План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок русского языка "Правописание приставок". Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание приставок."
Урок русского языка в 10 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ)
Тема урока: «Правописание приставок.
Тип урока : обобщающий
Цель урока: обобщение ранее изученного о правописании приставок,
правописании на стыке приставки и корня гласных Ы, И; подготовка к выполнению задания А14 (блок А ЕГЭ)
Используемые технологии: метод проектов, информационные технологии, проблемное изучение
Ход урока:
- Оргмомент. Эмоциональный настрой на восприятие материала.
- Устная работа с эпиграфом к уроку:
«Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга»
Академик Л.Щерба
- Орфоэпическая «минутка».
Говори правильно:
- В каком слове ударение падает на второй слог:
2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения
1) апостроф 2) эксперт 3) кухонный 4) творог
3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук
1) красивЕе всех 2) на прОстынях 3)они прАвы 4) свежие тортЫ
- Словарная работа
Аргумент
Актуальный
Эффективный
II. Выполните задание: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града
2)бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать
3)о..далённый, на..треснутый. на..пиленный
4)из..мать, дез..нформация, от..граться
Слово проектной творческой группе
Представляют проект «Всё не так просто, как кажется» (презентация проекта)
- Прочитав предложенное задание, мы выявили проблему:
Какие правила необходимо знать, чтобы выполнить это задание
- Распределили приставки на группы:
1) Неизменяемые (одновариантные)
Оттирать-ототрёшь
Подзывать-подозвать
Взбираться-взобраться
Сдирать-содрать
2) На З и С (двухвариантные)
- На -з:
- чрез-, раз-, низ-, из-, воз-, без-.
- На -с:
- бес-, вос-, ис-, нис-, рас-, чрес-.
- Исключения: з десь, з дание, з доровье, ни зги
1)Лингвистическая задача:
Почему слова с приставами разбиты на три группы?
Исколесить беззвездный расщепить
Изрезать бессонный расчистить
Беспечный рассветает расчертить
Словарная работа:
И..рисовать, и..черпать,
во..гораться, во..пылать
бе..звучно, бе..шумно
ни..вергаться, ни..падать
Провокационная роль предлогов в написании приставок
- Из-под нависших бровей- исподлобья
2)Диктант на замену
- Допишите пары:
- Без воды -
- без паспорта -
- без смысла-
- без сна-
- без шума -
- без забот
- Без души и без сердца-
Удвоенная согласная
2)Работа с текстом стихотворения м. Цветаевой (все слова на з-,с-)
Б.Пастернаку
Ра…тояния: вёрсты, мили…
Нас ра…тавили, ра…адили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
Ра…тояния: вёрсты, дали…
Нас ра..клеили, ра..паяли,
В две руки ра..вели, ра..пяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не ра..сорили - ра..сорили,
Ра..лоили…
Стена да ров.
Ра..елили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не ра..троили - ра..теряли.
По трущобам земных широт
Ра..овали нас, как сирот.
Который уж - ну который -март?!
Ра..били нас- как колоду карт.
3) ПРЕ- и ПРИ- (смысловые);
- ПРИ-:
- 1)немного;
- 2)близость;
- 3)присоединение;
- 4)до конца.
- ПРЕ-:
- 1) пере-;
- 2)очень.
Различай:
Пре- При-
- Претворить в дело притворить дверь
- Пребывать прибывать
- Презирать призирать
- Преступить приступить
- Преумножить приумножить
- Преклонить приклонить
- Предавать придавать
- Претворить притворить
- Преемник приёмник
- Преходящее приходящее
- Презреть призреть
Словарная работа:
- Превентивный - предупреждение чего-либо, предохранительный.
- Превалировать - преобладать, иметь перевес.
- Претендент - лицо, которое претендует на что-нибудь.
Приоритет - первенство по времени открытия; изобретении чего-то; первенствующее положение.
6. Закрепление
Пре-при
Диктант на замену
Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре-,при-
1) Место стоянки судов (пристань).
2) Исключительное право(прерогатива)
3) Глава государства (президент)
4) Первенство (приоритет)
5) Подарить (презентовать)
6) Граница (предел)
7)Оперная певица, исполняющая первые роли (примадонна)
8)Купить (приобрести)
9) Затруднение (препятствие)
10) Предисловие (преамбула)
11) Вступление к музыкальному произведению (прелюдия)
12)Льгота (привилегия)
13) Помеха (препятствие)
14)Легенда (предание)
15)Продолжатель (преемник)
16)Первое представление (премьера)
III. «Ы, И после приставок»
Вдруг раздался страшный рык-
Это «Ы» прогнало «И»
От приставок на согласный:
Был тут «иск» - стал «розЫск».
Ясно?!
Лишь исключение «взИмать»
С буквой «И» надо писать.
- «ъ, ь после приставок»
Приставки -иностранки:
- ДЕЗ- ИН-
- КОН- КОНТР-
- ПАН- ПОСТ-
- СУБ- ТРАНС-
- СУПЕР- РЕ-
А приставки ИНОСТРАННЫЕ (СУБ-, ДЕЗ-, ТРАНС-) -
Все дамы странные,
Уж такие утонченные (ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-),
В «И» влюбленные!
Ты внимательно смотри:
После «иностранок» - «И»
К ним примкнули «наши» СВЕРХ-, МЕЖ-
СВЕРХ И зысканнее всех!
СВЕРХ И скусно, СВЕРХталантливо
Дружат с «И» они, галантные.
В сложносокращенных словах сохраняется «И»:
медИнститут
госИздат
финИнспектр
санИнспекция
самИздат
Выбери Ы или И.
Пост..нфарктный -пред..нфарктный
Дез..фекция, пред..дущий, сан..нспекция, под..скать, контр..гра, фин..спектор, вз..мать, об..грать, пед..ститут.
Вернёмся к проблемному вопросу и выполним задание
В словах какого ряда пропущена одна и та же буква
1)с..трудник, с..гласие, н..ладить
2) бе..хозный, бе..донный, во..делать
3) из..скать, сан..спектор, с..грать
4) пр..тягательный, пр..митивный, пр..личный.
IY.Компьютерное тематическое тестирование по теме «Правописание приставок»
Y.Рефлексия.
Итог урока
Домашнее задание:
1 группа -составить диктант «на засыпку» на тему «Правописание приставок.
Правописание на стыке приставки и корня».
2 группа составить литературную викторину по произведения А.С.Пушкина на тему «Правописание приставок.
Правописание на стыке приставки и корня».
3 группа -подобрать пословицы, оговорки, крылатые выражения на тему «Правописание приставок.
Правописание на стыке приставки и корня».
Тема урока : Правописание приставок на з-, с
Тип урока : изучения нового материала
Цели урока :
обучающие
Формировать у учащихся знания и умения правильного употребления и написания в словах приставок;
Формировать умение пользоваться правилом, определяющим выбор буквы на конце приставки;
Закрепить знания об условиях выбора буквы в приставках на –з и –с;
развивающие
Развивать логическое мышление учащихся;
Формировать универсальные учебные навыки (формулировать проблему, строить рассуждение, осуществлять информационный поиск, делать выводы);
Совершенствовать коммуникативные умения и навыки;
Обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.
воспитательные
Тренировать память для запоминания орфографического правила;
Развивать сознательное отношение к языку как явлению культуры;
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
№ п/п | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1 | Организационно-мотивационный этап | Организовать готовность уч-ся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Правописание какой части слова мы сейчас изучаем? В самом слове приставка тоже есть приставка, как объяснить ее написание? (присоединение). | Готовность к работе на уроке. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. |
|
2 | Актуализация изученного | Обеспечить мотивацию учения, Совместно сформулировать цели урока Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме. | Дома вы выполняли задание на правило написания приставок пре, при. Поработаем в парах. В раздаточном : Какие приставки живут в этих домах? Что общего? Распределите слова по этажам в зависимости от значения приставок. Добавьте по 1 своему примеру. Проверьте себя (слайды 2-3) С какими трудностями встретились при выполнении задания? Каковы условия выбора приставок в словах «приемник – преемник», «прибывает – пребывает», «предать – придать». Группа экспертов находят в словаре примеры и объясняют значения слов. | Работая в парах, группируют слова по орфограммам. Устно объясняют условия выбора орфограммы. Осуществляют самопроверку. Предлагают варианты решений. Анализируют примеры. Учатся пользоваться словарем. | Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы. Совершенствуется умение работать в парах, применять ранее полученные знания. Вырабатывается умение сравнивать и анализировать языковые явления. Работать со словарем. |
3 | Закрепление изученного | Обеспечить закрепление знаний и способов действий. Коррекция пробелов. | Слайды 4 – 5 Самостоятельная работа «Исправь ошибки». Необходимо выписать слова, исправляя ошибки, выделяя орфограммы графически. Самопроверка. | Выполняют задание с последующей самопроверкой. | Развитие внимания учащихся. Формирование логических умений. |
4 | Физкультминутка | Вспоминаем звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие – хлопаем, глухие – приседаем. Есть на свете братики – ровно шесть. |
|||
5 | Изучение нового материала | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися. | Слайд 6 «Вспоминаем глухие и звонкие согласные звуки» Наблюдение: стр. 184, упр. 333 (учебник Перед звонкой или глухой согласной пишется ^ З ? Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С? На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется С ? Закрепляем правило. | Работают с учебным материалом, наблюдают, находят закономерность выбора орфограмм. Формулируют правило, приводят примеры, осмысливают проблемную ситуацию | Формирование логических умений. Развитие навыков концентрации внимания, самостоятельного освоения учебным материалом. |
6 | Закрепление знаний и способов действий | Обеспечить в ходе закрепления повышенного уровня осмысления материала, глубины его понимания. | Слайд 8 Игра «Орфографический турнир» Команды распределяют слова по «корзинам», приводят свои примеры. Выписать слова с изученной орфограммой. Объяснить действия. Самопроверка. | Выделяют орфограмму по опознавательным признакам. Выполняют задания с последующей самопроверкой. | Закрепление полученных знаний, развитие познавательно-исследовательских способностей. |
7 | Итог урока, рефлексия | Обобщить, создать условия для самооценки и проверки усвоения. | Самостоятельная работа в парах «Покорение вершин орфографии» (раздаточный материал, приложение 1) | Выполняют задание. Анализируют результат работы. | Рефлексивная оценка уч-ся. |
8 | Домашнее задание | Выучить правило. Составить письмо «Берегите природу!» (приложение 2). |
Приложение 1
Игра «Покорение вершин орфографии». Объединитесь в пары, запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Кто быстрее достигнет вершины?
во_хождение во_горание
ра_бег ра_писание
и_править и_влечь
бе_полезный бе_опасный
Дание _пуск
ра_задорился ра_свет
Приложение 2
Составьте открытое письмо своим сверстникам «Берегите природу!». Используйте слова с изученной орфограммой.
Тема урока: «Правописание приставок»
Цель занятия:
формировать прочный навык правописания гласных и согласных в приставках, отработать способ действия при выборе орфограммы в словах с приставками на з-, с-.
Ход занятия
- Сообщение темы урока.
Повторение теоретического материала.
Одновариантные Двухвариантные Смысловые здесь, здание, в безударном – а здоровье, ни зги буква з Исключение: розыскной . является корневой. Запомните написание слов
расчет , расчесть , но: рассчитать
(перед чит- пишется два с,
перед чет- - одно с,
кроме бессчетный).
Фронтальный опрос - Какие типы приставок существуют в русском языке?- По какому принципу пишутся одновариантные приставки?- Что вам известно о приставке с-?- Что необходимо помнить о словах здесь, здание, здоровье, ни зги?- По какому принципу пишутся двухвариантные приставки?- От чего зависит правописание гласных в приставках раз- (рас-), роз- (рос)?- В каких случаях в словах расчет, рассчитывать пишется одна с, а в каких две буквы с?- От чего зависит правописание гласных и, е в приставках при-, пре-?- Выполнение практической части
- Вставьте пропущенные согласные. (коллективно)
3.2. Лингвистическая задача
Почему слова с приставками на –з /-с разбиты на три группы? Какая, на ваш взгляд, группа слов может вызвать наибольшие затруднения?
исколесить беззвездный расщедриться
изрезать бессонный расчистить
распахать рассветает расчертить
разбудить рассказывает расширить
бескрайний рассматривает бесшумный
безграничный исследователь изжарить
Обычно слова первой группы не вызывают затруднений, так как здесь последовательно реализуется фонетический принцип: «пиши, как произносишь».
Слова второй группы содержат двойные буквы зз - сс; в произношении они могут сливаться в один долгий звук. Вопрос о нормативном написании решается на основе разбора слова по составу, например: без-звезд-н-ый или рас-сматр-ива-ет.
Слова третьей группы характеризуются существенным различием произношения и написания, поэтому здесь нельзя доверять произношению, а полезно прежде всего сосредоточить внимание на структуре слов: рас-щедр-и-ть-ся или бес-шум-н-ый.
3.3.Информация для любопытных.
Следует обратить внимание, что в старых книгах можно найти такие написания: безполезный, безсер дечный, «Разсказы Чехова».
После реформы русской орфографии, проведённой по предложению Академии наук России, с 1918 года приставки, оканчивающиеся на з, стали писать по фонетическому принципу.
3.4. Выполнение проверочной работы в перфокартах. (взаимопроверка)
Если учащиеся во всех словах верно определил выбор согласных, то при проверке, объединив все правильные ответы, получится код. В данном случае - цифра 5:
3.5. Вставьте подходящие по смыслу слова.
Распространяемое слово должно иметь приставку на -з/-с или одновариантную приставку с-.
1) Мир строит - война... (разрушает). 2) Умел ошибиться, сумей и ... (исправиться). 3) Маленькое дело лучше большого. . .(безделья). 4) Море веслом ...(не расплещешь). 5) В умной беседе ума набраться, в глупой свой...(растерять). 6) Глупый осудит, а умный...(рассудит). 7) Береги платье снову, а честь...(смолоду). 8) Рыбак рыбака видит...(издалека). 9) Огонь тушат пока ...(не разгорелся). 10) За один раз дерева ...(не срубишь). 11) Из одной муки хлеба.. .(не испечешь). 12) Маслом каши ...(не испортишь). 13) Каждый цветок в свое время. .. (распускается). 14) Правду цепя ми ... (не скрутишь). 15) От малой искры Москва... (сгорела).
3.6. Замените развернутые определения понятий синонимами, состоящими из одного слова. (работа у доски 1 учащегося)
Сообщение, уведомление о чем-нибудь… (извещение)
Тревожное состояние, волнение… (беспокойство)
Ростки хлебных злаков показавшихся из-под земли… (всходы)
Тихая погода, полное отсутствие ветра… (безветрие)
Книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы …(сборник)
Момент разлуки… (расставание)
Избавление от недугов, ран… (исцеление)
Половодье… (разлив)
Очень мелкий, моросящий дождь… (изморось)
Отсутствие, нарушение порядка… (беспорядок)
Итог урока.
Назовите типы приставок.
От чего зависит правописание двухвариантных приставок?
Д/З: Повторить тему: «Правописание приставок пре-, при-».
Типы приставок в русском языке:
Одновариантные Двухвариантные Смысловые Пишутся по морфологическому Приставки на з- и с- Приставки пре-, при- принципу (единообразно, пишутся по фонетическому пишутся в зависимости от независимо от произношения) принципу: перед звонкими смысловых значений. об-, от-, над-, под-, пред-, в-, на-, пишется з, перед глухими с. по-, за-, о-, пере-, у-, до-, вы-, с-. В приставках раз- (рас-), Приставка с- неизменная, роз- (рос-) гласная пишется хотя в составе слов по фонетическому принципу: произносится по-разному. в ударном положении – о, В словах здесь, здание, в безударном – а здоровье, ни зги буква з Исключение: розыскной . является корневой. Запомните написание слов
расчет , расчесть , но: рассчитать
(перед чит- пишется два с,
перед чет- - одно с,
кроме бессчетный).
Рабочий лист учащихся.
Тема занятия: «Правописание приставок»
1. Вставьте пропущенные согласные.
Бе…болезненный, ра…лагать, и…ключить, р…зыщу, бе…цензурный, …десь, и…пытать, во…горится, и…водишь, ра…щедрился, бе…жизненный, …жечь, ра…четливый, р…..пись, …дравница, в…дрогнул.
2. Выполнение проверочной работы
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
3. Вставьте подходящие по смыслу слова. Распространяемое слово должно иметь приставку на -з/-с или одновариантную приставку с-.
1) Мир строит - война............................2) Умел ошибиться, сумей и ….………… 3) Маленькое дело лучше большого ………………... 4) Море веслом …………………… …. 5) В умной беседе ума набраться, в глупой свой…………........... 6) Глупый осудит, а умный …………………. 7) Береги платье снову, а честь ……….......... 8) Рыбак рыбака видит ….…………… 9) Огонь тушат пока …….. 10) За один раз дерева …..…………. 11) Из одной муки хлеба ……………...12) Маслом каши ………………… 13) Каждый цветок в свое время ………..……….. 14) Правду цепя ми ……………..…… 15) От малой искры Москва …………….….
4. Замените развернутые определения понятий синонимами, состоящими из одного слова. Слова должны иметь приставку на -з/-с или одновариантную приставку с-.
Сообщение, уведомление о чем-нибудь…………………..…
Тревожное состояние, волнение…
Ростки хлебных злаков показавшихся из-под земли……………………...
Тихая погода, полное отсутствие ветра………………………
Книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы …………….
Момент разлуки……………………….
Избавление от недугов, ран…………………………
Половодье……………………
Очень мелкий, моросящий дождь…………………………….
Отсутствие, нарушение порядка……………………………….
Домашнее задание: Повторить тему: «Правописание приставок пре-, при-».
Пояснительная записка
На данную тему в рабочей программе отводится всего два часа. За это время необходимо повторить, систематизировать, закрепить и обобщить ранее изученный материал. Для этого выбрана нестандартная форма урока – урок- презентация, что позволяет оживить процесс обучения, заинтересовать студентов конечным результатом и реализовать поставленные цели.
Для активизации внимания и мыслительной деятельности студентов в начале занятия проводится игра на 5 минут. Студенты должны подбирать слова, начинающиеся и заканчивающиеся на согласный звук, парный по глухости – звонкости, эта игра пригодится в процессе урока при написании приставок. Объяснение темы проходит при просмотре презентации, подготовленной студентом, с записью основных положений. Упражнения для закрепления материала подготовлены преподавателем и даются также в виде презентации и раздаточного материала для каждого студента.
В конце урока обучающимся предлагается индивидуальная работа: решение тестовых заданий с целью контроля знаний по теме и подготовки к сдаче ЕГЭ.
Тема урока: «Правописание приставок».
Цели: Обобщение и систематизация знаний по теме, закрепление норм правописания, развитие умений использования в речи лексических единиц, воспитание интереса и любви к русскому слову.
Тип урока: комбинированный.
Метод: урок- презентация
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, для каждого студента раздаточный материал: упражнения из презентации и тестовые задания по типу ЕГЭ на тему «Приставки».
План урока:
1. Организационный момент, игра.
б) Устный опрос
3.Работа по теме: а) лекция – визуализация с записью основных положений и выполнение тренировочных упражнений
б) индивидуальная работа с тестовыми материалами по типу ЕГЭ.
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов.
1. Организационный момент: приветствие, объявление темы, выявление целей.
Для активизации внимания и мыслительной деятельности студентов проводится игра на 5 минут. Студенты должны подбирать слова, начинающиеся и заканчивающиеся на согласный, парный по глухости – звонкости.
Образец – Друг – кот – долг – клюв - флаг – и т.д.
2. Проверка домашнего задания.
а) Взаимопроверка письменного упражнения под руководством преподавателя.
б) Устный опрос
Что называется приставкой?
Для чего нужны приставки?
Какие группы приставок вы знаете?
3.Работа по теме:
а) Просмотр презентации и запись основных положений
Запись конспекта.
В русском языке три группы приставок, у каждой группы – свои законы.
Первая группа – приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения.
Запись конспекта.
Вторая группа приставок пишется в зависимости оттого, перед каким гласным звуком она находится: перед глухим пишем «С», перед звонким – «З».
Запись конспекта .
ПРИ пишем в значении присоединения, приближения, территориальной близости, конечного результата, неполного действия.
Запись конспекта.
ПРЕ пишем в значении ПЕРЕ, очень, сверх, впереди чего-либо.
Б) Работа с материалами по типу ЕГЭ.
4. Домашнее задание.
а) Выучить правила правописания приставок.
б) Самостоятельная работа: От слов, характеризующих вашу профессию, при помощи приставок образовать новые слова.
5. Подведение итогов.
«Правописание приставок» урок-практикум для учащихся 9-11 классов Подготовила: Скороходова Е.Н., учитель русского языка, МКОУ «СОШ №2» г.Щучье Курганской области
Цели урока:
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний в старших классах (9-11)
Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.
1. Систематизация знаний учащихся о правописании приставок, расширение знаний о значениях приставок пре– и при-, о трудных случаях правописания на стыке приставки и корня; о правописании Ъ/Ь знаков после приставок.
2. Развитие интереса к истории языка.
3. Воспитание любви и бережного отношения к русскому языку.
приставочным способом?
1) развесёлый, дошить, подоконник, разрыв
2) утомление, прескверный, сыграть, оргстекло
3) подполковник, накрепко, пригород, навсегда
4) сочувствие, вызывающе, слева, забежать
В каком ряду во всех словах есть приставка?
1) сделать, превалировать, розыск
2) причудливый, природа, изысканный
3) исподлобья, воспылать, контрнаступление
4) объяснить, здоровье, сверхинтересный
В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) пре..писание, о..толкнуть, по..шутить
2) во..кликнуть, бе..жалостный, и..расходовать
3) с..грать, без..нициативный, спорт..нвентарь
4) пр..имущество, пр..тензия, пр..пятствие
В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) бездонный, всмотреться, переувлажнить
2) разбежаться, контратака, израсходовать
3) докрасна, по-русски, подснежник
4) нахлебник, сверхинтересный, подземный
Продолжите ряд:
Постимпрессионизм, постструктурализм…
Контригра, контраргумент…
Конформист, конъюнктура…
Сверхизысканный, сверхновый…
после приставок
Ы/И после приставок
З/С на конце приставок
Приставки пре-/при-
З/С на конце приставок
Пишем З на конце приставки
Пишем С на конце приставки
Перед звонкими согласными и гласными произносим [ з ] и пишем « з »: РАЗ-УЧИТЬ, ИЗ-УЧЕННЫЙ, БЕЗ-ДОННЫЙ.
Внимание!
Перед глухими согласными произносим [ с ] и пишем « с »: РАС-ПИЛИТЬ, ИС-ПИСАТЬ,БЕС-ПАРДОННЫЙ.
! Слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «з».
Приставка С принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ.
Приставки З в русском языке нет!
Ъ/Ь после приставок
- если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я (подъезд, изъявить, инъекция, трансъевропейский )
- в сложных словах с числительными. (двухъярусный, трёхъязычный ).
- НИКОГДА*
После приставки…
После приставки…
* Разделительный Ь пишется внутри слова (но только не после приставки) , перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И
ИСКЛЮЧЕНИЕ составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА)
Приставки пре-/при-
Значения приставки ПРЕ-
- Значение высокой степени действия или качества («очень», «весьма»)
- Близка по значению приставка пере- (то есть, «через», «по-другому»).
Значения приставки ПРИ-
- Близость к чему-либо
- Прибавление, присоединение, приближение
- Неполнота качества или действия
- Доведение действия до конца
- Совершение действия в чьих-либо интересах, усиленное проявление действия
- Сопутствующее действие
Исключения:
1) русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (пр и тязание, пр е льщать, пр е кословить)
2) заимствования (пр е амбула, пр и вилегия, пр и оритет)
Ы/И после приставок
И или Ы: после приставки, заканчивающейся на согласный (если нет – пишем И) → это не сложносокращенное слово (если сложносокращенное – пишем И) → после русской приставки (если нет – пишем И) → не после приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (если после них – пишем И) → это не слово ВЗИМАТЬ (если оно, пишем И) → Ы
Подберите антонимы с приставками пре- и при- :
- Удаляться
- Очень мало
- Отбавлять
- Очень злой
- Уважать
- Отдалять
- Уродливый
- Последующий
Вставьте, где необходимо, Ь или Ъ :
- с...язвить, нав...ючить, нес...ёмные
- об...ятия, в...едливый, пан...европейский
- сверх...естественный, без...ядерный, без..укоризненный
- суб...ективный, с...экономить, без...аварийный
- раз...ём, бар...ер, под...езд
- суб...ядерный, рудопод...ёмный, пред...юбилейный
- нев...ющийся, из...ясняться, об...ять
- Индустриальный
- Искра
- Известный
- Инспектор
- Искусный
Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре- , при- :
Место стоянки судов, исключительное право, глава государства, первенство, подарить, граница, оперная певица, исполняющая первые роли, купить, затруднение, предисловие, вступление к музыкальному произведению, льгота, помеха, легенда, продолжатель, первое представление.
- Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз…грывал жалкую роль палача или предателя… (М.Ю.Лермонтов)
- Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без…нициативным. (Л.Н.Толстой)
- Энергетикам запрещено вз…мать штрафы за перерасход электроэнергии.
- Пора уж под…тожить, Как я живу и как вооружен. (М.Светлов)
- Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез…скусственной красоте. (Л.Н. Толстой)
Б.Пастернаку
Ра…тояния: вёрсты, мили…
Нас ра…тавили, ра…адили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
Ра…тояния: вёрсты, дали…
Нас ра..клеили, ра..паяли,
В две руки ра..вели, ра..пяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не ра..сорили – ра..сорили,
Ра..лоили…
Стена да ров.
Ра..елили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не ра..троили – ра..теряли.
По трущобам земных широт
Ра..овали нас, как сирот.
Который уж – ну который –март?!
Ра..били нас- как колоду карт.
(М. Цветаева)
Хитрая мангуста
Я увесил каюту г..рляндами бананов. Они на веревочках к..чались под потолком. Это для мангуст.
Я выпустил ручную мангусту и она теперь бегала по мне а я лежал пр..крыв глаза. Чуть пр..открыл глаза и вижу что мангуста прыгнула на полку пер..лезла на раму круглого пар..ходного окна покрепче пр..мостилась и глянула на меня. Я пр..таился. Мангуста толкнула лапкой в стену и рама п..ехала вбок. Когда рама пр..близилась к бананам мангуста рванулась прыгнула и обе..ми лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан от..рвался и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Пр..красный..кр..батический прыжок! Я пр..вскочил п..глядеть но мангуста уже бе..пр..рывно возилась под койкой. Через минуту она пр..дстала передо мной с и..мазанной мордой и п..крякивала от удовольствия.