр...т...гический , п…три…тизм , …пл…дировать, д…сциплина, …б…яние , ав...нгард , в…ст…бюль, инт…лл…гент , г...нерал, предв…рительный , ст…пендия, пр…в…легия , к…мпания друзей, военная к..мпания.
Правописание чередующихся гласных
В некоторых корнях наблюдается чередование гласных А-О, Е-И.
Например, заря – зорька, умереть – умирать, равняться – подровнять.
Написание слов с чередующимися безударными гласными в корне слов (е-и; а, я-им, ин; о-а) основано на ряде особых правил.
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ
Корни | Чередующиеся гласные | Правило написания | Исключения |
кас – кос бер – бир мер – мир пер – пир тер – тир дер – дир блест – блист жег – жиг стел – стил | Перед суффиксом –а - пишется а , перед другими – о Перед суффиксом –а- пишется и (н), и (м) Перед суффиксом –а- пишется и , перед другими – е | ||
лаг – лож раст – рос скак – скоч | Перед корневыми Г пишется а ; перед Ж – о Перед корневыми СТ и Щ пишется а , перед С – о Перед корневыми К пишется а , перед Ч – о | Ростислав, росток, ростовщик, отрасль |
|
равн – ровн мак – мок | равн- равный , ровн- в словах со значением ровный мак- пишется в словах со значением макать ; мок- со значением мокнуть | равнинный, равняться |
|
гар – гор зар – зор клан – клон твар – твор плав – плов | Под ударением – а , без ударения – о Под ударением – о , без ударения – а о Под ударением – то, что слышится; без ударения – о Всегда а , кроме исключений | пловчиха |
|
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание
1. Нечаянно к…снуться, личная неприк…сновенность, не прик…саться к проводам, нач…нать дискуссию, соб…раться с духом, соб…русь с мыслями, изб…рательная к…мпания, зап…рать дверь, зам…рать от восторга, зам…реть от страха, ум…рать от голода, пом…реть со скуки, отм…рающие обычаи, ст…рать бельё, обт…рание холодной водой, ст…реть с лица земли, душеразд…рающие крики, выд…решь сорняки, прид…раться к словам, бл…стать эрудицией, ослепительно бл…стеть, заж…гать лампу, разж…г костёр, обж…гающий ледяной ветер, заж…гательный снаряд, подж…г склад с боеприпасами, ож…г первой степени, сож…нные города и села, расст…лающийся туман, пост…лить скатерть, наст…лать полы.
2. Предл…гать ничью, распол…гающая улыбка, отл…жить визит, возл…гать ответственность, независимое пол…жение, ума не прил…жу, сл…жить оружие, строить предпол…жения, морские водор…сли, новая отр…сль промышленности, преклонный возр…ст, р…сточек сливы, повзр…слевший сын, переск…чить через канаву, соск…чить с постели, заск…кать от радости, выск…чка, вск…чить на коня.
3. Ур…внять в правах, разр…внять землю на площадке, ср…внить два числа, направо р…вняйтесь, ур…вень воды, соблюдать р…вновесие, все р…вно, вым…кнуть под дождём, сапоги пром…кают, м…кать хлеб в мёд, непром…каемая накидка, обм…кнуть кисть в воду.
4. Г…рючее вещество, г…рячий пирог, выг…реть на солнце, не г…рячись, перег…ревший провод, встречать з…рю, оз…ренный луной, з…рька разг…релась, скл…ниться над ребенком, прекл…няться перед талантом, тв…рить чудеса, претв…рение в жизнь, острые пл…вники, отважный пл…вец, хорошая пл…вучесть.
Задание 5. Напишите диктант.
Утро в степи.
Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами. (По П. Дудочкину.)