Личностные качества работника перечень. Как формировать профессиональные качества
Дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;
Готовность к дополнительной работе;
Умение преодолевать трудности;
Инициативность;
Способность принимать решения;
Рационально использовать свое время;
Отношение к обучению и самообучению;
Общительность, коммуникабельность;
Потенциал профессионального и служебного роста;
Организаторские способности.
;3 Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):
Уровень интеллектуального развития;
Способность к анализу и обобщениям;
Логика, четкость мышления;
Стремление к поиску;
Обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями.
4 Моральные качества:
Трудолюбие;
Принципиальность;
Честность;
Ответственность, добросовестность;
Обязательность;
Самокритичность;
Мотивы побуждения к труду.
5 Потенциал( характеризует возможности осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей:
Самостоятельность, решительность;
Самоконтроль, самообладание;
Быстрота реакции;
Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.
У руководителей факторами оценки дополнительно являются способности:
Планировать деятельность;
Организовывать работу подчиненных;
Управлять в критических ситуациях;
Работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений, контролировать их выполнение);
Делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);
Развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);
Взаимодействовать с другими подразделениями (координировать деятельность, вести переговоры, налаживать хорошие отношения);
Поддерживать моральные устои;
Осуществлять инновации (искать новые подходы к решению проблем, проявлять творческое отношение к работе, преодолевать сопротивление).
Аттестационная оценка персонала – мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности. Аттестационная оценка персонала является основой множества управленческих действий: внутренних перемещений, увольнений, зачисления в резерв на более высокую должность, материального и морального поощрения, переподготовки и повышения квалификации, совершенствования организации, приемов и методов управленческого труда. Подготовка к проведению аттестации включает следующие мероприятия:
Составление необходимых документов на аттестуемых;
Разработка графиков проведения аттестации;
Определение состава аттестационных комиссий;
Организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.
Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационных комиссий утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения аттестуемых работников. В очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в организации менее года, молодые специалисты, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до
Вопросы для обсуждения
1 Дайте характеристику методов оценки персонала.
2 По каким критериям оценивается труд претендента?
3 Охарактеризуйте личные средства оценки персонала.
4 В чем суть экспертной оценки персонала?
5 Какие основные задачи решаются при проведении оценки эффективности трудовой деятельности?
6 Какие показатели характеризуют деятельность работников в отношении повышения квалификации?
7 Как оценка персонала может повлиять на эффективность производства?
8 Какова значимость оценки различных категорий работников?
Развитие персонала
Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда. Смена целей общественного развития и способов их достижения, функционирование в рыночных условиях диктуют необходимость переобучения кадров в плане освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приемов труда. От кадров потребовались высокий профессионализм и одновременно способность к быстрой адаптации к постоянным изменениям и колебаниям во внутренней структуре организации и во внешней среде. Однако подготовка новых кадров не осуществляется в короткий период, а одномоментное освобождение от работников, имеющих большой трудовой стаж, может перерасти в крупную социальную проблему. Поэтому перед каждой организацией стоит задача обучения своего персонала наряду с подбором новых сотрудников и их профессиональной адаптацией. Послевузовское профессиональное образование осуществляется через аспирантуру, докторантуру, организуемые при учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, получивших на это права. Постоянное повышение образовательного стандарта, сложность и ответственность работы персонала, изменение условий и технологий труда требуют непрерывного дополнительного образования. Оно осуществляется на основании лицензии на дополнительные образовательные программы учреждениями повышения квалификации, курсами, центрами профессиональной ориентации.
Развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества. Возможность развития должна представляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится.
Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, новым образцам техники и технологии, стратегии и структуре организации.
Обучение – метод подготовки персонала, направленный на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:
Повысить эффективность и качество работы;
Сократить потребность в контроле;
Быстрее решить проблему дефицита кадров;
Сократить текучесть и затраты, вызванные ею.
Конкретные цели обучения персонала:
Повышение общего уровня квалификации;
Получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;
Подготовка к занятию новой должности;
Ускорение процесса адаптации;
Улучшение морально-психологического климата.
Первым шагом в организации обучения является анализ работы (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).
Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы
(отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения.
Третий шаг – определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться – на рабочем месте без отрыва от производства, в организации; с отрывом от производства (разного рода центры, школы, другие организации).
Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.
Подготовка новых работников – первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.
Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства.
Повышение квалификации – обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний, навыков, рост мастерства по имеющейся профессии.
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.
Труд – это использование умственных и физических способностей людей, их навыка и опыта в форме товара и услуг, необходимых для производства экономических и социальных благ. Стимулирование труда является центральным звеном системы управления. Одним из важнейших его направлений остается регулирование заработной платы. Заработная плата – это плата за труд, или цена труда. Она должна отражать его объем, качество, физические и морально-психологические, интеллектуальные затраты, сложность процесса, степень риска и т.п. Заработная плата в любой общественно-политической и социально-экономической системе регулируется государством. Формы оплаты труда - сдельная и повременная. Для оптимизации управления персоналом, если позволяют условия, выбираются поощрительные виды оплаты труда. Материальное стимулирование персонала должно отвечать определенным требованиям. К ним относятся:
Простота и понятность системы стимулирования для каждого сотрудника;
Оперативность поощрения положительных результатов;
Формирование у сотрудников ощущения справедливой системы стимулирования;
Повышение интереса к общим результатам деятельности подразделения, организации;
Стремление улучшить индивидуальные результаты деятельности.
Вопросы для обсуждения
1 Аттестация персонала.
2 Этапы процесса аттестации.
3 Объясните, что понимается под развитием кадров.
4Перечислите основные направления профессионального обучения и повышения квалификации кадров.
Руководитель в системе управления персоналом
Стиль управления общественным производством - совокупность методов и приемов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на трудовую деятельность людей.
Для определения стиля обычно используются следующие параметры взаимодействия руководителя с подчиненными: приемы принятия решений, способ доведения решений до исполнителей, распределение ответственности, отношение к инициативе, подбору кадров, собственным знаниям, стиль общения, характер отношений с подчиненными, отношение к дисциплине, моральному воздействию на подчиненных.
Стиль, который использует руководитель, определяется двумя факторами: приемами , которыми он побуждает сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей, иметодами , которыми контролирует результаты деятельности своих подчиненных.
Авторитарный стиль руководства основывается на абсолютной воле руководителя в пределах учреждения, представлении о его непогрешимости и рассмотрении коллектива как исполнителя приказов. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично принимает решения, распоряжается, приказывает их выполнять, принимает на себя основную ответственность, подавляет инициативу, подбирает работников, которые не могут стать его соперниками, держит дистанцию с подчиненными, прибегает к наказаниям как мощному методу стимулирования труда.
Демократический стиль (от греч.demos– народ иkratos- власть) основан на активном участии всего коллектива в решении управленческих проблем, соблюдении прав и свобод участников трудового процесса, развитии их творческого потенциала и инициативы при ведущей роли руководителя в принятии решений и обеспечении их выполнения. Руководитель демократического стиля в своей деятельности всегда опирается на общественные организации и руководителей среднего звена, поощряет инициативу снизу, подчеркивает свое уважение к подчиненным и дает указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб. Прислушивается к мнению подчиненных и учитывает его. Контроль за деятельностью своих сотрудников осуществляется им не единолично, а с привлечением других членов коллектива. Руководитель демократического стиля управляет людьми без грубого нажима, поощряет творческую активность подчиненных, способствует созданию в коллективе атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.
Либеральный стиль (от лат.Liberalis- свободный) основан на предоставлении коллективу максимальной свободы деятельности, регламентируемой только конечной целью, без активного вмешательства в методы ее достижения. Руководитель, придерживающийся этого стиля, принимает решения по указанию вышестоящих работников или на основании решения коллектива. Он снимает с себя ответственность за ход работ и передает инициативу в руки подчиненных. Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель-либерал вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их просьб. Но неспособность такого руководителя направлять действия сотрудников может привести к тому, что свобода будет принята ими за вседозволенность.
В реальной жизни ни один стиль руководства не встречается в чистом виде. В поведении почти каждого руководителя наблюдаются черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Успешность выбора стиля управления в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель учитывает при этом способности подчиненных и их готовность к исполнению его решений, традиции коллектива, а также свои собственные возможности, обусловленные уровнем образования, стажем работы и психологическими качествами. Стиль работы, выбираемый руководителем, зависит не только от него самого, но и в немалой степени от подготовки и поведения подчиненных.
В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны вне зависимости от того, на посту руководитель или в командировке, отпуске и т. п. Приавторитарном же стиле работы отсутствие руководителя приводит к существенному ухудшению деятельности, которая вновь активизируется с его возвращением. В присутствии руководителя-либерала работники обычно склонны проявлять меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива. Необходимо также отметить, что стиль руководства не является раз и навсегда заданным, он может и должен меняться в зависимости от условий. Нужно учитывать состав коллектива, уровень знаний и навыков его членов, временные рамки работы, насущность задач, степень своей ответственности в зависимости от потребностей, которые диктуются сложившимися условиями. Важным условием, определяющим эффективность управления, являетсяавторитет самой личности руководителя . Если он высок, то допустимы как демократические, так и авторитарные методы управления. Но большой авторитет может принести не только пользу, но и вред. С одной стороны, руководитель позволяет легко добиваться исполнения своих указаний и подчинять себе людей, а с другой - способствует подавлению самостоятельности и инициативы, творческого мышления подчиненных. Современному руководителю необходимо осознавать требования времени и проявлять гибкость, а в случае изменения внешних условий и появления новых потребностей – изменять устаревшие стили и методы руководства.
Особый такт приходится проявлять при необходимости показать недостатки работы людей, старших по возрасту, занимающих в свое время посты и имеющих высокий статус.
Любой руководитель имеет часы приема сотрудников по личным вопросам, в решении которых принимает активное участие. Сотрудник должен быть уверен, что организация поддержит его в трудной ситуации, и это не будет сделано в форме подачки, а как признание заслуг и уважение к его личности.
Вопросы для обсуждения
1 Характер и содержание управленческого труда.
2 Психологические проблемы руководства.
3 Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.
4 Биографические характеристики руководителя.
5 Способности.
6 Черты личности.
7 Факторы успешной деятельности руководителя.
8 Охарактеризуйте стили руководства.
Мотивация трудовой деятельности
Отношение к труду – степень использования возможностей человека, то, как человек использует свои возможности для высокоэффективной деятельности.
Таким образом, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.
Потребность – первоисточник – нужда в том, что необходимо для нормального существования: еда, жилье, продолжение рода.
Потребности: духовные, интеллектуальные, культурные и социальные.
Интерес – осознанная потребность к благам, объектам, видам деятельности. Именно интерес побуждает человека к определенным социальным действиям.
Мотив – осознанное отношение к своей деятельности.
Ценностные ориентации – это более строгое понятие, характеризующее устойчивое отношение к идеалам (высшей цели).
Стимулы – оказание внешнего воздействия на человека с целью побудить его к определенным трудовым действиям (определенному трудовому поведению).
На стимулы влияет большая группа объективных и субъективных факторов, формирующих отношение человека к труду.
Объективные факторы – социально-политическая обстановка, экономическое соответствие регионов, условий труда на предприятии, уровень организации и культуры на предприятии, демографическая структура коллектива, морально-психологический климат.
В настоящее время оценкой персонала занимается либо кадровое агентство, или служба управления персоналом. Причем для каждой из них мотивационные критерии различны.
Субъективные факторы – личностные характеристики самого работника (пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж, личный опыт, профессиональная культура, должностные ориентации).
Через объективные факторы определяются уровень управления заданиями по должностям, дисциплина трудовой деятельности, степень инициативности, творческого поиска, путей улучшения деятельности.
Через субъективные факторы определяются степень удовлетворенности трудом работником, индивидуальная трудоспособность, настроение работника.
В коллективе всегда есть различные социальные группы.
Социальная группа – работники обладающие общими, объединяющими их признаками (профессия, уровень образования, стаж работы). Социальные группы образуют социальную структуру коллектива, что является важнейшим компонентом, влияющим на эффективную работу отдела (организации).
Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. Крайне важны модели работников. В своей работе менеджер должен создать целостность, он должен сознавать, какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные должны видеть важность работы (иметь материальные стимулы), иметь возможность участвовать в принятии решений и, конечно, должна быть связь между менеджером и работником. Оценка эффективности труда работника зависит только от менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив. Спроектированная на основе этих принципов работа обеспечивает внутреннее удовлетворение каждого участника. Именно на основе этих данных была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации.
Вопросы для обсуждения
1 Что такое мотивация?
2 Что входит в структуру мотива?
3 Расскажите о механизме трудовой мотивации.
4 В какие группы можно объединить потребности согласно теории А.Маслоу?
5Какие основные функции выполняет стимулирование персонала?
6 Каким образом соотносятся теории А.Маслоу и Ф. Герцберга?
7 Что является самым важным моментом теории В.Врума?
Ведение бизнеса это процесс по ходу, которого предприниматель сталкивается с миллионом разнообразных нюансов и вопросов прямо не связанных с его основной деятельностью. Особенно если речь идет о малом бизнесе, где все приходится делать самому. Примеров такого совместительства много, одним из них является составление характеристики на сотрудника.
Давайте разберем, что такое характеристика на сотрудника, зачем она нужна и главное как правильно ее составить? Дабы выглядеть достойным работодателем в глазах окружающего бизнес сообщества.
Что такое характеристика на сотрудника
Характеристика это краткий отзыв (в нашем случаи работодателя) о конкретном человеке (сотруднике) с уточнением его профессиональных, деловых, личных качеств, а также описание его трудового стажа на конкретном рабочем месте.
Необходимо отметить, что в характеристике с места работы не указывается общая биография или достижения и этапы трудовой деятельности вне данного предприятия. То есть пишем только о работе в конкретной фирме, другие этапы жизни указываются в резюме или отдельных характеристиках. Аналогичная ситуация с указанием семейного состояния или наличие образования.
В большинстве случаев характеристику работнику выдают на фирменном бланке предприятия, если такого нет, то обязательно указание полных реквизитов фирмы или предпринимателя в первом разделе. Подписывают такую бумагу или непосредственно руководитель или же уполномоченной лицо с проставлением мокрой печати.
Как правильно составить характеристику с работы на сотрудника
Данный документ в обязательном порядке должен состоять из трех основных частей (минимально).
Первая часть – общая
В ней указываем:
- — фамилию, имя, отчество,
- — дату рождения
- — при отсутствии фирменного бланка указываем полные реквизиты фирмы
- — трудовой стаж в конкретной фирме работника
Вторая часть – трудовой стаж
В ней расписываем
- — этапы трудовой деятельности. Переводы, повышения, понижения и т.д.
- — расписываем поощрения, награждения, выговоры (с обязательным указанием причин)
- — указывают прохождение курсов повышения квалификации, профессиональные тренинги, обучения.
Третья часть – личная характеристика
В ней расписываем
- — наличие профессиональных качеств;
- — опыт работы и умения специалиста качество и быстро выполнять поставленные задачи;
- — коммуникабельность;
- — взаимоотношение сотрудника в коллективе;
- — трудоспособность и т.д.
Конечно, это общий макет написания характеристики на сотрудника с места работы и никто не мешает вносить коррективы или добавлять от себя информацию, к примеру о дополнительных навыках или знаниях (не связанных с профессиональной деятельность но используемых на рабочем месте)
Примеры характеристики на сотрудника
Пример первый
Бланк организациям (фирмы, предприятия, данные индивидуального предпринимателя)
Исх. № ____ «______» _______________ 20___
Характеристика
Выдана Иванову Сергей Ивановичу
(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность)
Иванов Сергей Иванович работает в ООО «Продай все» начиная с «01» января 2006. По ___________ (заполняем, если выдается не работающему сотруднику)
Трудовой стаж на предприятии составляет 10 лет.
Принят на работу 01.01.2006 года на должность консультанта по продажам.
С 01.01.2010 года переведен на должность старшего консультанта- продавца.
С 01.01.2015 года переведен на должность начальника отдела продаж.
10.10.2012 года получил звания продавца года, за самый высокий уровень продаж.
За время работы неоднократно направлялся на курсы повышения квалификации, которые успешно закончил, по программам маркетинга и менеджмента.
Иванов С.И. обладает большим объемом знаний по специальности, систематически повышает свои профессиональные знания путем самообучения, использует в работе самые последние наработки в сфере продаж. Обладает отличными навыками деловых переговоров.
Личные качества — пунктуальность, деликатность в общении с клиентами, подчиненными, пользуется уважение в коллективе, обладает лидерскими качествами. Требователен к себе.
Должность И.О.Фамилия Подпись
Пример второй
«______» _______________ 20___
Характеристика
Настоящая характеристика выдана ФИО, дата рождения: ___________________________, работающему в ______________________________________________.
(наименование организации и ее реквизиты)
c «______» _______________ 20___ по настоящее время в должности _________________.
Сотрудник является профессионалом имеющим стаж работы ___ . За время на курсы повышения не отравлялся, повышения квалификации проводил самостоятельно. Дисциплинарным взысканиям никогда не подвергался.
С коллегами находится в дружеских отношениях, без ярких лидерских качеств. Доброжелателен и сдержан, всегда готов к мирному решению конфликта, бесконфликтный. Вредные привычки отсутствуют. Жизненные приоритеты и ориентиры соответствуют общепринятым моральным принципам. Систематически участвует в общественной жизни коллектива.
Данная характеристика выдана для предоставления в ___________________.
___________________ ___________________
Должность И.О.Фамилия Подпись
Образец характеристики с места роботы
Положительный образец
Почему работодатели такое большое внимание уделяют деловым качествам соискателей? Потому что профессионализм в деловой сфере решает все: будет ли работа выполнена в должном качестве и завершена в срок, появятся ли у организации новые клиенты и партнеры, и т. д. Деловые и нравственные качества каждого человека, работающего в компании, - это важнейшее условие роста и развития любого предприятия.
Что представляют собой деловые качества? Это синтез профессиональных знаний, навыков и умений, помноженный на самодисциплину. Так, например, профессиональное умение организовывать людей будет мало эффективным, если вы не научитесь организовывать самих себя и приходить вовремя на встречи или станете забывать о запланированных делах.
Какие бывают деловые качества?
Перечень деловых качеств личности достаточно велик. Однако, он включает в себя такие пункты, которые могут пригодиться одной категории работников и быть совершенно ненужными для другой. Так, например, руководителю пригодятся хорошие ораторские способности для того, чтобы мотивировать рядовых сотрудников на новые свершения или увлекать партнеров и инвесторов своими идеями. Зато системному администратору подобный вид деловых качеств, скорее всего, не пригодится.
В целом, если говорить о наиболее популярных видах деловых качеств, список будет таким:
- умение работать в команде;
- организаторские способности;
- навыки самостоятельной работы, без контроля со стороны;
- умение четко излагать свои мысли устно и письменно;
- умение убеждать;
- умение выступать перед аудиторией;
- умение находить язык с другими людьми;
- профессиональная честность;
- аккуратность в работе с документацией;
- быстрота реакции;
- умение вести деловую переписку;
- умение планировать рабочий день, выделять главные и второстепенные задачи;
- умение принимать решение;
- умение четко выполнять инструкции;
- вежливость и тактичность;
- максимализм.
Понятно, что профессионалами не рождаются. Развитие деловых качеств происходит у работников в ходе трудовой деятельности, но и не только. Владельцы крупных компаний вкладывают сегодня гигантское количество средств в образование своих сотрудников. Тренинги делового общения, коммуникативной компетенции, креативности, уверенности в себе и т. д. - все это помогает работникам компании развить положительные деловые качества и стать профессионалами. Любой компании нужны именно такие люди, поэтому в некоторых организациях даже вводится в штат должность бизнес-тренера - человека, который будет «подтягивать» руководителя и других работников в плане развития деловых качеств.
Деловые качества человека напрямую влияют на его карьеру. Добиться повышения, не имея определенных профессиональных знаний и навыков управления, сегодня практически невозможно. Именно поэтому для деловых людей так важно учиться, посещать специализированные тренинги, читать профильные книги и развивать деловые качества.
Характеристика ваших деловых качеств - неотъемлемая часть любого резюме. Решив попробоваться на должность в той или иной компании, не забудьте составить список своих сильных профессиональных сторон и описать их в резюме. При этом решив включить в документ даже самые стандартные: «обучаемость», «исполнительность», «ответственность» и т.д., не забудьте, что все это придется продемонстрировать работодателю, когда вас примут на работу.
Один из самых важных пунктов в резюме - профессиональные качества. Еще они называются деловыми. Они указывают на способность человека исполнять трудовые обязанности. От профессиональных качеств зависит, какой будет успешность и продуктивность потенциального работника.
Профессиональное и персональное: отличие
Часто соискатели путают профессиональные навыки и персональные качества. Между двумя понятиями очень тонкая грань. Деловые качества характеризуют человека как рабочую силу. Самые важные - уровень образованности и наличие опыта работы. Оба фактора помогут работодателю оценить возможную продуктивность труда, компетентность, профессиональные навыки.
При рассмотрении деловых качеств для рекрутера важно понять, подойдет ли соискатель на вакантную должность. Он анализирует, поможет ли кандидат достичь нужных целей, какую ценность несет для компании и какой может быть оплата его труда.
Особенности личных качеств, указанных в резюме:
- характеризуют человека как личность;
- берутся во внимание, когда у нескольких кандидатов деловые навыки находятся на одном уровне;
- помогают в формировании мнения об отношении кандидата к работе, коллегам, начальству и т.д.
Персональные характеристики являются второстепенными и берутся во внимание не всегда, но о них все равно нужно писать обдуманно.
Выбор характеристик
HR-специалисты советуют писать не более 5-7 личных и профессиональных качеств. Этого количества достаточно, чтобы дать оценку соискателю.
Если качеств будет 5, это продемонстрирует, что кандидат умеет расставлять приоритеты, выбирать главное и способен сделать грамотный выбор.
Обязательно выбираются качества, которые характеризуют сильные и слабые стороны человека.
Оценивать себя нужно адекватно, без влияния заниженной или завышенной самооценки. Можно выписать все свои сильные и слабые стороны на лист и выбрать те, которые не только удачно характеризуют человека, но и непосредственно относятся к вакансии.
Лучше не использовать стандартных описаний. Банальные характеристики, которые прописаны в каждом резюме, не привлекут работодателя. Отличное решение - описать качества несколькими словами.
На собеседовании могут попросить навести примеры, которые подтверждают наличие указанных личных и профессиональных способностей.
Оценка негативных качеств
Существует несколько способов преподнести свои негативные стороны. Можно рассказать о слабой стороне, которую удалось исправить. Это продемонстрирует соискателя как целеустремленного человека с силой воли. Это покажет, что человек готов развиваться и меняться при необходимости. В таком контексте можно написать о следующих навыках:
- непунктуальный, но после соответствующих курсов получил навыки тайм-менеджмента;
- имеющий страх при выступах перед публикой, но сейчас изучает основы ораторского искусства;
- медленный, но делает работу качественно и строго в срок;
- плохо разбирается в технических новинках, но при необходимости мониторит соответствующие ресурсы с актуальной информацией и т.д.
Можно написать о личных или профессиональных качествах, которые не касаются выбранного рода деятельности. Они никак не отразятся на качестве работы или продуктивности потенциального сотрудника.
Третий популярный вариант - представить свои навыки и качества в выгодном ракурсе. С их помощью нужно убедить работодателя, что соискатель является идеальным кандидатом на вакантное место. Показать, что они не помешают работе. У того, кто претендует на руководящую должность, это может быть желание контролировать все процессы в компании.
Перечень других негативных качеств, о которых можно писать:
- гиперактивность;
- излишняя эмоциональность;
- неумение врать;
- здоровый эгоизм;
- самоуверенность;
- прямолинейность;
- скромность;
- слабая коммуникабельность;
- обидчивость;
- жадность и т.д.
Новичкам нужно сразу предупреждать работодателя об отсутствии опыта. Это и будет их ключевой отрицательной деловой характеристикой. Им можно указать в негативных качествах трудолюбие, прямолинейность, неусидчивость, чрезмерная активность и т.д.
Оценка позитивных качеств
Положительные профессиональные качества для резюме также являются важным критериев при подборе сотрудников. Есть такие навыки и черты, которые подойдут для любой вакансии. Их примеры:
- честность;
- простота и легкость в обучение;
- умение концентрироваться на важном;
- стрессоустойчивость;
- отсутствие вредных привычек;
- инициативность и т.д.
Такие качества ценятся в сотруднике на любой должности, т.к. характеризуют его с лучшей стороны. Если соискатель подает резюме на руководящую должность, то лучше указать другие характеристики личностного характера.
HR-менеджеры и эксперты выделяют 3 категории сильных сторон:
- Мобильные навыки. Способности, присущие смежным профессиям или те, которые использовались кандидатом на прежнем месте работы и будут актуальными для вакантного. Это могут быть навыки налаживать контакт с разными по типу темперамента людьми, работать с основными офисными программами, быстро решать срочные вопросы или оставаться спокойным в стрессовых ситуациях.
- Навыки, которые базируются на знаниях. Такие способности человек получил благодаря дополнительному обучению или в процессе трудовой деятельности на прежнем месте работы. Это умение пользоваться компьютером, вести отчетность, вести деловые переписки с иностранными партнерами, свободно общаться на иностранном языке и т.д.
- Личные качества. Уникальные свойства человека. Позволяют понять, каким является потенциальный сотрудник в обычной жизни.
Часто соискатели сначала пишут положительные качества, которые непосредственно связаны с рабочей деятельностью. Но слишком хвалить себя не нужно. Немного самокритики не помешает.
Подтвердить наличие перечисленных характеристик потенциальный работник может с помощью аргументов. Можно привести примеры проявления таких способностей в мотивационном листе в виде структурированного и логического текста.
При составлении списка с деловыми качествами подумайте, какими чертами характера или профессиональными навыками должен обладать идеальный кандидат.
Важные характеристики для разных типов профессий
Профессионально составленное резюме заметно сразу. В нем описаны только те качества, которые касаются вакантной должности. Соответствие ожиданиям и потребностям рекрутера повышает шанс того, что кандидатуру человека рассмотрят.
Сопоставление деловых качеств, черт личностного характера и профессий:
- Руководящие должности. В таких сотрудниках ценится умение работать в команде, правильно распределять обязанности, быстро адаптироваться к новым условиям, нести ответственность за работу подчиненных. Немаловажными являются толерантность, лояльность, логическое мышление, способности к планированию и аналитике, этичность, честность.
- Технические специалисты, юристы, экономисты. Они должны уметь работать с документацией, замечать детали, собирать и анализировать данные. Они должны быть педантичными, внимательными, усидчивыми, дальновидными, аккуратными.
- Профессии, подразумевающая общение с людьми. Главное - коммуникабельность и умение находить подход к разным категориям людей. Другие профессионально значимые характеристики: вежливость, этичность, коллективизм, оперативность, общительность, легкая адаптация, порядочность.
Оцениваются профессиональные способности кандидата несколькими способами. Это рекомендательные письма, тестирование, экзамен на знание специфики выбранного рода деятельности, ролевые игры, кейсы. Но первым этапом проходит собеседование, на котором могут спросить:
- какие ваши сильные стороны;
- как вы можете охарактеризовать свои слабые стороны;
- почему мы должны рассматривать вашу кандидатуру;
- чего вы хотите добиться в нашей компании и т.д.
Во время собеседования работодатель хочет проверить соискателя на честность и сопоставить описанные качества с реальными. Ролевые игры помогут показать, как реагирует человек на стрессовые ситуации.
Заключение
Профессиональные и личные качества - важные критерии при подборе персонала. Они позволяют оценить человека как личность и как работника. В резюме следует указывать не только свои сильные стороны, но и слабые.
Важно ориентироваться на запросы работодателя. Это значительно повысить шансы попасть на собеседование. Не забывайте оставаться собой и писать правду.
Какими могут быть деловые качества работника, перечень, которым должны руководствоваться? Перечень их конечно велик и разнообразен. В настоящее время со стороны работодателя оценить действия любого сотрудника, уровень его профессионализма, сильные стороны и деловые качества. Это становится совершенной задачей, помогающей сформировать работоспособный коллектив и значительно повысить эффективность труда. А вот со стороны самого работника, их перечень помогает не только составить грамотное резюме, отправляемое при поиске работы, но и повышает шансы перед другими потенциальными соискателями в процессе трудоустройства.
Личностные качества работников можно разделить на 2 большие категории: личностные, которые изначально являются врожденными и развиваются на этапах становления самого человека, и профессиональные, которые приобретаются в процессе работы и приходят с опытом. Умелое сочетание тех и других, и постоянная работа над собоюй дают уникальную возможность карьерного роста и хорошего расположения руководства. Рассмотрим эти категории более подробно.
Профессиональные качества работника
Конечно, в своем стандартном понимании, этот перечень может быть огромным, и критерии, которые использует руководитель при оценке того или иного работника, могут существенно отличаться в зависимости от занимаемых должностей, функционала, возложенного на сотрудников, и задач, поставленных перед ними.
Но попробуем собрать их часто встречающиеся позиции в единый список.
- Уверенность в себе. Это приобретенное качество, дающее четкое осознание безупречного выполнения своих функции и своего рода основа для дальнейшего принятия решений.
- Отличное знание особенностей и технологии работы, способов ее усовершенствования. Вырабатывается с приходящим опытом и благодаря собственной заинтересованности в актуальности производственных перемен.
- Умение правильно выбирать средства и реальные методики достижения наилучших результатов.
- Креативность. Определение подхода к налаженному производственному процессу с обновленной стороны и возможность посмотреть на него иным, нестандартным взглядом.
- Стрессоустойчивость. Это умение проявлять сдержанность собственной реакции по отношению к ситуации или действиям сотрудников.
- Планирование собственного рабочего процесса по отношению к эффективности и сочетание его с работой всего коллектива.
- Эмоциональная уравновешенность. Отсутствие яркой реакции на происходящее и регулярное сохранение спокойствия в конфликтных вопросах. Вырабатывается с течением времени в стабильности возникающих ситуациях.
- Стремление к победе. Регулярное желание добиваться наилучших показателей по отношению к другим сотрудникам, занимающим такие же позиции в организации.
- Распределение полномочий и ответственности. Умение определять приоритетность возложенных задач и делегировать часть полномочий коллективу с последующим их контролем.
- Четкое и жесткое решение оперативных вопросов. В процессе налаженной работы возникающие нестандартные ситуации, требующие своевременного определения и разрешения, и здесь необходимы только фактические действия.
- Строгость и справедливость к собственным действиям и действиям со стороны. Способности, дающие возможность оценивать результаты работы.
- Организация работы кадров. Умение профессионально наладить процесс деятельности так, что каждый из сотрудников четко понимает свои задачи и стремится к их эффективному исполнению.
Личностные качества работников
Это такие стороны жизнедеятельности человека, которые формируются индивидуально, развиваясь с каждым годом. Они влияют не только на отношение в семье, быт и дружеские контакты, но также и на рабочие процессы.
- Умение работать в команде. Конечно, это очень важно, когда коллектив, как единое целое, настроен на достижение результата, организовать свою работу без конфликтов и в приятном позитивном ключе с остальными сотрудниками.
- Справедливость и честность. Это залог правильного настроя и возможность потребовать такого же отношения к себе.
- Умение прислушаться к чужому мнению, принять советы и рекомендации. Нужно понимать, что не всегда принимаемое решение может быть единственно верным и правильным, а взгляд со стороны иногда способен наиболее эффективно оценить ситуацию. Важно просто принять такую помощь.
- Адекватное восприятие критики со стороны. Не стоит думать, что критикующий человек настроен абсолютно негативно по отношению к вам. Возможно, это просто метод показать реальные результаты деятельности и повысить их уровень. Такая критика в большинстве своем приносит положительные результаты.
- Умение отстаивать свои решения и интересы. В производственных спорах на основе доказательств и фактов важно правильно доносить показатели эффективности своей деятельности
- Принципиальность. Это качество, помогающее отстаивать собственную точку зрения.
- Умение сдержать данное слово. Такая позиция убеждает в ответственности и возможности положится на вашу кандидатуру, подтверждая еще раз, что вы — хороший работник.
- Проявление тактичности. Это способность, с помощью которой возможно выстроить лучшие отношения в коллективе.
- Решительность и настойчивость. Такие врожденные качества позволяют отстоять собственную позицию и убедить руководство в правильности принимаемых вами решений.
Оценка деловых качеств сотрудников в первый раз происходит при приеме на работу. Именно здесь, в процессе собеседования руководитель организации рассматривает вашу кандидатуру попозиционно, мысленно применяя эти качества относительно будущего функционала работы. А немного позже, проводя регулярные аттестации, помогает оценить соответствие способностей, занимаемой должности. В процессе оценки решается еще ряд основных задач:
- определяется наиболее актуальное место в организационной структуре, для более эффективного применения сильных сторон будущего работника;
- при необходимости, разрабатывает программа индивидуального развития сотрудников;
- определяются способы возможной мотивации;
- рассматривается удовлетворение персонала от исполняемых обязанностей.
С одной стороны, такой процесс помогает активно собирать все необходимые сведения для изучение уровня профессионализма сотрудника и возможной организации его обучения, а с другой — повышает его мотивацию и вырабатывает основу для будущих материальных поощрений.
Существует несколько этапов деловой оценки персонала:
- сбор предварительной информации о деятельности и результатах труда работника на производстве;
- составление основных вопросов для оценочной беседы с сотрудником;
- проведение собеседования и оценка полученных ответов на задаваемые оценочные вопросы;
- формирование заключения на уровне эксперта и передача данных в специальную комиссию;
- принятие индивидуальных решений выдвинутых предложений.
Деловые качества работников, и умение их эффективно оценить, помогают настроить процесс трудовой деятельности всего коллектива, наладить комфортную обстановку и, что особо важно, значительно увеличивают производственные показатели не только отдела, но и в целом организации.