Категория в и ве. Что означает AS в водительском удостоверении
Автотранспортные средства подразделяются на несколько категорий в зависимости от степени опасности и сложности управления ими. Объединение нескольких категорий в рамках одного пластикового документа существенно упрощает жизнь и водителя, которому не придется возить кипу документов, и государственного органа, которому не потребуется оформлять большое количество документов. При этом из-за время от времени меняющихся правил нередко возникают затруднения вроде того, какие категории водительских прав будут открыты при замене.
Все транспортные средства делятся на несколько видов. Этот порядок периодически меняется, поэтому возникают вопросы, как открывать категории при замене водительского удостоверения. В 2019 году установлен следующий перечень:
- категория А – любые мотоциклы массой до 0.4 тонны с двигателем больше 125 кубов;
- А1 – мотоциклы от 50 до 125 кубов;
- В – легковушка до 3.5 тонны и с максимальной пассажировместимостью – 8 человек вместе с водителем, включая автомобиль с прицепом до 750 кг;
- В1 – транспорт с параметрами массы до 550 кг, 50-кубовым двигателем и предельной скоростью в 50 км/ч (квадроцикл, трицикл);
- С – грузовой автомобиль, который тяжелее 3.5 тонны;
- D – автобус большей, чем 8 человек, пассажировместимости;
- M – мопед либо квадрицикл с двигателем до 50 кубов;
- Тм (Тb) – трамвай или троллейбус, соответственно;
- добавление к категории буквы Е позволяет ездить с прицепом больше 750 кг.
Военнослужащим предоставлена возможность сдать экзамены на права категории (и соответствующей подкатегории) D с 19 лет, но до вождения они допускаются только в 21 год. Исключение – техника на балансе военного ведомства.
Открываем новые категории
Наличие одной открытой категории не позволяет водителю управлять транспортом другой категории. Гражданину все равно потребуется сдать экзамен. В зависимости от вида автомобиля, выбираются разные испытания и определяются этапы их прохождения. Сдача на категории А, А1, М и В1 проходит следующим образом:
- кандидат сдает теоретическую часть (вопросы и порядок экзаменации не отличаются от аналогичного испытания на категорию В);
- успешная аттестация позволяет приступить к последующему этапу – упражнениям на автодроме.
В рамках 3 упражнений выпускник автокурсов должен продемонстрировать умение маневрировать, парковаться и безопасно высаживать пассажиров. Даже при доступе к управлению транспортом всех остальных категорий сдавать на мотоцикл приходится обязательно. Таким образом, на вопрос, можно ли открыть категорию А при замене прав, следует ответить положительно. Однако перед этим все равно потребуется пройти перечисленные испытания. Не сдавать можно будет только теорию. На категорию В и В1 сдается:
- теория;
- автодром (испытание включает 6 заданий, однако, сдается только несколько выбранных сотрудником ГИБДД упражнений);
- вождение в городе (допускается получение не более 5 штрафных балов).
Сдача на автотранспорт категорий С и D осуществляется по такому же порядку. Однако в билеты входят другие вопросы и на автодроме сдаются специализированные упражнения, предназначенные для грузовиков и автобусов. При сдаче на Е следует иметь в виду, что обязательным условием является годовой стаж вождения в той категории, к которой прибавляется Е (ВЕ, СЕ или DЕ). Особый порядок сдачи предусмотрен для кандидатов в водители трамваев и троллейбусов.
Переквалификация с «автомата» на «механику» осуществляется только путем проведения экзамена на площадке ГИБДД. Принимая решение о подготовке к открытию дополнительной категории, следует иметь в виду, что по современным требованиям к экзаменам допускаются только те кандидаты, которые окончили обучение на автокурсах. Сдача экстерном теперь под запретом. Также следует учесть имеющиеся возрастные ограничения.
Процедура замены прав
Срок действия водительских документов ограничен 10 годами. После этого ВУ следует переоформлять в ГИБДД. Использование просроченных документов грозит водителю штрафом в 5-15 тысяч и арестом автомобиля до исправления документов. происходит следующим образом.
- Водитель собирает необходимые документы и уплачивает госпошлину (ее размер в этом случае составит 2000 рублей).
- Далее документы подаются одним из трех способов: непосредственно в ГИБДД, через МФЦ или через сервис «Госуслуги».
- После рассмотрения поданных бумаг, заявителю выдаются права или он получает мотивированный отказ.
- Отказать могут только в случае представления не всех документов, наличия в них ошибок и неточностей, а также при обнаружении подлога (чаще всего подделывают медсправку).
Помимо указанной причины, права могут поменять в связи с изменением личных данных водителя, при утере или для замены украденных документов, в случае их повреждения. Сдача на новые категории – это еще одно основание для переоформления водительского удостоверения. Средний срок переоформления – 2-3 суток. Если в ГИБДД не будет больших очередей, процедура осуществится за один прием.
Перенос категорий в новые права
При замене ВУ, как и положено, имеющиеся категории переносятся в переоформленные документы. Однако проблемы возникают у тех, кто меняет документы старого образца на права современного стандарта. Рассмотрим, какие категории открываются автоматически при замене прав в этом случае.
Дающая право на управление мопедом и другим мототранспортом до 50 кубов категория М вписывается во все водительские права в дополнение к любым открытым категориям. Замена прав категории В и С происходит путем внесения в перечень доступных транспортных средств имеющиеся к ним подкатегории В1 и С1. То же самое и с правами на категорию D.
Больше всего вопросов вызывает перенос категории Е в новые права. Раньше это был отдельный пункт, который позволял управлять любым транспортом с прицепом. Теперь на каждую подкатегорию ВЕ, СЕ, DE приходится сдавать отдельно. Однако, если в старых правах были открыты В, С, D и Е, водителю должны предоставить права, позволяющие ездить с прицепом на любом транспорте из категорий В, С и D.
При этом нередко в ГИБДД забывают о ВЕ и добавляют лишь СЕ и DE. Подобное ограничение является незаконным, поэтому водитель имеет все основания на обжалование ошибочного решения. Вначале следует жаловаться руководству ГИБДД. Если это не поможет, следует обратиться в орган правосудия с судебным иском.
Многие автолюбители знают, что в закон "О безопасности дорожного движения" внесены некоторые дополнения касаемо категорий водительских прав. А вот что конкретно изменилось большинству известно лишь понаслышке. Между тем эта информация важна и касается каждого водителя, а незнание своих обязанностей, как известно, не освобождает от ответственности.
Чтобы не заставлять читателя лазить в дебрях закона мы подготовили краткую выжимку, где выделили все основные моменты.
Существует пять основных категорий водительских прав: A – мотоциклы, B – легковые авто, C – грузовики, D – автобусы, M – мопеды. Их дополняют шесть подкатегорий (A1, B1, C1, C1E, D1, D1E) и три категории для езды с прицепом (BE, CE, DE).
Для трамваев и троллейбусов предусмотрены отдельные категории – Tm и Tb соответственно.
Более подробно обо всех категориях и подкатегориях водительских прав, а также об ограничениях, которые они накладывают на водителя и транспортное средство, читайте дальше в нашей статье. А в самом низу страницы рекомендуем посмотреть видео-пояснения.
Как выглядит водительское удостоверение, и какая информация указывается в правах?
Водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством и содержит полную информацию о владельце, кроме разве что адреса регистрации – чем и отличается от паспорта. К слову, права тоже можно использовать как удостоверение личности. Это и понятно, ведь документ нового образца содержит:
- фотографию и полное имя владельца;
- дату и место рождения;
- информацию о присвоенных категориях;
- номер и срок действия документа;
- дату выдачи и название организации;
- подпись владельца и дополнительные данные о нем.
В качестве дополнительной может быть указана информация о прежнем удостоверении, общем стаже вождения, группе крови, а также об ограничениях, распространяющихся на каждую из категорий прав. Все сведения в водительское удостоверение прописываются кириллицей и дублируются латинскими буквами.
Новые водительские права представляют собой двустороннюю пластиковую карточку размером 5,5 х 8,5 см. Одна сторона документа содержит данные о водителе, а другая – сведения о категориях транспортных средств, доступных для управления.
Лицевая сторона прав
- Сверху указывается название документа и его территориальная принадлежность.
- Ниже слева предусмотрено место для цветной фотографии размером 3х4 см владельца прав.
Закон запрещает использовать в документах фотографии в головном уборе (исключения допускаются только по религиозным мотивам). А гражданам с плохим зрением нужно фотографироваться в очках с прозрачными стеклами.
- Изображение дополняется подписью владельца в левом нижнем углу пластиковой карточки.
- Справа, сразу под наименованием документа, указываются ФИО, дата рождения и регистрационные сведения (серия, номер, название организации и период действия удостоверения).
- Ниже обозначается домашний регион и перечень разрешенных категорий транспортных средств.
Обратная сторона прав
- Одним из главных нововведений является наличие штрих-кода, дублирующего полную информацию о владельце. Он располагается на обратной стороне в левой части водительских прав. Оставшееся пространство отводится под форму с расшифровкой категорий.
- Напротив доступных к управлению видов транспорта указывается период действия водительского удостоверения.
- Последним пунктом идет дополнительная информация о владельце. При отсутствии особых сведений туда обычно вносят продолжительность общего водительского стажа.
В зависимости от типа транспортного средства, его массы и технических особенностей, права подразделяются на категории. Для управления многими из них предусмотрено отдельное обучение, а вот подкатегории чаще всего открываются автоматически. Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, рассмотрим особенности каждой категории водительских прав.
Основные категории водительских прав
Основными ограничениями, как и прежде, являются масса (как самого транспортного средства, так и его прицепа), количество пассажирских мест и в некоторых случаях мощность двигателя.
Категория "B" . Включает легковые автомобили общей массой до 3,5 тонн с количеством пассажирских мест до восьми. Кроме этого, допускается наличие прицепа до 750 кг или более. Последний вариант возможен в случае, если общая масса такого «автопоезда» не превышает установленные законом 3,5 тонны. Категория "В" подходит для всех легковых автомобилей, а также для управления джипами и микроавтобусами при условии соблюдения установленных ограничений.
Категория "BE" . Является дополнительной к предыдущей категории и снимает ограничение на массу прицепа. То есть водитель с такими правами может возить прицепы массой более 750 кг автомобилями из категории "В". При этом учитывается и общая масса машины с прицепом – она не должна превышать 3,5 тонны.
Категория "C" . Разрешает вождение автомобилей массой более 3,5 тонн, за исключением пассажирских транспортных средств, относящихся к категории "D". Если планируется использовать прицеп, то нужно следить чтобы его максимальный вес не превышал 750 кг.
Категория "D" . Необходима для осуществления пассажирских перевозок в автомобилях и автобусах с количеством мест больше восьми. Сюда относится большая часть общественного транспорта. Что касается массы прицепа, то она по-прежнему должна укладываться в стандартные 750 кг.
Категории "Tb", "Tm" . Дают право на управление троллейбусами и трамваями. Благодаря внесению поправок в закон эти категории стали обособленными. В удостоверениях старого образца подобное право отмечалось в "особых отметках".
Подкатегории водительских прав
Законодатели не ограничились введением новых категорий водительских прав. Сегодня в России действует еще шесть дополнительных подкатегорий, некоторые из них открываются автоматически.
Подкатегория "A1" . К этой группе относятся мотоциклы с максимальным объемом двигателя 125 см 3 и предельной мощностью 11 кВт. Среди транспортных средств этой категории такие характеристики имеет, например, скутер или квадроцикл. Владельцам прав категории "А" данная подкатегория присваивается автоматически.
Подкатегория "В1" . Предназначена для управления трех- и четырехколесным автотранспортом с порожним весом до 550 кг. При этом предельная скорость транспортного средства не должна превышать 50 км/ч, а объем двигателя - 50 см 3 . Водительское удостоверение с подобной категорией пригодится для вождения трициклов и квадрициклов.
Обратите внимание, что вождение квадрИциклов и квадрОциклов предусматривает наличие водительских прав разных категорий. Для управления квадроциклом должна быть открыта подкатегория "А1".
Подкатегория "С1" . Доступна для всех удостоверений с категорией "C". Разрешает управлять автомобилями от 3,5 до 7,5 тонн, исключая пассажирский транспорт категории "D". Допускается наличие автоприцепа до 750 кг.
Подкатегория "C1E" . Открывается автоматически при получении прав категории "CE" и позволяет водить тот же автотранспорт подкатегории "C1", но с прицепом более 750 кг. При этом масса прицепа не может превышать аналогичный показатель самого авто без нагрузки, а общий вес автопоезда должен укладываться в 12 тонн.
Подкатегория "D1" . Предусматривает управление пассажирским транспортом, имеющим в салоне от 8 до 16 мест без учета кресла водителя. Требования к прицепу стандартные – до 750 кг. Подкатегория "D1" доступна для всех водительских удостоверений категории "D".
Подкатегория "D1E" . Разрешает вождение транспорта подкатегории "D1" с автоприцепом от 750 кг при условии, что его вес меньше или равен массе автомобиля без нагрузки. Общий весовой показатель автобуса с прицепом должен находиться в пределах 12 тонн. Кроме того, прицеп не может быть пассажирским – только грузовым.
Категории водительских прав, которые будут открыты автоматически при замене
Как открыть новую категорию в водительском удостоверении?
Нередки случаи, когда автолюбитель становится профессиональным водителем, а автомобиль из увлечения превращается в источник дохода. Как следствие такого перевоплощения возникает необходимость в открытии новой категории водительского удостоверения.
Для этого нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД, предварительно пройдя обучение.
- Не миновать автошколы тем, кто желает управлять более легким транспортом и получить категорию "B" при открытой категории "C", или открыть "A" при действующей категории "B".
- Особые требования предъявляются к кандидатам на категорию "D". Чтобы получить право перевозить людей необходимо иметь не менее одного года стажа вождения транспорта категории "B", "C" или "D1". В течение такого же срока придется эксплуатировать ТС из категории "D", чтобы открыть "DE".
- Новые правила коснулись и машин с автоматической трансмиссией. Для них выделена специальная подкатегория водительских прав, разрешающая ездить только на "автоматах". Чтобы пересесть на "механику" потребуется сдать практический экзамен в ГИБДД.
Выводы: каждая из категорий водительских прав, указанных на обратной стороне удостоверения, предназначена для вождения автомобилей определенной массы и назначения. Здесь важно понимать, что правила создаются не просто так, и для автомобиля каждой категории требуются особые навыки управления.
Несоответствие водительского удостоверения типу транспортного средства наказывается штрафом и эвакуацией машины на штрафстоянку. Чтобы не лишать себя средства передвижения и не рисковать честно заработанными, разумнее всего заранее подготовиться к смене автомобиля и своевременно получить новые права.
Видео: расшифровка категорий водительских прав
Люди, не имеющие водительских прав, часто считают, что последние имеют только три категории «А», «В» и «С». На самом деле, в этом вопросе все значительно сложнее и водительское удостоверение имеет значительно больше разновидностей. Разберёмся какие имеются категории водительских прав на 2018 год с расшифровкой последних.
Что такое категории водительских прав и какие они бывают
Итак, каждый водитель обязан иметь водительское удостоверение, позволяющее ему управлять транспортным средством. А категория этого документа указывает, какой именно тип транспорта доступен для вождения гражданину.
На 2018 год гражданин РФ имеет право получить права 5 основных категорий:
- А – мотоциклы разных моделей;
- В – легковые автомобили;
- С – грузовой транспорт;
- D – автобусы и маршрутные такси;
- М – мопеды.
Помимо основных делений, первые четыре разновидности имеют дополнительные ответвления А1-D1, соответственно. Вспомогательные категории предусматривают возможность управления транспортом аналогичного типа, но с некоторыми различиями. Также нередко встречаются категории прав с дополнением в виде буквы Е, последняя означает, что к основному транспортному средству может быть прикреплён прицеп. Без дополнительной буквы в удостоверении водитель с большегрузным прицепом получит штраф.
Автовладелец допускается до управления транспортом, соответствующим указанной категории. Если инспектор ГИБДД увидит несоответствие, то автомобилист получит штраф в размере 5-15 тысяч рублей.
Категории водительских прав 2018 с расшифровкой
Поговорим подробнее о том, каким именно транспортом может управлять водитель каждой категории. Нужная информация указывается в специальной таблице на обороте водительского удостоверения. Один человек может иметь несколько открытых категорий по желанию.
Категория А - мотоциклы
Водитель этой категории имеет право водить мотоциклы с люлькой или без неё. Также допустимо управление квадрациклами и мотоколясками, последние встречаются сегодня крайне редко. Важное условие, что транспорт в снаряжённом состоянии не должен превышать вес в 400 кг, в противном случае требуются права другой категории.
Подкатегория А1 подходит для вождения лёгких маломощных мотоциклов объем двигателя не более 125 кубических сантиметров, и мощностью не более 11 кВт. Если у водителя открыта основная категория, то второстепенная в данном случае также ему доступна. Особенность этих прав в том, что они выдаются гражданам в возрасте от 16 лет.
Наличие таких прав не означает, что водителю доступно управление мотоциклом. Эти права позволяют водить следующий транспорт:
- автомобили с массой не более 35 центнеров, количество сидячих пассажирских мест в котором не более 8;
- автомобили с прицепом, максимальная вместимость последнего не более 750 кг;
- автомобили с прицепом, нагрузка которого выше 750 кг, но не более массы самого транспортного средства без дополнительной нагрузки, а общая масса состава не более 3,5 тонн.
Таким образом, сюда входят, легковые автомобили, внедорожники и микроавтобусы, соответствующие выставленным требованиям.
Права В1 необходимы для управления трициклами и квадрициклами. Не путайте последний с квадроциклом, это принципиально разный транспорт.
Продолжаем описывать категории водительских прав 2018 с расшифровкой. Владелец этой разновидности имеет право управлять большегрузными машинами. Это средние и тяжёлые грузовики вес которых варьируется от 3500 до 7500 кг и более, сцепленные с прицепом грузоподъёмностью не более 750 кг или без него.
Подкатегории СЕ и С1Е, аналогично предыдущему описанию, позволяют водит тот же транспорт составом с большегрузными прицепами (более 750 кг). Для С1Е существует ограничение в общем весе состава - не более 12 тонн.
Такое водительское удостоверение позволяет управлять пассажирским транспортом с количеством мест более 8 с маленьким прицепом. То есть это маршрутные автобусы, маршрутные такси и большие туристические автобусы. Сочленённые автобусы и «гармошки» в эту категорию не попадают. Также как троллейбусы и трамваи, для последних в 2018 году выделены отдельные категории прав.
Для сочленённых автобусов требуется категория прав DE. Также она необходима в случае буксирования большегрузного прицепа автобусом или маршруткой.
Подкатегории D1 достаточно, если водитель планирует управлять транспортом с количеством пассажирских мест от 8 до 16. Допустимо сцепление с прицепом общим весом не более 750 кг. То есть эта категория прав как нельзя кстати подойдёт водителям маршруток и небольших автобусов РАФ-2203, именуемых в народе «Рафиками».
Категория D1E необходимы для вождения пассажирского транспорта в сцеплении с прицепом весом более 7,5 центнеров. При этом прицеп не должен использоваться для перевозки пассажиров. А общий вес состава не должен превышать 12 тонн.
Такие права необходимы для управления мопедами и лёгкими квадроциклами. Водители, имеющие любую другую категорию прав могут управлять всем транспортом, относящимся к данной разновидности.
Права категории Tb и Tm открывают возможность управления трамваем и троллейбусом. Ранее этот транспорт отдельно не выделялся, а право на вождение определялось специальной пометкой в соответствующей графе.
Это все категории водительских прав 2018 с расшифровкой . Водитель имеет право открыть доступ к вождению хоть для всех видов транспорта. Для этого достаточно пройти обучение и сдать экзамен в ГИБДД, но в целом ничего нового.
То вначале надо задуматься о том, какие категории вы хотите открыть. Будет ли это только одна, та самая, которая нужна именно сейчас. Или, может быть, стоит поработать на перспективу и получить водительское удостоверение с более широкими полномочиями.
Давайте разберемся. В данном материале мы и расскажем подробнее о том, сколько и какие категории существуют, каково значение значение каждой из них в новых удостоверениях.
Что такое категории водительских прав
Все модели транспортных средств отличаются одна от другой. Это может быть масса, число колес, конструктивные или функциональные различии.
Поэтому, если кто-то легко справляется с вождением одной марки машины, это не означает, что он подготовлен к управлению остальными.
Эта разница может проявляться:
- В особенностях вождения. Например, при пересадке за руль автобуса.
- В особенностях прочтения транспортных дорожных правил.
- В различных медицинских показания.
Осознание этого привело к тому, что с самого появления водительских документов началось их подразделения на водительские категории. В их основу лег принцип разделения машин по мощности и функциональному назначению. И вот от двух или трех водительских категория существовавших в первой половине прошлого века мы дошли до шестнадцати современных.
Ниже будут представлены расшифровка и описание обозначений всех категорий и подкатегорий водительских прав нового образца.
Более подробно о том, для чего нужны категории в водительских правах, расскажет данное видео:
Их описание
Если еще недавно в наших правах были привычные пять категорий, то сейчас из них осталось только четыре, но дополненные подкатегориями и новыми категориями на специальные виды транспорта. А теперь давайте узнаем, какие есть категории водительских прав (А, Б, С, Е, Д).
Стандартные обозначения
Начнем с традиционных категорий:
«A» | означает возможность вождения мотоциклов и мотоциклов с коляской. К этой категории приравнены и набирающие популярность квадроциклы и трициклы. Главное требование – общая масса не более четырехсот килограммов. |
«B» | это уже для настоящих водителей, правда, пока только легковых авто. Категория действует на весь транспорт с четырьмя колесами не тяжелее трех с половиной тонн. Ограничено и число мест для пассажиров – не более восьми. |
«C» | категория для профессионалов. Ее обладатель может управлять грузовыми машинами и спецтехникой весом тяжелее трех с половиной тонн. Ограничение по количеству пассажиров – не более восьми. |
«D» | ее обладают водители, которым доверена перевозка пассажиров. Она дает право на вождение автобусов и микроавтобусов. |
Введенные недавно
Для того чтобы повысить уровень безопасности на улицах, были придуманы новые категории водительских прав:
Подкатегории
Новое время требует езды по новым правилам. Разрастание модельного ряда по каждой из существующих категорий, появление облегченных моделей легковых авто, грузовиков, автобусов и прицепов привело к необходимости во введении дополнительных подкатегорий.
Кроме того, некогда общую категорию «E», касающуюся прицепов решили разделить по видам транспорта. Так появилось девять подкатегорий:
«A1» | является буферной подкатегорией между «M» и «A» и распространяется на скутеристов. При том зону ее ответственности категория «A» перекрывает. |
«B1» | дает право вождения легковых авто с «чистым» весом до пятисот пятидесяти килограммов. |
«BE» | для водителей легковушек, которые возят прицеп тяжелее семисот пятидесяти килограммов. При том общая масса автопоезда должна быть не выше трех с половиной тонн. |
«C1» | распространяется на легкие, до семи с половиной тонн грузовики; |
«CE» | дает право на буксировку грузовиком прицепа или полуприцепа от семисот пятидесяти килограммов до трех с половиной тонн. |
«C1E» | легкие грузовики с прицепами. Общая масса автопоезда должна быть не больше двенадцати тонн. |
«D1» | ею должны обладать водители маршруток и микроавтобусов с числом посадочных мест не более шестнадцати. |
«DE» | действует на «автобусы-гармошки» и автобусы с прицепами до трех с половиной тонн. |
«D1E» | для микроавтобусов из категории «D1» с прицепами. Ограничение на вес составляет двенадцать тонн. |
Начиная с 2014 года все российские водители, по желанию, могут поменять права и получить водительское удостоверение новой дизайнерской разработки.
Чем же они отличаются от старых, проверенных годами прав? Если у них преимущества перед старыми удостоверениями?
- Водительские права нового образца изготавливаются в соответствии с международными требованиями.
- Новое удостоверение снабжено множеством степенями защиты, документ невозможно подделать.
- На удостоверении никакая информация не стирается, и остается в первоначальном виде до конца срока годности.
Как выглядят новые права
Внешний вид, концепцию и содержание российский прав на вождение автотранспортными средствами разработали и утвердили еще в 2014 году, но получали их не все водители, а только те, кто выразил желание иметь новый вид удостоверения.
Но с 2017 года выпуск прав устаревшего вида, на плотной бумаге, прекращается и вновь обратившимся будут выдаваться документы нового образца.
Старые водительские удостоверения, не требуют замены и сохраняют свою юридическую силу до окончания указанного на них срока.
Разработка нового вида и содержания прав на управление была вызвана приведением документа к международному стандарту. Теперь удостоверение включает новые виды категорий водительского мастерства, к которым может быть допущен управляющий автотранспортом гражданин.
Отныне самый важный для каждого, кто садится за руль, документ изготавливается только на пластике, с неброской расцветкой в светло-розовых тонах, но с четким текстом по всем полям. Размер пластика составляет 8,5 Х 5,5 см, новые права спокойно могут поместиться в портмоне любого типа.
Если приглядеться к новым водительским правам, то можно обнаружить тончайшую сетку. Она предназначена для защиты удостоверения, и содержит ряд штриховых кодов, которые используются в автоматизированном учете. Количество столбцов и строк строго разграничены – в документе указаны 4 столбца и 17 строчек.
Именно на этих полях вводятся все важные сведения о водителе, допущенном праве к определенному роду автотранспорта, которым может управлять, срок действия удостоверения и много другой важной информации.
Пластик изготавливается с несколькими степенями защиты, что направлено на предотвращение подделок водительского удостоверения. К основным средствам относятся:
- Штриховая кодировка по левому краю обратной стороны, в ней содержатся основные сведения о водителе. Считать информацию можно только специальным устройством, которые имеют инспекторы дорожной службы. А также по ней можно получить сведения о .
- Цветные голограммы и особая технология цветопередачи позволят изменять цветовую гамму, что также подтверждает подлинность документа.
Информация, содержащаяся в водительском удостоверении
Все записи на правах вносятся как на русском (национальном) языке, так и на латинице.
Теперь давайте подробнее рассмотрим каждую сторону:
- На основной стороне документа в самом вверху прописывается наименование, то есть удостоверение водителя, а немного левее обозначение страны на латинице.
- Правее от фото есть несколько строк для записи личных данных, они прописываются в русском варианте и латинскими буквами (графы 1 и 2 ).
- Затем есть сведения о дате и месте рождения (графа 3 ).
- Под записями о личных данных прописываются дата выдачи водительского удостоверения и срок его годности (графы 4a и 4b ).
- На следующей строчке отображены сведения о выдавшем права подразделении ГИБДД, его код (графа 4с ).
- Внизу проставлен ряд цифр: первые 4 обозначают серию документа, последние 6 – номер удостоверения (графа 5 ).
- По левую сторону расположено фото, обычно цветного формата, которое делают в подразделении ГИБДД. К нему предъявляются определенные требования – оно должно быть строго анфас, без убора на голове, с параметрами 3 х 4 см. Для иных лиц допускается делать фото в уборе, если по религиозным или другим соображениям они постоянно находятся в нем. Но лицо должно быть полностью открытым. Если гражданин носит очки, то и на фото этот атрибут должен присутствовать, но они обязательно должны быть прозрачными, чтобы виден был цвет радужки глаз (поле 6 ).
- Под личным фото есть место для подписи – она должна быть идентична росписи на общегражданском паспорте гражданина (поле 7 ).
- В графе 8 обозначается регион, проживания владельца удостоверения и регистрации авто.
- В самой нижней строчке документа проставляются все доступные владельцу удостоверения категории и подкатегории транспорта (поле 9 ).
На обороте документа содержится следующая информация:
- С левого края проставлен штриховой код, содержащий зашифрованные сведения о собственнике документа.
- Остальное пространство водительского удостоверения отдано под таблицу, где прописываются категории ТС, доступные для использования на территории России.
- В первом столбце проставлены виды автотранспорта в буквенном обозначении с символичной картинкой, по которой можно понять какой это транспорт.
- Если у водителя есть допуск к управлению тем или иным видом автотранспортных средств, то против соответствующего класса, будут находиться сведения, когда сдан экзамен и выдано разрешение (столбец 10 ).
- В отдельной графе проставлены сведения о сроке окончания действия разрешения на управление определенным классом транспорта (столбец 11 ).
- Последняя графа предназначена для заполнения сведений, о запрете управления автомобилями определенного класса (столбец 12 ). Например, отметка АТ , означает допуск к вождению только транспорта с автоматической коробкой передач и проставляется в строке той категории (подкатегории) по которой получен соответствующее разрешение.
- Графа 14 отведена под особые отметки и ограничения, действующие на все виды открытых категорий и подкатегорий, а также сведения о владельце. Здесь может указываться водительский стаж (год когда впервые были выданы права) либо информация что документ выдан взамен утраченного (дубликат прав), общие ограничения (например, ношение очков, контактных линз) либо указание о необходимости наличия действующей медицинской справки (в случае если водитель должен периодически проходить медкомиссию по допуску к управлению ТС).
Расшифровка категорий и подкатегорий
С 2014 года оборотная сторона документа изменена:
- добавлены новые категории и подкатегории водительских прав;
- введена отметка о допуске к вождению ТС только с автоматической коробкой передач.
На сегодняшний день существует 16 категорий водительских прав. Расширенная линейка строго ограничивает допуск к вождению той или иной категории транспортной техники.
Категория и подкатегория | Пиктограмма | Тип транспортного средства |
↓ | Тяжелые мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 см³ | |
↓ | Облегченные мотоциклы с двигателем объемом 50-125 см³ | |
↓ | Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 тонн и количеством пассажирских мест до 8 | |
↓ | Трициклы и квадрициклы | |
↓ | Легковой автотранспорт класса В | |
↓ | Грузовой автотранспорт общей массой свыше 3,5 тонн | |
↓ | Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 тонн | |
↓ | Грузовики категории С с прицепом, масса которого превышает 750 кг | |
↓ | Грузовики подкатегории С1 | |
↓ | Автобусы с числом мест для пассажиров более 8 | |
↓ | Малые автобусы. Пассажирский автотранспорт с местами для пассажиров от 8 до 16 | |
↓ | Автобусы категории D с прицепом массой свыше 750 кг; сочлененные автобусы | |
↓ | Автобусы подкатегории D1 с прицепом массой более 750 кг, максимальная масса состава до 12 тонн | |
↓ | Мопеды, скутеры и квадроциклы с малой мощностью | |
↓ | Трамваи | |
↓ | Троллейбусы |
Как можно увидеть из таблицы обозначение E в подкатегории указывает что водитель должен обладать навыками управления ТС буксирующим тяжелый прицеп, масса которого превышает 750 кг. Если открытые вам категории (B , С , С1 , D , D1 ) не имеют приставки Е , вы также можете транспортировать прицепы, но более легкие (в пределах 750 кг).
В новой классификации, к общеизвестным категориям, добавилась категория М . Допуск к вождению мопедом открывается автоматически если у водителя уже имеется водительское удостоверение. Если для вас это первая открываемая категория, чтобы полноправно управлять мопедом предстоит пройти подготовку в автошколе и сдать экзамены в ГАИ.
К примеру, водитель, имеющий категории А и В, при на новые получит удостоверение с дополнительными подкатегориями А1 , В1 , и вдобавок категорию М (см. образец).
Описание каждой категории
Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.
Например, Hummer H1 по попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D .
Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.
Мотоциклетная техника
Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.
Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1 .
Легковые автомобили
Этот самый распространенный класс транспортных средств на наших дорогах:
Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.
Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В , но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.
Однако виды транспортных средств при этом различны:
- категория А открывает допуск к вождению квадрициклов с мотоциклетной посадкой (органы управления и руль как у мотоцикла) и в этом случае в столбце 12 будет проставлено ограничение MS ;
- категория В позволяет управлять квадрициклом с автомобильной посадкой (руль, сидения, педали, переключатели автомобильного типа), на правах в этом случае будет стоять соответствующая отметка AS;
- если же у водителя имелись обе категории (А и В ), ему будет доступен транспорт подкатегории В1 без каких-либо ограничений.
Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.
Грузовой транспорт
Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.
Автобусы
Категория D – Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.
Категории Tm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.
Права на автомат
Каждый новый водитель обязан пройти специализированные обучающие курсы, это требование стало обязательным для получения прав. И если предполагается передвижение только на машине с автоматической трансмиссией, то учиться и сдавать экзамен в ГАИ можно на авто с подобными характеристиками.
При этом в разделе ограничений проставляется запись АТ. Водитель с такими правами не сможет управлять автомобилем с механикой.
Если же водитель с правами на АКПП захочет в будущем ездить на механике, то для получения допуска и нового водительского удостоверения ему необходимо будет успешно пройти испытания в ГАИ по практическому вождению соответствующего автомобиля с механической коробкой переключения передач.
Лица, прошедшие обучение и успешно сдавшие экзамен по вождению транспорта с механической коробкой передач никаких ограничений не имеют и допускаются к управлению транспортом, соответствующего открытой категории, с любым видом трансмиссии (и «автомат», и «механика»).
Как открыть новую категорию
Чтобы дополнить свои водительские права новыми категориями или подкатегориями необходимо пройти надлежащее обучение по выбранному направлению в автошколе с последующей проверкой уровня подготовки в ГАИ.
Следует отметить, что самостоятельная переподготовка водителя не допускается.
Для зачисления в автошколу потребуется стандартный пакет документов:
- гражданский паспорт (копии страниц с фото и регистрацией);
- цветное фото, стандартного для документов размера 3х4;
- медсправка для водительских прав.
Стоимость и срок подготовки в автошколе различаются, в зависимости от выбранного курса:
- Так переподготовка с категории С на подкатегорию СЕ не требует сдачи теории знания ПДД и для ее открытия необходимо успешное выполнение в ГИБДД задания по практическому вождению автопоезда.
- А если человеку необходимо открыть категорию D и у него уже есть права категории С и соответствующая карточка водителя, то переподготовка включает в себя сокращенную теоретическую часть, что, конечно же, снижает стоимость и срок обучения.
- Подготовка по категориии М проходит с изучением свода ПДД, из которого убраны разделы, не относящиеся по существу к вождению скутеров.
Важно! Законом предусмотрено получение класса вождения и самого удостоверения с определенного возраста, благополучно сдав экзаменационную проверку в ГИБДД:
- Для управления легкими мопедами и облегченными мотоциклами права выдаются при достижении 16 лет ;
- Получить допуск к вождению классов А , В , С и их 1 подкатегориям – с 18 лет ;
- Управлять грузовым автотранспортом, троллейбусами и трамваями можно с 21 года .
Получение дополнительной подкатегории возможно при условии, что по основному классу вождения есть опыт не менее года.
Пройти подготовку в автошколе и сдать экзамен на знание ПДД в ГИБДД можно и раньше, но выдача водительских прав возможна только при достижении установленного возраста.
Наказание за нарушение ПДД
Управление ТС без соответствующего допуска приравнивается к езде без прав и карается по статье 12.7 КоАП РФ часть 1. Административное взыскание в этом случае может составить 5-15 тыс. руб.
Водителю следует знать, что не любое несоответствие допуска к классу вождения и управление каким-то транспортом может быть расценено как грубое нарушение:
- Если при проверке обнаружится, что он управляет ТС грузового типа общей массой до 12 т., а у него отсутствует допуск к C1E , но в правах стоит категория СЕ , то штраф не будет наложен.
- И в том случае, если водитель допущен к вождению легкового авто, но на момент проверки он передвигается на мопеде, с отсутствующим допуском в правах, будет аналогичная ситуация.
- Но вот если он сел за руль автобуса, имея при этом допуск к вождению только легкового транспорта, то штраф может составить от 5 до 15 тыс. руб. Водителя обязательно отстранят от управления, а ТС отгонят на штрафстоянку (27.12 и 27.13 КоАП РФ).
- Управление автомобилем на механике, с правами только на автомат, также приравнивается к езде без прав с вытекающими последствиями.
Вот что мы хотели вам рассказать о водительских правах. Если у вас возникли вопросы обратитесь за разъяснениями к нашим правовым экспертам оформив запрос в конце статьи.