Нормативные документы по расходу гсм. Какими документами подтвердить расходы на топливо. Основание для списания расходов
Для упрощенной системы налогообложения стоимость приобретенных ГСМ списывается в расходы на день их оплаты поставщику.
Для общей системы налогообложения стоимость всех ГСМ, израсходованных за месяц, включается в расходы на последнее число месяца.
Расход ГСМ в 2017 году
Расход горюче-смазочных материалов утверждены в рекомендациях Минтранса РФ.
Существуют повышающие коэффициенты для использования транспорта в зимнее время года. Размеры коэффициентов в зависимости от региона могут достигать 20% от нормы:
- Москва, Брянская область, Республика Татарстан - 10%;
- Кировская область - 12 %;
- Оренбургская область - 15 %;
- для Республики Саха - 20 %.
Также расход ГСМ зависит от количества человек, проживающих в городе, в котором зарегистрирован автомобиль. Приведем примеры некоторых норм в зависимости от численности населения:
- до 100 тыс. чел. - 5 %;
- от 100 до 250 тыс. чел. - 10%;
- от 250 тыс. чел. до 1 млн. чел. - 15 %;
- от 1 до 5 млн. чел. - 25%;
- свыше 5 млн. чел. - 35%.
Еще один критерий, увеличивающий норму расхода ГСМ - возраст и пробег автомобиля. Чем они выше - тем выше повышающий коэффициент:
- для авто свыше 5 лет в эксплуатации или пробегом больше 100 тыс. км. - 5 %;
- для авто свыше 8 лет в эксплуатации или пробегом больше 150 тыс. км. - 10 %.
Расчет норм ГСМ
Для легковых автомобилей норма расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),
где Qн - нормативный расход топлива в литрах;
Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля в л/100 км;
S - пробег автомобиля в км;
D - коэффициент (надбавка или снижение) к норме, в %.
Расход ГСМ для некоторых транспортных средств на 2016 год приведены в таблице:
ГСМ |
Норма |
---|---|
Реагенты, обеспечивающие надежность работы автомобиля |
5 % - для Евро-4; 6% - для Евро-5; 7% - для Евро-6 |
Сжиженные газы (пропан) |
1,22 +/- 0,10 л СНГ к 1 л бензина - для авто, работающих на СУГ; 1 +/- 0,1 куб. м СПГ (КПГ) - для авто, работающих на КПГ; до 2,64 л/100 км- для автомобилей, работающих на СУГ (при установке фургонов); до 2 куб. м/100 км - для автомобилей, работающих на КПГ. |
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов - до 2.л. /100 км |
|
Дизельное топливо |
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов - до 1,3.л. /100 км |
Как рассчитать нормы по ГСМ
В ООО «Нева» на балансе числится легковой автомобиль Лада Granta Лифтбек, зарегистрированный в городе Оренбургской области с населением 1 млн. человек.
Пробег в зимнее время составил 200 км. Расход компания определяет согласно рекомендациям Минтранса РФ.
Норма расхода топлива для легкового автомобиля Лада Granta Лифтбек составляет: Hs = 8,2 л/100 км.
Надбавка за работу в городе с населением 1 млн. чел. (D) составляет 15%, а за работу в зимнее время D = 15%.
Нормативный расход топлива будет равен:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 8,2 x 180 x (1 + 0,01 x (15 +15)) = 19,2 л.
Нормирование расходов на ГСМ
В Налоговом кодексе нет условий на нормирование топлива на автотранспорт. Но в то же время любые расходы на топливо должны быть подтверждены путевыми листами. Формы путевых листов можно разработать самостоятельно. Все обязательные реквизиты есть в приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Предусмотрите в них обязательно данные о медосмотрах. И добавьте туда еще такой реквизиты, как «поездки».
- См. также нормы расходов на ГСМ
Поэтому нормировать или нет затраты на ГСМ, фирмы и предприниматели решают самостоятельно. Если выбран вариант в пользу нормирования, то для учета расходов можно использовать, во-первых, самостоятельно разработанные нормативы, во-вторых, данные завода-изготовителя автомобиля. А в-третьих — нормы, утвержденны . Последние обязательны лишь для автотранспортных фирм. Обычные же компании и предприниматели могут использовать их по желанию.
Документы для учета ГСМ при УСН
Какой автомобиль используется |
Основание для списания расходов |
---|---|
Автомобиль, принадлежащий организации |
Стоимость ГСМ учитывается при «упрощенке» по статье «расходы на содержание служебного транспорта» (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) |
Автомобиль, принадлежащий индивидуальному предпринимателю |
Бизнесмены могут использовать личные автомобили в своей предпринимательской деятельности, законодательством это не запрещено. При этом возникающие расходы можно списать при упрощенной системе налогообложения. Стоимость ГСМ можно отразить как расходы на содержание служебного транспорта (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Для подтверждения этих расходов нужны накладные, чеки, квитанции и путевые листы, свидетельствующие о том, что транспорт использовался в производственных целях (п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК РФ). Затраты на техническое обслуживание автомобилей относятся к материальным расходам на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Особых условий для списания подобных расходов в пункте 2 статьи 346.17 НК РФ нет. Достаточно оплаты. Что же касается ремонтных расходов на автомобили, то их можно учесть в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, причем также сразу после оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Если автомобили используются в производственной деятельности, то затраты как на их обслуживание, так и на ремонт будут обоснованными |
Машина, арендованная у сотрудника |
ГСМ при аренде автомобиля можно списать на расходы в качестве либо материальных затрат (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), либо затрат на содержание служебного транспорта (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Обратите внимание: чтобы затраты на бензин и ремонт фирма могла учесть при УСН, в договоре аренды нужно сразу указать, что затраты на содержание автомобиля несет именно арендатор. Кроме того, в расходах можно учитывать и выплачиваемую арендную плату сотруднику (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Индивидуальный предприниматель не вправе заключить сам с собой договор на аренду транспортного средства, поскольку это влечет за собой прекращение обязательства (ст. 413 ГК РФ) |
Личная машина сотрудника, используемая им в служебных целях |
В этой ситуации стоимость ГСМ нельзя учесть как отдельную статью расходов. Учитывается лишь общая сумма выплаченной компенсации сотруднику, причем в пределах норм (подп. 12 п.1 ст. 346.16 НК РФ). Для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно это не более 1200 руб. в месяц. А для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см — 1500 руб. Это прописано в пункте 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. При этом указанные суммы включают в себя все расходы, которые несет сотрудник, эксплуатирующий автомобиль. То есть в эти 1200 или 1500 руб. включаются ГСМ, техническое обслуживание, ремонт и т. п. (письмо Минфина России от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140). Поэтому вы можете утвердить любую сумму компенсации работнику, но учесть при упрощенной системе сможете лишь установленную норму. Более того, надо принимать во внимание тот факт, что эта норма утверждена законодателями в расчете на полный месяц использования автомобиля в служебных целях. Если, например, сотрудник ездил на машине всего 2 дня из 22 рабочих дней в месяце, то и компенсацию, которую можно списать на расходы, надо уменьшить в 11 раз. Это специалисты Минфина России уточнили в своем письме от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140 |
Учет стоимость ГСМ при УСН
Документ |
Для чего нужен |
Как оформлять |
---|---|---|
Путевой лист — ключевой документ, который подтверждает обоснованность и необходимость разъездов на автомобиле. Его нужно оформлять на каждый автомобиль отдельно. Срок действия путевого листа может быть от одного дня до одного месяца |
Унифицированные формы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78, но они обязательны лишь для автотранспортных предприятий. Поэтому если ваша организация таковой не является, то вы можете разработать бланк «путевки» самостоятельно (письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). И утвердить свою форму в качестве приложения к учетной политике. Главное, чтобы в разработанном вами образце были обязательные реквизиты, предусмотренные приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152. В путевом листе фирме и предпринимателю лучше указывать конкретный маршрут каждой поездки и соответствующий ему расход топлива автомобиля |
|
Накладные, чеки АЗС, выписки со счета |
Первичные платежные документы подтвердят, что расходы на ГСМ были фактически оплачены |
Перечень документов, которые «упрощенцу» выпишет продавец ГСМ, зависит от того, как приобретают топливо. Если водитель расплачивается на АЗС наличными, то ему выдадут кассовый чек. Безналичные покупки по топливным картам подтвердят отчеты продавца, выписки со счета и ежемесячная накладная |
Авансовый отчет |
Авансовый отчет необходим, если топливо приобреталось через подотчетное лицо. К отчету работник прикладывает документы об оплате |
Расходы, оплаченные подотчетным лицом, считаются оплаченными работодателем на дату утверждения авансового отчета. При условии, что долга перед сотрудником нет |
Приказ директора о порядке учета расходов на ГСМ |
Документ понадобится, чтобы установить, каким способом «упрощенец» определяет размер расходов по ГСМ в налоговом и бухгалтерском учете при УСН |
Приказ составляйте в произвольной форме. В документе надо предусмотреть нормативы ГСМ или указать, что вы списываете расходы на ГСМ в полной сумме. Обратите внимание: нормировать расходы можно как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. А можно и не нормировать. В бухгалтерском учете расходы на ГСМ разрешается списывать в размере фактически понесенных затрат, то есть без нормирования (п. 5 ПБУ 5/01). В налоговом учете обязательных требований к нормированию также не установлено. Фактический расход топлива подтверждает путевой лист |
Учет ГСМ в налоговом и бухгалтерском учете при УСН
Вопрос |
Ответ |
---|---|
Можно ли расходы на ГСМ не нормировать, а списывать в полной сумме |
Можно. Обязательных требований к нормированию стоимости ГСМ ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не предъявляет. При этом, если нормы вы не применяете, будьте готовы обосновать объем списываемого топлива в налоговом учете. Целесообразно установить одинаковый подход к учету расходов на ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете. То есть либо и там и там применять нормы, либо не применять |
Какие способы нормирования существуют |
«Упрощенец» может выбрать один из трех вариантов. Первый — применять нормы, разработанные Минтрансом. Второй — учитывать ГСМ в пределах норм, установленных изготовителем. Третий вариант учета расходов — использовать нормы, разработанные самостоятельно. Подтверждать эти нормы будут акты контрольного заезда транспортного средства в заданных условиях |
Является ли нарушением пересмотр норм топлива в середине года |
Это допускается, если изменение норм ГСМ обоснованно. Например, оказалось, что новый автомобиль расходует больше топлива, чем установили изначально. В расходы УСН списывают только экономически оправданные затраты, которые подтверждены документами. Причину изменений укажите в приказе директора фирмы о новых нормативах расхода топлива |
Можно ли разработать разные нормы расхода ГСМ на зимнее и летнее время |
Да, можно, законодательство это не запрещает. В приказе директора отразите, какие периоды считаются зимними и летними. Укажите зимние и летние нормы расхода топлива |
Можно ли перерасход топлива удержать из заработной платы водителя |
Можно, если перерасход — вина водителя. А это может установить комиссия, состоящая из директора и других специалистов (ст. 247 ТК РФ). Обязательно надо попросить работника объяснить перерасход. Издать распоряжение об удержании директор вправе только в течение месяца после расчета ущерба фирмы. И в размере, не превышающем один средний месячный заработок (ст. 248 ТК РФ). Если месячный срок пропустили или сумма ущерба больше, то взыскать средства с работника можно только через суд |
Формы документов для учета расходов ГСМ на УСН:
Бухучет ГСМ при УСН
Операция |
Проводки |
Документ |
---|---|---|
ГСМ оплачены через подотчетное лицо |
ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50 — выданы работнику средства на покупку ГСМ |
Расходный кассовый ордер |
ДЕБЕТ 10 субсчет «Топливо» КРЕДИТ 71 — приняты к учету ГСМ |
Авансовый отчет работника |
|
ДЕБЕТ 20 (25, 26) КРЕДИТ 10 субсчет «Топливо» — списана стоимость потраченного ГСМ на расходы |
Путевой лист |
|
ГСМ оплачены безналичным перечислением на счет продавца |
Посмотрите нормы расхода топлива на 2017 год Минтранс РФ (последняя редакция) , которые помогут вам безопасно списать расходы на ГСМ.
Разберемся, какие нормы расходов топлива на 2017 год применять компании, где найти эти нормативы, выясним, сколько может тратить на топливо компания, заправляя свой автопарк. Какие на этот счет есть разъяснения из налогового ведомства. Все это вы найдете в нашей статье.
Чтобы быстрее найти ответ на свой вопрос, используйте рубрикатор :
Для чего нужны нормы расхода топлива в 2017 году
Сразу скажем, что, по мнению налоговиков, компания обязана соблюдать нормы расхода топлива на 2017 год, который утвердил Минтранс РФ в последней редакции (Распоряжение Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р в ред. от 14.07.15).
Но в Минфине думают иначе, в одном из последних писем (письмо от 19.08.16 № 03-03-06/1/48789) чиновники из финансового ведомства сделали такое разъяснение. При компенсации сотруднику расходов на ГСМ компания вправе следовать нормативам, но не обязана.
Обращаем внимание, что Налоговый кодекс тоже не требует от компании при налогообложении прибыли нормировать расходы на ГСМ по квотам, которые утвердил Минтранс.
В отдельной статье посмотрите, .
Как без риска компенсировать работнику использование его личного имущества
За использование в работе личного имущества сотрудника компания платит компенсацию. Это выгодно, ведь такую выплату можно учесть в расходах по налогу на прибыль, при этом, она освобождена от страховых взносов и НДФЛ.
Но ревизоры с особым вниманием проверяют компенсации за личное имущество и при любой удобной возможности доначисляют налоги и взносы. Чтобы снизить риски, безопаснее перепроверить, правильно ли компания оформляет такие выплаты.
Использование авто в служебных целях на правах аренды в 2017 году
Еще одним способом компенсировать сотруднику расходы за использование его личного авто — это аренда транспортного средства. Для этого компания заключает договор аренды с работником и берет его транспорт во временное пользование.
При этом, авто можно арендовать «с экипажем» и тогда им будет управлять сам работник, Либо без него, это когда за транспорт будет отвечать лицо, назначенное компанией. Все, что нужно в обоих случаях — это заключить договор аренды, в котором важно согласовать размер арендных платежей (компенсации), и передать авто по акту.
Обращаем внимание на важный момент: арендные платежи работодатель должен включить в доход работника и обложить их НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224, п. 1 ст. 226 НК РФ).
Как оформить свои нормативы по расходам на ГСМ в 2017 году
На практике, большие затраты на ГСМ в компании, для которой перевозки не являются основным видом деятельности, обязательно привлекут внимание контролеров. Налоговики сразу поставят вопрос об экономической целесообразности таких затрат и попросят документально их подтвердить (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Налоговый учет расходов на ГСМ в 2017 году
Напоминаем, что в законе нет положения, которое бы обязывало компанию соблюдать нормы расхода топлива. В нем лишь указано, что эти расходы можно отнести на прочие производственные (реализационные) расходы (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Смотрите, стоимость топлива израсходованного за месяц, компания может включить в расходы на последнее число месяца (письмо Минфина России от 30.01.13 № 03-03-06/2/12). А предъявить НДС к вычету можно только при наличии счета-фактуры от продавца или АЗС (письмо Минфина от 03.08.10 № 03-07-11/335).
Это при использовании общей системы налогообложения Если компания применяет УСН, то в расходы списывается стоимость приобретенных и оплаченных ГСМ (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Расходы на проезд по платным дорогам и плата в системе «Платон»
Любая компания, у которой есть служебные машины или которая использует личный транспорт сотрудников для служебных целей, может столкнуться с расходами на платные дороги.
Не говоря уже об организациях, которые занимаются перевозками, в том числе грузовиками максимальной массой более 12 т, — для них ввели отдельную плату по системе «Платон».
Плата за проезд прямо не предусмотрена в НК РФ. Налоговики могут счесть такие расходы экономически неоправданными. Ведь компания могла воспользоваться бесплатным альтернативным проездом, который обязаны обеспечить власти или собственник (ст. 37Федерального закона от 08.11.07 № 257-ФЗ).
В то же время пункт 12 Временных правил, утв. постановлением Правительства РФ от 27.08.99 № 973, дает компаниям аргументы в подтверждение обоснованности таких затрат. Ведь проезд по платной дороге снижает расход ГСМ, износ шин, затраты на ремонт и вероятность ДТП.
Какими документами подтвердить расходы на топливо
Расходы на приобретение ГСМ для собственных и арендованных автомобилей учитываются одинаково. Для учета стоимости ГСМ в налоговых расходах нужны документы, которые подтвердят, что вы купили ГСМ и использовали транспорт и топливо в служебных целях.
При покупке топлива
Перечень документов зависит от способа приобретения топлива:
Служебное назначение
Список документов будет зависеть от того, если ли в машине электронная система контроля:
Списание затрат на приобретение топлива производиться при наличии чёткого экономического обоснования расхода этого материала. Этот вопрос актуален для организаций, деятельность которых так или иначе связана с транспортными средствами, даже если это всего лишь служебное авто шефа.
В их бюджете обязательно будет присутствовать такая расходная статья, как расходы на ГСМ. При этом учитывается вид топлива, подлежащего списанию и установленные по его расходу нормы. Как правило, в соответствующие заметки проставляют не водители, а диспетчера или сами руководители предприятий.
Как рассчитывают нормы расхода топлива в 2017 году?
Приобретение топлива может осуществляться различными способами: за наличные деньги, по талонам, по картам и т.д. В первом случае потребуется приказом утвердить весь порядок действий, включающий назначение ответственных лиц за обращение наличных денежных средств и периоды их передачи и отчёта. Как правило, водитель в трёхдневный срок обязан отчитаться в потраченных финансах с приложением платёжных документов к путевому листу.
При безналичном варианте следует чётко разграничивать момент перехода права собственности на топливо, поскольку это послужит отправной точкой для появления в бухгалтерских документах соответствующих расходов. Это может быть как передача сертификата, так и момент заправки, уточнить этот нюанс следует в заключённом с поставщиком контракте.
Такой безналичный способ расчёта за топливо требует ведения отдельного журнала учета выдачи талонов, где будут отражаться все операции с ними. При поступлении средств на расчётный счёт предприятия они будут направляться по кассовому расходу в качестве оплаты за выпуск этих талонов и приобретённое по ним топливо. При выдаче на АЗС чека он должен быть прикреплён к соответствующему путевому листу.
Списание ГСМ происходит с учётом регламентированных законодательно норм расхода топлива, которые применяются с целью оптимизации топливных расходов. Они разрабатываются и утверждаются отдельно для каждой категории транспортных средств, но при этом базовая ставка подразумевает, что дорога была прямой с идеальным покрытием.
Российская действительность не позволяет использовать только этот норматив, а требует применения различных поправочных коэффициентов. Да и сами базовые нормы различаются не только по видам ТС, но и по выполняемой ими работе, степени загруженности и т.д.:
- для загруженных автомобилей применяется норма на 100 км, для задействованных в транспортировке – соответствующая норма;
- для автобусов имеет значение загрузка пассажиров и снаряженная масса ТС;
- у самосвалов используется половина загрузочной нормы и снаряженная масса грузовика;
- для грузовиков и автопоездов, задействованных в транспортировке грузов, используется норма на 100 т-км либо специальные коэффициенты, учитывающие характер перевозимого груза;
- используются и другие расчёты, подробно изложенные в методике расчёта для конкретного транспортного средства.
Базовая норма учитывает тип автомобиля, его технические особенности, вид топлива, маршрут, общий вес авто и режим движения. При расчёте транспортной нормы учитывают дополнительно либо тяжесть груза, либо загрузку пассажиров. Бензин, дизельное топливо и сжиженный газ списываются в литрах, а природный газ – в кубических метрах.
Условия работы ТС учитываются с помощью поправочных коэффициентов:
- новая машина на обкатке – не больше 10%;
- в зимний период – от 5 до 20%;
- на сложных дорогах – до 30%;
- по горным трассам – 20%;
- эксплуатационный срок не превышает 5 лет – не больше 5%, иначе – до 10%;
- грузовикам «плюсуют» 10%, а при крупногабаритном грузе – до 35%;
- использование системы климат-контроль увеличивает норму на 7%.
Существуют свои нормы и для смазочных материалов, которые рассчитываются относительно 100 литров топлива. Для старых авто действует поправка в 20%, для всех остальных придерживаются таких параметров:
- Иномарки, произведённые на территории РФ – 600 мл масла для мотора, 100 мл для гидравлики и трансмиссии, 30 мл специальных масел и 100 мл пластичной смазки.
- Семейство ГАЗ более «прожорливо» – 1800 мл масла для мотора, 150 мл для гидравлики и трансмиссии, 50 мл специальных масел и 100 мл пластичной смазки.
- «Чемпионство» за семейством УАЗ – 2200 мл масла для мотора, 200 мл для гидравлики и трансмиссии, 50 мл специальных масел и 200 мл пластичной смазки.
Для определения показателей расхода топлива используют следующую формулу:
Hs * S * (1 + D), где
Hs – норма расхода на 1 км пути;
S – дневной километраж автомобиля;
D – корректировочный коэффициент на 1 км пути.
На величину поправочного коэффициента влияет совокупность факторов, уточнить которые можно в нормах расхода топлива на 2017 год от Минтранса РФ в последней редакции.
Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств