Конспект урока на тему «Правописание безударных гласных в корне слова. Конспект урока для детей с использованием ИКТ «Правописание безударных гласных в корне слова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 27»
Открытый урок по теме:
« Правописание безударных гласных в корне слова»
Разработала учитель начальных классов:
Ключникова Тамара Андреевна
г.Петропавловск-Камчатский
Тип урока: закрепление изученного материала.
Разработала: Ключникова Тамара Андреевна
(учитель начальных классов)
Вид урока: комбинированный.
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.
Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, компьютер, проектор, памятки.
Цели:
обучающие - отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова, графически обозначать орфограмму;
воспитывающие - способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи, самостоятельности в выборе решений логических упражнений;
развивающие - учить думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы; обогащать словарный запас; развивать логическое мышление, связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.
2. Постановка учебной проблемы
Предлагаю вам выполнить следующее задание: запишите под диктовку слова. Выделите корень и поставьте знак ударения. (К доске приглашаю двух учеников) земля, стена, дожди, мосты, ряды
Сравните.
Итак, что же получается? Задание я дала вам одно. А как вы его выполнили? (По-разному)
Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (Мы не знаем, как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова)
– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)
– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)
-А кто еще поставил такую цель?
-Что поможет достичь цель нашего урока? (алгоритм проверки данной орфограммы,учебник, учитель)
– В течение урока будем отвечать на вопросы:
Как надо проверять?
3. Повторение ранее изученного материала.
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
Что а, о, и, е, я
Как надо проверять? в корне
Чем подбирать проверочные слова
ударением
4. Работа над темой урока
Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.
Ребята, вы сказали, что поможет достичь цель нашего урока это алгоритм проверки безударной гласной в корне. Давайте его вспомним? - Итак, вот слово «ЗИМА».
Какой первый шаг? (Прочитаем слово)
Затем поставим ударение.
Выделим корень слова
Определяем безударную гласную (безударная гласная и)
Подберём проверочное слово (зимы)
Пишем гласную
Алгоритм
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово.
Пишем гласную
Работа в парах (карточка №1)
У вас на столах лежат карточки №1.Возьмите их. Прочитайте задание. (Впишите безударную гласную, проверочное слово)
– Используя алгоритм написания безударной гласной в корне выполним задание в паре.
Напоминаю правила работы в парах. Готовность пары – поднятая рука.
На выполнение задания отводится 2 минуты.
Приступаем к заданию. Проверка (коллективная)
Кто справился с этим заданием без ошибок, поднимите руки. Молодцы!
ЗАДАНИЕ: Впишите безударную гласную, проверочное слово
Проверяемое | Проверочное | Проверяемое | Проверочное |
л… сты | л… сты | ||
ч… сы | ч… сы | ||
г… ра | г… ра | ||
отв… рить (картофель) | отв… рить (картофель) |
Ребята, скажите, как найти проверочное слово, какой вывод можно сделать?
Ответ детей: Нужно изменить проверяемое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне
Хорошо. Давайте прочитаем в учебнике это правило. Откройте учебник на.101-ой странице и сверьте свой вывод с выводом в учебнике. (читает ученик)
5. Первичное закрепление
Ну а сейчас я предлагаю вам из теоретиков превратиться в практиков.
Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.
Приготовили сигнальные карточки.
– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
Ночевка, беда, сова, грачи,река, мелок, бегун, листочек, горевать, земля.
Дифференцированная работа (разноуровневые задания). Работа по карточкам.
-У каждого из вас лежит карточки разного цвета.
Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно в тетради. Время выполнения 5 минут.
Карточка (жёлтого цвета)
Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной, укажи стрелочками соответствие проверочных слов, выдели орфограммы.
пож.лтели корень
к.ренья лебедь, лебедушка
выгл.нул желтый
л.б.диный молот, молотит
м.л.ток взгляд
г.л.ва головы, головка
Карточка (зелёного цвета)
Спиши. Вставь пропущенные буквы, запиши вместо точек проверочные слова, выдели корень.
Ч.стоту – ……, гр..знуля. – …, сл…за-………, п.тнистый – ….., уг..сает – ….., сп..шит – …., в.шнёвый – ….., з…леный – ……
Карточка (розового цвета).
Выпиши слова с безударной гласной в корне, в скобках напиши проверочные слова. Добавь два своих примера на тоже правило.
На лесных полянах показались золотые лисички.
Итак, проверим.
Поднимите руку, кто выполнял карточку жёлтого цвета.
Прочитайте задание.
Поднимите руку, кто выполнял карточку зелёного цвета.
Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
Поднимите руку, кто выполнял карточку розового цвета.
Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
Следующее испытание.
Работа в группах.
Напоминаю правила работы.
Я даю каждой группе одно предложение, в котором есть слова с безударными гласными.
Ваша задача над словом надписать проверочное слово и вставить нужную букву. Время работы -3 минуты.
Выслушаем каждую группу. Если вы не согласны с ответом, после - аргументируете свое несогласие.
Что у нас с вами получилось? О чем в тексте говорится? Какой темой связаны все предложения?
Ребята, какое задание вы можете предложить с этим текстом?
Придумайте название тексту. Время работы - 1 мин.
Текст для работы в группахВ лесу зверьки готовятся к зиме. Белка сушит на ветвях деревьев грибы. Мышка запасает зерно. Ёжик утепляет гнездо. Змея нашла укромное местечко под бревном. Улетают в тёплые края ласточки и стрижи.
Игра «Найди и исправь ошибку.
Проверьте Димин словарный диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.
Сенева, вада, бижать, трова, свистеть
Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)
– Сколько слов он написал правильно? (Одно.)
– Какое? (Свистеть.)
– Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)
6. Систематизация знаний, полученных на уроке
1) - Вернемся к первому заданию: исправьте ошибки и объясните, почему надо писать так, а не иначе.
7. Итог урока. Рефлексия.
Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке.
Какова была тема урока?
Какие цели мы ставили перед собой?
-Достигли ли мы нашей цели?
У каждого ученика лист с двумя шкалами
Интересный урок Моё участие
Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Обсуждение результатов рефлексии
Спасибо за работу на уроке!
Дополнительные задания
Вставь пропущенную букву в слова,
допиши проверочное слово
Урок по русскому языку УМК «Школа России» подготовила и провела Власова Н. В. учитель МКОУ Сортавальского МР Республики Карелия СОШ №6
Тема «Безударные гласные в корне»
Класс: 3
Тип урока: (урок закрепления орфографических умений: обнаруживать орфограмму, определять каким правилом регулируется написание, применять данное правило.
Цель: развитие и совершенствование навыка правописания безударных гласных в корне слов и способов их проверки.
Задачи:
1. Обобщить знания обучающихся о безударных гласных в корне;
2. Закрепить умение находить безударную гласную в корне;
3. Повторить алгоритм проверки безударных гласных в корне.
4.Закрепить умение правильно подбирать проверочные слова разными способами;
5.Развивать словарный запас детей.
Средства обучения: учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 3 класс, мультимедийная презентация, карточки.
ТСО: мультимедиапроектор, ПК.
1.Орг. момент. Приветствие гостей.
2. Актуализация знаний.
Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
На партах лежат карточки со словами. Разложите их перед собой.
П.тно, сев.р, с.сновый, к.ртофель,т.шина, ш.гать, земл.ника, п.м.дор, з.лёный
Сформулируйте задание к данным словам.
(Дети: вставить пропущенные буквы)
Выполните это задание.
Проверяем. (слайд)
Пя тно, север, со сновый,
картофель, тишина, шагать,
земляника, помидор, зелёный
Какое ещё задание можно предложить для работы со словами?
(Д: на какую орфограмму слова?)
Д: На безударную гласную
(Д: можно разделить слова на группы)
Разделите.
пятно север
сосновый земляника
тишина помидор
зелёный картофель
Проверяем.(слайд)
По какому принципу выполнили деление?
Как иначе называем слова с непроверяемым написанием? (словарные)
3. Минутка чистописания.
Для минутки чистописания возьмём буквы гласных звуков: аоеия
В какой части слова встречались эти гласные в работе в начале урока?
(Д: в корне)
Сформулируем тему урока.
Тема: (запись на слайде)
«Правописание слов с безударными гласными в корне слов»
Можно ли проверить безударную гласную?
(вспоминаем схему, составленную во 2 классе)
можно проверить?
нет да
словарное слово алгоритм
Запомнить
(Словарь) выбрать
4. Проблема.
Кто из вас испытывал трудность при написании безударной гласной в корне? Если вам всегда трудно, покажите красный сигнал светофора, если легко - зелёный, если иногда трудно, иногда легко – жёлтый.
5. Определение задач.
Результат быстрого опроса показал, что большая часть ребят испытывает трудность в написании слов с безударной гласной в корне. Кто бы хотел преодолеть трудность? Тогда вы легко сформулируете задачи нашего урока.
Как мы поймём, что справились с задачами?
(Д: будем меньше допускать ошибок в диктантах, будем увереннее в подборе проверочных слов.)
Чтобы допускать меньше ошибок в текстах, а ещё лучше вообще их не допускать, нам как спортсменам надо тренироваться.
Предлагаю работать по плану.
Вспомнить алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.
Закрепить его на тренировочных упражнениях.
Проверить, что получилось после тренировки.
Подвести итог.
6. Работа по плану:
-1 пункт . На партах задание на скрепке. Пункты алгоритма разрезаны на полоски. Составьте алгоритм по порядку. Работайте в паре. Проверка.
Прочитай слово, поставь ударение.
Определи в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
Для проверки измени слово, подбери однокоренное слово, чтобы безударный гласный стоял под ударением.
Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
Проверяем алгоритм в действии:
Учебник В.П.Канакиной с.104, №194 (устно 5 слов с безударными гласными а,о,и,е,я) При проверке дети используют 2 способа проверки: меняя форму слова и подбирая однокоренное.
6.Физ. пауза.
-2 пункт. Тренировочные упражнения.
Запись словосочетаний на доске под диктовку. Данное упражнение нацелено на закрепление орфографических умений: обнаруживать орфограмму и применять правило проверки безударных гласных в корне.
Висит на дереве,
Смешная игрушка,
Качать ногой
Бежать по траве
Махать флажком
На вершине горы
Кривыми линиями
-2 пункт. Игра-тест «Секрет-ответ» Данное упражнение нацелено на закрепление орфографических умений: обнаруживать орфограмму, знать, какое правило регулирует написание, применять правило проверки безударных гласных в корне.
1.В каком слове есть безударная гласная в корне?
1) стёклышко
2) кормушка
3) сладкий
2. В каком слове две безударные гласные
1) зеленеть
2) осень
3) травинка
3. Под какой цифрой проверочное слово для слова «кленовый»
1) кленовая
2) клиника
3) клёны
4. В какой строчке во всех словах пропущена буква «О»:
1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята.
2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник.
3. С. сновый, с. лёный, б. льной
5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной в корне?
1) ветер, сапог, одежда
2) осенние, дождливый, холодные;
3) покраснели, смастерили, слетелись
9. Проверка. (слайд)
-3 пункт. Самостоятельная работа по карточкам по выбору. Упражнение нацелены на становление орфогр.умений.
Карточка № 1 Применение правила проверки безударных гласных
1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.
г...лодать - ............................... ст...рожка - ....................................в...здушный - .......................... в...сёлый - ....................................д...лёкий - ............................ ч...совщик - ...................................ш...стёрка - ............................ кр...кливый - ...................................
Карточка №2.
настойка из трав - ..................................................раскаты грома - .................................
опушка леса - ...................................................лес из сосен - ..................................................
варенье из вишни - .................................................
2. Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.
Болото,садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира, зайчонок, повар, орех. пятёрка, грибник,ужин, солома.
Подчеркни лишнее слово.
Карточка №3.
Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.
П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо;
Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л; - ....................................
Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город); - ........................................
Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул; - ......................................
2. Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.
Соринка, сорняк, сорвал, насорил;
Голубка, голубятня, голый, голубь;
3. Подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.
Столбы, дорога, альбом, полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка
После выполнения самостоятельной работы, дети организуются в группы по номеру карточки, берут карточку-ключ и самостоятельно проверяют себя.
Карточка- ключ №1
1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы . Применение правила проверки безударных гласных
гОлодать - голод............... стОрожка - сторож
вОздушный - воздух............. вЕсёлый - весело
дАлёкий - даль, дальний......... чАсовщик - час
шЕстёрка - шесть.................. крИкливый – крик, крикнуть
Карточка-ключ № 2
Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.
Образец: свеча из воска - восковая свеча
настойка из трав - травяная настойка
раскаты грома - громовые раскаты
опушка леса - лесная опушка
лес из сосен - сосновый лес.
варенье из - вишнёвое варенье
2.Выпиши данные слова в два столбика.
Карточка-ключ № 31. Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.
ПИсатель, распИсание, запИсал, пИсьмецо - письма, пишет
СтрЕлок, стрЕльба, стрЕлял, выстрЕл - стрелка, стрелы
ТОрговля, тОргует, тОрговый (город) - торг
ГлОтать, проглОтил, глОток, глОтнул - глотка, проглотит
2.Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.
Соринка, сорняк, сорвал , насорил;
Голубка, голубятня , голый , голубь;
3.Подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.
Столбы, дорога, альбом , полетел, ходили, заяц , зелёный, рисунок , снежинка, мороз, дочурка.
Учитель: Устинова Ирина Вячеславовна
Программа :»Школа России»
Класс :3
Предмет : русский язык
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова (урок систематизации знаний)
Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся знания у учащихся о безударных гласных в корне слова.
Задачи:
1.Предметные
формировать у учащихся умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне слова, развивать орфографическую зоркость и умение находить на письме гласные, требующие проверки;
Познавательные УУД:
Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы;обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
Учить представлять результат своей работы; развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
3. Личностные результаты:
Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
I .Организационный момент.
Задача: организация начала урока, эмоциональная подготовка.
Звенитзвонок,зовётзвонок,
Пора нам начинать урок.
II .Минутка чистописания
Цель: отработка написания буквы Д, среднего соединения.
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись: … (дятел)
Назовите первый звук, расскажите всё , что вы о нем знаете. Какой буквой обозначаются на письме твердый и мягкий звуки «д»?
Вспомним как правильно мы должны записывать заглавную и строчную буквы д. Объяснения учителя: Прежде всего правильно сядем-спинка прямая, ноги на полу, тетрадь на уголок. Начинаем писать сверху, ведём вниз прямую наклонную линию, закругляем влево, делаем петлю, ведём вправо, вверх и плавно закругляем вверху, далее воспользуемся средним соединением и записываем строчную букву Д - ставлю точку чуть ниже верхней рабочей строки, пишу овал, довожу до верхней рабочей строки и пишу вниз прямую наклонную палочку с удлиненной петлей на конце.)
Показ написания буквы на интерактивной доске с комментированием (интерактивный тренажёр) .
Пропишем заглавную и строчную буквы Д целую строчку.
Отметьте самую красивую букву +.
III . Мотивация учебной деятельности
Цель : создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
Петя написал сво ему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, – сказал товарищам Петя. – Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось?
– Про какое правило забыл Петя?
Давайте поможем ему.
IV . Актуализация знаний.
Цель : воспроизведение учащимися знаний о безударной гласной, проверка умения пользоваться правилом.
Вспомним,что мы знаем о безударных гласных.
Прочитайте слова
Гн..здо,к..рмушка,с...бака,л..сной.
Перед вами слова. Какая орфограмма пропущена в словах?
Расскажите, как мы можем проверить безударную гласную?(на доске)
1.Поставим ударение.
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
2. Найдём безударные гласные.
3.Проверим безударную гласную. Какие способы можно использовать?(на доске)
Какое слово лишнее? Почему?
Запишем слова, вставляя пропущенные буквы.
Итак, мы проверяли безударные гласные, ставя их под ударение.
В каких частях слова можно встретить безударные гласные? Посмотрите на слова. В какой части слова спрятались наши безударные гласные?
V .Постановка темы и цели урока.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.
Сегодня мы узнаем о правописании безударных гласных в корне слова.
Как вы понимаете слово правописание?
Чтобы сформулировать цель урока, ответьте мне на вопросы.
Изучая эту тему, мы ответим на три вопроса:
1.Что? Напомните, о чём мы будем сегодня говорить? (О правописании безударных гласных)
2.Где? В какой части слова мы её будем проверять? (в корне)
3.Как?Как вы думаете подходят ли два уже известных способа проверки для правописания безударных гласных в корне?
Какие знания нам для этого потребуются? (части слова, ударение, безударные гласные).
Сейчас мы выполним упражнения в учебнике и узнаем как можно проверить безударные гласные в корне слова.
Откройте учебник на с. 104 , найдите упр.194.
Прочитайте задание, которое приготовили для нас авторы учебника.
Почему написание выделенных букв нужно проверять? (они безударные, можно ошибиться при написании).
Попробуем проверить написание безударных гласных в корне слова, подобрав проверочные слова к данным.
Запишем данные слова по образцу в конце упражнения.
Скажите мне какими способами мы проверяем безударные гласные в корне слова?
(Чтение правила с.104)
V I .Физминутка
Приседайте столько раз, сколько звуков в слове … (осень )
Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово. (Открыть запись слова на доске.)
Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж. (Слово записано на доске.)
Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.
V I Включение знаний в систему повторений.
Цель: Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
Продолжим упражняться правильном написании безударной гласной.
Упр.196-письменно
Прочитайте первое предложение.
Какие слова произносятся одинаково? Как вы думаете записать мы их тоже должны одинаково? Почему7 (лексическое значение разное). Подберите проверочное слово к первому слову.(вар).
Какое слово будет проверочным в слове отворить(затвор, створка).
Какие проверочные слова подберём ко второму предложению? (лижет, лез).
Слово «братишка» разберите по составу.
Подберите проверочные слова к словам третьего предложения. (вид, вянет).
Слово «окно» -звуко-буквенный разбор.
Теперь поиграем в игру «Самый внимательный»
На партах у вас лежат таблички с буквами А и О.Я буду называть вам слова с безударными гласными в корне слова, а вы подобрав проверочное слово, покажете мне верную букву.
(Упр.195)
VI .Рефлексия.
Скажите какими же способами мы проверяем безударную гласную в корне слова?
Возникли ли у вас затруднения в правописании безударных гласных?
Достигли ли мы цели урока?
Кому мы сегодня скажем спасибо за урок?
Дома вы потренируетесь в правописании безударных гласных в корне слова.
Д/з-упр.198,выучить правило.
Цели:
- закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
- в корне слова;
- развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
- карточки со словами;
- компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
- конверты с яблочками;
- индивидуальные листы для диагностики;
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.
2. Работа с пословицей
– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
– Какую пословицу собрали?
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.
–
Как понимаете значение
пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?
Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.
– К этой пословице мы вернемся в конце урока и
выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот
урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке
узнать что-то новое, сделать свое маленькое
открытие? (Внимательность, наблюдательность.)
3. Постановка проблемы урока
– Я хочу рассказать вам одну историю.
Саша написал своему другу Коле записку:
«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля
записку прочитал и пообещал прийти. Собрались
ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него
вместо мяча был деревянный меч. Ребята
расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось? (Мальчик не знал
правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о
правописании безударных гласных в корне слова)
.
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки
Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные
слова
.)
– Какие способы подбора проверочных слов мы
используем для проверки безударной гласной в
корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму
числа так, чтобы безударный гласный стал
ударным, или подобрать однокоренное слово с
ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о
правописании безударной гласной в корне слова).
4. Постановка темы и цели урока
–
Исходя из этой проблемы,
сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в
корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов
с проверяемой безударной гласной в корне.
Учиться правильно писать слова с безударной
гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
–
Какие личностно-значимые цели
поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по
правописанию безударных гласных, будем
совершенствовать наши умения в подборе
проверочных слов двумя способами, поработаем
над развитием не только письменной, но и
устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни
одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим
помощником на уроке.
5. Загадка.
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.
Песенка
– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин .)
6. Минутка чистописания.
– Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.
– С какой целью мы проводим на каждом уроке
минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно,
каллиграфически писать, правильно соединять
буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на
минутке чистописания, выполним задание.
7. Актуализация знаний
(На доске написаны слова: стр…на, лопата,
гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные,
нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно
сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово
стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова
с проверяемой безударной гласной в корне. Все они
состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и
малина. Это слова с непроверяемой безударной
гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем
упражняться в правильном написании и соединении
букв безударных гласных звуков, которые
находятся в корне слов непроверяемых ударением.
– Какие это буквы? (а,е)
– Запишем число и классная работа.
– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске
с объяснением).
8. Запись слов
– Запишем слова с проверяемой безударной
гласной в корне после проверочных. Выделим
корень в словах, подчеркнем буквы на месте
безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение
формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся
преодолеть следующую ступеньку на пути к
мудрости.
9. Словарная работа
– Проведем словарную работу. Для чего проводим
этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?
Знакомство со словарным словом
– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав
его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков?
Почему?
– Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте
ударение, подчеркните все орфограммы, запомните
непроверяемую безударную гласную.
Этимологическая страничка
– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.
Многозначность слова
– Не только плод яблони называют яблоком, но и
некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко»
(тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для
стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской
власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько
значений? (Многозначное).
– Продолжаем работу по развитию речи.
Работа с фразеологизмами и пословицами
(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).
Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.
– По какому признаку можем сгруппировать
написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые
сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.
Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре )
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)
– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.
(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).
Подбор однокоренных слов
– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко,
яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
–
Так какие же слова называют однокоренными? (Слова образованные от одного и того же корня
и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще однокоренные слова можно
подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных
словах.
Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный .
– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).
10. Физкультминутка
– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас
задание. Будьте внимательными.
11. Работа с интерактивной доской (диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)
Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.
зв…риный в…дяной с…ленный з…болеть
зверский подводный засол боль
зверствовать водный соль больно
зверь
Зв…нок сн…говик з…мовье л…сок
звон снежный зимний лес
подснежник зимушка перелесок
снег
– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути
к мудрости.
12. Работа с текстом
– Прочитайте.
Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.
– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные
орфограммы, применяя известные способы проверки.
Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.
Проверка с доски.
Творческая работа.
– Проведем творческую работу. Придумайте
продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей,
жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)
Дополнительная информация
Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.
– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.
13. Экспресс-диагностика
Графический диктант
– Ежик приготовил для вас задание, которое
поможет проверить ваши знания. В конвертах вы
найдете таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная
гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на
пересечении номера слова и буквы.
Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.
– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?
о | а | и | е | я | |
1 | . | ||||
2 | . | ||||
3 | . | ||||
4 | . | ||||
5 | . | ||||
6 | . | ||||
7 | . | ||||
8 | . | ||||
9 | . |
– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне
слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.
14. Итог урока
– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш
урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели
нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на
следующем уроке?
Рефлексия
–
Какое у вас настроение в конце
урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из
конвертов яблочки. Кто доволен своей работой,
прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного
грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.
Список литературы:
1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.
Галкина Светлана Петровна
МОУ средняя школа №1 г.Чехова
Учитель начальных классов
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цели урока: — закрепить умения проверять безударные гласные, правописание словарных слов; развивать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: изображения совы, сокола, алгоритм написания безударных гласных в корне, Красная книга, знаки охраны природы, фонограмма.
Ход урока.
Орг.момент А сейчас, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
Сегодня на уроке я предлагаю вам поговорить о природе, которая нас окружает.(музыка «В мире животных»)
О, люди, мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты:
Поля, леса, луга, моря и реки. (ученик)
Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем ввиду и лес, и журчащий ручеёк, пробегающий в нём, и животных, которые живут в лесу и рядом с нами. Всё это природа. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы ни описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – грибы, орехи и вкусная земляника. Лес – это дом для птиц и зверей. Давайте и мы шагнём в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.
Словарная работа.
1. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной… (медведь)
— Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? Какую букву вставили в слабой позиции? Проверьте себя(переворачиваю карточку).
2. По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом –
Ушки торчком. (заяц)
— Как перенесёте это слово? Какую букву вставили в слабой позиции? Проверьте себя.
3. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, жёлуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан;
Очень грозен был … (кабан)
— Сколько слогов в этом слове? От чего это зависит?
4. И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы Филины и … (совы)
— Запишите это слово в единственном числе.
Постановка учебной задачи
— Посмотрите на все слова и скажите какое слово лишнее? Почему?
Какую гласную вы вставили? Что вы сделали чтобы определить какую гласную нужно написать? А какая она была до этого?
Сформулируйте тему урока. (открываю на доске)Запишите тему.
Слово «сова» заблудилось среди других слов. Но из всех этих слов можно составить предложение. Составьте его.
Запишем с комментированием .
Сова (совы) живёт в густом лесу (лес)
(взаимопроверка)
— В каких ещё словах встретилась наша изучаемая орфограмма.
— Как мы узнаем какую безударную гласную нужно писать? сформулируйте правило.
Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.
Давайте составим алгоритм
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Подбери проверочные слова.
Напиши слово.
Обозначь орфограмму.
Закрепление изученного
— А теперь используя алгоритм, запишем следующие слова:
Х.лмы-холм
Л.сица — лисы
В.рхушка-верх
К.рмушка-корм
Т.игрица – тигр
— Каким правилом пользовались при написании этих слов.
Физ.минутка
Ах, какой прекрасный лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили вот так.
— Среди записанных слов найдите зверей.
В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.
Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой планеты нету. Я.Аким
— Ребята, а что за книга у меня в руке?
В нашей стране принят закон об охране и использовании живого мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц. Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: «Растения и животные в беде! Помогите им!»
Внесена в Красную книгу и птица сокол. Давайте о ней почитаем в учебнике (стр.77 упр 105)
Что вы узнали об этой птице?(хищная) Что отличает эту птицу от других?(острое зрение и быстрый полёт)
Какой взор у этой птицы?(холодный)
А какое прилагательное использовал автор, описывая клюв? (угрожающий) Что это значит?(несёт угрозу, грозный, страшный)
Найдите в этом тексте однокоренные слова. Какое слово является проверочным?
Подберите к этому слову ещё однокоренные слова.
Сокольничий, Сокольники – работа с толковым словарём.
— Кто же такие сокольничьи?
— Что же это за место, Сокольники?
Спишите второй абзац. Найдите слова с безударной гласной и обозначьте орфограмму. (холодным – холодно, угрожающий – угроза). Какие ещё знакомые орфограммы вам встретились?
Мы так много сделали сегодня на уроке: вспомнили словарные слова, сформулировали тему урока, составили алгоритм, поработали с толковым словарём, а теперь поработайте самостоятельно.
Повторим алгоритм
Самостоятельная работа
(по карточкам с разным уровнем сложности)
Проверьте свою работу (ответы на доске)
— Найдите в карточках слова по теме «Лес»
Рефлексия
Любая травинка, любой лист, любое существо по-своему красиво и интересно и заслуживает внимания и доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.
Напомните правила поведения в природе. (знаки)
— Над каким правилом мы работали сегодня на уроке, сформулируйте его ещё раз.
Чтобы легче было запомнить, я вам прочитаю стихотворение:
Если буква гласная вызвала сомненье,
Ты её немедленно поставь под ударенье.
— Молодцы, мы многое успели сделать на уроке, вы хорошо активно работали, а теперь запишем дом. задание.
Домашнее задание
Стр.41 упр74 (д.м.)
Придумайте и запишите своих 5 слов с нашей орфограммой и к ним проверочные.