Нарушение правил пожарной безопасности может наказываться. Нарушение пожарной безопасности
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8
Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) значительно усилены меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. В статье будут рассмотрены виды административной ответственности и санкции за нарушение пожарной безопасности.
Что такое административное правонарушение?
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Каков срок давности привлечения к административной ответственности?
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Федеральным законом N 120-ФЗ указанный перечень случаев дополнен нарушением пожарной безопасности. Таким образом, начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 120-ФЗ (17.06.2011) привлечь к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности возможно не в течение двух месяцев, а в течение года со дня совершения правонарушения. Заметим, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Кто имеет право привлекать к ответственности?
В соответствии с ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ рассматривать дела о нарушениях пожарной безопасности имеют право органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, к которым относятся органы Федеральной противопожарной службы МЧС и Ростехнадзор (в части нарушения требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ).
За что предусмотрена ответственность?
Нарушение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) бюджетные учреждения, как и любые другие организации, обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
- предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
- содействовать добровольным пожарным;
- обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
Требования к пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила). Кроме того, учреждению необходимо руководствоваться, в частности:
- СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятыми и введенными в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
- НПБ 253-98 "Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость", утвержденными Приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39.
Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Отметим, что до внесения изменений Федеральным законом N 120-ФЗ максимальный размер санкций для должностных лиц составлял 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб.
Если же нарушение требований пожарной безопасности допущено в условиях особого противопожарного режима, предусмотренного ст. 30 Федерального закона N 69-ФЗ, то санкции составят: для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.
Несоблюдение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:
- "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178;
- "СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
- НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84.
Несоблюдение вышеуказанных нормативных актов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).
Несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:
- "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
- "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
- "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
- "НПБ 58-97. Нормы пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1996 N 64.
Несоблюдение вышеуказанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).
Несоблюдение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Несоблюдение указанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц - от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Значительно усилена ответственность за невыполнение в срок предписания органа госпожнадзора. Если ранее максимальный размер санкции за данное нарушение составлял для должностных лиц - 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб., то теперь штраф может составлять для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., а для юридических лиц - от 70 000 до 80 000 руб. (ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ).
В свою очередь, совершение указанного правонарушения на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 5000 до 6000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 90 000 до 100 000 руб. (ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ).
В случае же повторного совершения вышеуказанных правонарушений на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. (или они могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).
Эксперт журнала
"Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Дисциплинарная ответственность за совершение дисциплинарного проступка работниками организаций предусмотрена Трудовым кодексом РФ. При наложении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершён, предшествующая работа и поведение рабочего и служащего. До наложения взыскания от нарушителя трудовой дисциплины должны быть затребованы объяснения. В соответствии с Трудовым кодексом за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение по соответствующим основаниям.
ФЗ, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:
- статья 8.32. Нарушение ППБ в лесах;
- статья 11.16. Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте ППБ;
- статья 14.1, часть 2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
- статья 14.1, часть 3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
- статья 14.1, часть 4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
- статья 177. Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных ФЗ, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
- статья 179. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении;
- статья 19.4, часть 1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;
- статья 19.5, часть 1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
- статья 19.6. Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- статья 19.7 Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искажённом виде;
- статья 19.19, часть 1. Нарушение обязательных требований ГОСТов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора;
- статья 19.19, часть 2. Нарушение правил обязательной сертификации, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации;
- статья 19.20, часть 1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
- статья 19.20, часть 2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
- статья 19.20 часть 3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
- статья 19.26. Заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного контроля (надзора);
- статья 20.4, часть 1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами;
- статья 20.4, часть 2. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, совершённое в условиях ;
- статья 20.4, часть 3. Нарушение требований стандартов, НПБ и ППБ, повлекшее возникновение без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий;
- статья 20.4, часть 4. Выдача сертификата соответствия на продукцию без в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен;
- статья 20.4, часть 5. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия;
- статья 20.4, часть 6. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для и техники;
- статья 20.25, часть 1. Неуплата административного штрафа в срок.
За совершение административных правонарушений в области пожарной безопасности могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
Уголовная ответственность за преступления в области пожарной безопасности предусмотрена следующими статьями УК РФ:
- статья 167, часть 1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба;
- статья 167, часть 2. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, совершённые из хулиганских побуждений, путём поджога, или иным общеопасным способом либо повлёкшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия;
- статья 219, часть 1. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;
- статья 219, часть 2. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть человека;
- статья 219, часть 3. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц;
- статья 261, часть 1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате или иными источниками повышенной опасности;
- статья 261, часть 2. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путём поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия.
За совершение преступлений в области пожарной безопасности могут устанавливаться и применяться следующие уголовные наказания:
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- исправительные работы;
- ограничение свободы;
- лишение свободы на определенный срок.
В рамках гражданско-правовой (имущественной) ответственности может быть предусмотрено возмещение материальных убытков или вреда, причиненного вследствие нарушения требований пожарной безопасности.
За несоблюдение противопожарного режима в России предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Последствия привлечения к ней имеют не только имущественный, но и личный неимущественный характер. Как не допустить негативных факторов нарушения требований пожарной безопасности? Кто ответственен за пожарную безопасность в случае заключения договора аренды и сколько времени есть на обжалование незаконных предписаний органов государственного пожарного надзора? На эти вопросы ответим в нашем обзоре.
Ответственность за несоблюдение норм пожарной безопасности на объектах защиты
Начнем издалека: каковы же источники ответственности за несоблюдение требований ПБ?
Пожарная безопасность, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон «О пожарной безопасности»), - это состояние защищенности личности, имущества и общества от пожара. Для сохранения этого состояния в государстве разработаны специальные технические и социальные условия, контролируемые уполномоченными органами.
Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции, имуществу, зданиям, сооружениям, транспорту, оборудованию) излагаются в Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Статья 5 этого документа предусматривает существование на каждом объекте защиты систем обеспечения пожарной безопасности, среди которых:
системы предотвращения пожара;
системы противопожарной защиты;
комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В сфере пожарной безопасности права и обязанности возникают не только у граждан, но также у физических лиц-предпринимателей, юридических лиц и их должностных лиц.
В частности, статья 37 Закона «О пожарной безопасности» обязывает руководителей организаций выполнять законные требования должностных лиц органов ГПН, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, вести соответствующую документацию, обучать своих работников, создавать и обеспечивать подразделения пожарной охраны.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, закрепленные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, на уполномоченных должностных лиц организации возлагают организацию производства и содержания территорий зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов для обеспечения пожарной безопасности.
Ответственность же за нарушение требований пожарной безопасности, согласно статье 38 Закона «О пожарной безопасности» возлагается на собственников имущества, его пользователей, ответственных за обеспечение ПБ и должностных лиц организаций в пределах их компетенции.
Нарушение государственного противопожарного режима приводит к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
В рамках дисциплинарной ответственности, согласно трудовому законодательству, работнику грозит замечание, выговор или увольнение.
Минимальная административная ответственность за правонарушения в этой сфере для должностного лица - 6–15 тыс. рублей, предпринимателя - 20–30 тыс. рублей, юридического лица - 150–200 тыс. рублей, эксперта при проведении аудита ПБ ненадлежащего качества или ложной оценки пожарного риска - 15–20 тыс. рублей, либо дисквалификация от года до 3-х лет. За халатность в отношении пожарной безопасности, повлекшую причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, в КоАП РФ для юридических лиц предусмотрен штраф от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей и приостановление деятельности.
Физические лица, ответственные за соблюдение требований пожарной безопасности, в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей, согласно статье 291 Уголовного кодекса РФ, могут быть ограничены в свободе, направлены на принудительные работы и лишены свободы до 7 лет с запретом заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности.
В результате, ответственность за несоблюдение норм пожарной безопасности в организациях затрагивает и интересы предприятия (поскольку допускает существенные штрафы и приостановление деятельности для юридического лица) и интересы его руководителей (предполагает негативные личные имущественные и неимущественные последствия для физических лиц).
Ситуация усугубляется, когда лицо не имеет возможности лично контролировать противопожарный режим, например, принадлежащее на праве собственности помещение сдается во временное пользование организации, к которой лицо не имеет отношения. Как избавить себя от риска ответственности за нарушение ПБ в условиях предоставления недвижимости в аренду? Об этом пойдет речь ниже.
Арендодатель или арендатор: на кого и в каких случаях возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?
Отношения, возникающие в условиях предоставления недвижимого имущества в аренду, регулируются Гражданским кодексом РФ. Согласно статье 606, имущество во временное пользование за плату передается от арендодателя нанимателю на основе договора аренды. По общему правилу, условия этого договора определяются сторонами в индивидуальном порядке. Гражданским кодексом императивно регулируются лишь существенные условия соглашения: его предмет (совокупность информации, позволяющей идентифицировать помещение) и размер арендной платы. Вопросы же возложения ответственности за пожарную безопасность законодательно в ранг существенных не возведены, соответственно, согласовываются в добровольном порядке. Принцип свободы договора, применяемый в гражданских правоотношениях, утверждает, что, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой закона, оно определяется обычаями, применимыми к отношениям сторон.
Таким образом, стороны договора аренды могут, но не обязаны определять субъекта и объем ответственности за пожарную безопасность в договоре.
С точки зрения, арендодателя, безусловно, выгоднее это условие выдвинуть в ранг существенного и закрепить в установленной форме. В такой ситуации положения статьи 38 Закона «О пожарной безопасности»:
«ответственным за нарушение требований пожарной безопасности (…) являются собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом»,
и нормы статьи 5 Технического регламента:
«собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты (…) на законном основании (…) должны в рамках реализации мер пожарной безопасности (…) разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности»
Именно он, соответственно, будет обязан обеспечивать полноту и достоверность сведений в декларации пожарной безопасности, и исполнять законные требования государственных инспекторов пожарного надзора.
Такое утверждение подкреплено судебной практикой. В частности, Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2006 года, подчеркнул, что существенным является то, кто именно (арендодатель или арендатор) взял на себя ответственность по обеспечению требований пожарной безопасности. Для иллюстрации Верховный Суд РФ привел закрепленное в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации обязательство по утверждению инструкции о мерах пожарной безопасности. Фактически, если эта инструкция утверждена руководителем арендатора, то он и ответственен за пожарную безопасность, и, соответственно, несет ответственность за ее нарушение.
Выявление нарушений требований пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора
Выявление нарушений требований пожарной безопасности согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», возложено на государственных инспекторов по пожарному надзору уполномоченных государственных органов.
С 2016 года в России осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности. Она затрагивает, в том числе, и сферу пожарной безопасности. Реформа акцентирует внимание на профилактике как основном действующем механизме обеспечения противопожарного режима в стране. Внедрение риск-ориентированного подхода предполагает сокращение проверок субъектов хозяйствования (минимум на 30–50 %) за счет классификации их по уровню риска потенциального причинения вреда.
Риск-ориентированный подход предусматривает определение категории конкретного объекта по заранее установленным критериям и проведение плановых проверок с периодичностью, определенной для каждой категории. Так, например, для категории высокого риска установлена периодичность один раз в 3 года, а для категории умеренного риска - один раз в 10 лет. При этом, для объектов низкой категории риска плановые проверки не предусмотрены.
Проведение проверок субъектов хозяйствования регламентировано, в том числе, Административным регламентом исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644. В этом документе определена четкая последовательность действий органов государственной власти при проведении проверки. В частности, закреплены такие полномочия:
осуществлять анализ сведений по документам о правообладании объектом защиты;
визуально осматривать помещения;
отбирать образцы для исследования;
опрашивать лиц;
истребовать документы;
проводить экспертизы.
Окончание проверки ознаменовывается составлением акта. В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности проверяющий выдает предписание об устранении нарушений или предписание по устранению несоответствий. Предписание содержит сведения о правообладателе объекта защиты, перечень установленных нарушений и сроках их устранения. Невыполнение требований органов государственного пожарного надзора в установленный срок влечет привлечение лиц к ответственности, предусмотренной законом.
Возникает вопрос, как быть, если правообладатель не согласен с результатами проверки? Можно ли их обжаловать и какие последствия это будет иметь?
Обжалование предписания по устранению недостатков, обнаруженных при проверке ПБ в организации: порядок, сроки, приостановление исполнения предписания
Порядок осуществления проверок органами государственного пожарного надзора регламентируется также Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот документ тщательно регулирует отношения между органами государственного власти и субъектами хозяйствования во избежание нарушения прав последних.
Одним из возможных вариантов поведения юридического лица или предпринимателя в случае несогласия с результатами проверки и, соответственно, предписанием об устранении выявленных нарушений, закон называет возражение. Порядок реализации этой формы защиты уточнен в Административном регламенте. Пункты 128 и134 Административного регламента разъясняет, что для обжалования решения органа государственного пожарного надзора, необходимо в течение 15 дней с момента его принятия в письменном виде обратиться, на выбор:
к руководителю органа, выдавшего распоряжение о проверке;
к руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора.
Срок рассмотрения такой жалобы - 15 рабочих дней со дня регистрации. Важно, что при обжаловании предписания в досудебном порядке, описанном выше, его действие не приостанавливается. Это означает, что выражение несогласия не убережет лицо от возможной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания органа государственного пожарного надзора, предусмотренной частью 12 статьи 19.5. КоАП РФ.
Второй возможный вариант поведения субъекта, несогласного с предписанием - обратиться в суд. Это закреплено, в частности, статьей 219 КоАП РФ. Судебная практика свидетельствует о том, что делать это необходимо в административном порядке. Срок такого обжалования - 3 месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, т.е. с даты ознакомления с предписанием. Преимуществом судебного обжалования является возможность суда, согласно части 2 статьи 85 КоАП РФ, приостановить действие оспариваемого решения.
Гарантия положительных результатов проверки состояния пожарной безопасности на объекте - полная готовность к ней. Важно иметь не только необходимую документацию и оборудование, но и обеспечить готовность персонала к правильным действиям в случае возникновения пожара. Один из возможных вариантов решения этой проблемы - обращение в коммерческую организацию, предоставляющую лицензированные услуги в сфере пожарной безопасности. Лидерами рынка в этой области являются компании, обеспечивающие комплексную безопасность объекта: они берут на себя ответственность за все процессы, начиная от проектирования систем пожарной охраны, заканчивая их обслуживанием и ремонтом.
Соблюдая закон, мы оберегаем себя от множества негативных последствий. Даже если мы не согласны с логикой установленных правовых положений, их следует исполнять. Законы совершенствуются, и мы - вместе с ними. Попытки саботажа, как показывает опыт, заканчиваются плачевно. Поэтому, вместо того, чтобы сгоряча вступать в разбирательства или игнорировать законодательство, следует подумать о том, что мы реально можем сделать для того, чтобы защитить себя и общество от разрушительных пожаров.
Альянс «Комплексная безопасность» работает на российском рынке с 2000 года. За это время компания заработала позитивную репутацию среди многих клиентов крупного, среднего и малого бизнеса. Альянс специализируется на проектировании, монтаже и техническом обслуживании систем противопожарной защиты. Приоритетными направлениями деятельности компании также являются технический аудит, подготовка объектов защиты к взаимодействию с контролирующими органами, тендерное сопровождение объектов, бюджетирование, в том числе, на стадии технико-экономических обоснований.Здравствуйте, дорогие читатели, с вами Владимир Раичев и сегодня я хотел бы сегодня поговорить на такую интересную тему как ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (противопожарного режима). Сколько же стоит индульгенция за нарушение правил пожарной безопасности?
По собственному опыту расскажу вам, что занимаясь 5 лет пожарной безопасностью, мне удалось избежать наказания 2, от силы 3 раза, не более. К сожалению, это наша суровая действительность, что без нарушений обойтись не получается. В каком-то случае требуются значительные денежные средства для устранения, в каком-то вопросе нужно время, да и всех нюансов учесть практически невозможно.
У меня вот на работе не далее как совсем недавно тоже произошел вопиющий случай. Всех подробностей рассказывать не буду – это очень долго, да и не нужно. Моим постоянным читателям известно, что работаю я в школе, так вот, в школах перед каждым учебным годом подписывается паспорт готовности образовательного учреждения к новому учебному году.
Документ этот согласовывается, в том числе и с органами госпжонадзора. Новое веяние этого года – наличие системы дублирования сигнала о пожаре на пульт 01. Всем известные системы Стрелец-мониторинг и им подобные должны были быть установлены и подключены на пульт 01 еще в июле прошлого года, однако из-за ажиотажа подключение затянулось на длительный период.
Да и не все, кто брался монтировать эту систему, могли это сделать правильно. Есть некоторые особенности у этой системы: например, сам процесс подключения (наш мастер рассказывал мне про сопротивление, которое подключается не так как на старых приборах, которые передавали сигнал диспетчеру, например «Орфей») или процесс программирования устройства, о котором некоторые мастера забывают, капризничает эта система и при подключении внешней антенны).
Я уже делал некоторый краткий обзор самой системы «Стрелец-мониторинг», поэтому не буду вдаваться в подробности, если очень интересно, то прочитать о ней можно . Так вот, в этом году главное условие согласования паспорта готовности в МЧС – подключенная система дублирования сигнала о пожаре.
В несколько зданиях по разным независящим от нас причинам мы этот момент проворонили. В итоге – здания не готовы к учебному году. Подключение в ЦУКС занимает в среднем 30 дней согласно регламенту. А это означает, что в нескольких зданиях занятия проводиться не могут.
К нашему счастью, ситуация разрешилась, нашлись добрые и отзывчивые люди, которые помогли нам решить нашу проблему.
К чему вдруг я все это вам рассказал? Да все просто: на двух из трех зданиях человек, отвечающий за пожарную безопасность, новый, а от ответственного за пожарную безопасность очень многое зависит в любой организации. А вы как думаете, многое?
А кто же вообще несет ответственность за пожарную безопасность и какой она в принципе бывает эта ответственность. Для этого нам придется снова обратиться к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации (ППР № 390). В пункте 5 написано следующее:
Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
То есть руководитель вправе назначить своего работника ответственным за ПБ. Другое дело, что не каждый может согласиться (хотя, как правило, эти предложения поступают в такой интересной форме, что обычно от них отказываться не стоит). Руководитель может возложить эту ответственность и на себя в принципе, но редко кто это делает, да и вообще это нецелесообразно.
Целесообразно назначить человека, который так или иначе связан с пожарной безопасностью – нанять специального человека или делегировать эту обязанность, например, завхозу или инженеру по охране труда.
Не будем на этом останавливаться, здесь ничего нового я вам не сказал, можно очень долго рассуждать кому руководитель вменит в обязанность обеспечение пожарной безопасности, но решать будет все равно руководитель. Давайте теперь об ответственности за нарушение противопожарного режима. Она бывает нескольких видов:
- Дисциплинарная
- Административная
- Уголовная
С дисциплинарной все понятно: нарушение повлечет за собой объявление замечания или выговора, возможно строго выговора и т.п. То есть ответственность наступает в рамках одной организации и строгость наказания зависит напрямую от работодателя.
Административная ответственность
Административная ответственность – это штрафы и некоторые другие меры воздействия со стороны сотрудников ГПН, которым они подвергают нас после очередных проверок. В Кодексе об административных правонарушениях есть такая статья – 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности». Ну а теперь о преступлении и наказании, сколько и за что придется заплатить:
Уголовная ответственность
Я перечислил основные виды нарушений и предусмотренную за них ответственность. Изучить подробнее вы сможете самостоятельно. Сможете? Я думаю, что да, открываем КоАП РФ, находим статью 20.4 и читаем.
Осталось самое интересное и пугающее – уголовная ответственность. Для этого мы открываем с вами Уголовный кодекс Российской Федерации и ищем там статью 219 «Нарушение правил пожарной безопасности». Читаем:
Как правило, после прочтения такого рода информации желание отвечать за пожарную безопасность пропадает мгновенно, но, поверьте, это только эмоции. Для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию нужно соблюдать требования Правил противопожарного режима и ФЗ № 123. Только так можно обезопасить себя и других от разных опасных ситуаций.
Поэтому, обеспечивая пожарную безопасность, будьте внимательными и не откладывайте никаких мероприятий на завтра. Все нужно делать вовремя. Характерный тому пример то, о чем я говорил в самом начале статьи – если бы мы сразу отправили документы на подключение системы дублирования сигнала о пожаре в ЦУКС, то не было бы двухнедельного марафона, который, к счастью, закончился очень успешно.
Ответственность наступает только если вы что-то не сделали или позволили сознательно себе нарушить требования пожарной безопасности. А если строго следовать букве закона, то никаких претензий со стороны инспекторов ГПН к вам не будет.
Еще один маленький нюанс, о котором мне хотелось бы вам рассказать — это сам процесс назначения ответственного за ПБ. К этому вопросу нужно подходить очень вдумчиво и помнить, что на одном объекте — один ответственный, который обладает знаниями (читайте должен пройти обучение). Это не требование закона — это требование здравого смысла.
Правила пожарной безопасности были разработаны с целью предотвращения, пожалуй, самого страшного вида чрезвычайных ситуаций. Огонь беспощаден в равной степени и к людям, и к материальным ценностям. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара, может привести к катастрофическим последствиям, включая загубленные человеческие жизни. Поэтому ответственность за нарушение правил ПБ может быть как административной, так и уголовной.
Лица, ответственные за нарушение требований ПБ
Любое государственное или частное предприятие в обязательном порядке должно назначать лиц, ответственных за соблюдение . Ими могут быть:
- Собственники имущества предприятия.
- Представители руководящих органов государственной власти Российской Федерации, на которых возложены исполнительные функции управления.
- Представители руководящих органов местного самоуправления.
- Собственники, пользователи или распорядители, имеющие полномочные права на имущество, в том числе и руководство госучреждений.
- Лица, назначенные руководителем предприятия ответственными за пожарную безопасность.
- Служащие на любой должности лица, но только в рамках своей компетенции.
Что касается жилых домов, то в них ответственность за ПБ несут владельцы квартир либо их арендаторы и съемщики. Хотелось бы отметить, что ответственность руководителя предприятия за соблюдение требований ПБ должна всегда быть на самом высоком уровне.
Как наказывается нарушение требований ПБ
Наказание за халатное отношение к правилам пожарной безопасности зависит от масштаба последствий возникшей чрезвычайной ситуации. Ответственные лица могут отделаться дисциплинарным взысканием, а могут отправиться в места не столь отдаленные на несколько лет. Рассмотрим данный вопрос подробнее.
Сотрудник предприятия, на которого руководитель возложил бремя ответственности за соблюдение правил ПБ, допустивший нарушение этих правил, может получить несколько видов дисциплинарного взыскания. А именно: замечание, выговор (в т.ч. строгий), и, наконец, его могут просто-напросто уволить, если найдут достаточные основания для этого крайнего шага. Степень дисциплинарного взыскания определяется положениями трудового договора с работником, а также ст. 192 ТК РФ.
Помимо дисциплинарного взыскания работник, ответственный за нарушение правил ПБ, может быть подвергнут административной ответственности, которая включает в себя следующие типы наказаний:
- Устное или письменное предупреждение.
- Денежный штраф.
- Полная конфискация орудия правонарушения или его временное изъятие.
- Административный арест, срок которого зависит от тяжести последствий нарушения.
- Депортация сотрудника за пределы страны (применима к лицам без гражданства РФ).
За особо тяжкие последствия нарушения требований ПБ нерадивый работник может понести уголовную ответственность следующих видов:
- Крупный штраф.
- Полное или временное лишение сотрудника права работать на определенной должности.
- Принудительные исправительные работы до нескольких месяцев.
- Арест на срок до трех месяцев.
- Полное лишение свободы на срок до пяти лет
Степень уголовного наказания определяет соответствующее постановление суда. Размер штрафа за нарушение правил ПБ определяет , по результатам которой оформляется предписание об устранении нарушений (образец ) и соответствующие акты. Самой же проверяемой организацией разрабатывается план устранения и меры пресечения выявленных нарушений. Сроки устранения нарушений ПБ устанавливаются инспектором и могут составлять от нескольких дней до полугода.
Размер штрафа за нарушение правил ПБ определяет пожарная проверка.
В 2017 году сумма штрафа для физических лиц составит от одной до пятидесяти тысяч рублей, в зависимости от должности и степени ответственности наказуемого; юридические же лица могут быть оштрафованы на сумму от 90 до 500 тысяч рублей (ст. 20.4 КоАП РФ).
Классификация нарушений требований ПБ
Рассмотрим, какие виды нарушений могут быть в области пожарной безопасности:
- Легкие нарушения правил ПБ.
- Рецидивные нарушения правил ПБ.
- Нарушения правил во время действия особого режима противопожарной безопасности.
- Нарушения, связанные с повреждением противопожарного водопровода, а также электрических установок, огнетушителей и пожарных щитов.
- Нарушения, связанные с недостаточной доступностью пожарных выходов, а также загромождением подъездных путей и проездов к зданию.
- Целенаправленный поджог или любое хулиганское действие, результатом которого стало возгорание.
- Нарушение правил ПБ, приведшее к тяжкому вреду для здоровья или летальным последствиям для человека.
- Неосторожное обращение с огнем, следствием которого стало возгорание и уничтожение лесных насаждений.
Вышеперечисленные типы нарушений требований пожарной безопасности влекут за собой последствия различной степени тяжести. Соответственно, применение мер наказания прямо пропорционально этим последствиям. Кстати говоря, любой добропорядочный сотрудник, заметивший очевидные нарушения правил ПБ в своей организации, может написать заявление в орган пожарного надзора своего города с указанием в нем выявленных недочетов.