Общая характеристика системы управления государственной собственности. Управление государственной собственностью
Согласно положениям российской Конституции, государственная собственность в нашей стране делится на федеральную и региональную. Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Данное полномочие относится к ведению структур, о деятельности которых будет подробно рассказано далее.
Понятие федеральной собственности
Для начала следует рассмотреть само понятие федеральной государственной собственности. а также совокупность продуктов и средств производства, которые полностью или частично принадлежат государству. Подобное право закреплено в статье 214 российского Гражданского кодекса. Вот что относится к имуществу федерального характера:
- оборонное производство и его объекты;
- автомобильные дороги и организации, их обслуживающие;
- объекты народного хозяйства;
- вооруженные силы и войсковое имущество;
- природные ресурсы и богатства страны, объекты культурного наследия.
К ведению муниципальной собственности относится имущество регионов. Имущество регионального характера не входит в состав федерального.
Управление федеральной собственностью
Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Работа с государственным имуществом относится к ведению властных структур. Российское законодательство закрепляет целую систему институтов и органов власти, которые обязаны распоряжаться и владеть государственным имуществом.
На федеральном уровне существует несколько , распределенных по трем властным группам: законодательной, судебной и исполнительной. Между всеми органами существуют тесные юридические связи. Над всеми органами власти находится глава государства - президент РФ. Именно президенту отводится главная роль в управлении государственной собственностью. Он издает распоряжения и указы, на основании которых и работают все остальные органы власти.
Правительство, как основной власти, осуществляет управление федеральной собственностью при помощи своих министерств. Законодательный орган, Парламент, издает лишь нормативные акты, касающиеся управления государственным имуществом. Судебные инстанции контролируют имущество, а в случае нарушений - судят виновных лиц. Далее будет рассказано про исполнительные министерства.
Цели и задачи работы
Для чего вообще необходимо управление объектами федеральной собственности? Какие цели и задачи стоят при реализации рассматриваемой политики? Во-первых, необходимо качественное обеспечение свободной хозяйственной деятельности и единства социально-экономического пространства. Должна разрабатываться инвестиционная политика. Необходимо также принимать меры по ее реализации.
Во-вторых, социально-экономическое развитие необходимо качественно прогнозировать. Для этого следует учитывать имеющуюся собственность, а также сравнивать ее с показателями прошлых лет. Нужно формировать мобилизационный экономический план, с помощью которого можно было бы обеспечивать функционирование всех государственных отраслей.
Принципы работы
Согласно федеральным законам о собственности в РФ, работы по управлению общегосударственным имуществом должны осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, идеями и правовыми началами:
Итак, кто управляет федеральной собственностью в РФ? Это все органы власти, но в большей степени - российское Правительство, на которое возлагаются основные функции и первоочередные задачи по контролю за государственным имуществом.
Счетная палата
Счетная палата является неправительственным органом, который осуществляет контроль за эффективностью траты средств из общегосударственного бюджета. Формируется Счетная палата по распоряжению Федерального собрания, то есть Парламента. РФ, нижняя парламентская палата, наделяет рассматриваемый орган полномочиями, а также назначает его председателя. Совет Федерации, верхняя палата Собрания, назначает на должность зам. руководителя Счетной палаты. В своей деятельности представленный орган руководствуется Конституцией и отдельными федеральными законами.
В полномочия Счетной палаты входят следующие моменты:
- исполнение федерального бюджета;
- контроль за банковской системой;
- проведение экспертиз и проверок;
- информирование парламентских палат о выполняемой работе;
- контроль за средствами внебюджетного характера.
Отдельно следует заметить, что Счетная палата обязана активно взаимодействовать с прочими федеральными службами, собственность государства для которых является основным предметом деятельности.
Министерство экономического развития
Федеральная собственность Российской Федерации находится под управлением множества правительственных министерств. При этом основной инстанцией здесь будет Минэкономразвития - министерство, обладающее большим количеством полномочий в области народного хозяйства. В задачи представленного министерства входит следующее:
Министерство должно активно сотрудничать с прочими правительственными инстанциями, а также со Счетной палатой РФ.
Общая характеристика Росимущества (Федерального агентства по управлению федеральным имуществом)
Росимущество находится в структуре Министерства экономического развития. Именно этот орган занимается непосредственным управлением государственной собственностью. Структура работает в области земельных правоотношений. Она реализует свои полномочия по предоставлению государственных услуг.
Росимущество призвано управлять государственной собственностью, осуществлять анализ приватизационных процессов, исследовать маркетинговые, научно-технические и социологические аспекты. На основе полученных данных должны вноситься предложения по модернизации существующих экономических механизмов и методов.
Росимущество обязано рассматривать проблему модернизации государственных акционерных обществ. Должны разрабатываться программы по проведению земельных реформ. Необходимо также составлять нормативные акты, связанные с вопросами владения, распоряжения, учета, приватизации и контроля над федеральной собственностью.
Структура Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
Основные полномочия в Росимуществе играет Центральный аппарат. В его состав входят начальники и заместители министерства - так называемое руководство. У каждого руководителя должны быть помощники, входящие в совещательную группу. Сам Центральный аппарат занимается управлением структурными подразделениями.
На какие управления делятся структурные подразделения? Это земельные фонды, в ведении которых находится управление и контроль за федеральной земельной собственностью, это правовое управление, правоохранительные и финансовые ведомства, информационные структуры, материально-технические инстанции и т.д.
Таким образом, ответ на вопрос о том, кто управляет федеральной собственностью в РФ, довольно прост: это все государственные властные органы, особую роль среди которых играет ЦК Росимущества.
Компетенция Росимущества
Рассматриваемое федеральное агентство имеет ряд региональных подразделений. Все они сформированы Росимуществом для удобства управления любым муниципальным образованием. При этом функции как у федеральной инстанции, так и у территориальных подразделений, одинаковые.
Вот, что здесь следует выделить:
- формирование, ведение и модернизация реестра материальных ценностей, которые находятся в конкретных регионах;
- организация и контроль приватизационной программы;
- оформление акционерных сертификатов и передача их Росимуществу;
- изъятие госимущества, переданного в оперативное управление;
- учет арендных договоров;
- предоставление согласия на пользование объектами, которые находятся в хозяйственном ведении;
- назначение и проведение ревизионных и инвентаризационных проверок;
- проведение экспертных работ по оцениванию федеральной собственности.
Таким образом, Росимущество обладает громадным количеством полномочий в отношении общегосударственного имущества.
Право федеральной собственности
Дабы понять, что именно представляет собой право на федеральную собственность, следует обратиться к статье 214 Гражданского российского кодекса. Именно в этой норме закона сообщается, что в федеральной собственности находятся земли, природные ресурсы, а также отдельные виды имущества, расположенные в регионах Российской Федерации. Речь идет о краях, автономных округах и областях, республиках и городах федерального значения.
Имущество, которое находится в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями и предприятиями во владение, распоряжение и пользование. Средства от федерального имущества составляют государственную казну России.
Порядок управления государственной собственностью. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. До 1 января 1995 г. управление собственностью регламентировалось Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР"*(530). В настоящее время общего закона о собственности в стране нет и отношения, возникающие в ходе управления государственной и муниципальной собственностью, регулируются нормами ГК РФ. Однако, как уже отмечалось, указанным актом установлены лишь основные положения относительно понятия, содержания, оснований приобретения, прекращения и порядка защиты собственности. Реальные механизмы управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности, порядок их использования в предпринимательской деятельности определены в подзаконных нормативных актах.
В соответствии с п. "г" подп. 1 ст. 114 Конституции РФ управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, действующим на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443*(531) и осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере имущественных отношений.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691*(532), Росимущество реализует, в частности, следующие полномочия:
Осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
Осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра;
Осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), а также иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;
Проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений;
Организует оценку имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества и др.
Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации Российский фонд федерального имущества*(533) является федеральным государственным учреждением, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации продажу приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также распоряжение и реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объекты, находящиеся в федеральной собственности, учитываются в Реестре федерального имущества*(534). Учет государственного имущества включает описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов. Государственные органы ведут учет государственного имущества на документированной основе с регистрацией объектов в реестре. Рассмотрим порядок документированного учета.
Для учета государственного имущества, находящегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, юридическое лицо (заявитель) представляет в соответствующий территориальный орган Росимущества или в орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ заявление на получение Свидетельства о внесении в реестр федерального имущества объекта учета, прилагая к заявлению необходимые документы. Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваивается реестровый номер, а заявителю направляется свидетельство - не позднее пяти дней с даты его присвоения. Федеральное имущество, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено.
Реестр федерального имущества представляет собой федеральную информационную систему - совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных. Ведение государственной базы данных федерального имущества означает занесение в нее объектов учета и сведений о них, обновление данных об объектах учета и их исключение из указанной базы данных при изменении формы собственности или других вещных прав на объекты учета. Сведения об объектах учета, исключаемые из базы данных, переносятся в архив.
Порядок ведения государственных баз данных федерального имущества утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. В частности, такой порядок в отношении федерального имущества, имеющегося у юридических лиц, которые зарегистрированы на территории России, утвержден распоряжением Мингосимущества РФ от 30 июля 1998 г. N 800-р*(535).
Для сопоставления реального наличия федерального имущества с данными реестра Росимущество проводит инвентаризацию объектов федерального имущества*(536).
Объекты федерального недвижимого имущества заносятся в базу данных инвентаризации*(537). К таким объектам принадлежат здания, строения и помещения федеральной собственности, закрепленные на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за государственными учреждениями и казенными предприятиями, а также находящиеся на балансе хозяйственных обществ и товариществ, но не вошедшие в их уставные капиталы, либо находящиеся в пользовании общественных объединений. Данные об имуществе для занесения в базу данных представляются балансодержателем по месту нахождения объектов. При смене балансодержателя объекта, изменении его технических характеристик и т.п. в базе данных проводится корректировка. При отчуждении объектов недвижимого имущества из федеральной собственности они удаляются из базы данных.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(538) права на государственное недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Порядок оформления прав на это имущество детализирован в постановлении Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности"*(539). В частности, установлено, что:
а) при государственной регистрации права собственности РФ на недвижимое имущество от имени РФ выступает Росимущество;
б) заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или права оперативного управления на недвижимое имущество подается организацией, за которой оно закреплено. При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Российская Федерация указывается как собственник имущества.
Основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления федеральным государственным имуществом определены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ*(540). Во исполнение задач, намеченных Концепцией (главная из них - повышение эффективности использования государственного имущества), приняты специальные нормативные акты и созданы специальные комиссии*(541).
Вопросы управления государственной собственностью в субъектах РФ определяются актами соответствующих государственных органов. Рассмотрим данный вопрос на примере города Москвы.
Уставом города Москвы*(542) определены: состав имущества города Москвы (ст. 20), объекты собственности города Москвы, не подлежащие отчуждению (ст. 21), объекты собственности муниципальных образований в городе Москве (ст. 22), основы разграничения собственности на территории города Москвы (ст. 23) и др.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 5 июня 2001 г. N 502-ПП*(543) в Москве создан и ведется Единый реестр собственности города Москвы, который представляет собой совокупность четырех составляющих:
Реестр государственных унитарных, казенных предприятий Москвы;
Реестр государственных учреждений Москвы;
Реестр хозяйственных обществ, товариществ и некоммерческих организаций с участием Москвы;
Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности Москвы.
Функциональным органом исполнительной власти Москвы, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами собственности Москвы, межотраслевую координацию управления собственностью города, является Департамент имущества города Москвы. Положение о нем было утверждено постановлением Правительства Москвы от 16 июля 2002 г. N 559-ПП*(544).
Для вовлечения государственного и муниципального имущества в хозяйственный оборот оно закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо передается в аренду или доверительное управление.
Управление государственной собственностью
Помещения больниц, родильных домов и других лечебных стационаров должно иметь естественное освещение.
Операционные, реанимационные и секционные, проектируемые с естественным освещением, следует ориентировать на северные румбы горизонта (С, СЗ, СВ). Не допускается ориентация на запад окон палат интенсивной терапии, окон палат отделений детей в возрасте до 3 лет, а также комнат для игр в детских отделениях. Окна других палат рекомендуется ориентировать на юг, юго-восток, восток.
Коридоры палатных секций должны иметь естественное освещение, осуществляемое через окна в торцовых стенах зданий и в холлах.
Для защиты от слепящего действия и перегрева в летнее время от прямых солнечных лучей в лечебных стационарах, расположенных в III и IV климатических районах страны, светопроемы, обращенные на сектор горизонта 70-290 0 с.ш. должны оборудоваться солнцезащитными средствами (козырьки, жалюзи и т.д.)
Искусственное освещение должно соответствовать назначению помещения, быть достаточным, регулируемым и безопасным, не оказывать слепящего действия. Общее искусственное освещение предусматривается во всех, без исключения, помещениях. Для освещения отдельных функциональных зон и рабочих мест устраивается местное освещение.
Искусственное освещение помещений стационаров осуществляется люминесцентными лампами и лампами накаливания. Предусматриваемые для установки и применяемые люминесцентные светильники должны быть укомплектованы пускорегулирующими аппаратами с особо низким уровнем шума.
Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными закрытыми рассеивателями. Для освещения палат следует применять настенные комбинированные светильники (общего и местного освещения), устанавливаемые у каждой койки на высоте 1,7 м от уровня пола.
В каждой палате предусматривается специальный светильник ночного освещения, установленный в нише около двери на высоте 0,3 м от пола. В детских и психиатрических отделениях светильники ночного освещения палат устанавливаются в нишах над дверными проемами на высоте 2,2 м от уровня пола. Для управления ночным освещением всех палат секции следует предусматривать один выключатель у поста дежурной медицинской сестры.
Во врачебных смотровых кабинетах необходимо устанавливать настенные светильники для осмотра больного.
Управление государственной собственностью
В своем простейшем толковании собственность означает принадлежность вещей, материальных, духовных, информационных ценностей определенным лицам: индивидам, семьям, организациям, социальным группам, государству, обществу.
Экономическая природа собственности состоит в обладании возможностью извлекать из вещей, имущества полезные свойства, потреблять определенным образом для удовлетворения интересов и желаний, получать выгоду.
Правовая основа собственности заключается в наличии юридически установленных, признанных прав определенных лиц на обладание вещами, ценностями и вытекающих из этих прав узаконенных возможностей распоряжаться объектами собственности, использовать их по своему усмотрению.
Отношения собственности – это отношения, возникающие между людьми, организациями, органами власти по поводу принадлежности, присвоения, раздела, передела объектов собственности.
Это, с одной стороны, экономические отношения, так как в их основе лежат экономические процессы и интересы, с другой – правовые отношения, так как они регулируются законами, прежде всего ГК РФ.
Управление собственностью – это воздействие, оказываемое собственниками, органами государственной власти и самоуправления, иными уполномоченными лицами, на процессы, связанные с принадлежностью вещей, имущества и их использованием, а также на участников этих процессов.
Таким образом, собственность есть одновременно экономическая, правовая, управленческая категория.
Теория и практика управления государственной собственностью широко оперируют фундаментальными понятиями, как «собственность», «субъекты собственности», «объекты собственности». Указанные термины многозначны в том смысле, что обладают несколькими разными значениями в зависимости от области употребления и цели использования данного термина.
Собственность как принадлежность означает наличие связи между субъектом (человеком, группой или сообществом людей, хозяйствующими субъектами, организациями, учреждениями, органами власти и управления), с одной стороны, и объектом (любой субстанцией материального мира в виде материально-вещественных объектов и духовных ценностей, информации), с другой стороны.
Эта связь проявляется в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом.
Собственность как объект означает все то, что становится предметом, объектом принадлежности определенному субъекту (индивиду, группе, множеству индивидуальных субъектов).
Субъект собственности (собственник) – лицо, которому принадлежит объект собственности, обладатель права собственности на данный объект, представитель активной стороны отношений собственности,
Наличие конкретного субъекта собственности, олицетворяющего, реализующего право собственности, есть обязательное условие возникновения и действия отношений собственности. Безсубъектная собственность – это абстракция.
В качестве субъектов государственной собственности могут выступать:
Народ, осуществляющий право и полномочия собственности непосредственно или делегируя их органам управления;
Государство в лице уполномоченных органов государственной власти, федерации и ее субъектов;
Государственные организации и учреждения, наделенные правами собственности (управления собственностью) со стороны государства и от его имени.
Объект собственности представляет пассивную сторону отношений собственности, выступая в виде предметов, вещей, материалов, энергии, информации, духовных, интеллектуальных ценностей, денежных средств, принадлежащих целиком или в некоторой части субъекту собственности.
Объекты собственности часто называют просто собственностью.
Виды объектов государственной собственности:
Недра, полезные ископаемые;
Земли сельскохозяйственного и иного назначения;
Леса и лесные богатства;
Имущественные комплексы в виде зданий, сооружений, жилых объектов, оборудования, других имущественных ценностей;
Памятники истории и архитектуры;
Унитарные предприятия;
Объекты интеллектуальной собственности;
Финансовые ресурсы, денежные средства, драгоценности.
2. Государственная собственность как объект управления
Гражданский кодекс конструирует определение права собственности через триаду полномочий собственника ст. 209 – собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Итак, правовое понятие собственности фиксирует правомочия собственника по отношению к его вещи, дабы показать и защитить их абсолютность. Без разделения на основные виды: владение, пользование, распоряжение _ очень трудно понять суть субъектно-объектных отношений. Следует четко различать собственника-владельца, собственника-пользователя, собственника-распорядителя, особенно в тех случаях, когда эти элементы отношений собственности разделены между разными лицами.
Владение – начальная, исходная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности, либо факт реального обладания объектом. Владение есть первичная форма, имеющая в этом смысле главенствующий характер. Но владение выступает статичной характеристикой отношений собственности, это номинальное право либо практическая возможность использовать объект, далеко не всегда реализуется. Владелец, которому принадлежит объект, может обладать правом, удостоверенным наличием требуемых документов или просто признанным как факт, не осуществляя это право, не пользуясь им. Отдельные владельцы издавна делегировали полномочия распорядительства своей собственностью управляющим, сохраняя при этом за собой получение доходов от собственности. Так что владение, взятое в отдельности, еще не является в полной мере собственностью в социально-экономическом смысле этого слова, подразумевающем не только владение, но и распорядительство, и использование объекта.
В ряде случаев владение превращается в формальное, декларируемое право, которым владелец не пользуется, а порой и не знает как пользоваться и не стремиться к тому. Так обстоит дело с общественной, общенародной собственностью, владельцем которой формально является народ. В других случаях функция владения отделена от юридического владельца и передана другому субъекту, который не будучи владельцем собственности по статусу, фактически распоряжается ею и использует ее. Так, например, государственные органы, не являясь юридически владельцами государственной собственности (таковым номинально является народ в лице государства), фактически выступают в роли владельцев.
Распоряжение – наиболее явный способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности, дающий субъекту право и возможность управлять объектом, поступать по отношению к объекту и использовать его в рамках закона практически любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, преобразования в другой объект и даже ликвидация.
Фактически собственник становится таковым, получив права и реальную возможность распоряжаться объектом собственности. Так что даже владелец есть полный собственник, только если он одновременно и распорядитель.
Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением по усмотрению и желанию пользователя. Владение и пользование собственностью могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделены между различными субъектами. Последнее означает, что пользоваться вещью можно и не будучи ее владельцем. И наоборот, можно быть владельцем и не пользоваться объектом собственности, передав это право другому субъекту. Так, к примеру, наемный работник использует средства производства, не являясь их владельцем, а, скажем, владелец гостиницы сам ею обычно не пользуется.
Выделяют три стороны юридических отношений собственности:
1. отношения собственника к принадлежащему ему имуществу как к своему;
2. отношения между собственником и всеми третьими лицами, обязанными не препятствовать собственнику в осуществлении его правомочий (выражение абсолютного характера права собственности);
3. третья сторона отношений собственности – собственник и государство, охватывающая налоговые отношения, защиту и гарантии собственности, правила государственной регистрации и ограничения оборота определенных видов имущества.
Право собственности представляет собой комплексный правовой институт.
Правовое регулирование отношений собственности складывается из норм, которые
1. устанавливают саму возможность принадлежности материальных благ определенным лицам (конституционное, гражданское, административное право – приобретение и прекращение права собственности);
2. устанавливают характер и границы поведения владельцев имущества (гражданско-правовой режим, административно-правовой режим объекта собственности);
3. предлагают способы защиты от посягательства других лиц (гражданское, административное, уголовное право).
Современное отношение к значению государственной собственности весьма противоречиво.
Необходимо определить, в каких областях существование государственной собственности целесообразно с точки зрения публичных интересов. Современные западные авторы делят государственную собственность по критерию управляемости на четыре категории:
Предприятия, которыми владеет и управляет государство (прежде всего речь идёт о предприятиях, имеющих первостепенное значение для экономического прогресса или национальной безопасности, например, о шахтах или нефтеперерабатывающих заводах);
Общественно значимые структуры, которыми владеют и управляют национальное или местное правительства
(железные дороги, авиалинии, телекоммуникации, школы, больницы и т.п.);
Предприятия, принадлежащие государству, но не управляемые им;
Предприятия, частично принадлежащие государству с самым разнообразным уровнем структурой контроля над ним.
С экономической точки зрения различают два типа государственной собственности.
Первый – государственная собственность в коммерческом секторе (хозяйственные общества, государственные предприятия),
Второй – некоммерческий сектор государственной собственности (различные системы инфраструктуры, энергосистемы, транспортные системы, коммуникации, аэропорты, авиационный компании, национальные музеи, библиотеки). Последние объекты не приносят прибыль, но объекты не эффективны не потому, что они государственные, а наоборот, они государственные потому, что неэффективны и переданы государству для выполнения неких общих важных функций.
В отношении современной России констатируется, что
1) удельный вес продукции, произведённый государственным сектором, выше фиксированного статистикой,
2) правомерно квалифицировать смешанную государственно-частную собственность как относительно самостоятельную форму, в рамках которой существуют специфические отношения распоряжения, владения и пользования,
3) более высокая по сравнению с государственным и частным секторами инвестиционная активность сектора со смешанной собственностью даёт основания считать его более дееспособным.
О каком бы виде объекта государственной собственности ни вели речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РФ понятия «вещи» и «имущество» применяются как синонимы. При этом для определения термина «имущество» используется форма:
Имущество – это всё материальное, что имеет стоимость, а также не материальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость.
Понятия имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причём имеющее некую экономическую ценность.
Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так как допускают не «полное хозяйственное господство», а лишь ограниченные возможности использования.
Классификация объектов государственной собственности может проводиться в зависимости от их правового режима. Еще в древнем Риме существовало разделение на общее достояние и публичное имущество. Общее достояние – то, что по естественному праву принадлежит всем (воздух, проточная вода, море), а публичное и казенное имущество принадлежит римскому народу (реки и гавани). Публичное имущество имеет совершенно особенный режим, ибо для его отчуждения необходимо согласие народа.
В настоящее время на Западе в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность, к ней обычно относят территориальные и некоторые иные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые и т.п. Указанные объекты являются исключительной собственностью государства. Считается, что публичная собственность может быть использована только на общее благо.
В Российском законодательстве публично-правовая разновидность собственности государства практически не отражена. Гражданскому кодексу известно понятие вещи, изъятой из оборота, но это чрезвычайно узко и обслуживает интересы лишь частно-правовой семьи отраслей. Если признать существование публично-правовой и частно-правовой разновидностей государственной собственности, довольно просто решается вопрос правового регулирования: все, что касаемо частной собственности государства, регламентируется гражданским правом, а все, что относится к публичной собственности, - конституционным и административным правом.
Ч.2 и 3 ст.212 ГК РФ, отсылающая к ФЗ, который определит то имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, позволяет вести речь о «полуформальном» существовании исключительной (абсолютной) собственности государства. В отношении этой собственности у государства не возможное поведение, а долженствование, не право государства (возможность) иметь собственность, а обязанность государства (долг).
Кроме того, изъятые из оборота вещи также можно считать исключительной государственной собственностью (ресурсы континентального шельфа; территориальные воды и морские экономические зоны РФ; заповедники; целебные источники; памятники истории и культуры; вооружение; объекты оборонного значения; недра и др.) Алмазный, золотой и валютный фонды относятся к объектам, ограниченным в обороте.
Вопрос об исключительной государственной собственности и достоянии – это вопрос о правовом режиме того или иного объекта.
Правовой режим в системе права государственной собственности – это особый правовой порядок, устанавливаемый совокупностью норм, регламентирующих специфику объекта (предмета) правовых отношений субъектов права с учетом общего, государственного интереса к целям, порядку и последствиям владения, пользования и распоряжения наиболее ценной частью государственной собственности.
Вопрос об управлении государственной собственностью представляет собой еще один стык публичного и частного права.
Отношения собственности нельзя смешивать с отношениями по управлению данной собственностью.
Мы будем рассматривать управление как категорию публичного права.
Можно выделить следующие признаки управления собственностью:
1. При управлении имуществом собственник отстранен (физически и юридически) от своего имущества, не осуществляет триаду полномочий, предоставляя это другому лицу – существуют два субъекта, связанные отношениями по поводу объекта собственности.
Соответственно с управляющего субъекта можно спросить за «эффективность» управления. Когда же собственник и пользователь (лицо, осуществляющее право собственности) совпадают, вопрос об эффективности управления не встает вовсе, оставаясь внутренним делом собственника. Для гражданского права не имеет значения каким образом и что именно делает собственник в отношении своего имущества (если только речь не идет о нарушении прав и интересов других лиц, публичного порядка и пр. деликтах).
В управлении имуществом собственника явственно различимы признаки публичного (государственного) управления:
1. множественность субъектов и их юридическая «иерархия»
2. субъекты связаны с объектом и друг с другом по поводу объекта;
3. главный юридический субъект (собственник) отстранен от объекта;
4. объем полномочий управляющего субъекта строго определен;
5. отношения субъектов регулируются отдельно и подробно – непосредственно законом или договором между ними;
6. действия управляющего субъекта ограничены заданием собственника или его интересами (изначальная целевая заданность управления);
7. деятельность управляющего субъекта контролируется и оценивается собственником или органом, назначившим управление имуществом;
8. за неэффективность управленческой деятельности возможно применение санкций.
Представители гражданско-правовой науки утверждают, что вопросы управления государственной собственностью ввиду равноправия форм собственности достаточно освещены в ГК (управление имуществом лица: опека, попечительство, безвестно отсутствующий, управление наследством, доверительное управление); (Управление деятельностью).
Вывод: управление государственной собственностью – публично-правовая категория, категория не знакомая гражданскому законодательству, а потому нуждающаяся в регламентации.
Очевидно, должно существовать отраслевое законодательство по этому вопросу. На федеральном уровне подобных законов нет, на помощь приходит региональное законодательство. Во многих субъектах РФ уже приняты специализированные законы об управлении государственной собственностью.
В узко-правовом смысле управление государственной собственностью можно определить как осуществление уполномоченными государственными органами посредством механизма управления правомочий владения, пользования и распоряжения государственной собственностью.
Никогда не нужно забывать, что управление собственностью – процесс во многом экономический, проходящий как в правовой, так и в организационной формах; иногда он бывает далек от права.
Однако государство должно всегда действовать в правовых рамках, даже организационные действия осуществляя в «правовом коридоре».
Специфика управления государственной собственностью очевидно свидетельствует в пользу принятия федерального закона о государственной собственности. Об этом законе косвенно говорится в ГК РФ (п.5 ст.214 – отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом).
На деле государственная собственность управляется плохо и неэффективно, регулирование этих процессов рассредоточено в разнообразных нормативных актах, чаще всего подзаконных.
Закон общего плана смог бы установить основные принципы управления, виды субъектов и объектов государственной собственности, а главное – решить те вопросы публично-правового толка, которые не в состоянии регулировать ГК (определение отраслей, где необходимо существование государственного сектора, установление специфики публичной собственности и т. п.)
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
План
1. Понятие и функции государственной собственности
2. Объекты государственной собственности
3. Преобразование форм государственной собственности
4. Государство-менеджер
5. Управление государственным имуществом
1. Понятие и функции государственной собственности
Государственная со бственность -- это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -- республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лицлибо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
История : Исторически первой формой собственности в России была коллективная (общинная или родовая) собственность. В связи с общественным разделением труда, появлением имущественного неравенства возникла частная собственность, и лишь впоследствии с возникновением государства появилась государственная собственность. При этом появление новых видов собственности не уничтожало предыдущие.
По мнению известного русского публициста Н. П. Огарева, государственная собственность может выступать в двух вариантах - в форме собственности государя, правительства или в форме общественной, народной собственности.
В связи с тем, что Россия почти до конца ХХ века являлась аграрной страной, основной формой собственности была собственность государственная и общинная земельная, частная же развивалась слабо. Значительную роль играла церковная собственность, а в конце XIX века появилась корпоративная форма собственности.
Правовое регулирование всех видов собственности нашло отражение в Русской Правде, а затем в Судебнике 1497 г., Судебнике 1550 г. и Соборном Уложении 1649 г. Частная собственность защищалась государством, но при этом государство могло ее существенно ограничить. Например, существовал запрет закладывать выслуженные вотчины или определялись сроки выкупа родовой вотчины.
Таким образом, государство в России практически с момента своего образования являлось главным владельцем земельной собственности и активно влияло на политику формирования других форм собственности, крестьяне же, к примеру, пользовались землей на праве владения.
Не изменило понимания собственности формирование капитализма и машинного производства. На основе государственной собственности в конце XVII - начале XVIII вв. начинает развиваться мануфактурная промышленность, появляются первые государственные предприятия.
Свод действующих законов, введенный уже в имперский период в 1835 году, защищал право частной собственности, считая ее вечной и потомственной, однако большая часть земель оставалась в собственности государственной. В СССР государственная собственность являлась высшей формой собственности и входила в основу экономической системы социалистического государства. государственный собственность менеджмент
На современном этапе для государственной собственности характерна мощная материально-техническая база. Она составляет экономическую основу единого народнохозяйственного комплекса страны. Также государственная собственность характеризуется возросшей централизацией и взаимосвязью различных звеньев производства, качественно новым уровнем его технической оснащенности.
Функции государственной собственности
· В функционировании государства и обеспечении экономической стабильности государственная собственность играет важнейшую роль, выполняя свои социальные функции:
· Создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала;
· Позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом;
· Обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь,экономическая безопасность и т.д.);
· Обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ ; национальную безопасность ;
· Позволяет сглаживать удары кризисов , мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов , осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высоких технологий , национализируя собственность обанкротившихся предприятий.
2. Объекты государственной собственности
Все объекты государственного имущества можно разделить на две основные группы:
1. Предприятия, которые должны находится исключительно в государственной собственности (не коммерческие объекты);
2. Объекты, с возможностью коммерческого использования (предприятие, действующее на открытом конкурентном рынке).
выделяют два уровня:
1. Федеральная собственность;
2. Государственная собственность субъектов Федерации.
Разграничение государственной собственности в Российской Федерации должно строиться на следующих принципах:
Законности
Целесообразности
Социально-экономической обоснованности
Иерархичности построения отношений собственности
Достаточности
Локальности и ограниченности использования собственности
Инфраструктурной целостности имущественного комплекса
Эффективности использования собственности,
Подконтрольности использования собственности.
В исключительной собственности Российской Федерации находятся:
Средства федерального бюджета и внебюджетных федеральных фондов;
Средства и имущество Центрального банка Российской Федерации;
Золотой запас Российской Федерации;
Государственная казна;
Культурные и исторические ценности федерального значения;
Археологические природные памятники федерального значения;
Памятники градостроительства и архитектуры федерального значения;
Охраняемые природные территории федерального значения;
Имущество, необходимое для функционирования и развития федеральных энергетических систем;
Космические летательные аппараты, искусственные спутники Земли;
Расщепляющиеся материалы;
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации;
Имущество федеральных министерств, ведомств, учреждений, предприятий и организаций, учрежденных Российской Федерацией;
Имущество предприятий и организаций, приватизация которых запрещена;
Мосты и дороги федерального значения;
Федеральные природные ископаемые;
Водные запасы;
Ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны;
Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение;
Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, военное снаряжение;
Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры;
Государственные предприятия и организации, имеющие стратегическое значение для обеспечения национально-государственной безопасности страны, в том числе для ее социально-экономического развития.
К объектам федеральной собственности могут относиться:
Денежные средства;
Акции и иные ценные бумаги;
Доли (вклады) Российской Федерации в капитале акционерных обществ;
Производственные и административные здания;
Жилищный фонд;
Долги иностранных государств;
Интеллектуальная собственность, нематериальные активы;
Любое иное имущество.
Состав объектов федеральной собственности, в том числе находящихся за рубежом, должен определяться федеральным законом.
В государственной собственности субъектов Российской Федерации находятся:
Природные объекты (земля, недра, водоемы, растительный и животный мир), переданные федеральным законом и иными нормативными правовыми актами в собственность субъекта Российской Федерации;
Средства бюджета субъекта Российской Федерации;
Средства внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации;
Средства валютных фондов субъекта Российской Федерации;
Имущество, закрепленное за государственными предприятиями и государственными учреждениями субъекта Российской Федерации, пакеты акций и доли (вклады) в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ;
Имущество, созданное или приобретенное за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или переданное ему в собственность в установленном законом порядке;
Объекты государственной собственности субъекта Российской Федерации, находящиеся за пределами его территории, в соответствии с соглашениями, договорами, по другим законным основаниям;
Ценные бумаги, финансовые активы, депозиты в банковских учреждениях;
Имущество представительных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
Иное имущество, необходимое для решения задач, стоящих перед органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Состав объектов государственной собственности субъекта Российской Федерации определяется региональным законодательством.
3 . Преобразование форм государственной собственности
Преобразование форм и отношений собственности осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Правовым основанием преобразования форм и отношений федеральной собственности являются решения Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ или Министерства имущественных отношений РФ.
Не подлежат передаче в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность имущественные объекты, отнесенные законом к исключительной федеральной собственности.
Перечень объектов федеральной собственности, не подлежащих передаче в государственную собственность субъектов РФ, а также муниципальную собственность, формируется Минимуществом, представляется на согласование Правительства РФ и утверждается решением парламента Российской Федерации.
Передача объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ осуществляется на возмездной или безвозмездной основе. Из федеральной собственности в муниципальную собственность на безвозмездной основе передаются объекты жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры.
Правовым основанием преобразования форм и отношений государственной собственности субъектов РФ являются решения законодательного органа власти субъекта федерации, постановления главы исполнительной власти субъекта РФ или распоряжения регионального комитета по управлению государственным имуществом в случаях, определяемых законодательными актами субъекта федерации. Собственность субъекта РФ, созданная или приобретенная за счет средств регионального бюджета или в результате хозяйственной деятельности государственных предприятий, передается в федеральную или муниципальную собственность, а также в ведение органов государственной власти Российской Федерации, других субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательными актами субъекта федерации.
Не подлежат передаче в федеральную и муниципальную собственность объекты государственной собственности субъекта РФ, имеющие общерегиональное значение.
Перечень объектов государственной собственности субъекта РФ, не подлежащих передаче в федеральную и муниципальную собственность, формируется региональным комитетом по управлению государственным имуществом, представляется на согласование главе исполнительной власти субъекта РФ и утверждается решением законодательного органа власти субъекта федерации.
Решение о передаче объектов собственности субъектов РФ в федеральную и муниципальную собственность принимается по инициативе:
Органов государственной власти Российской Федерации;
Органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Органов местного самоуправления;
Органов по управлению государственным имуществом в Российской Федерации.
Передача объектов государственной собственности субъектов РФ в федеральную и муниципальную собственность осуществляется на возмездной или безвозмездной основе. Из государственной собственности в муниципальную на безвозмездной основе передаются объекты жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры и объекты социально-культурного значения.
Муниципальная собственность может быть передана в государственную собственность субъектов РФ и в собственность других муниципальных образований. Порядок передачи объектов муниципальной собственности регулируется региональным законодательством о местном самоуправлении и уставами муниципальных образований.
4 . Государство - менеджер
По отношению к объектам (предприятиям), которые должны находиться исключительно в государственной собственности государство выполняет функции старшего менеджера (управляющего), принимающего ключевые стратегические и оперативные решения по управлению деятельностью предприятий.
В том числе государство определяет: что будет производить предприятие, в каком объеме, по какой стоимости и как будет осуществляться финансирование предприятия. При этом целью государства - менеджера является обеспечение производства необходимых продуктов или услуг, требуемого качества, заданного объема и при определенных условиях рентабельности.
По отношению к коммерческим объектам, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, государство должно действовать исключительно как инвестор (совладелец). В этом случае предприятие для государства является объектом инвестиций, следовательно, принципы управления должны основываться на методах и подходах, применяемых в инвестиционном менеджменте.
Целью государства - инвестора является обеспечение максимальной рентабельности инвестированного капитала и рост рыночной стоимости имущества (акций).
К объектам государственной собственности, по отношению к которым государство действует как менеджер, могут быть отнесены следующие предприятия:
Оборонные предприятия;
Научно-исследовательские центры, имеющие стратегическое значение для развития государства;
Социальные объекты, не являющиеся привлекательными с коммерческой точки зрения;
Объекты инфраструктуры, включая: транспорт, дороги, связь, порты, газопроводы и т. п. (могут находится, как в государственной, так и в частной собственности);
Объекты, значимые с точки зрения макроэкономического влияния (могут находиться как в государственной, так и в частной собственности).
Важнейшим отличием предприятий, относящихся к категории исключительно государственных, является отсутствие конкурентного рынка значимых для государства продукции или услуг, потребность в которых не может быть покрыта посредством проведения закупок у независимых, в том числе иностранных, производителей.
Учитывая, что главной целью государства, в данном случае, является обеспечение производства требуемых товаров и услуг, функции государства при управлении данной категории предприятий направлены на решение следующих задач:
Экспертиза плана деятельности предприятия;
Определение значений основных финансово-экономических показателей;
Утверждение плана предприятия, включая штатное расписание и условия оплаты труда;
Регулярный текущий контроль исполнения плана;
Принятие управленческих решений (корректировка планов, решение кадровых вопросов).
Планирование на государственных предприятиях осуществляется, как правило, на основе государственного заказа. При этом государство определяет:
1. Номенклатуру продукции или услуг.
2. Объемы и условия поставки.
3. Закупочные цены.
4. Нормативы себестоимости и рентабельности, включая размеры дотаций в случае плановой убыточности предприятия.
5. Источники и условия финансирования.
Управляя коммерческими объектами, государство как собственник руководствуется принципами инвестиционного менеджмента. К коммерческим объектам относятся предприятия, частично или полностью принадлежащие государству и осуществляющие свои операции на открытом, конкурентном рынке.
Важнейшим критерием при определении коммерческой природы предприятия является наличие реальных или потенциальных конкурентов, которые также могут предложить свои продукты или услуги для того целевого рынка, на котором действует предприятие.
При управлении коммерческими объектами важнейшей задачей государства является формирование и управление (продажа или приобретение пакетов акций) инвестиционного портфеля, обеспечивающего минимальные риски и максимальную доходность инвестированного капитала, не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.
При этом, учитывая, что многие объекты собственности имеют высокую государственную значимость (экономическую, социальную и т. п.) и требуют индивидуального подхода, а структура и состав портфеля определен и ограничен, функции управления государства-инвестора, в своей основе, близки функциям фонда прямых инвестиций.
5 . Управление государственным имуществом
Управление государственным имуществом - целенаправленное воздействие на объекты использования государственного имущества в интересах государства, связанное с установлением правил, условий использования государственного имущества, с учетом общественных интересов. В Российской Федерации оно осуществляется на федеральном и региональном уровнях.
Система управления государственным имуществом - совокупность согласованных методов и средств, применяемых в процессе управления государственным имуществом для достижения заданных целей посредством специально созданных органов.
Объектами управления государственным имуществом являются:
Государственное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за государственными казенными предприятиями, государственными учреждениями, либо предприятия в целом, находящиеся в государственной собственности как имущественные комплексы;
Находящиеся в государственной собственности акции, доли (вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них государственное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;
Иное находящееся в государственной собственности движимое и недвижимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям;
Денежные средства и ценные бумаги;
Нематериальные активы государственных предприятий и учреждений; -результаты хозяйственного и иного использования государственного
Имущества (продукция, доходы, плоды), а также имущество, приобретенное государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями;
Имущество, приобретенное за счет средств государственного бюджета.
Субъектами управления государственным имуществом являются: Правительство РФ и уполномоченные им органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Их совокупность составляет систему органов управления государственным имуществом.
Также в собственности Российской Федерации выделяют два уровня:
· Федеральная собственность;
· Государственная собственность субъектов Федерации.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Понятие государственной собственности РФ. Классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления. Основные обязанности органов государственной власти по вопросам управления государственным имуществом.
реферат , добавлен 07.02.2010
Понятие государственной и муниципальной собственности. Проблемы управления муниципальной собственностью в России. Анализ деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, их компетенция и эффективность деятельности.
курсовая работа , добавлен 22.04.2013
Цели и задачи управлении государственной и муниципальной собственностью. Понятие государственной и муниципальной собственности. Цели и задачи государственной политики в области управления ими. Залог собственности. Понятие залога и правовая основа.
контрольная работа , добавлен 25.02.2012
Законодательная база управления государственной собственностью. Особенности управления объектами недвижимости. Участие государства на финансовых рынках и в производственной деятельности. Руководство конфликтов в процессе трансформации собственности.
курс лекций , добавлен 20.10.2010
Экономическая основа муниципальной власти. Основные требования к финансовым ресурсам местного самоуправления. Понятие и состав муниципальной собственности. Порядок управления и распоряжения ее объектами. Функции и доходные источники местных бюджетов.
контрольная работа , добавлен 12.01.2015
Понятие местного самоуправления. Правовые, территориальные, организационные, экономические основы местного самоуправления. Взаимосвязь государственной власти и местного самоуправления. Особенности государственной поддержки местного самоуправления.
курсовая работа , добавлен 20.09.2012
Зависимость способа управления государственной собственностью от объекта собственности. Схема аппарата государственного управления госимуществом в РФ. Формирование статистики собственности. Передача госсобственности трудовым коллективам за плату.
контрольная работа , добавлен 11.09.2009
Понятие функций местного самоуправления. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
курсовая работа , добавлен 20.02.2004
Экономическая сущность приватизации государственной собственности. Преобразование государственного унитарного предприятия как способ приватизации государственной собственности. Формы управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности.
контрольная работа , добавлен 23.09.2014
Понятие муниципальной собственности, принципы ее формирования, наступление и прекращение права собственности. Анализ управления муниципальной собственностью муниципального образования город Омск Омской области. Полномочия органов местного самоуправления.
Управление государственным имуществом должно строиться на следующих принципах: законности, разграничения полномочий между субъектами управления государственным имуществом; подотчетности и подконтрольности; гласности; самостоятельности пользователей; эффективности; обеспечения условий для развития состязательности (конкуренции); обязательности отчислений в бюджет средств от использования государственного имущества (платности).
Методы управления государственным имуществом – способы воздействия на имущественные объекты для достижения поставленных целей. В управлении государственным имуществом используются:
1. организационно-правовые методы – распорядительные воздействия субъектов управления государственным имуществом на имущественные отношения в форме административных указаний, установления правил, регулирующих процессы передачи прав собственности, выработки порядка и стандартных процедур управления государственным имуществом;
2. организационно-экономические методы – воздействие субъектов управления государственным имуществом на экономические интересы участников имущественных отношений посредством преобразования форм собственности, регулирования деятельности предприятий, использующих государственное имущество.
1. Хозяйственное ведение. Передача государственного имущества в хозяйственное ведение регламентируется Гражданским кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами. Передача государственного имущества в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям осуществляется на основе федерального министерства по управлению государственным имуществом по поручению Президента РФ или Правительства РФ. Государственное унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В подобной форме могут быть созданы и муниципальные унитарные предприятия.
Фактическая передача имущества в хозяйственное ведение осуществляется после заключения договора на право хозяйственного ведения, в котором отражаются условия передачи имущества.
Оперативное управление. Передача государственного имущества в оперативное управление государственным казенным предприятиям, государственным учреждениям осуществляется на основе распоряжения Росимущества по поручению Президента РФ или Правительства РФ.
Фактическая передача государственного имущества в оперативное управление осуществляется после заключения договора, в котором отражаются условия передачи государственного имущества.
Управление пакетами государственных акций хозяйственных обществ, закрепленных в федеральной собственности, осуществляется Правительством РФ или уполномоченным органом в порядке, определенном федеральным законодательством. Росимущество формирует федеральный перечень акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых закреплены в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права («Золотая акция»). В перечень включаются акционерные общества, которые:
· производят продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства;
· осуществляют свою деятельность в качестве субъектов естественных монополий;
· занимают доминирующее положение на потенциально конкурентном товарном рынке и подлежат реорганизации в целях создания конкурентной среды на этом рынке;
· акции которых подлежат внесению в уставные капиталы других акционерных обществ, в том числе холдинговых компаний.
Росимущество в пределах предоставленных ему полномочий управляет закрепленными в федеральной собственности пакетами акций приватизированных предприятий путем представления интересов РФ в органах управления акционерного общества уполномоченными лицами – представителями РФ или путем передачи акций в доверительное управление.
Управление деятельностью акционерных обществ (АО) с преимущественной долей государственных акций – государственных корпораций осуществляется на основе договора о государственном представительстве.
Если контрольный пакет акций АО принадлежит РФ, ее представители принимают участие в общих собраниях акционеров, участвуют в работе совета директоров. Генеральный директор назначается Правительством РФ. Если РФ принадлежит более 10% акций АО, представитель государства принимает участие в работе совета директоров. Если РФ принадлежит менее 10% акций АО, принадлежащие РФ пакеты акций передаются в доверительное управление. Операции с ценными бумаги и участие в капитале. Росимущество совместно с Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, Российским фондом федерального имущества по поручению Правительства РФ за счет бюджетных средств, а также за счет других средств, полученных от использования государственного имущества, по нормативам, утвержденным Правительством РФ, формирует и управляет портфелем ценных бумаг:
· проводит подготовку и осуществляет приватизационные работы, формирующие портфель ценных бумаг;
· передает в залог ценные бумаги, находящиеся в государственной собственности;
· анализирует рынок ценных бумаг;
· инвестирует бюджетные средства в ценные бумаги.
Участие государства в капитале хозяйственных обществ и товариществ осуществляется путем внесения вкладов государственного имущества. Вкладом является принадлежащая РФ доля в имуществе, находящемся в общей собственности двух или более лиц, или в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ.
Право доверительного управления государственным имуществом распространяется на пакеты акций (доли) в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, находящееся в государственной собственности. В доверительное управление может быть передано имущество, не включенное в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, находящиеся в государственной собственности. Указанное имущество остается в государственной собственности, управление им осуществляется в соответствии с договором о доверительном управлении.
Передача государственного имущества в доверительное управление осуществляется на конкурсной основе.
Право сдачи федерального имущества в аренду, за исключением земельных участков, принадлежит исключительно Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. Оно в праве сдавать в аренду предприятия, структурные единицы предприятий, производства, цеха, иные подразделения предприятий и др. объекты.
Арендаторами государственного имущества могут выступать юридические лица и граждане РФ, совместные предприятия, международные объединения и организации с участием российских и иностранных лиц, а также иностранные юридические лица и граждане. Передача государственного имущества в аренду осуществляется нВ бесконкурсной или конкурсной основе.
За использование государственного имущества арендатор уплачивает арендную плату. Величина арендной платы рассчитывается в соответствии с методикой, утверждаемой Росимуществом.
Лизинг государственного имущества. Объектом лизинга является любое государственное имущество, движимое и недвижимое, относимое к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке, предназначенное для предпринимательской деятельности.
Наем помещений государственного жилищного фонда. Росимущество через уполномоченные им органы передает жилые помещения государственного жилищного фонда в наем. Сдача жилого помещения в наем не влечет передачу пава собственности на него. Основанием для передачи жилого помещения в домах государственного жилищного фонда в наем является договор найма. Фактическая передача осуществляется на основании акта передачи жилого помещения.
Безвозмездное пользование государственным имуществом. Государственное имущество может быть передано во временное безвозмездное пользование на основании постановления Правительства РФ федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным казенным предприятиям.
Фактическая передача государственного имущества в безвозмездное пользование осуществляется после заключения договора между Росимуществом, государственным предприятием или учреждением, на балансе которого находится соответствующее имущество, и получателем имущества. Имущество учитывается на балансе юридического лица, в собственности которого оно находится. Росимущество имеет право распоряжаться переданным в безвозмездное пользование государственным имуществом, т.е. продавать или передавать его в аренду.
Залог государственного имущества. Правительство РФ имеет право привлекать заемные средства, предоставляя в качестве залога государственное имущество, включая предприятия, здания, сооружения, строения потребительского назначения, ценные бумаги (акции предприятий) и иные активы, а также имущественные, за исключением имущества, изъятого из гражданского оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законодательством.
Ипотека государственного имущества. Ипотека (залог государственного недвижимого имущества) осуществляется по решению Правительства РФ. Залогодателем государственного недвижимого имущества выступает Росимущество, его территориальные органы. Правительство РФ выступает в роли гаранта возврата ипотечных кредитов, полученных государственными предприятиями.
Коммерческая концессия и хранение. Государственное имущество, включая деньги и ценные бумаги, может быть передано на хранение в коммерческую или некоммерческую организацию, осуществляющую хранение в качестве одной из целей ее профессиональной деятельности. К обязательствам хранения применяются правила, установленные в Гражданском кодексе РФ.
2. Организационно-экономические методы управления государственным имуществом включают: консалтинг, маркетинг, планирование и программирование, контроллинг и мониторинг, аудит и оценку имущества, инвентаризацию и учет, страхование.
Консалтинг в системе управления государственным имуществом направлен на организацию взаимодействия Правительства РФ и уполномоченных им органов с субъектами рыночной инфраструктуры по вопросам управления и распоряжения государственным имуществом. Консалтинг использует совокупность приемов, повышающих эффективность управления государственным имуществом путем реорганизации и реинжиниринга структур управления, а также систем мониторинга. Профессиональной консалтинговой деятельностью в сфере управления государственным имуществом имеют право заниматься профессиональные консультанты – юридические и физические лица на условиях и в порядке, определенном Росимуществом.
Маркетинг позволяет органам управления государственным имуществом выявить потребности потенциальных пользователей и покупателей государственного имущества и удовлетворить эти потребности при обеспечении соответствующей государственной выгоды. Маркетинг имущества включает:
· выявление характеристик имущественных объектов, формирующих спрос на рынке;
· исследование рыночных факторов, влияющих на стоимость и доходность имущественных объектов;
· обеспечение продаж, в том числе по государственному заказу и др.
Планирование и программирование использования государственного имущества относится к основным методам эффективного управления.
Планирование определяет направления эффективного использования объектов государственной собственности исходя из определенной собственником цели управления, назначения объекта, рыночных факторов, определяющих ценность объекта.
Функции планирования и программирования в системе управления государственным имуществом выполняет Росимущество и его территориальные органы.
Контроллинг как метод управления государственным имуществом включает совокупность действий и условий проведения внутреннего аудита, а также систему управления результатами и затратами, связанными с использованием государственного имущества, включая движимое и недвижимое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности и нематериальные активы, с учетом рыночных факторов, основанную на использовании информационных технологий управления. Сферой контроллинга являются результаты использования государственного имущества, в том числе пакетов акций (вкладов) в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, закрепленных в государственной собственности. Система контроллинга включает экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности и принятие решений по результатам этого анализа.
В целях контроля за состоянием и эффективностью использования имущества Росимущества, отраслевые министерства и ведомства осуществляют мониторинг государственного имущества по следующим направлениям: ведение финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий, учреждений, хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием; оценка стоимости государственного портфеля акций; управление недвижимым имуществом.
Аудит использования государственного имущества направлен на установление достоверности об использовании имущества государственными предприятиями и учреждениями, хозяйственными обществами и товариществами с государственным участием, а также соответствия совершенных ими действий нормативным актам РФ.
Оценку государственного имущества осуществляют независимые оценщики. Оценщик не может быть учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица, заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки.
Инвентаризация государственного имущества обязательна в случаях: передачи имущества в аренду; выкупа, продажи имущества; реорганизации и ликвидации государственного предприятия; составления годовой отчетности; смены материального ответственных лиц; выявления фактов хищения имущества; стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций.
Порядок и сроки инвентаризации определяются руководителем государственного предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с федеральным законодательством.
Объекта государственной собственности подлежат обязательному государственному учету, который осуществляется в виде общего и специализированного учета. Общий учет объектов государственно имущества ведется Правительством РФ в лице Росимущества в реестре федерального имущества, который представляется на утверждение Государственной Думы и подлежит ежегодному уточнению и изменению одновременно с предоставлением федерального бюджета на очередной год.
Государственное имущество, переданное в хозяйственное ведение, аренду, лизинг, доверительное управление, подлежит обязательному имущественному страхованию от рисков полной или частичной его утраты за счет средств юридического лица, которому оно передано. Страхованию также подлежит гражданская ответственность указанного юридического лица.