Конспект НОД по развитию речи «Дети играют в кубики. Игры кубики
Об играх с кубиками с детьми до 2 лет.
Деревянные кубики с буквами и цифрами - замечательная универсальная игрушка для детей от года и до тех пор, пока играется. Они не только помогут научить ребенка узнавать буквы и цифры, но и будут способствовать развитию мелкой моторики, ловкости, воображения, образного мышления, навыков конструирования, целенаправленности собственных действий."Первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), позже они становятся материалом для конструирования, а с развитием режиссерской игры кубики зачастую превращаются в предметы-заместители или строительный материал для сюжетных игр".
С совсем малышами и деревянными кубиками можно играть в прятки . Берем кубик, прячем его под платок. С большими глазами спрашиваем «А где кубик?» и наход им его. Постепенно малыш сам научиться убирать платок. А еще кубиками можно стучать друг об друга, кидать их, и просто ощупывать .
С малышами от года из кубиков можно строить башню . Конечно, оставлять кроху наедине с деревянными кубиками не стоит. У них есть острые углы, поэтому они не безопасны для игры без присмотра. Лучше купить малышу мягкие кубики - «мякиши». А деревянные кубики пригодятся для сравнения «мягкий» и «твердый». Кроме того, они не такие тяжёлые для детской руки, как деревянные. Башню можно строить и не одну. Сделайте две - одну низкую (2-3 кубика), другую высокую (5-7 кубиков). Объясните в духе «Смотри, мы построили две башни - одну высокую, а вторую низкую». Будет замечательно, если подключить к словам жесты - на «высокая башня» руку поднимаем вверх, на «низкая башня» вниз. Можно взять руку ребенка в свою и повторить движения вместе. Если сделать три башни разного размера, то можно познакомить ваше чадо и с понятием «средняя» . А если к игре подключить любимую игрушку, то можно научить ребенка сравнивать предметы. «Вот башня ростом с твоего мишку, а эта башня выше и т.п.»
Аналогично с помощью кубиков можно осваивать понятия «длинный» и «короткий» . Строим две дорожки в один ряд каждая, берем несколько игрушек, и они начинают бегать, то по одной, то по другой. Обязательно озвучиваем названия дорожек. По тому же принципу учим «широкий» и «узкий» . Дорожки одинаковой длины, но разной ширины.
А можно построить дорожку для мяча . Два ряда одинаковой длины на некотором расстоянии друг от друга. Толкаем мяч, и вот он уже на другом конце. Получилось? Делаем дорожку чуть длиннее и т.д. А потом делаем ворота и стараемся заг нать мяч туда. Хорошее упражнение на развитие точности движений и расчет силы удара.
Вернемся к башням и детям чуть постарше. Делаем башню ростом с какую-нибудь . Перед ней раскладываем еще несколько. Просим малыша найти игрушку одной высоты с башней. Можно построить несколько разных башенок. Главное, чтобы каждой соответствовала своя игрушка. И ищем жителей башенок.
С деревянными кубиками можно придумать бесконечное количество игр - упражнений. Они помогают постепенно освоить различные понятия, обогащают сенсорный опыт, способствуют получению не только конкретных представлений о форме, величине предметов, но и простых конструктивно-строительных умений. Играйте с ребенком в кубики!
Любая игра кубики, которую можно найти - это развлечение, в котором главными элементами будут:
- квадраты,
- блоки,
- кубики.
Кубики онлайн игра - это развлечение для досуга с пользой. Они относятся к категории логические игры и представляют собой головоломки, которые могут быть разных направлений, как нацеленные на увеличение скорости реакции, так и на развитие внимательности. Ваша задача в решении головоломок, в основном, будет заключаться в сопоставлении подобных по цвету и форме элементов, выстраиванию из них рядов или заполнению сплошным потоком уровней, как, например, в игре тетрис.
По мере прохождения все новых и новых уровней скорость и сложность поставленных задач будет увеличиваться, заставляя вас напрягаться сильнее и сильнее. В игры кубики играть интересно и они помогут Вам не просто с занимательно провести свое свободное от работы время, но и развить такие навыки, как внимательность и скорость реакции. Также, выбирая ряды из нескольких сходных элементов необходимо не забывать, что Вам придется делать следующие ходы, поэтому, умение продумывать наперед несколько шагов будет Вашим вознаграждением за время, потраченное на эту увлекательную игру.
Логические игры Кубики
Очень интересной интерпретацией игры кубики является такой вариант игры, в котором ряды разноцветных кубиков добавляются в основании игрового поля, постоянно ускоряя его наполнение с каждым следующим уровнем. В таких условиях мозг вынужденно усиливает свое напряжение, стараясь как можно быстрее отыскивать сочетания кубиков одинакового цвета, что, безусловно, будет способствовать прокачке вашего интеллекта и умственных способностей.
Особое внимание заслуживают игры категории кубики, основанные на игрушке-головоломке, созданной венгерским архитектором Эрнё Рубиком. Эта головоломка помогает развить пространственное воображение и аналитические способности. Поиск решения головоломки играя в бесплатные игры кубик рубик - это шаг навстречу Вашему интеллектуальному развитию, поскольку, только развиваясь человек способен двигаться вперед и достигать новых вершин. Игры кубики бесплатно объединяют в себе всю гамму простых двух - и трехмерных игр, которые помогут благоприятно влияют на развитие цветового восприятия, аналитических способностей, пространственного воображения, скорость обработки информации и прочих полезных способностей. Кстати, у нас Вы найдете игры в кубик Рубика во всех, самых популярных форматах, как классический вариант этой головоломки, так и менее распространенные интерпретации, а в частности - головоломка 2х2х2, 4х4х4 и даже 7х7х7 - вариант для самых одаренных любителей головоломок.
Ни одна онлайн игра и виртуальные развлечения не заменят «живых» кубиков, привычных нам с детства. Потому что они имеют «реальные» и осязаемые форму и вес. Самые примитивные, и такие незаменимые игрушки для гармоничного развития малыша!
Несмотря на свою простоту кубики являются самыми популярными игрушками, которые любят дети разных возрастов.
Зачем малышу кубики
- У самых маленьких кубики развивают мелкую моторику, а значит и речевые центры в мозгу.
- Ребенок получает адекватные представления о зависимости формы, размера и веса. Например, если кубик достаточно крупный, он и вес имеет ощутимый (конечно, речь идет не о пластмассовых игрушках). Если кубик бросить – раздастся соответствующий стук. Кроме того, при простейших манипуляциях с кубиками ребенок познает на интуитивном уровне законы природы: брошенный кубик падает, неустойчивая башня разрушается, кубик нельзя поставить на ребро и т. п.
- Кубики и конструирование простейших башенок и домиков из них учит малыша координированности действий, а также развивает пространственное мышление.
- Трудно переоценить роль кубиков с буквами при освоении азбуки и обучении чтению. Из чего еще можно легко составить слово «вечность»?!
- Создание «построек» из кубиков развивает воображение ребенка: построение домика, потом забора вокруг него, потом прочих пристроек, заселение домиков из кубиков плюшевыми жильцами, которые ходят друг другу в гости – полет фантазии не ограничен!
- Издревле дети интуитивно стремились играть с брусочками различной формы: строить домики и башенки, выкладывать вокруг них дорожки, а потом радостно все это рушить. Говорят, что кубики в «игровом арсенале» малышей появились только в 19 веке. Как продолжение идеи – появились блочные конструкторы для детей (чемпион в этой нише – конечно же, Лего).
Однако, детские психологи выделяют ряд преимуществ у простых кубиков перед конструкторами:
- кубики, не имея механизма крепления друг с другом, требуют от маленького «зодчего» большей ловкости м аккуратности, чтобы конструкция устояла;
- кубики при построении из них различных конструкций интуитивно прививают ребенку понятие равновесия;
- они развивают воображение и творчество ребенка, не навязывая ему готовых форм, а давая возможность создавать свои.
В этой связи специалисты особенно рекомендуют для самых маленьких простые кубики из неокрашенного дерева. Во-первых, это органика – нет места никаким опасениям по поводу токсичности, как при использовании пластмассы. Но главное преимущество перед пластмассовыми: деревянные кубики имеют вес соответственно своему размеру, а значит, не «обманывают» ребенка, формируя правильное представление о мире. Они приятны на ощупь и понятно, из чего сделаны. А прелесть неокрашенных игрушек состоит вот в чем: у дерева уникальная фактура, рисунок каждого среза неповторим. Все мы многократно в жизни фантазировали над странным формами: очертаниями облака, скалы или просто дырочкой на пододеяльнике, попавшейся на глаза перед сном. То там чудится человеческое лицо, то летящая птица, а то и овечий профиль… Точно так же ребенок, рассматривая природный узор на каждой грани деревянного кубика, будет «видеть» там невероятные сюжеты. Когда он станет чуть постарше, вы сможете часами фантазировать вместе с ним, рассказывая, что кто увидел на каждом кубике.
Какие бывают кубики
«Рынок кубиков» нынче разнообразен: кроме деревянных, сегодня в продаже есть пластмассовые, мягкие текстильные (плюшевые или поролоновые), обклеенные безопасными зеркальцами, с тарахтящими бусинами внутри. Что касается рисунков – тут тоже изобилие: кубики для самых маленьких могут содержать на гранях просто геометрические фигурки разных цветов. Для малышей постарше подойдут кубики с буквами и животными или предметами, названия которых начинаются на данную букву. Также есть «тематические» наборы кубиков: например, на них изображены только звери, или только предметы домашнего обихода, или только предметы-атрибуты профессий.
Кубики Никитиных
Эти кубики изобрели педагоги Елена и Борис Никитины для самых маленьких детей. Грани кубиков раскрашены в разные цвета, из которых малышу предлагается складывать узоры по образцу карточек, прилагающихся к набору кубиков. Занятия по методике Никитиных развивает логику и системное мышление у маленьких детей, учат комбинировать и определять сходство.
Вальдорфские кубики
Вальдорфская педагогика предлагает свою «версию» кубиков. Это деревянные брусочки разной формы, не обязательно кубической. Название для этих игрушек просто осталось традиционное. Чтобы что-то построить из таких кубиков, малышу нужно сначала хорошенько подумать, взвесить их на ладони, подогнать по форме один к другому. Это тот же тетрис, но только вживую и для маленьких. Такая игра развивает и пространственное и образное мышление, воображение, логику, координацию движений. Вообще вальдорфская методика воспитания подразумевает раскрытие личностного потенциала ребенка посредством вовлечения его во все дела взрослых. Ибо ведущей линией развития ребенка считает подражание. Поэтому для наиболее эффективного применения вальдорфских кубиков, маме следует, хотя бы поначалу, присоединиться к такой игре. И показать малышу, что можно построить из этих брусочков.
Кубики Зайцева
Это специальные кубики, разработанные выдающимся русским педагогом Николаем Зайцевым. Они помогают обучить чтению малышей с задержкой развития речи и психики, аутизмом, а также для салабовидящих и слабослышащих деток. На грани таких кубиков нанесены склады – слоги или комбинации гласных. Принцип образования складов обусловлен анатомической структурой человеческих связок и усилием, которое применяется для произнесения того или иного фрагмента слова.
В зависимости от этих складов (включающих только гласные или также согласные: звонкие или глухие, мягкие или твердые), кубики различаются по цвету, размеру и звуку тарахтящего наполнителя. Из этих кубиков малыши с помощью педагогов складывают слова – как из обычных кубиков с одной буквой на каждой грани.
Кубик Рубика
Всем известная и полюбившаяся всему миру головоломка под силу уже младшему школьнику. Кстати, сегодня существуют мировые первенства по скоростной сборке кубика Рубика – спидкубингу. В настоящее время мировой рекорд принадлежит голландцу Эрику Аккерсдийку, который собрал его за 7,08 секунд!
Но вернемся же к нашим обычным детским кубикам. Какие и когда предлагать ребенку, и как ими правильно играть, чтобы малыш рос умненьким и изобретательным.
Как играть в кубики в зависимости от возраста ребенка
Ниже мы приведем несколько советов для взрослых о том, как с помощью традиционных кубиков играть с малышом в развивающие игры, чтобы помимо удовольствия игра приносила пользу.
1 - 1,5 года
Первый набор кубиков подари карапузу в возрасте около 1 года или и того меньше. Во-всяком случае, он должен уже хорошо сидеть или подолгу стоять на коленках или четвереньках. Для такого возраста будет достаточно набора из 6 кубиков.
Первые игры вне зависимости от желания взрослых будут такими, как и с любыми другими игрушками: бросание и изучение стука падающей вещи; просто ощупывание с применением различных способов захвата сначала двумя, а потом и одной ладошкой; перекатывания кубика по полу – ведь только взрослые считают, что катиться могут предметы исключительно круглой формы.
По инициативе взрослого можно играть в «прятки кубика». Покажи малышу кубик, а потом спрячь его под платок, в мешочек или коробку у него на глазах. Потруси упаковкой и попроси малыша обнаружить пропажу, не торопи его и не помогай – пусть он сам развернет и найдет свой желанный приз.
1,5 - 2 года
Когда малыш подрастет, с возраста 1,5 лет, начинай привлекать его к строительству простейшей башенки: просто ставить кубики один на другой. Сначала ваши роли четко распределятся: ты будешь строить башенку, а малыш ее разрушать, что будет доставлять ему колоссальное удовольствие. Впоследствии ребенок начнет помогать тебе в постройке: начинайте с одного кубика, а по мере накапливания сноровки – наращивайте этажность вашей башни. Когда просто строить и рушить башенку ребенку надоест, покажи ему, как построить домик с окошком. По началу это простейшая конструкция из 3-х кубиков: два на нижнем ярусе, поставленные на какое-то расстояние, а сверху – третий между ними. Развивай воображение малыша – посели за окошком зайчика, пусть медвежонок придет к нему в гости.
2 - 2,5 года
По мере взросления карапуза – уже к 2 – 2,5 годам для постройки домика понадобится горазд больше кубиков – малыш с твоей помощью начнет строить его с 4-мя стенами, как положено. Вокруг домика можно будет мостить дрожки, прокладывать туннели, по которым катать мячик, перекидывать мостик между двумя далеко расставленными кубиками и пр. Да и домиков может быть не один, а несколько, в каждом из которых кто-то будет жить, и эти «жильцы» начнут ходить друг другу в гости и дарить подарки. Так игра с обычными кубиками хорошо послужит социализации ребенка. Ни в коем случае, не брани чадо за раскиданные по всей комнате кубики – творческий процесс не знает порядка. И не заставляй обязательно убирать кубики на ночь – возможно, завтра малыш захочет достроить «кубиковый» город – к утру у него явно появится много новых идей.
3 - 4 года
Когда ребенок уже «дорос» до постижения азбуки (3 – 4 года), вам понадобятся кубики с буквами. Какие они бывают, мы вкратце описали выше, а вот как с ними играть – поговорим сейчас. Сначала покажи малышу одну букву на грани кубика. Расскажи ему о ней какую-то историю, обязательно назови предмет, иллюстрирующий эту букву на кубике. Дальше можно играть с кубиком как с заменителем этого предмета (самолетик будет летать, а уточка крякать). Заодно, будет хорошая тренировка образного мышления ребенка – ведь он манипулирует не с настоящими предметами, а их изображениями на картинке. Затем перемешай много кубиков и попроси малыша отыскать «вашу» буковку. По мере того, как ребенок будет узнавать все новые и новые буквы, усложняй задачу: пусть К подружится с А, пусть О отыщет П и т. д.
А когда арсенал знакомых букв будет уже более-менее большой – начинайте складывать из них слоги и слова.
Попади в цель
Используя кубики, можно провести настоящий урок физкультуры. Игра «Попади в цель» разовьет у ребенка меткость, координацию движений, глазомер. Поставьте рядом с малышом коробку (подстелив на дно мягкую тряпочку) и предложите кидать в нее кубики. Если кроха легко справляется с заданием и нет ни одного промаха - коробка отъезжает дальше и малыш переходит на новый уровень. Расстояние около одного метра - идеальное для такого возраста.
Змейка
Кубики разложите по комнате в одну линию на расстоянии чуть меньше шага ребенка. Малышу нужно будет змейкой обойти каждый из них. Покажите ребенку, как это делается, а потом предложите попробовать не ходить, а ползти или прыгать по намеченной дорожке.
Cобери в коробку
Подберите коробку, в которую можно вместить все кубики, только если аккуратно укладывать их один к одному. Для начала давайте разные игровые задания. Например.
«Эти четыре кубика плохо себя вели и их наказали - поставили в угол. Поставь эти кубики по углам коробки. Молодец! Простим кубики? Тогда вот тебе еще одно задание.
Эти кубики любят выходить на балкончик и смотреть вниз. Давай расставим их всех так по краю коробки, чтобы они могли любоваться видом «с балкона»».
Вы можете попросить ребенка расставить кубики вокруг коробки, положить в середину, выстроить перед коробкой в очередь в ожидании попадания в нее или поставить друг на друга возле коробки, чтобы верхний кубик мог заглянуть вовнутрь.
«Кубики поиграли с нами и подружились, теперь им пора домой».
Попросите малыша собрать их в коробку. Скажите: чтобы кубики вместились и никому не было обидно, нужно складывать их плотно, не торопясь. Покажите, как. Когда вы вместе закончите работу, порадуйтесь, что все поместились.
Дом для мышки и жирафа
Играя в кубики, можно легко познакомить ребенка с понятиями выше - ниже, длиннее - короче или закрепить знание о них.
Постройте башенку из трех кубиков. Попросите малыша сделать домики выше и ниже вашего. Чтобы игра была более насыщенная, наглядная и не напоминала школьный урок, возьмите маленькие игрушки и стройте домики для них. Маленькой мышке нужен домик невысокий, а вот жирафу…
Определи на ощупь
Возьмите мешочек или тряпичную сумку и положите туда несколько кубиков и еще штук пять других игрушек. Попросите малыша, не заглядывая в мешочек, достать все вещи, кроме кубиков, и постараться на ощупь определить и сказать, что ему попалось.
И снова прятки!
Возьмите десять кубиков и разложите их в комнате так, чтобы их чуть-чуть было видно. Из-за телевизора выглядывает желтый кубик, под скатертью виднеется странный бугорок, а со шкафа собирается спрыгнуть еще один смельчак. Пусть малыш найдет все кубики. Считайте находки вслух!
Ходящие пальцы
Игра, можно сказать, настольная. Покажите ребенку, как пальчики его рук могут ходить. Пусть кроха пройдет или пробежится по столу. Отличное упражнение для развития мелкой моторики. Теперь устанавливаем полосу препятствий из кубиков - простая дорожка, поворот, ямка - дорожка, ямка - дорожка. Теперь ходите пальцами по кубикам. Ходите вместе. Не перепрыгивайте ямы. Дотягивайтесь до следующего кубика!
Строительство трассы для машинок
Если в доме есть маленькие гоночные машинки, то не построить для них трассу из кубиков просто нельзя! Здорово, если кубиков много - дорога будет длинной и опасной, с поворотами. Если количество кубиков ограничено, придется брать дополнительный материал - линейки! Тогда дорога будет еще и наклонной и скользкой.
Выдержки из статьи М.Н. Андросовой.
Понравились идеи игр, но нет кубиков? Нет ничего проще! Заходите в наш интернет-магазин и выбирайте
Каких только игр не существует на свете! Есть игры подвижные, для которых нет лучше места, чем лесная полянка. Есть игры дворовые: им непременно нужна большая компания детворы. Есть настольные, которые уместятся на самом обычном столе… Но есть особая категория игр, для которых необходимо достаточно большое пространство, но при этом двор, пляж или лесная полянка не подойдут. А подойдет чистая, теплая поверхность, на которой можно посидеть и даже полежать, по которой легко катать машинки и мячики, где можно строить города и дороги и где так здорово устроить веселую борьбу с папой… Речь пойдет об играх на ковре. О самых простых домашних затеях, для которых не нужна особая подготовка, которые не таят в себе сложных сценариев, но которые любят все ребятишки без исключения. Особенно когда за окном трещит мороз и выбраться на прогулку удается не так часто, как летом. Итак, будем вспоминать игры, знакомые с детства. И конечно, придумывать новые, свои…
Ехала машина темным лесом
Не стоит думать, что игры с машинками интересны только мальчикам. Большинство маленьких девочек машинками тоже очень даже интересуются. Особенно если мама или папа предложат интересную игру. Для игр на ковре лучше подбирать машинки с крупными колесами, чтобы их можно было легко катать или инерционные. А уж сколько игр с ними можно придумать!
Игры на полу для детей 1-2 лет
C горки! Горку можно соорудить из наклоненной гладильной доски и скатывать с нее машинки на пол. Пусть малыш скатит по очереди все машинки из своего автопарка: тяжелые будут ехать быстрее, легкие - медленнее. Разнообразьте игру, выкладывая на пути машинок разные препятствия. Остановит ли машинку легкая картонная коробочка на пути? А большая книжка? Эта нехитрая игра даст малышу простор для экспериментов, поможет получить самые первые знания о свойствах предметов.
«Поймай меня!» Привяжите к машинке или любой игрушке на колесиках длинную веревку. Оставьте игрушку в комнате, где играет малыш, а сами спрячьтесь за угол и медленно потяните за веревочку. Пусть малыш поползет или пойдет за игрушкой, стараясь ее схватить. Игрушка немного поводит кроху по дому, а потом даст себя поймать. Иначе кроха может и расстроиться!
Игры на полу для детей 2-3 лет
Гонки . Малышу наверняка понравится идея узнать, какая из его машинок самая шустрая. Соберите на полу весь автопарк, обозначьте линию старта и выстройте на ней все машины. Теперь по очереди запускаем каждую машинку вперед и смотрим, какая уехала дальше. Можно поиграть и чуть иначе. Обозначив финиш, продолжаем запускать по очереди все машинки до тех пор, пока одна из них не достигнет финиша. Определяем тройку лидеров и строим для них пьедестал почета из кубиков.
Чудо-трасса. Из кубиков, конструктора, коробочек, книг, листов картона, линеек и других подручных средств сооружаем на ковре трассу для машинок. Добавим на пути шлагбаумы из карандашей, мосты из линеек, гаражи из коробок, парковки, заправки, зоны отдыха… Собираем машинки и отправляемся в путешествие.
Катится-покатится
Как правило, мы воспринимаем мяч как уличную игрушку. И это верно: в квартире слишком много хрупких предметов, которые жалко разбить. Но мы не станем наши мячики бросать - мы будем катать их по ковру, развивая ловкость и координацию движений.
Игры с мячом для детей 1-2 лет
«Ты мне, я тебе». Эта совсем простая игра, но малыши ее просто обожают. Усядьтесь с сыном или дочуркой на пол лицом друг к другу (ноги нужно расставить пошире в стороны) и начинайте катать небольшой мячик, стараясь прикатить его точно в руки: вы - малышу, а малыш - вам. Чтобы усложнить игру, сядьте подальше друг от друга. А еще можно играть одновременно двумя мячами. Если рассказать крохе, что мячик - это колобок, можно катать его, приговаривая потешку из сказки: «Я колобок-колобок, на сметанке мешон…»
С горки! Устройте горку из подручных средств - дощечки, большой книги, крышки от коробки, гладильной доски, приподняв один конец. Покажите малышу, как положить наверх горки маленький мячик, чтобы он скатывался вниз. Пусть теперь малыш попробует сам. А потом вы будете мячик катить, а кроха - стараться его поймать внизу.
Катится - не катится. А теперь пусть малыш попробует скатить с горки кубик. Получится ли у него так же, как с мячиком?
Игры с мячом для детей 2-3 лет
Боулинг. Это замечательная домашняя игр, прекрасно развивающая ловкость, моторику, координацию движений. Если у вас нет покупных кеглей, их с успехом заменят полулитровые пластиковые бутылки, наполовину заполненные водой и хорошо закрученные. Расставляем их в ряд, а затем по очереди с малышом катим мячик по полу, стараясь попасть по кеглям. Расстояние до мишеней увеличиваем постепенно.
Городки. Ну и что, что городки у нас будут не совсем настоящими! Все равно весело! Сначала строим вместе с малышом разные фигурки из кубиков или строительного набора, а затем сбиваем их мячиком, который катим по полу.
Веселое строительство
В арсенале игрушек любого малыша непременно должно найтись место самым обычным кубикам. Не имеет большого значения, будут они пластмассовые или деревянные (хотя деревянные предпочтительнее: все-таки натуральный материал). А еще можно строить разные постройки на полу можно из подручных материалов - стульев, коробок, диванных подушек… Ну как, поиграем в строителей?
Игры с кубиками для детей до года
Кубик на кубик. В самые первые игры с кубиками можно начинать играть с малышом, который уже умеет сидеть. Сначала мама строит башенки на глазах у малыша. А потом и малыш захочет попробовать поставить кубик на кубик. Это получится у него не сразу. Ведь даже захватить кубик ручкой для грудничка непростая задача.
«Бах!» Мама строит башню, а малыш с радостным визгом ее ломает. Для крохи это не просто веселая игра, но и возможность побольше узнать о свойствах предметов и понять причинно-следственные связи. Вот только башенка была целой, но если ударить по ней рукой, то кубики рассыплются, разлетятся по всей комнате…
Игры с кубиками для детей 1-2 лет
«Чух-чух». Соорудите «поезд», поставив два кубика один за другим. Теперь толкайте задний кубик в сторону малыша, чтобы оба кубика двигались. При этом можно приговаривать: «Чух-чух-чух…» Пусть и малыш построит такой же паровоз и пробует повторять за мамой: «Чух-чух, пых-пых!» А потом построим «поезд» из трех кубиков-вагончиков, а потом еще длиннее, и еще… Пусть малыш попробует управлять таким длинным составом из кубиков. Это не так-то просто! А потом посадите на один из кубиков игрушку. Нужно двигать кубики так, чтобы пассажир не свалился.
Дома и гаражи . Просто строить из кубиков не так интересно, как строить что-то важное и нужное. Например, домик. Или гараж для машинки. И не просто домик, а домик для зайчишки, которого хитрая лиса выгнала из избушки. И не просто гараж, а гараж вот для этой, самой любимой синей машинки… Пусть малыш пробует строить сам. Лучше не вмешиваться в его работу, а строить рядом что-то свое. Кроха будет следить за действиями мамы и повторять.
Дорожка. Можно не только строить дома из кубиков, но и выкладывать ими дорожки. Длинные-предлинные. По дорожкам могут бегать игрушки или ездить машинки. А еще «походите» по ним пальчиками.
Паровозик. Поставьте в ряд несколько стульев. Это будет поезд. Усадите на стулья пассажиров из числа любимых игрушек. Сначала машинистом побудет мама. Она будет сидеть на первом стуле-паровозе и изображать, как поезд движется: «Чух-чух-чух, ту-ту!» А потом побыть машинистом попробует малыш. Пусть попробует попыхтеть, как настоящий паровоз.
Игры с кубиками для детей 2-3 лет
Цветные дорожки. Подросшему малышу предложите не просто построить из кубиков дорожку, но и придерживаться определенной последовательности цветов. Сначала пусть построит только желтую дорожку. Или только синюю. А потом попробуем чередовать кубики. Например: кубик синий, кубик красный, и снова синий.
Выше и ниже. Постройте башню из нескольких кубиков, а малыш пусть сделает две другие, чтобы одна была выше вашей, а другая ниже. Это будут башенки для мышки и жирафа. Точно так же можно разбираться с понятиями «длиннее» и «короче», выкладывая из кубиков длинные и короткие дорожки.
Зоопарк. Постройте вместе с малышом зоопарк. В ход пойдут кубики, детальки строительного набора, коробки и т.п. Выкладываем вольеры (забор-оградку из кубиков), строим «скалы», придумываем «бассейны» для водоплавающих животных. Потом заселяем зоопарк игрушечными зверями. Дальше можно разыгрывать массу сюжетов: кормим зверушек, организовываем посещение зоопарка куклами, перевозим зверей на машинах из вольера в вольер, играем в «Звери убежали» и т.д.
Мебельная фабрика. Пусть малыш попробует соорудить из деталей строительного набора мебель для игрушек: стол, кресло, кроватку, табурет, пуфик. Потом поиграйте с этой самодельной мебелью вместе.
«Не упади!» Игра эта простая, но очень веселая. Строя башню вместе с малышом, ставьте кубики один на один по очереди. Ставить нужно осторожно, чтобы башенка не развалилась. Кто поставил последний, «критический» кубок и завалил башню - тот проиграл. Ему собирать разлетевшиеся по всему полу кубики…
Чья башня выше? А это - игра-соревнование. Кому удастся построить из кубиков самую высокую башенку - маме, папе или малышу? А, может, дедушке?
Игрушечная история
Игры с мягкими, резиновыми, пластмассовыми игрушками отлично подходят для дома. Усаживайтесь с малышом на мягком ковре, пододвигайте поближе коробку с игрушками и начинайте играть. Во что? Пусть подскажет фантазия…
До года
Все в коробку! Поставьте посередине ковра коробку с игрушками. Пусть малыш сначала все игрушки из нее вытащит, а потом покажите ему, как сложить игрушки обратно. Увлекшись, кроха может проделывать такую операцию несколько раз подряд. А что, если вместо одной коробки поставить две или даже три?
«Прыг-скок». Возьмите несколько мягких игрушек, подберите подходящие стихотворения или потешки. Усадите малыша на ковер, сядьте рядом. Возьмите одну игрушку, показывайте малышу, как она ходит по ковру, и рассказывайте о ней стишок. А потом пусть малыш попробует ее «поводить».
Котенок
Хоть котенок и игрушка,
У него есть хвост и ушки,
Носик розовый, блестящий.
Он совсем как настоящий!
Львенок
Львенок мой совсем не злой,
Потому что цирковой.
Он слегка похож на кошку,
А рычит лишь понарошку.
Лисичка
Хвост пушистый у лисички,
Черный носик и реснички,
Шубка всем зверям на диво
Поглядите, как красива!
(Ю. Каспарова)
1-2 года
Теремок. Расположившись на ковре, сложите в коробку несколько подходящих игрушек, затем вытаскивайте из коробки по одной и рассказывайте малышу сказку: «Вот мышка-норушка бежит. Кто-кто в теремке живет?» Сказка может быть любая: и «Репка», и «Колобок», и даже придуманная мамой на ходу, исходя из наличия «в хозяйстве» тех или иных персонажей. Показывайте малышу, как игрушки выполняют разные действия - бегают, прыгают, машут лапкой, спят… Меняйте тембр голоса под каждого героя, стремитесь получать от маленького зрителя эмоциональный отклик.
Веселая сортировка. Соберите в кучу на ковре все имеющиеся в наличии игрушки. Расскажите малышу, что зайчики хотят дружить с зайчиками, куколки - с куколками. Пусть кроха разделит игрушки на группы. Можно сделать несколько импровизированных столов из коробок и рассаживать каждый вид игрушек за свой стол. Пусть малыш при этом старается называть игрушку или произносит звукоподражание: «ав-ав», «мяу-мяу»…
Цветные перестановки . А теперь наши игрушки решили рассесться по цветам: за одним столом - белые, за другим - синие и т.д. Сначала помогайте малышу рассаживать игрушки правильно. Ближе к двум годам он будет легко справляться с этим самостоятельно.
2-3 года
Кукла идет гулять. Эта простая и полезная игра будет учить малыша аккуратности и любви к порядку, развивает речь, расширяет знания об окружающем мире. Приготовим куклу и одежду для нее и придумайте место для прогулки. Разложите на ковре импровизированные дорожки, постройте из кубиков домики, магазин, игровую площадку и т.п. Расскажите малышу, что кукла собирается на прогулку. Пусть малыш выберет из кукольного гардероба те вещи, которые ей понадобятся, а затем оденет куклу. Поощряйте малыша проговаривать свои действия: «Это платье. Надеваю платье на куколку…» Когда кукла будет готова, ведите ее на прогулку. По пути кукла может зайти в магазин, покачаться на качелях, сходить в зоопарк, зайти в кафе, встретить других кукол и зверей. А может, она выйдет на прогулку с собачкой? После прогулки кукла возвращается домой и переодевается в домашнюю одежду. Пусть малыш ее переоденет и аккуратно сложит одежду. Дальше можно покормить куклу, уложить спать или поиграть в сюжетную игру. Например, в «день рождения».
Магазин. Ваш малыш с удовольствием подхватит предложенную мамой сюжетную игру в магазин. Сейчас в детских супермаркетах продается множество аксессуаров для такой игры. Но даже без них организовать игру совсем не сложно. Собираем всевозможные коробочки из-под продуктов, пластмассовые овощи, конфеты и прочие подходящие «товары» для продуктового магазина. В хозяйственном магазине можно «продавать» детскую посудку, в мебельном - игрушечную мебель. Собачки, кошечки и прочие подходящие зверята станут товарами зоомагазина и т.п. Можно даже организовать на ковре целый супермаркет! В качестве денег могут выступать каштаны, желуди, ракушки, камешки, нарезанная цветная бумага. Пожалуй, подготовка к игре не менее увлекательна, чем сама игра. А теперь поиграем. Ну, кто первый будет продавцом?
Очередь. Выстройте на ковре очередь за лакомствами из игрушек. Командуйте малышу: «Первым в очередь стал мишка, вторым - пингвин, третьим - собачка, за ней - зайка…» Пусть малыш внимательно посмотрит на очередь, затем закроет глаза. Мама тем временем меняет местами мишку с собачкой. Малыш открывает глаза и пытается вспомнить первоначальный порядок. Игру можно усложнять, добавляя в очередь новые игрушки, меняя одни на другие и т.п. Так будем тренировать память, развивать внимание, мышление, сосредоточенность.
Полоса препятствий
Устроить дома полосу препятствий совсем не сложно. В ход пойдут стулья, диванные подушки, игрушки, коробки, кубики… Малыши очень любят подобные игры. К тому же, они прекрасно развивают ловкость, координацию движений, моторику и… смекалку!
До года
Тоннель. Из большой коробки можно сделать замечательный тоннель для умеющего ползать крохи. Он стает для него хорошим спортивным тренажером. Для этого вырежьте у коробки дно и верх. Посадите малыша на пол у одного конца тоннеля, сами сядьте с другой стороны и позовите кроху. Можно разнообразить игру, завесив ваш конец тоннеля полотенцем.
Баррикада. Это игра для малыша, уже уверенно ползающего на четвереньках. Устройте посередине комнаты «завал» из подушек и больших мягких игрушек (он не должен быть слишком высоким!). Можно использовать и коробки-тоннели из предыдущей игры. Затем сядьте на другой стороне комнаты и позовите малыша. Пусть постарается пробраться к вам, перелезая через препятствия.
1-2 года
Подземное путешествие. Для подросшего путешественника можно смастерить длинный тоннель сразу из нескольких коробок, склеив их скотчем. Вот это получится по-настоящему захватывающее приключение!
Канатоходец . Выложите на ковре дорожку из длинной ленты. Пусть малыш постарается по ней пройти, как канатоходец в цирке. Для большего сходства пусть возьмет в руки веер. Сначала выкладываем прямую дорожку. А затем усложняем задание: делаем повороты, петли и зигзаги.
2-3 года
Препятствия на дороге. Разложите на полу кубики в одну линию на некотором расстоянии друг от друга. Пусть малыш представит, что он маленький автомобильчик. Ему нужно пройтись змейкой, «объезжая» каждое из препятствий. Между кубиками можно не только ходить, но и бегать, прыгать и даже ползти.
Скачки. Помните, как мы строили барьеры для игрушечных лошадок? А теперь пусть лошадкой побудет малыш. Его задача - пробежать всю дистанцию по ковру и перепрыгнуть через препятствия из кубиков, не развалив их.
Болото. Разложите на ковре на небольшом расстоянии друг от друга подушки. Расскажите малышу, что ковер - это болото, а подушки - кочки. Задача малыша - перебраться через болото, прыгая по кочкам-подушкам. При этом можно весело квакать, представляя себя маленьким зеленым лягушонком.
«Помоги мишке». Игра похожа на предыдущую. Но теперь малышу нужно не просто перебраться через «болото», но еще и помочь игрушкам. Усадите на ковер несколько игрушечных зверят. Пусть теперь малыш берет в руки одну из игрушек. перебирается на другую сторону «болота», а потом возвращается за следующей.
Веселая дорожка. Возьмите листы цветного картона и обведите свои ладони и ступни - правые и левые, а затем вырежьте. Из вырезанных фигурок сделайте дорожку, разложив следы в произвольном порядке. А теперь предложите малышу пройти по этой дорожке руками и ногами, чтобы ладошки и ступни совпадали со “следами”. Здесь малышу потребуется ловкость, быстрота реакции, умение ориентироваться в пространстве. Чем младше ребенок, тем короче и проще должна быть дорожка.