Об указании наименования страны происхождения товара в составе заявки. Страна происхождения товара В заявке не конкретные параметры, а пределы значений
Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально.
Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.
Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара
Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Данное обязательство предусмотрено пунктом 2 части 2 и подпунктом а пункта 1 части 3 закона о контрактной системе.
Что же касается запроса котировок, то такое требование может быть установлено заказчиком на основании пункта 6 части 3 Закона № .
Соответственно, если оно имеется, участник обязан указать информацию о стране происхождения предлагаемого им товара.
Нужно ли подтверждать информацию о стране происхождения товара?
Этим вопросом нередко задаются участники закупок.
При проведении конкурсов и электронных аукционов закон о госзакупках обязывает поставщика указывать данную информацию, но не обязывает предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, участнику необходимо помнить о том, что заказчик наверняка проверит достоверность этих данных при приемке товара.
Несоответствие может (и вероятнее всего будет, поскольку заказчик обязан это сделать) служить поводом для отказа в приемке товара, расторжения контракта в одностороннем порядке и включения участника в РНП.
С заявками на котировки дело обстоит иначе: в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 73, участник обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие товара условиям допуска и запретам, если таковые определены заказчиком в соответствии со Закона № 44-ФЗ.
Указание нескольких стран для одного товара
Время от времени при рассмотрении заявок заказчики сталкиваются с ситуацией, когда участник в качестве страны происхождения для одного товара указывает несколько разных стран. Такие заявки обычно отклоняются по следующим причинам:
- в Законе № 44-ФЗ говориться о том, что поставщик обязан указать страну происхождения, а не страны;
- указание более чем одной страны для одного товара не позволяет однозначно определить, где же именно он произведен;
- указание более чем одной страны для одного товара расценивается как предоставление недостоверных сведений.
Однако в соответствии с частью 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, под страной происхождения может пониматься группа стран и даже таможенные союзы. Таким образом, участник может, при необходимости, указать несколько стран. Отклонение же таких заявок неправомерно.
Заявки участников открытого конкурса и открытого аукциона в электронной форме должны содержать название страны происхождения товара (СПТ), которые предлагается для поставки в процессе исполнения контракта. Определение такого понятия дается в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС). Из него следует, что таковым считается государство, в котором продукт был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством.
Как проверить указанную информацию
Бюджетной организации важно убедиться, что заявка содержит корректную информацию. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств (СНГ) утверждены правила определения страны происхождения товаров, происходящих из участниц СНГ и находящихся в торговом обороте между этими государствами.
Основным условием достаточной обработки или переработки является изменение классификационного кода товара (товарной позиции) по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. В этом случае меняется и код страны происхождения товара в ГДТ (буквенный или цифровой код страны происхождения товара). Для целей необходимо определить и указать именно наименование.
Обратите внимание, что местом, где произведен продукт, не являются:
- место, откуда продукция (например, тульские пряники могут производить не только в России);
- местонахождение производителя (его юридический адрес, он может быть в другом государстве);
- места, откуда торговый знак (самый очевидный пример — iPhone производится в Китае, а товарный знак зарегистрирован в США).
Подтверждающие документы, которые предоставляют участники
Участники закупки подтверждают сведения о СПТ предоставлением определенных документов в составе заявки:
- Декларация о происхождении представляет собой заявление изготовителя, продавца или отправителя, сделанное в свободной форме.
- Сертификат о происхождении — это документ, однозначно свидетельствующий о СПТ и выданный уполномоченными органами или организациями этого государства или из которого вывезен продукт.
- Акт экспертизы — документ, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП РФ) в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
- Сертификат формы СТ-1, предусмотренный национальной системой преференций и национальным законодательством, который разработан ТПП РФ в соответствии с правилами определения места производства продукции, происходящих из СНГ. такой сертификат оформляется на основании акта первичной экспертизы, которую выполняют эксперты уполномоченной ТПП РФ. Годовые акты экспертизы для оформления сертификатов формы СТ-1 составляются сроком на один год на постоянную номенклатуру.
Почему важно знать, где произведен продукт
В заявке наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ должно быть указано для каждого продукта, предлагаемого к поставке.
Официальный классификатор страны происхождения товара не утвержден. В качестве ориентира можно воспользоваться наименованиями, приведенными в Общероссийском классификаторе стран мира (ОКСМ). Однако Законом о контрактной системе обязательное применение ОКСМ при указании СПТ в заявках участников закупок не установлено.
Если в заявке указано, что продукт произведен в России или другой государстве ЕАЭС, это является условием к поставляемой продукции в случае, если документация о закупке содержит указание на применение национального режима.
1. Страна происхождения товара Страной происхождения товара является страна, где товар был полностью произведен или подвергнут серьезной обработке или переработке в соответствии с установленными критериями (критерии достаточной переработки).
Страна происхождения товара может быть подтверждена следующими документами:
- Сертификат о происхождении товара СТ-1. Это документ, подтверждающий факт производства товара в стране-экспортере и выдается он уполномоченными органами этой страны. В нашей стране сертификат СТ-1 выдается Торгово-промышленной палатой либо одним из ее региональных подразделений.
- Декларация страны происхождении товара. Такая декларация представляет собой заявление, сделанное производителем товара, продавцом или иным лицом, которое его отправляет из страны происхождения. В заявление вносится информация, на основании которой можно определить, в какой именно стране был произведен товар.
2. Образцы деклараций страны происхождения товара для юрлица и ИП
Декларация СПТ для участия в закупках по 44-ФЗ готовится очень просто и представляет собой документ, подготовленный на фирменном бланке участника закупки. Если вы индивидуальный предприниматель, то можно обойтись и без фирменного бланка.Декларация состоит из следующих обязательных атрибутов:
- Шапка, в которой указывается “Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров”;
- Текстовый блок следующего содержания “В целях исполнения п.6 ч.5 ст. 66, ч.4 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155.
- Таблица, состоящая из трех столбцов: № п/п, наименование товара и наименование страны происхождения товара. В этой таблице участник декларирует СПТ предлагаемого к поставке товара.
- Должность, ФИО, подпись, печать (при наличии).
Готовые образцы деклараций СПТ вы можете скачать ниже:
Образец декларации для ИП -скачать
Образец декларации для юрлица - скачать
Нужна помощь с декларацией страны происхождения?
Обратитесь к нам и вы получите грамотную поддержку специалистов в данном вопросе.
3. Нужна ли декларация или достаточно просто указать страну происхождения товара?
В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.2 ст.51, п.6 ч.5 ст.66, п.6 ч.3 ст.73 участником закупки в заявке должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ, или копии этих документов (в конкурсах и запросах котировок - заверенные копии этих документов).В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа № 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу № 155 списка, является декларация участника закупки.
Однако в абзаце 2 пункта 13 приказа № 155 также сказано о том, что если участником закупки не представлена соответствующая декларация, к такому участнику просто не применяются положения настоящего приказа (т.е. преференции).
Минэкономразвития в своем письме от 14.12.2016 года № Д28и-3279 “О применении приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2015 г. N 155” придерживается мнения о том, что декларированием страны происхождения товара является указание этой страны в заявке участника. И даже в случае отсутствия декларации в виде отдельного документа, такая заявка является соответствующей требованиям 44-ФЗ и отклонять её нельзя.
Но это всего лишь позиция МЭР. Многие территориальные органы ФАС придерживаются противоположного мнения, поэтому лучше чтобы этот документ был в составе вашей заявки.
4. Изменения в декларировании СПТ с 01.07.2018 года
С 1 июля 2018 года в 44-ФЗ вступают в силу поправки, внесенные в декабре 2017 года Федеральным законом № 504-ФЗ.Согласно этим поправкам, если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом участник лишится соответствующих преференций, но заявку его не отклонят.
Заявка будет отклонена лишь в том случае, если в отношении закупаемых товаров, работ, услуг установлен явный запрет, предусмотренный ст.14 44-ФЗ.
5. Видео-инструкция страна происхождения товара
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.
Организация работает по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По итогам проведения аукциона заключен контракт на поставку телевизоров. Страной происхождения товара указан Китай. Поставщик при исполнении контракта представил сертификат соответствия на телевизоры, в котором изготовителем указано российское ООО.
Вправе ли в рассматриваемом случае заказчик принять товар, страна происхождения которого не совпадает со страной происхождения, указанной в контракте?
Согласно части второй Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных и Закона N 44-ФЗ.
В Закона N 44-ФЗ не содержится положений, позволяющих изменять условия контракта после его заключения.
Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Понятие существенных условий контракта N 44-ФЗ специально не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается N 44-ФЗ ( Закона N 44-ФЗ). Согласно же ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В этой связи следует учитывать, что согласно Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. С учетом вышеприведенных норм следует сделать вывод, что условия контракта, которые должны содержаться в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и заявке на участие в закупке, в силу закона, должны считаться существенными условиями контракта.
В соответствии с Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать, помимо прочего, согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание, в частности, на наименование страны происхождения товара.
Иными словами, при согласовании условия о товаре в рамках электронного аукциона согласовывается наименование места происхождения товара. Это следует рассматривать как один из способов конкретизации наименования товара.
Таким образом, указание на наименование страны происхождения товара следует рассматривать как часть условия о товаре и существенное условие контракта, которое может быть изменено только в случаях, установленных законом.
Единственной, на наш взгляд, нормой, содержащейся в , Закона N 44-ФЗ, определяющих возможные случаи изменения контракта, позволяющей изменить наименование страны происхождения товара, то есть фактически условие о товаре, является Закона N 44-ФЗ: "При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком".
Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик вправе принять товар, переданный ему с нарушением условия контракта о стране происхождения товара, только в том случае, если его характеристики лучше, нежели характеристики товара, страна происхождения которого изначально была указана в контракте. При этом заказчику и поставщику необходимо будет также заключить дополнительное соглашение к контракту, в котором будет изменена страна происхождения поставляемого товара.
Дополнительное соглашение об изменении условий о стране происхождения товара, подписанное в отсутствие оснований, предусмотренных Закона N 44-ФЗ, как нам представляется, в силу ГК РФ, должно квалифицироваться как ничтожная сделка (т.е. недействительная независимо от признания ее таковой судом), поскольку не только нарушает требования закона, но и посягает на публичные интересы. Однако это обстоятельство не мешает контрольному органу в сфере закупок обратиться в суд с иском о признании такого дополнительного соглашения недействительным.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Как правильно определить и какими документами подтвердить страну происхождения товаров, какие существуют запреты и ограничения на допуск товаров - расскажем на понятных примерах.
Что означает понятие
Если предметом закупки является товар, то участник закупки, проводимой посредством открытого конкурса либо электронного аукциона, обязуется для каждого предмета, предлагаемого к поставке, указать наименование страны происхождения товара (по 44-ФЗ) (СПТ).
Однако в самом 44-ФЗ нет определения данного понятия, поэтому необходимо использовать формулировку, данную в Таможенном кодексе Таможенного союза (глава 7, ). Согласно документу, это страна (группа государств либо таможенные союзы), в которой было произведено или достаточно обработано определенное изделие.
При проведении электронного аукциона участнику необходимо указать СПТ в первой части заявки. Также заказчик может установить требование: приложить ко второй части заявки соответствующие сертификаты или другие документы, подтверждающие СПТ. То же самое касается открытого конкурса, но в этом случае все документы предоставляются в составе первой части заявки на участие.
Правила определения
Необходимо понимать и различать следующие категории товара:
- Место нахождения его производителя.
- Наименование места его происхождения.
- Наименование страны торгового знака.
Покажем разницу на примере.
Владелец товарного знака iPhone — корпорация Apple, которая зарегистрирована в штате Калифорния, а ее дочерние компании раскиданы по всему миру (например, для Европы — в Ирландии). При этом собирается iPhone в КНР, в провинции Гуанчжоу.
Таким образом, для европейского рынка это будут:
- США, штат Калифорния.
- КНР, провинция Гуанчжоу.
- Ирландия.
Также есть понятие «локализация» — это когда «каркас» (например, автомобиля), который собирается в одном государстве (например, БМВ присылает из Польши в Калугу комлектующие в частичной сборке, а полная сборка происходит в Санкт-Петербурге или Москве), а финальная сборка происходит в другом. В этом случае ситуация следующая:
- Республика Польша.
- Российская Федерация.
Что указать в заявке
Для того чтобы правильно указать СПТ, следует обратиться к Постановлению № 529-ст. от 14.12.2001 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира». В ОКСМ указан цифровой код страны происхождения товара, ее полное и краткое наименование.
Необходимо указывать именно те наименования, которые содержит классификатор страны происхождения товара. То есть нужно указывать полное наименование СПТ: не РФ или США, а Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки. Конкретные города указывать не требуется.
Если продукция произведена в нескольких государствах, то все государства необходимо указать в заявке.
Можно увидетькод страны происхождения товара в ГТД — грузовой таможенной декларации.
Подтверждение СПТ или акт экспертизы ТПП
Одного указания СТП бывает недостаточно, и заказчик может запросить подтверждение СПТ. Одним из ключевых документов здесь выступает сертификат СТ-1. Выдачей таких сертификатов занимается Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) на основе годового акта экспертизы. Акт экспертизы (полное наименование: акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в РФ) также является подтверждением СПТ.
О том, как получить акт экспертизы, можно подробно узнать на сайте