Моторное масло на букву м. Классификация моторных масел: маркировка моторных масел, расшифровка и характеристики
В безотказной работе двигателя моторное масло играет важное значение. Каждый владелец автомобиля должен знать, какое подойдет именно для его машины. А для этого он должен уметь расшифровать маркировку, нанесённую на упаковку продукта.
1 Что такое вязкость моторного масла?
Автомобильные масла, используемые в двигателях, выполняют ряд важнейших задач, позволяющих сохранить герметичность цилиндров, уменьшить до максимума трение отдельных частей агрегата, удалять отработанные продукты. Работа силовых частей мотора напрямую связана с большим нагревом деталей, и требования для масла предъявляются очень высокие. Важнейшим значением является вязкость – способность долго сохранить текучесть, находясь на поверхности элементов агрегата.
Моторное масло должно позволять нормально функционировать двигателю при разных температурных показателях внешней среды. Поэтому вязкость продукта должна иметь оптимальную величину, которая позволит агрегату запуститься в любые погодные условия, а масляному насосу должным образом прокачивать масло по системе.
Оптимальное значение коэффициента вязкости определяется производителем авто. Слишком малая вязкость ведёт к преждевременному износу деталей. И наоборот, необоснованно большая вязкость приведёт к уменьшению мощности мотора и повышенному расходу топлива. При выборе оптимально руководствоваться рекомендациями производителя легковой машины и погодными условиями, в которых эксплуатируется техника.
2 Расшифровка маркировки моторного масла по коэффициенту вязкости
Обозначение вязкости на упаковке продукта определяется специальной международной системой SAE J300. Величина вязкости – условные единицы. Чем больше их значение, тем выше показатель вязкости. По этому значению автомобильные моторные масла подразделяются на всесезонные, летние и зимние.
Масла для любого времени года маркируются цифробуквенными значениями. Например, 0W-20, 10W-30, 20W-50. Первые число и буква обозначают зимнее значение вязкости. Чем больше число, тем вязкость выше при отрицательных показателях температуры. Число после тире обозначает значение вязкости в летнее время. Чем оно больше, тем лучше будет смазка двигателя при повышенных температурах во время работы мотора.
Летние моторные масла обозначаются простым числовым значением. Например, SAE 20, 40, 60… Чем больше число, тем выше вязкость. Высокая вязкость обеспечивает повышенную защиту двигателя, но в то же время имеет ряд недостатков. Поэтому выбирайте масло с оптимальным для вашего автомобиля показателем. Зимние масла маркируются числом и буквой W (от англ. winter-зима). Например, SAE 0W, 10W, 25W. И здесь число обозначает показатель вязкости. Небольшая вязкость позволит завести двигатель в сильный мороз, но при прогретом двигателе будет недостаточно предохранять детали от трения.
3 Маркировка моторного масла по классификации API
Масло для двигателя классифицируется ещё и по предназначению и эксплуатационным свойствам. По системе API есть две категории:
- S (Service). Предназначается для бензиновых двигателей, установленных на легковых автомобилях, небольших автобусах и грузовиках.
- C (Commercial). Предназначено для грузовиков, тракторов, строительной и дорожной техники с дизельными двигателями.
Маркировка отечественных и зарубежных автомасел данной квалификации означает следующее. Первая буква говорит о категории (S или C). Следующая литера характеризует эксплуатационные свойства продукта. Чем дальше буква от начала алфавита, тем выше качество. У дизельных продуктов в маркировке имеется ещё и дополнительная цифра, означающая тактность двигателя (двухтактный или четырёхтактный).
Часто масла для двигателей, произведённые зарубежными компаниями, универсальны. Они одинаково хорошо подходят для бензиновых моторов и дизелей. Эта категория смазочного материала маркируется SF/CC и CD/SF. Первая маркировка обозначает лидерство бензинового двигателя, вторая – дизельного. На энергосберегающем продукте мы найдём дополнительную маркировку в виде букв ES.
4 Маркировка моторных масел по классификации ACEA
Маркировка по классификации, установленной ACEA (европейской ассоциацией производителей автотранспорта) имеет свои особенности. Во-первых, их требования несколько выше, чем американские стандарты. Во-вторых, испытания проходят на агрегатах, произведённых в Европе, по совершенно другим методикам. Буквенное значение маркировки расшифровываются так: A/B – бензиновые моторы и дизели легковых машин и грузовиков малого тоннажа; C – совместимость с нейтрализаторами выхлопных газов; E – только для дизелей мощных грузовиков.
Маркировки имеют ещё и числовые обозначения. Так, категория A1/B1 обозначает предназначение для бензиновых моторов и небольших дизельных движков. Масла A3/B3 рекомендуются при эксплуатации техники в сложных условиях. A3/B4 – подходят к двигателям с прямой подачей бензина или дизтоплива. A5/B5 – для высокопроизводительных бензиновых моторов или дизелей легковых автомобилей.
Категория C также имеет цифровые значения от 1 до 4. Каждое из таких масел рассчитано на использование только в определённых типах двигателей, поэтому необходимо руководствоваться рекомендациями заводов-изготовителей. Категория E делится на подкатегории E4, Е6, Е7, и Е9. Так, маркировка Е4 означает предназначение для дизелей, работающих в очень неблагоприятных условиях. Значение Е6 указывает на применение в дизельных движках, оборудованных сажевым фильтром.
5 ГОСТ – отечественная классификация масел
Существует классификация по ГОСТ. Такую маркировку вы найдёте на продуктах отечественного производства. В самом начале кода продукта должна стоять буква М, которая обозначает, что масло моторное. За ней идёт класс вязкости. Если масло всесезонное, то показатель вязкости указывается дробным значением. В конце кода должна находиться буква группы продукта, обозначающая его эксплуатационные качества, и цифровой индекс. Единица ставится для бензиновых двигателей, двойка для дизелей. ГОСТ рекомендует использовать:
- Группу А – для бензиновых и дизельных нефорсированных двигателей
- Группу Б – для малофорсированных двигателей
- Группу В – для среднефорсированных двигателей
- Группу Г – для высокофорсированных двигателей
- Группу Д – для высокофорсированных двигателей, эксплуатирующихся в более неблагоприятных условиях, чем моторы группы Г
- Группу Е – для высокофорсированных двигателей, эксплуатирующихся в более экстремальных условиях, чем моторы группы Д
Отечественное моторное масло маркируется согласно ГОСТ и по классу вязкости. В данном случае на упаковке мы найдём такую маркировку:
- 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24 – для использования летом
- 33, 43, 53, 63, 6, 8 – для использования зимой
- дробный код, например, 63/14 – для всех сезонов
Напомним, что продукты класса вязкости 8 часто используют круглый год.
6 Что лучше – синтетическое или минеральное?
Как известно, все моторные масла можно разделить на группы по способу производства. Они могут быть минеральными, синтетическими и полусинтетическими. Если минеральное масло изготавливается из натуральных компонентов, чаще всего нефти, то синтетические продукты производятся из искусственных, химических материалов. Полусинтетические масла содержат как минеральную часть, так и синтетическую.
Цифернобуквенный код, нанесённый на упаковку продукта, содержит все необходимые сведения о его составе.
На синтетической жидкости имеется надпись Fully Synthetic. Они наиболее приемлемы при эксплуатации двигателя при отрицательных температурах воздуха, но несколько дороги.
Полусинтетические содержат большую долю минеральной смазки. Эта категория относится к универсальным товарам, которые подойдут практически к любому двигателю. Если на упаковке вы найдёте надпись Semi Synthetic, то это масло полусинтетическое. Минеральное маркируется Mineral.
Теперь расшифровка маркировки моторных масел не вызовет у вас трудностей. Значение каждого символа поможет сориентироваться в многообразии смазочных продуктов и выбрать наиболее подходящий для вашего автомобиля.
При эксплуатации автомобиля владельцы сталкиваются с необходимостью замены изношенных запасных частей и расходных материалов, включая технические жидкости.
Регулярное техническое обслуживание подразумевает обязательную замену моторного масла. В отличие от марки бензина, смазочные материалы имеют множество параметров, характеристик и стандартов.
Они могут быть условными (допуски для конкретных марок авто), так и безусловными, которые определяют совместимость со многими марками и моделями двигателей.
Наиболее популярным является стандарт 5W30, расшифровка которого определяет климатические условия эксплуатации. После обязательной привязки к дилерскому сервису (окончание гарантийного срока), водителю приходится самостоятельно разбираться, что включает в себя маркировка моторных масел.
Расшифровка автомобильных масел в свете мировых стандартов
Опустим за скобками конкретные спецификации автопроизводителей, хотя их наличие освобождает от необходимости изучать остальные технические характеристики. Любое моторное масло имеет универсальные признаки, которые подходят разным двигателям.
Что значат цифры 5w40 на канистре — видео
Одна из основных характеристик – классификация по вязкости SAE.
Краткая история возникновения стандарта
Аббревиатура SAE означает формализованное общество автомобильных инженеров, в которое вовлечены практически все государства, так или иначе связанные с производством и массовой эксплуатацией транспортных средств.
Оно образовано в 1905 году, когда всем стало ясно, что будущее транспортных перевозок за автомобилями. На сегодняшний день существует более двух с половиной тысяч стандартов для эксплуатации любых видов транспорта и стационарных механизмов.
Разобраться в них для неподготовленного эксплуатанта – настоящая проблема. Ведь эти стандарты действительны не только для привычного нам транспортного средства индивидуального пользования.
Технологии охватывают общественный транспорт, грузовые транспортные средства, строительную и дорожную технику, сельскохозяйственные агрегаты.
Подробно что такое SAE — видео
Форматы, разработанные сообществом автомобильных инженеров, и получившие единый формат SAE, создают почти 500 рабочих групп, имеющих аккредитацию в разных странах.
В технических формулярах можно встретить иное название: «J-Reports». В рабочих группах занято более 4 тысяч сертифицированных специалистов, обладающих правом присваивать международную расшифровку обозначений смазочных материалов.
Актуальность стандартов имеет четкие задачи, помогающие не только потребителям, но и покупателям смазочных материалов:
- установка гарантированных и последовательных ожиданий при эксплуатации приобретаемого продукта;
- соблюдение норм, установленных международными договорами на экспертном уровне;
- соблюдение уровня качества выпускаемых смазочных материалов;
- гарантированная совместимость расходных материалов с агрегатами, в которых предполагается использование;
- экономия денежных средств для потребителя;
- сокращение затрат на разработку и производство новых продуктов;
- сохранение природных ресурсов, включая снижение вреда при утилизации смазочных материалов.
Позитивный результат деятельности общества автомобильных инженеров:
Популярные обозначения: расшифровка масла 5w30 и 5w40
Такая классификация принята вышеупомянутым сообществом инженеров (SAE) в 1911 году, когда относительное разнообразие двигателей вынудило производителей масел расширить ассортимент.
К тому же, к этому времени автомобили начали эксплуатироваться в различных климатических поясах: возникла необходимость классифицировать применяемость в зависимости от температуры окружающей среды.
Именно , точнее сохранение этого параметра в определенном диапазоне температур, легла в основу стандарта. Классификатор SAE получил код J300, и включил в себя следующие пороги температуры:
- 6 классов для эксплуатации в зимних условиях (в классическом понимании для средних широт): 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
- 5 классов для эксплуатации в летних условиях: 20, 30, 40, 50, 60.
Поскольку эксплуатация автомобилей в тропическом климате для отечественного потребителя не актуальна, рассмотрим так называемые всесезонные масла. Их можно заливать в автомобиль без привязки к определенному времени года.
При этом, обозначение температурной совместимости может сдвигаться в нужную сторону: для регионов с преобладанием зимнего или летнего периодов.
Узконаправленные стандарты характерны лишь для немногих регионов: крайний север, или жаркая пустынная местность с постоянными плюсовыми температурами.
Обратите внимание
Латинская литера «W» означает Winter, то есть зима. Ее присутствие в стандарте означает именно всесезонность. То есть, расшифровка 5W 40 предписывает использовать масло не только зимой, но и летом.
Цифровые обозначения привязывают смазку к температурным режимам, но не обозначают конкретное значение в градусах. Число слева от литеры «W» характеризуют зимний диапазон температур, справа – летний. Привязка к температурам указана на иллюстрации, в виде диаграммы.
Для эксплуатации двигателя особенно важны две характеристики:
- Температура прокачиваемости (минимальная и максимальная). Цифры означают, что в указанном диапазоне, масло гарантировано пройдет по каналам маслопроводов, не застынет, и не будет стекать вниз.
- Минимальная температура, при которой стартер в состоянии провернуть коленчатый вал для старта двигателя. Низкие температуры настолько увеличивают вязкость масла, что оно намертво схватывает вращающиеся элементы.
Наглядный пример на иллюстрации:
Если коротко, то, например, маркировка масла 5w40 означает что масло более густое, по сравнению с 5w30 и, следовательно, лучше защищает двигатель в условиях жаркого климата.
Минералка, синтетика или полусинтетика, дизель или бензин
Несмотря на практику внедрения в моторные масла большого количества присадок, качество конечного продукта на 70% определяется базовой основой, то есть средой, в которую эти компоненты добавляются.
Классификатор SAE предписывает следующую маркировку:
- Если масло произведено на базе основы, полученной в результате переработки сырой нефти, на этикетке присутствует слово «Mineral». Оно означает, что сырье 100% природного происхождения, причем способ переработки – дистилляция.
- Базовая основа, полученная в результате синтеза (из природного газа или иным способом), маркируется фразой «Fully Synthetic». При этом в конечном продукте могут присутствовать минеральные присадки, это никак не влияет на происхождение основы.
- В целях снижения себестоимости продукта, при сохранении качеств, присущих , производители могут смешивать минеральную основу с базой, полученной искусственным путем. Такие смазки обозначаются, как «Semi Synthetic».
- Существует категория, которая не попадает ни под одну из перечисленных. Это базовая основа, полученная из натуральной нефти путем переработки по технологии гидрокрекинга.
Процедура настолько глубокая, что свойства основы мало отличаются от чистой синтетики. Тем не менее, это минеральная база.
При активном лобби нефтепроизводителей, ассоциация SAE приняла решение относить такие масла к категории синтетических. Производитель на добровольной основе может маркировать продукт аббревиатурой «HC», то есть гидрокрекинговое. А может и не маркировать: это не является нарушением.
Обратите внимание
Гидрокрекинг в последние годы получил настолько широкое распространение, что более 50% масел создаются именно на этой базовой основе.
Дизельные или бензиновые двигатели работают в разных условиях, с точки зрения применимости масел. Например, для моторов, работающих на тяжелом топливе, характерны ударные нагрузки и наличие сажевых отложений в картере.
Поэтому существуют масла, разработанные как для отдельных категорий (дизель/бензин), так и универсальные. Информация обязательно присутствует в маркировке.
Классификация масел по API
Кроме сугубо технических параметров, международное сообщество ввело стандарт качества для смазочных материалов: API. Его расшифровка (например: API SM/CF) привязана к типу двигателя, году выпуска автомобиля, эксплуатационным и качественным характеристикам масла.
- литера «S» обозначает принадлежность к бензиновым моторам;
- литера «C» обозначает принадлежность к дизельным двигателям.
Последняя буква (расшифровка SM, SN, CF и пр.) как раз характеризует качество и совместимость с поколениями автомобилей.
Чем она выше (порядковый номер буквы в латинском алфавите), тем более качественному стандарту соответствует масло. Каждый следующий стандарт расшифровки поглощает предыдущий: то есть, обратной совместимости нет.
Маркировка и любые надписи на бутылке с маслом означают одно из двух: либо его характеристику, либо его название. И на основе этого мы легко расшифруем маркировку, отличим её от маркетинговых названий и прочего лишнего, а ещё узнаем нужную нам вязкость моторного масла .
Вы знаете, какие бывают характеристики масла? Их не так много: на качество масла влияет его тип, использование тех или иных присадок, вязкость масла и небольшой ряд других. Из всего этого вязкость масла - одна из важнейших характеристик, и о её расшифровке мы будем говорить больше всего.
Что такое вязкость масла?
Вязкость, по определению, является сопротивлением масла к течению. Это - самое критическое физическое свойство моторного масла , так как это влияет на скорость износа деталей двигателя и расхода топлива, а ещё расхода самого масла.
Мы понимаем, что вода является жидкостью с низкой вязкостью, а мёд или сгущёнка - жидкостью с высокой вязкостью. Но мы также знаем, что чем выше температура сгущёнки и мёда, тем меньше становится их вязкость - они могут течь быстрее и легче. Но не все знают, что вязкость моторного масла измеряют не статично, а динамично - то есть в зависимости от температуры, давления и ещё ряда факторов.
Принято измерять 3 основных показателя вязкости моторного масла:
- кинематическую вязкость - изменение вязкости при физическом (механическом) воздействии на масло: например, при образовании крутящейся воронки из масла;
- динамическую вязкость - изменение вязкости при повышении давления на моторное масло;
- индекс вязкости - изменение вязкости масла в зависимости от температуры.
Все эти три показателя оцениваются не только в контексте вязкости масла, но и для измерения изменений его смазочных свойств и химических свойств его присадок.
Как расшифровать маркировку масла?
Итак, на этикетке написано не так много, но эта информация наиболее важна для нас. Нам следует отбросить маркетинговые составляющие маркировки и надписей, хотя, производитель масла очень важен. То, что Вы увидите сразу после названия марки и модели масла - это чаще всего маркетинговая составляющая. "Shell Helix Ultra ", "Mobil 1 3000 Super ", "MOBIL Super 3000 X1 Formula FE ", "Best Oil Super Cleaning Smart " - всё, что здесь подчёркнуто, используется лишь для привлечения внимания и не несёт смысловой нагрузки.
Некоторую пользу уже начинает нести обозначение объёма канистры с маслом и разметка на торце этой канистры с метками объёма для удобства измерения при доливке .
Как расшифровать маркировку вязкости масла?
И вот мы подошли к самому главному. В мире используется несколько типов маркировок моторного масла на основе его вязкости, но нам будет интересна только одна - по системе SAE, использующая из вышеперечисленных динамических измерений вязкости именно индекс вязкости. 99% масел в нашей стране имеют эту маркировку.
Речь идёт о таких надписях-обозначениях на этикетке с маслом: 5W-40, 10W-20 или 0W-60. Что означают эти надписи? Всё довольно просто!
- Буква "W" - это обозначение того, что моторное масло является ("Winter"), то есть протестировано и пригодно для отрицательных температур.
- Число до "W" - это морозостойкость зимнего масла. Число это кратно пяти, и чем оно ниже, тем в более холодных условиях можно использовать масло.
- Число после дефиса - это, наоборот, жаростойкость масла. Обычно это число означает индекс вязкости при температуре 100° C (наиболее близкая к рабочей температуре масла в двигателе). Чем выше число, тем к более высоким температурам готово масло.
Число до дефиса влияет на холодный пуск двигателя, а число после - на работу прогретого мотора. Каким же температурам соответствуют эти обозначения?
Как расшифровать обозначение морозостойкости масла :
- 0W - масло подойдёт для условий работы температуры окружающей среды не ниже –35° C;
- 5W - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не ниже –25 ... –30° C;
- 10W - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не ниже –20 ... –25° C;
- 15W - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не ниже –15 ... –20° C;
- 20W - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не ниже –10 ... –15° C.
Самое лучшее масло для жителей Сибири - 0W, а жителям Краснодара или Сочи подойдёт и масло с индексом 20W.
Как расшифровать обозначение жаростойкости масла :
- 30 - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не выше +20 ... +25° C;
- 40 - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не выше +35 ... +40° C;
- 50 - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не выше +45 ... +50° C;
- 60 - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды выше +50° C.
Если мы купили моторное масло с вязкостью 5W-40, то мы можем его использовать в диапазоне температур от –25 до +40° C. Большинство современных автомобилей требуют для работы своих двигателей масла марок 5W-30, 5W-40, 10W-30 или 10W-40.
Чем ниже первое значение, тем более вязким будет моторное масло.
Так выглядит визуально вязкость масла различных индексов
Какое значение имеет вязкость масла в моём двигателе?
Вязкость масла - это ключевой момент, определяющий, насколько легко масло перекачивается через рабочие компоненты двигателя , как легко оно пройдёт через масляный фильтр , и как быстро оно будет стекать обратно в двигатель. Чем ниже вязкость, тем легче всё это будет происходить.
Но здесь нам приходится находить компромиссы. Для запуска холодного двигателя масло должно быть как можно менее вязкое - т.е. более жидкое. Но, чем ниже вязкость, тем меньшую нагрузку масло может поддерживать в подшипниках коленчатого вала. И чем выше вязкость, тем лучше масло будет отрабатывать колоссальные нагрузки внутри двигателя. Чем выше вязкость моторного масла, тем больше сопротивления оно оказывает на движущиеся компоненты, и следовательно, тем больше ведёт к потере КПД двигателя и мощности . Компромисс заключается в минимизации потери мощности, но максимальной поддержке нагрузки.
Что определяет вязкость масла?
Вязкость масла определяется, в основном, размером его молекул и молекул присадок в масле. Чем больше структура молекулы, тем больше вязкость масла. Размер и структура молекул нефтепродуктов всегда различаются, поэтому размер именно средней молекулы в минеральном масле диктует его вязкость. В то время как в синтетических маслах процесс производства позволяет иметь одинаковый размер молекул.
С возрастом масла структура молекул дополняется молекулами компонентов двигателя, топлива и, кроме того, меняется сама структура масла, поэтому вязкость масла с возрастом снижается. Вот почему так важно своевременно производить
Прежде чем говорить о классификации и характеристиках этой рабочей жидкости, стоит выяснить о предназначении масла. Оно выполняет важные функции, в число которых входит:
- качественная смазка всех движущихся компонентов мотора, а также предотвращение ускоренного износа, приводящего к появлению металлической стружки;
- отведение тепла от двигателя, что исключает его перегрев;
- обеспечение чистоты в моторе благодаря моющим компонентам в составе;
- обеспечение работоспособности мотора даже при низких температурах окружающей среды;
- защита конструкции агрегата от коррозии, окисления и разнообразных продуктов сгорания топлива.
Исходя из этого, необходимо своевременно выполнять замену моторного масла, так как старый продукт не будет справляться со всеми возложенными на него задачами. Каждый автовладелец просто обязан ориентироваться в маркировке продукции. Это позволит приобрести правильный товар.
Существующие классификации
Производители для упрощения покупки конкретного продукта разработали несколько общепринятых классификаций, каждая из которых может предоставить водителю информацию о масле по конкретным характеристикам. В список наиболее распространенных классификаций входит:
- ILSAC.
- ГОСТ.
- ACEA.
Помимо этого, существуют и другие классификации, например, по составу, сезону использования и для конкретных агрегатов. При покупке обязательно стоит ориентироваться на все это, так как использование некорректного масла может привести к серьезным повреждениям в двигателе.
Выбираем масло по составу
Маркировка моторных масел практически всегда содержит информацию о том, на какой основе производится данная жидкость. Здесь вся продукция делится на три больших группы:
- минеральные (Mineral);
- синтетические (Fully Synthetic);
- полусинтетические (Semi Synthetic).
Минеральное масло получается непосредственно из нефти путем перегонки. Оно является полностью натуральным продуктом. К сожалению, в чистом виде оно очень быстро теряет свои свойства, поэтому зачастую производители добавляют различные присадки (моющие, антикоррозийные и тому подобное), которые позволяют увеличить срок службы продукции. Из-за высокой вязкости, такое масло используют в старых автомобилях с большой выработкой. К отличительным преимуществам относится доступная цена.
Самым качественным и долговечным является синтетическое масло. Оно устойчиво к перегревам, практически не окисляется, сохраняет свои характеристики при воздействии низких температур и обладает высокой текучестью. Продукция активно используется в современных иномарках. Однако за такие показатели приходится достаточно высоко платить, поэтому далеко не каждый водитель в денежном плане способен регулярно использовать синтетику.
Компромиссом между двумя вышеописанными вариантами является полусинтетическое моторное масло. Изделия имеют минеральную основу (как правило, до 30 процентов), которая смешивается с синтетическими составляющими. Благодаря такому решению, удается получить продукт, который по своим качествам близкий к синтетике, но при этом имеет более скромный ценник. Достоинством подобной продукции является совместимость практически с любым транспортным средствам.
Расшифровываем SAE
Как вы могли заметить, одной из ключевых характеристик масла является его текучесть и то, при каких температур продукт способен выполнять свое предназначение. Коэффициент вязкости регламентируется SAE. Аббревиатура расшифровывается с английского как « Society of Automotive Engineers», что в переводе означает «общество автомобильных инженеров». Согласно этой классификации, выделяют три типа масел:
- Зимние. Они имеют максимальную текучесть, что обеспечивает бесперебойный старт мотора даже при минусовых температурах. В маркировке подобной продукции будет присутствовать число и латинская буква W (от слова Winter – «зима»). В магазинах вы можете найти изделия с маркировкой 0W, 10W и так далее.
- Летние. Данный вид используются только при температурах окружающей среды выше 0 градусов Цельсия. Вязкость этого масла достаточно высокая. Это необходимо для того, чтобы в сильную жару текучесть не превышала предельного параметра, хотя именно из-за этого их использование при минусовых температурах становится невозможным. В маркировке имеется только число 20,30 и так далее. Чем выше показатель, тем выше вязкость изделия.
- Всесезонные – самая популярная и востребованная продукция, так как может работать и в холодную и в жаркую погоду. Маркировка объединяет в себе два числа, разделенных буквой W, например, SAE 5W-40.
Если вы обладатель относительно свежей иномарки, то подходящее для нее масло вы можете узнать в техническом руководстве к своему автомобилю. Для старых машин следует пользоваться одним правилом – чем больше пробег транспортного средства (или конкретно мотора), тем с большей высокотемпературной вязкостью необходимо покупать изделие.
Как выполнять расшифровку
Расшифровка вязкости масла происходит по двум числам. Первое число говорит о минусовой температуре, при которой мотор без проблем заведется. Узнать эту информацию вы можете из соответствующих таблиц. Например, в изделии 5W40 цифра 5 говорит о том, что для этого масла предельно низкой температурой являются -35 градусов Цельсия. Для самых экстремальных условий используются масла 0WХХ, имеющие температурный минимум на отметке в -40 градусов.
Второе число обозначает максимальную температуру прокачиваемости. Водители могут найти продукцию от XW30 до ХW50. Наиболее популярными и безопасными для большинства моторов являются изделия 5W30 и 5W40. При использовании 0W40 и 0W50 рекомендуется быть острожными, так как они могут повредить конструкцию мотора.
Маркировка по API
При покупке также стоит обращать внимание на маркировку API. С ее помощью производители информируют покупателей о следующей информации:
- для какого типа мотора предназначен продукт;
- каковы эксплуатационные характеристики жидкости;
- для какого года выпуска автомобиля используется это масло.
Расшифровка маркировки автомобильного масла производится согласно следующим данным:
- Обозначение ЕС (может отсутствовать) идет сразу после аббревиатуры API. Указывает класс энергосберегающих масел.
- Римские цифры после EC свидетельствуют об уровне экономии.
- Далее следует информация о типе мотора, для которого используется это масло (S – бензиновый, C – дизельный).
- Об уровне эксплуатационных свойств говорят латинские буквы от A до N (обозначают низкий уровень). Затем следует вторая буква, и чем выше она стоит, тем выше класс изделия.
- Для дизельных масел также выделяют в маркировке цифры 2 и 4 в конце, которые делят продукцию на двухтактное и четырехтактное масло.
Посмотреть, за какой год отвечает каждая из буквенных комбинаций, вы можете в специальных таблицах. Как правило, на этикетке имеется круглый значок, который содержит информацию об классификациях SAE и API. В кружочке в центре располагается маркировка по вязкости, а на одном из внешних полукругов размещаются данные по API.
Европейская классификация ACEA
О назначении моторного масла и эксплуатационных свойствах вам также поможет узнать ACEA. Маркировка автомобильных масел по данному стандарту включает в себя следующие обозначения:
- Латинские буквы «A» и «В» с цифирными показателями, разделенные косой чертой. Информируют о том, что это изделия для бензиновых и дизельных моторов для легковых авто, микроавтобусов и фургонов. Примеры – A1/B1-12, A3/B4-13.
- Латинская буква «C» с цифрой. Продукт используется в бензиновых и дизельных агрегатах, в которых имеется катализатор отработавших газов. Примеры – C2-12, C4-12.
- Латинская буква «Е» и цифра – масло для дизельных грузовых автомобилей. Примеры – E4-12, E9-12.
Последнее число указывает год введения, однако на некоторых продуктах в маркировке этого может и не быть.
Как разобраться в ГОСТ
Многие автолюбители предпочитают дополнительно при покупке ориентироваться на ГОСТ, что является хорошей привычкой. Здесь все изделия условно разделяются на группы по кинематической вязкости и эксплуатационным свойствам. Масла по вязкости делятся аналогично SAE на летние (числа от 6 до 24), зимние (от 3 до 6) и всесезонные (комбинируют два числа).
Область применения продукта регламентируют буквы от «А» до «Е». Также существует индекс, который указывает на тип мотора. Индекс «1» означает, что масло используется в транспортных средствах с бензиновым мотором, «2» - с дизельным. Если индекс отсутствует, значит, продукция считается универсальной.
Маркировка по ILSAC
Это менее популярная классификация, разработанная совместно американскими и японскими инженерами. Выделяют пять стандартов (от GF-1 до GF-5), которые по своей сути соответствуют классам по API. Отличительной особенностью является то, что по данной классификации продукция является и энергосберегающей, и всесезонной.
Устанавливают следующее соответствие:
- GF1 считается устаревшим.
- GF2 – аналог маслу с API SJ. По вязкостным характеристикам близок к 0W-20 и 5W-20.
- GF3 – аналог API SL.
- GF4 и GF5 являются аналогами по параметрам продукции с маркировкой SM и SN.
Для японских иномарок с турбинами существует отдельный класс, в маркировке которого вы встретите выражение DX-1.
Стоит отметить, что некоторые автопроизводители создали собственные допуски, которые фактически дополняют существующие системы классификации. В частности, свою маркировку имеет фирменная продукция от Mercedes, BMW, Renault, Ford и других брендов, объединенных концерном VAG. Подробную информацию вы всегда можете найти в сети Интернет или на тематических форумах по вашей иномарке.
Выводы
Умение расшифровать обозначение на этикетке моторного масла – это залог успешного выбора изделия. При покупке также обязательно проверяйте качество упаковки и всех рисунков. Это позволят выявить контрафактную продукцию, которая представляет опасность для вашего автомобиля, Покупка только высококачественных сертифицированных изделий гарантирует продолжительный срок службы двигателя и отсутствие непредвиденных поломок.
На этикетке автомобильного масла можно увидеть загадочный набор цифр и букв, именно он может поведать автолюбителю о составе, характеристиках и назначении смеси. Большинство производителей на таре указывают следующую информацию: тип масла, степень вязкости, качество по классификации API или ГОСТ. Как не потеряться в море непонятных на первый взгляд символов? - Давайте разбираться.
Тип масла
- Минеральное - изготавливаются на основе нефтепродуктов, на этикетке такой продукции стоит надпись «Mineral»;
- Синтетическое - синтезируется искусственным путем, отличается сложным химическим составом. Маркируется «Fully Synthetic»;
- Полусинтетическое - в его состав входят и синтетические, и органические компоненты, это универсальный вариант, который можно распознать по надписи «Semi Synthetic».
Класс вязкости
Вязкость - одно из доминантных качеств, влияющих на эксплуатацию смазки. Все моторные масла по принятой SAE классификации делятся на: всесезонные, зимние и летние. В последнее время универсальное масло вытеснило сезонные аналоги, ведь его использование избавляет автомобилиста от львиной доли работы по регулярной замене масла.
- Обозначение всесезонных масел - 2 числа: первое - показатель вязкости при минусовых температурах, второе - при высоких. К примеру, SAE20-W40;
- Летние масла имеют самую вязкую консистенцию, обозначаются SAE с числом (SAE 15);
- Зимние с меньшим показателем вязкости маркируются буквой W (winter - зима), например, SAE 10W.
В морозную погоду лучше работают жидкие масла, они экономят топливо и защищают двигатель от перемерзания. Летом приветствуются вязкие смеси.
Маркировка зимних смесей:
0W - полноценно функционируют в условиях до -35 градусов;
5W - полноценно функционируют в условиях до -30 градусов;
10W - полноценно функционируют в условиях до -25 градусов;
15W - полноценно функционируют в условиях до -20 градусов;
20W - полноценно функционируют в условиях до - 15 градусов.
Маркировка летних смесей
SAE 30 - полноценно функционируют в условиях до +25 градусов
SAE 40 - полноценно функционируют в условиях до +40 градусов
SAE 50 - полноценно функционируют в условиях до +45 градусов
SAE 60 - полноценно функционируют в условиях до +50 и более градусов
Классификация ACEA
Европейская ассоциация разработала собственную классификацию ACEA, которая периодически обновляется. Согласно стандарту моторные масла разделяют на 3 группы:
- A/B - для дизелей и бензиновых двигателей легковых машин и авто с малой грузоподъемностью;
- С - можно совмещать с нейтрализаторами отработавших газов;
- Е - для дизелей грузовой техники.
Классификация ГОСТ
В начале кода продукта стоит буква М - она говорит о том, что масло моторное. Индекс 1 обозначает масло для бензиновых двигателей, 2 - для дизелей. Следующая цифра присваивается класс вязкости:
- Дробные коды, к примеру 63/14 означают, что масло всесезонное;
- Маркировка 10, 12, 14, 20, 16, 24 - это летнее масло;
- 33, 6, 63, 43, 53 - зимнее масло.
Масло с маркировкой 8 тоже является всесезонным. Буква «З» указывает на то, что смесь содержит загущающую присадку и является универсальной.
Буквенным индексом обозначается группа двигателей, для которой разрешается использование моторного масла:
- А - для дизельных и бензиновых нефорсированных двигателей;
- Б - для малофорсированных силовых установок;
- В - для среднефорсированных;
- Г - для высокофорсированных;
- Д - для высокофорсированных силовых установок, которые используются в неблагоприятных условиях;
- Д - для высокофорсированных двигателей, которые используются в экстремальных условиях.
К примеру, маркировка М-6з/10В означает, что масло является универсальным для среднефорсированных двигателей, всесезонное.
Классификация API
API - аббревиатура для Американского института нефти, согласно разработанной классификации масла делятся на 2 вида:
- S (Service) - эта маркировка говорит о том, что масло подходит для бензиновых силовых установок легковых автомобилей, средств малой грузоподъемности, микроавтобусов;
- C (Commercial) - к этой категории относится тяжелая техника с дизельными двигателями.
Для легковых машин с дизельными силовыми установками подходят универсальные масла, обозначенные S/C.
Буква рядом обозначает характеристики смеси. Чем ближе она к концу алфавита - тем лучшие свойства демонстрирует масло.
- Маркировки SC, SD, SE, SF, SG, SH считаются устаревшими, такие масла предназначены для двигателей, созданных до 2001 года. Продукция еще выпускается, поскольку старые машины все еще частенько встречаются на дорогах;
- SJ - для двигателей с 2001 года и старше;
- SL - для двигателей, выпущенных с 2004 года;
- SM - стандарт введен в 2004 году, такие масла отличаются повышенной стойкостью к окислению, повышенную защиту от износа, отложений, эксплуатируются при разных температурах;
- EC - аббревиатура для энергосберегающих масел для бензиновых двигателей (Energy Conserving).
Если после буквы стоит цифра, она указывает на разновидность дизеля: 2- двухтактный, 4 - четырехтактный.
Соответствует ли масло заявленной спецификации, проверяет комиссия API.
Дополнительная информация
Сюда относится маркировка допуска и контроля качества от производителей автомобилей: к примеру, WV 505.00. Дополнительная информация, не признанная стандартами, тоже может присутствовать на упаковке, никакой технической новизны она не несет, просто описывает качества масла: эстеровое, очищающее, защитное и так далее.
Реже встречаются спецификации NMMA (для снегоходов и гидроциклов), Global DND - для японских автомобилей, JASO - для корейских и японских мотоциклов.