Когда пишется корень рос. Презентация на тему: "правописание корней -раст-(-ращ-) -рос- -раст- -ращ- -рос-"
Одна из наиболее сложных орфограмм в русском языке - безударная чередующаяся гласная в корне. Например, слова "растения", "рост", "выращенный" и "выросли" являются однокоренными, но пишутся по-разному. От чего зависит выбор "а" или "о" в корнях "раст", "ращ" и "рос"?
Тип орфограммы
Безударные гласные в корне бывают трех типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
Столкнувшись с безударной проверяемой гласной в корне, достаточно подобрать проверочное слово, в котором эта буква окажется под ударением. Для непроверяемых такие слова не подбираются, поэтому верное написание можно только выучить. Случаи с чередованием особенно важно запомнить, поскольку попытка определить гласную с помощью однокоренных может привести к неправильному результату.
Именно к этому типу относится орфограмма в корнях "раст", "рос" и "ращ".
Правило
Верную гласную можно выбрать, исходя из вида корня: перед "ст" и "щ" пишется буква "а", а перед "с" ставится "о": прорастать, зарастание, выращивать, наращивание, заросли, проросли.
Естественно, в корнях "раст" и "рос" под ударением надо писать ту гласную, которая слышится, как, например, в слове "рост".
Исключения
В случае с корнем "ращ" правило выполняется всегда, а для корней "раст" и "рос" существуют исключения.
В нескольких словах с корнем "рост", всегда пишется "о": росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, на вырост. Все слова, образованные от данных, также пишутся через "о".
Например, "ростовщичество", образовано от "ростовщик" с помощью суффикса "еств", поэтому в корне гласная "о". Существительное "росточек" получено добавлением суффикса "ек" к "росток", следовательно, и в этом случае пишем "о".
Исключение с корнем "рас" - это слово "отрасль" и все производные от него. Например, прилагательное "межотраслевой", образованное приставочно-суффиксальным способом.
Таким образом, для верного выбора гласной в корнях "раст" и "рос" достаточно лишь запомнить простое правило и слова-исключения.
Цель: освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.
Формирование УУД:
Познавательные метапредметные умения
- Использовать орфографическое правило для решения проблем правописания.
- Воспроизводить текст, воспринимаемый под диктовку, соблюдая орфографические нормы.
- Уметь работать с толковым словарем.
- Уметь объяснять причину ошибок, исправлять их, приводить свои примеры.
Коммуникативные метапредметные умения
- Опираясь на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные метапредметные умения
- Планировать свою деятельность на уроке,осуществлять самопроверку письменных текстов.
- Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи, оценивая чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.
- Исправлять речевые недостатки.
1 этап (Приложение 1 . Слайды 1, 2, 3, 4, 5)
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Учащимся предлагается решить два ребуса.
В результате в тетрадях учащихся и на доске записываются слова:
Заря.
Горение.
По каким правилам пишем эти слова?
Формируемые УУД
Развитие «Я - концепции»
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
2 этап (слайды 6, 7, 8)
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой а в корне. Прокомментируйте свой выбор.
- Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой о в корне. Прокомментируйте свой выбор.
Затруднение. Проблемная ситуация.
Орфографическая 5-минутка. Вставить пропущенные буквы. Обсудить в паре.
Оч…ровать красотой
Заг…дать желание
Небо в з…рницах
Подг…ревший пирог
Прил…гать усилия
Дети подр…стают
Вот только на этом этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь.
Формируемые УУД
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Поиск разнообразных способов решения задач
Формулирование проблемы
3 этап (слайды 9, 10, 11)
Этап открытия новых знаний, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, возможна работа со словарем.
Поразмышляем!
Вот вам карточки с группами слов.
Понаблюдайте, когда в этих словах пишется о
, а когда а.
Сделайте вывод.
(Работа в парах)
Карточка 1
Буквы о-а в корне -лаг- -- -лож-
- Предла гать - предло жить
- Сла гаемое - сло жение
- Прила гать - прило жение
Карточка 2
Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) -- -рос-
- раст - раст ение
- -ращ - выращ енный
- -рос - зарос ли
Исключения: отрас ль, рост ок, рост овщик, Рост ов, Рост ислав, подрост ковый, на вырост.
На основании исследования закономерностей в написании слов учащиеся устно формулируют два орфографических правила, затем учитель предлагает сверить с формулировкой, данной в учебнике. В процессе работы может возникнуть необходимость в толковании слов «ростовщик», «отрасль». Как правило, пятиклассники не могут объяснить их значения. Поэтому следующим этапом работы может стать работа с толковым словарем, в результате которой учащиеся составляют предложения со словами «ростовщик», «отрасль».
Словарь подскажет
- Отрасль - отдельная область науки, производства.
- Ростовщик - тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.
Формируемые УУД
- Поиск необходимой информации для решения учебных задач с использованием учебной литературы
- Структурирование знаний
- Использование речи для регуляции своего действия
4 этап (слайды 12, 13)
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Учащимся предлагается выполнить следующее задание на карточке (работа в парах)
Вставьтепропущенныебуквы:
1) изл_гать,
2) пол_гать,
3) сл_гаемое,
4) предл_гать,
5) возл_гать,
6) изл_жение,
7) возл_жить,
8) пол_г,
9) перел_жить,
10) распол_гать,
11) сл_гать,
12) предпол_гать
13) прил_гательное,
14) р_стение,
15) прор_сти,
16) отр_сль,
17) р_стовщик,
18) р_сток,
19) подр_сли,
20) прор_сти,
21) выр_щенный,
22) дор_сти,
23) р_стительность,
24) возр_ст,
25) прир_сти.
Формируемые УУД
- Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- Структурирование знаний
- Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы
5 этап (слайд 14)
Этап включения в систему знаний и повторения
Определите «третийлишний»
- прилагать, ловить, помирить;
- усложнить, положить, изложение;
- произрастать, потрясти, излагать.
Игра «Третий лишний» позволяет учащимся не только повторить изученные правила, но и осознать необходимость различения корней с чередованием и корней с проверяемой безударной гласной. Кроме того, учащиеся вспоминают о таком важном умении для формирования орфографических навыков, как умение верно выделять морфемы.
Формируемые УУД
- Развитие «Я концепции»
- Владение диалогической формой речи.
- Писк разнообразных способов решения задач
- Структурирование знания
6 этап (слайд 15)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На этом этапе учащимся предлагается вспомнить этапы освоения орфографических правил и применить новые знания при решении очередной орфографической задачи, представленной на слайде. На этом же этапе учитель опрашивает учеников о том, как им работалось в парах, просит рассказать о положительных моментах совместной деятельности и о том, какие затруднения испытывали учащиеся, ребята заполняют карту успеха и сдают учителю.
Формируемые УУД
- Развитие «Я - концепции»
- Самооценка личности
Домашнее задание разных уровней сложности (слайд 16) (учащиеся выбирают одно задание)
- Выполнить упражнения 98 на стр.88 и упр.100 на стр.89 из учебника А.Д.Шмелева «Русский язык. 5 класс. В двух частях» М. «Вентана-Граф» 2014
- Составить связный текст для диктовки с использованием слов на изученные правила.
- Придумать стихотворение, которое поможет запомнить слова-исключения.
Цели и задачи:
- закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
- развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
- воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.
Оборудование:
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1 )
- Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
- Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)
2. Проверка домашнего задания.
Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.
Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.
- 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
- 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.
Затем осуществляется совместная проверка.
Устный опрос:
От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?
3. Закрепление.
1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)
(водоросли)
Какие корни встречаются в этом слове?
Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).
(В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)
Что растет по берегам реки? (слайд 3)
(камыш, рогоз)
Обратите внимание, как пишется слово рогоз . Объясните орфограмму в слове камыш.
Составьте и запишите предложение с этим словом.
(У берега растет высокий камыш.)
Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.
2) - После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.
Что растет на берегу? (слайд 4)
(яблонька)
Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).
Учащийся читает стихотворение.
Р_сти, р_сти яблонька
Подр_стай!
Цв_ти, цв_ти яблонька
Расцв_тай!
З_лотое солнышко,
Жарче грей!
Выр_стайте яблоки
Поскорей!
Р_сла, р_сла яблонька
Подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька
Отцв_ла.
Отр_хнула яблонька
Свой наряд,
И поспели яблоки
Для ребят.
Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.
Над какими орфограммами работали?
Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.
3) - Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)
(бутылка)
А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)
Это письмо от ребят. Прочитаем его.
Сад вырос.
У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.
Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.
Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.
Где находился садик? Кто его вырастил?
Как двор выглядел сначала?
Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?
Как разрастался сад?
Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.
(вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)
Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.
Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.
Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.
(бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)
Проверим, правильно ли мы распределили слова.
5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.
4. Итог урока.
С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?
Вы хорошо сегодня поработали.
5. Домашнее задание.
Выполнить работу на карточке. (слайд 10)
Раст--ращ--рос- РАСТи РАСТение выРАСТи заРАСТи выРАЩивать выРАЩивание РОСли заРОСли выРОСли Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице. Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице.
1. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли. 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли.
2. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли. 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли.
3. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить. 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить.
4. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква Е 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру). 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру).
5. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать. 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать.
Сафиуллина Нурия Ахматовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Осиновская гимназия Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Конспект урока по ФГОС в 5 классе.
Тема: Правописание корней -РАСТ- , -РАЩ- и -РОС-.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели:
формировать навык орфографической зоркости и грамотного письма;
воспитывать желание писать красиво и аккуратно.
- знакомство с условиями выбора букв А-О в корнях –раст-, -ращ-, -рос-.
Формирование умений правильного написания этих корней;
-формирование практических навыков,
-развивать умения логически излагать свои мысли.
-воспитывать культуру учебной деятельности.
Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
уметь высказывать своё мнение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД);
уметь ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник; свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
знать нормы правильного написания корней –раст-, -ращ-, -рос-.
знать условия выбора букв О-А в корнях –раст-, -ращ-, -рос-.
Знать слова-исключения
Распознавать слова с чередующимися гласными а - о в корнях - раст-, -ращ-, -рос -;
обосновывать выбор гласных в этих корнях.
уметь применять полученные знания на практике,
уметь оформлять на письме,
уметь обозначать орфограмму № 13.
Основные понятия:
правописание корней –раст-, -ращ-, -рос-.
Межпредметные связи: Литература Ресурсы: Основные: Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. .Издательство: М.: Просвещение. Год: 2012.
Дополнительные:
1.Богданова Г.А. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. Просвещение, 2010.
2. Л.Т. Григорян, М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Дидактический материал к учебнику русского языка. 5 класс: Пособие для учителей.
Издательство
:
Просвещение
.2009
Оборудование: опорные схемы, задания, алгоритм действий, тестовые задания, оценочные листы
Средства активизации:
живое слово учителя, ТСО, практическая работа, самостоятельная работа, индивидуальное задание.
Формы работы на уроке:
фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах.
Методы:
наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый,
Использованы материалы сайта http://www.razym.ru/naukaobraz
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности-
1.Организационный этап:
Дорогие ребята! Сегодня мы пройдем очередной шаг к новым знаниям. Я рада вашему желанию узнать неизведанное.
2.Проверка выполнения домашнего задания.
3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе
С правописанием каких корней мы познакомились на прошлом уроке? (правописание корней –лаг-, -лож-.)
-Какой раздел науки о языке мы проходим (Морфемика. Орфография-Что мы узнали о правописании корней?
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Буквы О-А в корнях –ЛАГ-ЛОЖ-.
-Повторение предыдущего материала. Вставьте буквы в слова: изл(?) жение, пол-(?)жите, предл(?)жение, прил(?)гательное.
Каков алгоритм выбора букв О-А в корнях –ЛАГ-ЛОЖ-?
Приведите примеры слов на эту орфограмму. Напишите их в тетради. Обозначьте орфограмму № 12.
- Вы хотите расширить свои знания о правописании различных корней? (Да.)
- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)
- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
- Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
- Анализируя его выполнение, выясним, чего не знаем.
- Выясним причину затруднения: чего не знаем для выполнения задания.
- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
Актуализация прежних знаний.
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий
С чего начнем наше познание нового? (С повторения, что знаем по теме: Диктант с элементами выбора букв А или О. Как можно сделать работу? –Разделить слова на 2 колонки: 1-я если пишется А, 2-я если пишется О.
Цель: проверить умения учащихся выбирать правильный вариант. Учитель диктует слова: прилагательные, слагаемое, изложить, предлагать, расположиться, уложить.
Объясните условия выбора букв А-О.
1. А теперь рассмотрим таблицу учебника на стр.34.
Прочитайте задание. Сможете вы сразу ответить на этот вопрос?
Давайте построим проект выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
5.Организация построения проекта выхода из затруднения:
-Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
- Уточнение и согласование темы урока.
- Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).
- Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Сегодня мы познакомимся с очень важной орфограммой в корнях.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Буквы О-А в корнях- РАСТ-РОС-)
Каковы цели урока: (научиться правильно писать буквы А-О в корнях- раст-рос-).
Каким способом мы будем это выполнять? (Будем читать и анализировать)
-Какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).
Понаблюдаем за правописанием слов в данной таблице.
- Теперь нам нужно выяснить, в каком случае в корнях –раст-, -ращ-, -рос- мы напишем букву О, в каком случае букву А.
-Какой способ действия здесь можно применить?
Рассуждения учащихся:
Мы видим в 1-м столбике корни – раст -.Здесь выделены буквы СТ. Значит, надо писать в корне –А- перед СТ. Во 2-м столбике корни – ращ-, выделена буква –Щ-, значит, перед –Щ- надо писать в корне –А-. В 3-м столбике буквы не выделены, здесь написан корень –рос-.
Прочитайте орфограмму № 13 на стр.35 и сделайте свои выводы.
6 . Применение знаний и способов действий
Составьте пошаговый алгоритм написания букв А-О в корнях –РАСТ-,-РАЩ-,-РОС-.
Учащиеся: 1 шаг: прочитать слово и посмотреть, какие здесь корни. 2 шаг: посмотреть, какие буквы в корнях. 3 шаг: вспомнить, что перед буквами СТ надо писать А;. перед буквами Щ тоже надо писать А. 4. Надо вспомнить слова-исключения р
о
сток, отр
а
сль.
- Давайте ещё раз прочитаем и запомним их. Добавим такие слова-исключения: Р
о
стов, Р
о
стислав, р
о
стовщик и запомним их.
Выразим наш вывод в обобщенном виде. Повторим все вместе алгоритм действий.
Работа в парах: проговариваем друг другу по очереди слова-исключения.
7.Первичная проверка понимания изученного
Объясните условие выбора гласных А- О-в корнях с чередованием:
Произрастает, выросла, заросли, растение, водоросли.(объяснение учащихся)
8.Этап закрепления новых знаний и способов действий
Объясните с помощью алгоритма, как правильно выбрать букву. После выполнения работы осуществите взаимопроверку. При взаимопроверке пользуйтесь эталоном, т.е. орфограммой № 13.
Запишите слова, вставьте букву О или А, объясните свой выбор: Красивые р--стения, молодая пор-сль, маленький р-сток, розы разр-статся, мальчик Р-стислав, выр-щивание вишни, морские водор--сли, город Р-стов.
9.Применение знаний и способов действий.
Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.
-Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).
Выполнение упражнение № 453. Запишите в 2 колонки слова с корнями 1) –раст- и ращ, 2) рос. Обозначьте изучаемую орфограмму. После окончания работы выполните самопроверку по эталону- орфограмме № 13.
10.Обобщение и систематизация.
Повторение учебного материала: эталон-орфограмма № 13.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? После окончания работы выполните взаимопроверку по эталону- орфограмме № 13.
А. 1. Подр--стать, изл--жение.
2.Зар--сли, прил--гать.
3. Предпол--жение, водор--сли.
В. Прочитайте текст на экране. Озаглавьте текст. (Красная книга р-стений).
Вставьте буквы и объясните их правописание. Выпишите слова с пропущенными буквами.
Как радует нас красота и аромат полевых цв--тов. Но часто к ним тянут(?)ся жадные руки и бе(?)жалостно рвут их. Эти красивые цветы и лекарственные р(?)стения могут навсегда и(?)чезнуть. Многие из них занесены в «Красную книгу р(?)стений»
11.Рефлексия учебной деятельности.
- В чем суть правописания гласны в корнях с чередованием –РАСТ-, РАЩ-, -РОС-.
Добились мы своей цели?
Что осталось непонятным и кому?
! ! !
Научился проверять гласную в корне –РАСТ-, РАЩ-, -РОС- и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
12.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
- Все ответьте на вопрос, всё ли вы хорошо усвоили, всё ли у вас получилось.
13.Подведение итогов занятия
-Над какой темой мы сегодня работали?
- Давайте вспомним, какие исследования мы сегодня провели?
- На все ли вопросы ответили?
14.Домашнее задание
(три уровня домашнего задания)
- Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили, всё ли у вас получилось. У кого всё получилось берите задание № 3, у кого не всё получилось – задание № 2, кто не понял тему урока – задание № 1.
1.Стандартный минимум- упр.455: вставьте пропущенные буквы.
2.Повышенный упр.456: диктант; обозначьте корни с чередующимися гласными.
3.Творческий: придумать сказку о королевстве корней –РАСТ- и –РОС-.
-15.Оценки за урок.
Всем большое спасибо за работу.