Обособленные обстоятельства полное правило и примеры. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и существительными с предлогами
Цели урока:
- отработка умений отличать производные предлоги от синонимичных частей речи;
- правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с предлогами;
- правильно использовать в речи деепричастные обороты.
I. Сообщение темы урока
Тема нашего сегодняшнего урока – обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и существительными с предлогами.
II. Повторение правописания предлогов
1. Работа с таблицей.
Но сначала посмотрите на доску и скажите, какие части речи написаны на доске?
Можете ли вы вне контекста ответить на этот вопрос? (Нет)
Доска:
Таблица №1
Конечно, вы не можете ответить на этот вопрос вне контекста. Тогда подберите слова так, чтобы было понятно, что это предлоги.
Впишите эти слова в таблицу №1.
Как называются такие предлоги? (Производные)
Почему? (Так как произведены от самостоятельных частей речи).
Впишите в вашу таблицу, от каких частей речи образованны данные производные предлоги.
В чем особенность написания предлогов в первом столбике? (На конце пишется е, в отличие от синонимичных существительных, у которых в форме род., дат., предл. падежей пишется в окончании и)
В чем особенность написания предлогов во втором столбике? (Пишутся слитно, также как предлоги несмотря на и невзирая на)
Как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи? (Производные предлоги можно заменить другим предлогом, между предлогом и существительным можно вставить прилагательное или поставить вопрос, например:
Выйти навстречу гостям
выйти на (дружескую) встречу с друзьями
Выйти (навстречу кому?) навстречу гостям
выйти (куда?) навстречу
Выйти навстречу (долгожданным) гостям
Выйти навстречу (к) гостям
Производные предлоги, образованные от |
||
---|---|---|
существительных с предлогами |
деепричастий |
|
раздельно |
||
В течение всего года (когда?) | Вследствие ошибки = из-за | Несмотря на привилегии (= хотя) вопреки чему? |
В продолжение месяца (когда? | Ввиду дождя = из-за | Невзирая на ливень (= хотя) вопреки чему? |
В заключение статьи = под конец, в итоге | Вроде плота (наподобие) | Благодаря труду (= из-за) чему? |
В отличие от других | Насчет экскурсии (= об) | |
Навстречу другу (= к) |
II. Анализ предложений с использованием таблицы №2
Внимательно изучите таблицу №2
Найдите в предложениях обстоятельства и объясните пунктуацию при них, пользуясь таблицей. Выделите грамматические основы предложений, составьте схемы предложений
Обособление обстоятельств, выраженных |
|||
---|---|---|---|
деепричастиями |
Существительными с предлогами |
||
Обособляются |
Не обособляются |
Обособляются |
Не обособляются |
1.Деепричастия с зависимыми словами
,
а также два или несколько деепричастий, относящихся
к одному глаголу.
От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки. |
3.Деепричастия в зависимыми словами, превратившиеся
в устойчивые обороты речи, ставшие цельными
выражениями (обычно они стоят после глагола, к
которому относятся:
спустя рукава, засучив
рукава, сломя голову, не переводя дыхания и т. п.):
Будем работать засучив рукава (дружно, упорно) Но: Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки. |
10.Существительные с предлогом несмотря
на
:
На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать. |
14.Обособление других обстоятельств, выраженных существительными с предлогами не является обязательным. |
2.Одиночные деепричастия, если они не
имеют значения наречия (обычно они стоят впереди
глагола):
Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега. |
4.Одиночные деепричастия, имеющие
значение простого наречия, выступающие в роли
обстоятельства образа действия (обычно стоят
после глагола:
Яков шел не торопясь. (медленно) |
11.Чаще всего обстоятельства причины с предлогами благодаря, согласно, ввиду, вследствие, или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др. | |
5.Деепричастия в зависимыми словами, тесно
по смыслу сливающиеся с глаголом
:
Старик сидел опустив голову. |
12.Обстоятельства условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии и др. | ||
6.Группы однородных членов, состоящие
из наречия и деепричастия:
Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь. |
13.Обстоятельства уступки с предлогом вопреки | ||
7.Если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения : Направо была дверь, пройдя которую можно было попасть в коридор, ведущий на сцену. | |||
8.Оборот со словами исходя из (в значении на основании), смотря по (в значении “в соответствии с чем-либо”): Будем действовать смотря по обстоятельствам. | |||
9.Если перед деепричастным оборотом
стоит усилительная частица и:
Можно уйти и не дожидаясь ответа. |
1. Один из монахов оставил мальчика в монастыре
и, вылечив, стал готовить к принятию монашества.
Комментарий: одиночное деепричастие
обособляется, т.к. имеет значение
дополнительного действия и стоит впереди
глагола.
2. Он начал приносить книги и старался читать их
незаметно, а прочитав, куда-то прятал.
Комментарий: деепричастную конструкцию
невозможно оторвать от союза, изъять из
предложения или переставить с другое место без
разрушения структуры предложения.
3. Возникает впечатление, что, описывая в статье
жанр малой эпопеи, Гоголь во многом анализировал
главное произведение своей жизни.
Комментарий: деепричастный оборот, стоящий
после подчинительного союза отделяется от него
запятой.
4. Герой не задумываясь принимает решение
устроиться работать не строительстве плотины,
из-за которой и будет затоплен остров.
Комментарий: одиночное деепричастие тесно
сливается по смыслу с глаголом, можем заменить
наречием “быстро”
5. Солдаты слушали Василия Теркина затаив
дыхание. [- =]
Комментарий: деепричастный оборот превратился
в устойчивое словосочетание.
6. Обломов, по причине воспитания с мамушками и нянюшками, превратился в безвольного, неспособного к труду человека.
В русском языке существует такое понятие, как обособление, которое является способом уточнения и выделения определенных слов в высказывании. Способность обособляться имеют только второстепенные члены предложения, и благодаря такой особенности они наделяются большей самостоятельностью, в отличие от необособленных. Используются такие слова для того, чтобы более детально представить информацию и выделить определенную часть высказывания. Обособленными могут быть определения, дополнения и обстоятельства. В этой статье речь пойдет именно об обстоятельстве и его особенностях.
Обособленные обстоятельства
Для начала следует определить, чем обособленное обстоятельство отличается от обычного. Для этого следует вспомнить определение данного члена предложения. Итак, обстоятельство - член предложения, который играет второстепенную роль и может быть выражен как предложно-падежная конструкция, фразеологизм, деепричастие или оборот и инфинитив. Оно может указывать на действие, которое совершает лицо или предмет, на способ, цель, условие и место действия, а также на признак предмета, о котором идет речь в предложении. Обстоятельство отвечает на огромное количество вопросов, таких как: где? куда? откуда? почему? зачем? вопреки чему? при каком условии? Обособленное обстоятельство, так же как и простое, может иметь огромное число значений, но на письме оно выделяется запятыми, а при устной речи интонацией. Например: Споткнувшись, она едва удержалась на ногах. Несмотря на напряженность, день был прекрасным.
Деепричастие и деепричастный оборот
Обособленное обстоятельство в предложении может выражаться как одиночное деепричастие или иметь при себе зависимые слова. На письме такое обстоятельство всегда выделяется запятыми с обеих сторон. Употребляться оно может независимо от места расположения в предложении грамматической основы. Например:
- Лежа на кровати, она смотрела в потолок.
- Она сидела в саду, наслаждаясь свежестью воздуха.
- Она, бегая по магазинам, искала подходящий наряд.
Достаточно часто в предложении можно встретить однородное обособленное обстоятельство или, другими словами, несколько простых деепричастий в одном предложении, причем они могут относиться к разным сказуемым. Например:
- Смеясь и подпрыгивая, она, окрыленная, неслась навстречу ветру.
Необособленные деепричастия
Стоит отметить, что обстоятельства, выраженные деепричастиями или оборотами, могут не обосабливаться в таких случаях:
- Если деепричастие имеет значение наречия. Например: Наташка закрыла дверь и сидела не двигаясь (равносильно наречию неподвижно). Исключением являются такие вводные словосочетания со значением наречия, как: откровенно говоря, собственно говоря, попутно отмечая и другие. Например: Я, собственно говоря, пришел, чтобы поговорить.
- Если деепричастие входит в состав устойчивого словосочетания или фразеологизма, оно не обосабливается и на письме никак не выделяется. Например: Несусь на встречу голову сломя .
Предложно-падежная форма
Обстоятельства, которые выражаются предложно-падежными формами имен существительных, обособляются для смыслового акцентирования, пояснения или конкретизации. Чаще всего такое обособленное обстоятельство употребляется для указания места, времени или образа действия и зависит лишь от смысловой нагрузки. При произношении оно выделяется интонацией, а при письме запятыми. При этом синтаксическая связь со сказуемым ослаблена, но наряду со значением времени указана причина действия или вопреки чему оно произошло. Например:
- Иван, после полученного им решительного отказа, ушел домой и долго не выходил из комнаты, запершись от всех.
- С приближение неприятеля, взгляд мальчика не только не сделался серьезнее, но стал легкомысленнее.
Наряду с падежными формами существительных, выраженных лишь смысловой нагрузкой, часто встречаются обособления с применением предлогов или предложных сочетаний, таких как: по причине, вопреки, несмотря на, благодаря, ввиду, вследствие, при условии, в случае и так далее. Например:
- Несмотря на желание пойти с ним, она отказала.
- Вопреки дождю они пошли гулять.
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Предложения с обособленными обстоятельствами при написании могут вызвать некоторые трудности, так как в них достаточно сложно правильно расставить знаки препинания. И большинство школьников, записывая такие высказывания, допускают массу ошибок. Однако здесь главное - выучить несколько простых правил, зная которые трудностей при написании предложения можно избежать.
Правила пунктуации
- Деепричастный оборот всегда, независимо от расположения в предложении, с двух сторон выделяется запятыми. (Например: Она, не надевая шапки, выбежала на улицу; содрогаясь от холода. Он вошел внутрь дома; девушки, смеясь и тихо переговариваясь, незаметно прошли мимо.)
- Если деепричастный оборот употребляется рядом с союзом, то отделяется от него запятой. Ни союзы, ни союзные слова в него не включаются. (Например: Она улыбнулась подруге и, перепрыгивая через лужу, побежала домой.) Исключением здесь может быть только союз «а», поставленный перед деепричастным оборотом. В этом случае союз может быть включен в состав оборота. (Например: надо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, донести до других.)
- Если в предложении друг за другом идут несколько деепричастных оборотов, то знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах. (Например: Он подходил, пошатываясь и придерживая даму за локоть одной рукой, а другой медленно размахивая зонтом.)
- Если деепричастные обороты в составе одного предложения относятся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми отдельно. (Например: Толкнув ногой дверь, он прыгнул на улицу и, не обращая никакого внимания на прохожих, понесся прочь.)
Упражнения для закрепления материала
Чтобы закрепить полученные теоретические знания, следует особое внимание уделить практическим занятиям. Именно поэтому в школьном курсе русского языка уделяется огромное количество часов для закрепления столь сложной темы. Итак, для начала следует научиться выделять из контекста обособленные обстоятельства в устной форме, опираясь лишь на интонацию, а после переходить к письменным заданиям. Для этого идеально подойдут предложения, в которых ученикам предлагается выразительно прочитать, а после расставить запятые согласно интонации и объяснить, почему именно там должен быть этот знак препинания. Таким образом ребенок научится применять на практике изученные правила пунктуации. После того как дети научатся определять деепричастный оборот и предложно-падежные формы существительных как обособленных обстоятельств, задачу можно усложнить, предложив для разбора высказывания с союзами или союзными словами. Следует отметить, что, перед тем как приступать к определению обособленных обстоятельств, необходимо выделить в предложении грамматическую основу. Далее задание можно усложнить, предложив вниманию детей сложные составные предложения с несколькими грамматическими основами и однородными обособленными обстоятельствами.
Обстоятельство - второстепенный член, который в предложении отвечает на наречные вопросы и при этом выражается деепричастием, деепричастным оборотом, предложно-падежными конструкциями. Обстоятельства характеризуют действие, признак, способ совершения действия (Как? Каким образом? ), место (Откуда? Где? Куда? ), причину (Почему? ), условие (Вопреки чему? При каком условии? ), цель (Зачем? ). По этим вопросам определяется разряд обстоятельства, его значение. Обстоятельства могут быть выражены предложно-падежными группами, фразеологизмами, инфинитивом.
Обособленное обстоятельство - это обстоятельство, которое может иметь разные значения и которое выделяется при помощи интонации (при произношении) и пунктуации (на письме).
(Споткнувшись , она едва не упала на колени. Родион, подпрыгивая от нетерпения, старался идти в ногу с отцом. От удара он начал скользить по льду, словно шайба.Несмотря на слезы и волнения , день был удачным.)
1. Обособленное обстоятельство может быть выражено одиночным деепричастием или деепричастием с зависимыми словами Такой вид обстоятельства выделяется запятыми, независимо от своего места в предложении. (Лежа на полке , он бессмысленно смотрел в потолок вагона. Он сидел на подоконнике, лениво махая ногами . Он, напевая себе под нос , медленно пошел в сторону переулка).
2. Обособление обстоятельств, которые выражены предложно-падежными формами существительного, носит факультативный характер. Их обособление зависит от смысловой нагрузки (соединения двух или более обстоятельственных значений), слабой синтаксической связи со сказуемым, выраженным глаголом, или от поставленных автором стилистических задач.
Если обстоятельство имеет сравнительное значение и выражено существительным с предлогами (как, как будто, будто, словно, точно), то это - обособленное обстоятельство. (Он подпрыгивал на батуте, как мячик . Словно буря, раздосадованный Виктор пронесся по комнате. Наталья, как будто сонная, непонимающе щурила глаза.)
3. Обстоятельство, имеющее значение уступки, считается обособленным, если начинается с союза несмотря на . (Несмотря на утренний прилив сил , сейчас она чувствовала легкое головокружение).
Примечание
Обособленное обстоятельство может иногда выражаться группой слов, предшествующих сказуемому и начинающихся с предлогов (по причине, при наличии, при отсутствии, благодаря, ввиду, согласно, вопреки, вследствие ). (Примеры. Благодаря своему сильному характеру, Елена преодолела внезапные трудности. Но: Елена преодолела внезапные трудности благодаря своему сильному характеру . Вопреки Уставу и требованиям начальства, Сергей пришел на сбор в синей рубахе. Но: Сергей пришел на сбор в синей рубахе вопреки требованиям Устава.)
4. Если в предложении присутствует однородное обособленное обстоятельство, то ставтся так же, при обычных однородных членах. (Размахивая руками, неуклюже подпрыгивая , громко крича от радости , он помчался по дороге. Он помчался по дороге, размахивая руками , высоко подпрыгивая. Размахивая руками и гомко крича, он бежал по дороге. )
Предложения с обособленными обстоятельствами по своей структуре похожи на другие синтаксические конструкции, не требующие знаков препинания.
Запомните! Запятые не ставятся, если обстоятельства
- Выражены (Он подошел к подготовке проекта спустя рукава ).
- Выражены нераспространенными одиночными деепричастиями. Считается, что эти слова (сидя, лежа, нехотя, не глядя и пр.) субстантивированы, т.е. образованы путем перехода одной части речи (наречия в данном случае) в другую (деепричастие). (Мы беседовали сидя . Но: Мы беседовали, сидя в креслах.
*Примечание. Если обстоятельство выражено обычным деепричастием, образованным от глагола, оно обязательно обособляется. (Отвернувшись , она вытерла слезы).
Обособление обстоятельств определяется, в первую очередь, общими условиями. Однако немалое значение имеют частные и дополнительные условия. С учетом различных условий можно выделить три группы обособленных обстоятельств:
1) деепричастия;
2) распространенные обстоятельства;
3) уточняющие обстоятельства.
1. Обстоятельственная функция является основной для деепричастия . Различные взаимоотношения деепричастий с глаголом-сказуемым создают оттенки времени, условия, уступки, причины, цели. Деепричастие, выполняя функцию обстоятельства, как правило, не утрачивает значения процесса, что является основой добавочного высказывания, элементарного сообщения. Эта особенность деепричастия как специфической глагольной формы сама по себе является условием обособления, независимо от наличия пояснительных слов и от положения в тексте.
Например:
Мать остановилась, задыхаясь, приложила руки к груди (М.Г.);
Вернувшись в гостиницу, Лопатин лёг в постель, так и не поев в этот день (Сим.);
Зайцы, спасаясь от лыжников, путали сложные петли (Пауст.)
Единственной причиной необособления деепричастия служит утрата глагольного значения действия. Она наблюдается, во-первых, во фразеологических единицах, имеющих застывшую форму деепричастного оборота, но обозначающих признак действия.
Например:
Своим делом он занимался спустя рукава, потому что больница всё ещё строилась (М.-С);
Мы сломя голову неслись по глубоким ухабам и выбоинам (А.С)
Во-вторых, не обособляются одиночные деепричастия со значением качественной характеристики действия, близкие по семантике к качественным наречиям или предложно-падеж-ным формам существительного.
Задание :
Сравните:
Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы (М. Г.) - шёл неторопливо;
Мать бежала не оглядываясь и рыдала на бегу (Гл.) - бежала без оглядки;
Листва берёз висит не шелохнувшись (Пауст.) - висит неподвижно, без движения
Здесь наблюдается частичный контекстуальный переход деепричастий в наречия.
2. Распространенные обстоятельства при необычном расположении относительно определяемого слова (как правило, глагола-сказуемого) обособляются. Это наблюдается в позиции перед сказуемым, в абсолютном начале или в конце предложения, а также в случае дистантного (разъединенного другими словами) расположения относительно главного члена предложения. Обособляются обстоятельства со значениями причины, условия, уступки, времени.
Например:
Вот мы свернули налево и кое-как, после многих хлопот , добрались до скудного приюта, состоявшего из двух саклей (Л.);
Пароход стал двигаться осторожнее, из боязни наткнуться на мель (Купр.);
Ольга Николаевна, при всём своём уме , искренне верила в то, что после объяснения они станут друзьями (Ш.)
Для обособленных обстоятельств данной группы характерно употребление отвлеченных существительных, которые служат ядром добавочного сообщения (см.: хлопоты, боязнь, ум). Показателями соответствующих обстоятельственных значений служат предлоги (причинные от, из, за, из-за, ввиду, благодаря; условные при, в случае; уступительные вопреки, несмотря на, невзирая на; временные по, после, перед, во время и др.).
3. Обособление уточняющих обстоятельств вызывается совершенно иными условиями, чем для рассмотренных ранее членов предложения. При наличии двух обстоятельств одного разряда, поясняющих одно и то же слово, по отношению друг к другу они не равноправны. Одно из них непосредственно поясняет определяемое слово, а другое связано с этим словом через посредство первого обстоятельства и уточняет его значение.
Например:
Коврин приехал к Песоцким вечером, в десятом часу (Ч.) - обстоятельство времени в десятом часу поясняет, уточняет другое обстоятельство - вечером; в то же время оба они определяют глагол-сказуемое приехал (приехал вечером, приехал в десятом часу)
Отношение уточнения составляет основу добавочного высказывания, заключенного в обособленном обстоятельстве. Нужно подчеркнуть, что само по себе наличие двух обстоятельств одинакового разряда не предопределяет обособления одного из них. Только значение уточнения, реализуемое говорящим намеренно, обусловливает обособление.
Например:
На другой день, часу в первом , Литвинов отправился к Осининым (Т.) - в этом контексте два обстоятельства могли бы составлять единую обстоятельственную группу без отношений уточнения (на другой день часу в первом)
Уточнение обычно заключается в том, что обособленное обстоятельство сужает, ограничивает объем понятия, обозначенного уточняемым членом.
Например:
Там, в вышине , уже светило летнее солнце (Пауст.);
Направо, прямо из-под колёс тележки , бежал вниз обрыв (В.);
Не особенно давно, весною прошлого года , один мой приятель показывал мне довольно диковинную вещицу (Купр.)
Как правило, обособленные уточняющие обстоятельства имеют значение пространственное или временное.
1.3.2.2.7.4 «Обособленные дополнения»
Дополнение по своей сущности является второстепенным членом предложения, очень тесно связанным семантически с поясняемым глаголом, т. е. оно не обладает первым из общих условий обособления (возможность смыслового выделения). Те конструкции, которые в грамматике принято называть обособленными дополнениями, представляют собой ограничительно-выделительные обороты с различными значениями - объектным, субъектным или даже обстоятельственным.
Например:
Я купил всё, кроме тетради ;
Вернулись все, кроме Пети ;
Бываю здесь всегда, кроме субботы ;
Не бывал нигде, кроме Москвы
С дополнением эти конструкции сходны лишь по форме - существительное в форме косвенного падежа.
Условием обособления является ограничительно-выделительное значение оборота, которое представляет собой основу добавочного высказывания.
Задание :
Сравните:
Прибежали все, включая соседа . - Прибежали все, в том числе прибежал сосед
Указанное значение выражается с помощью предлогов кроме, помимо, вместо, включая, исключая, наряду с и др.
Например:
Русские литераторы-дворяне, за исключением всеведавшего Александра Пушкина , не обратили внимания на фольклор, крайне богатый драматическим материалом (М. Г.);
Кроме рек , в Мещорском крае много каналов (Пауст.)
Сравнительные обороты
Специфика этого вида обособленных конструкций проявляется как в значении, так и в оформлении; особыми являются и условия обособления их.
Сравнение, уподобление как специфическое значение оборота настолько сильно и ярко, что перекрывает, затемняет свойственные тем или иным членам предложения значения (признака, обстоятельства). Тем самым затрудняется отнесение сравнительного оборота к определенному типу второстепенных членов предложения. Более целесообразно видеть в нем в первую очередь именно сравнительный оборот как особое синтаксическое явление - оборот со значением признака предмета, признака действия и др.
Например:
Чёрные, как смола , тени легли на траву (А. Т.);
Даже в больших городах в это время становится тихо, как в поле (Пауст.)
Значение признака предмета или действия выражается благодаря уподоблению их (предмета, действия, состояния и пр.) другим по качеству, количеству и т. д. Значение сравнительного оборота зависит от того, с каким словом он связан. Но надо иметь в виду, что сравнительный оборот, как правило, соотнесен не с одним членом, а с двумя или с предикативной основой предложения вцелом (ср.: чёрные как смола - тени как смола; тихо как в поле - в больших городах как в поле ).
Наиболее яркими формальными показателями сравнительного оборота являются специальные служебные слова сравнительные союзы (как, будто, словно, как будто, точно идр.).
Например:
Сзади, точно исполинский костёр, горел лесной, склад (Купр.);
Травинки стелются по дну и постоянно шевелятся, как живые (Сол.);
Но вдруг обледенелые деревья вспыхивали жёлтым огнём, и часто, будто молотом по железной палубе, начинали бить зенитки (Пауст.)
При формах сравнительной степени качественных прилагательных и наречий употребляется оборот с союзом чем; такой оборот выражает сопоставление.
Например:
Надо понять - изучение людей труднее, чем изучение книг, написанных о людях (М. Г.)
Кроме союзов, сравнительный оборот может оформляться с помощью предлогов, имеющих сравнительно-уподобительное значение (вроде, наподобие, подобно идр.).
Обособленные обстоятельства выражаются деепричастиями или деепричастным оборотом.
1. Мать, строго поглядев на дочь, вышла из комнаты.
2. Река, набегая на глинистый берег, исчезала за поворотом.
3. На противоположном берегу, вспыхивая, мелькали огни.
4. Террасу окружали раскидистые деревья, заслоняя отдыхающих от солнца.
5. Приехав ранним июльским утром в этот курортный городок, мы с другом отправились к знаменитому озеру.
6. Ожидая неприятного разговора, мальчик робко вошел в комнату.
7. Рыжий пес, подойдя к маленькой девочке, лизнул ей щеку.
8. Открыв чемодан, пассажир что-то торопливо искал.
9. Вскопав грядки, школьники посадили разные цветы перед зданием школы.
10. Вернувшись домой, дочь легла спать.
Для начала разберёмся, что такое предложение, а что такое обособленное обстоятельство. Предложением является группа связанных между собой слов или одно слово, заключающее в себе определенный смысл. Обстоятельство - это такой член предложения, который отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? и так далее. Обособленным обстоятельством называется обстоятельство, ограниченное запятой или запятыми.Чаще всего обособленными обстоятельствами являются деепричастный оборот или отдельное деепричастие.
Простые предложения с обособленными обстоятельствами
Простые предложения - это предложения, содержащие в себе только одну грамматическую основу. Такие предложения с обособленными обстоятельствами нередко принимают за сложные предложения из-за присутствия запятых. Но нужно уметь различать обособленные обстоятельства от другой грамматической основы.
- Екатерина пошла в в торговый центр, весело напевая свою любимую песенку.
- Мы с моими друзьями, несколько раз посовещавшись, решили отдать все свои сбережения в благотворительный фонд.
- Настя, наевшись, накинула рюкзак на плечо и ушла куда глаза глядят.
- Максим, наведя порядок на голове, вышел из дома.
Сложносочиненные предложения с обособленными обстоятельствами
В сложносочиненных предложениях каждая часть имеет равную ценность, и эти части соединены между собой сочинительными союзами.
- Андрей, покосившись на Настю, устремился в глубь леса, а Настя, покосившись на Андрея, просто встала столбом и начала громко плакать.
- Долго не думая, я отправился в путь, и моя соседка по комнате, одобрив моё решение, пошла со мной.
- Она не пела, осуждая всех зрителей, а эти зрители продолжали громко беседовать, не обращая на неё никакого внимания.
Сложноподчиненные предложения с обособленными обстоятельствами
В сложноподчинённом предложении выделяется главная часть и одна или несколько придаточных.
- Вова, долго размышляя на эту тему, забыл про чайник, который вот-вот должен был засвистеть.
- Мои друзья, удовлетворив свою жажду, поехали в лес, который был в двух километрах от нас.
- Гоша, забыв про все свою дела, про смотрел телевизор, пока не пришла мама.