Общение как инструмент этики деловых отношений кейсы. Общение как инструмент этики деловых отношений
Важным инструментом этики деловых отношений является общение. В едином процессе общения выделяют три стороны:
· коммуникативную (обмен информацией);
· интерактивную (взаимодействие общающихся);
· перцептивную (восприятие).
Общение представляет собой сложный многосторонний процесс, эффективность которого обеспечивается умением сторон предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведение партнёров.
Неотъемлемой частью делового общения должна быть коммуникативная культура. В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.
Различают два вида делового общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонация, взгляды, территориальное расположение и т.д.
Известный английский специалист по менеджменту Джон Хант в своей книге «Управление людьми в компаниях» писал о невербальном общении, в частности о внешнем виде так: «Одежда, ювелирные изделия, прочие украшения могут о чём- то говорить только в рамках определённой культуры и далее только в контексте определённой организации или профессии. Например, если вы придёте в мой офис в халате хирурга, рясе священника или мантии адвоката, а я ожидал встречи с банкиром, начать разговор, наверно, будет трудно» Джон У.Хант Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджера. Изд. ЗАО Олимп - Бизнес, Москва, 1999г., стр. 68.
Выделяют три основных стиля общения: ритуальный стиль (в соответствии с которым главной задачей партнёров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества), манипулятивный стиль (при котором к партнёру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей), гуманнистический стиль (который направлен на совместное изменение представлений обоих партнёров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании). Кроме того, каждому человеку присущ свой индивидуальный стиль, или модель поведения и общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Индивидуальный стиль общения зависит от индивидуальных особенностей и личностных черт, жизненного опыта, отношения к людям, а также от характерного для данного общества вида общения.
Деловое общение реализуется в следующих основных формах: деловая беседа, деловые переговоры, спор, дискуссия, полемика, деловое совещание, публичное выступление, телефонные переговоры, деловая переписка.
Деловое общение выполняет многообразные функции, главными из которых являются: организация совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, познание людьми друг друга.
Существуют социально - психологические методы управления общением: заражение (бессознательное, стихийное принятие личностью определённого психологического состояния), внушение (активное воздействие одного субъекта на другого), подражание (воспроизводство одним человеком определённых образов поведения, манеры говорить и т.п. другого человека), мода (самое массивное проявление подражания), убеждение (целеноправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого).
Изложив кратко вопрос делового общения и управления им, остановлюсь подробнее на вербальном и невербальном общении.
Невладение риторикой (вербальное общение) на должном уровне - одна из существенных причин многих неудач руководителей и специалистов, их низкого личного рейтинга в трудовых коллективах. Красноречие - важнейший признак профессиональной пригодности современного руководителя. В речевой риторике используются следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность (вызов сопереживаний и соразмышлений), сенсорность (широкое использование цвета, света, звука, рисунков, моделей в коммуникативном общении), экспрессивность (эмоциональную напряжённость речи, её эмоциональный подтекст). В процессе общения проявляется речевое поведение и имеет следующие характеристики: качество голоса, манера речи, громкость голоса, произношение слов, артикуляция, окраска звучания голоса, модуляция речи, ритмичное говорение.
Невербальное общение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей. Учёными разработана классификация невербальных средств общения.
деловой этика общение имидж
Рис. Невербальные средства общения.11 Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учебник. Изд. Инфра - М. Москва, 2004г., стр. 175.
Среди невербальных средств общения особое место занимает визуальный контакт. Визуальный контакт - изменение ширины зрачков, степени открытости глаз, направление и движение взгляда в процессе общения. В словах можно скрыть всё что угодно (горе, страдание, радость), но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка. Когда человек пытается скрыть какую - нибудь информацию или лжёт, то его глаза встречаются с глазами собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если человек смотрит на партнёра более двух третей всего времени разговора, то он или находит партнёра весьма интересным или привлекательным (и в этом случае его зрачки увеличены), или же чувствует враждебность к партнёру (в этом случае его зрачки сужены). Необходимо знать, что обозначает направление взгляда: прямой взгляд - полный, неподдельный интерес к другому лицу; взгляд вдаль - задумчивость, сосредоточенность, взгляд «сквозь» партнёра - подчёркнутое неуважение; взгляд мимо партнёра - эгоцентризм, направленность и нацеленность на себя; взгляд в неопределённую даль - мысли и интересы сконцентрированы на далёком содержании; сведение глаз- направленность на конкретную ситуацию или реальность; взгляд на какую - либо фиксированную точку - впечатление разговора с самим собой; взгляд сбоку - тайное наблюдение; взгляд снизу - подчинённость, покорность; взгляд сверху вниз - чувство превосходства; убегающий взгляд - чувство слабости.
Психический и этический комфорт в процессе общения во многом определяется дистанцией между собеседниками. Выделяют следующие зоны в человеческом контакте: интимная зона (до 50см, характерны доверительность, негромкий голос); личная или персональная зона (50 - 120см, для обычной беседы с друзьями и коллегами), социальная зона (120 - 400см, для встреч в кабинетах с малознакомыми и незнакомыми людьми), публичная зона (свыше 400см, общение с большой группой людей). Общаясь с собеседником, необходимо обращать тщательное внимание на пространственное размещение, которое несёт определённую смысловую нагрузку.
Телефонные переговоры можно рассматривать как специфический случай проведения деловой беседы. Помимо сходства с очной беседой телефонному разговору присущи следующие специфические особенности: собеседники не видят друг друга и зачастую телефонный разговор возникает для одной из сторон неожиданно, нарушая при этом предшествующий ход событий. Всегда стоит извениться за беспокойство, даже в том случае, если уверены, что вашего телефонного звонка ждали. Учитывая тот факт, что собеседники не видят друг друга, обязательным следует считать правило, по которому необходимо представиться - лаконично, но ёмко. Распространённым ошибочным стереотипом поведения является машинальное повышение собственного голоса в ответ на плохую слышимость. Если из внешней организации задают вопрос вне вашей компетенции, помогите звонящему разобраться в том, кто может решить его проблему. Если сами звоните в незнакомую организацию, прежде всего выясните, кто компетентен в решении вашего конкретного вопроса.
Руководителю или специалисту управления по роду своей деятельности приходится писать немало деловых писем. Общие требования написания деловых писем таковы:
· бумага для делового письма должна быть хорошего качества;
· желательно, чтобы план письма был с эмблемою организации, почтовым и телеграфным адресом и т.д;
· служебные письма печатаются на лицевой стороне листа без помарок, листы нумеруются;
· ширина поля - не менее 2 - х см;
· текст печатается через 1,5 - 2 интервала;
· с края строки или в центре листа пишется вежливое обращение;
· заканчивается письмо словами благодарности за сотрудничество;
· и др. требования этикета.
При общении важно знать приёмы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений, т.к. эти приёмы признаны снять «барьеры в общении», т.е. сформировать у собеседников благоприятное впечатление о партнёре, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать конструктивному обсуждению проблемы. Эти приёмы следующие:
· открытость для убедительных аргументов;
· условное принятие доводов оппонентов (использование фраз типа: «Допустим, вы правы»);
· оттягивание возражений;
· обращение за советом;
· вовлечение оппонента в совместную выработку решения;
· отступить, чтобы победить;
· настройка на волну оппонента;
· использование метода Сократа (с самого начала беседы не давать собеседнику повода сказать «нет», издалека подходить к теме основного разговора);
· использование «позитивных» вопросов (используя вариант «Вас ведь не затруднит это сделать?).
Для обеспечения успешного общения следует избегать действий, приводящих к конфликту (конфликтогенов): открытое недоверие; перебивание собеседника; напоминание о проигрышной для собеседника ситуации; постоянное навязывание своей точки зрения и т.п.
Этикет и имидж делового человека
При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально - позитивное отношение, и наоборот, труднее принимают (и нередко отвергают) позицию человека, к которому испытывают эмоционально - негативное отношение. Многие индивиды от природы обладают привлекательным имиджемс, наделены обаянием. В значительной степени наше первоначальное впечатление о других людях складывается по их внешним данным. Однако отсутствие внешней привлекательности не должно мешать созданию благоприятного имиджа. Обаяние - это не столько визуальная привлекательность, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям.
Обретение привлекательного имиджа не самоцель, однако, овладение им составляет весьма существенную личностную и профессиональную характеристику. От имиджа во многом зависит желание сотрудничать с конкретным человеком или фирмой. Имидж - это комплексное образование, складывающееся из многих составляющих. Хорошую репутацию приобрести трудно, на это уходят годы, а утратить её можно мгновенно, и, зачастую из - за пустяка, не ответив вовремя на телефонный звонок, проявив невоспитанность в любой форме. Для привлекательного имиджа важно всё - и культура речи, и манера одеваться, и интерьер офиса. Самоуверенность и стереотипное поведение негативно влияют на восприятие другими людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении. Во всех странах кодекс поведения хорошо воспитанного человека включает, по меньшей мере, четыре основных правила: вежливость, естественность, достоинство, такт. Бизнесмены всего мира практически единодушны относительно трёх наиболее предпочитаемых, позитивных свойств возможного делового партнёра - это компетентность, порядочность и надёжность.
Как правило, симпатии людей приобретаются не только благодаря врождённым качествам, но и умению себя преподнести. Деловой имидж всё чаще специально проектируется в интересах человека или фирмы с учётом особенностей деятельности, внутренних достоинств, качеств и характеристик носителя имиджа. Во многих случаях имидж - это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, правильного выбора модели поведения. Модель поведения - целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленных на создание некоторого образа. Выбор модели поведения - это воспроизводство таких вариантов поведения, которые при повседневном общении помогает личности стать привлекательной. Следование выбранной модели поведения не предполагает стереотипных действий, отсутствие в них темперамента, своеобразия мышления, привычек. В повседневной жизни модели поведения у разных людей воплощаются по - разному. Но среди множества моделей имеются такие, которые становятся предметом специального изучения. В первую очередь, это этикетные модели (этикет). Этикет - это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих отношений. Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Неофициальный (светский) этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей (при приёме пищи, подборе элементов одежды, организации торжеств и т.д.). Упорядоченностью и строгостью отличается дипломатический протокол и этикет.
Внешний облик человека
Необходимо помнить, что одежда отражает и подчёркивает индивидуальность, характеризует делового человека как личность. Выбор одежды обусловлен сферой предстоящей деятельности и должностью: так, одежда банкиров отличается консерватизмом, который не приветствуется в творческих кругах «Встречают по одежде, провожают по уму», - гласит народная мудрость. Многие люди это правило очень часто игнорируют. Однако, сознательно или несознательно, но мы судим об окружающих по их внешнему виду.
Следует помнить, что внешний облик делового человека - это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнёра костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надёжности, респектабельности и успехи в делах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнёров богатством своего облика: имитация богатства считается в западном бизнесе весьма неэтичным явлением. Служебная обстановка накладывает определённые требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определённое понятие - «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в моде, но при этом остаётся в определённой степени строгим и консервативным. Осуществляя подбор костюма в широком смысле слова, деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами: единство стиля; соответствие стиля конкретной ситуации; разумная минимизация цветной гаммы («правило трёх цветов»); сопоставимость цветов в цветовой гамме; совместимость фактуры материала; сопоставимость характера рисунков; соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля и т.п.) качеству основного костюма.
Необходимо отметить, что главное правило, которое нужно стремиться выполнить, подбирая деловой костюм во всех его компонентах - общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить вашего партнёра думать, что столь же аккуратным вы будете и в делах. Обычно одежда зависит от стиля жизни и места работы. В таких отраслях, как финансы, юриспруденция, политика, бухгалтерский учёт, консалтинг, ношение строгой одежды имеет практически обязательный характер. В других областях, например в рекламе, допустима гораздо большая свобода.
Желание выразить свою индивидуальность (а сделать это прежде всего можно с помощью одежды) и в то же время поддерживать определённые стандарты, требует нахождение точной грани между стремлением проявить себя и соответствием окружающей обстановке.
Одним из важнейших аксессуаров общего делового костюма является обувь. Поэтому ни в коем случае нельзя забывать о её качестве - старая неаккуратная обувь может испортить впечатление даже от вполне приличного костюма. Более того, дорогая ухоженная обувь может отвлечь внимание от деловой одежды.
Для делового человека аксессуары часто имеют функционое значение: в портфеле лежат необходимые документы, часы, помогают правильно распоряжаться временем. На эти аксессуары люди обращают внимание потому, что они используются постоянно. Слишком большое количество аксессуаров делает внешний вид человека суетливым и может отвлекать внимание. Следует не забывать, что именно аксессуары завершают имидж. Тем более, что в последнее время такие вещи, как часы, очки, ручки стали не столько «средствами производства», сколько символами благосостояния делового человека. С другой стороны, наличие ярких, вычурных аксессуаров или иных деталей в одежде может дать отрицательный эффект, когда собеседник всё внимание уделяет тому или иному элементу облика в ущерб восприятию общего позитивного образа, включая те суждения, которые произносит деловой человек с таким внешним видом.
Глава 1 ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ........ 5
1.1. Сущность этики деловых отношений....................................................... 5
1.2 Основные принципы этики деловых отношений........................................ 8
1.3. Закономерности межличностных отношений........................................ 14
1.4. Этические проблемы деловых отношений............................................... 18
Контрольные вопросы к главе 1................................................................... 25
Практические задания к главе 1................................................................... 26
Глава 2 ЭТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ..................................... 35
2.1. Этика и социальная ответственность организаций............................. 35
2.2 Этические нормы в деятельности организаций...................................... 40
2.3. Повышение этического уровня организации............................................ 44
Контрольные вопросы к главе 2................................................................... 46
Практическое задание к главе 2.................................................................... 47
Глава 3 ЭТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ................................... 50
3.1. Этические нормы организации и этика руководителя.......................... 50
3.2. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе 53
3.3. Нормы этичного поведения руководителя.............................................. 58
3.4. Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем........................ 62
3.5. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций.................. 65
Контрольные вопросы к главе 3................................................................... 71
Практические задания к главе 3................................................................... 72
РАЗДЕЛ II. ОБЩЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ................................................................................................................................ 88
Глава 4 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ................................... 88
1. 4.1. Общение как социально-психологическая категория........................... 88
2 4.2 Коммуникативная культура в деловом общении.................................... 92
4.3 Виды делового общения............................................................................. 95
Контрольные вопросы к главе 4................................................................. 105
Практические задания к главе 4................................................................. 105
Глава 5 ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ................................................................ 114
5.1. Основы деловой риторики.................................................................... 114
5.2. Культура речи в деловом общении......................................................... 117
5.3. Этика использования средств выразительности деловой речи........... 119
5.4. Культура дискуссии................................................................................ 123
5.5 Особенности речевого поведения............................................................ 127
Контрольные вопросы к главе 5................................................................. 130
Практические задания к главе 5................................................................. 131
Глава 6 НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ........................................................... 134
6.1. Основы невербального общения............................................................ 134
6.2. Кинесические особенности невербального общения.............................. 138
6.3. Визуальный контакт.............................................................................. 143
6.4. Проксемические особенности невербального общения......................... 148
Контрольные вопросы к главе 6................................................................. 152
Практическое задание к главе 6.................................................................. 153
Глава 7 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ...................................................... 156
7.1. Этические нормы телефонного разговора............................................ 156
7.2. Культура делового письма..................................................................... 159
Контрольные вопросы к главе 7................................................................. 163
Практические задания к главе 7................................................................. 163
Глава 8 МАНИПУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ...................................................... 169
8.1. Характеристика манипуляций в общении............................................. 169
8.2. Правила нейтрализации манипуляций................................................... 173
8.3 Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений 178
Контрольные вопросы к главе 8................................................................. 181
Практические задания к главе 8................................................................. 181
РАЗДЕЛ III. ПРАВИЛА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.............. 185
Глава 9 ПРАВИЛА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ............................................ 185
9.1. Правила подготовки публичного выступления...................................... 185
9.2. Правила подготовки и проведения деловой беседы.............................. 188
9.3. Правила проведения собеседования....................................................... 193
9.4. Правила подготовки и проведения служебных совещаний................... 196
9.5. Правила проведения переговоров с деловыми партнерами.................. 199
9.6. Правила конструктивной критики....................................................... 208
Контрольные вопросы к главе 9................................................................. 212
Практические задания к главе 9................................................................. 213
Глава 10 ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА................................................. 218
10.1 Этикет и имидж делового человека..................................................... 218
10.3. Этикет приветствий и представлений.............................................. 225
10.4. Внешний облик делового человека........................................................ 228
10.5. Особенности внешнего облика деловой женщины.............................. 232
Контрольные вопросы к главе 10............................................................... 236
Практическое задание к главе 10................................................................ 236
Глава 11 ЭТИКЕТ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.............................................. 238
11.1. Поведение в общественных местах...................................................... 238
11.2. Этикет деловых приемов..................................................................... 243
11.3. Особенности делового общения с иностранными партнерами......... 252
11.4. Искусство комплимента....................................................................... 257
11.5. Правила вручения подарков.................................................................. 261
Контрольные вопросы к главе 11............................................................... 263
Практическое задание к главе 11................................................................ 264
Приложения................................................................................................... 267
Приложение 1.............................................................................................. 267
Приложение 2.............................................................................................. 279
Приложение 3.............................................................................................. 285
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 291
1. Общая социально-психологическая характеристика человеческого общения, его роль в развитии социальной активности личности.
Общение -многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности. В едином процессе общения выделяют три стороны:
Коммуникативную (обмен информацией);
Интерактивную (взаимодействие общающихся);
Перцептивную (восприятие).
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.
В общнии выделяют также:
2)Цель - это то, ради чего возникает данный вид активности.По целям бывает биологическое - необходимое для поддержания сохранения и развития организма;социальное общение, кот предусматривает цели расширения, укрепления межличностных контактов, установление развития отношения.
3)средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, расшифровки информации.
4)Функции-выделяют в соответствии с содержаниями.Различают - инструментальная фя характеризует общение как соц. механизм управления и передачи информации,необходимой для исполнения действия;интегративная раскрывает общение как средство объединения людей;самовыражение - определяет общение как форму взаимопонимания психологич. контекста.; трансляционная -фя передачи конкретных способов деятельности.
5)формы общения:прямое-естественный контакт при помощи вербальных или невербальных средств, когда инфя передается лично; косвенное-включение в общение доп.участника, как посредника; непосрдественное - общение с помощью естеств. органов артикуляции или рук; опосредованное-с помощью телефона,техники,компа; массовое;
6) межличностное(императивное;манипуляционное;диалог)
2.Характеристика коммуникативной стороны общения (обратная связь, коммуникативный барьер, воздействие, вербальные и невербальные уровни обмена информацией).
Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она не просто принята, но понята и осмыслена.Выделяют три формы барьеров общения:
1) барьеры непонимания:
Стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммутатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению);
Семантический барьер (различие в системах значений слов);
Логический барьер (сложная и непонятная или неправильная логика рассуждении, доказательств);
2) барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения);
3) барьеры отношений (неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется на передаваемую им информацию).
3.Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания.
Человек осознает себя через другого посредством определенных механизмов перцепции, к которым относятся:
1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);
2) познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Идентификация - это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.
Стереотипизация - это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.
Эмпатия - это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.
Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению.
Рефлексия - это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.
Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).
Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т. е. привычные объяснения чужого поведения:
1) люди с личностной атрибуцией склонны находить виновника случившегося, приписывать причины происшедшего конкретному человеку;
2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;
3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом пострадавшем.
4. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. При интерактивном взаимодействии партнеров различают: сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия; однонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие.
Сотрудничество - общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
Противоборство - общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей;
Уклонение от взаимодействия - партнеры стараются избегать активного сотрудничества;
Однонаправленное содействие - один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;
Контрастное взаимодействие - один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему;
Компромиссное взаимодействие - оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Развитие и сущность понятия "имидж". Имидж делового человека. Внешний облик. Мужской деловой имидж. Женский деловой имидж. Тактика общения. Деловой этикет и протокол. Этика делового общения. Социальные характеристики. Персональные характеристики.
курсовая работа , добавлен 09.09.2008
Сущность понятия "имидж", его актуализация как преднамеренного создания образа и эффекта личной презентации: внешний облик, общение, этикет. Эмоционально-психологическое воздействие имиджа на личностную и профессиональную характеристику делового человека.
курсовая работа , добавлен 22.11.2013
Мотивационное воздействие для достижения цели. Распределение ролей в группе. Виды руководства в процессе управления персоналом. Этические нормы служебных отношений. Зависимость этических отношений от личных качеств руководителя. Этика делового совещания.
реферат , добавлен 06.11.2008
Сущность и содержание профессиональной и универсальной этики. Деловой этикет, его виды и принципы. Специфика корпоративной этики, ее влияние на деятельность менеджера. Этические проблемы бизнеса: макро- и микроэтика; сувениры и подарки в деловой сфере.
презентация , добавлен 02.03.2013
Профессиональная и универсальная этика. Деловой этикет и его виды. Шесть заповедей делового этикета Дж. Ягер, влияние этики установки на практическую деятельность менеджера. Кодекс делового поведения компании "Юнилевер", "Кока-Кола", ОАО "Аванта".
курсовая работа , добавлен 22.04.2008
Понятие организационного поведения и этики, их взаимоотношения, социальные и психологические закономерности. Трудовая этика как внутренний регулятор организационного поведения. Исследование этических ценностей организации, принципы делового общения.
курсовая работа , добавлен 12.05.2013
Стиль, имидж и организационная культура менеджмента. Организационное поведение: правила публичного выступления и информационный обмен по Саймону. Кодекс чести и этики делового человека и предпринимателя. Одежда, здоровье, память. Права трудящихся.
книга , добавлен 10.07.2008
Классификация видов делового общения. Принципы этики делового общения и анализ методов влияния или воздействия на людей. Влияние личностных качеств и темперамента на общение. Классификация собраний и совещаний по их назначению в теории менеджмента.
Общением называется любое взаимодействие человека с другими людьми. Специфику общения составляет тот факт, что обе стороны взаимодействия представлены равноправными активными субъектами и личностями. В предметной деятельности существует жёсткая и однозначная дифференциация субъекта и объекта. В общении это невозможно сделать, поскольку каждый из партнёров является одновременно и субъектом, и объектом. Исходя из данного постулата, нельзя называть общением взаимодействие человека с животными, компьютером и другими объектами.
Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно- оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивая планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Структура общения как сложного явления содержит три элемента (рис. 1).
ОБЩЕНИЕ
коммуникация интеракция перцепция
Рис. 1. Структура общения
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В коммуникативном процессе информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, а обмен ею. Суть коммуникативного процесса – совместное постижение людьми информации, а не только информирование посредством знаковой системы. В коммуникативном общении могут возникать барьеры, которые связаны с наличием у людей социальных, политических, религиозных, профессиональных и других различий, которые не только порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.
Передача любой информации возможна при наличии знаковых систем, с помощью которых она сообщается. Несколько знаковых систем, используются в коммуникативном процессе:
человеческая речь (вербальная коммуникация) – естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков. При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации. Кодирование осуществляет коммуникатор (сообщающий информацию), а декодирование – реципиент (принимающий информацию);
оптико-кинетическая система, включает в себя жесты, мимику, пантомимику;
организация пространства и времени коммуникативного процесса;
контакт глаз.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть между ними происходит обмен не только знаниями и идеями, но и действиями, реальными актами.
В ходе взаимодействия для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность.
Перцептивная система общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания между ними. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнёра по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие. И в том и в другом случае имеет большое значение тот факт, как воспринимается партнёр по общению.
Так как человек вступает в общение как личность, то он и воспринимается партнёром по общению как личность. На основе внешней стороны поведениеямы как бы расшифровываем человека. При этом возникают впечатления, играющие весьма важную роль в процессе общения.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания человека. Эта связь двухсторонняя: чем более богато представление человека о самом себе, тем богаче и мир его восприятия окружающих людей. Вместе с тем, познавая другого человека, личность обогащает и собственное самосознание.
Люди не просто воспринимают друг друга, но также и формируют отношение к воспринимаемому партнёру по общению. Область исследований, связанных с выявлением механизмов различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название «исследование аттракции». Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладает эмоциональный компонент.
Для того чтобы понять, как личность включена в процессы общения, что она в них вносит, необходимо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в разных группах, то есть в условиях различной по содержанию деятельности. Общение – процесс многосторонний и важный для каждого из членов социума.
К средствам общения относятся:
Язык – система слов, выражений, правил их соединения в осмысленных высказываниях, используемых для общения.
Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
Мимика, поза, взгляд собеседника; они могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
Общепринятые,
Экспрессивные (для большей выразительности).
5. Расстояние, на котором общаются собеседники.
Общение обладает такими свойствами, многие из которых роднят его с предметной деятельностью. К ним относятся: активность, целенаправленность, творчески преобразовательный характер, диалогичность, двойственность формы, способность к развитию, способность к порождению субъективных и личностных образований, социальность, осознаваемость.
Необходимым условием общения являются упражнения и тренировки.
Общение – это необыкновенно сложный многоплановый процесс межличностного взаимодействия. Поэтому существует множество его классификаций. Различают общение:
по форме протекания:
Внешнее,
Внутреннее;
2) по способу контакта партнёров:
Непосредственное (рядом),
Опосредованное (партнёры разделённые в пространстве и времени);
3) по уровню регламентированности общения:
Формальное (ролевое),
Неформальное.
Внешнее общение существует в форме доступного для наблюдения взаимодействия реальных субъектов (разговор двух людей, обмен рукопожатиями и т.п.).
Внешнее общение может быть вербальным (речь) и невербальным (неречевые средства)
Невербальные средства общения:
кинетические (мимика, жесты, пантомимика);
экстралингвистические (паузы, покашливание, темп и др.);
проксемические (пространственное расположение партнёров);
визуальные (выражение глаз);
практические действия и их продукты;
физические прикосновения и поглаживания;
одежда и другие атрибуты оформления внешнего облика.
Невербальное общение имеет более раннее происхождение. Оно возникает у ребёнка на первом году жизни. Оно хуже контролируется человеком и поэтому несёт более достоверную информацию.
Внутреннее общение по происхождению происходит от внешнего и по своей сущности идентично ему, но отличается множеством специфических особенностей.
Внутреннее общение – это взаимодействие субъекта с другим человеком, совершаемое во внутреннем субъективном плане, т.е. мысленно, образно или эмоционально.
Формальное общение регламентировано какими-то правилами, инструкциями, должностными обязанностями, нормами, традициями и т.д.
Неформальное общение не имеет нормативных ограничений.
Общение можно классифицировать также и по другим основаниям:
в зависимости от количества участников;
от статусных позиций партнёров;
целей, мотивов;
соотношений интересов партнёров и т.д.
Взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.
Выделяют несколько разновидностей групп:
условные (реальные);
постоянные (временные);
большие (малые - до 15 – 3 чел.).
При большом количестве людей группа разбивается на подгруппы.
Отличительными признаками малой группы является пространственное и временное соприсутствие людей.
Группе присущи следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели. По психологическим характеристикам различают: группы членства; референтные группы (эталонные).
Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, экскурсанты) характеризуются добровольным временным объединением на основе сходства интересов или общности пространства.
Нас будет интересовать деловое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. В деловом общении предметом общения является дело. Особенности делового общения заключаются в том, что партнёр в общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела; основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.
Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: “Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире!”
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, факторов, определяющих шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги ещё в 30-е годы XXвека заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах, даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения, или, как их чаще называют на Западе, заповедиpersonalpublicrelation(«деловой этикет»).
Джен Ягер в книге «Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделяет шесть основных принципов:
Пунктуальность (делай всё вовремя).
Конфиденциальность (не болтайте лишнего).
Любезность, доброжелательность и приветливость.
Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).
Внешний облик (одевайтесь, как положено).
Грамотность (говорите и пишите хорошим языком).
Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребительных из них выделяются: убеждение, внушение и принуждение.
Убеждение – воздействие посредством доказательств, логическое упорядочение своих знаний, этическая оправданность своих поступков. Убеждение – ненасильственный, а значит, и нравственно предпочтительный метод влияния на партнёров по общению.
Внушение , как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.
Принуждение – наиболее насильственный метод воздействия на людей.
На выбор метода воздействия оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения.
Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности. Культура профессиональной деятельности во многом определяет её эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста. Профессиональная культура предусматривает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.
Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать своё психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.
Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.
Для этого необходимы следующие качества:
Знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
Умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
Владение профессиональной терминологией;
Владение стилем профессиональной речи;
Умение определять цель и понимать ситуацию общения;
Умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
Навыки прогнозирования развития диалога;
Высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;
Умение направлять диалог в соответствии с целями деятельности;
Знание этикета и чёткость выполнения его правил.
В различного рода международных форумах, совещаниях, бизнес-семинарах и переговорах ежегодно принимает участие немалое число наших соотечественников. Однако практика доказывает, что им порой не хватает элементарных знаний о психолого-этических нормах и принципах делового общения.
- 42.29 Кб1.Этика общения как инструмент деловых отношений.
Ключевые термины и понятия. Составьте логические схемы,
характеризующие сущность данного вопроса_______________________ ____1
2. Написать эссе на тему: «Чем объясняется повышенное
внимание к этическим нормам поведения в деловой практике и в
программах обучения?»____________________ ________________________6
3. Этика и этикет. Как соотносятся эти понятия? Почему
менеджеры должны знать и соблюдать нормы и принципы этикета не
только в деловых отношениях, но и вообще в отношениях между
людьми? Изложите свою точку зрения, подкрепите
примерами_____________________ ______________________________ ____9
4. Сравните роль этических принципов индивида и влияние на его поведение правовых норм (законов) и свободы выбора_______________________ 12
1.Этика общения как инструмент деловых отношений. Ключевые термины и понятия. Составьте логические схемы, характеризующие сущность данного вопроса
Этика - это совокупность принципов человеческого поведения. Распространяя это определение на область предпринимательства, можно утверждать, что деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сфере предпринимательской деятельности.
Деловая этика - правила и нормы служебного поведения. Деловая этика - система идеалов, на которые опирается предприниматель, менеджер, любой деловой человек, чтобы достичь поставленной цели.
Основные социальные функции деловой этики:
1) содействие успешному решению задач профессии;
2) роль посредника, сочетающего интересы общих и профессиональных групп населения;
3) участие в согласовании интересов общества и личности в рамках данной социальной группы;
4) сохранение моральных традиций, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении десятилетий;
5) осуществление связи и наследования прогрессивных моральных норм в трудовой сфере жизни общества.
Этикет – установленный порядок поведения, свод правил поведения, нормы взаимоотношения людей, принятых в определенных социальных кругах.
Деловое поведение – система поступков индивида, связанная с реализацией его деловых интересов и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами, руководителями, подчиненными, коллегами. Деловое поведение реализуется через деловое общение, установление взаимоотношений и принятие решений, способствующих деловому успеху.
Общение - сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
По характеру и содержанию общение бывает формальное (деловое) и неформальное (светское, обыденное, бытовое).
Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Деловое общение реализуется в различных формах:
Деловая беседа,
Деловые переговоры,
Деловые совещания,
Публичные выступления.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.
Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).
Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.
Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.
Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций:
Взаимное общение работников из одной деловой сферы;
Совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
Контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;
Поддержание деловых контактов;
Стимулирование деловой активности.
Основными этапами деловой беседы являются:
Начало беседы;
Информирование партнеров;
Аргументирование выдвигаемых положений;
Принятие решений;
Завершение беседы.
2. Написать эссе на тему: «Чем объясняется повышенное внимание к этическим нормам поведения в деловой практике и в программах обучения?»
Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е годы 20 века в Соединённых Штатах Америки. Однако особое внимание этичному поведению в бизнесе стало уделяться в 60-е годы, во время различных социальных потрясений.
Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало всё большее согласие по вопросу необходимости повышения этического сознания бизнесменов при проведении ими деловых операций и ответственности корпораций перед обществом. Пристальному вниманию подверглись участившиеся случаи коррупции как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций.
Знаменитый Уотергейтский скандал, в который были вовлечены виднейшие представители администрации президента, значительно подорвал доверие многих американцев к своим правительственным институтам.
Множество людей связывает этот процесс с упадком религиозных ценностей и морали в США и так называемой «протестантской этикой труда». Следствием этих процессов стало устойчивое падение результативности энергии и гордости за свою работу у трудоспособного населения страны.
Противовесом этим процессам и решением различных ценностно-ориентированных проблем является смещение позиций моральных ценностей и ответственности перед обществом в сфере бизнеса.
К началу 80-х годов такая область знаний как этика бизнеса, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. Было издано множество книг, а большинство школ бизнеса в США включили её в свои учебные программы.
Так, крупный бизнесмен и бывший посол США в Нидерландах Дж. Шэд, не ограничиваясь одними пожеланиями в воспитании высоконравственных бизнесменов, дал 20 миллионов долларов Гарвардскому университету на создание программы по этике бизнеса. Её цель он видел в том, чтобы выпускники, прослушавшие курс, обладали такими моральными качествами, которые обращали бы их профессиональные знания на благо общества, а не в ущерб ему. Для этого, считал Шэд, надо не только отсеивать кандидатов с искажёнными моральными устоями на стадии приёма в университет, но и сделать этическую проблематику неотъемлемой частью каждой дисциплины, не ограничиваясь одним курсом по этике. Весь этот комплекс должен был закрепить в сознании студентов две цели:
1.Во-первых, «этичным быть выгодно». Как свидетельствует опыт наиболее успешных предпринимателей и компаний, рынок вознаграждает за качество, честность и этичное ведение дел.
2.Второе направление усилий бизнеса - это этическое воспитание сотрудников и самовоспитание. В последние несколько лет во многих крупных корпорациях были приняты этические кодексы поведения, действует целая сеть семинаров и краткосрочных курсов.
Систематически действующий на национальном уровне «круглый стол» предпринимателей опубликовал в 1988 году доклад « Этика корпорации: важнейший вклад в дело». В нём даётся анализ опыта десяти крупнейших корпораций - «Боинга»,»Ксерокса» и др.Таким образом, сами бизнесмены лучше чем кто-либо, осознали практическую значимость своих проблем.
Если же учесть, что в настоящее время уже более трети всех товаров и услуг в мире производится смешанными, совместными международными компаниями, что повсеместно возрастает потребность в международной интеграции, то станет очевидной важность «вписания» российской деловой этики в современные мировые стандарты.
Пока внутри страны «цивилизованные правила деловой игры» формируются стихийно, рождаются во всевозможых « разборках», а вне страны вызывают острую критику, формируя негативный и нежелательный образ «нового русского капиталиста»- беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика.
Так, в международном исследовании по индексу коррумпированности, в котором 53 страны были выстроены « по чистоте деловой среды», Россия заняла 47 место. К слову, первые шесть мест заняли Новая Зеландия, Австралия и страны Скандинавского полуострова.
Именно поэтому важность изучения деловой этики при подготовке профессиональных бизнесменов, трудно переоценить. Эта наука помогает не только сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и свободнее ориентироваться профессиональным бизнесменам в сложных проблемах, возникающих при принятии решений, но и создаёт этическую инфраструктуру, которая должна сделать возможным функционирование цивилизованной рыночной экономики и рыночных отношений.
3.Этика и этикет. Как соотносятся эти понятия? Почему менеджеры должны знать и соблюдать нормы и принципы этикета не только в деловых отношениях, но и вообще в отношениях между людьми? Изложите свою точку зрения, подкрепите примерами
« Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою
Жизнь от человечества. Ты живёшь в нём, им и для него.
Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза»
Марк Аврелий Антоний
Современный человек постоянно находится в ситуациях общения - дома, на работе, на улице, в транспорте, с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество деловых контактов, в которые ежедневно вступает человек, требуют от него соблюдения ряда условий и правил. Эти требования именуются этикетом. Этикет можно рассматривать как часть нормативной этики. Он представляет собой условный язык, с помощью которого можно оценивать человека, судить об уровне его культуры, нравственности, интеллекта уже по тому, как он входит, каким тоном говорит и какие первые слова произносит.
В последнее время в России проблемам служебной и административной этики, принципам и нормам нравственного поведения лиц, участвующих в управлении, уделяется особое внимание. Это связано с серьёзной переоценкой ценностей, осознанием того, что проблемы настоящего и будущего нельзя решать с помощью рецептов прошлого. В настоящее время уходят в тень такие общепризнанные ценности, как послушание, иерархии, единоличная власть и др. На передний план выступают самоопределение, коллектив, ориентация на потребности, личность и её раскрытие, творчество, инновации, способность к компромиссам.
Изменение ценности ориентиров привело радикальные изменения в этику бизнеса. Значение этики, строжайшее соблюдение этических норм и представлений резко возросло.
Этические правила играют в условиях современной России особую роль, причём не только при общении людей в рамках бизнеса, но и особенно во взаимоотношениях в трудовых коллективах, прежде всего в контактах между собой руководителей, а также в рабочих и неформальных отношениях руководителей и подчинённых.
Описание работы
Деловое поведение – система поступков индивида, связанная с реализацией его деловых интересов и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами, руководителями, подчиненными, коллегами. Деловое поведение реализуется через деловое общение, установление взаимоотношений и принятие решений, способствующих деловому успеху.
Содержание
1.Этика общения как инструмент деловых отношений.
Ключевые термины и понятия. Составьте логические схемы,
характеризующие сущность данного вопроса___________________________1
2. Написать эссе на тему: «Чем объясняется повышенное
внимание к этическим нормам поведения в деловой практике и в
программах обучения?»____________________________________________6
3. Этика и этикет. Как соотносятся эти понятия? Почему
менеджеры должны знать и соблюдать нормы и принципы этикета не
только в деловых отношениях, но и вообще в отношениях между
людьми? Изложите свою точку зрения, подкрепите
примерами_______________________________________________________9
4. Сравните роль этических принципов индивида и влияние на его поведение правовых норм (законов) и свободы выбора_______________________12