Образовать множественное число существительных онлайн. Множественное число существительных
Категория числа существительных
Существительные имеют формы ед.ч. (футболист — один) и мн.ч. (футболисты — больше, чем один). Большая часть существительных употребляется в формах того и другого числа: дом — дома , деревня — деревни , озеро — озера. Отдельные существительные имеют супплетивные формы числа, т.е. образованы от разных корней: человек — люди , ребенок — дети. Значительно меньшая часть имеет формы только ед.ч. или только мн.ч.
К существительным, которые имеют формы только ед.ч. (singularia tantum ), принадлежат:
- 1) собственные имена (Москва , Иван , Крым , Франция );
- 2) отвлеченные существительные (амбициозность , глобализация , дружба , белизна );
- 3) вещественные (анаша , гербалайф , евровагонка ) — в технической и учебной литературе некоторые такие существительные могут встречаться в форме мн.ч. при указании на вид, сорт вещества (специальные стали , технические масла ); ср. в художественной литературе: За спиной Черепанова шумят овсы (М. Скворцов);
- 4) собирательные существительные (крестьянство , листва , собственность ) — при таких существительных глагол-сказуемое употребляется в ед.ч. (Белье лежит — лежало в шкафу );
- 5) названия болезней (аллергия , бронхит , паралич ), месяцев (январь , февраль );
- 6) спортивных игр (армрестлинг , аэробика , бобслей ).
К существительным, которые имеют форму только мн.ч. (pluralia tantum ), относятся:
- 1) названия "сложных" предметов, состоящих из нескольких частей (очки , часы , брюки );
- 2 ) названия некоторых веществ, продуктов (агрохимикаты , макароны , чернила );
- 3) названия отрезков времени (каникулы , сутки );
- 4) названия некоторых игр (шахматы , шашки ).
Формы ед.ч. существительных могут употребляться обобщенно для обозначения множества: Собрался гусь улететь , его и пшеницей не удержишь (Пословица).
Употребление составного наименования, имеющего форму ед.ч., в значении мн.ч. можно проиллюстрировать примером из ФЗ "Об обязательном экземпляре" от 23 ноября 1994 г.: В состав обязательного бесплатного экземпляра и обязательного платного экземпляра входят следующие виды документов:
издания (текстовые , нотные , картографические , изоиздания ) —издательская продукция , прошедшая редакционно-издательскую обработку , полиграфически самостоятельно оформленная , имеющая выходные сведения;
издания для слепых — издания , изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля , и "говорящие книги";
официальные документы — произведения печати , публикуемые от имени органов законодательной , исполнительной и судебной власти , носящие законодательный , нормативный , директивный или информационный характер , аудиовизуальная продукция — кино- , видео- , фото- , фонодокументы.
В обобщенном значении могут употребляться и собственные имена, например фамилии.
Так, о порядках в немецких госпиталях времен войны с СССР, действиях гестаповцев по выявлению "неблагонадежных" среди раненых солдат, в частности Фишера и Варна, автор "Щита и меча" В. Кожевников писал: В офицерской палате забота о раненых определялась не ранением , а званием , наградами , родом службы , связями , деньгами. Там тоже были свой Фишер , свой Барч .
Форма мн.ч. может обозначать раздельное множество (В нашей группе были и грузины ) и собирательное (Грузины живут в основном на Кавказе ). Последнее обстоятельство влияет на употребление формы именно мн.ч. многих существительных, выступающих в качестве заголовочных слов в терминологических словарях.
Например, в энциклопедии "Русский язык" под ред. Ф. П. Филина к таким случаям относятся:
АНТОНИМЫ — слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения.
АРХАИЗМЫ — устаревшие слова.
КАВЫЧКИ — парный выделительный знак препинания.
КАНЦЕЛЯРИЗМЫ — слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в литературном языке закреплено традицией за официально-деловым стилем, особенно за канцелярско-деловым подстилем.
Приведенные существительные в данном случае обозначают совокупность каких-либо языковых явлений (антонимы , архаизмы , канцеляризмы ) или их парность (кавычки ). В "Орфологи- ческом словаре русского языка" РАН эти же слова даются в ед.ч.: антоним , архаизм , кавычка , канцеляризм.
В терминологических словарях форма мн.ч. указывает на родовую принадлежность, сообщество обозначаемых людей, семейство животных, предметов.
Примеры из СЭС:
АБАЗИНЫ (самоназв. — абаза), народ в Карачаево-Черкес. АО...
АГРАНУЛОЦИТЫ (незернистые лейкоциты), лейкоциты животных и человека, не содержащие в цитоплазме зерен (гранул)...
АДЕНОВИРУСЫ, семейство ДНК-содержащих вирусов, вызывающих у человека и животных аденовирусные болезни.
В "Орфологическом словаре" РАН эти же существительные приведены в форме ед.ч.: абазин , агранулоцит , аденовирус.
В обобщающем смысле могут употребляться во мн.ч. и собственные имена, индивидуальные названия. По существу, фамилия любого чем-либо выделяющегося персонажа литературного произведения при употреблении ее во множественном числе приобретает обобщающее значение.
Так, среди действующих лиц романа Е. Евтушенко "Ягодные места" выделяются циник Нахабкин, завистник Ситочкин. Отсюда и упоминаемые автором собирательные образы: Перед ним на горизонте возникали тысячи хихикающих нахабкиных , которым тысячи тихих и безропотных женщин мыли ноги; Никаким ситочкиным в их отношения не следовало лезть.
Еще пример употребления индивидуального названия в обобщенном смысле: "Нет , это за валюту". Так она [продавщица] это сказала , как будто сама в рио-де-жанейрах родилась под пальмами (Е. Евтушенко).
В русском языке немало существительных, имеющих две формы числа, но чаще употребляются в одной из них. В некоторых толковых словарях такие существительные имеют помету "обычно мн." или "обычно ед.". К первым относятся, например: боевики , беженцы , белые пятна , бюджетники , думцы , еврооблигации , зеленые , сверхобеспеченные. Ко вторым принадлежат: бойфренд , госдотация , забивала , истеблишмент , образ врага , подпитка , хунта , электорат и т.д.
В некоторых случаях необычность употребления существительных в ед.ч. или мн.ч. связана с профессиональной речью говорящего. Так, в своих мемуарах известная певица Г. Вишневская пишет: Но вот я загримирована , отлично причесана , платье на мне сидит безупречно. Вера подхватывает мой длинный шлейф: "Ну , пойдем , царица ты наша!" — и мы идем на сцену. Теперь мы вместе стоим в кулисе , я знаю , что сердце у нее колотится так же сильно , как и у меня. Для обычной речи более свойственно употребление слова кулиса во множественном числе — за кулисами.
Понимание ед.ч. и мн.ч. иногда бывает своеобразно.
С писателем А. Солженицыным был такой случай. Он был арестован, будучи на фронте, по обвинению в антисоветской деятельности (допустил некоторые неосторожные высказывания в письмах к другу) и в попытке создания соответствующей организации, группы. Перед подписанием обвинительного заключения он попросил прокурора снять с него хотя бы последний пункт, мотивируя это тем, что по делу проходят всего два человека — он да его приятель ("какая же это группа!"). Но прокурор разъяснил, что даже полтора уже больше одного, значит, группа!
Если морфологически формы ед.ч. и мн.ч. существительных выражаются их окончаниями, то синтаксически эти формы выражаются окончаниями прилагательных или глаголов, которые согласуются или координируются с существительными: привлекательный слоган — привлекательные слоганы; Регион получает (получил ) дотацию — Регионы получают (получили ) дотацию. Несклоняемые существительные и существительные pluralia tantum вообще имеют только один способ выражения числа — синтаксический: Наш (наши) кутюрье отличился (отличились ) на демонстрации мод; одни сутки — четверо суток .
Здравствуйте дорогие читатели! Сегодня вы узнаете как образуется множественное число в английском языке. Тема на первый взгляд не сложная, но тут есть много нюансов, на которые следует обратить внимание.
В английском языке множественное число образуют только исчисляемые существительные, т. е. поддающиеся счету. Такие существительные могут иметь форму единственного и множественного числа. Я думаю, что ни для кого не секрет, что такое множественное число. Если единственное число используется для обозначения одного предмета или понятия, то множественное число используется для обозначения нескольких предметов. Итак, сейчас мы рассмотрим основные правила образования множественного числа в английском языке. Множественное число существительных в английском языке
Образование множественного числа
1. Множественное число большинства существительных образуется с помощью прибавления окончания −s к существительному в единственном числе.
−s читается:
[z]
после гласных и звонких согласных звуков
[s]
после глухих согласных звуков
- а tie галстук — ties галстуки
- a teacher преподаватель — teachers [ˈtiːʧəz] преподаватели
- a room комната — rooms комнаты
- a map карта — maps карты
2. Существительные, которые оканчиваются на согласные s, ss, sh, ch, tch, x, во множественном числе принимают окончание -еs , которое читается [ɪz] .
- a match спичка — matches [ˈmæʧɪz] спички
3. Существительные, которые оканчиваются на гласную -о , во множественном числе также принимают окончание -еs .
- hero герой — heroes [ˈhɪərəʊz] герои
- tomato помидор −tomatoes помидоры
Если перед конечной -о стоит гласная, то существительное во множественном числе принимает окончание -s.
- radio радиоприемник — radios [ˈreɪdɪəʊz] радиоприемники
- kangaroo кенгуру — kangaroos кенгуру
Если существительное, которое оканчивается на -о в единственном числе, является сокращением, то во множественном числе оно также принимает окончание -s.
- photo (graph) фото (графия) — photos [ˈfəʊtəʊz] фотографии
- kilo (gramme) кило (грамм) — kilos [ˈkiːləʊz] килограммы
В ряде случаев возможны вариации с −s и -es.
- flamingo фламинго — flamingos , flamingoes фламинго
- volcano вулкан — volcanos , volcanoes вулканы
4. К именам существительным, которые оканчиваются на -у , и перед окончанием -у стоит согласный, прибавляется окончание -еs и у меняется на i.
- a factory фабрика, завод − factories [ˈfæktəriz] фабрики, заводы
В случае, если перед −у стоит гласная, никаких изменений не происходит, и множественное число образуется при помощи прибавления окончания -s.
- a day день — days дни
5. Множественное число некоторых имен существительных, которые оканчиваются на f, fe, образуется с помощью замены f согласной v и прибавлением окончания -es. Этому правилу подчиняются следующие существительные:
- сalf теленок − calves телята
- half половина − halves половинки
- elf эльф −elves эльфы
- knife нож −knives ножи
- leaf лист дерева − leaves листья
- life жизнь − lives жизни
- loaf каравай −loaves караваи
- self собственная личность − selves мы сами
- sheaf связка — sheaves [ ʃiːvz] связки
- shelf полка − shelves [ʃɛlvz] полки
- thief вор − thieves [θiːvz] воры
- wife жена − wives жены
- wolf волк −wolves волки
В некоторых случаях возможны вариации с окончаниями f и v.
- hoof копыто — hoofs , hooves копыта
- scarf шарф — scarfs , scarves шарфы
- wharf пристань — wharfs , wharves пристани
Множественное число исключения
6. У некоторых существительных сохранились архаичные формы множественного числа. Множественное число таких существительных образуется при помощи изменения корневого гласного или при помощи добавления окончания — en .
- a man мужчина − me n мужчины
- a woman женщина − wome n [ˈwɪmɪn] женщины
- brother ["brʌðər] cобрат − bre thren ["breðrɪn] собратья
- foot нога − fee t ноги
- goose гусь — gee se гуси
- louse ["laus] вошь − li ce вши
- mouse мышь — mic e мыши
- tooth зуб — tee th зубы
- a child [ʧaɪld ] ребенок − children [ˈʧɪldrən] дети
- ox [ɒks] бык — oxen [ˈɒksən] быки
7. В английском языке формы некоторых существительных в единственном и во множественном числе совпадают.
- craft корабль — корабли
- works завод — заводы
- species["spi:ʃi:z] биол. вид — виды
- headquarters ["hed"kwɔ:təz] главное управление − центральные органы
- alms [ɑːmz] подаяние − подаяния
- barracks [ˈbærəks] казарма − казармы
- corps воен. дипл. корпус — корпусы
- grouse куропатка −куропатки
- crossroads [ˈkrɒsˌrəʊdz] пересечение дорог − перекрестки
- deer олень — олени
- sheep [ʃiːp] овца − овцы
- fish ["fɪʃ] рыба − рыбы
- fruit фрукт − фрукты
- gallows [ˈgæləʊz] виселица — виселицы
- trout форель − форели
- means средство − средства
- salmon ["sæmən] лосось − лососи
- series ["sɪəri:z] серия − серии
- swine свинья − свиньи
8. Некоторые существительные, которые имеют латинское или греческое происхождение, во множественном числе сохранили архаичную форму.
- analysis [ə"næləsɪs] анализ − analyses [ə"næləsi:z] анализы
- axis ["æksɪs] ось − axes ["æksɪz] оси
- basis ["beɪsɪs] основа − bases ["beɪsi:z] основы
- crisis ["kraɪsɪs] кризис − crises ["kraɪsi:z] кризисы
- datum ["deɪtəm] данная величина − data ["deɪtə] данные
- erratum опечатка − errata список опечаток
- formula [ˈfɔ:rmjulə] формула − formulae ["fɔ:rmjuli:], formulas ["fɔ:rmjuləz] формулы
- locus ["ləukəs] местоположение − loci ["ləusaɪ] местоположения
- memorandum [, memə"rændəm] запись "на память" − memoranda [, memə"rændə], memorandums [, memə"rændəmz] записки
- nucleus ячейка − nuclei ячейки
- phenomenon явление − phenomena явления
- radius ["reɪdɪəs], [ˈreɪdjəs] радиус − radii ["reɪdɪaɪ] радиусы
- species [ˈspiːʃiːz] вид, тип — species [ˈspiːʃiːz] виды, типы
- thesis [ˈθiːsɪs ] тезис — theses [θiːsiːz] тезисы
9. В английском языке существует ряд существительных, которые употребляются только во множественном числе.
- binoculars − бинокль
- breeches ["brɪtʃɪz] − бриджи
- glasses ["aɪglɑːsɪz] −очки
- jeans [ʤiːnz]− джинсы
- pajamas, pyjamas − пижама
- pliers [ˈplaɪəz] − плоскогубцы
- scissors [ˈsɪzəz] − ножницы
- shorts ʃɔːts − шорты, трусы
- stockings[ˈstɒkɪŋz] − носки
- tights − трико
- tongs - щипцы
- trousers [ˈtraʊzəz] - брюки
- proceeds [ˈprəʊsiːdz] − доход
- surroundings − окрестности
- riches [ˈrɪʧɪz] − богатство
- thanks [θæŋks] − благодарность
- wages [ˈweɪʤɪz] − заработок
Образование множественного числа сложных существительных
1. Сложные существительные, которые пишутся слитно, образуют множественное число при помощи добавления окончания ко второму элементу.
- schoolgirl школьница — schoolgirls школьницы
- policeman полицейский — policeme n полицейские
2. Если сложное существительное, которые пишется через дефис, включает слова man или woman , в качестве одной из составных частей слова, то все части слова принимают множественное число.
- woman-writer писательница − wome n-writers писательницы
- gentleman-farmer фермер-джентльмен − gentleme n-farmers фермеры-джентльмены
3. Сложные существительные, которые пишутся через дефис, образуют множественное число при помощи изменения ключевого по смыслу элемента.
- family-name фамилия − family-names фамилии
- commander-in-chief главнокомандующий − commanders -in-chief главнокомандующии
4. Если в составном имени существительном нет элемента-существительного, то множественное число образуется при помощи добавления окончания −s к последнему элементу.
- forget-me-not незабудка − forget-me-nots незабудки
- merry-go-round карусель − merry-go-rounds карусели
Обратите внимание!
1. В английском языке некоторые неисчисляемые существительные могут употребляться как исчисляемые.
Неисчисл.: success − удача, успех (в общем понятии )
- Success is in the details. − Скрупулезное отношение к делу — путь к успеху.
Исчисл. : a success удачный результат − successes удачные результаты
- My new job is a success. − Моя новая работа — это просто счастливый случай.
- We learn from our successes and failures. − Мы учимся на наших удачах и ошибках .
2. В английском языке некоторые существительные могут согласовываться с глаголом в единственном и во множественном числе в зависимости от контекста, при этом, не меняя своей формы.
- My family is large. — Моя семья большая. (Семья- как единое целое)
- My family are early risers. — У нас в семье все встают рано . (Семья- как множество отдельных членов коллектива)
3. В английском языке одно и то же существительное может быть в одном значении исчисляемым, а в другом — неисчисляемым.
Неисчисл.:
iron − железо
Исчисл.:
an
iron утюг
— irons
утюги
4. В английском языке некоторые имена существительные с окончаниями -s имеют значение единственного числа и соответственно согласуются с глаголами в единственном числе.
5-й класс
Имена существительные, которые имеют
только форму множественного числа
Сценарий открытого урока
Цели урока:
1) учебная: дать понятие о существительных, которые имеют только форму множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;
2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и умение просить прощение и прощать; познакомить с традициями, связанными с началом марта;
3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.
Оборудование: рисунки для беседы по домашнему заданию, доска, проектор, программа на CD, веточки сосны, березы, ивы, рабочие листы, карточки с загадками, Библия, толковые словари, стихотворения Б.Пастернака.
ЭТАПЫ УРОКА
1. Начало урока.
Сол нце грее т до сед ьмого пота,
И бушуе т, одурев, овраг,
Как у дюже й скотницы работа,
Дело у ве сны кипит в руках.Чахне т снег и боле н малокровь ем
В вето чках бесс ильно синих жи л.
Но дымится жи знь в хле ву коро вь ем,
И здоро вьем пышу т зубь я вил.
Вот и я сегодня пришла на урок с мартовской веточкой сосны. Согласно народному поверью принесенная домой в начале марта веточка сосны очищает застоявшийся за зиму воздух, дает нашему дыханию легкость. А это – веточка березы. В старину на Руси месяц март называли березолем, потому что от действия весеннего солнца береза в марте начинает наливаться соком и пускает почки.
2. Запись предложения под диктовку.
В старину на Руси месяц март называли «березоль».
В каждой группе есть консультант. Он пишет и комментирует (по методу Лысенковой «Веду за собой») для остальных членов группы:
«В – предлог, пишу раздельно, старину – пишу с а, потому что проверочное слово – стар , суффикс -ин- пишу с и, с одной буквой н, на – предлог, пишу раздельно, Руси – собственное имя существительное, пишу с большой буквы, месяц – пишу яц, это – словарное слово, март – пишу с маленькой буквы, это – нарицательное имя существительное, называли – пишу приставку на-, “березоль” пишу в кавычках, так как это слово приводится в именительном падеже».
Беседа с классом
– Обратите внимание на слова: март и березоль – синонимы.
– Есть ли в этом предложении слова, которые не имеют формы множественного числа? (Русь, март, березоль.)
– Образуйте форму множественного числа от слова месяц . Запишите еще пять слов, оканчивающихся на ц, во множественном числе. (Месяцы, спицы, птицы, синицы, лисицы, куницы, страницы, скворцы, дворцы, волшебницы, певцы.)
– В стихотворении Б.Л. Пастернака тоже есть слово, оканчивающееся на -цы. Подойдет ли оно нам в качестве примера? (Нет, так как скотницы – это не мн. ч., а р.п. ед. ч. сущ. скотница ).
– Правильно, это пример омонимичного окончания -ы.
3. Анализ домашний (подписи под рисунками).
– Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте посмотрим, как справился с домашним заданием ученик Петя. На первом рисунке вы видите дерево и книгу.
Правильно ли Петя подписал рисунки? На дереве листы. В книге листья.
Запишите предложения в исправленном виде.
(На дереве листья. В книге листы.)
– Правильно ли подписан второй рисунок? В дневнике колья. В изгороди колы. Запишите предложения в исправленном виде.
(В дневнике колы. В изгороди колья.)
– Правильно ли подписан третий рисунок? У волка зубья. У пилы зубы.
(Нет, надо: У волка зубы. У пилы зубья. )
– Правильно ли поэт Б.Пастернак употребил слово зубья в своем стихотворении?
(Да, потому что это зубья вил. )
– Как можно объяснить такие ошибки в работе Пети?
(Такие ошибки появились потому, что слова лист, зуб, кол – многозначные. В зависимости от значения слова образуются и разные формы мн. ч.)
– Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры.
(Многозначными мы называем слова, у которых есть два и более значений. Чаще всего первое значение – прямое, а второе – переносное. Например, кисть руки – кисть винограда .)
Вывод: форма множественного числа часто зависит от лексического значения слова.
4. Знакомство с темой урока.
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.
Задание. Каждая группа получила конверт, в который вложены тексты загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать.
1-я группа:
Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)
2-я группа:
Ходят весь век, а не зверь, не человек. (Часы.)
3-я группа:
Какая водица только для письма годится? (Чернила.)
– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах?
(Ножницы, чернила, часы – существительные, у которых есть только форма множественного числа.)
Запишем эти слова. Да, тема сегодняшнего урока: «Существительные, которые имеют только форму множественного числа». Постараемся за урок собрать их как можно больше.
В стихотворении Б.Пастернака тоже встречается такое слово. Кто-нибудь его увидел? Это слово – вилы . Запишем его.
5. Какие существительные употребляются только во множественном числе?
Задание. В рабочем листе прочитайте, на какие группы разделены существительные, которые употребляются только во множественном числе, приведите по 2–3 примера. Вырежьте эту справку и вклейте ее в тетрадь по теории .
(сани, шорты, качели);
Некоторые вещественные (сливки, отруби, дрожжи);
Некоторые отвлеченные (сутки, сумерки, именины);
Собственные (Карпаты, Альпы).
В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа и которые обозначены в вашей справке в пункте 1.
6. Лексическая работа.
– В справке вам встретилось слово отруби . Что оно значит? Давайте посмотрим в словаре Даля. «Отруби – остаток от просеянной муки, измельченная под жерновом рубашка зерна, высевки». С этим словом мы встречаемся в притче о блудном сыне. Может, кто-то напомнит нам ее?
– Некий юноша, повзрослев, решил, что может обойтись без семьи, и потребовал у отца свою долю наследства. А когда ее промотал, был вынужден пасти свиней и питаться вместе с ними отрубями. Устав от унижений и голода, юноша решил вернуться домой, соглашаясь на участь даже раба. Но отец его простил и устроил в его честь пир.
– Эту притчу мы вспомнили не случайно, правда? Уметь надо и прощения просить, и прощать.
7. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)
Карточка 1
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).
Карточка 2
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).
Карточка 3
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).
– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око .)
Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).
8. Поисковая работа.
В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по Словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.
Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны .
Слова для справок
Бигуди Будни Бриджи Брюки Белила Бусы Брызги Вершки Весы Выжимки Ворота Вилы Граффити Грабли Дрожжи |
Обои Объедки Опилки Прятки Помои Пельмени Панталоны Ползунки Плавки Плоскогубцы Плечики Похороны Рожки Сласти Каникулы |
Сухофрукты Сливки Спагетти Сани Сумерки Стансы Тропики Торги Тефтели Узы Фижмы Фисташки Хлопоты Хлопья Хоры |
На кухне: брызги, вершки, весы, выжимки, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.
В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, панталоны, ползунки, плавки, плечики, фижмы, штаны, шаровары.
В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.
9. Творческое задание .
Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.
10. Домашнее задание:
1. По Толковому словарю узнайте значения слов, которые вы обозначили вопросительным знаком.
2. Сгруппируйте слова по видам орфограмм в отрывке из стихотворения Б.Л. Пастернака «Март», которое звучало в начале урока и которое есть в вашем рабочем листе.
3. Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа существительные, которые могут употребляться только во множественном числе.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Чресла, чресл (стар.). Поясница, бедра. Препоясать ч . мечом (также перен.: приготовиться к битве).
Четки, -ток. Шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).
Чернила, -ил. Красящая жидкость для писания. Черные ч. Красные ч. | прил. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш). Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и некоторых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.: о канцелярском чиновнике; устар. неодобр.).
Чары, чар.
1. Волшебство, колдовство (устар.). Колдовские ч .
2. перен . Обаяние, пленительность (книжн.). Ч. любви .
Цимбалы, -ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками.
Хоры, -ов. Открытая галерея, балкон в верхней части большого зала [первонач . для помещения хора, оркестра]. На хорах .
Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.
Фижмы, фижм. В XVIII – нач. XIX в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бедер, а также юбка с таким каркасом.
Узы, уз.
1. Оковы, кандалы (устар.). У. рабства (перен.).
2. перен . То, что связывает, соединяет (высок.). У. брака. У. дружбы, любви. Братские у.
Тропики, -ов, мн. Местность к северу и югу от экватора, между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара. В тропиках .
Торги, -ов.
1. То же, что аукцион. Международные пушные т. Продажа с торгов.
2. Сдача подряда тому, кто, состязаясь с другими, согласится на условия, более выгодные для заказчика (устар.) Объявить т. на постройку фабрики.
Тe"фтели, -ей и (разг.) тефтe"ли, -ей. Кушанье в виде шариков из мясного или рыбного фарша.
Сумерки, -рек, -ркам. Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма. Ранние с.
Стансы, -ов, ед. станс, -а, м .
1. мн. Стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое.
РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА В 5-М КЛАССЕ
Тема: «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа».
1. Отрывки из стихотворений Б.Л. Пастернака:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
(Февраль. Достать чернил и плакать...)
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг,
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
|| Чахнет снег и болен малокровьем
|| В веточках бессильно синих жил.
|| Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
|| И здоровьем пышут зубья вил.
(Из стихотворений доктора Живаго, «Март»)
2. Справка в тетрадь по теории.
В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:
Обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели);
Обозначающие вещества (сливки, отруби, дрожжи);
Обозначающие отвлеченные понятия (сутки, сумерки, именины);
Обозначающие имена собственные (Карпаты, Альпы).
У таких существительных не определяются род и тип склонения.
С.М. ВОВК,
школа № 1,
Пушкинский р-н,
пос. Софрино,
Московская обл.
Представлены имена существительные, употребляющиеся только в единственном и только во множественном числе.
Как и в русском языке, в английском имеются существительные, которые употребляются либо только в единственном, либо только во множественном числе.
1. Имена существительные неисчисляемые, как правило, используются только в единственном числе. Например, salt - соль, copper - медь, patience - терпение. То есть к этому ряду существительных относятся обычно отвлеченные и вещественные существительные.
2. В английском языке выделен ряд существительных, которые могут быть использованы только в единственном числе, хотя в русском языке мы можем их употребить и во множественном. Запомните следующий ряд существительных:
Knowledge - знание, знания
advice - совет, советы
progress - успех, успехи
information - информация, сообщения, сведения
Рассмотрите примеры с этими существительными.
Give him the benefit of your knowledge
- Поделись с ним своими знаниями
.
Father"s advice
helped me - Советы
отца помогли мне.
You make progress
in football - Ты делаешь успехи
в футболе.
We have information
that you were there yesterday - У нас есть сведения
, что ты был там вчера.
3. Запомните, что существительное news - новость, новости
относится к единственному числу, хотя это слово имеет форму множественного числа. Изучите следующий пример.
Don"t tell me the bad news
- Не говори мне плохую новость
.
4. Науки, которые оканчиваются на -ics
, нужно употреблять в единственном числе, несмотря на то, что они имеют форму множественного числа. Например, к таким существительным относятся physics, mathematics
. Изучите следующий пример.
Statistics
is a necessary branch of learning for an economist - Статистика
- необходимая дисциплина для экономиста.
5. В русском языке слова hair - волосы и money - деньги используются только во множественном числе, но следует запомнить, что данные существительные в английском языке употребляются только в форме единственного числа.
Рассмотрите следующие примеры.
My hair
is curly - Мои волосы
волнистые.
This money
is yours - Эти деньги
ваши.
6. В русском языке существительное каникулы
имеет форму только множественного числа, в то время как в английском языке данное существительное может быть использовано только в единственном числе.
My vacation
was wonderful - Мои каникулы
были замечательными.
7. Слово фрукт
в русском языке может иметь форму как единственного, так и множественного числа, однако, в английском языке данное существительное используется только в единственном числе.
Fruit
is healthy - Фрукты
полезны для здоровья.
Но в данном правиле нужно учитывать, что если речь идет о разных видах фруктов, то нужно использовать форму множественного числа - fruits
. Изучите следующий пример.
I bought peaches, pears and other fruits
- Я купил персики, груши и другие фрукты.
8. В русском языке имеется ряд существительных, которые употребляются только во множественном числе. Эти существительные, как правило, обозначают парные предметы. Например, весы, брюки, ножницы и т.д. В английском языке они также употребляются только в форме множественного числа. Изучите следующие примеры.
These scissors
are made of steel - Эти ножницы
сделаны из стали.
My trousers
are black - Мои брюки
черного цвета.
These scales
are wrong - Эти весы
неточные.
9. Изучите следующий ряд существительных:
Arms - оружие
goods - товар, товары
proceeds - выручка
clothes - одежда
riches - богатство, богатства
stairs - лестница.
Выше перечисленные существительные в русском языке, как правило, употребляются в единственном числе, но в английском их употребляют только в форме множественного числа. Изучите примеры с данными существительными.
These arms
are highly explosive - Это оружие
взрывоопасно.
The goods
were counterfeit - Товар (товары)
был(и) поддельным(и).
The proceeds
of our shop were in a bank - Выручка
нашего магазина была в банке.
Your clothes
are dirty - Твоя одежда
грязная.
The riches
are not so important for some people - Богатство
не так важно для некоторых людей.
The stairs
are made of wood - Лестница
сделана из древесины.
10. В русском языке существительные заработная плата и содержание употребляются только в форме единственного числа, в то время как в английском языке данные существительные обычно употребляются в форме множественного числа - wages, contents .
The contents
of the book are not understandable for reader - Содержание
книги непонятно читателю.
My wages
are low - Моя заработная плата
низкая.
11. Изучите следующие существительные:
oats - овес
potatoes - картофель
carrots - морковь
onions - лук.
Выше перечисленные существительные употребляются во множественном числе, хотя в русском языке они имеют форму единственного числа. Изучите предложения с этими существительными.
Oats
were imported a month ago - Овес
был завезен из-за границы месяц назад.
Potatoes
are used for different dishes - Картофель
используется для разных блюд.
Carrots
are necessary ingredient for palaw - Морковь
- необходимый ингредиент для плова.
Onions
were cut an hour ago - Лук
был порезан час назад.
Но следует запомнить, что данные существительные употребляются в единственном числе, если имеется в виду одна единица чего-либо. Например, a carrot - морковка (один корешок) .
12. Последнее правило этой темы относится к существительному people - люди . В английском языке оно употребляется во множественном числе.
There are very many people in the theatre today - Сегодня в театре очень много народу .
Если под словом people подразумевается нация или народ , тогда это существительное может быть употреблено и во множественном, и в единственном числе. Во множественном числе оно звучит как peoples . Изучите следующие примеры.
The people
of a neighbouring country is
on strike - Народ
соседней страны бастует.
During the war the peoples
of our country
combined their efforts - Во время войны народы
нашей страны объединили свои усилия.