Омонимы синонимы антонимы паронимы типология и выразительные возможности. Синонимы
Синонимы и антонимы, омонимы и паронимы - сколько сложных терминов в русском языке. Однако на самом деле они не очень-то сложны, особенно если разобраться на примерах.
Давайте же выясним, что такое эти загадочные термины.
Синонимы
Синонимы - это слова, которые имеют одинаковое или очень схожее лексическое значение, но пишутся и звучат совершенно по-разному. Как правило, синонимы принадлежат к одной и той же части речи. Используются синонимы для придания речи выразительности, во избежание тавтологии. Например, синонимами слова "красный" будут слова алый, багряный, багровый, кровавый и т.п.
Антонимы
Антонимы - это слова, которые имеют прямо противоположные лексические значения. То есть, по сути, антонимы - это синонимы наоборот, однако также как и синонимы, они обычно принадлежат к одной и той же части речи. Примеры антонимов - "правда" - "ложь", "жадный" - "щедрый", "смеяться" - "плакать", "правый" - "левый".
Омонимы
Омонимы - это слова, которые имеют различное значение, но одинаковы по звучанию и написанию. Омонимы бывают абсолютные (когда совпадают все формы слов) и частные (некоторые формы слов расходятся). Так, например, слова "наряд (одежка)" - "наряд (распоряжение)", "ключ (источник)" - "ключ (то, чем мы открываем дверь)" - это полные омонимы. А вот слова "ласка" (животное) - "ласка" (проявление нежности) частичные омонимы, поскольку формы родительного падежа множественного числа этих слов различаются ("ласок - ласк").
Есть также омонимы грамматические - слова, которые совпадают по написанию и звучанию только в отдельных формах. Примером таковых является глагол "тереть" и числительное "три", они совпадают только в двух формах: "к трем часам" - "трем морковь", "три апельсина" - "три тщательнее".
Паронимы
Паронимы - это слова, которые сходны по звучанию, однако различны по смыслу. Паронимы довольно часто путают. Особенную "вредность" несут в себе паронимы для изучающих иностранные языки, так например, английские слова live (жить) и leave (покидать) имеют совсем разный смысл, а по звучанию отличаются лишь по долготе гласной, и это явление весьма непривычное для русского человека.
Различают корневые, аффиксальные и этимологические паронимы.
- Корневые паронимы имеют разные корни, а их сходство чисто случайно, примерами таковых являются слова - "экскаватор" - "эскалатор", "костный" -"косный".
- Аффиксальные паронимы имеют общий корень, однако за счет суффиксов - различное значение, например: "экономичный - экономический", "кровавый-кровный", "адресат" - "адресант".
- Этимологические паронимы - это слова, которые заимствованы различными путями несколько раз из других языков. К примеру, слово "проект" из латинского и "прожект" из французского.
Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
(УМК «Школа России)
Тип: повторение изученного материала
Цель:
Планируемые результаты
Предметные:
Метапредметные:
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока
Высказывать и обосновывать свое мнение
Осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками
Сличать способ действия и его результат с эталоном
Личностные:
Уважительно относиться к русскому слову
Межпредметные связи: чтение(обогащение словарного запаса)
Ресурсы урока: учебникКанакина «Русский язык», ч. 1; презентация, словарь синонимов, антонимов.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
С домашним заданием возникли у кого-нибудь трудности? Объясните мне лексическое значение слов: капель, проталина, метель.
Чистописание. Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в Лексическое царство , где живут все слова русского языка.
А прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сделаем небольшую разминку. Запишем заглавную и строчную буку Ц, и соединения…
И место, куда мы отправляемся в путешествие… Лексическое царство.
На одной из улиц этого большого царства стоит дом в три этажа. Взгляните на него.(слайд) Кто же живёт в этом доме? На первом этаже расположились слова-друзья, на втором – слова-спорщики, а третий этаж заняли слова-близнецы.
Понятно ли вам, о каких словах идёт речь?
Конечно, непонятно, потому что в Лексике эти группы слов имеют научные названия:
VI . Самоопределение к деятельности
-Попробуйте сами угадать о каких словах идёт речь?
Послушайтеотрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)
Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)
Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Это дятел.Враг – друг)
Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)
Отгадайте следующую загадку?
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)(слайд 4)
Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения). Какие?
Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)
Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)
Давайте посмотрим, правильно ли мы назвали слова?
Определите сами тему урока ()и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)
Именно с синонимами, антонимами и омонимами мы будем работать сегодня на уроке. Во время работы на уроке мы (слайд)
вспомним, какие слова относятся к синонимам, антонимам, омонимам;
выясним, для чего мы используем в своей речи синонимы, антонимы и омонимы;
познакомимся со словарями синонимов и антонимов, научимся распознавать омонимы в толковом словаре.
Мотивация: ребята, а кто может сказать, для чего мы изучаем синонимы, антонимы и омонимы? (в течении урока мы ответим на этот вопрос)
Работа по теме урока
Итак, идём в гости к словам-друзьям.
А познакомиться нам поможет следующее задание.
Задание
Прочитайте текст.
Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.
Обратите внимание на выделенные слова. В тексте повторяется одно и то же слово “старый”.
Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? А вы в своей речи употребляете часто одно и тоже слово?
Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов.
Чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов нужно использовать синонимы. Синонимы обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.
Синонимы – слова одной части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
Например : вьюга, метель, пурга; смелый, отважный, храбрый.
Вернёмся к тексту. Попробуйте подобрать синонимы к слову «старый».
Подобрать синоним к слову поможет словарь синонимов русского языка. Помним, что все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов-синонимов, их толкование и примеры из литературных произведений.
(показать словарь синонимов)
Давайте выберем наиболее подходящие синонимы к тексту.
Давний, старинный, ветхий, древний.(написать на доске слова)
Откорректируйте текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его.
Проверь себя
Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях, а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше.
Задание “Найди друга”
Ребята, слова-синонимы вышли на прогулку. Но в Царстве Лексики столько всего интересного и занимательного, что друзья не заметили, как потерялись. Давайте поможем словам найти своих близких по значению друзей. К словам левой колонки подберите синонимы из правой колонки.
алфавит
огонь
опрятный
багаж
прыгать
бросать
сила
лес
оглавление
аккуратный
бор
мощь
скакать
азбука
содержание
пламя
вещи
кидать
Проверь себя
алфавит – азбука
огонь – пламя
опрятный – аккуратный
багаж – вещи
прыгать – скакать
бросать – кидать
сила – мощь
лес – бор
оглавление – содержание
Ну вот, все друзья нашли свою пару - синоним, поэтому самое время познакомиться с группой слов, которая разместилась на втором этаже. Это слова-спорщики. Они всё время о чём-то спорят: одни говорят, что сейчас зима, а вторые утверждают, что лето, третьи доказывают, что всё кругом белым-бело, а четвёртые уверяют, что черным-черно.
Как вы думаете, как такие слова называются в Лексике?
Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по значению.
Например: зима – лето, белый – чёрный, идти – стоять.
Задание
Выразительно прочитайте стихотворение. Выпишите антонимы.
ЯБЛОКО
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.
В этом стихотворении антонимы: низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий.
Работа со словарём
При затруднении подобрать слово с противоположным значением, найти образное противопоставление вам поможет словарь антонимов русского языка. Каждая словарная статья представляет собой пару антонимов.
Сказать - смолчать, промолчать. Антонимические пары расположены в словаре по алфавиту первого слова.
Сказать – выражать в речи какие-либо мысли, мнения, быть активным в разговоре.
Промолчать – не проявлять, не выражать своих мыслей, чувств, мнение, быть пассивным в разговоре.
Также приведеныпримеры из литературных произведений.
Задание
Подберите антонимы к следующим словам, используя словарь антонимов.(в учебнике или сами)
Проверь себя!
Грязный – чистый
Высокий – низкий
Зима – лето
Тяжёлый – лёгкий
Чёрный – белый
Бежать – идти
Далёкий – близкий
Сухой – мокрый
Внутри – снаружи
Тишина - шум
Как вы думаете, для чего нужно использовать антонимы в речи?
С помощью антонимов мы отличаем предметы по их признакам (напр.: большой – маленький, толстый – худой), противопоставляем их.
V .Физминутка
Игра «Топайте – хлопайте»
Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы - хлопаете……
Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ
А слова-близнецы с третьего этажа спешат с вами познакомиться сами.
Мы слова из русской речи,
из родного языка,
Одинаково нас пишут,
одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
ты до смысла доберись.
Наподобие начинки
смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
мы по смыслу далеки.
Как и настоящие близнецы, эти слова одинаковы внешне, но внутри абсолютно разные.
В Лексике их называют омонимами.
Омонимы – слова одной и той же части речи, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.
Например:
шишка – сосновая шишка; бугорок на голове, образованный от удара твёрдым предметом;
кран – подъёмный кран; водопроводный кран;
язык – орган в полости рта; часть обуви у ботинок;
ключ – родник; ключ к замочной скважине, скрипичный ключ.
Работа со словарем.
Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от
многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях.
Так в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова приводятся омонимы:
соль - вещество, соль- нота.
Найдите в словарях омонимы.(в учебнике)
Задание
Пользуясь словарем или самостоятельно, составьте словосочетания со словами-омонимами.
Например: коса – девичья коса, орудие для косьбы.
Проверь себя
Лук
зелёный лук, лук для стрельбы.
Очки
очки для зрения, количество очков,
Гусеница
гусеница бабочки, гусеница трактора
Кисть
кисть руки, кисть рябины, кисть для рисования
Месяц
первый месяц; месяц на небе
V. Закрепление изученного:
Следующее задание поможет нам закрепить дружбу с синонимами, антонимами, омонимами.
Задание
Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
Спишите предложения, где употреблены:
А) синонимы;(1 ряд)
Б) антонимы;(2 ряд)
В) омонимы.(3 ряд)
Подчеркните синонимы, антонимы, омонимы.
Проверь себя
а) синонимы
Приятелей много, а друга нет.
Спеши , не спеши, а поторапливайся .
б) антонимы
Любишь брать – люби и отдавать .
Человек от лени болеет , а от труда здоровеет .
Корень учения горек , да плод его сладок .
в) омонимы
Каков ни есть , а хочет есть .
На мирном поле и на поле брани умей командовать без брани .
Во время нашего путешествия по ЦАРСТВУ ЛЕКСИКИ мы запомнили, что в языке есть
слова-друзья – это синонимы,
слова-спорщики – это антонимы,
слова-близнецы – это омонимы.
Работа по учебнику
Упр. 72 (с. 48) по рядам (1 ряд предложения с синонимами, 2 ряд с антонимами, 3 ряд с омонимами)
Взаимопроверка.Взаимооценка.
VIII . Рефлексия
Презентация (картинки) (Слайды)
Определить, где слова синонимы, где антонимы и омонимы.
Коллективная проверка.
IX. Подведение итога
Так для чего же нам нужны слова синонимы, антонимы и омонимы?
Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами? Приведите примеры.
X . Домашнее задание
Упр. 73 (с. 48)
Самоанализ
урока русского языка, проведённого в 4 классе учителем Г.Н.Сергеевой 01.10.2014г.
Тема урока: синонимы, антонимы, омонимы
Тип урока: повторение изученного материала
Данный урок 3 по теме « Лексика». Он связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний.
В ходе урока были учтены возможности данного класса.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
Цель урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах
Урок был направлен на выполнение следующих задач:
Образовательные задачи:
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
Различать синонимы, антонимы, омонимы
Подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы
Воспитывать интерес к русскому языку, творческую активность.
Воспитательные задачи: способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе. Прививать любовь к русскому языку.
Развивающие задачи: развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать умение работать со словарями; развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную, логическое мышление.
В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность.
Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.
В классе 12 учеников: 9 мальчиков и 3 девочки. На уроках ребята активны, готовы сами делать открытия, уровень самостоятельности - средний. Все ученики выполняют домашнюю работу.
Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровье- сберегающие технологии, игровые приемы.
Этапы урока:
1 этап: Организационный момент. Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся. Минута чистописания.
2 этап: Самоопределение к деятельности. Побуждала учащихся самих определять тему и задачи урока. Повышала интерес к уроку через мотивацию.
3 этап: Работа по теме урока: проводилась фронтальная форма работы, частично-посковая. Упражнения были в форме игры «Найди друга». Знакомились со словарями и учились с ними работать.
На 3 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки
учащиеся играли в игру « Хлопайте и топайте». В ходе этой физминутки у детей развивала внимание и в то же время закрепляли тему урока.
Применяла метод самостоятельной работы при выполнении упражнений. На протяжении всего урока учащиеся сами проверяли и оценивали свою работу.
4 этап: рефлексия. Цель этапа – проверка усвоения материала через картинный диктант (презентация).
На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.
Для достижения цели урока было использовано оборудование к уроку:
Рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран);
Рабочее место ученика;
Презентация к уроку: « Синонимы, антонимы, омонимы»;
Учебник «Русский язык» 4класс;
Толковые словари Ожегова С.И; словарь синонимов и антонимов
Карточки для проведения рефлексии.
Учитель Г.Н.Сергеева
Антитеза, оксюморон.
Антитеза – это речевая фигура, заключающаяся в сопоставлении логически противоположных понятий или образов: Ученье – свет, а неученье – тьма.
Возраст данного стилистического приема насчитывает многие столетия: об этом можно с уверенность судить по широте его распространения в народном поэтическом творчестве, пословицах и поговорках.
Антитеза может быть простой, состоящей из одной пары противопоставлений: У сильного всегда бессильный виноват. И сложной, когда в фигуру вовлечено сразу несколько антонимичных пар: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь.
Как видно из последнего примера, употребление антонимов придает речи дополнительную экспрессию, делает фразу афористичной именно за счет двойственности, столкновения противоположностей. Не случайно, что антонимия лежит в основе многих знаменитых афоризмов: Дома новы, но предрассудки стары. Чем ночь темней, тем ярче звезды.
Использование антитезы может быть оригинальным ходом в названии романа или книги, по этому принципу построено множество заглавий известных произведений («Война и мир» Л.Н. Толстого). Противопоставления являются также одним из излюбленных инструментов журналистов и публицистов, использующих антитезу в громких и вызывающих заголовках статей. Таким образом, мы видим, что авторы, не зависимо от того, что они пишут – статью или серьезный роман, могут использовать антитезу для привлечения внимания читателя, для придания фразе двойственности и афористичности. Принцип противопоставления замечательно повышает экспрессию и эмоциональность фразы. И этим необходимо пользоваться.
Оксюморон (от гр. oxýmoron – остроумно-глупое) – стилистический приемобразной речи, состоящий в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов. Классическое сочетание антонимов в оксюмороне встречается достаточно редко (начало конца, в разгар застоя). В большинстве случаев слова, имеющие противоположное значение, идут в связке существительного и прилагательного (крупные мелочи, дорогая дешевизна), поэтому их нельзя называть антонимами в точном значении этого слова, так как антонимы всегда должны принадлежать одной части речи. Оксюморон часто встречается в поэзии, названиях художественных произведений, заголовках статей.
Антонимы – это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие прямо противоположное лексическое значение (добрый – злой, горячий – холодный, молчать – говорить, день – ночь). С точки зрения современного языка можно говорить о синонимии и антонимии как о крайних случаях взаимозаменяемости и противопоставления слов по их значению. В данном случае для синонимических отношений характерно семантическое сходство, а для антонимических – семантическое различие. Думаю, понятно, что синонимические и антонимические пары тесно связаны между собой. Даже когда мы упоминаем одно из слов-антонимов, то в сознании невольно возникает его противоположная по значению пара. Из этого следует, что антонимы не только взаимно отрицают, но в то же время и предполагают друг друга. Это обусловлено характером человеческого мировосприятия, его сложностью, выражающейся в единстве и борьбе противоположностей.
Обычно антонимы объединяются в пары по контрасту. Однако это не означает, что то или иное слово может иметь только один антоним. Те же самые синонимические связки слов позволяют выражать и противопоставление понятий (радостный, веселый, оптимистичный – грустный, унылый, подавленный). Подобный подход к самому понятию антонимии опровергает распространенное суждение о том, что антонимы образуют замкнутые пары слов.
Необходимо учитывать, что у многозначных слов, как правило, очень широкие антонимические отношения. В частности, это означает, что у разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы. Например, слово «близкий» имеет антоним «далекий», если употреблено в значении небольшого расстояния или промежутка времени. Но вот в значении кровной связи это прилагательное становится антонимично уже слову «чужой». А выступая в значении «сходный» слово «близкий» образует антонимическую пару со словом «различный». Однако нередки случаи, когда многозначное слово имеет один антоним, который точно так же выступает в нескольких значениях.
Вообще, само явление антонимии следует рассматривать как особую дополнительную характеристику лексического значения слова. Иногда можно услышать о так называемых контекстных антонимах, когда в предложении противопоставляются два слова с не противоположными значениями: У Ули глаза были большие, темно-карие – не глаза, а очи, с длинными ресницами.
Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения (пример): Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава. (М. Горький.) Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: лицо – физиономия – рожа. Могут включать в себя слова разных стилей. Синонимы, которые связывают части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, сближают по смыслу несинонимичные в языке слова (в условиях текста), называются контекстуальными синонимами, пример: Проплывало голубое лето, Уходило лето голубое.
Омонимы – это слова, которые различны по значению, но одинаковы по написанию. Например:
В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой.
— слова одной части речи, совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности.
Синонимы могут быть лексическими (дом, здание; обязанность, долг, повинность ), словообразовательными (придуманный, выдуманный) и синтаксическими (соломенная шляпа, шляпа из соломы ).
Лексическими называются синонимы, отличающиеся друг от друга или оттенками смысла, или сферой употребления, или экспрессивно-эмоциональной окраской (базар, рынок; быстрый, скорый, поспешный, торопливый, стремительный, борзый, проворный, молниеносный; будущий, грядущий, наступающий, предстоящий, следующий ).
Синонимы объединяют в синонимические ряды . Каждому из членов ряда присуще общее для всех значение. Общее значение выражает один из членов ряда, называемый доминантой. Как правило, доминанта - это слово с минимальной экспрессией и относительной стилистической нейтральностью. Например, для синонимического ряда: неприятный, отталкивающий, отвратительный, мерзкий, гадкий, скверный доминантой является слово неприятный , отражающее общий смысл: «Обладающий отрицательными свойствами ».
Каждое из слов-синонимов имеет свой оттенок значения . Поэтому не всегда можно легко заменить одно слово другим.
Синонимы могут быть абсолютными (осьминог - спрут, лингвистика- языкознание, доказательство - аргумент), но чаще всего слова в синонимическом ряду отличаются:
- оттенками лексического значения (давний, старый, бывший, древний, старинный );
- стилевой принадлежностью (смеяться, хохотать, хихикать, скалить зубы ).
Многозначные слова могут входить в несколько синонимических рядов. Например, слово тихий входит в состав 4-х синонимических рядов:
- (звук, голос) негромкий, слабый, приглушённый, еле слышный;
- (человек) нешумный, послушный, кроткий, спокойный, молчаливый, покорный;
- (сон) спокойный, беззаботный, мирный, сладкий, лёгкий;
- (ход, походка) бесшумный, медленный, неторопливый, неслышный.
Члены разных синонимических рядов нередко синонимичны между собой. В состав синонимических рядов могут входить также фразеологизмы : очаровывать, околдовывать, пленять, покорять 0 сводить с ума; приукрашивать, лакировать 0 изображать в розовом свете; страстно, пламенно, жгуче 0 всем сердцем, всей душой, всеми фибрами души .
Антонимы
Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы могут быть однокорневыми (вход - выход, большой - небольшой, сжать - разжать) и разнокорневыми (атака - оборона, твёрдый - мягкий, терять - находить).
Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и противоположности, создания необходимой смысловой полноты и выразительности.
Омонимы
Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению:
Свет 1 — 1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет . 2. Тот или иной источник освещения. Принести свет. Подойти к свету. 3. Рассвет, восход солнца. Ни свет ни заря (очень рано) . Чуть свет (едва начало рассветать) . Ласковое обращение (устар.) Свет ты мой ясный!
Свет 2 — 1. Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю. Путешествие вокруг света. Произвести на свет (родить). Свет не без добрых людей . 2. Круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам. Высший свет. Выезжать в свет. Вращаться в свете.
Свет 1 и Свет 2 совпадают в звучании и написании и относятся к одной части речи, но никакой смысловой общности не имеют. Эти слова - лексические омонимы. Кроме того, каждое из слов имеет несколько значений.
Существует несколько разновидностей омонимов.
Виды омонимов:
- Морфологические омонимы , или омоформы - слова, совпадающие по звучанию, но обладающие разными лексическими и грамматическими значениями. Например: три (количественное числительное в форме И. п.) - три (глагол тереть в форме повел, накл.), знать (существительное ж. р., в форме И. п.) - знать (глагол в неопр. форме).
- Фонетические омонимы , или омофоны - слова или формы слов с разными значениями, имеющие одинаковое звучание, но различное написание. Например: костный - косный; лиса - леса; пруд - прут, кампания - компания .
- Графические омонимы , или омографы - слова или формы слов с разными значениями, отличающиеся друг от друга по звучанию только местом ударения. Например: зАмок - замОк; бОльшим - большИм; крУжки - кружкИ; бЕлки - белкИ; пАрить - парИть.
Конспект урока «Синонимы, антонимы, омонимы «. Следующая тема:
Омонимия - это совпадение в звучании и написании языковых единиц, значения которых не связаны друг с другом.
Основным видом омонимов являются лексические омонимы - слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание, написание и грамматическое оформление, но разное значение. Если между значениями многозначного слова прослеживаются смысловые связи, основанные на разных типах переноса наименования, то у омонимов значения не связаны между собой, у них нет общих смысловых компонентов (в отличие от разных значений многозначного слова). Омонимы являются разными словами.
Лексические омонимы могут иметь одинаковое или разное количество грамматических форм; первые называются полными, вторые - неполными. Так, например, полными омонимами являются слова гриф («птица»), гриф («печать») и гриф («часть струнного инструмента»); мешать («перемешивать») и мешать («быть помехой»). Неполными омонимами являются слова лук «оружие» (I) и лук «растение» (II): у лук I есть формы и единственного, и множественного числа, у лук II формы множественного числа отсутствуют, но в единственном числе их формы полностью совпадают.
Возникновение омонимов может быть связано со случайным совпадением в языке исконно русского и заимствованного слова (клуб дыма - рус. и клуб «общество» - англ.) или нескольких заимствований из разных языков (фокус «трюк» - нем. и фокус оптический - лат.), а также с особенностями словообразования (критический от кризис и критический от критика ) и с распадением многозначности (слог «часть слова» и слог «стиль»).
В отличие от значений многозначного слова, которые помещаются в толковых словарях в одной словарной статье, омонимы, будучи разными словами, выделяются в разные словарные статьи.
От лексической омонимии следует отличать смежные с нею явления - фонетическую, грамматическую и графическую омонимию.
Фонетические омонимы (омоф́оны) - это слова, различно пишущиеся, но одинаково произносящиеся (за счёт редукции и оглушения/озвончения), например, код - кот, пруд - прут , обессилеть - обессилить, пребывать - прибывать .
Грамматические омонимы (омоф́ормы) - это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах. Так, например, глаголы лететь и лечить совпадают в форме 1 лица единственного числа настоящего времени - лечу ; мой - форма повелительного наклонения глагола мыть и притяжательное местоимение; печь - глагол и существительное.
Графические омонимы (ом́ографы) - слова, одинаково пишущиеся, но различно произносящиеся за счёт различия в ударении: з́амок - зам́ок, м́ука - муќа, п́арить - пар́ить.
В художественных произведениях (особенно в поэзии), а также в газетном заголовке, рекламе омонимия и смежные с ней явления зачастую используются как средство языковой игры для создания особой выразительности текста (напр.: Ноги давит узкий хром - В день обмозолишься и станешь хром . В. Маяковский; реклама ресторана: Время есть! ).
Синонимы
Синонимия - явление полного или частичного совпадения значения языковых единиц при различном их звучании и написании.
Лексические синонимы - это слова, по-разному звучащие, но имеющие близкие или совпадающие значения. В большинстве случаев синонимы, обозначая одно и то же, характеризуют его с разных точек зрения.
Не являются синонимами слова, обозначающие родо-видовые отношения: цветок - ромашка . Не являются синонимами и слова, обозначающие смежные понятия: дом - квартира .
Синонимы могут различаться:
1) компонентами лексического значения (например, жадный - скупой : общий компонент смысла - «одержимый страстью к деньгам», но жадный имеет ещё компонент «стремящийся захватить чужое», а скупой - «неохотно отдающий своё»); ср. также слова идти - брести, открыть - распахнуть ;
2) стилем употребления: у стилистически нейтрального слова могут быть книжные, высокие или, наоборот, сниженные синонимы, например: спать - почивать - дрыхнуть , есть - вкушать - жрать, здравствуй - привет - здорово ;
3) и тем и другим одновременно (например, разговор и болтовня : слово болтовня имеет оценочный компонент значения «пустой, несерьёзный», не содержащийся в слове разговор , при этом слово болтовня имеет сниженную по сравнению со словом разговор окраску); ср. также идти - тащиться - шествовать - переться ;
4) сочетаемостью с разными словами: сочетаемость может не совпадать частично (открыть глаза, рот, книгу и т. д. - разинуть рот ) или полностью (позиционные синонимы - слова с одинаковым понятийным содержанием, но с полным несовпадением лексической сочетаемости): совокупность животных в языке называется по-разному в зависимости от того, о каких животных идёт речь: стадо коров; отара овец; стая птиц, волков; косяк рыб; свора собак; табун лошадей ;
5) степенью современности: шея - выя, рыбак - рыбарь , вертолёт - геликоптер ;
6) сферой употребления: повар - кок (проф.), петух - кочет (диал.), родители - предки, шнурки (жарг.). Некоторые исследователи не считают слова, различающиеся степенью современности и сферой употребления, синонимичными;
7) управлением: характерный для кого / чего - свойственный кому / чему.
Синонимы, между которыми нет указанных различий, называются полными (абсолютными) синонимами, или дублетами (языкознание - лингвистика, бросать - кидать, тушить - гасить, в течение - в продолжение, бегемот - гиппопотам ). Полных синонимов в языке не очень много.
Синонимы объединяются в синонимические ряды, например: врач - доктор - лекарь - эскулап . В составе синонимического ряда выделяется доминанта - слово, по сравнению с другими членами ряда обладающее самым общим значением, стилистически нейтральное, обладающее наиболее свободной сочетаемостью (в данном синонимическом ряду это слово врач ). Синонимические ряды могут быть различны по количеству слов: от двух-трех до десятка и более. Слова могут иметь синонимичные им устойчивые сочетания - фразеологизмы: умереть - отдать богу душу . Фразеологизмы могут вступать в синонимические отношения не только со словами, но и между собой: отдать богу душу - отправиться на тот свет - сыграть в ящик - отбросить коньки .
Кроме языковых синонимов, о которых и говорилось выше, выделяются также контекстуальные синонимы - слова, которые вступают в синонимические отношения только в определённом контексте (например, сказать - прошепелявить - брякнуть - рявкнуть - заикнуться ).
Основными функциями синонимов являются уточнение, замещение, эвфемизация и противопоставление.
Уточнение основано на неполном совпадении значений синонимичных слов: синонимы позволяют «добавить» недостающие смыслы, вскрыть в обозначаемом новые стороны (Он бежал, вернее нёсся. ).
Замещение основано на том, что в ряде контекстов различия между синонимами стираются, и это позволяет избегать повторов одних и тех же слов (Он совершил ошибку, но его промах не был замечен ).
Эвфемизацией называется намеренно неточное обозначение реалии (начальник задерживается (= опаздывает ), он недалёк (= глуп ).
Противопоставление синонимов подчёркивает различия между синонимами (Она не шла, а шествовала ).
Синонимы фиксируются в специальных словарях - словарях синонимов.
Антонимы
Антонимы - слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения, например: молодой - старый, дружба - вражда, хорошо - плохо, уезжать - приезжать, от - к .
В этом определении важно обратить внимание на следующее:
1) антонимами называются слова одной и той же части речи, поэтому не будут антонимами такие выражающие противоположные понятия слова, как уродливый - красавец ;
2) антонимы должны иметь значения, соотносительные друг с другом; это означает, что антонимами являются слова, обозначающие логически совместимые понятия, имеющие в своих значениях общую часть, относительно которой противопоставлен ряд признаков. Так, например, антонимы подниматься и спускаться имеют общий элемент значения «двигаться по наклонной или вертикальной плоскости». Противопоставляются же эти слова элементами значения «вверх» и «вниз». Слова, не имеющие общего компонента значения, в языке не противопоставляются, Так, например, нелепо противопоставлять слова книга и ложка, сапог и таблица и т. д.
Таким образом, далеко не все слова имеют антонимы, а лишь те, которые имеют в своём значении качественный или количественный признак (как правило, слова с качественным, количественным, пространственным, временн́ым значением). Наиболее распространены антонимические отношения среди качественных прилагательных и качественных наречий, меньше - среди глаголов и существительных. Нет антонимов среди существительных с конкретным значением (дверь, телевизор ), числительных, большинства местоимений. Не имеют антонимов имена собственные.
Значения антонимов противоположны. Из этого следует, что антонимы взаимоисключают друг друга при характеристике одного и того же объекта: предмет не может одновременно быть, например, горячим и холодным , большим и маленьким , истинным и ложным .
По структуре антонимы могут быть однокорневыми (добрый - злой ) и разнокорневыми (приезжать - уезжать ).
Некоторые слова могут вступать в антонимические отношения только в определённом контексте, не являясь языковыми антонимами, не осознаваясь как слова с противоположным значением вне этого контекста. Такие антонимы называются контекстуальными , например: И ненавидим мы и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. / И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови (Лерм.); подчёркнутые слова вне данного контекста антонимами не являются: у слова любовь антоним ненависть , у слова жара - холод ; слова же ненавидеть и любить из первой приведенной строки - языковые антонимы.
Функции использования антонимов и антонимии в тексте таковы:
1) антитеза - противопоставление-контраст (Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая у М. И. Цветаевой) или в названии («Толстый и тонкий » А. П. Чехова, «Живые и мёртвые » К. М. Симонова).
2) оксюморон - соединение в целое противоположных по смыслу единиц разных частей речи (мёртвые души, живой труп, взрослые дети ).
Антонимы фиксируются в специальных словарях - словарях антонимов.