Конспект урока русского языка "правописание гласных в корне слова". Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне слова" (3 класс)
Описание материала : Предлагаю вам конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова». Данный материал будет полезен учителям начальных классов.
Педагогические задачи : помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки.
Планируемые результаты:
Предметные : знают: алгоритм нахождения орфограммы - безударной гласной в корне слова; умеют: подбирать проверочные слова
Метапредметные:
Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану, дают эмоциональную оценку деятельности класса
Познавательные : ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного, перерабатывают и применяют полученную информацию
Коммуникативные : доносят свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной и письменной речи, слушают и понимают речь других, умеют вступать в коллективное сотрудничество, решают совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе
Личностные:
Имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе. Проявляют самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль.
Ход урока:
1. Организационный момент . Психологический настрой.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль у тебя на месте,
Все ль в порядке:
Лежит ли ручка на столе,
Линейка и тетрадка?
Проверили? Садитесь! Старательно трудитесь!
Красив и богат русский язык.
Ребята, а зачем вам нужно знать и учить русский язык? (чтобы общаться, чтобы правильно говорить слова, чтобы правильно писать слова)
Правильно ребята. Вот и сегодня мы проведем урок с пользой, чтобы вам в дальнейшем пригодились знания полученные на уроке.
Готовы начать работу?
2. Чистописание
Начнем работу с разминки пальчиков, приготовим их к письму:
Этот пальчик мама
Этот пальчик - папа
Этот пальчик - братик
Этот пальчик - сестренка
Этот пальчик - я
Вот и вся моя семья!
3. Подведение к теме урока
Дерево держится своими корнями за землю.
Прочитайте предложение
Поставьте в словах ударение
Какая гласная подчеркнута в словах? (безударная)
В какой части слова находится безударная гласная? (в корне)
Это орфограмма?(да)
Почему? (произношение не совпадает с написанием)
Сформулируйте тему урока:
«Правописание безударных гласных в корне слова»
4. Постановка цели
1. Уметь находить орфограмму - безударную гласную
5. Работа по теме урока (у доски)
Какие гласные требуют проверки? (безударные)
Моря, море, леса, лес, река, реки.
(подчеркните орфограмму - безударную гласную в корне)
Как это сделать?
Составим алгоритм (на доске)
2. поставить ударение
3. выделить корень
4. подчеркнуть безударную гласную
Прочитайте слова. Поставьте в них ударение. Будут ли они проверочными? Объясни.
Сформулируем вывод: Как проверить безударную гласную?
1. Подобрать к словам с безударной гласной проверочные слова, чтобы безударная стала ударной.
6. Физкультминутка
7. Закрепление изученного.
1. Работа на карточках. (Подчеркнуть орфограмму, подобрать к словам с орфограммой проверочные слова) Взаимопроверка с доски, оценивание.
Вода, дворы, гроза, роса, оса, коса.
2. Работа в парах (слова на листочках, выбрать нужные)
Найти слова с орфограммой - безударной гласной в корне слова. Подчеркнуть орфограмму.
Зеленеть , группа, песня, корешок , сердце.
Что необычного вы заметили? (две безударные гласные в корне)
Как же их проверить?
Можно сразу две безударных гласных проверить?
Как поступить?
Запишем: подчеркнем безударную, выделим ударную гласную
Зеленеть - зелень, зелёный
Корешок - корень, коренья
3. Работа у доски (найти в словах орфограмму, написать проверочное слово)
Сова, лимон, мосты.
Работа со словарными словами
Какое затруднение встретили?
Что это за слово, к которому нельзя подобрать проверочное слово? (словарное)
Что надо сделать чтобы правильно написать его (записать в словарик и запомнить).
8. Итог урока
Какая была тема урока?
Какая была цель урока?
1. Уметь находить орфограмму- безударную гласную
2. Подбирать проверочные слова
Справились мы с этой задачей?
Что для этого делали?
Давайте посмотрим, как каждый из вас освоил тему.
За каждое правильное задание - 5 баллов
15 баллов -5, 10 баллов -4, 5 баллов - 3.
Проверка:
Как найти орфограмму - безударную гласную в корне?
Как подобрать проверочное слово?
Если две безударных гласных в корне?
Как сегодня поработали на уроке?
Работа в парах?
Кто хорошо работал на уроке?(оценивание себя, других)
Домашнее задание: с. 92, упр.102, выписать в словарик 3 словарных слова с безударной гласной в корне.
Какое настроение в конце урока?
Физкультминутка
Как живешь?
Как идешь?
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
Как живешь?
Галкина Светлана Петровна
МОУ средняя школа №1 г.Чехова
Учитель начальных классов
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цели урока: — закрепить умения проверять безударные гласные, правописание словарных слов; развивать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: изображения совы, сокола, алгоритм написания безударных гласных в корне, Красная книга, знаки охраны природы, фонограмма.
Ход урока.
Орг.момент А сейчас, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
Сегодня на уроке я предлагаю вам поговорить о природе, которая нас окружает.(музыка «В мире животных»)
О, люди, мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты:
Поля, леса, луга, моря и реки. (ученик)
Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем ввиду и лес, и журчащий ручеёк, пробегающий в нём, и животных, которые живут в лесу и рядом с нами. Всё это природа. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы ни описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – грибы, орехи и вкусная земляника. Лес – это дом для птиц и зверей. Давайте и мы шагнём в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.
Словарная работа.
1. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной… (медведь)
— Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? Какую букву вставили в слабой позиции? Проверьте себя(переворачиваю карточку).
2. По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом –
Ушки торчком. (заяц)
— Как перенесёте это слово? Какую букву вставили в слабой позиции? Проверьте себя.
3. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, жёлуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан;
Очень грозен был … (кабан)
— Сколько слогов в этом слове? От чего это зависит?
4. И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы Филины и … (совы)
— Запишите это слово в единственном числе.
Постановка учебной задачи
— Посмотрите на все слова и скажите какое слово лишнее? Почему?
Какую гласную вы вставили? Что вы сделали чтобы определить какую гласную нужно написать? А какая она была до этого?
Сформулируйте тему урока. (открываю на доске)Запишите тему.
Слово «сова» заблудилось среди других слов. Но из всех этих слов можно составить предложение. Составьте его.
Запишем с комментированием .
Сова (совы) живёт в густом лесу (лес)
(взаимопроверка)
— В каких ещё словах встретилась наша изучаемая орфограмма.
— Как мы узнаем какую безударную гласную нужно писать? сформулируйте правило.
Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.
Давайте составим алгоритм
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Подбери проверочные слова.
Напиши слово.
Обозначь орфограмму.
Закрепление изученного
— А теперь используя алгоритм, запишем следующие слова:
Х.лмы-холм
Л.сица — лисы
В.рхушка-верх
К.рмушка-корм
Т.игрица – тигр
— Каким правилом пользовались при написании этих слов.
Физ.минутка
Ах, какой прекрасный лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили вот так.
— Среди записанных слов найдите зверей.
В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.
Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой планеты нету. Я.Аким
— Ребята, а что за книга у меня в руке?
В нашей стране принят закон об охране и использовании живого мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц. Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: «Растения и животные в беде! Помогите им!»
Внесена в Красную книгу и птица сокол. Давайте о ней почитаем в учебнике (стр.77 упр 105)
Что вы узнали об этой птице?(хищная) Что отличает эту птицу от других?(острое зрение и быстрый полёт)
Какой взор у этой птицы?(холодный)
А какое прилагательное использовал автор, описывая клюв? (угрожающий) Что это значит?(несёт угрозу, грозный, страшный)
Найдите в этом тексте однокоренные слова. Какое слово является проверочным?
Подберите к этому слову ещё однокоренные слова.
Сокольничий, Сокольники – работа с толковым словарём.
— Кто же такие сокольничьи?
— Что же это за место, Сокольники?
Спишите второй абзац. Найдите слова с безударной гласной и обозначьте орфограмму. (холодным – холодно, угрожающий – угроза). Какие ещё знакомые орфограммы вам встретились?
Мы так много сделали сегодня на уроке: вспомнили словарные слова, сформулировали тему урока, составили алгоритм, поработали с толковым словарём, а теперь поработайте самостоятельно.
Повторим алгоритм
Самостоятельная работа
(по карточкам с разным уровнем сложности)
Проверьте свою работу (ответы на доске)
— Найдите в карточках слова по теме «Лес»
Рефлексия
Любая травинка, любой лист, любое существо по-своему красиво и интересно и заслуживает внимания и доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.
Напомните правила поведения в природе. (знаки)
— Над каким правилом мы работали сегодня на уроке, сформулируйте его ещё раз.
Чтобы легче было запомнить, я вам прочитаю стихотворение:
Если буква гласная вызвала сомненье,
Ты её немедленно поставь под ударенье.
— Молодцы, мы многое успели сделать на уроке, вы хорошо активно работали, а теперь запишем дом. задание.
Домашнее задание
Стр.41 упр74 (д.м.)
Придумайте и запишите своих 5 слов с нашей орфограммой и к ним проверочные.
Урок русского языка во 2 классе, «Школа России»
Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова
Цели урока:
Образовательные: закреплять умения “видеть” орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;
уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;
повторить ранее изученные орфограммы;
обогащать словарный запас слов учащихся; прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;
обучать использованию наиболее точных слов в выражении своих мыслей.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание память, познавательные способности учащихся, развивать орфографическую зоркость, продолжать работу по развитию речи учащихся;
развивать самоконтроль, взаимопроверку.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу;
воспитывать интерес к изучаемому предмету, к родному языку.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, алгоритм правописания безударных гласных в корне слова и карточки для каждого ученика.
Ход урока
Организационный момент
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнём урок.
Разминка.
Разминка “Да” или “Нет”.В алфавите 33 буквы? (Да).Все живущие в воде рыбы? (Нет).Все глухие и звонкие согласные образуют пары? (Нет).Гласный звук образует слог? (Да).Мухомор съедобный гриб? (Нет).В слове енот 5 звуков? (Да)После буквы “Ж” всегда пишется “И”? (Да).
Учитель читает пословицу: «Ученье путь к уменью» (слайд)
Эта пословица будет девизом нашего урока.
Как вы думаете, почему?
Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.
Кого называют путешественниками?
Мы должны дойти до главного города этой страны «Грамотеевск». Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия. Идти мы будем, ориентируясь на карту (слайд).
Начнем путь с тропы «Чистописание».
Вспомним правила письма.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я берусь!
Минутка чистописания
Давайте отгадаем загадку и узнаем, какую букву мы будем сегодня писать.
Видишь: девочка Алена,
Держит трубку телефона.
Трубка телефонная –
Буква ….. огромная.
Охарактеризуйте букву В
вв, вр, ве, во, ва.
Строчная буква в состоит из петельки и полуовала.
Посмотрите как она соединяется с другими буквами (верхним или нижним соединением) А почему она с буквой о соединяется то верхним соединением, то нижним?
От чего это зависит? (Это зависит от буквы которая следует за ней).
(слайд)
Словарная работа
Мы подошли к морю словарных слов, давайте разгадаем кроссворд, слова которого начинаются на букву В или имеют внутри слов такую букву и запишем их.
1. Движение, поток воздуха над землей.
2.Всеядная птица серая с черным отливом.
3. Беззаботно – радостное настроение.
4. Время года, которое следует за зимой.
5. Маленькая птичка с серо – черным оперением, обычно живущая около жилья.
6. Буквы – значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется (алфавит).
7. Человек, дружески расположенный, к кому-нибудь.
Среди записанных слов найти одно лишнее, объяснить почему. Ветер, ворона, весело, весна, воробей, алфавит, товарищ. (Все слова словарные кроме слова весна) слайд.
Какое сейчас время года? Расскажите стихотворение о весне.Веселый воздух свеж и чист,Вот зеленеет первый листВидна в проталинах земля,Вокруг ручьи бегут звеняВатага вольных воробьевВорону гонит из кустов.Весна готовит свой парад –Весь мир весне веселой радГимнастика для глаз
Постановка целей урока. Сообщение темы урока.
Послушайте стихотворение и узнайте тему нашего урока.
Если буква гласная
Вызвала сомненье,
Ты ее немедленно
Ставь под ударенье.
Какая самая сложная орфограмма в русском языке? (Безударная гласная). Почему? (Безударная гласная самая распространённая, встречается во всех частях речи. Надо хорошо знать смысловое значение слова).
Итак, тема нашего урока «Безударная гласная в корне слова». Мы будем совершенствовать навык правописания безударной гласной в корне сова (слайд).
Работа по теме урока
А теперь перед нами «Лесная полянка». Мы составим предложение о лесном жителе – еже. Работа с деформированным предложением.
В, ж..вёт, л..су, ёж, к..лючий.
В лесу живёт колючий ёж. (слайды)
Подчеркните все «опасные» места в этом предложении (объяснения учеников: название каждой орфограммы, правило, проверочное слово). Подчеркните главные члены предложения.
VII . Физкультминутка
Ребята, а сейчас давайте отдохнем. Представьте, что мы вышли на природу в майский солнечный день. Мы выходим на разминкуНачинаем бег на местеФиниш – метров через двестиРаз! Два,Раз! Два,Раз! Два.Хватит, хватит, прибежали,Потянулись, подышали!Вот мы руки развели,Словно удивились,И друг другу до земли,В пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Ниже, дети не ленитесьПоклонитесь улыбнитесь,Вдох, выдох, вдох, выдох.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо,Оглядимся величавоИ на лево надо тожеПоглядеть из-под ладошек.И направо! И еще!Через левое плечо.Продолжение работы по теме урока
Вы хорошо поработали и мы прошли «Лесную полянку», но впереди новое испытание – «Долина безударных гласных».
1. Отгадайте загадку.
Ст-ят ст-лбы белые,
На них шапки з-лёные,
Летом м-хнатые,
З-мой сучковатые,
Где -ни ст-ят, там и шумят (берёзы) - слайд
Дети выписывают слова с пропущенной орфограммой. Ставят ударение, выделяют корень.
Проверка, Доказать, почему вставил именно эту гласную, а не другую. Стоят, столбы, зелёные, мохнатые, зимой, они (слайд)
Какое слово с безударной гласной в корне нельзя проверить ударением? (берёза).
На какие другие правила встретились нам слова в загадке? (сучковатые -ЧК-).
Как вы думаете, почему я вам загадала загадку именно о берёзе?
Давайте вспомним, что мы знаем о берёзе?! (слайд)
А вот что я знаю о берёзе.
У неё одной из деревьев серебристо-белый ствол.
После лесных пожарищ на пепелище первой вырастает берёза.
Люди, звери и птицы с удовольствием пьют сок берёзы.
Из бересты люди плетут лукошки и туески.
На Руси всегда любили белоствольную красавицу-берёзу. Её называли деревом счастья. Берёза считается символом нашей Родины.
2. Давайте подберём к слову “берёза” родственные слова, выделим корень, подчеркнём безударную гласную непроверяемую ударением.
Какие слова мы называем родственными?
(Ученик работает у доски, дети работают и помогают, если нужна поддержка).
Берёза – берёзка, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.
Проверка с доской. Разобрать слова по составу.
IX . Кинезиологические упражнения. «Колечко», «Деревья», Прятки».
X . Закрепление изученного
1. Давайте ещё раз уточним способы проверки безударных гласных в корне слова.
У вас на партах лежит алгоритм правописания безударных гласных в корне. Нам он очень пригодится в следующей работе.
Давайте повторим, как надо с ним работать (слайд)
Работа с алгоритмом
Безударная гласная в корне слова.
Алгоритм проверки.
Прочитай слово, поставь ударение.
Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
Для проверки гласного измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
Обозначь орфограмму.
На доске записано предложение.
На кр-ю п-лянки вес-ло ш-лестят л-сточками б-рёзки.
(Ученик у доски)Прочитайте предложение.
Давайте назовём пропущенные орфограммы, опираясь на алгоритм правописания безударных гласных в корне.
Проверку будем делать с конца предложения.
Скажите, какому гласному звуку, ударному или безударному живётся лучше?
(Ударному гласному звуку живётся лучше – все его отлично слышат и правильно пишут нужную букву).
А как же быть безударному бедняжке? (Ставить его в сильную позицию, проверять ударением).
Давайте ему поможем: будем ставить его под ударение, и он в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать слово не составит труда.
Зрительный диктант.
Ещё раз внимательно прочитайте предложение, запомните его.
Закройте глаза и представьте это предложение зрительно.
(Запись закрывается).
Запишите предложение по памяти.
Проверка (слайд)
Что мы с вами записали? (Предложение).
Докажите, что это предложение.
Давайте найдём и подчеркнём главные члены предложения, определим какой частью речи они выражены.
2. Самостоятельная работа.
Вот мы и дошли до нашего града «Грамотеевск» (слайд). Но и здесь нас ждут испытания.
На столах лежат карточки.
1) Прочитай и отметь все орфограммы в словах: _ или .
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из рощи шёл домой.
2) Запиши предложения в тетрадь, оставляя «окошки» на месте гласных орфограмм: вместо буквы ставь точку.
3) Посмотри нужные буквы и ручкой зеленого цвета вставь их в «окошки».
Взаимопроверка.
XI . Итог урока
Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Русского языка.
Что понравилось?
Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Профессиональный конкурс работников образования
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
2012-2013 учебный год
Номинация: Педагогические идеи и технологии
«Правописание безударных гласных»
Открытый урок русского языка в 4 СКК (VIII вида)
Тема: Правописание безударных гласных.
Цели:
- Формирование навыков правописания безударных гласных в корне слова.
- Развитие логического мышления на основе анализа и синтеза, зрительного восприятия, активного восприятия, мелкой моторики руки, рефлексивных умений и навыков самоконтроля.
- Воспитательная – воспитывать учебную мотивацию.
Оборудование урока : учебник «Русский язык», авторы Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г.; сигнальные карточки; сосновые, еловые шишки, шарики с различными наполнителями.
Ход урока:
- Оргмомент.
Приветствие, настрой на успех.
- Проверка домашнего задания.
Стр.84 упр. 7 (называют по одному слову, а остальные показывают сигнальную карточку).
Что мы знаем о безударных гласных?
III. Постановка темы и цели урока.
На доске снежинки – буквы о, а, е, и, я.
Ребята! Почему к нам в гости прилетели эти снежинки?
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Молодцы! Правильно.
IV. Пальчиковая гимнастика.
Ребята! Приготовить наши руки к работе поможет нам массаж рук (шишки, шары с наполнителями).
V. Работа по развитию активного восприятия, по формированию умения планировать свою деятельность и навыков самоконтроля.
1. Минутка красивого письма.
Напишем гласные буквы, которые вызывают у нас сомнения при письме. Пишем и произносим.
2. Упражнение «Найди слово».
На доске зашифровано слово, прочитайте его и запишите его вместе с проверочным словом. (Снеговик-снег).
ЖсНЕАгОциВиК
VI. Словарная работа.
- На доске слова:
ре ней
Мо бята
И тер
Воро роз
Ве бей
Разлетелись от ветра в разные стороны части слов, нам нужно составить из частей целые слова.
Прочитайте, какие слова у вас получились? (Ребята, ветер, воробей, иней, мороз).
Запишите слова, поставьте в них ударение, выделите безударные гласные. (На доску вывешиваются карточки со словами).
Какие это слова? (словарные, их правописание нужно запомнить или заглянуть в словарь).
2. Устное составление предложений с этими словами.
VII. Динамическая пауза.
Закройте глаза, представьте, что идёт первый снег. Снежинки падают вам на руки, на лицо. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу, протяните руки и ощутите на ладонях пушистые снежинки. Покружитесь. Садитесь.
VIII. Работа над изучаемой темой.
- На доске алгоритм работы с безударными гласными. Произношу – сомневаюсь – проверяю – пишу.
- Упражнение «Буквы спорят».
Ребята, буквы спорят, давайте поможем им.
Как проверяем безударную гласную в слове?
3. Работа с учебником.
Самостоятельное выполнение упражнения 14, стр. 87.
Дополнительное задание: деформированный текст.
IX. Домашнее задание.
Стр.88 упр.15.
X. Рефлексия.
- Чем сегодня занимались на уроке? (Учились составлять по вопросам и записывать рассказ, учились правильно писать слова с безударными гласными, учились готовиться к диктанту).
А теперь я предлагаю вам рассказать друг другу о своих впечатлениях, ощущениях - что у вас получилось сегодня лучше всего, а, может быть, кто-то узнал сегодня что-то новое и интересное; возможно кто-то огорчился, что не всё получилось так, как хотелось. (Подходят, берут шишку и рассказывают о своих успехах, после чего прицепляют её к веточке; шишки с «неудачами» просто складываются в корзинку). Эта нарядная веточка будет напоминать вам о ваших достижениях и успехах.
XI. Итог урока.
Выставление отметок.
Конспект урока
по русскому языку во 2 классе «А»
Тема урока:
«Правописание безударных гласных в корне слова»
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.
Цели урока:
1. Обобщение знаний способов проверки безударных гласных в корне слова.
2. Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова, умении подбирать проверочные слова.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
1. формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова;
2.формировать умение на основе анализа слова делать выводы.
Регулятивные УУД:
1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
2. проговаривать последовательность действий на уроке;
3. учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;
4. учить составлять алгоритм действий и работать по нему.
Личностные УУД:
1.формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2. формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.
3. развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение.
Коммуникативные УУД:
1. формирование умения слушать и понимать других;
2. формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3. способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы.
Оборудование урока:
Учебный класс с компьютером, мультимедийной установкой;
Презентация к уроку;
Учебник, рабочая тетрадь;
Дидактические материалы к учебному занятию.
Ход урока:
I . Организованное начало урока.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II . Чистописание.
Послушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще всего встречается в нём?
Ливень, ливень льёт везде
Рады птенчики в гнезде. (звук [ л, ])
Определите порядок следования буквы и продолжите ряд:
ЛлЛ ЛллЛ ЛлллЛ Л…
Определите количество слогов, звуков и букв в слове ливень , запишите его транскрипцию. (ливень-2сл., 6б., 5зв. [ л, ив, эн, ]
III . Актуализация. Мотивация.
Ребята, сегодня вам пришло письмо. Прочитайте его. (слайд 1)
Долой все гласные на свете!
Пусть будут неучами дети!
Это злая колдунья Двойка похитила все буквы гласных звуков и заколдовала все книги. А на месте безударных гласных стоят только чёрные точки. Надо немедленно освободить буквы гласных звуков, а для этого надо сразиться с Двойкой, пройти все испытания.
IV . Повторение изученного.
Начнём работу с повторения,
Ведь повторение- мать учения.
Первое испытание:
1) Прочитайте слова: (слайд 2)
Р…ка, вет…р, з…мля, б…рёза, пч…ла, тр…ва
На какие группы можно распределить все слова? (с проверяемой безударной гласной и непроверяемой безударной гласной)
По какому признаку?
Запишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Проверка:
Какие слова записали в первый столбик? (слайд 3)
Нужно проверять все гласные в корне? (Только те, которые вызывают сомнение: а, о, е, и, я)
Какие слова записали во второй столбик?
Как их называем? (словарными)
В каком словаре можно посмотреть их написание? (в орфографическом)
2) Какое слово лишнее? (ветер- м.р. ; пчела, т.к. обозначает одушевлённый предмет; берёза- 3 слога; трава- безударная гласная а ).
V .Целеполагание.
Ребята, над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Кто догадался чему будем учиться сегодня?(Тема: Безударные гласные в корне слова) (слайд 4)
Что важно знать о правописании безударных гласных в корне слова?
(слайд 5)
Что проверять?
Где проверять?
Как надо проверять?
Над какими умениями мы работали? (изучили способы проверки безударных гласных в корне слова)
Как же их проверять?
(слайд 6)
Способы проверки безударных гласных в корне слова:
1) Измени форму слова;
2) Подбери однокоренное слово.
Что важно при этом помнить? (чтобы гласная встала под ударение)
(слайд 7- правило в стихах)
VI . Работа по теме урока.
1. Испытание второе:
Мы подошли к Лесу ударений. Но пройти через него сможет только тот, кто быстро подберёт проверочные слова к словам с безударными гласными в корне слова и вставит пропущенную букву. (работа в паре)
Карточка:
Проверяемое слово | Проверочное слово |
Проверим (дети читают)
А теперь самопроверка. Сверьте свои записи с эталоном. (слайд 8)
VII .Физминутка.
Идём по лесу. Красота кругом! Посмотрите направо, налево, вверх, вниз, кругом.
Хорошо гулять в лесу! (ходьба на месте)
Вот высокая сосна!
К солнцу тянется она (руки вверх)
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул (руки в стороны)
Хорошо гулять в лесу!
2. Испытание третье.
Мы отправляемся на Поляну слов. Нас встречают пары слов между которыми имеется смысловая связь. Постарайтесь их запомнить.(слайд 9)
Мост- р…ка
Шум- в…да
Больница- вр…чи
Птица- п…ро
Окно- ст…кло
Запишите по памяти только второе слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (взаимопроверка) (слайд 10)
3. Испытание четвёртое. (Работа в группах)
Мы пришли на Аллею предложений.
Я даю каждой группе карточку с предложениями в которых встречаются слова с безударными гласными. Ваша задача устно подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы.
В л..су зв…рьки готовятся к з…ме. |
|
Белка сушит на в…твях д…ревьев гр…бы. Мышка зап…сает з…рно. |
|
Ёжик ут…пляет гн…здо. Зм…я нашла укромное м…стечко под бр…вном. |
Выслушаем каждую группу. Что у нас получилось?(текст)
О чём в нём говорится?
Какое задание можем предложить с этим текстом?(озаглавить)
Придумайте заголовок к этому тексту.
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. (слайд 11)
VIII . Итог урока.
Над какой темой сегодня работали?
Что необходимо проверять?
Где проверять?
Как проверять?
Вы хорошо потрудились, прошли все испытания. Двойка побеждена и все гласные свободны.
IX . Рефлексия. (слайд 12)
Сегодня на уроке:
Я учился…
Было интересно…
Было трудно…
Где я могу применить полученные знания?