Обществе новых ценностей взглядов и. Ценности современной молодежи
Бердяев, исследуя духовные процессы, протекающие в российском обществе, подчеркивал: «Завоевание духовности – есть главная задача человеческой жизни». По мнению Бердяева, структура русской духовности складывается из целого набора ценностей, среди которых выделяются стремление к самосовершенствованию, социальная чувствительность, нравственный потенциал, ответственность. Этот ряд ценностей построен на важнейшем принципе человеческого общежития, про который В. Соловьев сказал: Я признаю другого подобным и равным с собою, утверждая за ним то же самое значение, которое приписываю себе. Эти компоненты духовности россиян издавна вызревали на базе православных ценностей в борьбе за выживание с внешними врагами, за сохранение общенациональной государственности и самобытности. Этим объясняется тот факт, что казалось бы темная и малограмотная Россия считалась в Европе признанной хранительницей совестливости и человечности.
В сегодняшней России обсуждение проблем духовности – очень модная тема. Как заметил поэт Андрей Вознесенский – этот термин сегодня захвачен, опошлен и стал конъюктурным стереотипом вроде миру-мир. Драматизм нынешней ситуации в том, что разговоры о духовности, о духовном возрождении кажутся утопичными и неуместными, когда большинство населения вынуждено решать задачи элементарного выживания. Однако парадокс в том, что решения социально-экономических и политических вопросов оказывается невозможным без общей для всего социума идеи. Поэтому обсуждение проблем духовности – это не уход от действительности, а одно из самых насущных дел, во многом более практических, чем другие.
Формирование духовности в России базируется на основе русского культурного архетипа, неразрывно связанного с крестьянской общиной, впитавшей в себя не только народные традиции и семейные обряды, но и такие универсальные категории как родина, патриотизм, порядок, коллективизм, труд, солидарность, которые выполняли роль национального объединяющего фактора, обладали огромной организующей силой. В этом коренное отличие российской духовности от западной, основы которой таятся в индивидуализме, самоценности отдельного человека, преобладанием материальных ценностей над духовными.
Современные процессы в России В.О. Рукавишников назвал вестернизацией. По мере нарастания интеграции нашей страны в товарно-денежную западную культуру обостряются традиционные противоречия между историческими основами российской духовности и буржуазно-западной духовностью.
Поэтому российское общество соединяет в себе казалось бы не совместимые ценности: коллективизм и индивидуализм, резкая политизированность и аполитичность, антизападные настроения и стремление слиться с западной культурой, державность и анархия.Еще П. Сорокин считал, что отрицание духовного мира и преклонение перед материальным составляет культурную парадигму западного общества. Некоторое время назад россияне были буквально ошарашены потоком хлынувших на них с Запада религиозных учений и сект. И уже тогда стало понятным, что множество разнообразных религиозных течений – это не проявление веры и духовности, а лишь заполнение религиозного рынка. Весьма показательны в этом отношении слова Э. Фромма: «Мы пользуемся символом истинно религиозной традиции и превращаем их в формулы, служащие цели отчуждения человека. Религия стала пустой раковиной. Она превратилась в средство приумножения собственных сил с целью добиться успеха. Бог стал партнером в бизнесе». Отсутствие четких нормативов поведения, ранее регламентируемых религией, порождает духовную аномию в обществе, перерастающую в душевную, эмоциональную неустойчивость индивида.
Среди социологов страны достаточно широко распространена позиция, согласно которой России нельзя отказываться от собственного пути, продиктованного национальной культурой. Иначе в обществе неизбежным будет кризис духовности. Неслучайно ученые института социально-политических проблем РАН под руководством Осипова на протяжении ряда лет развивают идею, выражаемую формулой «духовность-народовластие-державность», которая ныне развертывается в общенациональную стратегию развития России, где определяются главные задачи в области экономики, политических отношений, социальной области, культуры и внешнеполитического курса.
Ситуация в развитии духовной сферы России представляется противоречивой. С одной стороны созданы возможности для раскрепощения личности, свободы ее творческого самовыражения, развиваются плюрализм и гласность, расширяется доступ к общечеловеческим ценностям культуры. С другой стороны, падает престиж высокообразованного человека, падает мораль, распространяется массовая культура низкого качества, утверждаются нигилизм и голый рационализм.
Многие ученые связывают эти негативные явления со становлением рыночных отношений, которые в определенной степени не совместимы с подлинной культурой и духовностью.В результате разрушаются традиционные ценности, уходят на задний план миссионерство и потребность социального служения, стремление к справедливости растворяется в материально-денежном мире. Духовность в России всегда выражала, прежде всего, нравственные начала общественной жизни и моральные нормы поведения. Традиционно русский деловой человек, купец обладал не только деловой хваткой, но и духовными качествами. Достаточно вспомнить тот факт, что купцы верили друг другу на слово, и нарушение слова влекло за собой потерю чести и доверия. Купцы также считали своим долгом заниматься благотворительностью.
Несмотря на противоречия, порождаемые рыночными отношениями, люди, включенные в эти отношения, духовно ни сколько не беднее, чем люди, духовный потенциал которых сформировался в условиях административно-командной системы, так как процессы внутреннего мира человека опосредованы разными факторами, связанными как с прошлым страны, так и с процессами, которые протекают в ней сегодня.
Рыночные отношения сами по себе не могут привести к кризису духовности. Однако истинная духовность возможна в условиях преодоления сосредоточенности на материальных благах, когда рыночная экономика становится социально ориентированной, не безразличной к ситуациям морального выбора и служит средством удовлетворения высших духовных потребностей индивида.
Можно выделить некоторые особенности духовного развития современной России:
1. Духовная сфера чрезвычайно политизирована, что наносит ущерб процессу гражданского воспитания.
2. Религиозный ренессанс – возрастание стремления с позиции религии подойти к обоснованию нравственности, возродить забытые ритуалы и обычаи. Церковь из отторгаемой и полузакрытой организации превращается в мощный центр духовного притяжения: увеличивается число прихожан, церковные праздники становятся событиями народной жизни, средства массовой информации обеспечивают наглядность участия в церковных церемониях высших должностных лиц государства, профессия священнослужителя приобретает престижность в общественном мнении.
Само по себе обращение к религии – дело сугубо личное. В то же время оно свидетельствует о том, что общество озабочено выработкой противовесов падению духовности. Возникает вопрос: может ли религия стать одним из таких противовесов или мы столкнулись со своеобразной модой на религию. На Руси православие, вера в Бога издревле были основой духовного устройства. Однако очевидно, что многие россияне в силу условий времени и особенностей воспитания отошли от религиозно-мифологического мировосприятия. Поэтому утверждение духовности в обществе на принципах православия было бы во многом делом искусственной реставрации. Поэтому восстановление духовных основ не должно происходить на сугубо религиозной почве, а должно включать в себя и другие утраченные национальные духовные принципы (моральные критерии труда) в соотнесении с формирующимися инновационными ценностями.
Содержание:
1.Введение
2. Ценности современного Российского общества
3. Заключение
4. Список литературы
Введение
Ценности –
это обобщенные представления людей
о целях и средствах их достижения,
о нормах своего поведения, воплощающие
исторический опыт и концентрированно
выражающие смысл культуры отдельного
этноса и всего человечества.
Ценность вообще
и социологическая, в частности,
в отечественной социологической
науке исследована недостаточно.
Достаточно ознакомиться с содержанием
учебников и учебных пособий по социологии,
изданных в конце двадцатого века и в последние
годы, чтобы убедиться в этом. Вместе с
тем проблема актуальна, социально и гносеологически
значима как для социологии, так и для
целого ряда социально-гуманитарных наук
- истории, антропологии, социальной философии,
социальной психологии, государствоведения,
философской аксиологии и ряда других.
Актуальность
темы представляется в следующих
основных положениях:
· Понимание
ценностей как совокупности идеалов,
принципов, нравственных норм, представляющих
приоритетное знание в жизни людей, имеют,
как для отдельного социума, скажем, для
российского общества, так и общечеловеческого
уровня вполне конкретное гуманитарное
значение. А поэтому проблема заслуживает
всестороннего изучения.
· Ценности объединяют
людей на основе их общезначимости,
знание закономерностей их интегративного
и консолидирующего характера вполне
оправдано и продуктивно.
· Социальные ценности,
включающиеся в предметное поле проблем
социологии, такие как моральные
ценности, идеологические ценности, религиозные
ценности, экономические ценности, национально
- этические и др., имеют важнейшее значение
для изучения и учёта ещё и потому, что
они выступают мерилом социальных оценок
и критериальных характеристик.
· Выяснение роли
социальных ценностей значимо также и
для нас, студентов, будущих специалистов,
осуществляющих в будущем социальные
роли в социальной реальности - в трудовом
коллективе, городе, регионе и т. д.
Ценности
современного Российского
общества
Перемены, произошедшие
за последние десять лет в сфере государственного
устройства и политической организации
российского общества, можно назвать революционными.
Важнейшей составляющей происходящей
в России трансформации является изменение
в мировоззрении населения. Традиционно
считается, что массовое сознание – наиболее
инерционная сфера по сравнению с политической
и социально-экономической. Тем не менее,
в периоды резких, революционных преобразований
система ценностных ориентаций также
может быть подвержена весьма существенным
сдвигам. Можно утверждать, что институциональные
преобразования во всех других сферах
необратимы только тогда, когда они восприняты
обществом и закреплены в новой системе
ценностей, на которые это общество ориентируется.
И в этом отношении изменения в мировоззрении
населения могут служить одним из важнейших
индикаторов реальности и эффективности
общественной трансформации в целом.
В России в результате
изменения общественного устройства
при переходе от административно-командной
системы к системе, основанной на
рыночных отношениях, произошла стремительная
дезинтеграция общественных групп и институтов,
утрата личностной идентификации с прежними
социальными структурами. Наблюдается
расшатывание нормативно-ценностных систем
старого сознания под воздействием пропаганды
идей и принципов нового политического
мышления.
Жизнь людей
индивидуализируется, меньше регламентируются
извне их действия. В современной литературе
многие авторы говорят о кризисе ценностей
в российском обществе. Ценности в посткоммунистической
России действительно противоречат друг
другу. Нежелание жить по-старому сочетается
с разочарованием в новых идеалах, которые
оказались для многих либо недостижимыми,
либо фальшивыми. Ностальгия по гигантской
стране уживается с разного рода проявлениями
ксенофобии и изоляционизма. Привыкание
к свободе и частной инициативе сопровождается
нежеланием брать на себя ответственность
за последствия собственных же хозяйственных
и финансовых решений. Стремление отстоять
вновь обретенную свободу частной жизни
от непрошеных вторжений, в том числе от
"недремлющего ока" государства,
сочетается с тягой к "сильной руке".
Это только беглый перечень тех реальных
противоречий, которые не позволяют однозначно
оценить место России в современном мире.
Предполагая рассмотрение
процесса развития в России новых ценностных
ориентаций, не лишним было бы прежде уделить
внимание самой «почве», на которую попали
семена демократического общественного
устройства. Иными словами, то, какой стала
нынешняя иерархия ценностей под воздействием
изменившейся политической и экономической
ситуации, во многом зависит от общих мировоззренческих
установок, исторически сложившихся в
России. Спор о восточной или западной
природе духовности в России длится уже
не один век. Понятно, что своеобразие
страны не позволяет отнести ее к какому-то
одному типу цивилизации. Россия постоянно
пытается войти в европейское сообщество,
однако этим попыткам часто препятствуют
«восточные гены» империи, а иногда -- последствия
собственной исторической судьбы.
Чем же характеризуется
ценностное сознание россиян? Какие
произошли в нем изменения
за последние годы? Во что трансформировалась
прежняя иерархия ценностей? Опираясь
на данные, полученные в ходе нескольких
эмпирических исследований по данной
проблематике, можно выявить структуру
и динамику ценностей в российском обществе.
Анализ ответов
россиян на вопросы по поводу традиционных,
"общечеловеческих" ценностей
позволяет выявить следующую
иерархию приоритетов россиян (по мере
снижения их значимости):
семья -- 97% и 95% всех
опрошенных в 1995 и 1999 годах соответственно;
Семья, обеспечивая
своим членам физическую, экономическую
и социальную безопасность, одновременно
выступает важнейшим инструментом
социализации личности. Благодаря ей
происходит трансляция культурных, этнических,
нравственных ценностей. При этом семья,
оставаясь наиболее устойчивым и консервативным
элементом социума, развивается вместе
с ним. Семья, таким образом, находится
в движении, меняется не только под воздействием
внешних условий, но и в силу внутренних
процессов своего развития. Поэтому все
социальные проблемы современности так
или иначе затрагивают семью, преломляются
в ее ценностных ориентациях, которые
в настоящее время характеризуются возрастанием
сложности, разнообразия, противоречивости.
работа -- 84% (1995)
и 83% (1999);
друзья, знакомые
-- 79% (1995) и 81% (1999);
свободное время
-- 71% (1995) и 68% (1999);
религия -- 41% (1995)
и 43% (1999);
политика -- 28% (1995)
и 38% (1999). 1)
Обращает внимание
весьма высокая и стабильная приверженность
населения таким традиционным для любого
современного общества ценностям, как
семья, человеческое общение, свободное
время. Сразу обратим внимание на стабильность,
с которой воспроизводятся эти основные
«ядерные» ценности. Четырехлетний интервал
не оказал существенного влияния на отношение
к семье, работе, друзьям, свободному времени,
религии. В то же время интерес к более
поверхностной, «внешней» сфере жизни
– политике, возрос более чем на треть.
Вполне объяснимо и то, что для преобладающей
части населения в сегодняшней кризисной
социально-экономической ситуации большое
значение имеет работа: это основной источник
материального благополучия и возможности
реализовывать интересы в других сферах.
Несколько неожиданным, на первый взгляд,
представляется лишь взаимоположение
в иерархии ценностей религии и политики:
ведь на протяжении семи с лишним десятилетий
советской истории в стране активно культивировался
атеизм и "политическая грамотность".
Да и последнее десятилетие российской
истории было ознаменовано, прежде всего,
бурными политическими событиями и страстями.
Поэтому неудивителен и некоторый рост
интереса к политике и политической жизни.
Раньше желательные
для общественного строя качества
как бы заранее задавались коммунистической
идеологией. Теперь же, в условиях ликвидации
монополии одного мировоззрения, на
смену человеку «запрограммированному»
приходит человек «самоорганизующийся»,
свободно выбирающий свои политические
и идеологические ориентации. Можно предположить,
что идеи политической демократии правового
государства, свободы выбора, установки
демократической культуры не пользуются
популярностью у россиян. Прежде всего,
потому, что в сознании россиян активизирована
несправедливость сегодняшнего общественного
устройства, связанного с ростом дифференциации.
Признание частной собственности как
ценности может не иметь ничего общего
с признанием ее как объекта и основы трудовой
деятельности: частная собственность
в глазах многих – лишь дополнительный
источник (реальный или символический)
потребительских благ.
Сегодня в сознании
россиян актуализированы в первую
очередь те ценности, которые так
или иначе связаны с деятельностью государства.
Первая среди них – законность. Спрос
на законность, это спрос на стабильные
правила игры, на надежные гарантии того,
что перемены не будут сопровождаться
массовым выбросом людей из привычных
жизненных ниш. Законность понимается
россиянами не в общеправовом, а в конкретном
человеческом смысле как жизненная потребность
в установлении государством такого порядка
в обществе, который на деле обеспечивает
безопасность индивидов (отсюда и высокий
рейтинг слова «безопасность» как главной
потребности витального типа). Есть все
основания предположить, что в сознании
большинства россиян при всех идеологических
сдвигах, которые произошли за последние
годы, преобладает все же соотнесение
закона с привычными функциями прежнего
государства, как гаранта общественного
порядка, распределителя основных благ.
Частный человек, сформировавшийся в советскую
эпоху, видит в другом частном человеке
(или организации) конкурента не в производстве,
а исключительно в потреблении. В обществе,
где все источники и функции развития
были сосредоточены в руках государства,
в обществе, пытавшемся технологически
развиваться без института частной собственности,
такой итог был неизбежен. В настоящее
время одной из главных ценностей россиян
является ориентация на частную жизнь,
на благополучие семьи, достаток. В кризисном
обществе семья стала для большинства
россиян центром притяжения их душевных
и физических сил.
Понятие безопасности,
как никакое, пожалуй, другое, фиксирует
и преемственность с сознанием
«традиционно советского» типа и одновременно
несет в себе альтернативу ему. В нем можно
увидеть ностальгические воспоминания
об утраченной упорядоченности (следы
«оборонного сознания»), но вместе с тем
– и идеи защищенности личности, почувствовавшей
вкус свободы, защищенности в самом широком
смысле слова, в том числе и от произвола
государства. Но если безопасность и свобода
не смогут стать взаимодополняющими, то
идея безопасности при повышающемся интересе
к ней вполне может соединиться в российском
обществе с запросом на новую идеологизированную
несвободу «национал-социалистического»
толка.
Итак, ценностное
«ядро» российского общества составляют
такие ценности, как законность,
безопасность, семья, достаток. Семью
можно отнести к интеракционистским
ценностям, остальные три – к витальным,
самым простейшим, значимым для сохранения
и продолжения жизни. Эти ценности выполняют
интегрирующую функцию.
Ценности -- это
глубинные основы общества, то насколько
однородны или, если хотите, однонаправлены
они станут в будущем, насколько
гармонично смогут сочетаться ценности
разных групп, определит во многом успешность
развития нашего общества в целом.
Как уже было
отмечено, коренные преобразования в
обществе невозможны, неокончательны
без изменения ценностного сознания
людей это общество составляющих. Представляется
чрезвычайно важным изучение и полноценный
мониторинг процесса трансформации иерархии
потребностей и установок, без чего невозможно
настоящее понимание и управление процессами
общественного развития
Заключение
Наиболее значимыми
ценностями являются: жизнь и достоинство
человека, его нравственные качества,
нравственные характеристики деятельности
и поступков человека, содержание различных
форм морального сознания - норм, принципов,
идеалов, этических понятий (добра, зла,
справедливости, счастья), нравственные
характеристики социальных институтов,
групп, коллективов, классов, общественных
движений и тому подобных социальных сегментов.
Среди социологического
рассмотрения ценностей важное место
принадлежит также религиозным ценностям.
Вера в Бога, стремление к абсолюту, дисциплина
как добропорядочность, высокие духовные
качества, культивируемые религиями настолько
социологически значимы, что эти положения
не оспариваются ни одним социологическим
учением.
Рассмотренные
идеи и ценности (гуманизм, права и свободы
человека, экологическая идея, идея социального
прогресса и единства общечеловеческой
цивилизации) выступают в качестве ориентиров
в формировании государственной идеологии
России, которая становится неотъемлемым
звеном постиндустриального общества.
Синтез традиционных ценностей, достояния
советского строя и ценностей постиндустриального
общества является реальной предпосылкой
формирования своеобразной матрицы интегративной
государственной идеологии России.
Список литературы:
- revolution.allbest.ru/ sociology/00000562_0.html
и т.д.................
Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, отношение к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценности охватывают жизнь человека и человечества в целом во всех их проявлениях и сторонах, в том числе, познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу. В современной науке понятие "ценностных ориентаций" соотнесено с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы.
Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. Интериоризация ценностей как осознанный процесс, происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для личности некоторую ценность, а затем превратить их в определенную структуру, в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и т.д. Такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости.
Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций квалифицирует содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.
Формирование ценностных ориентаций (в дальнейшем ЦО) - сложный и длительный процесс. Изучение психологических особенностей формирования ЦО целесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия Человека с Миром. С точки зрения содержания, ЦО - общая направленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо и важно.
В ценностных ориентациях как психологическом механизме можно выделить три аспекта: субъективный, интернациональный и объективный. К субъективному аспекту можно отнести приобретение жизненного опыта во всех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворение собой, духовное развитие, самопознание, воспоминания и грезы. Интернациональный аспект ЦО - это все ценное, что есть для человека в самом процессе взаимодействия с окружающими людьми и предметами. Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошая обстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь и взаимопонимание, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные и творческие люди. В объективный аспект ЦО включаются: достижение материальных благ и ценных вещей, быт, социальные блага, привилегии, слава и почет, одежда, машина, культурное окружение. Но, конечно, более всего объективный аспект ЦО характеризуют общекультурные ценности, экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можно отнести эстетические и религиозные ценности, т.е. все то, что дается человеку Миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенного уровня самосознания, рефлексии.
Субъективный, объективный и интернациональный аспекты ЦО пронизывают три уровня регуляции личностного поведения. На самом высоком уровне (по степени обобщенности и времени) - детерминации, регуляции жизнедеятельности человека определяющую роль играют общечеловеческие и экзистенциональные ценности. Это находит выражение в ориентации на: определенный жизненный путь, творческую активность, радость жизни, понимание «добра и зла», идеалы модели желаемого будущего и, конечно, в осознании цели и смысла бытия. Так, подростки могут считать для себя самим важным стать эрудированными, образованными и культурными людьми. Когда же они переходят в старшие классы, то эти ценности чаще всего включают нравственный аспект, т.е. быть не просто культурным, а еще отзывчивым, доброжелательно относиться к людям. Степень активности в реализации этих целей тоже изменяется, т.е. нарастает c течением времени, а, достигнув некоторого максимума, снижается и т.д. На данном уровне регуляции жизнедеятельности человека проявляется, прежде всего, его зависимость от широкого социального окружения, от особенностей национальной культуры, от традиций, обычаев и ритуалов, т.е. от всего того, что чаще всего обозначают одним словом - культура. Именно она закладывает через культуру психической деятельности (ритуал, традиция, обычай и т.п.) основные, жизненно важные ценности. Этот уровень - регуляции жизнедеятельности человека мы называем уровнем отдаленных перспектив.
Рассматривая причины формирования ценностных ориентаций нельзя не упомянуть о возрастных и половых особенностях. У девушек и юношей разные структуры ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний. Поэтому очень важен анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного образования, как возникновение зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения. Для того, чтобы понять закономерности процесса личностного самоопределения, недостаточно только выявить систему ценностных ориентаций обучающихся, важно понять, в каком отношении они находятся во всей мотивационно-потребностной сфере личности: как соотносится между собой то, что человек ценит, сознательно считает наиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или не сознательно стремится. Ценностно-потребностная сфера личности - это система индивидуальных потребностей, формирующаяся на основе врожденных или приобретенных в течении жизни потребностей, организующихся в блоки - ценности, которые соответствуют исторически сложившимся, социально одобряемым, морально-этическим нормам, выработанным в процессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, но отличающимся своей индивидуальной неповторимостью.
Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Этосвязано с появлением необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, изменением социального положения. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.
Ценностные ориентации являются отражением в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Они определяют содержательную сторону личности и составляют основу ее отношений к окружающему миру, являются ядром мотивации жизненной активности, основой жизненной концепции.
Ценности современного общества - страница №1/1
Ташкенова Екатерина Петровна
МОУ Зулумайская СОШ
Тема: Ценности современного общества
Класс 10
2010
Тема: Ценности современного общества (Что мы ценим больше всего?)
Возраст учащихся : 10 класс
Предмет: обществознание.
Цели и задачи .
Цель: создать условия для деятельного освоения и осмысления значимости социальных ценностей в современном обществе
Образовательные
Способствовать закреплению понятий ценности, абсолютные ценности, социальные ценности, их значимость для человека и общества
Развивающие
Способствовать развитию умений анализировать, систематизировать, работать по алгоритму в группах, решать поставленные проблемы, делать выводы для себя как для члена общества
Способствовать развитию компетенций: решение поисковых проблем, технологических, готовность к самообразованию, к использованию информационных ресурсов, к социальному взаимодействию в группах, коммуникативности, рефлексивным суждениям, самооценке своей деятельности.
Воспитательные
Воспитание личности с гражданской позиции через ориентацию и актуализацию социальных проблем современного общества (в том числе молодежи)
Задачи:
В результате проведения занятия учащиеся смогут:
Повторить и закрепить понятия ценность, «социальные ценности».
Участвовать в обсуждении поставленных проблем, работать в группах, анализировать тексты и статистику, работать по данному алгоритму;
Высказаться о значении ценностей для общества, о важных социальных ценностях для современного общества и для молодежи в частности.
Краткое описание идеи : Через поисковый метод продолжить формирование у учащихся представления о социальных ценностях, стимулировать осознание важности социальных ценностей для общества.
Основные понятия : ценность, социальные ценности, абсолютные ценности
План занятия .
1.Мотивация деятельности учащихся на уроке. Формулирование темы, цели, задач, методов их достижения.
2.Работа с понятием
3.Анализ проблем ценностей
4.Обсуждение результатов.
5.Рефлексия.
6.Домашнее задание.
Материалы:
Раздаточный материл (текст статьи, задание);
ХОД УРОКА
:
I
ЭТАП Мотивация
.
После формулирования темы, цели, задач урока внимание учащихся обращаемся к следующему заданию.
Какие из следующих поступков никогда не могут быть оправданы, какие могут быть допустимы иногда, а к чему надо относиться снисходительно?
Беспризорность детей
Употребление наркотиков
Измена Родине
Гомосексуализм
Пьянство, алкоголизм
Обогащение за счет других
Деловая необязательность
Проституция
Супружеская измена
Уклонение от уплаты налогов
Аборт
Дача/получение взятки
Сопротивление милиции
Уклонение от службы в армии
Безбилетный проезд в общественном транспорте
-Что определило ваш выбор? Почему вы считаете это невозможным для себя? (Потому, что это перечеркивает ваши ценности, идеалы.)
-Что такое ценность? Что может быть ценным в обществе?
-Какие виды ценностей можно выделить в обществе?
ЦЕННОСТИ Ценности
II ЭТАП. Анализ проблемы
По результатам социологического опроса, проведенного в Санкт-Петербурге 70% – представителей старшего поколения считают, что для современной молодежи в целом характерен цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам, ценностям.
Каковы ценности у молодого поколения современной России? Соответствуют ли они задачам развития страны? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте познакомимся с высказыванием студента.
Студент пишет:
«Несомненно, современное поколение сильно отстранено от духовной стороны культуры. Мне кажется, что все это происходит потому, что с развитием материальной стороны, которая в нынешнее время имеет огромное превосходство над духовной стороной, наше поколение перестает ценить элементарные духовные правила. … Мы живем в такое время, когда нам приходится ко всем окружающим относиться с пренебрежением. То есть эта проблема заставляет нас просто-напросто бояться себе подобных. Она оказывает сильное влияние на подсознание с самого раннего возраста человека, делая его жадным, скупым и циничным». -Согласны ли вы с мнением студента, или у вас есть возражения?
Задание для групп
Проанализируйте статью, ответив на следующие вопросы:
2.Какой проблеме посвящена статья?
4.Сделайте выводы о ценностях во взглядах российской, американской и канадской молодежи, совпадают ли они с вашими выводами?
(выступление от групп по вопросам, сравнение мнений по статье со своим, в группе классе)
III этап. Рефлексия
1.Насколько важно, какие ценности выбирает молодое поколение для них самих, для их семьи, для России?
2.Утрата каких ценностей опасна для общества?
3.Каким вы назовете свое поколение?
"надежд", "романтическое", "потерянное", "равнодушное", "циничное", "прагматичное", "отчаявшееся", "скептическое", "протестующее", "новейших русских" (представлено на доске наглядно)
4.Послесловие. Притча.
(если останется время) Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все человеческие ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:
- На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.
Когда мимо проплывал корабль Грусти она попросилась к ней, но та ей ответила:
- Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве.
Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле.
Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос, где-то позади:
- Пойдем Любовь, я возьму тебя с собой.
Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
- Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
Познание посмотрело на Любовь:
-Это было Время.
- Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?
Познание еще раз взглянуло на Любовь потом вдаль, куда уплыл старец:
- Потому что только Время знает как важна в жизни Любовь.
(автор неизвестен)
4 этап. Домашнее задание. 1. Составить алгоритм по пар. 15, выполнить задания № 2, 4
(на “5” – алгоритм + задание № 2,4, на “4” – алгоритм +задание № 2, на “3” – алгоритм)
Раздаточный материал к 1 этапу
Беспризорность детей
Жестокое обращение с животными
Употребление наркотиков
Измена Родине
Гомосексуализм
Публичное проявление неприязни к другим национальностям
Пьянство, алкоголизм
Грубость, хамство, нецензурная брань
Обогащение за счет других
10 .Деловая необязательность
Проституция
Супружеская измена
Уклонение от уплаты налогов
Аборт
Дача/получение взятки
16 Сопротивление милиции
Присвоение найденных денег, вещей
Уклонение от службы в армии
19 Безбилетный проезд в общественном транспорте
Раздаточный материал к I этапу работы, к вопросу на повторение
“Что такое ценность? Что может быть ценным в обществе? Какие виды ценностей можно выделить в обществе? Что относится к социальным ценностям?”
ЦЕННОСТИ – это то, что наиболее дорого и свято для каждого человека, для всего общества. Ценности отражают отношение человека к действительности (фактам, событиям, явлениям), к другим людям и самому себе.
Ценность означает положительную или отрицательную значимость какого- -либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта (человека, группы, личности). способы оценки значимости ценностей выражаются в нравственных принципах, идеалах, установках, целях.
Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.
Социальная ценность-компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании человека или в общественном сознании.
Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.
Абсолютной социальной ценностью является человек и его жизнь. Все остальные ценности служат сохранению и развитию человека. К ним в первую очередь относятся – добро, истина, красота, справедливость, честь, порядочность, честность, любовь, дружба, верность, патриотизм и др..
Статья к заданию по алгоритму № 7
Секция 26. Социология молодежи.
Компаративный анализ жизненных ценностей молодежи России и Северной Америки как метод взаимодействия социологии и общества
Черкасова А.А., аспирантка; УрГУ им. А.М. Горького, Екатеринбург
В современной России происходит трансформация системы ценностей, на смену старым – коллективизму, духовному росту, общественному благополучию приходят новые ценности – индивидуализм, карьерный рост, личное благополучие. Ценности, которые в западной культуре формировались веками, в России формируются только в течение нескольких последних лет. В эпоху глобализации начинается процесс интеграции России в мировое сообщество, не только экономический, но и социо-культурный, духовный - именно поэтому необходимо знать ценности, присущие другим обществам, чтобы выработать свою собственную систему жизненных ценностей. Особый интерес, на наш взгляд, представляет анализ ценностей североамериканской молодежи (США и Канада), так как в современной России происходит американизация русской культуры и образа жизни россиян. Все это обуславливает актуальность и новизну темы исследования.
Эмпирическую базу исследования составили материалы социологического исследования, проведенного автором в 2005 г. В США (штат Вирджиния), было опрошено 100 представителей американской молодежи в возрасте от 16 до 30 лет; в феврале 2006 года 100 человек было опрошено в России, в г. Екатеринбурге; летом 2006 года в Канаде методом глубинного формализованного интервью были опрошены 10 представителей молодежи.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Для представителей молодежи из разных стран понятие ценность имеет разный смысл. Для российской молодежи понятие «ценности» ассоциируется, прежде всего, с материальными ценностями (золото, банк, антиквариат) – 53 % ответивших, затем – с моральными ценностями (свобода) – 47 %, и духовностью - 40%. Для американской молодежи первые три места разделили такие ассоциации с понятием «ценности»такие, как стандарт поведения – 27 % ответивших, моральные ценности – 27%, друзья – 27% ответивших. Для канадцев, это в первую очередь, моральные принципы, этика, идеология.
Российская молодежь считает, что для американцев актуальной ценностью является секс (53 % опрошенных) и здоровье (40 %). Американцы же считают, что для них важны в первую очередь друзья (53 %) и лишь на втором месте секс (47 %). Для канадцев актуальны финансовая стабильность, карьера, самореализация и здоровье.
На вопрос об актуальных жизненных ценностях, характерных для российской молодежи, русские на первое место ставят материальную стабильность – 80 %, затем идет дружба (друзья) – 67 %, семья – 33 %. С точки зрения американской молодежи, для русских характерны: материальная стабильность, друзья – на это указало по 67 % опрошенных соответственно.
Для американцев смыслом жизни является, во-первых, создание семьи (32%), во-вторых, материальное благополучие (27%), в-третьих, самореализация (20%). Для россиян важно самореализоваться (53%), встретить любовь (13%), и оставить наследников (13%). Для канадцев важно самореализоваться, найти свое место в жизни.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что главными целями для американской молодежи являются такие цели, как - «встретить любимого человека» и «больше времени проводить с близкими» (по 33% соответственно). А для россиян – сначала реализовать себя (87%), а потом найти любимого человека (73%).
Исследование показало, что у 80% опрошенных американцев ценности совпадают с ценностями, характерными для их семей, и только 67% опрошенных россиян согласились с таким утверждением.
Мы полагаем, что ценностные установки равно, как и система ценностей молодежи формируются в процессе воспитания и образования, подтверждение этому мы находим в результатах эмпирического исследования.
Алгоритм работы по теме
После вступительного слова учителя, объявления темы, формулирование цели урока
Распределение социальных поступков по 3 группам
Ответить на вопросы: что определило ваш выбор; почему вы считаете это возможно или невозможно для себя?
Анализ ответов учителем
Обращаясь к раздаточному материалу, выданному в группы, проговорить основные понятия: что такое ценности, социальные ценности, абсолютные ценности
После высказывания учителя о результатах социологического опроса, проведенного в Санкт –Петербурге, для закрепления материала провести анализ статьи А.А. Черкасовой “…жизненных ценностей молодежи России и Северной Америки как метод взаимодействия социологии и общества”
Какой проблеме посвящена статья
Сделайте выводы о ценностях во взглядах российской, американской и канадской молодежи; совпадают ли они с вашими взглядами
7. Рефлексия:
а) насколько важно какие ценности выбирает ваше поколение для вас, для вашей
семьи, для России?
б) утрата каких ценностей опасна для общества?
в) каким вы назовете свое поколение?
(надежд, романтическое, потерянное, равнодушное, циничное, прагматичное, отчаявшееся, протестующее, скептическое, новейших русских)
8. Дайте оценку своей деятельности на уроке
9. Оценка учителя
10. Домашнее задание: самостоятельно изучив пар. 15 “Социальные взаимодействия” Составить алгоритм. Подготовив ответы по заданиям - 2, 4
(на оценку “3” - алгоритм, “4” – алгоритм + задание № 2, “5” – алгоритм +задания № 2,4)
Оценка своих личностных качеств
№ |
Критерии |
баллы |
оценка |
1 1.2 1.3 |
Готовность к решению поисковых проблем Готовность анализировать нестандартные ситуации Готовность ставить цели и соотносить их с устремлениями других Планировать результаты деятельности Составлять алгоритм деятельности
|
0 – 1 0 – 2
| |
2 |
Технологическая компетенция Готовность к пониманию и деятельности по алгоритму | ||
3 |
Готовность к самообразованию Способность выявления пробелов в своих знаниях и умениях при решении поставленных задач Освоение знаний по пробелам
|
0 - 3 0 - 2 | |
4 4.1 4.2 |
Готовность к использованию информационных ресурсов Принятие решений на основе критического осмысления информации Уметь делать аргументированные выводы
|
0 - 4 0 – 2 0 - 2 | |
5 5.2 |
Готовность к социальному взаимодействию Соотнесение своих устремлений с интересами (взглядами) других учащихся в группе, классе Умение решать поставленные задачи командой
|
0 - 4 | |
6 6.2 |
Коммуникативные компетенции Умение вести диалог Умение представлять и отстаивать свою точку зрения
|
0 - 4 0 - 2 | |
7 |
Рефлексивные суждения Относящееся к реально осуществленной деятельности Соотнесение выводов с поставленной целью
|
0 – 4 0 - 3 | |
8 |
Самооценка |
0 - 27 |
Под таблицей ученик может написать, что для него было полезно с практической (личностной) позиции, что получилось положительно, что не получается.
01 октября 2014
Как известно, ценности любого общества традиционно связаны с его ментальностью - глубинным пластом общественного сознания, совокупностью коллективных представлений, содержащихся в сознании ценностей, моделей поведения и стереотипных реакций, характерных для общества в целом. В специальном исследовании были выявлены десятки значимых ценностей Российского государства, характерных в том числе для русской ментальности, сгруппированные в 12 универсальных ценностных блоков. Труд, душа (духовность), коллективизм, нематериальные ценности, любовь (семья, дети), инновационность, альтруизм, терпимость, ценность человеческой жизни, сопереживание, креативность, стремление к совершенству (табл. 1).
При этом было выявлено, что перечисленные базовые для Российского государства ценности имеют универсальный для всего человечества характер.Отметим, что эти ценности в целом свойственны российскому обществу и в прошедшем, и в настоящем. Например, бóльшая часть населения декларирует коллективистские ценности (рис. 1), преимущественно нематериальную мотивацию деятельности (рис. 2) и выражает стремление к помощи ближнему (рис. 3).
Рис. 1. Ценность коллективизма
Рис. 2. Жизненные цели и планы россиян
Рис. 3. Ценность альтруизма (Источник: World Values Survey, 2005–2008)
Что касается отношения россиян к традиционным ценностям, то большинство склоняются к их поддержке (и их доля постепенно увеличивается), а не к ценностям инициативности и предприимчивости (рис. 4).
Рис. 4. Отношение к традиционным ценностям (2011 г.)
Нравственные ценности, укорененные в национальном менталитете, традиционно связываются с религией. Большинство россиян считают себя верующими и относятся к ведущей конфессии - православию. По данным опросов Левада-Центра, проведенных в 2009–2012 гг., количество людей, относящих себя к православным, в среднем составляет 77%. Религия для россиян - это скорее национальная традиция и свод нравственных правил, чем собственно вера (рис. 5).
Рис. 5. Религия для россиян (данные опросов ВЦИОМ 2006 и 2008 гг.)
При этом религиозность россиян носит поверхностный характер: для того чтобы участвовать в религиозной службе, посещают церковь только 11% россиян; для того чтобы исповедаться и причаститься - 7% (рис. 6).
Рис. 6. Религия для россиян (данные опроса Левада-Центра в ноябре 2012 г.)
Таким образом, среди тех людей, которые называют себя верующими, не так уж много тех, кто действительно практикует ту или иную религиозную традицию. Согласно данным Левада-Центра в 2012 г., 73% опрошенных россиян считали, что многие хотят показать свою причастность к вере и церкви, но мало кто верит по-настоящему. Большинство россиян (54%) доверяют РПЦ, но по данным социологических опросов лишь небольшое количество респондентов (18%) считают религиозные институты ответственными за нравственно-духовное состояние общества. В то же время 48% опрошенных в 2012 г. согласны с тем, что только в обращении к религии, к церкви общество может найти сейчас силу для духовного возрождения страны. 58% согласны с тем, что в трудные периоды истории России Православная церковь спасала страну, и сейчас она должна это сделать снова. Экспертное сообщество «Российский сетевой интеллект» в целом критически оценивает реальное влияние РПЦ на российское общество: 37% полагают, что православная церковь оказывает влияние только на своих прихожан, в то время как 31% оценивают влияние церкви как незначительное (рис. 7).
Рис. 7. Оценка экспертным сообществом «Российский сетевой интеллект» реального влияния РПЦ на российское общество
Вместе с тем 24% опрошенных считает, что РПЦ оказывает большое влияние на россиян. Таким образом, церковь после периода вынужденной отчужденности еще не смогла взять на себя роль духовного поводыря российского общества. Каково отношение современных россиян к нравственным нормам и правилам? Довольно большое количество людей продолжают считать нравственные нормы незыблемыми: 55–60% (по данным 2007 г.). Однако так думают прежде всего люди среднего (кому уже за 35) и старшего возраста. Примерно пополам разделились мнения тех, кто считает высшей целью достижение личного благополучия (50,5%), и тех, кто считает более важным нравственные традиции и веру (42,5%). Представления о важнейших качествах достойного человека на протяжении десяти лет (1997–2007 гг.) не претерпели существенных изменений. Это порядочность, преданность семье и терпимость (рис. 8).
Рис. 8. Качества достойного человека (данные опросов ВЦИОМ 1997 и 2007 гг.)
Рис. 9. Безнравственные действия (данные опроса ВЦИОМ 2007 г.)
В 2007 г. респонденты ВЦИОМ указали, что самыми безнравственными действиями они считают наркоманию, плохое воспитание детей, жестокое обращение с животными и пьянство (рис. 9). Примерно одинаково разделились мнения о супружеской измене: 48% не видят этому никакого оправдания, а 44% с ними не согласны. Среди этих действий есть и такие, которые каждый третий или пятый респондент считает допустимыми в некоторых случаях либо требующими снисхождения. Это пьянство и алкоголизм, 19% считают их иногда допустимыми, а 4% призывают отнестись к ним снисходительно. Обогащение за счет других (18 и 4%), проституция (13 и 9%), хамство, грубость, нецензурная брань (23 и 3%), публичное проявление неприязни к людям иной национальности (22 и 7%), деловая необязательность (22 и 7%), дача и получение взятки (29 и 4%). Согласно опросу Левада-Центра (август 2012 г.), злоупотребление алкоголем считают морально неприемлемым 64% респондентов; курение марихуаны - 78% опрошенных; увлечение азартными играми - 56% респондентов (из них 24% считают, что это не вопрос морали); уклонение от уплаты налогов - 53% (из них 24% также считают, что это не вопрос морали); супружескую измену считают неприемлемым 58%, многоженство - 73%, секс вне брака - 23%; аборт - 36%; получение взятки - 63%, дачу взятки - 56%. Несмотря на довольно терпимое отношение к гомосексуализму, доля негативно оценивающих идею разрешения однополых браков существенно возросла за период 1995–2005 гг. с 38 до 59%. По данным ВЦИОМ 2012 г., 74% россиян считают гомосексуальность пороком, и уже 79% выступают против легализации однополых браков. При этом 86% опрошенных ВЦИОМ в 2012 г. поддерживают введение запрета пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Согласно опросу Левада-Центра (август 2012 г.), гомосексуализм считают морально неприемлемым 81% опрошенных. Нецензурная лексика широко распространилась в России, где, по данным опроса ВЦИОМ 2008 г., ее использует 61% граждан. 42% россиян вынуждены слушать нецензурную брань в своем ближнем кругу (данные ВЦИОМ 2012 г.). При этом абсолютное большинство россиян (80%) считают использование матерных слов в широкой аудитории недопустимым. Но вместе с тем мат стал «рабочим дискурсом» значительной части молодежи, хотя в данном плане студенчество, по-прежнему, воспринимается как ведущее себя более цивилизованно, нежели основная часть молодого поколения. Таким образом, ценности россиян остаются достаточно традиционными и консервативными. В российском обществе повышается ценность безопасности, порядка и законопослушности, поэтому эти вопросы, в том числе о психологической безопасности, так активно обсуждаются в обществе. Несмотря на стремление к нравственным ценностям, судя по показателям многих социологических исследований, российское общество переживает ценностный и нравственный кризис. Так, семья для российских граждан остается последней ценностной точкой опоры и номинируется в качестве главной ценности (рис. 10).
Рис. 10. Ценности россиян (данные опроса ФОМ 2000 и 2011 гг.)
Рис. 11. Уровень ценностной деструкции в России («0» - полное разрушение) (данные World Values)
При этом большинство населения не только опасаются наступления ценностного кризиса (рис. 12), но и считает, что он уже произошел, либо предполагают высокую вероятность его наступления в ближайшем будущем (рис. 13).
Рис. 12. Опасения населения в отношении утраты моральных ценностей и т. п. (данные опроса ВЦИОМ 2010 г.)
Рис. 13. Вероятность утраты моральных ценностей и т. п. (данные опроса ВЦИОМ 2010 г.)
Это свидетельствует об ощущении населением моральной деградации в обществе и его обеспокоенность потерей нравственных традиций. Согласно опросам Левада-Центра, кризис морали, культуры и нравственности большинство респондентов относят к острым общественным проблемам. В 2010–2011 гг. эта проблема тревожила, соответственно, 28 и 29% опрошенных. Это подтверждается и данными Института социологии РАН (2011 г.), согласно опросам которого моральное состояние общества в 2000-е гг. получило лидирующую позицию среди сфер жизни общества, в которых положение дел в течение этих лет ухудшалось, обогнав при этом такие сферы, как уровень жизни, состояние социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры), борьбу с коррупцией и состояние правопорядка. При этом моральный упадок характеризуется как основной вектор, направляющий и определяющий развитие общества в последние 20 лет. При внимательном изучении современной России можно увидеть процесс ментальной динамики, основанный на заимствовании «западных», американских ценностей, на обращении к историческому наследию через «русские» и «советские» ценностные образцы, а также основанный на инновациях через формирование новых, так называемых «российских» культурных образцов. Все эти ценности и образцы сосуществуют в России и составляют полистилистическую мозаику современного российского менталитета. Однако в результате верхушечных политических преобразований над другими элементами доминирует именно заимствование. Навязываемые ценности, не воспринимаемые основной массой населения, порождают кризис между существующими ментальными моделями и пришедшими стереотипами. В наибольшей степени этой ситуации оказываются подвержены верхние слои и низы общества, многочисленные маргинальные группы населения. Впрочем, с точки зрения ментальных деформаций эти два уровня российского общества изначально самые уязвимые. Поскольку такие социальные болезни, как алкоголизм и наркомания, можно считать значимыми индикативными характеристиками общества, рассмотрим подробнее имеющиеся данные по данным заболеваниям в России. Согласно данным Росстата, потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 л абсолютного алкоголя в 1990 г. до 10 л в 2008 г., или в 1,8 раза. Однако согласно данным ВОЗ уровень потребления алкоголя в литрах чистого этанола на душу населения (в возрасте 15 лет и старше) выше. В 2005 г. он составил 11 л учтенного потребления и 4,7 л неучтенного. По другим социологическим данным, уровень потребления алкоголя на душу населения в 2010 г. составил около 18 л. Несмотря на значительное сокращение регистрируемых случаев заболеваемости, уровень алкоголизма и психических расстройств в России по-прежнему остается высоким. По данным Росстата, в 2008 г. число больных алкоголизмом, взятых под диспансерное наблюдение с впервые в жизни установленным диагнозом, составило 173,4 тыс. человек (на 24% меньше, чем в 2003 г.); а в 2011 г. - 138,1 тыс. человек (на 20% меньше, чем в 2008 г.). Всего же в 2011 г. больных алкоголизмом в России зафиксировано в количестве 2 млн человек. Численность наркоманов, взятых под диспансерное наблюдение с впервые в жизни установленным диагнозом, по данным Росстата, в 2003 г. составляла 22,9 тыс., но в 2007 г. увеличилась до 30 тыс. человек. Однако начиная с 2008 г. их число снизилось и в 2011 г. составило 21,9 тыс. человек. Всего же в России наркоманов в 2011 г. зафиксировано 342 тыс. человек (в 2003 г. - 349 тыс. человек). Как можно убедиться из табл. 2, на фоне других стран, в том числе западного ареала, Россия занимает ведущие позиции по показателям состояния общества, свидетельствующим о его деградации и, как следствие, о падении уровня нравственности.
Возвращаясь к вопросу о ценностной характеристике состояния российского общества, следует отметить, что существуют данные о том, что в нашей стране большее, в сравнении, например, с США, число респондентов утвердительно отвечают на вопрос о том, может ли человек нарушать закон и при этом быть правым. А число лиц, считающих, что законы нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, т. е. подлинно законопослушных, по крайней мере на словах, в течение последних 15 лет практически не меняется и составляет 10–15%. Наблюдается заметная деформация ценностных основ мировоззрения молодых людей. Согласно опросу Института социологии РАН, уже 55% молодых людей (т. е. большинство) готовы переступить через моральные нормы, для того чтобы добиться успеха. Значительная часть молодежи считают приемлемыми проституцию, обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену. Самой приемлемой из указанных в табл. 3 аморальных практик для россиян является практика сознательного обмана кого-то для достижения своих целей.
При этом в среде молодежи ее противниками являются лишь чуть более трети, а прибегали к ней 41–45% молодежи (и 27% россиян старше 35 лет). Таким образом, обман ради наживы считается в среде молодежи нормой.Это очень показательно, поскольку данная сфера регулируется только нравственными нормами и не поддерживается законодательными ограничениями и запретами. Не являются противниками дачи взяток более половины опрошенных в возрасте до 36 лет, а 18–22% представителей разных возрастных когорт признают, что сами давали взятки. Таким образом, молодежь активно включена в поле неправовых и социально не одобряемых взаимодействий, а их толерантность к таким практикам выше, чем у старшего поколения. Российская молодежь достаточно негативно относится в массе своей лишь к употреблению наркотиков, хотя и в этом отношении толерантность ее к соответствующей практике на 19% выше, чем в группе старше 35 лет (рис. 14).
Рис. 14. Доля противников безнравственных действий в различных возрастных группах (данные ИСПИ РАН, 2011 г.)
В целом же доля противников безнравственных действий с годами увеличивается. Доля противников употребления наркотиков выросла с 79 до 90%, использования сексуальных связей в корыстных целях - с 71 до 77%, уклонения от уплаты налогов - с 45 до 67%. Изменились ценностные ориентиры большей части российской молодежи. Богатство (59%) и успех (40%) предпочитаются семье (29%) и достоинству (18%) (рис. 15).
Рис 15. Иерархия ценностных ориентиров российской молодежи
Рис. 16. Выбор между моралью и успехом (данные ИСПИ РАН, 2003 и 2011 гг.)
Доля населения, предпочитающего успех любым моральным нормам и принципам, равенство доходов, положения, условий жизни равенству возможностей, возрастает (1.5.17).
Рис. 17. Динамика ценностных ориентаций россиян (данные ИСПИ РАН, 1993, 1995, 2003 и 2011 гг.)
В целом можно констатировать, что ценностные предпочтения российского общества являются постоянными, однако современные идеи, продвигаемые в информационном пространстве, в значительной степени оказали воздействие на сознание молодежи, как обладающей меньшей психологической устойчивостью и гибким нравственным стержнем, и поэтому в первую очередь подпадающей под их действие. Пока это не изменило общей картины ценностных ориентиров общества. К первому выбору в альтернативе ответа на вопрос к чему должен стремиться человек (к душевной гармонии или доходу), склоняется подавляющее большинство опрошенных всех возрастов - уровень 85% и выше (см. рис. 17). При этом даже среди молодежи данный уровень не опускается ниже 75%. Что касается вопроса, что является более важным - равенство доходов или равенство возможностей для проявления способностей человека, то большинство отдает предпочтение равенству возможностей (60% опрошенных в 2011 г.), а среди молодежи до 30 лет - 67–68%. Оторванность подрастающего поколения от своей национально-культурной идентичности также является свидетельством нравственного кризиса. 73% молодежи и 80% старшего поколения уверены, что современная молодежь мало интересуется историей и культурой своей страны и ориентирована преимущественно на западные ценности. Кумирами для молодых россиян являются рок - и поп-звезды, успешные бизнесмены и герои телесериалов. К началу 2000-х гг. во взрослую жизнь вступило поколение, ментальность которого определяется в значительной мере асоциальными ориентирами (табл. 4).
Представителям старшего поколения также стала свойственна прежде всего материальная заинтересованность в выборе будущей профессии для своих детей. На вопрос «Кем бы вы хотели видеть вашего сына (дочь, внука)?» респонденты отвечали следующим образом (табл. 5).
При сравнительном анализе предпочтений молодых россиян с предпочтениями сверстников из Западной Европы обнаруживается более высокая степень развращенности российской молодежи (рис. 18).
Рис.18. Данные опросов российской и британской молодежи на предмет нетерпимости к сексуальной распущенности (% лиц с негативным отношением к различным проявлениям половой распущенности)
Нельзя не упомянуть об экстремистских настроениях среди молодежи. Согласно анализу, проведенному Институтом социально-политических исследований РАН 2008 г., экстремальные настроения четко прослеживаются в их жизненных ориентациях. Об этом можно судить по тому, каковы у молодых людей представления о современности. В качестве экстремального проявления рассматривалась важность собственного превосходства над другими. Подобное представление о современных критериях социальной продвинутости разделяют две трети (59,8%) молодежи. Высокий уровень экстремальности радикальной направленности по данному показателю проявляется среди 15,5% молодежи. Регулярно констатируется и неуважение нынешней молодежи к старшим. Широкое распространение приобрел такой феномен, как эйджизм, охватывающий негативные стереотипы в отношении старости и старения, а также соответствующие дискриминационные практики, что обостряет взаимоотношения между возрастными поколениями. При всем разнообразии подобных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которым служит комплексная и системная моральная деградация современного российского общества, обладающего, однако, устойчивыми традиционными ценностями. Как сами россияне оценивают изменение морального климата за последние 10–15 лет? Большинство респондентов (60–80%), согласно опросу ВЦИОМ, считают, что он изменился в худшую сторону. Примечательно, что, по данным ВЦИОМ за 2005 г., собственное окружение россияне оценивают существенно более позитивно, чем общество в целом, из чего следует, что общество предпочитает видеть проблему где-то вовне, а не внутри себя. При этом 66% опрошенных россиян в 2008 г. не удовлетворены тем, что происходит в стране в области морали и нравственности.
Опросы Левада-Центра, проведенные в 2009–2010 гг. также показывают, что начиная с 2001 г., около 75% россиян не удовлетворены тем, что происходит в области морали и нравственности. При этом 44% опрошенных считают, что за последние 10 лет уровень морали в обществе снизился; 26% опрошенных среди наиболее острых проблем нашего общества назвали кризис морали, культуры, нравственности. Согласно опросам Левада-Центра (2006–2011 гг.), касающимся наиболее острых общественных проблем России, кризис морали, культуры и нравственности к таковым относят: в 2006 г. - 26% опрошенных; в 2008 г. - 30%; в 2010 г. - 28%; в 2011 г. - 29%.
Как именно меняется нравственный климат? По мнению россиян, резко выросли цинизм (57%) и агрессивность (51%), а ослабли традиционные для российской нравственной традиции товарищество (52%), бескорыстие (59%), душевность (62%), доброжелательность (63%), патриотизм (65%), доверие (65%), честность (66%) и искренность (67%) (рис. 19).
Рис. 19. Как изменились за последние 10–15 лет моральные качества людей, которые вас окружают (данные опроса ВЦИОМ 2005 г.)
Среди основных причин аморализации в постсоветской России можно отметить разрушение привычной идеологической и социальной системы, которое привело к кризису общественной морали и популяризации криминала, псевдолиберальное понимание свободы как несоблюдения любых правил и запретов, как разнузданности и безответственности, а также игнорирование традиционного для России единства обучения и воспитания молодого поколения. Это сказывается на психологическом состоянии общества. Согласно опросу Левада-Центра (декабрь 2012 г.), у россиян проявились и окрепли следующие чувства: усталость, безразличие (37%); надежда (30%); растерянность (19%); ожесточение, агрессивность (18%); обида (13%), зависть (12%); отчаяние (12%), страх (12%). При этом, согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2010 г., утрату моральных ценностей, безнравственность, распространение наркомании, порнографии, проституции, азартных игр и т. п. считают вероятными в нашей стране в ближайшем будущем 63% опрошенных. Беспокойство по этому поводу (вплоть до сильного страха) испытывают 83% опрошенных.
Фрагмент 1-ой главы монографии " "