Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе "путешествие по времени". Как организовать сюжетно-ролевую игру в подготовительной группе Сюжетно ролевые игры в подготовит гр
Елена Ефимчева
Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе
Сентябрь
Поликлиника.
Цель. Продолжать знакомить детей с деятельностью медицинского персонала. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать уважение к профессии врача.
Детский сад.
Цель. Закрепить знания детей о работе медсестры, врача, прачки, повара, дворника, заведующей и других работников детского сада. Воспитывать интерес и уважение к их труду. Развивать у детей чувство благодарности за труд взрослых для них, желание оказывать им посильную помощь. Развивать умение применять полученные знания и умения в коллективной творческой игре.
сюжет игры . Закрепить знания о функционировании магазина. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Путешествие на пароходе.
Цель. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры . Формировать представление о видах водного транспорта, о значимости труда взрослых -работников порта для городов и сел страны.
Правила уличного движения.
Цель. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры . Закрепить знания названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.
Военный корабль.
сюжет игры . Формировать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Расширять знания детей о подвигах воинов-моряков. Дать детям представления о типах военных кораблей : подводная лодка, крейсер, эсминец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордость за свою Родину, восхищение героизмом людей.
сюжет игры . Расширять и закреплять знания детей о разных формах почтовой связи : почта, телеграф, телефон, радио. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к товарищам и близким.
Столовая.
Цель. Закреплять культурные навыки, умение сервировать стол. Расширять знания о том, как готовится еда. Воспитывать уважение к труду поваров.
Библиотека.
Цель. Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры . Создавать интерес к работе в библиотеке. Продолжать знакомить с правилами пользования книгой. Пробуждать у детей интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное отношение к ним.
Парикмахерская.
Цель. Продолжать знакомить детей с деятельностью парикмахера. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать уважение к профессии парикмахера.
Цель. Знакомить и приучать дошкольников к режиму школьной жизни. Продолжать учить детей реализовывать и развивать сюжет игры .
Цель. Продолжать учить детей развивать сюжет игры . Дать детям понятие, что в магазине существуют разные отделы, кассы, за которыми работают кассиры. Помочь детям в распределении ролей и подготовке атрибутов . Воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах.
Строительство завода.
Цель. Формировать у дошкольников конкретные представления о строительстве, о его этапах. Закрепить знания и рабочих профессиях. Воспитывать уважение к труду строителей.
Парикмахерская.
Цель. Дать детям понятие, что в парикмахерской работают дамский, мужской и детский мастер. Учить детей устанавливать очередность в выполнения главной роли. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми во время игры.
Космонавты.
Цель. При строительстве ракеты уточнить знания детей ее частей - нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления. Воспитывать у дошкольников ответственного отношения к учению. Совершенствовать физическую подготовку . Учить самостоятельно развивать сюжет игры .
Поликлиника.
Цель. Продолжать знакомить детей с кабинетом отоларинголога, с работой врача - окулиста и обязанностями медсестры. Дать детям понятие, что очки по рецепту можно заказать и купить в оптике. Воспитывать уважение к профессии врача.
Детский сад.
Цель. Учить детей самостоятельно распределять роли между собой, объединять несколько сюжетов в одной игре . Воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения.
Рыболовецкое судно.
Цель. Познакомить детей с трудом рыбаков. Дать элементарные знания для чего они ловят так много рыбы. Развивать интерес к игре. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.
Цель. Уточнение знаний детей правил поведения на проезжей части дороги. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры .
Больница.
Цель. Дать детям элементарные знания, что в больницу кладут тяжелобольных людей. В больнице работают врачи разных специальностей, медсестры, повара, нянечки. Все они заботятся о скорейшем выздоровлении пациента. Учить детей заботится о ближних, уметь сопереживать и оказывать помощь в трудную минут}".
Цель. Продолжать знакомить дошкольников с работой учителя, распорядком дня учеников. Учить детей развивать сюжет игры .
Цель. Расширять кругозор детей, продолжать знакомить с различными отделами в магазинах. Познакомить с магазином, в котором продают ткани. Закрепить действия продавца, покупателя, кассира. Закрепить знания о функционировании магазина.
Цель. Продолжать знакомить детей с работой почтальона - доставляет письма, газеты, журналы, телеграммы. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры .
Цель. Закрепить представления детей о театре. Развивать интерес в игре. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.
Пограничники.
Цель. Дать элементарные знания о службе пограничных войск - учения и тренировки солдат, дрессировка собак, охрана границы. Воспитание у детей смелости и выносливости.
Цель. Дать детям знания о том, что артисты выступают не только в театре. Они ездят с гастролями по разным городам, выступают с гастролями перед солдатами. Развивать интерес к игре.
Больница.
Цель. Знакомство детей с хирургическим отделение, работой хирурга - делает операции, работой медсестры - берет кровь на анализ, делает процедуры, которые назначает врач. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Учить детей справедливо распределять роли в игре.
Столовая.
Цель. Дать детям знания о работе поваров и официантов в столовой, о том, что посетители знакомятся с меню, заказывают блюда. Воспитание чуткости, внимания. Закреплять культурные навыки поведения за столом и в общественных местах.
Цель. Продолжать закреплять знания сигналов светофора, умение переходить улицу в установленных местах. Воспитывать правила поведения на улице и в общественном транспорте.
Цель. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Учить детей справедливо распределять роли в игре. Побуждать детей воспроизводить в игре бытовой и общественно полезный труд взрослых.
Цель. Знакомить с работой продавцов и кассира в обувном магазине. Помочь детям в подготовке атрибутов и места для игры. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми во время игры.
Цель. Продолжать учить детей четко играть роль взятую на себя. Капитан с матросами ведет корабль по курсу, врач следит за здоровьем команды, кок готовит еду. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры . Формировать представления о значимости труда взрослых работников речного порта.
Библиотека.
Цель. Познакомить детей с работой читального зала, о правилах поведения в нем - нельзя шуметь, книги для чтения выдаются по формулярам, хранятся они на стеллажах. Создать интерес к работе в библиотеке. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Космонавты.
Цель. Воспитывать ответственное отношение к учениям, подготовке к полетам . Развивать знания о работе космонавтов - изучение звезд, грунта. Космонавтов проверяют врачи. Учить самостоятельно развивать сюжет игры .
Поликлиника.
Цель. Познакомить детей с работой рентгенолога, раскрыть смысл деятельности медицинского персонала. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать чувство уважения к профессии врача, медсестры.
Цель. Помочь детям в распределении ролей, подготовке места для игры . Воспитывать у детей чуткости, стремления проявлять заботу и внимания к окружающим. Зоопарк.
Цель. Закрепить и обогатить знания о животных, об их внешнем виде, повадках. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать доброе отношение к животным.
Цель. Продолжать знакомить детей со школьными принадлежностями, обязанностями учеников. Напомнить детям о том, что учитель учит ребят читать, писать, рисовать и т. д., ученики выполняют домашнее задание. Воспитывать чувство уважения к труду учителя.
Российская Армия.
Цель. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Развивать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащать знания детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков. Расширять представления детей о типах военных кораблей. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, восхищение героизма людей.
Строительство.
Цель. Формировать у дошкольников конкретных знаний и представлений о строительстве, о его этапах. Закреплять знания о рабочих профессиях. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать уважение к труду строителей.
Детский сад.
Цель. Закрепить знания детей о режиме в детском саду, об обязанностях сотрудников дошкольного учреждения - заведующей, завхоза, воспитателей, помощников воспитателей и других. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.
подготовительная группа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №67 «БЕЛОЧКА» ПОСЁЛКА БИОКОМБИНАТА ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КАРТОТЕКА
СЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
ДЛЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Разработала
Воспитатель
Высшей категории
Широкова Е.П.
2017г
1.СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «Супермаркет»
2. СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «Ветеринарная клиника»
3. СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «Аптека»
4. СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «Салон красоты»
5. СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «Наша Армия»
6. СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «Дом моды»
7. СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «Космическое путешествие»
8. СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «Библиотека»
9. СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «Школа»
Литература:
1.Н.В. Краснощекова «Сюжетно – ролевые игры для дошкольников»
Ростов - на Дону «ФЕНИКС» 2014г
Сюжетно – ролевая игра
«Супермаркет»
Цели :
Формирование представления детей о работе сотрудников в магазине, разнообразии отделов и их назначении.
Развитие умения выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры.
Воспитание доброжелательности, умения считаться с интересами и мнением партнеров по игре.
Предварительная работа:
Беседы: «Какие отделы бывают в магазине и что в них можно купить? «Правила работы с кассой». Д/и «Магазин», «Овощи», «Кому что?».
Чтение стихотворения О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронько
«Сказка о необычных покупках»
Изготовление из соленого теста баранок, булочек, печенья, приготовить конфеты.
Игровой материал:
витрина, весы, касса, сумочки и корзинки для покупателей, форма продавца, деньги, кошельки, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
«Продуктовый отдел»-
муляжи овощей и фруктов, колбасы, рыбы, упаковки из под молока, стаканчики для сметаны, баночки от йогуртов.
«
Кондитерский отдел» -
разные выпечки из соленого теста, муляжи шоколадок, конфет, печенье, торта, пирожных.
Игровые роли:
Продавец, покупатель, кассир, директор магазина, шофер.
Игровые действия:
Продавец
предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывают товар на полках (оформляет витрину).
Директор магазина
организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, следит за порядком в магазине.
Покупатели
выбирают товар, узнает цену, советуются с продавцами, устанавливают очередь, оплачивают покупку в кассе.
Кассир
получает деньги, пробивает чек, даёт покупателю сдачу.
Варианты игры:
«Булочная-кондитерская (хлебный отдел, магазин)»,
«Овощной магазин (отдел)», «Мясной, колбасный магазин (отдел)»,
«Рыбный магазин (отдел)», «Молочный магазин (отдел)» и т.д.
Сюжетно – ролевая игра
«Ветеринарная лечебница»
Цели:
Развитие у детей интереса к профессии ветеринарного врача.
Воспитание чуткого, внимательного отношения к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Предварительная работа:
Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, с мотрит горло, задает вопросы)
Слушание сказки К. Чуковского « Доктор Айболит» в грамзаписи.
Чтение: Э. Успенский «Играли в больницу », В. Маяковский «Кем быть?».
Рассматривание медицинских инструментов: фонендоскоп, шпател ь, термометр, пинцет и др.
Беседа с детьми о работе ветеринарного врача.
Рис ование «Мое любимое животное»
Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д.)
Игровой материал:
Животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
Игровые ро ли: Ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.
Игровые действия:
В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.
Варианты игры:
«На приеме у ветеринарного врача»
«Учимся делать укол»
«Оказание первой помощи»
Сюжетно–ролевая игра
«Аптека»
Цели:
Развитие у детей интереса к профессии фармацевта.
Воспитание чуткого, внимательного отношения к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Предварительная работа:
Экскурсия в аптеку с родителями.
Чтение: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу »,
В. Маяковский «Кем быть?».
Рассматрив ание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, то нометр, пинцет и др.).
Дидактическа я игра «Ясочка простудилась».
Рассматривание набора откры ток «Лекарственные растения».
Рассматривание лекарственных растений на участке де тского сада, на лугу, в лесу. Загад ки о лекарственных растениях.
Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, микстуры.)
Игровой материал:
Халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт, мази, таблетки, порошки, лек. травы.
Игровые
роли:
Водитель, работники аптеки (фармацевты)
Игровые действия:
Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фито-отделе продают лекарственные травы, сборы. В лаборатории делают микстуры, мази, капли.
Варианты игры:
«Таблетки – это не конфетки» - советы формацевта
« Лечимся без таблеток»- лекарственные растения
«Экскурсия в лабораторию»
Сюжетно – ролевая игра
«Салон красоты»
Цели:
Формирование знаний детей о работе в «Салоне красоты»
Воспитание желания выглядеть красиво.
Предварительная работа:
Посещение детьми парикмахерской с родителями.
Рассказы детей(из личного опыта) о том, что они делали в парикмахерской.
Рассматривание альбома с образцами причесок.
Рассматривание буклетов с образцами косметических средств.
Дидактическая игра «Причешем куклу красиво», «Золушка собирается на бал».
Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, салфетки и др.)
Игровой материал:
З еркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведро.
Игровые роли: Парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, уборщица, клиенты.
Игровые действия:
Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.
Варианты игры:
«Делаем прически к празднику»
«Модная стрижка»
«Делаем маникюр»
«В мужском зале»
«В женском зале»
Сюжетно – ролевая игра
«Наша армия»
Цели:
Формирование умения творчески развивать сюжет игры.
Расширение представлений детей о видах военной техники.
воспитание у детей чувства патриотизма за свою Родину, восхищения героизмом людей.
Предварительная работа:
Экскурсия к памятнику боевой славы.
Рассматривание иллюстративного материала по теме.
Чтение произведений Л.Кассиля «Памятник советскому солдату»,
В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа»,
Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя»;
Составление альбома о воинах-героях.
Изготовление атрибутов для игр.
Конструирование из строительного материала боевой техники.
Игровые роли: Танкист, солдат, медсестра, летчик, командир.
Игровой материал:
Строительный материал, пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, предметы-заместители;
Игровые действия:
Чтобы придать игре целенаправленный характер, педагогу можно разработать карту-схему и с ней ознакомить всех участников. Воспитатель изготовляет ее с детьми, намечает, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, где стоянка корабля, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вместе с «командиром» обсуждают их, чертят карту-план. На карте - штаб, госпиталь. Педагог выделяет на карте и те объекты, которые надо преодолеть: узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница).
Варианты игры:
«Танкисты на учении»;
«Боевая пехота»;
«Воины на привале»;
«Штаб армии»
«Подготовка к полету»
Сюжетно – ролевая игра
«Дом моды»
Цели:
Обогащение знаний детей о работе в швейном ателье.
Формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда.
Развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа:
Экскурсия в швейное ателье. Наблюдение за работой кастелянши в детском саду (ремонтирует одежду).
Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук».
Дидактическая игра «Что у тебя шерстяное?»
Рассматривание образцов тканей. Беседа «Что из какой ткани можно сшить?» Изготовление альбома «Образцы тканей». Рассматривание журналов мод.
Аппликация «Кукла в красивом платье». Ручной труд «Пришей пуговицу». Изготовление атрибутов для игры с привлечением родителей (витрина, гладильные доски, наборы тканей, пуговиц, ниток, лекала выкроек и др.)
Игровой материал:
Разнообразные ткани на витрине, наборы, содержащие нитки, иголки, пуговицы, наперстки, 2-3 швейные машины, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, трюмо, квитанции.
Игровые роли: Модельер, закройщик, швеи, вышивальщица, гладильщица, кладовщик, кассир-приемщик.
Игровые действия:
В ыбор фасона, советы, делают заказ, снятие мерок, раскладка выкроек и крой, примерка, пошив изделий, их отделка, вышивка, глажение, швея сдает готовую продукцию на склад, оплата заказа, получение заказа.
Варианты игры:
«Ремонт одежды», «Закройщики», «Шьем праздничное платье», Показ новой коллекции одежды»
Игру «Ателье» в последующем можно соединить с другими играми: «Фотография», «Парикмахерская», «Прачечная».
«Космическое приключение»
Цели:
Формирование умения применять свои знания на практике.
Создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес.
Предварительная работа:
Беседы: Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос?
Рассматривание иллюстративного материала»Энциклопедия»
Чтение художественной литературы (А. Андреев «Звездный») и очерков о космонавтах.
Просмотр фильма о космонавтах.
Рисование на тему «Космос».
Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.
Игровой материал:
космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Игровые роли:
Игровые действия :
Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.
Варианты игры:
«Подготовка к полету». «Путешествие вокруг земли». «Полет на марс»
«Полет на Юпитер». «Космические фотографии»
Сюжетно – ролевая игра
«Библиотека»
Цели:
Формирование представления социальной значимости библиотек.
Создание интереса к работе библиотекаря.
Ознакомление с правилами пользования книгой.
Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание
бережного к ним отношения.
Предварительная работа:
Экскурсия в библиотеку с последующей беседой
Чтение произведения С. Жупанина «Я – библиотекарь»
Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг
Изготовление карманчиков в книгах и формуляров
Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений
Игровой материал: Формуляры, книги, журналы, картотека.
Игровые роли: Библиотекарь, читатели.
Игровые действия:
Оформление формуляров читателей.
Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой.
Выдача книг. Читальный зал.
Варианты игры:
«Ремонт книг»,
«Выбираем книгу»,
«Читальный зал»
«Составляем картотеку»
Сюжетно – ролевая игра
« Школа»
Цели:
Знакомство и приучение детей к режиму школьной жизн.
Формирование умения творчески развивать сюжеты игры.
Предварительная работа:
Экскурсия в школу (осмотр школьного здания и пришкольного участка, осмотр класса). Беседа с учительницей 1 класса.
Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. Загадки о школе, школьных принадлежностях.
Чтение детям произведений С.Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу». Заучивание стихотворений А. Александровой «В школу», В. Берестов «Считалочка».
Изготовление атрибутов к игре (портфели, тетради, книжки-малышки, расписание…)
Игровой материал:
Портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя, повязки для дежурных.
Игровые роли: У ченики, учитель, директор школы, завуч, техничка.
Игровые действия:
Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради, завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.
Варианты игры: «На уроке»
«Перемена»
«Праздничный концерт»
«Спортивные соревнования»
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Развитие детей любого возраста должно быть гармоничным и затрагивать важнейшие направления формирования личности: физическое, умственное, творческое и социальное. Воспитанники детского сада следуют этому курсу благодаря специальной программе обучения. Перед тем как сделать важный шаг в направлении школы, им предстоит пройти ещё немалый путь для приобретения основных навыков общения в разных жизненных ситуациях. Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада как нельзя лучше отвечают потребностям ребят в социальном формировании.
Считается, что игра – это основной метод обучения дошкольников. Действительно, уже не домашние малыши, но ещё не первоклассники, они интуитивно стремятся к познанию мира через знакомый им инструмент. Следует отличать легкомысленные забавы от обучающих занятий, направленных на развитие ребят. И первые, и вторые должны присутствовать в жизни детей, при этом исключительно важно, чтобы воспитатель умел правильно их сочетать и планировать.
«Дочки-матери», «больница» и многие другие знакомые названия забав – это примеры сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе детсада. Они направлены на формирование здоровой и стабильной социальной составляющей в общей системе развития дошкольника. Малыш растёт, и на своём пути встречает все больше новых ситуаций: посещение поликлиники, поход в гости, встреча в кафе. При этом часто общение развивается по определенному сценарию. Своеобразная репетиция действа помогает ребёнку подготовиться к новым эмоциям и переживаниям.
Растём и узнаём новое
Подготовленные театрализованные занятия с использованием ролей и сюжетов позволяют достичь воспитателю ряд целей.
- Изучать и собирать наблюдения по поводу темперамента воспитанника и его социальных задатков.
- Познакомить ребят с несколькими вариантами развития действия в ежедневных ситуациях, рассказать о существовании норм общения и так называемых шаблонов.
- Научить дошкольников уважению правил и толерантности.
- Подготовить воспитанников к первым самостоятельным шагам в обществе, позволив примерить на себя разные поведенческие роли.
- Стимулировать развитие речи и воображения.
- Поощрять работу в коллективе.
- Скорректировать вовремя возникающие отклонения от общепринятых норм общения: пресечь агрессию, излишнюю жестикуляцию, помочь при стеснительности и т.д.
Виды сюжетов театрализованных дошкольных занятий
При помощи сюжетных постановок воспитанники детского сада приобретают основные знания об их будущем быте. Их можно назвать «школой жизни». Так, воспитатели подбирают сюжеты, близкие к пониманию малыша 4-5 лет.
- Бытовые домашние сюжеты охватывают следующие темы: «семья», «празднование дня рождения» и пр. Они связаны с повседневной жизнью дошкольника и взрослого, и призваны моделировать комфортные отношения между близкими людьми – родителями, родственниками, братьями и сёстрами.
- Сюжеты сценок «поход в библиотеку», «школа», «осмотр в поликлинике» связаны с взаимодействием с окружающими людьми, выполняющими свои обязанности на работе. Например, разыгрывая сценку «больница», воспитанник не только приобретает знания о том, как вести себя на осмотре у доктора, но и наблюдает за его профессиональным поведением, получает знания об основной атрибутике врачей: белый халат, «слушалка» и пр. Разыгрывая сценку «парикмахерская», девочки могут попробовать себя в роли прекрасной феи, творящей чудеса. Сюжет «банк» позволит детям познакомиться с миром финансов, с рабочей атмосферой, покажет суть работы кассира и оператора. «Театр» полон интересных ролей как на сцене, так и за кулисами. Так ребята приобретают знания об основных профессиях.
- Сюжеты, вдохновлённые знакомыми всем воспитанникам мультипликационными фильмами. Среди популярных историй – «Ну, погоди!», «Маша и медведь» и другие.
В практику многих детских садов включено ведение специальных карточек сюжетно-ролевых игр. Они представляют собой план мероприятия, подробно описывающий:
- необходимый инвентарь: книги, столовые приборы, техника;
- интерьер пространства: фон, мебель, игрушки;
- костюмы героев, одежда, маркирующая профессию: колпак повара, специальный фартук парикмахера и т.д.
Использование карточек направлено на предварительную тщательную подготовку к мероприятию как со стороны воспитателей, так и со стороны дошкольников. Близкое знакомство с воспитанниками и уже накопленные наблюдения относительно их предпочтений и вкусов позволяют организатору выбрать наиболее подходящие темы для конкретного года обучения.
Школьные годы чудесные
Среди самых популярных тем для сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе – школа. Воспитанники детского сада зачастую ориентируются на старших детей и стараются перенять их модель поведения. Так, дошкольник в душе является уже немного первоклассником, стремится им стать. Будущая роль его волнует и даже немного пугает неизвестностью. Правильная организация занятия позволит участникам почувствовать себя уверенно в следующем своём амплуа, и понять идею взаимоотношений между учеником и учителем.
Подготовка к игре «Школа»
К школьному антуражу можно отнести всю ученическую атрибутику: доску, парты, линейки, ручки, карандаши, тетради, рюкзаки, указка и, конечно, школьный звонок. Подбор костюмов может ограничиться имитацией деловой одежды для учителя и белыми бантиками у девочек-учениц.
Для подготовки к игре желательно посетить с группой одну из школ (с разрешения директора) и понаблюдать за событиями в классах, в коридорах на перемене, в буфете. Можно дополнить полученные знания чтением книг о школе и прослушиванием соответствующих песен («Вместе весело шагать по просторам», «Школьные годы чудесные» и пр.).
В качестве сюжета воспитатель может выбрать ряд маленьких сценок на различных уроках: русский язык, математика, физическая культура. Звонок означает завершение одной сценки и переход к следующей (после перемены, разумеется). Важно соблюдать последовательность диалогов, дать возможность каждому участнику разыграть роль спокойно и в полной мере.
Чтение – вот лучшее учение
Логическим продолжением школьной темы послужит сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Как и предыдущий вариант, в подготовительной группе детского сада её встречают с большим энтузиазмом, особенно если подготовка к ней включает посещение Дома книги.
Занятие призвано сформировать у воспитанников интерес к книге и бережное отношение к ней, а также познакомить детей с профессией библиотекаря.
Перед проведением игры «Библиотека»
Посещение Дворца книги станет волнующим событием для детей. Большинство городских библиотек организуют групповые посещения и отвечают интересующимся на их вопросы: как ухаживать за книгами, чтобы они служили долго, как содержать в логическом порядке большое количество книг и как быстро найти нужную? Воспитатели дополняют эту информацию основными правилами чтения книг: напоминают о запрете рвать и мять книги, рисовать в них, учат переворачивать правильно страницы. Важно дать детям возможность рассмотреть работу всех отделов библиотеки: гостиной, абонемента, читального зала и реставрационной мастерской.
Разумеется, после полученного вдохновения каждый воспитанник сам знает, какой инвентарь необходим для сцены – книги. Можно поставить 2-3 стеллажа и заполнить их книгами различной направленности. Следует также создать подобие абонемента и картотеку. Диалоги могут разыгрываться между библиотекарем и группой учеников, которые ищут книги для работы дома. Обратите внимание на главное правило поведения в библиотеке – соблюдение тишины. Переходите с детьми на шёпот в диалогах: это не только погрузит вас в атмосферу библиотеки, но и послужит полезным упражнением для артикуляционного аппарата детей.
Здесь здание здоровья
Большинство дошкольников уже знакомо с работой поликлиники, у многих уже сформировано личное отношение к ней. Гамма детских эмоций широка – от страха до любопытства, в зависимости от личного опыта. С уверенностью можно сказать, что профессии доктора и медицинской сестры интересует всех учеников подготовительной группы. На этом можно построить сюжетно-ролевую игру «Больница».
Страшно интересно
В данном случае посещение медицинского учреждения не планируется: достаточно завести воспитанников в кабинет медицинской сестры в самом детском саду. Многие из них уже были там на осмотре.
Обратите внимание дошкольников на врачебную атрибутику: белый халат сестры, стерильные приборы для осмотра пациентов, рабочий стол, календарь. Объясните важность профессии врача, однако, постарайтесь при этом сделать акцент на идее поддержания здоровья вместо лечения уже имеющихся заболеваний. Так атмосфера лекарского кабинета будет выглядеть не устрашающе, а дружелюбно.
Основная идея занятия заключается в воспитании терпеливого и внимательного отношения к вопросам здоровья. Детям необходимо дать понять, что забота о своём здоровье – часть ежедневной рутины.
Скажите «а-а-а», больной!
Сама сценка может представлять собой, например, диспансеризацию. Группа детей проходит осмотр у ряда врачей для поступления в школу. Роли для врачей: терапевт, стоматолог, хирург и офтальмолог. Не забудьте о присутствии медицинской сестры или медицинского брата. Помощник может записывать в карточку пациента важную информацию и ассистировать при осмотре.
Другой вариант сюжета – с куклой, поскольку роль больного лучше отвести неодушевленному предмету. Так группа детей может перевоплотиться в консилиум докторов, специализирующихся на конкретной проблеме, скажем, кашле. Участники могут предлагать пути избавления от неприятного недуга: полный покой, регулярное питье отвара из трав, приём сосательных таблеток и пр. Можете ввести в использование слова «пациент», «жалобы», «болит».
Пользуемся «Почтой»
С переносом большой части корреспонденции в виртуальный мир, сюжетно-ролевая игра «Почта» постепенно утрачивает актуальность. Однако она считается классической для работы в подготовительных группах детских садов. Интересна она, опять же, профессией. Работа почтальона окутана флёром романтики в глазах детей: во время работы можешь кататься на велосипеде и радовать людей хорошими новостями.
Прекрасно иллюстрирует работу почтового отделения стихотворение Маршака «Почта». Можно дополнить его чтение просмотром подходящих мультфильмов. А если районное почтовое отделение находится по соседству с детским садом, не поленитесь организовать групповое посещение: мальчишки и девчонки уже в состоянии понять цель работы приёмщика и сортировщика.
В качестве инвентаря для сценки подойдут конверты различного размера, почтовые марки, клей, а также картонные коробки, липкая лента и карточки для информации о посылке. В канцелярских магазинах предлагают почтовые штемпели, однако, его можно сделать самим из простой печати.
В ходе работы воспитанникам важно понять идею сортировки писем и организацию их пересылки. Познакомьте их с понятием индекса на базовом уровне.
Сюжеты для инсценировки могут быть различными: совместная подготовка письма к отправке, выемка писем работниками почты по указанию руководителя, сортировка печатной продукции по виду: газеты, журналы. Излюбленный сюжетный поворот у ребят – «Почтальон принёс посылку». Доставка письма или бандероли сопровождается приветствием, уточнением адреса, вручением посылки и просьбой о подписи. Можно использовать специально созданный своими руками почтовый ящик с указанным на нем именем и адресом.
Играем в «Банк»
Забава «Банк» также вызывает у дошкольников большой интерес. Для чего служат банки? Где и как хранятся деньги? Какие функции выполняют кассиры, операторы, менеджеры?
Для подготовки мероприятия необязательно отводить всю подготовительную группу в банк, достаточно провести разговор и обсуждение правил сюжетно-ролевой игры. Сосредоточьтесь на атрибутике: в ход пойдут компьютеры, телефоны, имитация банкомата, огромное разнообразие бланков, ручки и банковские карты. Деньги можно заменить соответствующими бумажками из настольной игры «Монополия». Роли можно распределить по желанию, как и конкретные задачи для решения. Кто-то интересуется, как получить наличные деньги в кассе, кто-то – как оплатить коммунальные расходы? У третьего участника карта застряла в банкомате. Попробуйте заинтересовать ребят и охватить весь спектр понятных им банковских операций.
Выбор костюма также важен. Для создания деловой атмосферы выберите галстуки, белые рубашки и типичные одинаковые шарфики на шею.
Сценка «Парикмахерская»
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» находит горячий отклик среди девочек подготовительной группы. Ещё бы! В салонах красоты предлагается огромный перечень услуг для поддержания красоты: маникюр, педикюр, укладка, массаж, плетение кос. Некоторые позиции из этого списка – излюбленные занятия представительниц прекрасного пола.
Действо знакомит участников с профессиями парикмахера, мастера по маникюру и педикюру, косметолога, а также администратора и уборщика.
Для подготовки к игре важно обзавестись удобными стульями и зеркалами, соответствующими каждому рабочему месту, а также инструментами и материалами. Для парикмахера это будет маленький столик с расческами различного размера, бигудями, феном, тарелочкой и кисточкой для окрашивания волос, полотенцем и шампунем. Конечно, не обойтись без ножниц!
Обратите внимание на безопасность «рабочего места» парикмахера: инструменты должны быть подходящими для детей. Лучше, если ножницы будут игрушечными.
Для работы мастера маникюра и педикюра понадобится удобный столик, который позволит клиенту и мастеру сесть друг напротив друга. На нём можно расположить лаки для ногтей различного цвета, специальную ванночку для ногтей и кремы.
Участники могут разделиться на клиентов, административный персонал и непосредственно мастеров. Вместе они могут составить прейскурант. Затем каждый в зависимости от роли заучивает основные слова: «длина волос», «пробор», «стиль», «стрижка», «бритьё», «форма ногтя» и пр.
Администратор – одна из ключевых ролей. Он встречает клиента, предлагает ему подождать мастера за чашечкой кофе или чая, рассмотреть журнал мод. После проведённой процедуры клиент проходит к администратору и оплачивает процедуру в кассе.
Играем в «Театр»
Новая тема для занятий – театральная жизнь – знакомит детей с профессией актёра, режиссера, сценариста, а также закрепляет основные представления о ходе спектаклей. Сюжетно-ролевая игра «театр» может быть знакома большинству воспитанников подготовительной группы детского сада: начиная с 2-3 лет, малыши уже посещают первые кукольные постановки, созданные для самых юных зрителей. Так дети получают основные знания о том, что есть сцена, билет и антракт.
Тем не менее важно рассказать участникам занятий о правилах поведения в театре: о приобретении билета, о соблюдении тишины во время просмотра постановки и о возможных действиях во время антракта. Среди новых для детей профессий – гардеробщик, буфетчик, организатор порядка в зале. По ту сторону кулис выбор ремёсел ещё более широкий. Для организации спектакля необходимо осветить сцену, провести звук, подготовить костюмы. Важна и роль ведущего, представляющего артистов и пьесу.
Подготовьте театральную атрибутику: занавес, одну сильную лампу, микрофон, шикарные костюмы для актёров. Гости в зале должны быть одеты подобающе: для антуража можно предложить вееры, перья, бинокли и программки.
Распределение ролей произойдет естественным образом: дети, склонные к публичным выступлениям, выберут профессию артиста, а более стеснительные мальчики и девочки – место «за кулисами» или в зрительном зале. При этом важна не сама постановка на вымышленной сцене, а слаженная работа всех участников.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Выбранный сюжет служит для закрепления знаний о родственных связях внутри семьи и об особенностях отношений между близкими людьми. У каждого воспитанника подготовительной группы уже сформировано своё представление о семье, к которому сюжетно-ролевая игра должна приблизиться или хотя бы не противоречить ему. Основные идеи, которые носит эта затея: напомнить о доверии, любви и понимании в семье, и показать на нейтральном примере обязанности каждого члена семьи. Важно дать понятие о взаимопомощи и заботе о близких.
Воспитатели часто прибегают к дроблению сюжета на 3-4 истории. Примеры сценок по теме «семья» приведены ниже.
Инструментарий для этой игры должен быть взят «из жизни», то есть все то, что окружает детей дома, пойдет в ход: диван, телевизор, кухонные приборы, стол и стулья, а также бытовые приборы.
Если в группе участников более 5 человек, подойдите к «родственным связям» с фантазией: тёти, дяди, двоюродные бабушки и дедушки, племянники, соседи и кумовья могут также сыграть свою роль и отлично вписаться в домашнюю обстановку. Не забудьте и про домашних любимцев, возможно, среди воспитанников детского сада найдутся молодые дарования, способные имитировать лай собачки или мяуканье кота.
Поход в кафе
Идея развития диалога по шаблону или заранее известному сценарию как нельзя лучше отражена в сценках «кафе». Многим ученикам подготовительной группы исполнилось 4-5 лет, значит, сюжетно-ролевая игра «кафе» не будет для них в новинку. Современные малыши привыкли сопровождать родителей в общественных местах с пелёнок.
Цель занятия – сформировать у детей представление о работе в кафе, объяснить основные правила поведения в подобных местах и нормы этикета, соответствующие их возрасту.
Ребята должны быть знакомы профессии, связанные с ресторанами и кафе: официанты, бармены, повара, уборщики и администраторы. В сценке можно задействовать всех перечисленных персонажей и добавить клиентов.
К материалам и созданию антуража потребуется серьезный подход: столы и стулья, барная стойка, касса, телефон, стойка администратора, кухня с соответствующим оснащением, еда и напитки (можно использовать игрушки), а также профессиональная униформа: фартуки, шапки и таблички.
В ходе самой игры важно следовать цепочке:
- вход в кафе;
- приветствие;
- выбор столика;
- ознакомление с меню;
- обсуждение меню;
- заказ официанту.
- поблагодарить и похвалить обед, а по возможности встретиться с шеф-поваром и сказать комплимент лично;
- попросить у официанта счет;
- расплатиться;
- попрощаться и покинуть заведение.
Каждый пункт может быть сопровожден 2-3 репликами. Важно обращаться с официантом на «Вы» и вести себя сдержанно, чтобы не мешать другим посетителям кафе.
Можно с большой фантазией подойти к созданию меню, например, разделить его на основные части: «Напитки», «Десерты» и т.д. Расплачиваться за заказ, как и в случае с «Банком», можно банковской картой или «наличными» из игры «Монополия».
Развитие социальных навыков с помощью сюжетно-ролевых игр
Использование сюжетно-ролевых игр позитивно влияет на построение товарищеских, дружелюбных отношений в группе ребят, прекрасно развивает речь и интонацию детей, и даёт основные представления о событиях, происходящих с нами ежедневно.
Цель: Расширять и обогащать знания детей о природе.
Задачи:
- Расширять диапазон детских игр, развивать способность играть вместе, обсуждать сюжет, придумывать разные роли.
- Закрепить знания детей о природе, правилах поведения на природе.
- Развивать навыки общения, умение вести диалогическую речь.
- Формировать умение оказывать первую помощь.
- Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, ответственность.
Предварительная работа: Беседы «Отдыхаем всей семьёй»; «Как вести себя в природе»; «Опасности в лесу»; «Что такое поход?». Игра «Берегите природу»; «Путешествие Красной шапочки»; «Путешествие на остров сокровищ». Разучивание песен. Отгадывание загадок о ягодах, грибах, растениях. Чтение сказки «Рождественское путешествие снеговика»; Катаев «Цветик – семицветик»
Материал к игре: Дорожка препятствий: ребристая доска, резиновые коврики, скамейка, модули, обручи. Детские рюкзаки, посуда, муляжи овощей и фруктов, покрывала, простыни, игра «Рыбалка», карта.
Ход игры:
Воспитатель звонит одному из детей.
Воспитатель: — Здравствуй Катя, завтра выходной, чем будешь заниматься?
Воспитатель: — Может, отправимся в поход, на нашу любимую полянку?
Воспитатель: — Обзвони наших друзей, пригласи их отдохнуть. Договоритесь, что возьмём, во сколько пойдём, где встретимся, я тебе перезвоню, договорились?
Через минутку воспитатель звонит снова.
Воспитатель: — Катя, ты обзвонила всех друзей? Согласны отдохнуть? Где встречаемся?
Через некоторое время все собираются в назначенном месте.
Воспитатель: — Ребята, вы меня извините, я не смогу идти с вами.
Дети: — Почему?
Воспитатель: — У моей мамы завтра юбилей, придут гости, надо на праздничный стол сложить много салфеток, не знаю, когда я одна сделаю эту работу. (Побуждает детей оказать ей помощь)
Дети предлагают свою помощь.
Практическая работа: оригами — складывание салфеток в виде птицы.
Воспитатель: — Спасибо, вы настоящие друзья, теперь можно отправляться в поход. Обговаривают маршрут по карте.
Воспитатель: — Как мы должны вести себя в лесу?
— Какие препятствия встречаются на нашем пути?
— Вы готовы преодолеть препятствия? Тогда в путь.
Дети идут по ребристой дорожке – тропинка, проходят через мостик, поднимаются на горку, подлезают под обваленные деревья, перебираются через болото и оказываются на лесной полянке.
Воспитатель: — Привал! Наконец мы на нашей любимой полянке. Что будем делать дальше? Вы наверно проголодались?
Дети распределяют обязанности между собой: натянуть палатки, развести костёр, наловить рыбы, варить уху, собрать грибы, собрать хворост для костра.
При сборе хвороста, кто – то из детей поранился. Предлагается оказать первую помощь.
Дети обыгрывают: натягивают палатки, собирают хворост, разводят костёр, готовят обед.
Воспитатель: — Как вкусно пахнет ухой, пора подкрепится, присаживайтесь поближе к костру.
Дети кушают, рассказывают разные истории.
Воспитатель: — Ребята, а гитару вы не забыли? Пора отдохнуть под гитару, вспомнить наши любимые песни. (Поют песни по желанию детей)
Воспитатель: — Костёр потух, холодновато стало, поиграем?
Проводятся игры «Чехарда»; «Баба – Яга»; игры – забавы; игры – соревнования.
«Чей прыжок дальше»
Дети делятся на две команды. Первый ребёнок из команды прыгает в длину, на его след встаёт следующий игрок и прыгает дальше. Выигрывает та команда, которая прыгнула дальше.
«Кто быстрее?»
Дети делятся на две команды. По намеченному маршруту расставлены флажки по количеству игроков в команде. Первый игрок бежит, берет флажок и возвращается на место. Бежит следующий игрок и т.д. побеждает та команда, которая быстрее соберёт все флажки.
«Найди спрятанный предмет»
На ограниченном участке, прячется какой — либо предмет. Выбирается водящий, который направляет игроков. Например: Надо пройти пятнадцать шагов прямо, четыре влево, ещё пять прямо и т.д. Тот, кто первым нашел предмет, присваивается звание «Лучший следопыт».
Воспитатель:
— Ребята, уже много времени, пора собираться обратно. Вы не забыли мешки для мусора? Проверьте, костёр не горит, все в порядке, можно возвращаться? Присядем перед дорогой.
Рефлексия: — Что понравилось больше всего в походе?
— Хотели бы ещё раз вернуться на полянку?
— Почему?
Возвращаются той же дорогой.
4. Организация игры в старшей и подготовительной группах
Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач. Организуя игровую деятельность детей, педагог в свою очередь, может реализовать следующие задачи:
2. Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения.
3. Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга.
4. Формулировать познавательный интерес и организационные навыки.
5. Воспитывать умственную активность, нравственные чувства.
6. Учить навыкам самоорганизации, распределять роли между собой.
7. Развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру.
8. Воспитывать умение справедливо решать споры, тактично отказаться от роли.
9. Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи.
10. Способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей.
12. Закрепить положительные чувства и привычки.
13. Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о работе взрослых.
14. Воспитывать доброжелательность, готовность помочь пострадавшему.
15. Продолжать учить детей выполнят различные роли в соответствии с сюжетом.
16. Воспитывать чувство юмора.
17. Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу.
18. Продолжать работу по объединению играющих детей в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных детей.
19. Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре.
20. Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.
21. Поддерживать желание использовать предметы-заменители и фантастические события.
22. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
23. Закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.
24. Учить выполнять установленные правила.
25. Учить игровым действиям, умению договариваться на игру.
26. Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.
«К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?» (4, с.52).
«Для того чтобы действительно переводить детей на новую, более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшую ее эволюцию. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Разумеется, дошкольники еще не могут самостоятельно развертывать игру-фантазирование в чисто речевом плане (без опоры на предметные действия, роль), но возможность перехода на эту новую ступень закладывается уже в старшем дошкольном возрасте» (4, с.52).
Также важно помнить, что сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -- необязательность, свобода выбора действий. В начале игры дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальше события в сюжете постепенно наращиваются, как снежный ком. Михаленко Н.Я. и Короткова Н.А утверждают, что «для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры -- совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры» (4, с.53). А сформировать эти сложные умения можно с помощью эффективного средства: совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах. «Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения -- «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового» (4, с.54). Удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.
«В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы» (4, с.58).
«По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам -- разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.). Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «телефонных» разговоров персонажей» (4, с.59).
«В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки (знакомая сказка уже выполнила свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельности), а «настоящие истории». Выбирая вместе с детьми содержание для таких историй (о ком, о чем она будет), педагог прежде всего опирается на детские интересы, но одновременно стимулирует участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов» (4, с.60).
«Характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности: 1) совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки; 2) частичное преобразование известной сказки; 3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; 4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»; 5) придумывание новых историй на основе реалистических событий. Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2--3 раз на каждом из этапов (за исключением первого, который может быть одноразовым). Разумеется, каждый раз следует учитывать желание ребенка. Если он не хочет включаться в игру, ни в коем случае нельзя на этом настаивать -- пусть понаблюдает за играющими, это тоже полезно. Важен также и подбор партнеров. Игра будет протекать успешнее, если уровень умений участников примерно одинаков» (4, с 61).
«Как изменяется самостоятельная сюжетная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений? Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Почта» и т. п. Динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события (а не «разыгрывают» их), намечают дальнейшее направление сюжета. Игра развертывается в группах до 3--4 человек, причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера. Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре» (4, с 64).
Таким образом, можно сделать вывод, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня
Приём детей: 1. Проверить посещаемость (беседа с учителями). 2. Узнать о самочувствии, поведении, успеваемости детей. 3. Узнать об особенностях домашнего задания. 4. Коррективы в планы (если есть какие-либо изменения). 5...
Влияние дидактических игр на умственное развитие детей подготовительной к школе группе
Значение режимных процессов в воспитательно-образовательной работе с детьми
Ребенок так болезненно реагирует на отказ товарищей по группе играть с ним. И как личную трагедию воспринимает отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы. Специальными исследованиями установлено...
Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы
Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
В соответствии с типовым положением определены основные направления организации работы дошкольных учреждений для детей с ФФН в двух возрастных группах: старшей - для детей 6 года жизни и подготовительной - для детей 7 года жизни...
Организация коллективного труда в старшей группе
В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты или участка...
Организация работы воспитателя детского сада
Подвижные игры как основная форма двигательной деятельности дошкольников
Подбор игр. Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве...
Проблемы обучения детей на занятиях в условиях разновозрастной группы
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп...
Проведение прогулки в старшей группе детского сада
Проведение на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной двигательной активностью позволяет одевать детей даже в холодный период года в облегченную спортивную одежду, что способствует закаливанию организма...
Развитие лексических навыков на основе использования ролевых игр на уроке немецкого языка
В структуру ролевой игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми...
Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством элементарных опытов
В ходе своей работы я пришла к выводу: чем больше опыта тем больше ребёнок способен мыслить и рассуждать. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью...
Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Цель констатирующего этапа: 1) изучение уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей группы; 2) выявление уровня теоретической и профессиональной подготовки педагогов по проблеме руководства развитием сюжетно-ролевых игр детей дошкольного...
Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах
При организации дидактических игр детей от 3-х до 4-х лет воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утверждаться "Я сам"...
В подготовке к занятиям по изобразительной деятельности принимают участие как педагог, так и дети. В зависимости от возраста дети выполняют поручения педагога либо дежурят по занятию для подготовки необходимых материалов...