Особый тип склонения. Академия наук сссринститут русского языкарусская грамматика
Эта статья о падежах в русском языке, о типах склонения имен существительных: о том, сколько существует этих типов, по какому признаку существительные делятся на первое, второе и третье склонение, а также о том, существуют ли в русском языке несклоняемые имена существительные.
Падежи в русском языке
Если к имени существительному подставлять различные вопросы, то окончания в нем будут меняться:
- Что у тебя есть? - Телефон (Именительный падеж).
- Чего у тебя нет? - Телефона (Родительный падеж).
- К чему нужно подойти? - К телефону (Дательный падеж).
- Что ты спрятал? - Телефон (Винительный падеж).
- Каким подарком ты доволен? - Телефоном (Творительный падеж).
- О чем эти вопросы? - О телефоне (Предложный падеж).
Изменение окончаний имен существительных в соответствии с функцией, выполняемой существительным в предложении, называется изменением по падежам.
Три типа склонения существительных
Называется склонением.
Как вы, очевидно, поняли из примеров выше, каждый падеж имеет свои окончания. Если вы знаете «любимые» окончания каждого падежа, то не ошибетесь в правильном написании слов.
Но сложность состоит в том, что, например, в винительном падеже слов: крот (крота), тень (тень), солнце (солнце), жена (жену), папа (папу) - разные окончания.
Для того чтобы разобраться во всей этой путанице, ученые разделили все существительные на типы склонения. Существительные одного склонения имеют сходные падежные окончания.
К первому типу склонения существительных относятся слова мужского и женского рода, которые оканчиваются на «-а» и на «-я». Например: старшина, дядя, соня, королева, Витя, Виктория, вина, корова.
Вопросы | Примеры | |
Именительный падеж | Кто? Что? | Палка, лежащая на дороге, мешала всем и каждому. Лиля была очень красивой девушкой с дурным характером. Городской голова объявил заседание открытым. Рохля всех раздражал своим вечным нытьем. |
Родительный падеж | Кого? Чего? | Интересно, где у палки начало? Сын Лили учится на космонавта. У городского головы неожиданно оказался громкий, звучный голос. Одноклассники этого неуклюжего рохли постоянно смеялись над его неудачами. |
Дательный падеж | Кому? Чему? | По палке полз красный муравей. По этому вопросу подойди к Лиле, она поможет. К городскому голове пришли просители. Застенчивому рохле не хватало смелости сделать первый шаг. |
Винительный падеж | Кого? Что? | Виктор задумчиво смотрел на корявую палку. Антон Богомолов очень сильно любил Лилю. Спроси об этом городского голову. Все обижали рохлю. |
Творительный падеж | Кем? Чем? | Мужчина бил кота палкой. Мальчишка восхищался Лилей. Сельчане были недовольны городским головой. Над рохлей смеялись все девчонки. |
Предложный падеж | О ком? О чем? | Что ты нашел в этой палке? Расскажи мне что-нибудь интересное о Лиле. На городском голове надет коричневый костюм. О рохле все забыли. |
Второй тип склонения
В ряды второго склонения входят существительные мужского рода, кроме тех, что оканчиваются на «-а» и на «-я» и существительные среднего рода на «-е», «-о».
Вопросы | Примеры | |
Именительный падеж | Кто? Что? | Солдат четко чеканил шаг. Море потемнело. |
Родительный падеж | Кого? Чего? | У солдата давно не было выходных. В наших краях нет даже самого маленького моря. |
Дательный падеж | Кому? Чему? | К солдату приехала мама. Летом мы с семьей обязательно поедем к морю. |
Винительный падеж | Кого? Что? | Девчонка бросила солдата. Маленький Егорка впервые видел море. |
Творительный падеж | Кем? Чем? | Сержант с солдатом приехали на вокзал. Художник долго любовался морем, не решаясь взяться за кисть. |
Предложный падеж | О ком? О чем? | Что Марианна нашла в этом солдате? Как я люблю купаться в море! |
Третий тип склонения - это существительные женского рода с мягким знаком в конце слова.
Несклоняемые существительные
Имена существительные метро, табло, казино, радио, эскимо, трико, лото, домино, кабаре, пенсне, шоссе, каре, карате, реле, кофе, портье, такси, салями, шасси, пари, жалюзи, кенгуру, меню по падежам и числам не изменяются. Такие существительные называются несклоняемыми.
Падеж | Вопросы | Единственное число | Множественное число |
Именительный падеж | Кто? Что? | Эскимо — мое любимое мороженое. | В холодильнике лежало много эскимо. |
Родительный падеж | Кого? Чего? | В магазине не осталось ни одного эскимо. | У этих эскимо сломались палочки. |
Дательный падеж | Кому? Чему? | Эскимо не хватает сладости. | К пяти съеденным эскимо мальчики добавили пять стаканов лимонада. |
Винительный падеж | Кого? Что? | Очень люблю эскимо. | Папа купил десять эскимо. |
Творительный падеж | Кем? Чем? | Алешка наслаждался эскимо и ничего вокруг себя не замечал. | Жадина хотел обладать всеми эскимо в мире. |
Предложный падеж | О ком? О чем? | Ну, что ты скажешь об этом эскимо? | В этих эскимо не хватает сахара. |
Подавляющее большинство этих существительных заимствованы из других языков.
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Тип урока : урок обобщения знаний.
Цели урока:
учащиеся должны знать : существительные бывают 3– х типов склонения:
- 1 склонения – мужского рода и женского рода с окончаниями -а -я,
- 2 склонения – мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями: -о, -е,
- 3 склонения – женского рода с мягким знаком на конце.
должны уметь :
- определять тип склонения по роду и окончанию в именительном падеже,
- определять тип склонения в любом другом падеже по алгоритму,
- формировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы,
Оборудование : учебник «Русский язык» (автор Рамзаева), тетрадь, предметные картинки овощей, фруктов и ягод, корзинки, презентация к уроку.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент . (1 мин.) Прозвенел звонок для нас, |
|
II Самопроверка домашнего задания по эталону. Упр. 173, стр. 91 .(3 мин.) – Проверьте, так ли вы выполнили домашнее задание. Отметьте значком на полях. + – справился ? – сомневался - – не справился У кого «»? У кого «?»? У кого «-»? |
Дети проверяют домашнее задание по образцу. Дети на полях в тетради оценивают свою работу знаками. Дети поднимают руку. |
III. Актуализация знаний (3 мин) – Ребята, как вы считаете, научились ли вы определять тип склонения имен существительных в именительном падеже и в косвенных падежах? Расскажите, как вы определяете тип склонения существительных. |
Да, научились. |
Какого склонения бывают имена существительные? |
Дети отвечают на поставленные вопросы. 1,2,3 склонения. |
Какие существительные относятся к 1-му склонению? |
К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а -я. |
Какие существительные относятся ко 2-му склонению? |
Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о -е. |
Какие существительные относятся к 3-му склонению? |
К 3-му склонению относятся существительные женского рода с окончанием с мягким знаком на конце. |
Как определить тип склонения существительного в косвенных падежах? |
Чтобы определить тип склонения в другом падеже надо: существительное поставить в именительный падеж, определить род и выделить окончание. |
IV. Поставка учебной задачи (2 мин.) Из всего сказанного, как вы думаете: какое название темы нашего урока? Какие задачи поставите перед собой? |
Тема: 3 типа склонения существительных. Задачи: учиться правильно определять тип склонения; Давать правильные и точные ответы на поставленные вопросы; писать без ошибок слова и предложения; сотрудничать между собой и с учителем. |
V. Работа по теме урока . (20 мин.) 1. Упражнение "Собери в корзину" На доске предметные картинки овощей, фруктов, ягод. – Посмотрите на доску. Что вы видите? Ребята 1 – варианта выбирают существительные 1 склонения и записывают в тетрадь эти слова. Ребята 2-го варианта – работают с существительными 2-го склонения. К доске пойдут два ученика. Для них по корзине. Они будут раскладывать картинки соответственно по типу склонения. Картофель, репа, редька, малина, баклажан, яблоко, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, помидор, редис, морковь, клубника, огурец. |
2 ребенка работают у доски с картинками, раскладывают картинки в корзину по типу склонения, а все остальные работают в тетради по вариантам. |
Давайте проверим, какой "урожай" собрали ребята 1 варианта. Что в корзине у 2 варианта? Что не вошло в корзинки? |
Дети проверяют корзинки ребят, работающих у доски с опорой на экран. |
Почему это существительное стало лишним? |
Слово «морковь». Это существительное 3– го склонения. |
2. Игра "Не ошибись". Я буду вам называть слова с мягким знаком на конце. А вы должны записать существительные 3 -го склонения. За доской работают 2 ученика. Жизнь, фосаль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомоболь, тетрадь, лошадь, конь, лень, день, пень, боль, сушь, тюль. |
Дети самостоятельно записывают существительные. За доской 2 ученика, После окончания работы их проверяют еще два. Взаимопроверка по эталону на экране. Отмечают значком: + – справился, – – не справился. |
Физминутка электронная . (5 мин.) |
|
3. Ребята у доски . Упр. 177 с.93. Спишите, определите склонения существительных. |
К доске выходят ученики, анализируют и выполняют по 1 предложению. |
VI. Тест 10 мин. (2мин. объяснение) Сейчас вы будете выполнять тест, сидя за компьютером. Помните правила поведения. Внимательно читайте задания. |
Самостоятельная работа. |
VII Итог . (2 мин.) Над какой темой мы сегодня работали? Были ли трудности в выполнении заданий? Как считаете, хорошо ли поработали на уроке? Кому еще предстоит потренироваться? Домашнее задание – разноуровневые карточки. 1 уровень на «3». Задание: обозначь склонение имён существительных. Тишина, лошадка, тишь, тетрадка, лето, ночка, тетрадь, утро, тень, тенек, лошадь, зверь, глушь, душ, заводь. 2 уровень – на «4». Задание: обозначь склонение и падеж имён существительных. У дружбы () нет границ, у знаний нет дна. Не красна книга письмом (), красна умом. Золото испытывается огнем, друг – опасностью (). 3 уровень – на «5». Задание: обозначь склонение и падеж зависимых существительных. Составить с данными словосочетаниями распространенные предложения. Рейка из железа (), дорога в деревню (), дверь из кухни (), мост из дерева (), окно в комнату (),трубка из стекла (). |
Обсуждение. |
Склонение – это изменение слова по падежам. Система падежных форм существительных называется парадигмой склонения существительного.
Типы склонений имен существительных в вузовском курсе русского языка отличаются от типов склонения, рассматриваемых в школьном курсе. В вузе, как и в школе, выделяются три субстантивных типа склонения. Различие заключается в порядке нумерации склонений и соответственно в их названиях.
Прежде всего выделяют три субстантивных типа склонения – первое, второе и третье.
По системе научной классификации к первому склонению относятся существительные мужского рода с твердой и мягкой основой и нулевой флексией (океан, зверь )и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е (облако, море).
И. -ø, -о (-е) В. -ø, -о (-е) (неодуш.), -а (-я) (одуш.)
Р. -а (-я) Т. -ом (-ем)
Д. -у (-ю) П. –е
К второму склонению относятся существительные женского рода с окончаниями -а, -я (луна, земля), а также небольшое количество существительных мужского рода с окончаниями -а, -я (дедушка, зайчишка, дядя).
Система окончаний данного типа:
И. -а (-я) В. -у (-ю)
Р. -ы (-и) Т. -ой (-ей)
Д. -е П. –е
К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевой флексией, имеющие основу на мягкий согласный или шипящий (степь, молодежь, ночь).
Система окончаний данного типа:
И. -ø В. -ø
Р. -и Т. -(ь)ю
Д. -и П. –и
Научные и учебные грамматики, помимо трех субстантивных склонений, выделяют адъективное, смешанное и нулевое склонения.
Адъективное склонение – это склонение по типу прилагательных. Субстантивированные прилагательные и причастия изменяются по падежам так же, как они изменялись, будучи прилагательными и причастиями (учительская, мороженое, учащийся).
Система окончаний данного типа:
Ед. число Мн. число
муж. и ср. род ж.р.
И. -ый/-ий, -ой, -ое, -ø -ая, -а/-я -ые/-ие, -и
Р. -ого/-его -ой/-ей -ых/-их
Д. -ому/-ему -ой -ым/-им
В. И.(неодуш.), Р. (одуш.) -ую И. (неодуш.), Р. (одуш.)
Т. -ым/-им -ой/-ей -ыми/-ими
П. -ом/-ем -ой/-ей -ых/-их
Смешанное склонение – это такое склонение, в парадигме которого встречаются (смешиваются) окончания разных склонений.
Традиционно к смешанному склонению относят 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя)и слова путь (м.р.). Их иначе называют разносклоняемыми существительными. При склонении эти слова в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание -и (как в третьем склонении), а в творительном падеже - окончание -ем (как в первом склонении).
И. врем-я путь-ø дит-я
Р. времен-и пут-и дитят-и
Д. времен-и пут-и дитят-и
В. врем-я путь-ø дит-я
Т. времен-ем пут-ём дитят-ей
П. (о) времен-и (о) пут-и (о) дитят-и
К разносклоняемым относится также существительное дитя (ср.р.). Но формы косвенных падежей ед. числа этого существительного воспринимаются как устаревшие, они заменились формами слова ребёнок.
К смешанному склонению следует отнести существительные женского рода на -ия (армия), которые в именительном, родительном, винительном и творительном падежах склоняются по второму субстантивному склонению (типа земля), а в дательном и предложном – по третьему субстантивному склонению (типа степь). К смешанному склонению следует отнести и существительные мужского рода на -ий (планетарий) и среднего рода на -ие (движение), которые во всех падежах, кроме предложного, имеют окончания первого субстантивного склонения, а в предложном падеже – окончание-и (окончание третьего субстантивного склонения).
И. гений-ø станции-я звании-е
Р. гении-я станции-и звании-я
Д. гении-ю станции-и звании-ю
В. гении-я станции-ю звании-е
Т. гении-ем станции-ей звании-ем
П. (о)гении-и (о) станции-и (о) звании-и
Существительные – названия фамилий мужского рода с суффиксами -ин, -ов относятся к смешанному склонению, так как окончания в их парадигме совмещают признаки первого субстантивного склонения (все падежи, кроме творительного падежа), и признаки склонения притяжательных прилагательных (в творительном падеже). Существительные – фамилии женского рода нельзя отнести к смешанному склонению, т.к. парадигма их окончаний полностью совпадает с парадигмой склонения притяжательных прилагательных женского рода. Это адъективное склонение.
И. Ростов-ø (Николай) Ростов-а (Наташа)
Р. Ростов-а (Николая) Ростов-ой (Наташи)
Д. Ростов-у (Николаю) Ростов-ой (Наташе)
В. Ростов-а (Николая) Ростов-у (Наташу)
Т. Ростов-ым (Николаем) Росто-вой (Наташей)
П. (о) Ростов-е (Николае) (о) Ростов-ой (Наташе)
При употреблении таких существительных в формах множественного числа все падежи, кроме именительного, имеют окончания прилагательных:
И. Ростов-ы В. Ростов-ых
Р. Ростов-ых Т. Ростов-ыми
Д. Ростов-ым П. (о) Ростов-ых
Существительные – названия городов и сел такого же типа склоняются полностью по образцу 1-го склонения: под Ростовом , под Бородином.
Нулевое склонение как особый тип склонения выделил А.А.Зализняк и отнес к этому типу неизменяемые имена существительные. Традиционно эта группа слов определяется как слова несклоняемые. Однако поскольку неизменяемые существительные типа пальто, метро, кино могут употребляться с предлогами, т.е. образуют предложно-падежную форму, которая служит для выражения падежных значений (около метро, в пальто, о кино), а падежные значения этих слов (купил пальто, пригласил в кино) могут быть выражены синтаксически, постольку выделение нулевого склонения представляется вполне оправданным.
В русском языке существует особая группа существительных, не имеющая показателей типа склонения. К этой группе относят существительные pluralia tantum (ворота, ножницы, духи), которые имеют форму только множественного числа, не имеют показателей категории рода и склоняются во множественном числе. Отсутствие формы единственного числа и категории рода не даёт возможности определить и тип склонения.
В зависимости от твердости/мягкости конечных согласных основы различаются твердая и мягкая разновидности склонений: дуб, сын – конь, зверь; стена, рыба – дыня, соня; мышь – ночь (в 3-м скл. твердая и мягкая разновидности характерны лишь для существительных с основой на шипящие).
Существительные с основой на г, к, х, шипящие и ц относятся к смешанному типу склонения: нога – ноги, полк - полки, сноха – снохи, нож - ножи, ключ – ключи, пальцы – пальцев.
Типы склонения строго различаются только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе различия между типами склонения четко не выражены, а дательном, творительном и предложном падежах вообще отсутствуют.
У существительных твердого склонения в дательном и предложном падежах единственного числа конечные согласные основы смягчаются: стране, о стране.
Все типы склонений в Д., Т., П. падежах множественного числа имеют одинаковые флексии. Формы И., Р., В. падежей имеют свои особенности.
Система окончаний множественного числа:
И. -и (-ы), -а, -е В. = И.(неодуш.), Р. (одуш.)
Р. -ø, -ов (-ев), -ей Т. -ами/-ями
Д. -ам/-ям П. -ах/-ях
При склонении существительных в форме множественного числа последовательно выражается одушевленность/неодушевленность, тогда как в единственном числе одушевленность выражается только у существительных мужского рода 2-го склонения (любить книги – любить сестер, увидеть города – увидеть братьев, увидеть окна – увидеть чудовищ, увидеть степи – увидеть мышей).
Открытый урок в 4 классе "Б"
Дата: 17. 10. 2017 г.
Предмет: русский язык
Тема: Три типа склонения имён существительных.
Цель:
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия типы склонения имён существительных;
Создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умение анализировать познавательный объект;
Создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой, парной, индивидуальной и фронтальной работы.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Структура урока:
Организационный момент – 1 мин
Минутка чистописания - 2 имнуты
Актуализация знаний- 5 мин
Постановка учебных задач – 1мин
Решение задач -15 мин
Физминутка - 2 мин
Практическая работа -10 мин
Итог урока. Рефлексия- 3 мин
Домашнее задание. -1 мин
Ход урока.
1. Орг.момент: психологический настрой (игра "Добрый день!") 1 мин
* Добрый день всем девчонкам! (машут рукой)
* Добрый день всем мальчишкам!
* Добрый день всем, кто любит свою Родину!
* Добрый день всем, кому нравится сегодня погода за окном класса!
Настроение каково?
Все такого мнения?
Все без исключения!
Тогда мы можем начинать, присаживайтесь.
2. Минута чистописания: а) оформление записи в тетрадях: 2 мин
Семнадцатое октября.
Классная работа.
б) прописать буквы Дд, Гг
в) Какое слово будем писать узнаете, если восстановите стихотворение.
На помощь придёт,
Плечо, как всегда подставит.
Для отговорок слов не найдёт
И от проблем избавит.
Отгадка (4 буквы, первая и последняя есть в минутке чистописания)
Какая орфограмма встретилась в слове друг?
Пропишите это слово.
3. Актуализация знаний: а) фронтальный опрос: 5 мин
Что вы можете сказать о слове "друг" с точки зрения морфологии? (Друг - это имя существительное)
Докажите свое утверждение.
Что такое имя существительное?
б) групповая работа с кластером.
Вспомните и впишите грамматические признаки имени существительного в прямоугольники
бывает ______
бывает ______
изменяется по
изменяется по
роль в предложении
бывает _____,
имя существительное
г) работа с листом оценивания:
6 правильных признаков - "5" баллов
5 названных признаков - "4" балла
4 - "3" балла
менее 4 - "2" балла
3. Постановка темы и целей: а) фронтальный опрос: 1 мин
Глядя на кластер, скажите, всё ли мы знаем про имя существительное?
Скажите, как иначе можно назвать изменение имён существительных по падежам? (склонение)
Охарактеризуйте слово "друг" как часть речи (имя существительное, одушевлённое, ед.ч., м. р.)
Как вы считаете, это существительное склоняемое или несклоняемое?
Можете ли вы определить, какого именно склонения данное существительное? (нет)
Почему? (не знаем по каким признакам это делать)
Сделайте вывод, что мы должны узнать на уроке, чему научиться?
4. Изучение нового материала: а) работа в парах. 15 мин
Прочитайте слова. Найдите в них общее.
Красота, героизм, смелость, воля, эгоизм, терпение, жадность, мужество, честность.
Что означают эти слова? (качества человека). Все ли они положительные?
Разделите данные имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу:
окончание -а,-я | окончание | окончание -о,-е | окончание |
|
Кто сидит слева выделяет окончание, кто справа - определяет род. Затем вместе заносят в таблицу.
б) самопроверка и самооценка:
Назовите существительные, которые вы отнесли к 1 группе.
Назовите существительные, которые вошли во 2 группу.
Какие слова составили 3 группу?
"5" баллов, если нет ошибок
"4" балла - 1 ошибка
"3" балла - 2-3 ошибки
"2" балла - более 3 ошибок
в) фронтальный опрос:
По каким признакам вы группировали существительные? (по их роду и окончанию)
С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имени существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения (появляется возле каждой цифры слово "склонение")
Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 и 3 склонению?
Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного в единственном числе, в именительном падеже?
Можно ли сразу определить склонение имени существительного в косвенном падеже?
г) работа в группах: составьте алгоритм определения склонения имени существительного в косвенном падеже в предложении: В человеке всё должно быть прекрасно. (надо поставить это существительное в именительный падеж, узнать его род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение существительного)
5. Физминутка. "Спортивная зайка" 2 мин
6. Закрепление пройденного материала 10 мин
Задание 1.
Прочитай слова. Распредели по типу склонения в три столбика (работа по цепочке по 1 слову).
У: Пользуемся алгоритмом.
Доброта, внимание, скромность, справедливость, отвага, уважение, дружба, мир, щедрость, любовь, ласка, сочувствие, забота, мужество, чуткость.
У: Мы записали много слов обозначающих положительные качества человека. Будьте и вы добры к окружающим вас людям.
Задание 2.
К данным словам, подберите антонимы, напишите, определите склонение (индивидуальная работа)
У: Что такое антонимы? (слова противоположные по смыслу)
Злость - … (доброта)
грубость - … (вежливость)
жадность - … (щедрость)
У: Я бы хотела, чтобы по жизни вас сопровождали такие слова, как доброта, вежливость, щедрость.
Оценка по критериям:
1. Орфографически - правильно записаны все слова - 1 балл
2. Правильно записаны все антонимы - 2 балла (если не все - 1, не справился - 0)
3. Правильно определены типы склонений - 2 балла
Суммируйте все баллы, поставьте оценку за эту работу в лист оценивания.
7. Итог урока.
Какую цель ставили на уроке?
Достигли ли мы её?
Я придумала для вас сложное задание, чтобы это проверить. Попробуйте выяснить, слово, какого склонения я задумала, задав мне только один уточняющий вопрос.
а) Я задумала слово с нулевым окончанием в именительном падеже (это слово мужского или женского рода?)
б) Я задумала слово мужского рода (это слово с окончанием –а или –я в начальной форме?)
в) Я задумала слово женского рода (у этого слова нулевое окончание в именительном падеже?)
Учащиеся задают вопросы, делают выводы.
Может быть у вас возник вопрос, для чего нам необходимо знать склонение имён существительных?
Об этом мы узнаем на следующем уроке.
8. Оценивание.
Посчитайте все баллы по листу оценивания.
Вид задания | ||
Составление кластера | ||
Работа по таблице | ||
Подбор антонимов и определение склонения | ||
15-14 баллов -"5"
13-12 баллов -"4"
11-9 баллов- "3"
9. Д/З стр. 51 упр. 135
Типы склонения имен существительных различаются в современном русском языке только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе эти различия почти отсутствуют.
В современном русском языке выделяется три основных типа склонения имен существительных.
К первому склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме небольшого количества существительных на -а, -я: дедушка, сынишка, дядя, Ваня, например: стул, конь, герой, гараж, делец, подмастерье, домишко и др., и имена существительные среднего рода, например: окно, горе, копье, сукно и др.
Ко второму склонению относятся все имена существительные женского, мужского и общего рода на -а, -я, например: вода, сакля, струя, юноша, Боря, сирота и др.
К третьему склонению относятся все имена существительные женского рода на мягкий согласный и на ж, ш, например: дань, мякоть, пустошь, рожь и др.
В первом и втором склонениях различается склонение на твердую основу и на мягкую основу, кроме того, в первом склонении различается склонение имен существительных мужского рода и имен существительных среднего рода.
Вне этих трех типов склонений находится десять имен существительных на -мя (имя, знамя, семя, темя и другие) и слово путь.
Субстантивированные (лат. substantivum - существительное, см. § 139) прилагательные, т.е. прилагательные, полностью или частично перешедшие в разряд существительных, сохраняют склонение имен прилагательных (гончая, вестовой, портной, раненый и т.д.).
В пределах одного типа (или подтипа) склонения каждый падеж, как правило, имеет одно окончание, общее для всех слов, входящих в этот тип. Однако в некоторых случаях наблюдаются колебания в использовании определенных падежных окончаний.
Примечание . Для выяснения различий в падежных окончаниях единственного числа имен существительных порядок рассмотрения по выделяемым типам склонений особого значения не имеет. В данном учебнике за основу взяты родовой и словообразовательный принципы, т.е. вслед за работами В.А. Богородицкого, А.А. Шахматова, «Грамматики русского языка» АН СССР (1953) и ряда вузовских пособий первым выделено склонение имен существительных с так называемым нулевым окончанием и существительных среднего рода на -о, -е.
В научных исследованиях современных лингвистов (например, А.А. Зализняка, В.А. Плотниковой-Робинсон, И.Г. Милославского и др.) склонение рассматривается как формально обобщенная категория, присущая всем частям речи, изменяющимся по падежам. Поэтому в подобных работах выделяются три основных типа: 1) субстантивное (склонение существительных, местоимений-существительных и количественных числительных); 2) адъективное (лат. adjectivum - прилагательное, т.е. склонение прилагательных, порядковых числительных, субстантивированных прилагательных и причастий и собственно причастий); 3) смешанное (местоимений-существительных он, она, оно, они; местоимений-прилагательных, собирательных и неопределенно-количественных числительных (см.: Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. М., 1967; Грамматика современного русского литературного языка. М., 1980; и др.).
Первое склонение
На падежные окончания имен существительных мужского и среднего рода (за исключением слов мужского рода на -а, -я) влияют окончания основы существительных (твердый, мягкий и смешанный варианты склонения), одушевленность и неодушевленность.
Особенности первого склонения имен существительных
Единственное число
Родительный падеж . Наряду с окончанием родительного падежа единственного числа -а, -я, неодушевленные существительные мужского рода имеют окончание -у, -ю, которое вносит в значение падежа дополнительные оттенки - части (у вещественных существительных): стакан чаю (но сбор чая), килограмм сахару (но цена сахара); неопределенной множественности (у существительных собирательных и отвлеченных): много песку, мало народу, много шуму.
Окончание -у, -ю могут иметь существительные с предлогами с, из, без (причем иногда предлог перетягивает на себя ударение), в отдельных устойчивых сочетаниях и в конструкциях с отрицанием: из носу, с полу, отроду, без спросу, спору нет, ни слуху ни духу, задать перцу, с глазу на глаз и т.д. В некоторых случаях выбор окончания зависит от значения: из дому (из своего дома), из дома (из любого дома), из лесу (место), из леса (материал).
Эти же существительные в сочетании с согласованным определением обычно имеют окончания -а, -я, стакан крепкого чая; много мишурного блеска; из дальнего леса. При возможности употребления с одинаковым значением обоих окончаний формы с окончанием -у, -ю имеют разговорный или устарелый характер: нет простора и нет простору; без спроса и без спросу; подали свежего творога и подали свежего творогу.
Творительный падеж
1. Имена существительные с основой на твердые шипящие (ж, ш) и на ц склоняются по твердому варианту склонения. При ударении на основе они имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ем, сто рожем, ма ршем, па льцем, щу пальцем, око нцем, пла тьицем и др., при ударении на окончании имеют -ом: ужо м, ершо м, лицо м, словцо м и др.
2. Существительные с основой на мягкие шипящие ч и щ склоняются по мягкому варианту склонения, но при ударении на окончании в творительном падеже единственного числа оканчиваются также на -ом: тягачом, плющом.
3. Название населенных пунктов на -ов, -ев, -им, -ын, -ово, -ево, -то, -ыно, образованные по типу притяжательных прилагательных, склоняются по твердому варианту склонения существительных и имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом: городом Киевом, городом Харьковом, городом Бородином и др.
4. Мужские русские фамилии на -ов (-ев), -ев, -ин (-ын) в творительном падеже единственного числа оканчиваются на -ым, как и притяжательные прилагательные на -ов, -ин: Петровым, Некрасовым, Птицыным. По этому же типу склоняются отдельные русские фамилии, являющиеся иноязычными по своему происхождению, например: Фонвизиным, Карамзиным.
Мужские иностранные фамилии на -ов, -ин в творительном падеже единственного числа оканчиваются, как и существительные, на -ом: Вирховом, Эльмаром, Грином.
Предложный падеж
1. Имена существительные мужского и среднего рода обычно оканчиваются на -е (столе, окне, отце). Однако некоторые неодушевленные существительные мужского рода (как правило, с односложной основой и с ударением на окончании) имеют еще параллельное окончание -у, -ю. Это окончание встречается после предлогов в и на с различными обстоятельственными значениями (при этом наблюдается перенос ударения на окончание): времени - во втором часу , в 1800-м году ; места - на мосту , на краю , на носу , в строю , в лесу ; состояния - в бреду , в цвету , на лету , на ходу . То же окончание встречается в ряде устойчивых сочетаний: не остаться в долгу , хлеб на корню , жить в ладу . Эти же существительные, если они не выражают обстоятельственных значений, имеют окончание -е (при этом ударение падает на основу): гулять в лесу, но играть в «Лесе» Островского. В некоторых случаях различие окончаний связано с изменением значений: на дому (у себя дома), на до ме (на наружной части любого дома); на весу (в висячем положении), на ве се (в отношении веса); в цвету (во время цветения), в цве те лет (в лучшую пору жизни).
В ряде случаев употребительны оба окончания без изменения значения: в цехе и в цеху, в отпуске и в отпуску, в тифе и в тифу, в стоге и в стогу, на холоде и на холоду, однако в этих случаях формы с окончанием -у, -ю более свойственны разговорной и профессиональной речи.
2. Существительные с основой на «йот» (j) и предшествующим гласным и (гений) в предложном падеже единственного числа оканчиваются на -и (о гении). То же в среднем роде: о здании.
3. Существительные на «йот» (j) с предшествующим согласным (питье, ущелье, взморье и т.д.) независимо от ударения имеют окончание -е (о питье, об ущелье, на взморье). Исключение составляет слово забытье: о забытье, но в забытьи.
Множественное число
Именительный падеж
1. Существительные мужского рода обычно оканчиваются на -ы, -и (столы, рули). Однако во многих словах имеется окончание -а, -я (ударное): бока , глаза , берега , дома , леса , города , мастера , учителя и т.д. Окончание -а, -я - явление продуктивное для современного русского языка. Но по нормам литературного языка оно возможно (как правило) у слов, имеющих в единственном числе ударение не на последнем слоге: профе ссор - профессора , учи тель - учителя , дире ктор - директора . Окончание -ы имеют иноязычные слова с ударяемыми суффиксами -ер и -ёр: офице р - офице ры, инжене р - инжене ры, шофёр - шофёры и т.д.
В незначительном количестве случаев допустимы обе формы: во зы - воза , то поли - тополя , о тпуски - отпуска и некоторые другие. В ряде слов различие окончаний связано с различием значений: хле бы (печеные изделия) - хлеба (колосья злака), счёты (приспособление для счета, только множественного числа) - счета (документы), про воды (провожание, только множественного числа) - провода (электрические), цветы (множественное число от слова цветок) - цвета (краски), о рдены (рыцарские или монашеские объединения) - ордена (знаки награды), то ны (звуки сердца, кишечные тоны и т.д.) - тона (о цвете), ла гери (какие-либо группировки, течения) - лагеря (временная стоянка туристов, пионеров и т.д.) и др.
2. Слова на -анин (-янин) в единственном числе образуют множественное число (во всех падежах) без суффикса -ин; в именительном падеже - окончание -е или -ы: горожане, крестьяне, бояре, болгары, татары. Слова на -ёнок (-онок) в единственном числе образуют множественное число без этого суффикса, но с суффиксом -ят- (-от-) и с окончанием -а: телята, козлята, медвежата.
3. У слов среднего рода обычное окончание -а, -я: окна, яйца, поля, известия. У незначительного количества слов (у слов с основой на -к и ударением на основе) окончание -и: яблоки, зёрнышки (окончание -а сохраняют слова войска и облака); окончание -и имеют также отдельные слова: уши, плечи, очи, очки.
4. В некоторых словах мужского и среднего рода множественное число (во всех падежах) осложняется суффиксальным «йотом» (j), после которого в именительном падеже существительные оканчиваются на -и (-я): братья, колосья, мужья, звенья; слова сын и кум имеют суффикс -oвj-: сыновья, кумовья. Формы множественного числа без суффиксов для слов сыны (сыны Родины) и мужи (мужчины) свойственны речи торжественной.
5. Пренебрежительные, ласкательные и увеличительные имена существительные мужского рода на -ишко, -ушко, -ище (домишко, хлебушко, домище) в единственном числе склоняются по типу существительных среднего рода (окно, вещество). Однако в именительном падеже множественного числа (и сходном с ним винительном) эти существительные оканчиваются на -и (вместо обычного -а): домишки, садищи, домищи и т.д.
Родительный падеж
1. У имен существительных мужского рода с основой на твердый согласный и «йот» (j) основное окончание - -ов, -ев (столов, плодов, героев, пальцев).
2. Слова с основой на мягкий согласный и на шипящие имеют окончание -ей: коней, ключей, ножей.
3. Существительные на -ане, -яне и -ата, -ята имеют нулевое окончание: крестьян, граждан, лютеран, армян, медвежат, козлят, ребят. Нулевое окончание имеют также слова: глаз, чулок, сапог, волос, солдат, драгун, аршин, турок, болгар, грузин, цыган, осетин и некоторые другие. Употребление этих слов в разговорной речи с окончанием -ов не соответствует литературной норме; отступлением от литературной нормы является и нулевое окончание в таких словах, как апельсин, мандарин (вместо правильного апельсинов, мандаринов).
4. Имена существительные среднего рода обычно имеют нулевое окончание: окон, сёл, дел, плеч, училищ, заявлений, занятий, течений и другие. Несколько слов (море, поле, око, ухо) имеют окончание -ей: морей, полей, очей, ушей.
5. Отдельные существительные среднего рода с основой на ц (если ц стоит после твердого переднеязычного согласного) имеют безударное окончание -ев: боло тцев, око нцев, коле нцев, копы тцев, кру жевцев и др. Некоторые существительные имеют нулевое окончание: блю дец, полоте нец, зе ркалец, щу палец, коры тец и т.д. Существительное яйцо имеет форму яиц.
6. Существительные мужского рода на «йот» (j) с предшествующим и (гений, пролетарий) в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ев (гениев, пролетариев).
7. Имена существительные среднего рода с основой на «йот» (j) имеют в родительном падеже множественного числа форму с нулевым окончанием со вставкой гласного и: копий, побережий, житий и т.д. Несколько имен существительных среднего рода, а также существительное мужского рода подмастерье в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ев: платьев, звеньев, перьев, поленьев, низовьев, верховьев, подмастерьев. Окончание -ёв имеет существительное остриё - остриёв.
8. Имя существительное ружье имеет в родительном падеже множественного числа нулевое окончание с беглым е: ру жей.
9. Существительные среднего рода с суффиксом -ик- и слова облако, очки в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ов: плечиков, колесиков, облаков, очков.
Второе склонение
Во втором склонении так же, как и в первом, в зависимости от окончания основы выделяются твердый, мягкий и смешанный варианты склонения.
Похожая информация.