Литература возрождения. Литература эпохи Возрождения
Литература эпохи Возрождения, список которой вы можете найти на этой странице, является жемчужиной мировой культуры. Данный период в истории датируется четырнадцатым-шестнадцатым веком. Литература эпохи Возрождения , произведения которой до сих пор считаются эталоном мастерства, составляет значительный пласт культуры того времени.
Отличие ее от средневековой довольно просто. Литература эпохи Возрождения опиралась на гуманистические принципы, почерпнутые из античности. Воспевание красоты, любви к жизни и в целом довольно оптимистический взгляд на мир пришел на смену аскетичному и мрачному Средневековью. Книги эпохи Возрождения смещают центр внимания от церковной и феодальной тематики к самому человеку, его духовному богатству и культуре.
Ренессанс вместе с этими идеями впервые появился в Италии, но довольно быстро захватил все страны Европы. В каждой конкретной стране Возрождение имело свой неповторимый характер и уникальные черты. Книги эпохи Возрождения, список которых вы можете увидеть в этом разделе, отличаются высокой художественностью, концентрации на внутреннем мире человека, следованием античным высоким идеалам и эмоциональностью.
Книги эпохи Возрождения на сайте «КнигоПоиск»
Если вы хотите познакомиться и открыть для себя книги эпохи Возрождения, список, представленный на сайте «КнигоПоиск», вам поможет сделать правильный выбор.
Литература является одним из важнейших достижений культуры Ренессанса, именно в ней, как и в изобразительном искусстве, проявились с наибольшей силой новые представления о человеке и мире, присущие указанной культуре. Объектом литературы становилась земная жизнь во всем ее многообразии, динамике и подлинности, что принципиально отличает литературу Возрождения от средневековой литературы. Особенностью литературы Ренессанса, как и всей культуры, был глубочайший интерес к личности и ее переживаниям, проблеме личности и общества, прославление красоты человека, обостренное восприятие поэзии земного мира. Как и гуманизму-идеологии Ренессанса, литературе Возрождения было присуще стремление откликнуться на все актуальные вопросы человеческого бытия, а также обращение к национальному историческому и легендарному прошлому. Отсюда невиданный со времен античности расцвет лирической поэзии и создание новых поэтических форм, а впоследствии подъем драматургии.
Именно культура Ренессанса поставила литературу, точнее поэзию и занятия языком и литературой, выше других видов человеческой деятельности. Сам факт провозглашения на заре Возрождения поэзии как одного из способов познания и осмысления мира определил место литературы в культуре Ренессанса. С развитием литературы Возрождения связан процесс становления национальных языков в европейских странах, гуманисты в Италии, Франции, Англии выступают как защитники национального языка, а во многих случаях и как его создатели. Особенностью литературы Ренессанса было то, что она создавалась как на национальных языках, так и на латыни, однако почти все высшие ее достижения оказались связаны с первыми.
Литература Возрождения в корне изменила жанровую систему. Была создана новая система литературных жанров, некоторые из них, известные со времен античности, были возрождены и переосмыслены с гуманистических позиций, другие созданы заново. Наибольшие изменения коснулись сферы драматургии. Взамен средневековых жанров Ренессанс возродил трагедию и комедию, жанры, в буквальном смысле сошедшие со сцены еще во времена Римской империи. По сравнению со средневековой литературой изменяются сюжеты произведений - сначала утверждаются мифологические, затем исторические или современные. Меняется сценография, она основана на принципе правдоподобия. Сначала возвращается комедия, затем трагедия, достаточно широкое распространение в литературе получает пастораль (пастушеская драма). Жанр придворного театра, возникший в Италии в XVI в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Фактически ведет свое начало от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, -- и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины».
Эпос в литературе Возрождения представлен в разных формах. Следует отметить, прежде всего, широкое распространение эпической поэмы, новую жизнь приобретает средневековый рыцарский роман, причем в него вливается новое содержание. На закате Возрождения утверждается плутовской роман. Подлинным созданием Ренессанса становится жанр новеллы, типологические основы которого были заложены Боккаччо.
Специфически ренессансным жанром стал диалог. Он первоначально являлся излюбленной формой сочинений гуманистов, ставивших целью заставить читателя, взвесив доводы «за» и «против» в спорах, сделать вывод самому. Голованова И.С.: История мировой литературы. [электронный ресурс]: // Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/golovanova/literatura-vozrozhdeniya.htm
Черты идей гуманизма в итальянской литературе проявляются уже у Данте Алигьери, предшественника Возрождения, жившего на рубеже XIII и XIV веков. Наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV века. В своих философских сочинениях (Пир и Монархия) и величайшей поэме Божественная комедия он отразил все сложности миросозерцания человека переходного периода, который уже ясно видит будущее новой культуры.
Культурные деятели того времени вели борьбу со схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, называли себя гуманистами. Писатели Средневековья брали у античных авторов «букву», то есть отдельные сведения, отрывки, сентенции, вырванные из контекста. Писатели Возрождения читали и изучали целые произведения, обращая внимание на существо произведений. Они также обращались и к фольклору, народному творчеству, народной мудрости. Первыми гуманистами считаются Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры, и Джованни Боккаччо, автор «Декамерона», сборника новелл.
Подлинным зачинателем Ренессанса является Франческо Петрарка (1304-1374), в творчестве которого определился поворот к новой культуре и иным духовным ценностям. Именно с его деятельности началось воссоздание античной культуры, изучение литературных памятников, поиск античных рукописей. Петрарка был не только ученым, но и видным философом, политическим деятелем, фактически первым в истории Европы интеллектуалом. Он поставил знание на такую высоту, что в 1349 был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, подобно античным героям.
Для современников Петрарка стал одновременно символом и идеальной личностью новой культуры. Он провозгласил принцип необходимости овладения культурным наследием античности, но эта задача предполагала формирование нравственно совершенного, духовно обогащенного и интеллектуально развитого человека. Человек должен был в своем выборе опираться на опыт прошлого.
Петрарка создал новую систему мышления, определил все представления о человеке Ренессанса, был видным филологом, совершенствовал латинский язык. В своих латинских произведениях он опирался на античную традицию, в духе Вергилия писал эклоги (разновидность идиллии, стихотворение, в котором изображалась сцена из пастушечьей жизни), в духе Горация - Стихотворные послания. Лучшим своим творением он считал Африку (1339-1341), поэму на латинском языке по образцу Энеиды Вергилия, где он от имени античных героев пророчествует о великой грядущей славе Италии и возрождении еще более великой итальянской культуры. В истории литературы он остался, прежде всего, как создатель сборника стихов Книга песен, написанного им на итальянском языке и посвященного воспеванию красоты человеческих чувств, любви, облагораживающей и совершенствующей человека. Имя его возлюбленной Лауры со времен Петрарки стало нарицательным, а сама книга - образцом для большинства поэтов Ренессанса, так что во Франции даже появился глагол «петраркизировать».
Младший современник и друг Петрарки, Джованни Боккаччо (1313-1375), был его продолжателем. Его литературное наследие достаточно разнообразно: писатель обращался и к традиционному жанру куртуазного романа (Филоколо и Филострато) и классическому эпосу (Тезеида). Боккаччо создал ряд произведений в новых жанрах: ему принадлежит роман в прозе и стихах Комедия флорентийских нимф, положившая начало жанру пасторали. Перу Боккаччо принадлежит и необычайно лирическая поэма-пастораль Фьезоланские нимфы. Он создал первый психологический роман в Европе Элегия мадонны Фьяметты.
В истории литературы он остался, прежде всего, создателем жанра ренессансной новеллы (небольшая повесть, рассказ), знаменитого сборника Декамерон. В Декамероне выведено новое общество (рассказчиков новелл) - образованное, тонко чувствующее, поэтизирующее мир, прекрасное. Этот мир основан на общности культуры и противопоставлен страшным картинам гибели и разложения общества во время эпидемии чумы.
В новеллах автор дает широчайшую панораму жизненных ситуаций и явлений. Герои представляют все слои европейского общества, и все они высоко ценят земную жизнь. Новый герой - человек, активно действующий, способный вступить в борьбу с судьбой и наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Человек Боккаччо бесстрашен, он стремится покорить и изменить мир, настаивает на своей свободе чувств и действий и праве выбора.
Литература 15 в. связана была с развитием лирики в творчестве Анджело Полициано (1454-1494) и Лоренцо Медичи (1449-1492), для творчества которого характерны карнавальные песни, воспевающие радость жизни. Полициано принадлежит первая гуманистическая поэма, написанная для театра, Сказание об Орфее. В 15 в. был создан и первый пасторальный роман Аркадия Якопо Санадзаро, оказавший влияние на дальнейшее развитие жанра.
Жанр новеллы получил в 15 в. дальнейшее развитие. Поджо Браччолини (1380-1459) оставил сборник фацетий (анекдотов, по жанру близких к новеллам). В конце века жанр новеллы (уже на неаполитанском диалекте) оказался связан с творчеством Томмазо (Мазуччо) Гвардато (ок. 1420-1476), оставившего книгу Новеллино.
Значительное место в литературе итальянского Ренессанса занимает эпическая поэзия, питавшаяся сюжетами, почерпнутыми из рыцарских романов, и, прежде всего каролингского цикла. Лучшими образцами этой поэзии были Большой Морганте Луиджи Пульчи (1432-1484) и Влюбленный Орландо (1483-1494) Маттео Боярдо (1441-1494).
Высокое Возрождение в литературе Италии характеризовалось преобладанием классического ренессансного стиля, монументально-возвышенного, воплощающего гуманистические идеалы красоты и гармонии, откуда вытекала идеализация действительности. Оно связано, прежде всего, с именем Лудовико Ариосто (1474-1533), оставившего грандиозную поэму Неистовый Роланд, ставшей одной из величайших вершин итальянского Ренессанса. Подобно своему предшественнику Маттео Боярдо (Влюбленный Роланд) Ариосто обратился к сюжетам рыцарских романов, посвященных паладинам Карла Великого и рыцарям Круглого Стола. Средневековые образы и ситуации обретают новый облик и получают новую трактовку: герои наделены чертами ренессансной личности, сильными чувствами, твердой волей и способностью наслаждаться жизнью. Поражает изобретательность и свобода автора в композиционном построении романа при общем гармоническом равновесии всего текста. Героические эпизоды могли сочетаться с чисто комическими эпизодами. Поэма была написана особой строфой, часто называвшейся «золотой октавой».
Лирическая струя в эпоху Высокого Возрождения связана с поэзией Пьетро Бембо, ставшего родоначальником поэзии петраркизма, культивировавшей поэтическое наследие Петрарки.
Для литературы Позднего Возрождения характерно сохранение сложившейся системы жанров, но в ней меняется многое (сюжеты, образы и т.д.), в том числе и идейная направленность. Крупнейшими мастерами новеллы этого периода стали М.Банделло (1485-1565) и Дж. Чинтио (1504-1573).
И Новеллам Банделло и Ста рассказам Чинтио присущи предельный драматизм ситуаций, повышенный динамизм, неприукрашенное изображение изнанки жизни и роковых страстей. Новелла приобретает пессимистический и трагический характер. Третьему из новеллистов Позднего Ренессанса, Джованни Франческо Страпароле (1500-1557), также присущ отход от гармонии и ясности Ренессанса, его язык переплетается с простонародным, и автор опирается на фольклор. Особое место в этот период занимает автобиографическое сочинение знаменитого скульптора и чеканщика Бенвенуто Челлини.
Лирическая поэзия позднего Возрождения в Италии во многом связана с творчеством женщин. В стихах В.Колонны (1490-1547) и Г.Стампы (ок. 1520-1554) отразились драматические переживания и страсть. Совершенно особое место в литературе Италии Позднего Возрождения занимают стихотворные произведения великого художника Микеланджело, поэзия которого пронизана предельно трагическими мотивами. Литературу Позднего Возрождения венчает художественное наследие Торквато Тассо (1544-1595). Его раннее произведение, Аминта (1573), было создано в жанре драматической высокопоэтичной пасторали. Наибольшую славу получила его эпическая поэма Освобожденный Иерусалим (1580). Сюжет был почерпнут из эпохи крестовых походов, но прославление подвигов его героев органично сочетается с новыми веяниями, влиянием идей Контрреформации. В поэме соединялись идеи Возрождения, веяния позднего Ренессанса и сказочные элементы рыцарских романов (околдованный лес, волшебные сады и замки). Героическая поэма была пронизана религиозными мотивами, ей присуще необычайное богатство языка.
В меньшей мере получила в Италии развитие драматургия. В 16 в. в основном писались комедии и пасторали. Комедии писались таким великими авторами, как Макиавелли (1469-1527) (Мандрагора) и Ариосто (1474-1533), а завершает развитие комедии итальянского Возрождения пьеса великого ученого и мыслителя Джордано Бруно (1548-1600). Наряду с «ученой комедией», созданной по античным образцам развивается и народная комедия масок, зарождается трагедия. К концу века все большее распространение получает (в связи с развитием придворного театра и музыки) пастораль (Верный пастух Д.Гварини).
Характерной чертой литературы 16 в. является появление и деятельность литературных объединений, прежде всего, академий.
В последующие века появляется ещё целая плеяда крупных представителей литературы: Лодовико Ариосто, Пьетро Аретино, Торквато Тассо, Саннадзаро, Макиавелли, Бернардо Довици, группа поэтов-петраркистов.
Материал из Юнциклопедии
Ученый-историк, если его спросят, к какой эпохе в жизни большинства европейских стран относится временной отрезок с середины XIV по начало XVII в., не колеблясь, ответит - к средним векам. Он судит по тому, что еще и экономика, и политика, и вся сложная социальная структура находятся во власти феодальных отношений. Однако на тот же самый вопрос искусствовед или литературовед ответят иначе: для них указанный хронологический промежуток - уже новое время, эпоха Возрождения.
Иллюстрация к поэме Ф. Петрарки «Триумфы».
Иллюстрация Г. Доре к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Иллюстрация А. Гончарова к стихам Ф. Вийона.
Иллюстрация Ю. Селиверстова к книге Т. Кампанеллы «Город Солнца».
Отдых паломников и битва Фортуны и Бедности. Художник Ж. Фуке.
Средневековый мир еще мало изменился в начале новой эпохи, но в этот мир проникла мечта о человеческом величии, о том, что прекрасный человек сумеет создать достойное себя общество. Каким быть этому обществу, оставалось неясным, ибо само время было переходным, о чем и писал Ф. Энгельс: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений».
Духовная общность деятелей, титанов Возрождения - явление исторически небывалое, невозможное с точки зрения средневекового сознания, с его строгостью иерархических, в том числе сословных, представлений. Служитель церкви и деятельный горожанин, аристократ и зависящий от его покровительства художник или литератор - столь разношерстной по своему составу была среда этих первых в истории Европы интеллигентов. Их сблизила любовь к знаниям и вера в безграничность духовных способностей человека, его разума. Магистральной мыслью времени стало убеждение в достоинстве человека, по имени которого и получила свое название философия Возрождения - гуманизм (от лат. humanus - «человечный»), а ее приверженцы стали называться гуманистами.
Если для средневековой теологии (иначе богословия) только бог был единственным предметом, достойным высокой мысли, то теперь его место занимает человек, наделенный всеми его достоинствами. И душа, и тело, и поступки - все в нем признается прекрасным или стремящимся к красоте, за образец которой берется искусство и философия античности, как бы заново открытая, возрожденная. Отсюда и название эпохи - Возрождение (русская калька франц. Ренессанс), впервые встречающееся в 1550 г. в «Жизнеописаниях» художников, составленных итальянцем Дж. Вазари. Новое прочтение или даже обнаружение ранее неизвестных античных рукописей само по себе не могло изменить облик мира. Возрождение античности явилось лишь следствием появления человека, способного оценить все то, к чему средневековье оставалось глухо.
Самой церкви не удается противостоять духу перемен. Наступает эпоха Реформации, поводом для которой стал смелый вызов, брошенный М. Лютером в 1517 г. католическому Риму, погрязшему в роскоши, лжи и лицемерии. Реформаторы требовали религии, доходящей до сердца и разума, говорящей в каждой стране на своем национальном языке, а не на латыни. Последовавшие за этим переводы Библии явились важным фактором в становлении национальных культур, ибо, как сказано Ф. Энгельсом: «Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка…».
Кругозор человека обретает перспективу. Не случайно в живописи она стала открытием именно этой эпохи. Прежнее плоскостное - мир располагался в сознании как бы по вертикали: от адских глубин греха до райского блаженства на небе. Теперь же человек напряженно всматривается в действительность, его окружающую, переставшую казаться лишь знаком каких-то высших, потусторонних ценностей, но обретшую красочность и глубину.
Возрождение далеко не одновременно наступает в различных европейских странах. Первоначально - в Италии в средине XIV в. Именно Италия оказалась наиболее подготовленной в силу своих связей с античностью, с Древним Римом, от которого получила в наследство города, хотя и пришедшие в упадок, остатки системы образования, многочисленные рукописи. К тому же теперь она вновь стала центром связей, торговых и культурных, между Европой и Востоком. Последний же, заключительный расцвет Возрождение переживает на рубеже XVI-XVII вв. в Испании и в Англии.
Вдохновленная не только великим прошлым европейской культуры, но и мечтой и ее великим будущим, это была эпоха, пронизанная утопическими идеями. Само слово «утопия» появляется как название одного из важнейших гуманистических памятников - книги Т. Мора (1516), идеи, сходные с которой или даже прямо ею вдохновленные, можно встретить не только у соотечественника Т. Мора У. Шекспира (1564-1616), но и у француза Ф. Рабле (1494-1553), у испанца Сервантеса (1547-1616), у итальянца Т. Кампанеллы (1568-1639) и у многих других.
Неверным было бы представлять, что Возрождение обратилось к античности через голову средневековья, ничего от него не восприняв. Сами гуманисты, например первый из них - Ф. Петрарка (1304-1374), Дж. Пико делла Мирандола (1463-1494), осмысляли свою деятельность как синтез мировой мысли, не исключая из него наследия христианской культуры. Христианство, перенесшее центр на духовные ценности, приучило видеть во внутреннем мире человека бо́льшую глубину, чем та, которую знала античность и которую теперь предстояло наполнить истинно гуманистическим содержанием. Человек постигал себя, открывая в себе способность и потребность любить. Уже средневековая рыцарская поэзия избирает объектом любви и поклонения не бога, а человека - женщину, предопределив основную тему ренессансной лирики с ее культом любви и дружбы, неизменным от стихотворных книг Данте и Петрарки до сборников сонетов Ронсара и Шекспира.
Очень мощным в эпоху Возрождения было наследие народной культуры, теорию которой создал известный русский литературовед М. М. Бахтин, показавший, как, вопреки церковной догме, народное сознание не переставало жить язычески радостным ощущением земного бытия. Народный смех в разнообразной по жанрам сатирической литературе имел двойственную (амбивалентную) природу, ибо он не только обличал пороки, но перед лицом ложного ума церковной философии утверждал ценность самой жизни, право человека наслаждаться ею.
Этот смех звучит в книге Дж. Боккаччо «Декамерон» (1350-1353), открывающей богатую новеллистическую традицию: жанр с его склонностью к острой интриге, изображающий разнообразные приключения, давал возможность показать человека деятельным, находчивым, заинтересованно всматривающимся в красочный мир. Новеллистика Возрождения стала своеобразной литературной лабораторией, в которой заново проверялась в процессе пересказывания вся предшествующая литература.
Особенно богатым было наследие народной культуры в так называемом Северном Возрождении, связанном с Голландией, со множеством раздробленных немецких государств. Здесь, на севере Европы, мощным и успешным было реформационное движение народных низов против католического Рима, а как следствие этого - взлет городской сатирической литературы. С нею связана и местная гуманистическая традиция, включающая крупнейшего мыслителя и писателя эпохи Эразма Роттердамского, в чьей «Похвале Глупости» (1509) явственно звучит народный смех, уничтожающий церковную схоластику и прославляющий радости жизни.
По мере того как стихают раскаты этого смеха, эпоха Возрождения близится к концу. Вот почему и в творчестве У. Шекспира знаменателен переход от комедии 90-х гг. XVI в. к периоду «великих трагедий» (1601-1607).
Если ведущими жанрами раннего Возрождения были авантюрная новелла и исполненная восторга перед открывшейся красотой мира лирическая поэзия, то Высокое и Позднее Возрождение выдвигают на первый план трагедию и роман. Героем романов Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и Сервантеса «Дон Кихот» был человек действующий, представленный с небывалой речевой раскованностью, познающий действительность и вступающий с ней в неразрешимый конфликт. Если Рабле, опираясь на традицию народных книг, вывел героев, вобравших в себя всю безмерную силу и жизненность природы, то Дон Кихот - классический случай разлада человека с не понимающим его миром.
На исходе Возрождения осознается трагедия индивидуализма. Она может предстать в виде гамлетовского философского разочарования в возможности разумно действовать и в одиночку исправить свое время. Она может обернуться трагикомическими подвигами Дон Кихота, прекрасного в своей преданности гуманистическому идеалу, но смешного в своем непонимании его несбыточности, когда сама действительность не готова этому идеалу соответствовать.
Разочарованием завершается эпоха, но разочарованием, не затронувшим самой сущности высоких ренессансных открытий. Они сохраняются, передаются всей последующей культуре, приобретая в ней значение вечных идей, вечных образов. Вечных, ибо и сегодня мы верим в их непреходящую гуманистическую ценность, с ними мы постоянно продолжаем соотносить наши суждения о мире и человеке.
Многих писателей эпохи раннего средневековья на творчество вдохновляла неразделенная любовь. Образы любимых женщин были для писателей стремлением к возвышенному, идеалу.
Данте Алигьери «Божественная комедия». Содержание: Данте спускается в ад с его 9 кругами и наблюдает за мучениями грешников. В каждом круге ада мучения грешников увеличиваются. Из ада Данте попадает в чистилище, затем в рай, где его сопровождает его первая любовь Беатриче, которой он посвятил свои лучшие произведения.
Новизна поэмы заключается в том, что в ней простой смертный постигает своим земным разумом тайны бесконечного, небесного. Данте критикует многих философов, политических и религиозных деятелей. В «Божественной комедии» даны настолько реалистичные образы, ярко изображены человеческие стремления, страдания, страсти, что многие воспринимали поэму буквально, разбегались при виде Данте, думая, что он в самом деле спускался в ад.
Франческо Петрарка вместе с Данте и Бокаччо был основателем итальянского литературного языка. Наибольшую известность ему принесли сонеты, посвященные его возлюбленной – Лауре, новшество которых заключалось в том, что поэт дал волю своим личным переживаниям, воспел их.
В своем творчестве критикует схоластику и аскетизм, призывает бороться с судьбой для достижения своих доблестных целей.
Джованни Бокаччо «Декамерон» - 100 новелл, рассказанных в течение 10 дней 7 девушками и 3 юношами – энциклопедия нравов Италии XIV в.
34 Изобразительное искусство раннего Возрождения в Италии
Основоположник реалистической живописи в Италии - Джотто изображал человеческие фигуры не как средневековый иконописец – застывшими и распластанными на плоскости, а в живом движении, рельефно, будто они были объемно вылеплены. Он впервые в библейских и евангельских образах делает попытку мимикой, жестами выразить эмоциональные переживания. Прямых последователей не имел. После него итальянская живопись во многом продолжала оставаться верной средневековым художественным идеалам. Путь к реализму, намеченный Джотто, был продолжен лишь в начале XV в. Продолжателем Джотто стал Томмазо Мазаччо. Он стал одним из тех, кто открыл законы перспективы, что позволило правильно компоновать картины с учетом трехмерности пространства, первым обратившись к обнаженной натуре стал прославлять человеческую красоту.
Огромный интерес к человеку в эпоху Возрождения вызвал широкое распространение портретного жанра. Портреты этой эпохи ставят целью не только передавать сходство с оригиналом, но и показать высокое значение человека, его индивидуальность.
35 Турки-сельджуки в малой Азии. Образование Османского государства
Во второй половине X в. у тюрок степных районов Средней Азии происходило разложение первобытных порядков и появилась кочевая военизированная знать. Стали создаваться различные раннегосударственные объединения. Одно из таких объединений, называвшееся огузами (позднее - туркменами) , возглавлялось семейством Сельджука . Впоследствии имя данного семейства распространилось и на все объединенные огузами племена.
Движение сельджуков из туркменских степей в Малую Азию было стихийным. В 1077 г. сельджуки разгромили византийские войск, а в 1077 г. в Малой Азии было создано их государство во главе с султаном Сулейманом. Благодаря завоеваниям, в начале XIII в. Сельджукский султанат включал в себя почти всю Малую Азию.
В 1243 г. сельджуки были разгромлены монголами и султанат попал в зависимость от завоевателей. Ослабление власти султана способстовало росту усобиц, а с середины XIII в. основная часть земель султана перешла под непосредственное управление монголов. В конце XIII в. султанат распался на 10 (по другим данным 16) независимых княжеств (эмиратов или бейликов). В 1307 г. монголами был задушен последний сельджукский султан Гияседдин Месуд III и это событие считается концом Сельджукского султаната.
Среди бейликов, на которые распался Сельджукский султанат было несколько крупных. Но ядром нового турецкого государства стал небольшой окраинный Османский бейлик , расположенный в северо-восточной части Малой Азии, на границе с Византией и со столицей в г. Сёгют. Среди причин возвышения именно этого бейлика его географическое положение: близость Византии, удаленность и фактическая независимость ото монгольских правителей.
История создания бейлика такова. Во время нашествия Чингизхана на Среднюю Азию в 1219-1221 гг. небольшое туркменское племя кайя во главе с Эртогрулбеем, двинулось на запад и в 30-х гг. XIII в. оказалось в Малой Азии. По преданию, Эртогрул получил от сельджукского султана в качестве икта северо-западную область и за это обязался нести охрану границ. В 1281 г. Эртогрул-бей умер и во главе племени стал его сын Осман. В 1299 г. монгольский ставленник, сельджукский султан Гияседдин Месуд был свергнут в ходе восстания и бежал. Осман воспользовался этим и стал править самостоятельно. Этот год принято считать началом существования независимого Османского государства.
2. Идеология эпохи.
3. Особенности искусства Возрождения.
1. Эпоха Возрождения — одна из самых ярких в истории человечества.
Она не только дала толчок к развитию изобразительного искусства, но заложила основы дальнейшего развития европейской культуры Нового времени.
Возрождение — новый этап в истории мировойкультуры, приходится на период кризиса феодальных отношений и зарождения новых буржуазных отношений. С 14 века в европейских странах — перемены в экономике, политике, культуре. Бурно развиваются города, зарождается мануфактура и мировая торговля. Это время великих географических открытий: 1492 год — путешествие Колумба, открытие Америки, путешествия Васко да Гаммы. Это эпоха крестьянских восстаний и религиозных войн. Распространившееся в это время движение Реформации и возникновение протестантизма привело к отпадению целого ряда стран от католичества. В 1519 году монах-августинец Мартин Лютер вывешивает на дверях собора в Виттенберге свои 95 тезисов, направленных против злоупотребления индульгенциями. Это стало началом движения реформации, началом церковного раскола. Поиски истинной веры, истинной церкви взамен погрязшего в грехах, разгуле и разврате Рима. Протестантизм противопоставил католицизму простоту богослужений, отказавшись от пышных обрядов, аскетизм своих служителей, утраченный представителями высших церковных должностей католического Рима. Реформаторы требовали религии, доходящей до сердца и разума, говорящей в каждой стране на своем национальном языке, а не на латыни.
В экономике начинается переход к капитализму, аграрный переворот, эпоха первоначального накопления. Из среды третьего сословия выделяется буржуазия, которая начинает создавать капиталы для развития промышленности. Капиталы создавались любым путем: нещадной эксплуатацией, в колониях, пиратством. В политике ведется борьба с феодальной раздробленностью, создание абсолютных монархий (вся власть в руках одного). Абсолютная монархия способствовала созданию крепкого государства, развитию торговли и промышленности.
Происходит широкое обновление культуры, расцвет естественных и точных наук, создание литературы на национальных языках, расцвет изобразительного искусства. Наука из служанки богословия становится самостоятельной областью, основывается на опыте. Достижения науки получили философское осмысление и обоснование, появляется и развивается книгопечатание. Одно из главных достижений — философия природы (натурфилософия), она была пантеистической. Пантеизм — религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой, рассматривающее природу как воплощение божества. Считалось, что Бог растворен в природе и руководит жизнью изнутри.
Происходит открытие мира. Ученые пытались создать целостную и универсальную картину мира без вмешательства Бога извне. Это стремление наталкивалось на недостаток реальных знаний о мире, часто прибегали к поэтическим домыслам. Типичным был полуученый, полуфантаст, тип доктора Фауста. Люди были полны стремления познать себя и мир. Католическая церковь становится предметом насмешек и критики, этому был ряд причин: ученые-филологи исследуют Библию. В средневековой Европе пользовались латинским текстом Библии, который назывался Вульгатой. Перевод Священного Писания на латынь сделал в III веке святой Иероним. В начале XVI в. появляется интерес к оригинальному тексту Библии. Нидерландский ученый Эразм Роттердамский сделал новый перевод Нового завета. Немецкий знаток древних языков Иоганн Рейхлин сделал филологический комментарий к еврейским текстам Ветхого Завета, в результате обнаружилось множество переводческих ошибок, а неверно переведенные места послужили основой для многих католических догматов и обрядов.
Открытия филологов совпали с общим недовольством церковью, что спровоцировало явление Реформации (от лат. “преобразование, исправление”) — широкое общественно-политическое и идеологическое движение, которое требовало преобразовать церковь в демократическом духе. Сторонники Реформации, выступая за возвращение к первоначальному тексту Библии, считали, что при общении с Богом люди не нуждаются в посредниках — церкви и ее служителях.
Термин Ренессанс (французское), Ринашименто (итал.), Возрождение (русская калька с франц.) появился в XVI веке. Его впервые использовал по отношению к изобразительному искусству итальянский художник Джорджо Вазари в своем сочинении “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550 г.). Он писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период средневековья. Позже это понятие приобрело широкий смысл.
Хронологические рамки В. для разных стран различны. Движение это начиналось с юга на север. Италия XIV -XVI в., другие страны Европы —XV -XVI вв., иногда — начало XVII в. Классическую характеристику дал Ф. Энгельс: “Величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености”.
2. Основа культуры Возрождения — идеологическая борьба с феодализмом и его пережитками. Культурные деятели эпохи вели борьбу с теологией, схоластикой, аскетизмом, мистикой, с главенствующим положением религии. Они стремились создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития автономной человеческой личности, ее освобождения от опеки религии и церкви. Главной мыслью эпохи стало убеждение в достоинстве человека, по имени которого получила свое название философия Возрождения — гуманизм (от лат. homo — человек). Идеологической базой Возрождения стал гуманизм — течение общественной мысли, которое зародилось в 14 веке в Италии, а затем на протяжении второй половины 15-16 века распространилось в других европейских странах, провозгласившее высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Наиболее ярко и полно воплотились идеи гуманизма в изобразительном искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.
Источником знаний и образцом художественного творчества для гуманистов была античность. Несмотря на декларируемое гуманистами возвращение к классической древности в противопоставлении “варварству” средневековой культуры, искусство Ренессанса во многом сохранило преемственность по отношению к предшествовавшей художественной традиции. На смену подчинению личности феодальным и церковным авторитетам пришел принцип свободного развития индивидуальности. Человек — центр мироздания, высшее творение природы, мир создан для него. Отсюда проистекал оптимизм, жизнеутверждающий характер культуры В., вера во всемогущество разума и возможность гармонического и беспристрастного развития человеческой личности.
Возрождение имеет общие (типологические) черты во всех странах: 1) интерес к Античности, стремление возродить культурное наследие прошлого. В Античности привлекало внимание к красоте человеческого тела, прославление радостей бытия, культ красоты; 2) борьба с феодализмом и его пережитками, с засильем церковной идеологии; 3) возникновение и распространение гуманизма (широкое идеологическое движение, создавшее новую концепцию человека); 4) сосуществование двух культурных традиций: ученой (философской) и народной (демократической), в лучших произведениях эпохи они переплетаются.
Характерная особенность эпохи В. — связь искусства и науки. Познавательное начало играло большую роль, художники искали опору в науке, что вызвало к жизни целую плеяду художников-ученых. Искусство В. использовало опыт средневековья. Христианство, перенесшее внимание на духовные ценности, приучило видеть во внутреннем мире человека большую глубину, чем та, которую знала Античность. Человек новой эпохи постигал себя, открывая в себе способность любить и потребность в любви. Средневековая рыцарская поэзия избирает объектом любви и поклонения не Бога, а человека — женщину, предопределив основную тему ренессансной лирики с ее культом любви и дружбы.
Мощным было наследие народной культуры. Народный смех имел двойственную (амбивалентную) природу, так как он не только обличал пороки, но утверждал ценность самой жизни, право человека наслаждаться ею. На Севере Европы особенно сильным был взлет сатирической литературы, что связано с мощным и успешным реформаторским движением народных низов против католической церкви.
Искусство В. было светским. Это следствие социального утверждения набирающей силу буржуазии. Искусство В. проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Типичными чертами были героика, титанизм характеров и страстей (ревность Отелло, любовь Ромео и Джульетты, стремление Гамлета восстановить справедливость). Гуманисты считали, что человек должен быть развит всесторонне: умственно, физически, должен быть образован, иметь разносторонние интересы, должен быть совершенным нравственно и физически. Концепция гуманистов отличалась от средневековых представлений.
Средние века |
Возрождение |
1. Человек — творение Бога, создан во славу Бога. Культура теоцентрична. |
1. Человек — часть природы, самое совершенное ее творение, центр мироздания. Культура антропоцентрична. |
2. Человек — часть общественной группы. Ощущает свое место в ячейках общества. |
2. Человек порывает с сословно-иерархическими ограничениями, осознает себя как личность, развивается индивидуализм (сложное явление: человек осознает ценность личности, развивается чувство собственного достоинства, высокая самооценка, раскрываются таланты; но, освободившись от сословных ограничений личность проявляла аморализм, развивался эгоизм, буржуазное хищничество). |
3. Благородство — знатность, врожденное качество крови. |
3. Благородство — приобретенные качества: благороден тот, чьи поступки благородны, это не зависит от происхождения. |
4. Аскетизм: человек — существо духовное, он устремлен к Богу, земная жизнь — грязь, разврат, грех. |
4. Отказ от аскетизма. Прекрасно все естественное: любовь к земным наслаждениям, физическое совершенство. В произведениях В.— торжество плотского начала. |
3. В новую эпоху на первое место выступает творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поражает разносторонняя одаренность мастеров Ренессанса — они часто работали в различных областях, совмещая занятия живописью, скульптурой, архитектурой с увлечением литературой, поэзией и философией, с занятиями точными науками. Выражение “человек Возрождения”, “ренессансная личность”, обозначающее разносторонне одаренную личность, стало впоследствии нарицательным.
Сами деятели В. — разносторонние личности: Леонардо да Винчи, незаконнорожденный сын нотариуса и крестьянки. Талантливый математик, изобретатель, скульптор, живописец, писатель, он одним из первых произвел вскрытие трупа, чтобы узнать строение человеческого организма, ведь он стремился использовать научные знания при создании картин. Художник был необыкновенно силен, внешне красив.
В эпоху В. развивается жанр портрета, зарождается историческая и пейзажная живопись. Были открыты линейная и воздушная перспективы. Религиозные темы облекаются в земные образы: “Мадонна Литта”, “Мадонна Бенуа” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэля. Многие художники обращаются к античным темам и сюжетам: “Рождение Венеры”, “Весна” С. Боттичелли, “Сотворение Адама” Микеланджело.
В литературе раннего В. ведущим жанром была авантюрная новелла и лирическая поэзия, высокое и позднее В. разрабатывает жанры трагедии и романа. Возникает жанр авантюрного (пикарескного, плутовского романа), в котором появляется новый тип героя — авантюрист, полный сил и жажды жизни, плут, мошенник, ищущий счастья. Часто такими чертами обладают служители церкви, нарушающие нормы аскетизма — это следствие утверждения нового гуманистического взгляда на мир и критика церковнослужителей.
В конце эпохи осознается трагедия индивидуализма: люди понимают невозможности действовать и изменять мир в одиночку, невозможность исправить свое время (Гамлет У. Шекспира страдает именно из-за этого). Раннее В. было оптимистично: люди верили, что старый мир разрушается и уходит в прошлое, верили, что новый мир будет прекрасным, человек в нем будет счастлив, идеалы гуманизма воплотятся в реальности. Поэтому в литературе раннего Ренессанса изображается человек, противостоящий бедам и невзгодам, активно борющийся за свое счастье: Ландольфо Руффоло из “Декамерона” Боккаччо, многие героини У. Шекспира: Оливия, Катарина, Джульетта и др.
В период позднего В. новые буржуазные отношения выявляют свою антигуманную сущность. Новый мир оказался не таким, как ожидалось, он не дал людям счастья и справедливости. Действительность осмысливалась трагически, гуманисты одновременно ведут борьбу с феодализмом и его пережитками и с недостатками нового капиталистического общества; они понимают, что мечты о свободе и счастье невозможно реализовать в условиях реального мира, это свидетельство кризиса гуманизма. Писателями В., особенно английскими — Кристофером Марло и У. Шекспиром — были созданы персонажи, исторические, легендарны, современные, чей необузданный индивидуализм переходит в злодейство: короли Шекспира (реальные английские Иоанн, Ричард III , полулегендарные Клавдий и Макбет), частные лица Эдмунд, Яго, Шейлок — воплощают жестокость времени, проявляя черты злодейства. Зло первоначального накопления было в этот период двойником исторического прогресса. Осуждение злодеев у писателей В. достигается во всем ходе действий. И Шейлок, и Яго Шекспира хотя и остаются к финалу пьес в живых, но их жизненниые принципы посрамлены и уничтожены. Их опыт показан неистребимым, но жалким, неприемлемым для человека В.
Художники В. преобразовывали в своем творчестве народное искусство: так многие средневековые фаблио вошли в стройный ансамбль “Декамерорна” Боккаччо, “хроники” и “народные книги” французского средневековья послужили основой романа французского писателя-гуманиста Франсуа рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”, многие пьесы народных театров и бродячих трупп XVI века были преобразованы У. Шекспиром и Лопе де Вега в авторские драмы, в составе романа М. де Сервантеса “Дон-Кихот” можно обнаружить сюжеты многих устных повестей.
По-новому воспринимается в эпоху В. история, что связано с понятием “ренессансный реализм”. Его общим моментом является рассмотрение человека в пространственной и временной связи с изменяющимся миром. Изображался новый человек, освобожденный от сословных рамок, порой в разгуле эгоистических страстей, в способности достичь гармонии с природой и обществом или отдать жизнь за достижение своего идеала. Эгоистичным героям противопоставлялся человек разносторонний. В западноевропейском В. преобладала тенденция изображения энергичного, стремящегося воздействовать на мир человека. Герои представали гиперболизированными, но гиперболизм проявлялся в стремлении к идеалу, в пафосе речей, в заостренном изображении стяжательства, хищничества, жестокости и других пороков, а также в предельном возвышении человеческого и героического.
Отличительная черта реализма эпохи В. — смелое, динамичное, красочное изображение полнокровных положительных образов, создание гуманистических характеров, реабилитация чувственного начала и одновременно возвышение героической духовности, изображение гармонии этих двух начал.
Возрождение — это сложная, яркая, трудная эпоха, когда окончательно оформляются буржуазные нации, выявляется национальное своеобразие культур. Е. Исаева.