Наклонение глагола: повелительное, изъявительное, условное. Тема урока
Укажите переходные глаголы
Списать предл..жение, изл..гать мысли, подчеркнуть су(ф,фф)икс, сделать сл..жение цифр, прик..саться к печке, зап..реть квартиру, ра(с,сс)т..лать скатерть, к..снуться вопроса, не увидел ошибки, заг..раем на пляже, заг..релась з..рница, распол..гать временем.
Наклонение глагола
изъявительное
повелительное
(действие реальное, есть формы времени): знаю, знал, буду знать
(просьба, приказ): а) отрежь
б)расскажите
условное
(действие возможное): знал бы
Я – изъявительное наклонение. Я живу с вами в повседневной жизни. Обозначаю действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.
Я говорю, говорил, буду говорить или скажу.
Заполните таблицу, выписав из стихотворения глаголы и образовав три времени.
Начальная форма
читал
Настоящее время
Будущее время
читаешь
прочитаем
Шуметь, бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать,
Шить, жить, свистеть и петь.
Найдите глаголы изъявительного
наклонения
Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядывал..т луна. Лунный свет пронизывал напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И скоро выр..стут из тёмной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал.
Выберите в предложениях глаголы изъявительного наклонения будущего времени.
1. В бочке с дождевой водой у крыльца поселилась лягушка.
2. Ласточки летают над самой землей.
3. О том, что зима не за горами, расскажет первый осенний иней. Он густо опустится на ступеньки крыльца, на крышу дома, пока в туманном дыму октябрьского утра не покажется солнце.
4. В серой пелене тонут стволы деревьев, расплываются полевые и озерные дали.
Выберите глаголы в изъявительном наклонении.
1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу
2. Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари.
3. Гори, звезда, моя не падай. Роняй холодные лучи.
4. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.
5. И мне в окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы.
6. Я не хотел бы стать грозой, в ней слишком – слишком много грома. Я б лучше сделался росой, ей счастье тихое знакомо.
6 класс
Тема урока : Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.(второй урок)
Цель
: 1. Дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках.
2. Выработка умений и навыков по различию наклонений глагола.
3. Повторение и закрепление навыков правописания корней с чередованием –бер- - бир-, -пер- -пир-, и т.д..
4. Развитие аналитического мышления учащихся.
Знат ь: об изменении глаголов в изъявительном наклонении.
Уметь : правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.
Ход урока
:
1. Орг. момент.
2. Повторение. Слайд 1.
Вопросы:
1. Какая часть речи называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)
2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)
3. Сколько существует глагольных времён? (три)
4. Какие это времена? (Настоящее, прошедшее, будущее)
5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам; 1и2 спр.)
6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)
Задание 1. Переходные глаголы.
Учитель диктует глаголы (они же спроецированы на экране). Учащиеся должны записать только переходные глаголы, проявляя корни.. Слайд 2.
Проверка выполненного задания.
Гулять, одевать, читать, любить, мешать, водить, иметь, хотеть, кормить.
Задание 2. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Работа с сигнальными карточками
Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.
Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.
Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов. Слайд 3.
Итак, если пишется -е (Iспряжение) – красная карточка, -и (II спряжение) – зеленая.
Ход И м по городу, езд И м на автобусе, автобус отправля Е тся, держ И т курс, пересека Е т улицу, грохоч Е т грузовик, уезжа Е т пустой, тян Е тся колонна машин.
3. Изучение нового материала.
Работа с параграфом №91. С. 114 Запись опорной схемы.
Работа с текстом. Слайд 4.
Учитель читает текст.
Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около неё сидели несколько воробьёв. Птичек пять – шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались. Потом выходили из неё и подставляли свои пёрышки к солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из –за этого кусочка. Такой шум подняли!
Как вы думаете, то, о чём рассказывается в этом тексте? Могло ли это произойти на самом деле?
Выпишите глаголы из этого текста и ответьте на следующий вопрос. Перечисленные вами глаголы (наблюдал, сидели, грелись, залезали, плескались, сохли, выходили, подставляли, кинул, купались, дрались, забыли, подняли) могут обозначать реальные действия? Слайд 5.
Да, могут.
А теперь сформулируем правило: Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле – это глаголы в изъявительном наклонении.
4. Закрепление изученного материала.
1. Выполнение упр. 538.
Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.
(помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)
Дополнительное задание. Смешанные написания. Слайд 6.
Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?
-СИД- или -СЕД-?
Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно
по С...Д еть у телевизора! по С...Д еть.
1.Как-то в лесу мы ночку поС...Д ели
и от страха чуть не по С...Д ели.
2. Под обстрелом поС...Д ели.
Было страшно – поС...Д ели.
3. Мы на грядках поС...Д ели –
родители увидели, чуть не поС...Д ели.
4. Бабушка немножко с внуком поС...Д ела,
но за это время чуть не поС...Д ела.
5. На фильме ужасов поС...Д ел.
За полтора часа я чуть не поС...Д ел.
2. словарный диктант (повторяем пройденное) Слайд 7.
Оловянный солдат, кожаная куртка, гусиное перо, соломенная шляпа, организационный момент, кое-кто, некого, какой-нибудь, любить себя, его портфель, никто не придёт, оба ботинка, обе школьницы
6. Итог урока. Объявление оценок. Слайд 8.
Что нового узнали о глаголе?
Что такое наклонение?
Какие наклонения есть у глагола?
Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?
Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
7. Домашнее задание. Слайд 9.
Упр.540. с.115
Спасибо за урок!
Изъявительным наклонением глаголов называются глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, которые соответствуют действительности.
Несмотря на то, что глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам, все три времени есть только у глаголов несовершенного вида, а именно: прошедшее, настоящее и сложное будущее.
Готовил, готовила, готовили, готовлю, готовим, буду готовить, будем готовить.
Глаголам совершенного вида свойственны только прошедшее и простое будущее время.
Сшила, сшил, сшили, сошью, сошьём, сошьёшь, сошьёте, сошьют, сварил, сварила, сварили, сварю, сварим.
Кроме изменяемости по видам, глаголы изъявительного наклонения могут меняться по лицам и числам (в настоящем и будущем времени), числам и родам (в прошедшем времени).
Набираю, набираем – 1 лицо;
набираешь, набираете – 2 лицо;
набирает, набирают – 3 лицо;
набирал, набирала, набирало, набирали – прошедшее время.
Эта форма глаголов самая распространённая, и ее мы чаще всего используем в повседневной жизни. Благодаря своей уникальности эти глаголы встречаются в повествовании, описании, рассуждении.
В отличие от повелительного наклонения, изъявительное не несет в себе никакого эмоционального окраса. Но бывают случаи, когда глагол изъявительного наклонения используется в значении повелительного.
Например:
Пошел, пошел!
И шубу мне привезешь.
Конспект урока для 6 класса
Примечание:
Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола (Посмотрите на эту тему); второй урок – изъявительное наклонение. Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.
Изъявительное наклонение глагола.
- углубление знаний о наклонениях глагола, изъявительном наклонении;
- развитие умений определять вид, время глагола, использовать различные формы в собственных высказываниях;
- воспитание любви к русскому языку, интереса к его изучению.
- Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
- Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
- Коммуникативные: умение выразить мысль;
- Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.
Тип урока:
Комбинированный
Подведение итогов, рефлексия, оценивание.
Упражнение 536Разбор домашнего задания:
Устный рассказ о наклонениях глагола со своими примерами;
упражнение 536 (2-е или 3-е задание по выбору).
Списать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, или написать небольшое сочинение на тему «Моё село с высоты птичьего полёта» , используя глаголы для придания описанию динамизма.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний:
А) проверка домашнего задания (чтение изменённого текста, комментирование).
Б) устный рассказ о наклонениях глагола (с самостоятельно подобранными примерами), более подробно – об особенностях изъявительного наклонения.
Изучение нового материала:
А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.
Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 530):
текст упражнения записан на доске;
поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени;
записать предложения в две группы, определив самостоятельно, по какому принципу их можно разделить на две группы.
Например:
Листья (засохнуть). – Листья засохли.
Мальчик (привыкнуть) к режиму дня. – Мальчик привык к режиму дня.
(В одной группе будут предложения, в которых прошедшее время образовано с помощью суффикса Л (засохли), во второй группе – без этого суффикса (привык); в сильном классе можно дать понятие нулевого суффикса Л в глаголах второй группы).
Учащиеся делают вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения.
В) Проблемная ситуация:
в значении какого времени употребляется прошедшее время в выражении «Ну, я пошёл»?
Будущее время в выражении «А я как схвачу мяч, как брошу – и гол забил!»? (Предложения проецируются на экране или предварительно записываются на доске).
Учащиеся приходят к выводу, что в речи могут использоваться слова одного времени в значении другого, таким образом усиливается выразительность речи; это тоже является особенностью изъявительного наклонения.
Г) Редактирование предложений (упр. 531). Если в одном предложении употребляются глаголы разных видов или времён, это уже не средство выразительности, а грамматическая ошибка.
Например:
Тамара Ивановна приходит к нам домой и всё рассказала маме. Должно быть: Тамара Ивановна пришла к нам домой и всё рассказала маме.
(Только прошедшее время).
Когда щенки подросли , их сажали на цепь. Должно быть: Когда щенки подросли , их посадили на цепь.
(Только совершенный вид).
Проверка выполнения упражнения, вывод о том, что нужно правильно использовать глаголы изъявительного наклонения в речи.
Д) Работа с текстом (упр.535): прочитать, сформулировать и записать основную мысль, объяснить смысл последнего предложения (Родина для каждого из нас начинается с мамы). Выполнение заданий по орфографии и пунктуации, определению морфологических признаков глаголов изъявительного наклонения.
Закрой глаза и прислушайся. И ты услыш…ш(?) мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спута…ш(?) ни с одним другим голосом. Даже когда стан…ш(?) взрослым, всегда буд…ш(?) помнить мамин голос мамины глаза мамины руки.
Ты ещё (не)умел говорить, а мама пон…мала тебя без слов. Угадывала, что ты хоч…ш(?). Ты ещё (не)умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить… Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя вид…ть и открывать мир.
От мамы ты узнал названия птиц — воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка тоже есть своё имя — ромашка, василёк, иван-да-марья. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.
Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом. Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.
С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы.
Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.
Учитель русского языка и литературы: Гайфулина Розалия Русламовна
Тема урока : Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.
Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в изъявительном наклонении.
Задачи урока:
Образовательные:
дать понятие о наклонениях глагола;
проконтролировать степень усвоения следующих основных понятий: значение, образование и изменение глаголов в изъявительном наклонении;
учить различать наклонения глагола;
развивать умение употреблять глаголы в речи.
Воспитательные:
воспитывать культуру речи;
поддерживать интерес к урокам русского языка;
воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;
Развивающие:
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
обогащать словарный запас школьников.
Используемые технологии:
технологии развития критического мышления;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
ИКТ.
Формы организации класса: фронтальная и групповая работа.
Оборудование:
учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. - 29-е изд. - М.: Просвещение, 2002);
раздаточный материал (текст для анализа; предложения для проверочной работы);
контрольные листы.
Ход урока
:
1.Этап целеполагания.
2.Этап актуализации знаний.
Прием "Мэнэдж мэт" (Ученики сидят за столами в группе по 4 человека). На экран проецируется вопрос, ученики делятся мнениями со своими партнерами.)
Задание: Вспомнить морфологические признаки глагола.
Вопросы и предполагаемые ответы
1. Какая часть речи называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)
2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)
3. Сколько существует глагольных времён? (три)
4. Какие это времена? (Настоящее, прошедшее, будущее)
5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам; 1и2 спр.)
6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)
Прием "Модель Фрейер" . Техника объясняется учителем. В центре понятие - ГЛАГОЛ. Команда фиксирует определение, характеристики, примеры и противоположные примеры. Один ученик представляет выполненную командой работу.
3.Этап проблематизации
Ученики получают карточки с текстом (пословицы). Задание: выписать глаголы и распределить на группы.
Кто много знает, с того много и спрашивается.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Кто нужды не видал, и счастья не знает.
Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
Не спеши языком, спеши делом.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Эвристическая беседа.
По какому признаку вы распределили глаголы? (глаголы 1 группы обозначают приказ, совет, просьбу, 2 группы - возможность действия, 3 группы - глаголы, которые могут изменяться по временам).
Помимо тех признаков, которые вы перечислили в начале урока, у глаголов есть еще признак НАКЛОНЕНИЕ.
Существует 3 наклонения глагола.
(Проецируется схема с наклонениями глаголов, термины)
Давайте прочитаем правило, что обозначают глаголы условного наклонения? Что обозначают глаголы повелительного наклонения?
А сегодня мы с вами подробнее изучим изъявительное наклонение. Как вы поняли, что обозначают эти глаголы? (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить)
4. Организационно-деятельностный блок
Выполнение упр. 538. Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение. (помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)
Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".
поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?
-СИД- или -СЕД-?
Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно
по С...Д еть у телевизора! по С...Д еть.
На экран проецируются следующие предложения, ученики их выписывают, вставляя буквы и выделяя орфограммы.
1.Как-то в лесу мы ночку по С...Д ели
и от страха чуть не по С...Д ели.
2. Под обстрелом по С...Д ели.
Было страшно – по С...Д ели.
3. Мы на грядках по С...Д ели –
родители увидели, чуть не по С...Д ели.
4. Бабушка немножко с внуком по С...Д ела,
но за это время чуть не по С...Д ела.
5. На фильме ужасов по С...Д ел.
За полтора часа я чуть не по С...Д ел.
Ученики по плечу называют друг другу ответы. Далее учитель одного ученика из каждой команды просит назвать ответ.
6. Рефлексивно-оценочный блок
Работа в группах. 1 группа составляет текст из 5-7 предложений на тему "Какие книги вы прочитали?" (использование в тексте глаголов прошедшего времени), 2 группа - "Как проходит мой выходной?" (использование в тексте глаголов настоящего времени), 3 группа - "Как я буду проводить это лето?" (использование в тексте глаголов будущего времени). На экране проецируются таблицы "Глагол", "Личные окончания глаголов".
Дополнительные задания. Опрос.
Что нового узнали о глаголе?
Что такое наклонение?
Какие наклонения есть у глагола?
Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?
Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
7. Домашнее задание.
Упр.539.