Национально-культурная автономия как экстерриториальный принцип разрешения национального вопроса в российской федерации. Национально-культурная автономия Национально культурная автономия является
Национально-культурная автономия(НКА) представляет собой форму этнонациональной идентификации определенного народа, отличающегося от любого другого многовековыми традициями и укладами жизни, религиозными взглядами, который представляет собой национальное меньшинство на соответствующей территории. Такая форма позволяет объединить национальные меньшинства с целым государством, при этом сохранив самобытность такой малочисленной нации.
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1)(ред.от 08.05.2010) закрепили право граждан Российской Федерации на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей и собственно право на национально-культурную автономию. Национально-культурная автономия трактовалась как право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.
«Цит.по Т.Н.Литвинова: « В 1994 г. Президент России Б. Н. Ельцин в послании Федеральному Собранию РФ сказал: «Самоорганизация этнических общностей, не имеющих своих национально-территориальных образований на территории
Российской Федерации или проживающих за пределами таких образований, возможна в различных формах национально-культурной автономии». Позднее в 1996 г. был принят нижеуказанный Федеральный Закон.
Согласно ст.1 ФЗ от 17.06.1996г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» под НКА понимается «форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры». 14
Законодатель наделяет национально-культурной автономии статус общественного объединения, организационно-правовой формой которого является общественная организация. Данный факт ограничивает правоспособность национально-культурной автономии по сравнению с национально-государственной как субъекта публичного права. Такая форма организации национальных меньшинств создает определенную правовую основу для взаимодействия государства с определенными этническими обществами, что прежде всего способствует применению нормы ст.26 Конституции Российской Федерации. Также законодатель четко разграничивает право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальную. На наш взгляд это норма права имеет место быть и зиждется на пресечении сепаратистского отношения какой-либо малочисленной этнической группы и делает невозможным отделения и преобразования такой группы в новый субъект РФ. Можно полагать, что содержание права на национально-культурную автономию значительно уже чем содержание права на национально-государственную, т.к. НКА может входить в состав республики, автономной области или автономного округа.
Говоря о национально-культурных автономиях следует сказать,что они делятся на виды в зависимости от специфики расселения граждан одной этнической принадлежности. В РФ они делятся на три вида: местные, региональные и федеральные.
Местная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Наряду с гражданами учредителями могут быть общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.
Региональная национально-культурная автономия может быть учреждена на конференции(съезде) делегатами местной национально-культурной автономии, относящих себя к определенной этнической общности.
Федеральная НКА также может быть учреждена на съезде делегатами, но только уже региональной НКА.
Государственная регистрация национально-культурных автономий всех уровней производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Каждая НКА как любая некоммерческая организация имеет свой устав.
Таким образом гражданам гарантируется конституционное право на национально-культурную автономию, а также право на пользование родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества и в целом право на национальное самоопределение. Другой вопрос состоит в том, что граждане в России не пользуются данным конституционным правом в той мере, в которой это позволяет законодатель. Мы бы хотели привести статистические данные из доклада М. В. Мосина: « К сожалению, в большинстве регионов России с компактным проживанием мордовского населения национально- культурных автономий регионального и местного уровней нет. Их у нас всего 5: в Московской, Пензенской, Ульяновской областях, республиках Татарстан и Башкортостан. Нет мордовских национально-культурных автономий в Оренбургской, Самарской, Саратовской, Нижегородской областях и еще в 41 регионе, где численность мокшан и эрзян превышает 1 000 чел. А ведь, как минимум, в 50 регионах с такой численностью мордвы они должны быть. Приведу примеры. Всего в регионах России 50 этниче- ских общностей имеют 521 местную национально-культурную автономию. У татар их – 96, евреев – 75, немцев – 53, казахов – 25, украинцев – 23, чувашей – 15, у мордвы – 5». 15 Факты позволяют судить нам о низком правосознании в России и развитию правового нигилизма,что в свою очередь тормозит создание национально-культурных автономий и как следствие может привести к полному исчезновению какой-либо определенной малочисленной этнической группы. А ведь любая нация даже самая маленькая входит в состав государства и последнее за счет таких наций является мультиэтническим, что свидетельствует о наличии в одном государстве множества различных культур, обычаев и традиций, в таком случае государство в целом представляет собой высокоразвитое, культурно обогащенное и морально устойчивое общество, что влияет на политику национально-государственного строительства, но в то же время наряду с такой политикой государству важно не перегнуть палку и не настроить против себя многонациональные народы России, либо что еще хуже не послужить почвой для разжигания ненависти между этими народами.
Также в Федеральным Законом от 17.06.1996г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» обеспечивается право граждан на сохранение, развитие и использование национального(родного)языка, и гарантируется право на сохранение и развитие национальной культуры.
Согласно «Основам законодательства Российской Федерации о культуре» за государством закреплены определенные обязанности в культурной сфере общества, в частности: Государство осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности.
Отличительной особенностью национально-культурной автономии является то,что она не привязана к территории и объединяет граждан посредством единства культурных и этнических ценностей, а не по территориальному признаку, что способствует уменьшению конфликтов между народами за право находиться на определенной территории. Тем более вхождение в какую-либо административно-территориальную единицу обеспечивается преимущественным проживанием на данной территории, в свою очередь вхождение в состав национально-культурной автономии происходит не машинально, а весьма осознано и основывается на личностных особенностях индивида и на его принадлежности к соответствующей народности, этносу.
И.Б.Гоптарева полагает,что законодатель не точно отрегулировал правовой механизм института НКА, т.к. по мнению автору таким автономным образованиям в идеале должно предоставляться право законодательной инициативы и возможность обладать избирательным правом т.е. быть избранными, а также участвовать в работе местного самоуправления. По мнению автора расширение правомочий НКА на местном уровне поспособствует максимальному урегулированию конфликтов в повседневной жизни людей. Мы с приведенным мнением автора не совсем согласны и попытаемся привести свои доводы по этому поводу:
Во-первых, если наделить НКА вышеуказанными правами, то чем они будут отличаться от местного самоуправления, разве что только по способу образования, имеется ввиду по национальному или территориальному принципу;
Во-вторых, НКА регламентируются в законодательстве как общественные объединения,которые регистрируются в организационно-правовой форме как общественные организации и соответственно НКА выступает не как субъект РФ, а как некоммерческое юридическое лицо, что еще раз делает невозможным пункт первый;
В-третьих, не будем забывать о том, если изменив статус НКА и предоставив им право законодательной инициативы, то тогда увеличится создание НКА но не для сохранения самобытности определенных народов, а с целью использовать право законодательной инициативы. В таком случае каждая автономия будет тянуть одеяло на себя и представлять свои интересы в органах государственной власти, а государство в свою очередь фактически не сможет удовлетворить интересы всех НКА и учесть и пожелания, тогда становится актуальной проблема сепаратизма и разжигания национализма, с чем активно пытается бороться российское государство на всех уровнях.
На наш взгляд законодатель попытался максимально, на сколько это позволяет развитию правового государства в Российской Федерации, отрегулировать правовой статус НКА, здесь можно упомянуть и о трехзвенной системе НКА в России, о праве на сохранение и развитие национального языка и национальной культуры, а также финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий. Однако с последним можно и поспорить, т.к. в законодательстве закреплен круг лиц, которые могут участвовать в финансировании деятельности НКА: собственно национально-культурные автономии, их учреждения и организации, частные лица, иные,не запрещенные законом источники, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления. Но так как финансирование от федеральных органов исполнительной власти носит не обязательный характер, то на деле оказывается,что НКА не достаточно обеспечены финансово и те платежи которые поступают от органов государственной власти являются некой данью, а не регулярными выплатами, отсюда нехватка финансов и естественно регистрировать больше национально-культурных автономий не станут. Но мы надеемся, что в дальнейшем этот вопрос будет решен на уровне закона и каждый гражданин, считающий себя частью какой бы то ни было малочисленной этнической группы, сможет стать участником НКА, сохранив культуру и самобытность своего народа.
Понятие автономии. В широком смысле слова автономия в конституционном праве означает предоставление определенной степени самостоятельности. Территориальная автономия - это предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму в Украине), нескольким частям (двум округам, населенным англоязычными индейскими племенами, на побережье Никарагуа), всем однопорядковым единицам (например, областям в
Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Именно в этом смысле в Конституции Японии 1946 г. говорится о «принципе местной автономии». Иногда такую автономию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня, но и другие (как в Японии). В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые автономные территориальные единицы в государстве, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта компактно проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Гренландия в Дании). Они в той или иной степени имеют какие-то элементы государственности, но государствами не являются, если даже называются республиками. Ниже рассматривается именно территориальная автономия такого рода, а не просто автономия административно-территориальных единиц. Как правило, такая автономия имеется в унитарных государствах, и лишь в редчайших случаях нечто вроде автономных образований существует в единичных субъектах федераций (в отдельных штатах в федеративной Индии). Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).
Национально-культурная автономия - это автономия другого рода. Она не связана с компактным проживанием этноса на определенной части территории государства (хотя, конечно, вне какой-либо территории такие объединения невозможны) и представляет собой общественные объединения разрозненно проживающих граждан определенного этноса и других граждан, желающих участвовать в развитии, в частности его языка, культуры.
В условиях национально-культурной автономии национальности создают свои организации и выборные органы, имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве или местных органах государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп , в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов (коренного малочисленного северного народа).
Виды автономии. В зависимости оттого, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная.
Первая - это, в сущности, национально-культурная автономия для разрозненно проживающих национальных меньшинств (Австрия, Венгрия и др.), о которой говорилось выше.
Корпоративная автономия обычно связывается с разрозненными языковыми общностями, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате в местном самоуправлении, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного этноса.
Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или, иначе говоря, этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории.
В отечественной литературе принято различать две формы национально-территориальной автономии: политическую (ее часто называют законодательной, государственной) и административную.
Политическая автономия имеет существенные признаки государственности. Она (ее органы) обычно обладает правом законодательства по местным вопросам. Перечень ее полномочий бывает указан в конституции (например, в Конституции Украины в отношении Автономной Республики Крым ) или определяется специальным законом (например, британский закон об автономии Шотландии 1998 г.). Иногда такой автономии принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований (Азорские острова в Португалии, Гренландия в Дании и др.). В политической автономии создается местный парламент (законодательное собрание). Законы, принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей (в Автономной Республике Крым свои законы не издаются, есть только законы Украины, в Автономной Республике Нахичевань в Азербайджане издаются, Конституция Азербайджана 1995 г. устанавливает, что Нахичевань - «автономное государство»). Законы (постановления) обычно могут издаваться только по вопросам «автономного» значения: организация административных учреждений, подчиненных данному автономному образованию, административно-территориальное деление автономии, местная полиция, рынки, санитария, ремесленное обучение, дорожная сеть, сельское хозяйство и др. Иногда такие полномочия шире. В Северной Ирландии (по закону 2001 г.), Шотландии (закон вступил в силу в 2000 г.) они включают вопросы хозяйства региона, финансово-кредитную политику, общественную безопасность, культуру, образование, охрану окружающей среды. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегия, избранная законодательным собранием (советом) автономии (например, Исполнительный совет в Северной Ирландии или Совет министров по Конституции Автономной Республики Крым), а может быть и его председатель, выступающий как глава исполнительных служб (Корсика во Франции). В политической автономии почти всегда есть назначенный из центра губернатор (иное должностное лицо), но его полномочия часто невелики. В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судебную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные образования своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная система, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят в нее. В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство (это одновременно гражданство государства) и свою конституцию. Свою конституцию имеет Автономная Республика Крым (Украина), но собственного гражданства она не имеет. Аландские острова в Финляндии, напротив, имеют свое гражданство, но не имеют конституции. Широкими правами пользуется палестинская автономия в Израиле, имеющая собственное управление.
Наибольшее число политических автономий в Италии (20) и Испании (17). В других странах существуют два, например Северная Ирландия и Шотландия в Великобритании (Уэльс - автономия административная), одно территориальное политическое автономное образование (Аландские острова в Финляндии).
Административная автономия не обладает правом издавать свои законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах своих полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. В Китае представительные органы автономных образований могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов). В районах административной автономии в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, ведутся радиопередачи, он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.
Административная автономия существует в Никарагуа, где есть два округа на атлантическом побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии - Гагаузия, где проживают гагаузы (тюркская народность), в Таджикистане - Горно-Бадахшанская автономная область. С 2000 г. административной автономией (без права издания местных законов) стал Уэльс в Великобритании. Административная автономия может создаваться в редких случаях и в субъектах федеративных государств. В Индии нечто подобное существует для некоторых мелких народностей в отдельных штатах (например, в штате Ассам). Губернаторы тех штатов Индии, где есть автономные округа для этнических групп, вправе допускать изъятия из федеральных законов и законов штатов в пользу местных обычаев по вопросам рыбной ловли, лесопользования, сельского хозяйства и др. Административной автономией пользуется остров Тобаго в Республике Тринидад и Тобаго, как, впрочем, зачастую и многие другие острова в островных государствах. В 2005 г. создана автономия в Иордании для территории Асех. Больше всего административных автономных образований в Китае (156). В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупными автономными образованиями (в том числе крупнейший по территории из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).
Своеобразными автономиями в некоторых унитарных государствах являются ассоциированные территории. В Новой Зеландии это острова Кука (с населением 18 тыс. человек), острова Ниуэ (3 тыс. человек) и др. У них имеются свои так называемые конституции, представительные органы, но органы исполнительной власти назначаются генерал-губернатором Новой Зеландии.
В отдельных странах Африки есть межгосударственная «кочевая автономия» для туарегов - кочевых племен, определены границы их сезонных миграций, охватывающих разные государства.
В целом возрастает разнообразие вариативных форм автономии, увеличивается численность автономных образований в мире. Вместе с тем есть и конституционные запреты создавать автономные образования. Конституция Болгарии 1991 г. запрещает создавать территориальную автономию в стране, исходя из того, что ей достаточно местного самоуправления.
В унитарных государствах имел место выход автономии из состава государства (автономной области Эритрея из Эфиопии в 1993 г.) . В настоящее время вопрос о создании собственного государства в будущем ставят местные партии в Шотландии, в автономных Гренландии (Дания) и Стране Басков (Испания).
В некоторых государствах (США, Канада, Австралия, страны Латинской Америки) есть резервации - территории поселения различных племен коренных народов. Они вправе пользоваться своими обычаями, избирают свои племенные советы. Выход из резервации теперь свободен, но лица, воспитанные в резервациях, плохо адаптируются к новым условиям жизни.
0 школьных, экологических, энергетических и некоторых других специальных округах говорилось выше.
- В Венгрии омбудсман по правам национальных меньшинств представляется наэту должность после того, как президент запросит мнение организаций национальныхменьшинств.
- Этот текст принимается местным парламентом Автономной Республики Крым иутверждается парламентом Украины.
- Гренландия не является, например, членом Европейского Союза, хотя им является Дания. Отношения Гренландии с ЕС регулируются особым соглашением. В Гренландии (свыше 57 тыс. человек населения) выдвигаются требования о независимости ипровозглашении государства. Дания своим законом разрешила провести такой референдум. В 2007 г. ответ избирателей был отрицательным.
- Тогда Эфиопия была унитарным государством с автономиями.
Под автономией в наиболее широком смысле понимается право на самостоятельное решение определенных вопросов. Применительно к национальным меньшинствам автономии могут выступать в двух формах.
Территориальная автономия. Ее создание возможно лишь в случае компактного проживания народа, этноса, т.е. это возможность обособления и самостоятельности на определенной территории, что выражается в возможности иметь свои органы власти, принимать свои нормативные акты. В России территориальными автономиям являются автономная область и автономные округа - субъекты РФ.
Культурная автономия является формой самоопределения, если этнос, нация проживает разрозненно. В этом случае создаются различные общественные объединения, посредством которых этносы могут самостоятельно сохранять и защищать свои национальные особенности, язык, культуру. В России к такому виду автономий относится национально-культурная автономия. Ее статус регулируется Федеральным законом от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».
Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
лНК Судебная практика
«...основное предназначение национально-культурной автономии - не национально-территориальное, а национально-культурное самоопределение, т.е. обеспечение жизнеспособности и самостоятельности этноса, находящегося в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, именно в национально-культурной сфере» (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. № 5-П).
Итак, национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Это один из институтов гражданского общества, через который граждане могут реализовывать свои национальные интересы. Для этого общественного объединения характерно:
- наличие особой цели создания - самостоятельное решение вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры укрепления единства российской нации, гармонизация межэтнических отношений;
- особый субъект создания. Правом на создание национально-культурной автономии обладает этническая общность, находящаяся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории. Этнической общностью, находящейся в ситуации национального меньшинства, является рассеянный этнос, состоящий из граждан и других лиц, чьи культурные традиции не совпадают с традиционной культурой населения страны; только в этом смысле для национально-культурной автономии они «национальное меньшинство» . Следует также отметить, что в национально-культурные автономии могут объединяться только граждане РФ.
Организационно-правовой формой национально-культурной автономии может быть только общественная организация.
Национально-культурная автономия подлежит обязательной государственной регистрации, в отличие от иных видов общественных объединений, которые могут функционировать без приобретения статуса юридического лица.
Например, по данным Министерства юстиции РФ в России зарегистрировано более 700 национально-культурных автономий .
Национально-культурная автономия в зависимости от территориальной сферы деятельности может быть:
- местной;
- региональной;
- федеральной.
Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами РФ, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами РФ могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования. Делегаты местных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта РФ. Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.
Судебная практика
Положение ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О национально-культурной автономии» по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что в пределах субъекта РФ государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подлежит не более чем одна региональная национально-культурная автономия граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, образованная местными национально-культурными автономиями граждан, относящих себя к данной этнической общности, и в системе действующего правового регулирования это положение не противоречит Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. № 5-П).
Национально-культурная автономия имеет право:
- получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и национальной культуры;
- обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
- создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном языке;
- сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
- следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
- создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры;
- участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
- устанавливать гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.
- Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия. М., 2003. С. 47.
- Официальный сайт Министерства юстиции РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.minjust.ru/ru/activity/nko.
Настоящий Федеральный закон определяет
правовые основы национально-культурной
автономии в Российской Федерации, создает
правовые условия взаимодействия государства
и общества для защиты национальных интересов
граждан Российской Федерации в процессе выбора
ими путей и форм своего национально-культурного развития.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие национально-культурной автономии.
Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее — национально-культурная автономия) — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Статья 2. Принципы национально-культурной автономии
Национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально — культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности.
Статья 3. Правовой статус национально-культурной автономии.
Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, соответствующими положениями конституций (уставов), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Права национально-культурной автономии
Национально-культурная автономия имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.
Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сферах образования и культуры.
Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.
Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.
Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.
Глава II. Система национально-культурной автономии. Порядок учреждения и регистрации национально — культурной автономии
Статья 5. Организационные основы национально-культурной автономии
Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий.
Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными.
Местные национально-культурные автономии могут образовывать региональную национально-культурную автономию. Если в пределах субъекта Российской Федерации создана только одна местная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, то национально-культурная автономия может приобрести статус региональной национально-культурной автономии.
Региональные национально-культурные автономии двух или более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями.
Федеральные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовываться региональными национально — культурными автономиями двух или более субъектов Российской Федерации. Если в пределах Российской Федерации создана только одна региональная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, то национально-культурная автономия может приобрести статус федеральной национально-культурной автономии.
Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.
Статья 6. Порядок образования, регистрации, реорганизации и (или) ликвидации национально-культурной автономии
Национально-культурная автономия учреждается в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей национально-культурной автономии, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Местные национально-культурные автономии учреждаются на общих собраниях (конференциях) делегатами национальных общественных объединений.
Региональные национально-культурные автономии учреждаются на конференциях (съездах) делегатами местных национально-культурных автономий.
Федеральные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждаются на съездах делегатами региональных национально-культурных автономий.
Национально-культурные автономии образуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются национально-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Регистрация национально-культурной автономии проходит в органе юстиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Для регистрации национально-культурной автономии должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительного собрания (конференции, съезда) в средствах массовой информации или иными способами были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии.
Орган юстиции, принявший решение о регистрации национально-культурной автономии, в десятидневный срок направляет данные о регистрации в соответствующий орган исполнительной власти Российской Федерации по делам национальностей для включения в реестр национально-культурных автономий.
Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления.
Регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Статья 7. Консультативные советы по делам национально — культурных автономий при Правительстве Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления
При Правительстве Российской Федерации создается консультативный совет по делам национально-культурных автономий, который является совещательным органом и действует на общественных началах.
Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации:
осуществляет согласование деятельности национально-культурных автономий, содействует установлению и укреплению связей между ними;
представляет и защищает в органах государственной власти Российской Федерации культурные и социальные интересы этнических общностей;
участвует в подготовке федеральных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры, проектов нормативных правовых актов, а также в подготовке других решений, затрагивающих права и законные интересы граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям;
осуществляет консультирование Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по национальным проблемам граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям.
Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации состоит из делегированных на определенный срок представителей каждой федеральной национально-культурной автономии.
Порядок образования, деятельности и ликвидации консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
При органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований.
Глава III. Обеспечение права на сохранение, развитие и использование национального (родного) языка
Статья 8. Государственная защита национальных (родных) языков
Российская Федерация обеспечивает социальную, экономическую и правовую защиту национальных (родных) языков на территории Российской Федерации.
Право граждан Российской Федерации на сохранение, развитие национального (родного) языка, свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.
Статья 9. Обеспечение права на сохранение и развитие национального (родного) языка
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечивают проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных (родных) языков;
оказывают финансовую (за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств), организационную и иную поддержку национально-культурным автономиям в разработке и реализации государственных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации содействуют национально-культурным автономиям в:
издании книг, выпуске периодической печати, организации телерадиовещания, создании средств массовой информации как на русском, так и на национальных (родных) языках;
обмене теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской Федерации, а также между Российской Федерацией и иностранными государствами.
Статья 10. Право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения
Граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 11. Обеспечение национально-культурными автономиями права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения
В целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения национально-культурные автономии могут:
образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном (родном) языке;
создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения (общеобразовательные; начального, среднего и высшего профессионального образования) с обучением на национальном (родном) языке;
учреждать другие негосударственные (общественные) образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке;
разрабатывать с участием подведомственных образовательных учреждений учебные программы, издавать учебники, методические пособия, другую учебную литературу, необходимые для обеспечения права на получение образования на национальном (родном) языке;
вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о создании:
классов, учебных групп в государственных, муниципальных образовательных учреждениях с обучением на национальном (родном) языке;
государственных, муниципальных образовательных учреждений с обучением на русском языке и углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры;
участвовать в разработке государственных образовательных стандартов, а также примерных программ для государственных и муниципальных образовательных учреждений с обучением на национальном (родном) языке, иных языках;
организовывать подготовку и переподготовку педагогических и иных кадров для негосударственных (общественных) образовательных учреждений;
заключать договоры с неправительственными организациями за пределами Российской Федерации о создании условий для реализации права на получение образования на национальном (родном) языке, в частности договоры о подготовке педагогических кадров, об обеспечении научно-методической, учебной, художественной литературой, аудиовизуальными средствами обучения на национальном (родном) языке;
осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации другие мероприятия по обеспечению права на обучение на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения.
Негосударственные (общественные) образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке обеспечивают изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и государственными образовательными стандартами, а также изучение государственных языков субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством этих субъектов.
Статья 12. Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о языках народов Российской Федерации, об образовании и настоящим Федеральным законом:
обеспечивают при необходимости создание групп в государственных, муниципальных дошкольных учреждениях, классов или учебных групп в государственных, муниципальных образовательных учреждениях с обучением на национальном (родном) языке;
с учетом предложений национально-культурных автономий и конкретных условий региона создают государственные образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, а также учреждения дополнительного образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные центры и другие образовательные учреждения) для изучения и пропаганды национальных (родных) языков и национальных культур;
содействуют разработке, изданию и приобретению учебных программ, учебников, методических пособий и другой учебной литературы, необходимых для обучения на национальном (родном) языке;
осуществляют финансирование мероприятий, направленных на обеспечение права на получение образования на национальном (родном) языке в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных ассигнований в пределах средств, выделяемых на образование;
организуют преимущественно по рекомендации национально — культурных автономий подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических и иных кадров для образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность на национальном (родном) языке, иных языках, в том числе на основе соглашений между субъектами Российской Федерации и межгосударственных соглашений;
оказывают материальную, правовую, организационную и иную помощь национально-культурным автономиям в создании негосударственных образовательных учреждений и развитии иных форм воспитания и обучения на национальном (родном) языке.
Глава IV. Обеспечение права на сохранение и развитие национальной культуры
Статья 13. Обеспечение национально-культурными автономиями права на сохранение и развитие национальной культуры
В целях обеспечения права граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение и развитие национальной культуры национально-культурные автономии могут:
создавать негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры: театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы и другие учреждения культуры и обеспечивать их функционирование;
организовывать творческие союзы, коллективы профессионального и самодеятельного искусства, кружки по изучению национального культурного наследия, достижений национальной культуры;
проводить массовые мероприятия в области национальной культуры: фестивали, конкурсы, смотры, выставки и другие мероприятия;
содействовать организации национального краеведения, охране национальных памятников истории и культуры; создавать краеведческие, этнографические и иные общественные музеи;
учреждать организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами;
издавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных (родных) и иных языках;
создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения по подготовке творческих работников, педагогических и иных кадров в области национальной культуры;
разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;
заключать договоры с неправительственными организациями, находящимися за пределами Российской Федерации, о культурном обмене и сотрудничестве в области сохранения национальной культуры.
Статья 14. Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на сохранение и развитие национальной культуры
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о культуре и настоящим Федеральным законом:
учитывают при разработке и осуществлении федеральных и региональных программ национально-культурного развития предложения национально-культурных автономий;
рассматривают предложения национально-культурных автономий о включении в государственные образовательные стандарты для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы на национальном (родном) языке, курсов по изучению истории, культуры, этнографии, традиционных видов трудовой деятельности, художественных народных промыслов и ремесел и принимают соответствующие решения;
направляют деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей;
организуют в системе государственных и муниципальных архивов соответствующие разделы по культуре, истории, общественной жизни граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям;
оказывают помощь национально-культурным автономиям в создании негосударственных (общественных) учреждений национальной культуры, открытии негосударственных (общественных) образовательных учреждений по подготовке творческих работников и иных специалистов, проведении различных массовых мероприятий в области национальной культуры;
обеспечивают сохранность памятников истории и культуры, представляющих ценность для граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и являющихся частью культурного наследия Российской Федерации;
осуществляют иные мероприятия по созданию условий для сохранения, возрождения и развития национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям.
Статья 15. Обеспечение органами государственной власти права национально-культурных автономий на освещение их деятельности в средствах массовой информации
Государственные аудиовизуальные средства массовой информации предоставляют национально-культурным автономиям эфирное время. Периодичность, продолжительность передач и язык, на котором ведутся передачи, определяются договорами с учредителями и редакциями теле- и радиопрограмм.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают и поощряют негосударственные средства массовой информации, безвозмездно предоставляющие национально-культурным автономиям возможность освещения их деятельности.
В федеральных программах финансовой и организационной поддержки средств массовой информации предусматривается помощь средствам массовой информации национально-культурных автономий.
В программах субъектов Российской Федерации и местных программах финансовой и организационной поддержки средств массовой информации может быть предусмотрена помощь средствам массовой информации национально-культурных автономий.
Глава V. Финансово-экономическая основа национально-культурной автономии
Статья 16. Принципы финансирования национально-культурных автономий
Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурной автономии, осуществляется за счет средств:
национально-культурных автономий, их учреждений и организаций, частных лиц;
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
В этих целях могут формироваться специальные федеральные, региональные и местные фонды.
Финансовые средства предоставляются национально-культурным автономиям для финансирования общественно значимых программ национально-культурного развития, для осуществления мероприятий в области культуры, образования и благотворительных мероприятий. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных ассигнований, направляемых на национально-культурное развитие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статья 17. Собственность национально-культурных автономий
Национально-культурные автономии обладают правом собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Имущество национально-культурных автономий
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям государственное и муниципальное имущество в собственность или аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Для осуществления уставных целей и деятельности национально — культурные автономии, их некоммерческие учреждения и организации могут использовать помещения, переданные им на условиях договора аренды.
Размер платы за аренду помещений национально-культурными автономиями, их некоммерческими учреждениями и организациями определяется в порядке, установленном для некоммерческих организаций культуры и образования на территории данного субъекта Российской Федерации, а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 19. Финансовая поддержка национально-культурных автономий со стороны государства и местного самоуправления
В целях сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, федеральные органы законодательной и исполнительной власти, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
предусматривают в федеральном бюджете, а также в бюджетах субъектов Российской Федерации ассигнования для оказания поддержки национально-культурным автономиям;
учитывают национальные потребности при формировании и расходовании федеральных фондов регионального развития;
создают специальные федеральные, региональные фонды национально-культурного развития;
предоставляют национально-культурным автономиям льготы по налогам, сборам и кредитам в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления решают вопросы финансовой поддержки местных национально-культурных автономий в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.
Статья 20. Основные условия предоставления государственной финансовой поддержки национально-культурным автономиям
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают национально-культурным автономиям финансовую поддержку, предусмотренную статьей 19 настоящего Федерального закона, при условии, что эти средства имеют целевой характер и могут использоваться только на конкретные мероприятия. При необходимости такая поддержка оказывается на основе договора с соответствующей национально-культурной автономией.
Выбор программ и проектов национально-культурного развития для государственного финансирования осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием представителей национально-культурных автономий.
Федеральные финансовые органы, финансовые органы субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за использованием предоставленных средств по их целевому назначению. Национально-культурные автономии обязаны в установленном порядке своевременно представлять отчет о расходовании полученных ими государственных средств. В случаях использования финансовых средств государственной финансовой поддержки не по целевому назначению руководители национально-культурных автономий несут ответственность в установленном порядке.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ РФ - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Национально-культурная автономия - вид общественного объединения. Ее организационно-правовой формой является общественная организация.
Национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности. Национально-культурная автономия имеет право:
1) получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
2) обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
3) создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
4) сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
5) следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
6) создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ;
7) участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
8) устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.
Виды национально-культурной автономии:
1) местные национально-культурные автономии граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности;
2) региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов РФ могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями;
3) федеральная национально-культурная автономия граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности.
Названные национально-культурные автономии могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов РФ. Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном ФЗ «О национально-культурной автономии», а также «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами.
Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 323.