Обязана ли железная дорога составлять коммерческий акт. Составление коммерческого акта
Коммерческий акт
документ, удостоверяющий недостачу, повреждение или порчу груза либо багажа, составляемый в пункте их назначения (см. ). А.к. служит основанием для предъявления получателем груза (багажа) претензии о возмещении убытков.
(англ. commercial act /document) - 1) в торговом мореплавании установленной формы, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности участников морской перевозки груза (перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров). К.а. составляется для удостоверения: несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными; повреждения груза или багажа; обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа; возвращения перевозчику похищенного груза или багажа (ст. 402 РФ*). В иностранных портах указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в соответствующем порту. Формы актов, порядок их составления и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются правилами, издаваемыми в соответствии с п. 2 ст. 5 КТМ РФ;
2) по законодательству РФ о железнодорожных перевозках документ установленной формы, удостоверяющий обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железной дороги, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), портов, др. организаций, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железным дорогам (ст. 134 ТУЖД*). К.а. составляется для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа или грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе; повреждение () груза, багажа или грузобагажа; обнаружение груза, багажа или грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа или грузобагажа; возвращение железной дороге похищенного груза, багажа или грузобагажа; непередача железной дорогой груза на в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае К.а. составляется только по требованию грузополучателя.
К.а. составляется: при выгрузке грузов, багажа и грузобагажа в местах общего пользования - в день выгрузки, в соответствующих случаях - в день выдачи грузов грузополучателю (получателю); при выгрузке грузов в местах необщего пользования - в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки грузов; в пути следования грузов, багажа и грузобагажа - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению К.а. При невозможности составить К.а. в указанные он должен быть составлен в течение следующих суток.
К.а. составляется в 3-х экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. В К.а. должны содержаться: точное и подробное описание состояния грузов, багажа или грузобагажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов, багажа или грузобагажа. Не допускается вносить в К.а. предположения и выводы о причинах такой несохранности либо виновности грузоотправителя (отправителя) или железной дороги. На вопросы, содержащиеся в бланке К.а., даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных; данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, или , а также имеется ли защитная для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в К.а. указывается, какое из таких нарушений допущено. При составлении К.а. в отношении порчи скоропортящихся грузов к К.а. прикладывается из журнала температур.
К.а. подписывают (получатель), если он участвует в проверке грузов, багажа или грузобагажа, и работники железной дороги, перечень которых устанавливается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
По требованию получателя железнодорожная станция обязана в течение 3 дней выдать К.а. Порядок пересылки К.а. между организациями железнодорожного транспорта определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В случае отказа железнодорожной станции от составления К.а. или оформления К.а. с нарушением установленных требований грузополучатель (получатель) имеет в письменной форме об отказе или о нарушении в отделение (управление) железной дороги непосредственно или через начальника железнодорожной станции.
Представители сторон, участвующие в составлении К.а., не имеют права отказаться от его подписания. При несогласии с содержанием К.а. представители сторон вправе изложить свое мнение.
Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .
Смотреть что такое "коммерческий акт" в других словарях:
КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - см. Акт коммерческий … Юридический словарь
Коммерческий Акт - См. Акт коммерческий Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ, в Российской Федерации документ, составляемый перевозчиком и получателем при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза при железнодорожных, речных, морских и воздушных перевозках; является основанием имущественной… … Современная энциклопедия
КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - документ, составляемый при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза при железнодорожных, речных, морских и воздушных перевозках; основание для материальной ответственности перевозчика, грузополучателя или грузоотправителя … Большой Энциклопедический словарь
Коммерческий акт - документ, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности имущественной перевозчика, пассажиров, отправителей и получателей груза. Составляется в аэропорту назначения при выдаче багажа или груза; при… … Энциклопедия техники
КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - документ, удостоверяющий утрату, недостачу, разницу в весе, повреждение, порчу груза или неисправность его упаковки. К. а. характеризуют неисправность работы ж. д. по перевозке грузов и недостаточность борьбы за их сохранность. На основании К. а … Технический железнодорожный словарь
Коммерческий акт - (англ. commercial act /document) 1) в торговом мореплавании документ установленной формы, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности участников морской перевозки груза (перевозчиков, отправителей,… … Энциклопедия права
КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - документ, составляемый в случае обнаружения в пункте назначения недостачи, повреждения или порчи, хищения груза (багажа) при перевозках; К.а. служит основанием для предъявления требований о возмещении убытков стороне, допустившей порчу груза… … Юридическая энциклопедия
Коммерческий акт - Обстоятельства, являющиеся основанием для несения ответственности за невыполнение договора перевозки, удостоверяются составлением актов. На железнодорожном транспорте для этого используются акт общей формы и коммерческий акт. Также могут… … Википедия
коммерческий акт - документ, составляемый при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза при железнодорожных, речных, морских и воздушных перевозках; основание для материальной ответственности перевозчика, грузополучателя или грузоотправителя. * * *… … Энциклопедический словарь
коммерческий акт - коммерческий акт документ, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности имущественной перевозчика, пассажиров, отправителей и получателей груза. Составляется в аэропорту назначения при выдаче багажа… … Энциклопедия «Авиация»
Книги
- Расследование отдельных видов преступлений в сфере экономики и против общественной безопасности. Уч.-метод. пос.-М.:Проспект, 2015. , Попов Иван Алексеевич. В настоящем пособии отражены правовые, криминалистические и организационно-практические вопросы расследования отдельных видов преступлений в сфере экономики и против общественной…
Акт о повреждении груза – необходимый документ для фиксации порчи товарно-материальных ценностей, причиненной в процессе перевозки.
ФАЙЛЫ
В каких случаях чаще всего используется акт
Данный документ имеет широчайшую сферу применения, область его использования практически не ограничена. Он может быть востребован:
- внутри одной компании, например, при перевозке товаров из одного подразделения в другое;
- между разными организациями – продавцом и покупателем;
- в случаях привлечения к доставке груза третьей стороны: предприятия–перевозчика.
Условия о транспортировке товара всегда прописываются в договорах или иных нормативных документах – они помогают минимизировать всевозможные риски. В случае их нарушения довольно часто происходит повреждение груза, особенно это касается хрупких и легко бьющихся предметов.
Однако, порча возможна и вследствие причин, не имеющих отношения к нарушению транспортировочных условий. Например, при форс-мажорных обстоятельствах или в ситуациях, когда повреждение произошло еще до того, как товар был загружен в машину – при погрузке или непосредственно на производстве.
В любом случае для того, чтобы удостоверить факт порчи груза, надо составить акт.
В какой момент нужно делать документ
Акт формируется непосредственно после доставки груза на склад (или другое место назначения).
Работа обязательно должна вестись в присутствии лица, осуществлявшего перевозку и специально созванной комиссии. При приеме-передаче груза фиксируется его состояние, количество, а также вносятся сведения о поврежденных товарах.
Кто должен фиксировать порчу груза, комиссия
Для удостоверения факта порчи груза и оформления соответствующего акта в компании нужно оперативно создать особую комиссию. В нее должны войти работники нескольких подразделений предприятия, которые имеют достаточную профессиональную подготовку и квалификацию для того, чтобы удостоверить повреждения товара (например, инженер, технолог, специалист по сбыту, юрист и бухгалтер).
Количество участников комиссии – не меньше двух человек, при этом среди них надо выделить председателя и рядовых членов. Председатель будет нести максимальную ответственность за проверку груза и содержание акта.
Чем подкрепить документ
Если есть возможность, к акту нужно приложить какие-либо дополнительные доказательства о порче груза:
- фотографии;
- видео;
- письменные показания очевидцев и т.д.
Информацию об этих свидетельствах нужно обязательно внести в акт. В дальнейшем они могут помочь объективно установить причину повреждения груза и ответственную сторону.
Особенно актуальны такие улики при использовании услуг компаний-перевозчиков.
В таких случаях виновником порчи доставленных товаров может быть назначен как транспортировщик, так и поставщик.
Значение бланка
Акт о повреждении груза – документ очень нужный. На его основе в будущем получатель товарно-материальных ценностей может предъявить претензию поставщику или перевозчику и взыскать понесенные убытки. Также акт служит основанием для списания товара с бухгалтерского учета.
Особенности формирования акта, общие моменты
В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.
Перед тем, как приступить к детальному описанию именно этого акта, дадим общие сведения, которые относятся ко всем подобным бумагам.
- Начнем с того, что с 2013 года единые для всех формы первичных документов отменены, так что сейчас все акты допускается делать в произвольном виде. Если же на предприятии имеется свой стандарт документа – надо обязательно формировать акт по его типу.
- Акт можно писать на фирменном бланке (если таковое требование установлено руководством компании) или на обычном листе бумаги (лучше А4 формата), вручную или на компьютере — последний вариант удобнее всего, но в этом случае бланк потом нужно распечатать.
- Акт всегда надо составлять минимум в трех одинаковых экземплярах.
- Первый из них отправляется предприятию-изготовителю/поставщику груза,
- второй остается у организации-заказчика/покупателя,
- третий передается перевозчику.
Все три экземпляра должны быть подписаны ответственными лицами (членами комиссии).
- Проштамповывать бланк следует только в том случае, если условие об использовании штемпельных клише прописано в учетной политике организаций, представители которых составляют документ.
- Оформляя акт, следует быть предельно внимательным, скрупулезно описывая все найденные повреждения. Нужно помнить о том, что в ситуациях, когда дело доходит до разбирательств в судебной инстанции, именно этот документ зачастую становится главным доказательным аргументом.
Образец акта о повреждении груза
Акт довольно прост и понятен с точки зрения его структуры и содержания.
В самом его начале следует указать:
- номер документа;
- место и дату формирования бланка (населенный пункт, в котором зарегистрирован компания-получатель товара).
Затем по порядку идет несколько пунктов, которые обязательны к заполнению. Сюда надо вписать следующие данные:
- о компании-перевозчике, грузополучателе и отправителе;
- адрес тех мест, откуда груз «ушел» и куда прибыл;
- планируемое время перевозки товара и фактическое;
- описание груза по документам;
- полная стоимость груза;
- описание груза по прибытии в пункт назначения (его наименование, количество, тара, в которой он перевозился, и прочие идентификационные характеристики);
- были ли выявлены повреждения упаковки или пломб, а также порча, которая была произведена товару;
- причины порчи груза (если они установлены сразу);
- сумма, которую получатель товара предъявляет к возмещению виновнику причиненных повреждений.
Если к акту прилагаются какие-то дополнительные подтверждающие бумаги – их наличие обязательно нужно обозначить в документе.
В завершение акт подписывает всеми присутствовавшими при его составлении лицами.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации при предъявлении исков каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, при этом обстоятельства должны быть подтверждены только определенными средствами доказывания и никакими другими.
По спорам, связанным с нарушением договора перевозки, обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности железной дороги, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми станциями железных дорог (ст. 119 УЖТ).
Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:
1. несоответствие между наименованием, массой или количеством мест груза, грузобагажа или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;
2. порча и повреждение груза, грузобагажа или багажа;
3. обнаружение груза, грузобагажа или багажа без документов или документов без груза, грузобагажа или багажа;
4. возвращение железной дороге похищенного груза, грузобагажа или багажа;
5. непередача железной дорогой на железнодорожный путь необщего пользования груза в течение 24 ч. после оформления в товарной конторе железнодорожной станции (кассе) выдачи груза по документам.
Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он сам обнаружил перечисленные выше обстоятельства, или когда на наличие хотя бы одного из них указал получатель или отправитель груза, грузобагажа или багажа.
Порядок составления коммерческих актов и актов общей формы устанавливается Правилами перевозок грузов (ст. 119 УЖТ).
Коммерческий акт является важнейшим документом при рассмотрении причин и определении меры ответственности каждой из сторон при утрате, порче или повреждении груза, грузобагажа или багажа. В то же время коммерческий акт не является бесспорным документом, окончательно утверждающим виновность какой-либо одной стороны, он должен рассматриваться в совокупности с другими документами, которые должны прилагаться к претензионному заявлению.
Коммерческий акт составляется только на железнодорожной станции на бланках строгой отчетности установленной формы в трех экземплярах. Заполнение коммерческого акта должно производиться на пишущей машинке или ручкой, четко, без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.
При выгрузке груза на местах общего пользования коммерческие акты составляются в день разгрузки, а в соответствующих случаях - в день выдачи груза получателю; при выгрузке на местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна производиться в процессе выгрузки или непосредственно после выгрузки. При составлении коммерческого акта в пути следования груза станция, обнаружившая обстоятельства, требующие составления коммерческого акта, обязана составить его в тот же день. При невозможности сделать это в указанные сроки станция должна составить коммерческий акт во всех случаях не позднее следующих суток.
Коммерческий акт не составляется, если разница в массе груза не превышает норму естественной убыли, норму расхождения в показаниях весов или норму точности взвешивания груза. В этом случае выдача груза производится в порядке, предусмотренном Правилами выдачи грузов.
На каждом экземпляре акта должен быть проставлен штемпель станции. Первый экземпляр акта направляется в соответствующую службу дороги, второй выдается грузополучателю по его требованию, а третий хранится в делах станции. При составлении коммерческого акта на станции отправления или на попутной станции второй экземпляр акта прикладывается к накладной или дорожной ведомости и следует до станции назначения; о составлении такого коммерческого акта делается отметка на оборотной стороне накладной и дорожной ведомости.
Важное значение при рассмотрении претензий и возможных исков имеет содержание коммерческого акта. На все вопросы бланка акта должны быть даны точные ответы. Не допускается прочеркивание, а также проставление кавычек вместо повторения требующихся данных. В коммерческом акте необходимо указать: состояние груза или багажа; обстоятельства, при которых обнаружена неисправность; правильно ли погружен, размещен и закреплен груз; имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых на открытом подвижном составе. При неправильной погрузке, размещении и креплении груза в акте указывается, какое нарушение было допущено. В коммерческом акте не может быть никаких предположений и выводов о причинах неисправности перевозки или виновности грузоотправителя и перевозчика.
При рассмотрении споров, связанных с недостачей, порчей или повреждением груза, недопустима поверхностная оценка сведений, содержащихся в коммерческих актах; в частности, необходимо учитывать, насколько точно и подробно описаны в них состояние груза и обстоятельства, при которых обнаружена несохранность (исправность подвижного состава и пломб (ЗПУ), наличие или отсутствие следов хищения, полнота и правильность погрузки, размещение и крепление груза, соблюдение условий погрузки и т.д.).
Контора "Металлоснабсбыт " предъявила иск к управлению железной дороги и к грузоотправителю о взыскании стоимости недостачи одной связки труб. Исходя из того, что груз прибыл на исправной платформе за погрузкой отправителя, арбитражный суд возложил ответственность за недостачу на грузоотправителя. Это решение в высшей инстанции было отменено, исходя из следующих мотивов. Согласно Уставу, перевозчик освобождается от ответственности за недостачу, когда груз прибыл на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути с исправной защитной маркировкой, либо с исправной увязкой, либо с иными признаками, свидетельствующими о сохранности груза. Между тем в коммерческом акте не были указаны состояние груза, его маркировка, размещение груза на платформе, то есть отсутствовали признаки, которые свидетельствовали бы о том, что недостача возникла по вине грузоотправителя. Ответственность за недостачу труб была возложена на железную дорогу. При составлении коммерческого акта на порчу скоропортящихся грузов к первому экземпляру акта должны быть приложены выписки из журнала температур при перевозке в рефрижераторных вагонах с машинным охлаждением и электрическим отоплением.
Коммерческий акт должен быть подписан строго теми лицами, которые указаны в Правилах перевозок грузов, причем ни одна из сторон не имеет права отказываться от подписи акта. В случае несогласия с содержанием акта сторона вправе изложить свое мнение.
Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт или акт общей формы, содержащий данные, не соответствующие действительности, несут установленную законом ответственность.
Коммерческий акт подписывает начальник станции (его заместитель), заведующий грузовым районом (заведующий складом, старший приемосдатчик) и приемосдатчик станции, а также грузополучатель, если он участвовал в проверке. При необходимости к проверке груза и подписи акта могут быть привлечены и другие работники перевозчика. Во всех случаях коммерческий акт должен быть подписан не менее чем тремя лицами.
При выдаче на станции назначения груза, который прибыл с коммерческим актом попутной станции, новый коммерческий акт не составляется, если при проверке не будет обнаружена разницы между данными акта и фактическим наличием груза, грузобагажа или багажа. В этом случае в акте попутной станции делается отметка о том, что при проверке груза разницы по сравнению с актом не оказалось. В случае несоответствия сведений фактическим данным составляется новый коммерческий акт.
По требованию получателя станция обязана в трехдневный срока выдать коммерческий акт, составленный по данной отправке. Право грузополучателя потребовать выдачи ему составленных коммерческих актов сохраняется в течение 1 года со дня выдачи груза.
Закон строго регламентирует право грузополучателя, если железнодорожная станция необоснованно отказывает в выдаче ему коммерческого акта или коммерческий акт оформлен с нарушением правил. Отсутствие коммерческого акта не лишает права грузополучателя на предъявление претензии или иска к перевозчику, если будет доказан отказ последнего в составлении акта и если этот отказ был обжалован.
При утрате грузополучателем коммерческого акта, полученного от перевозчика, новый акт не выдается, но это обстоятельство не лишает права предъявления к перевозчику претензии, если заявитель приложит к претензии накладную с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта.
В случае отказа станций в составлении коммерческого акта или оформления акта с нарушением правил грузополучатель имеет право до вывоза груза со станции, а при выгрузке на местах необщего пользования - в течение 24 ч. с момента проверки груза подать об этом письменное заявление начальнику отделения дороги непосредственно или через начальника станции. При подаче заявления через начальника станции грузополучателю выдается расписка в приеме жалобы с указанием приложенных документов.
Жалоба на отказ станции в составлении коммерческого акта или на оформление акта с нарушением правил должна быть рассмотрена начальником отделения. По жалобе должен быть дан мотивированный ответ по существу заявления: по скоропортящимся грузам - в суточный срок, а по остальным грузам - не позднее 3 дней после получения заявления.
Помимо обстоятельств, которые удостоверяются только коммерческим актом, в процессе реализации договора перевозки возможно возникновение обстоятельств, которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон, а также обстоятельств, которые должны в обязательном порядке удостоверяться соответствующим документом при рассмотрении претензий и исков.
К таким документам относятся акты общей формы, акты о техническом состоянии вагона или контейнера, о повреждении вагона или контейнера, о недосливе цистерн или бункерных полувагонов, акты вскрытия вагона или контейнера для таможенного и пограничного досмотра и некоторые другие, предусмотренные правилами перевозок отдельных видов грузов.
Акт общей формы в соответствии с Правилами перевозок грузов составляется для удостоверения следующих обстоятельств:
1. утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной;
2. простой вагонов на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя;
3. неочистка вагонов от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (при выявлении цистерн и бункерных полувагонов с недослитыми остатками составляется акт, предусмотренный Правилами перевозки жидких грузов наливом в вагонах - цистернах и бункерных полувагонах);
4. неочистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива;
5. подача перевозчиком неочищенных вагонов под погрузку средствами грузоотправителя, порта, пристани;
6. отсутствие пломб на вагоне, если в вагонном листе имеется отметка о наложении пломб;
7. повреждение или смена пломб (ЗПУ), если при этом отсутствуют обстоятельства, в удостоверение которых составляются коммерческие акты;
8. обнаружение в пути следования или на станции назначения пломб (ЗПУ) на вагонах с неясными или срезанными оттисками без следов насильственного повреждения, если читаемые знаки соответствуют данным вагонного листа и на пломбе (ЗПУ)можно прочитать наименование станции и дороги;
9. повреждение вагона (контейнера), повреждение или утрата предоставленных перевозчиком съемных перевозочных приспособлений;
10. просрочка в доставке багажа (составляется по требованию грузополучателя);
11. отказ или уклонение от подписи в учетной карточке выполнения плана перевозок грузов;
12. самовольное занятие перевозчиком вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям или арендованных ими;
13. использование без разрешения перевозчика и грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования вагонов и контейнеров общесетевого парка для своих внутренних перевозок.
Акты общей формы составляются и в некоторых других случаях, могущих служить основанием для материальной ответственности сторон, если при этом не требуется составления коммерческого акта или акта другой специальной формы.
Акт общей формы должен быть подписан не менее чем двумя лицами, которые участвовали в удостоверении обстоятельств, noслуживших основанием для составления акта.
На данный момент процесс перевозки грузов различного типа должен соответствующим образом оформляться документально.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Причем существует достаточно обширный перечень бумаг наличие которых строго обязательно в соответствии с определенными законодательными нормами. На данный момент одним из обязательных таких актов является коммерческий.
Он составляется в нескольких экземплярах, позволяет отразить большое количество и применяется для решение обширного перечня различных задач. Причем требуется использовать именно унифицированный формат такого акта.
В противном случае такой документ может быть признан недействительным на юридическом уровне. Как следствие – станет проблематично применять его по его основному назначению.
Общие аспекты
В законодательстве достаточно подробно перечислены все случаи составления коммерческого акта. Процесс при кажущейся своей простоте связан с большим количеством самых разных особенностей, нюансов.
Все они обозначены в законодательных нормах. Предварительное ознакомление с нормативными документами позволит избежать возникновения большого количества самых разных проблем.
Особенно важен такой акт в случае если в процессе транспортировке или же после получения возникли сложности.
Возмещение вреда, рассмотрение страхового случая будет невозможно при отсутствии коммерческого акта при перевозке автотранспортом, другими средства.
Основные вопросы, рассмотреть которые нужно будет заранее:
- что это такое?
- назначение документа;
- законные основания.
Что это такое
Под термином «коммерческий акт» подразумевается специальный формат, являющийся юридическим основанием для несения ответственности за невыполнение условий договора.
Важно помнить, что все транспортные компании, а также частные перевозчики обязаны составлять специальный договор. Именно такое соглашение подразумевается.
Также существует достаточно обширный перечень самых разных правил, связанных с хранением такой документации. С ними нужно разобраться заранее.
Так как в случае обнаружения нарушения определенными контролирующими органами велика вероятность наложения штрафа. Также не стоит терять акт. Это может попросту привести к невозможности решения каких-либо задач.
Назначение документа
В РЖД, автомобильных грузовых и других перевозках данный акт используется для:
Именно по причине широкого использования данного документа следует внимательно отнестись к его формированию.
Так как в противном случае возможность разрешить всевозможные конфликтные, спорные ситуации между грузоперевозчиком, получателем и другими сторонами будет утрачена.
Особого внимания заслуживает использования данного документа в финансовой отчетности. Нередко всевозможные акты и рассматриваемый в том числе применяются для ухода от налогов, реализации коррупционных схем.
Потому стоит избегать допущения ошибок. Так как таковые или же представление неверной информации может быть воспринято налоговой службой как попытка уклониться от налогов.
Что станет причиной наложения достаточно существенного штрафа. Также необходимо помнить, что обязательно соблюдение основных правил составления подобного документа.
В противном случае такой акт попросту будет признан недействительных, юридически ничтожным. Как следствие – будет недопустимо применять его в суде как одно из доказательств.
Аналогичным образом обстоит дело с иными органами надзорного типа. Нужно заранее разобраться с тем, каково правовое назначение.
Законные основания
На сегодняшний день существует достаточно большое количество различных законодательных актов, которые регулируют вопрос составления коммерческого акта.
Но при этом в первую очередь необходимо будет ориентироваться именно на СМГС. Данная аббревиатура расшифровывается как
Соглашение о международном грузовом сообщении. Причем документ данный разработан ещё в середине XX века, действует до сих пор под современной редакцией.
Основными разделами, в которых затрагивается вопрос составления акта рассматриваемого типа, являются следующие:
Также СМГС включает в себя достаточно обширный перечень самых разных дополнительных документов.
В приложения, с которыми также нужно будет по возможности разобраться, отражено следующее:
приложение №1 | Отражены основные правила осуществления перевозки грузов |
приложение №1.1 | Рассмотрен образец составления |
приложение №1.2 | Образец ведомостей для платформы, в котором реализуется процесс транспортировки |
приложение №1.3 | Представлен пример составления ведомости для контейнера нестандартного типа |
приложение №1.4 | Как должно выглядеть удостоверение, которое выдается проводнику груза |
приложение №1.5 | Представлен полный перечень всех легко воспламеняющихся грузов |
приложение №1.6 | Как необходимо составлять акт при вскрытии груза в случае осуществления административного контроля |
приложение №1.7 | Как составляется акт коммерческого типа, основные характеристики документа |
приложение №2 | Издается отдельным документом, он включает в себя основные правила, соблюдение которых необходимо при осуществлении перевозки опасных грузов различного типа |
приложение №3 | Отражены все технические условия, связанные с расположением, а также креплением груза в конкретном случае |
приложение №4 | Основные правила транспортировки вагона в случае если таковой по какой-то причине принадлежит третьему лицу |
приложение №6 | Представляет собой стандартное руководство по накладной типа СМГС/ЦИМ |
Обозначенный выше нормативный документ позволяет установить прямое железнодорожное сообщение фактически со всеми странами, которые граничат с Российской Федерации.
Прежде, чем приступать к составлению коммерческого акта, необходимо разобраться с правилами перевозки. Образец документа рассматриваемого типа представлен в указанном выше НПД.
Если будут иметь место отличия от перечня рекомендаций, содержания – акт попросту будет признан недействительным.
Правила составления коммерческого акта подразумевают в первую очередь соблюдение специального формата. При этом необходимо помнить о некоторых существенных нюансах.
В первую очередь нужно будет предварительно разобраться со следующими вопросами:
- обязательные реквизиты;
- в скольких экземплярах нужно;
- в каких случаях составляется;
- какое количество участников комиссии подписывает;
- заполненный образец.
Оптимальным решением будет установить автоматизированное приложение для составления актов данного типа.
Таким образом возможно будет существенно сократить время, требуемое на составление, а также избежать различного рода типичных в таком случае ошибок.
Шаблон документа при помощи ПК возможно заполнить полностью автоматически, с минимальными затратами времени и сил.
Обязательные реквизиты
В акте рассматриваемого типа потребуется в обязательном порядке отразить специальные реквизиты. На данный момент таковыми являются следующие:
- полное наименование организации-получателя, а также поставщика и отправителя;
- точный юридический адрес обоих указанных выше лиц;
- действительные контактные данные для связи.
Обозначенные выше реквизиты исполняют не только формальную функцию для обозначения участников сделки по какого-либо определенного груза.
Но также позволяют применять для проведения различных судебных заседаний. Важно отразить всю представленную информацию максимально достоверно.
Так как в противном случае документ опять же будет признан попросту недействительным. Причем вне зависимости от того, в каком именно случае он составляется, вне зависимости от вида транспорта.
В скольких экземплярах нужно
Перечень информации, представляемый в данном акте, регламентирован. Составление документа должно осуществляться в строгом соответствии с определенными требованиями.
При этом экземпляры данного документа в обязательном порядке должны быть распределены следующим образом:
Но важно помнить, что не обязательно будет составлять данный документ именно только лишь в трех экземплярах. Иногда случается, что доставка в одном контейнере осуществляется груза сразу нескольким различным юридическим, физическим лицам.
В таком случае потребуется составить данный документ в количестве не меньшем чем указано выше плюс акты для остальных участников .
Фактически, количество экземпляров регламентируется именно соглашением между поставщиком/получателем.
В каких случаях составляется
Главной особенностью такого коммерческого акта является то, что далеко не во всех случаях его необходимо будет составлять. Перечень ситуаций, когда он необходим, отражается в ст.№18 СМГС.
Данная статья гласит, что такой акт потребуется составить в случае, если установлено возникновение следующих обстоятельств:
Груз по какой-то причине был испорчен | Его качество ухудшилось, масса снизилась – причем причины возникновения подобного явления какой-либо роли не играют (акт все равно должен быть составлен) |
Сведения, указанные в накладной на конкретный груз | Не соответствуют фактическим данным – опять же степень такого рода расхождений полностью не важна (данные о месте назначения, получателе являются неточными, количество грузовых мест или их нумерация неправильная, иное) |
Какая-либо накладная в любой форме вообще отсутствует по данному грузу | Либо нет в наличии отдельных листов такой накладной (либо имеет место обратная ситуация – сама накладная в наличии, но груз по какой-то причине вовсе отсутствует) |
При отсутствии, недостаче специальных приспособлений для транспортировки какого-либо груза | Полный перечень таких приспособлений обязательно должен быть указан в накладной |
Также существует перечень дополнительных ситуаций, когда составление такого рода акта также обязательно требуется.
К таковым на данный момент относится следующее:
Имеется важный нюанс, связанный с составлением такого акта. Он должен быть обязательно сформирован только лишь в случае если обозначенные выше ситуации имели место с момента получения груза транспортной компании до его сдачи получателю.
Если же какая-либо обозначенная выше ситуация имело место до или же после – составлять такой акт необходимости нет.
Какое количество участников комиссии подписывает
Ещё один важный момент – количество подписантов под данным актом, оно должно соответствовать установленному на законодательном уровне. В противном случае документ попросту не будет действительным.
Например, если происшествие имело место на железнодорожной станции, то подписантами должны являться следующие :
- начальник станции;
- должностное лицо, осуществляющее надзор за механизированным процессом погрузочно/разгрузочных работ;
- начальник грузового района;
- ответственный за контейнерную площадку;
- приемосдатчик.
Имеются определенные нюансы касательно подписантов именно в зависимости от способа, который осуществляется транспортировка конкретного груза. Стоит данный вопрос обязательно проработать заблаговременно, заранее.
Заполненный образец
Если опыт составления такого документа по какой-то причине полностью отсутствует, то стоит обязательно ознакомиться с верно составленным образцом.
На данный момент стандартной унифицированной формой является .
Она должна включать в себя следующую информацию:
Полное наименование самого документа | А также дата его составления |
Проставляется штемпель | Отметка о регистрации акта |
Обозначается номер | Коммерческого акта |
Раздел А | Содержит полный перечень всех сведений о конкретном вагоне, ЗПУ, а также все сделанные в накладной отметки |
Составляется специальная таблица | В ней отражается информации по поводу проведенной проверки |
Раздел Б | Что значилось по документом о конкретном грузе |
Раздел В | Отражается информации по поводу того, что в действительности оказалось |
Раздел Г | Включает в себя подробное описание груза |
Раздел Д | Обозначается точное количество недостачи или же излишков груза |
Раздел Е | Какие выводы сделала экспертиза |
Раздел Ж | Отметка о станции назначения груза |
В нижней части документа опять проставляется подпись | Начальника станции, а также проставляется специальный штемпель |
Указывается дата | — |
Возникающие нюансы
Процесс составления документа данного типа имеет множество самых разных нюансов. К основным вопросам, изучить которые стоит заранее, можно отнести:
- на железнодорожном транспорте;
- перевозки грузовым автомобильным транспортом;
- о повреждении груза.
На железнодорожном транспорте
При необходимости составления такого акта на железной дороге необходимо будет приложить к нему некоторые другие дополнительные документы.
Перечень таковых опять же отражается в СМГС. Причем все документы, составление которых требуется, обозначены в этом НПД. Там же имеются примеры таких документов.
Перевозки грузовым автомобильным транспортом
Перевозка грузовым автомобильным транспортом регламентируется законодательством. Но при этом единый формат коммерческого акта не устанавливается.
28. Коммерческий акт: назначение, основания для составления, содержание, порядок и правила составления
Коммерческие акты для удостоверения следующих обстоятельств:
– несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе;
– повреждение (порча) груза;
– обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;
– возвращение железной дороге похищенного груза;
– непередача железной дорогой груза на железнодорожный подъездной путь в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза.
По просьбе грузополучателя железная дорога может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест и составлять коммерческий акт Коммерческий акт составляется:
– при выгрузке грузов в местах общего пользования – в день выгрузки, в соответствующих случаях – в день выдачи грузов грузополучателю (получателю);
– при выгрузке грузов в местах необщего пользования – в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки грузов;
– в пути следования грузов – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящем пункте сроки, он должен быть составлен в течение следующих 24 часов.
Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов, по которым проводилась сверка грузов.
В случае составления коммерческого акта при перевозке скоропортящихся грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается надлежаще заверенная копия сертификата качества или удостоверения о качестве, составленная работником железнодорожной станции (далее – станции), на основании подлинного документа с указанием его должности, фамилии, имени, отчества.
При составлении коммерческого акта о порче скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных секциях, контейнерах, автономных рефрижераторных вагонах для перевозки эндокринного сырья (далее – АРВ-Э), курсирующих с обслуживающей бригадой, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается выписка о температурном режиме в пути следования из рабочего журнала (форма ВУ-85), подписанная руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э, заверенная подписью работника, назначенного начальником станции, и печатью станции выгрузки с указанием должности работника станции, его фамилии, имени, отчества. При этом в коммерческом акте указывается значение температуры воздуха в рефрижераторной секции, контейнере, АРВ-Э перед выгрузкой, исходя из показаний приборов рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э.
В случае составления коммерческого акта при перевозке животных и грузов, подконтрольных Госветнадзору, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия ветеринарного свидетельства (сертификата).
В случае составления коммерческого акта при перевозке подкарантинных грузов, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов.
При выдаче с участием железной дороги однородных грузов, которые перевезены навалом или насыпью, и прибыли от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, случаи недостач, которые превышают норму естественной убыли массы таких грузов и погрешность измерений массы нетто, а также случаи излишков, составляющих разницу между массой грузов, определённой на станции отправления, и массой грузов, определённой на станции назначения, с учётом погрешности измерений массы нетто, обнаруженных в отношении таких грузов, перевезённых отдельными отправками, при проверке за данные календарные сутки, оформляются одним коммерческим актом.
Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются одним коммерческим актом.
В коммерческом акте указываются по каждой отправке номер вагона, род вагона, количество запорно-пломбировочных устройств (далее – ЗПУ) и нанесённая на ЗПУ информация, число мест и масса груза, значащиеся по перевозочным документам и оказавшиеся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указывается масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах) и масса нетто. Сведения о перевеске вагонов указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. Перечень подписывают лица, подписавшие коммерческий акт.
Коммерческие акты составляются станциями в трёх экземплярах
На каждом коммерческом акте проставляется строчный штемпель станции.
Первый экземпляр коммерческого акта используется железной дорогой для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Если коммерческий акт составлен на станции назначения, то второй его экземпляр выдаётся грузополучателю по его требованию.
Если коммерческий акт составлен на станции отправления или на попутной станции, то второй экземпляр коммерческого акта прилагается к транспортной железнодорожной накладной (далее – накладная) или багажной дорожной ведомости и следует до станции назначения. О составлении коммерческого акта делается отметка на оборотной стороне накладной в графе «Отметки железной дороги» с указанием номера коммерческого акта, даты его составления, и в связи, с чем он составлен. Эта запись удостоверяется подписью работника, на которого возложена данная работа, и штемпелем станции, составившей коммерческий акт.
Третий экземпляр коммерческого акта хранится в делах станции составившей его.
В тех случаях, когда в накладной имеется отметка о составлении коммерческого акта попутной станцией, а при перевозочных документах, прибывших с грузом, его не оказалось, коммерческий акт составляется на станции назначения по результатам выдачи груза.
Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта, составленного на попутной станции (независимо от наличия или отсутствия соответствующей отметки в накладной), не может служить причиной его непризнания.
Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то станция назначения обязана, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе «Ж» коммерческого акта попутной станции отметку следующего содержания: «При проверке груза выданного «___»_______ разницы против настоящего акта не оказалось». Такая отметка удостоверяется строчным штемпелем станции или штемпелем дистанции погрузочно-разгрузочных работ и подписями лиц. В случае выдачи грузополучателю коммерческого акта, составленного на попутной станции, его копия хранится в делах станции назначения.