Минфин представил поправки о смягчении режима зарубежных счетов. Поправки в валютное законодательство Валютные операции
Изменения в валютном законодательстве с 2018 – 2019 года станут предметом настоящей статьи. Сегодня мы расскажем о наиболее важных из них.
Новый закон о валютных операциях в РФ
Изменения в валютном законодательстве с 2018 года, введенные законом «О внесении изменений...» от 14.11.2017 № 325-ФЗ (далее — закон № 325-ФЗ), в отношении закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ) таковы:
- Для целей исполнения требования о репатриации иностранной и национальной валюты в договорах между резидентами и нерезидентами при ведении внешнеторговой деятельности должны будут указываться сроки выполнения сторонами обязательств, ранее речь шла о «максимальных сроках».
- Перечень оснований для отказа банками в осуществлении валютных операций расширен, в т. ч. банки уполномочены отказать в осуществлении валютных операций, если такие операции нарушают положения ст. 9, 12, 14 закона № 173-ФЗ и прочих актов в указанной сфере. При этом банк должен будет выдать клиенту письменное решение об отказе не позднее 1 рабочего дня с момента принятия решения с указанием ссылки на конкретное положение соответствующего закона или акта.
- Закон «О внесении изменений» от 28.12.2017 № 427-ФЗ уточнил понятие «резидент» в понимании закона № 173-ФЗ в отношении физлиц (с 01.01.2018 все граждане РФ без исключения попадают под данное определение, см. также статью Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях), и предусмотрел упрощение некоторых операций в процессе валютного регулирования.
Нарушения валютного законодательства: нововведения в КоАП РФ в 2018 - 2019 году
Кроме упомянутых выше нововведений, законом № 325-ФЗ внесены некоторые новшества и в содержание Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). К ним относятся в т. ч. следующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ:
- скорректированы суммы штрафа за различные виды административных нарушений в рассматриваемой сфере;
- размер административного штрафа для определенных видов правонарушений в указанной сфере выражается в сумме, кратной величине ключевой ставки, а не ставки рефинансирования Банка России, как было ранее (об отличиях ключевой ставки и ставки рефинансирования читайте в статье Динамика по ключевой ставке и ставке рефинасирования ЦБ РФ);
- введена дисквалификация от 6 месяцев до 3 лет для должностных лиц, которые ранее уже привлекались к административной ответственности за аналогичные нарушения в рассматриваемой сфере законодательства.
Изменение инструкции Банка России
С 01.03.2018 (см. указание Банка России от 29.11.2017 № 4629) обрела силу новая инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов...» от 16.08.2017 № 181-И.
Данный документ регламентирует в числе прочих изменений:
- упрощенную схему учета контрактов для резидентов-экспортеров;
- отмену требования об оформлении резидентами паспорта сделки;
- введение регламента учета контрактов в банках с присвоением им уникальных номеров;
- определение справки о подтверждающих документах, как единой формы отчетности и учета по валютным операциям резидентов.
А также содержит формы документов, упоминаемых в тексте инструкции, определяет порядок их заполнения.
Новое в валютном законодательстве в 2018 - 2019 году
Выше мы рассмотрели изменения, введенные в конце 2017- начале 2018 года. В течение 2018 был принят еще ряд новелл в валютное законодательство:
- законом от 07.03.2018 № 44-ФЗ дополнен перечень допустимых между резидентами валютных операций (например, выплату зарплаты в валюте гражданам РФ за рубежом);
- законом от 29.07.2018 № 246-ФЗ скорректированы обязанности резидента (он считается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки, если в отношении него были введены санкции иностранного государства; а также резидент должен, предоставляя заем нерезиденту, информировать уполномоченный банк о сроках возврата займа);
- законом от 29.07.2018 № 248-ФЗ расширен перечень случаев, когда резиденты могут не зачислять на свои счета в уполномоченных банках рубли или зарубежную валюту (например, при осуществлении зачета встречных требований по договорам об оказании услуг международной электросвязи между резидентом и нерезидентом - операторами связи);
- законом от 03.08.2018 № 293-ФЗ к нерезидентам отнесены иностранные компании, зарегистрированные по закону «О международных компаниях» от 03.08.2018 № 290-ФЗ.
Нововведений в валютное регулирование с 2019 года не предусмотрено. Однако в стадии общественных обсуждений находится несколько проектов изменений в закон № 173-ФЗ. Эти проекты предусматривают либерализацию валютного законодательства:
- дозволение участникам международных выставок расплачиваться с нерезидентами наличными;
- учет возврата валютной выручки на счета резидентов за вычетом комиссионного вознаграждения банков (на сегодня возврат выручки за минусом комиссионного вознаграждения признается неполным).
- и др.
Итак, в валютном законодательстве постоянно происходят изменения. В частности, касающиеся обязанностей резидентов и нерезидентов в части информирования уполномоченных банков о сроках исполнения сторонами обязательств в рамках контрактов (внешнеторговой деятельности). Дополнен перечень оснований, по которым уполномоченные банки должны отказать в проведении валютной операции (установлен и порядок оформления такого отказа).
Вступили в силу изменения положений ст. 15.25 КоАП РФ, в т. ч. в части изменения порядка исчисления и размеров штрафов за административные правонарушения в рассматриваемой сфере законодательства, введение такого вида наказания, как дисквалификация, за определенные виды нарушений.
С января 2018 года наступают значительные изменения в законодательстве для организаций, ведущих внешне-экономическую деятельность, несоблюдение которых не просто вызовет массовые административные штрафы, но будет основанием признавать всю деятельность по неправильно оформленному международному договору - незаконной!
Документ:
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
Инструкция распространяется на резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и Внешэкономбанка), физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, и на нерезидентов, за исключением физических лиц.
Инструкцией:
Отменяется требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки,
- введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров;
Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов - в течение одного рабочего дня;
Отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, при этом сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;
Приводятся формы документов (в том числе справки о подтверждающих документах, ведомости банковского контроля), порядок их заполнения и переходные положения применения Инструкции.
Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за исключением некоторых случаев, предусмотренных Инструкцией.
Как поставить контракт на учет
Таким образом, Инструкция устанавливает новые правила, по которым резиденты и нерезиденты будут представлять уполномоченным банкам подтверждающие документы и сведения при валютных операциях.
Вместо паспортов сделки будет учет экспортных контрактов в банке. Для постановки на учет контракта необходимо будет представить:
Общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер (при наличии), валюта экспортного контракта (наименование), сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом, дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту);
- реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту (наименование, страна).
Банк должен будет зарегистрировать контракт и присвоить ему уникальный номер.
Однако не все контракты надо будет регистрировать. В главе 4 Инструкции указаны виды договоров, которые потребуют регистрации. Кроме того, для этих договоров предусмотрен и денежный лимит: для импортных контрактов и кредитных договоров - 3 млн.рублей, для экспортных договоров - 6 млн.рублей.
Новый документ содержит еще очень много нового, в частности, отменены справки о валютных операциях, хотя представлять документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, всё равно придется.
Кроме того, Инструкция вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 тыс. рублей.
Паспорт сделки с 2018 года
Компания больше не будет представлять в банк Справку о валютных операциях ни при зачислении иностранной валюты на транзитный счет, ни при списании иностранной валюты со своего расчетного счета.
Паспорт сделки в виде уже привычного документа также перестает существовать.
Упрощается документооборот между компанией и банком в части проведения валютных операций. Для проведения валютных операций по-прежнему, необходимо предоставить банку лежащий в ее основе контракт, он ставится банком на учет с присвоением ему уникального номера.
В Инструкции 181-И вместо термина «Банк ПС» (банк паспорта сделки), которым оперировала Инструкция № 138-И, употребляется термин «Банк УК» — по всей видимости, это сокращение от «банк учета контракта». Одновременно с постановкой контракта на учет банк формирует ведомость банковского контроля (этот тип документа никуда не исчезает — банк по закону должен контролировать валютные операции).
Перечень данных по валютным операциям, которые должны быть предоставлены в распоряжение банка, представлен в приложении к проекту новой Инструкции. Если в контракте не хватает каких-то сведений, необходимых для корректного заполнения ведомости банковского контроля, банк УК запрашивает дополнительные сведения у экспортера или импортера.
После полного исполнения обязательств по контракту, экспортер (импортер) представляет в банк заявление о снятии контракта с учета. Точно так же соответствующее заявление (о внесении изменений в ведомость банковского контроля) представляется в банк при внесении в контракт изменений или дополнений плюс сами документы, подтверждающие необходимость внесения изменений, например дополнительное соглашение к контракту.
При исполнении, изменении или прекращении обязательств по контракту компания по-прежнему должна будет представлять в банк Справку о подтверждающих документах и сами эти документы.
Отдельная глава проекта Инструкции 138-И посвящена особенностям учета банком операций, осуществляемых с использованием аккредитивной формы расчетов или банковских платежных обязательств. Компании, осуществляющие валютные операции, должны будут присваивать операции код вида валютной операции.
Общий вывод из всех нововведений, что хотя и валютный контроль не упростится, но механизм взаимодействия компаний и банков станет проще. Кроме того, исключаются какие-либо основания для отказа банка в постановке контракта на учет.
Таким образом,
С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 427-ФЗ), изменяющий понятие валютного резидентства для физических лиц и устраняющий отдельные избыточные обременения для физических лиц - резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ.
Законом N 427-ФЗ, в частности, вводится новая редакция подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), предусматривающая распространение понятия "валютный резидент" на всех физических лиц - граждан РФ независимо от срока их пребывания на территории иностранного государства.
С 1 января 2018 года физические лица - резиденты, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней, согласно новой редакции части 8 статьи 12 Закона N 173-ФЗ освобождаются от обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов (вкладов), а также от обязанности представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) (далее - отчеты). Кроме того, такая категория физических лиц - резидентов вправе без ограничений осуществлять валютные операции по своим зарубежным счетам (вкладам), в том числе между собой.
Вместе с тем, установлен порядок представления уведомлений и отчетов физических лиц - резидентов, срок пребывания которых за пределами территории РФ в истекшем календарном году в совокупности составил менее 183 дней и которые ранее не предоставляли уведомления и отчеты.
Указанные изменения, согласно части 2 статьи 2 Закона N 427-ФЗ, распространяются, в том числе, на период 2017 года.
Законом N 427-ФЗ в абзац третий части 4 статьи 12 Закона N 173-ФЗ внесены изменения в части исключения обязанности физических лиц - резидентов при первом переводе средств на свои зарубежные счета (во вклады) предъявлять уполномоченному банку уведомления налогового органа об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.
Кроме того, Законом N 427-ФЗ расширен содержащийся в части 5.1 статьи 12 Закона N 173-ФЗ перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на зарубежные счета физических лиц - резидентов от продажи нерезидентам по договорам купли-продажи находившихся в собственности этих физических лиц - резидентов за пределами территории РФ транспортных средств, а также недвижимого имущества, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства - члена ОЭСР или ФАТФ, и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 года или имеет с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счет (вклад) физического лица - резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.
Согласно новой редакции абзаца второго части 6 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом N 173-ФЗ на зарубежные счета (во вклады) за исключением запрещенных между резидентами валютных операций.
Законом N 427-ФЗ внесены изменения в пункт 14 части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ в части дополнения права агентов валютного контроля в пределах своей компетенции запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в части истребования документов, подтверждающие факт пребывания физических лиц - резидентов за пределами территории РФ; документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации.
Статья постоянно будет обновляться, следите за обновлениями!
В 2018 году вступают в силу изменения, касающиеся валютного регулирования и контроля - валютных операций, репатриации (возврата в Россию) выручки по внешнеторговым контрактам, оформления паспортов сделок, а также ответственности за нарушение норм валютного законодательства. Комментируют изменения эксперты 1С.
Предоставление банкам более точных сведений о внешнеторговых сделках
Федеральным законом от 14.11.2017 № 325-ФЗ внесен ряд изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также в КоАП РФ. Все нововведения вступают в силу 14.05.2018.
По действующим сегодня правилам (ч. 1.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности в целях репатриация иностранной валюты и валюты РФ резиденты представляют уполномоченным банкам информацию об ожидаемых максимальных сроках получения от контрагентов-нерезидентов на свои счета денежных средств или об ожидаемых максимальных сроках исполнения контрагентами-нерезидентами неденежных обязательств в счет авансовых платежей, осуществленных резидентами.
По новым правилам в банк необходимо предоставлять информацию не об ожидаемых, а о точных сроках зачисления средств и исполнения договоров (в том числе о сроках возврата авансовых платежей).
Больше оснований для отказа в осуществлении валютной операции
Случаи, когда уполномоченный банк может отказать в осуществлении валютной операции, перечислены в абзаце 4 части 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ. Сегодня такой отказ возможен при непредставлении необходимых документов или при представлении недостоверных сведений.
По новым правилам отказать в валютной операции банк также сможет, если проведение такой операции нарушит положения законодательства о валютном регулировании: статьи 9, и (или) 12, и (или) 14 Закона № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ.
Решение об отказе в проведении операции будет передано заинтересованному лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе.
Надоело искать новости на множестве бухгалтерских сайтов? Боитесь пропустить действительно важные изменения в законодательстве?
Подписывайтесь на крупнейший бухгалтерский канал БУХ.1С в Telegram https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram) и мы оперативно пришлем важные новости прямо в ваш телефон!
P.S. А еще у нас весело:)
Изменения в административной ответственности в сфере валютного законодательства
Согласно поправкам, должностные лица организаций будут нести ответственность:
- за осуществление незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ);
- за невыполнение резидентом обязанности по получению на свои счета денежных средств от контрагента-нерезидента (ч. 4, 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ);
- за невыполнение резидентом обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных контрагенту-нерезиденту за товары, которые не были ввезены в РФ, за невыполненные работы, за услуги, которые не были оказаны, либо за непереданную информацию или результаты интеллектуальной деятельности (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ).
За перечисленные нарушения должностных лиц будут штрафовать на суммы от 20 000 до 30 000 руб. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1, 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Под должностными лицами во всех перечисленных случаях понимаются (ст. 2.4 КоАП РФ в ред. Закона № 325-ФЗ):
- работники организации, арбитражные управляющие, которые выполняют в организации организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц;
- руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций;
- физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц.
Административная ответственность будет наступать за нарушения, допущенные после 14.05.2018, и валютные операции, совершенные с нарушениями закона, после этой даты.
Изменения в порядке оформления паспортов сделок
Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И, регулирующая порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, с 01.01.2018 заменит Инструкцию № 138-И, утв. Банком России 04.06.2012.
Действие положений документа распространяется на резидентов, являющихся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися частной практикой, а также на всех нерезидентов (за исключением физлиц).
Понятия резидентов и нерезидентов для целей валютного регулирования и контроля приведены в пунктах 6, 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ. Согласно Инст-рукции № 138-И, в настоящее время паспорт сделки по внешнеторговому контракту оформляется, если значение суммы обязательств составляет 50 000 долларов США. Положения Инструкции № 181-И упрощают действующие сегодня требования валютного контроля в отношении резидентов.
Основное нововведение - вместо оформления пас-порта сделки вводится постановка контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров. Для резидентов-экспортеров инструкция устанавливает упрощенный порядок постановки на учет контрактов: в течение 1 рабочего дня. В новой Инструкции № 181-И также увеличено значение суммы обязательств, при котором необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам - до 6 млн руб., по импортным контрактам или кредитным договорам - 3 млн руб. Отменяется требование о представлении резидентами справок о валютных операциях, являющихся формами учета, с сохранением требования о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций.
Кроме того, исключается необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 000 руб.
Инструкцией № 181-И также утверждены формы документов учета и отчетности по валютным операциям (справка о подтверждающих документах, ведомости банковского контроля) и порядок их заполнения.
Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.
В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.
В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.
1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц
2. Валютный контроль для юридических лиц
3. Органы российского валютного контроля
4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве
5. Изменения в закон о валютном контроле
6. Документы в банк для валютного контроля
7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком
8. Предоставление справок о подтверждающих документах
9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля
Итак, идем по порядку.
1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц
Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:
- Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» . Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
- Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г. , принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
- Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ . В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.
Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.
2. Валютный контроль для юридических лиц
Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:
- покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
- ввоз или вывоз валюты;
- перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.
3. Органы российского валютного контроля
Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.
В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.
Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…
Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.
Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:
- Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
- Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
- Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;
Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.
4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве
В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:
- В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту . Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
- В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса , если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.
Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).
Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.
В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.
Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).
При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.
5. Изменения в закон о валютном контроле
Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.
Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.
Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.
Таблица: Изменения в закон о валютном контроле
Инструкция №138-И
до 28.02.2018 года |
Инструкция №181-И
с 01.03.2018 года |
Влияние суммы контракта на валютный контроль для юридических лиц | |
Паспорт сделки (если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату ее заключения) | На учет ставится контакт, которому присваивается уникальный номер (подробнее об этом читайте ниже) |
Процесс передачи контракта банку | |
Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт | Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. В некоторых случаях контракт может быть предоставлен позднее |
Справка о валютных операциях | |
При совершении сделки на сумму свыше 1000 долл. надо было: отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость; представить справку о валютных операциях; | При совершении сделки от 200 тыс. рублей и выше передает в банк: документы, которые объясняют совершившуюся сделку. Справка о валютных операциях отменена. |
Справка о подтверждающих документах | |
Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. | Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции. СПД обретает вид единой формы учета и отчетности по валютным операциям |
Порядок перевода контракта в иной банк | |
Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации | Банк сам занимается ВВК |
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию | |
Неправильная документация или ее отсутствие.
Подозрение на легализацию преступных доходов. |
Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.
Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции. |
6. Документы в банк для валютного контроля
Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет , после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:
- по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
- по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;
Также с 01.03.2018 года, если в рамках одного контракта поступают денежные средства не более 200 000,00 руб. в эквиваленте – в банк ничего предоставлять не нужно, кроме кода валютной операции.
Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.
Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:
- по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
- по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте
то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.
Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.
Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.
7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком
Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:
при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; | не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления; |
при списании иностранной валюты или валюты РФ; | до осуществления валютной операции (перевод денежных средств); |
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; | не позднее даты подачи таможенной декларации; |
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; | не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара; |
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; | не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги; |
Внесение изменений в поставленный на учет контракт; | |
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; | заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов; |
После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.
Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.
При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде . Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.
8. Предоставление справок о подтверждающих документах
Если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке, то также необходимо составить справку о подтверждающих документах . Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.
Справку не оформляют резиденты, заключившие контракт на сумму, не превышающую по экспорту 6 000 000,00 руб., по импорту 3 000 000 руб. Также предоставление справок о подтверждающих документах не нужно при периодических фиксированных платежах.
Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы . Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.
Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет .
Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:
- на документации, использующейся в качестве декларации на товары, уполномоченным лицом таможенного органа поставлен штамп с отметкой о дате их выпуска;
- были оформлены прочие подтверждающие документы.
Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.
Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).
Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.
9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля
За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.
- По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
- резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
- денежные средства пришли, но с опозданием
- денежные средства пришли неполностью
предусмотрен штраф в размере:
- для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
- для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
- По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
- постановки контракта на учет;
- сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
- внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);
предусмотрен штраф в размере:
- нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
- нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
- нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.
В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:
— либерализовать действующие требования валютного контроля;
— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;
— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;
— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;
А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?
Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы
Сроки исполнения обязательств по договорам, в том числе получения оплаты от нерезидентов и исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара или оказанию услуги, должны быть прописаны в договорах. Для должностных лиц вводятся серьезные штрафы, а повторное нарушение наказывается дисквалификацией.
Подробнее о нововведениях рассказывают эксперты.
Иван Шевельков, генеральный директор юридического центра «Высшая инстанция»
В случае отказа в осуществлении валютных операций банки обязаны будут сообщить об этом резиденту в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.
Павел Сафоненков, заместитель председателя президиума коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов»
1) Административный штраф от 20 000 до 30 000 руб. установлен для:
- должностных лиц организаций, осуществивших незаконную валютную операцию;
- не обеспечивших поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента;
- не обеспечивших возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки.
При этом из текста примечания к исключено положение о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 данной статьи для должностных лиц, касаются только ИП.
2) Предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности ИП по пп. 1 (незаконные валютные операции), 4, 4.1 (необеспечение поступления в срок средств по контракту от иностранного контрагента), 5 (необеспечение возврата в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки) .
3) Предусмотрен новый вид административной ответственности по делам данной категории — дисквалификация на срок от полугода до 3 лет для должностных лиц за повторные нарушения по ;
Кроме того, необходимо учесть, что с 1 мая 2018 года применяется новая (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У), регулирующая вопросы предоставления в банки документов по валютным операциям.
Эта инструкция предусматривает:
- отмену паспорта сделки и справки о валютных операциях (но сохраняет обязанность предоставления в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов);
- обязательность постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
- установление лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. - для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. - для контрактов на экспорт).
Как видим, изменение положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» с 14 мая 2018 года сопровождается и изменением законодательства об административных правонарушениях, что предполагает не только в определенной степени ужесточение дисциплины предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, но и усиление ответственности ИП и должностных лиц организаций за нарушение установленных требований валютного законодательства.