Какие характеристики с позиции диалектического материализма. Основные положения диалектического материализма
Диалектический материализм
-мировоззрение марксистской партия, созданное Марксом и Энгельсом и развитое дальше Лениным и Сталиным. Мировоззрение это называется диалектическим материализмом потому, что его метод изучения явлений природы, человеческого общества и мышления является диалектическим, антиметафизическим, а его представление о мире, его философская теория является последовательной научно-материалистической.
Диалектический метод и философский материализм взаимно проникают друг друга, находятся в неразрывном единстве и составляют цельное философское мировоззрение. Создав диалектический материализм, Маркс и Энгельс распространили его на познание общественных явлений. Исторический материализм явился величайшим завоеванием научной мысли. Диалектический и исторический материализм составляет теоретический фундамент коммунизма, теоретическую основу марксистской партии.
Диалектический материализм возник в 40-х годах прошлого столетия как неотъемлемая составная часть теории пролетарского социализма и развивался в неразрывной связи с практикой революционного рабочего движения. Возникновение его ознаменовало настоящую революцию в истории человеческой мысли, в истории философии. Это был революционный скачок в развитии философии из старого состояния в новое состояние, положивший начало новому, научному мировоззрению. Но эта революция включала в себя преемственность, критическую переработку всего того передового и прогрессивного, что уже было достигнуто историей человеческой мысли. Поэтому, вырабатывая своё философское мировоззрение, Маркс и Энгельс опирались на все ценные приобретения человеческой мысли.
Всё лучшее, созданное в прошлом философией, было критически пересмотрено Марксом и Энгельсом. Маркс и Энгельс считали свой диалектический материализм продуктом развития наук, в том числе философии за предыдущий период. Из диалектики (см.) они взяли лишь её «рациональное зерно» и, отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху, развили диалектику дальше, придав ей современный научный вид. Материализм Фейербаха был непоследовательным, метафизическим, антиисторическим. Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха лишь его «основное зерно» и, отбросив идеалистические и религиозно-этические наслоения его философии, развили материализм дальше, создав высшую, марксистскую, форму материализма. Маркс и Энгельс, а затем Ленин и Сталин применили положения диалектического материализма к политике и тактике рабочего класса, к практической деятельности марксистской партии.
Только диалектический материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали все угнетённые классы. В противоположность многочисленным течениям и теченьицам буржуазной философии диалектический материализм является не просто философской школой, философией одиночек, а боевым учением пролетариата, учением миллионов трудящихся, которых оно вооружает знанием путей борьбы за коренное переустройство общества на коммунистических началах. Диалектический материализм есть живое, постоянно развивающееся и обогащающееся учение. Марксистская философия развивается и обогащается на основе обобщения нового опыта классовой борьбы пролетариата, обобщения естественно-научных открытий. После Маркса и Энгельса величайший теоретик марксизма В. И. Ленин, а после Ленина И. В. Сталин и другие ученики Ленина были единственными марксистами, которые двигали вперёд марксизм.
Ленин в своей книге « » (см.), явившейся теоретической подготовкой марксистской партии, отстоял огромное теоретическое богатство марксистской философии в решительной борьбе против всех и всяких ревизионистов и перерожденцев. Разгромив махизм и прочие идеалистические теории эпохи империализма, Ленин не только защитил диалектический материализм, но и развил его дальше. В своём произведении Ленин обобщил новейшие достижения наук за период после смерти Энгельса и указал естествознанию путь из того тупика, в который его завела идеалистическая философия. Все произведения Ленина, каким бы вопросам они ни были посвящены, имеют огромное философское значение, являются образцом применения и дальнейшего развития диалектического материализма. Большой вклад в дальнейшее развитие марксистской философии внесли произведения И. В. Сталина «О » (см.), « » (см.) и другие его труды.
Составными, неразрывными частями диалектического материализма являются (см.) и (см.). Диалектика даёт единственно научный метод познания, позволяющий правильно подходить к явлениям, видеть те объективные и наиболее общие законы, которые управляют их развитием. Марксистская диалектика;учит, что правильно подходить к явлениям и процессам природы и общества значит брать их в их связи и взаимной обусловленности; рассматривать их в развитии и изменении; понимать развитие не как простой количественный рост, а как процесс, в котором количественные изменения на определённой ступени закономерно превращаются в коренные качественные изменения; исходить и того, что внутренним содержанием развития и перехода от старого качества к новому является борьба противоположностей, борьба между новым и старым. Диалектику Ленин и Сталин называют «душой марксизма».
Марксистская диалектика органически связана с марксистским философским материализмом. Основными принципами философского материализма являются положения: мир по своей природе материален, он состоит из движущейся материи, превращающейся из одной формы в другую, материя первична, а сознание вторично, сознание есть порождение высокоорганизованной материи, объективный мир познаваем и наши ощущения, представления, понятия есть отражения существующего независимо от человеческого сознания внешнего мира.
Диалектический материализм впервые создал научную теорию познания, имеющую неоценимое значение для понимания процесса познания объективной истины.
Диалектический материализм- революционная теория преобразования мира, руководство к революционному действию. Марксистской философии глубоко чуждо пассивное, созерцательное отношение к окружающей действительности. Представители домарксовской философии ставили своей целью только объяснение мира. Задача же марксистско-ленинской партии-коренное революционное изменение мира. Диалектический материализм является действенным орудием в деле переустройства общества в духе коммунизма. «Основную задачу тактики пролетариата Маркс определял в строгом соответствии со всеми посылками своего материалистически-диалектического миросозерцания»
Теория марксизма-ленинизма - диалектический и исторический материализм - выдержала всестороннюю проверку на опыте Великой Октябрьской социалистической революции, строительства социализма в СССР, победы СССР в Великой Отечественной войне, на опыте развития стран (см.), победы Великой Китайской революции и т. д. Учение марксизма-ленинизма всесильно потому, что оно верно, потому, что оно даёт правильное понимание объективных закономерностей развития действительности. Только революционное мировоззрение марксистско-ленинской партии Позволяет правильно понимать исторический процесс и формулировать боевые революционные лозунги.
Отличительной чертой диалектического материализма является его революционно-критический характер. Философия марксизма-ленинизма сложилась и развилась в постоянной и непримиримой борьбе с различными буржуазными, оппортунистическими и другими реакционными философскими течениями. Критическим духом, пролетарской партийностью пронизаны все произведения классиков марксизма. В диалектическом материализме находит своё высшее выражение единство теории и практики. На практике доказывает диалектический материализм правильность своих теоретических положений. Марксизм ленинизм обобщает практику, опыт народов и показывает величайшее революционное, познавательное значение для теории, для философии исторического опыта народных масс. Связь науки и практической деятельности, связь теории и практики, их единство являются путеводной звездой партии пролетариата.
Диалектический материализм как мировоззрение имеет огромное значение для всех других наук. Каждая отдельная наука изучает определённый круг явлений. Например, астрономия изучает солнечную систему и звёздный мир, геология - строение и развитие земной коры, общественные науки (политическая экономия, история, право и др.) изучают различные стороны общественной жизни. Но отдельная наука и даже группа наук не может дать картину мира в целом, не может дать мировоззрение, так как мировоззрение есть знание не о тех или иных частях мира, а о закономерностях развития мира в целом.
Только диалектический материализм является таким мировоззрением, которое даёт научный взгляд на мир в целом, раскрывает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, охватывает единым пониманием сложную цепь явлений природы и человеческой истории. Диалектический материализм навсегда покончил со старой философией, претендовавшей на роль «науки наук», стремившейся заменить собой все остальные науки. Свою задачу диалектический материализм видит не в том, чтобы заменить собой другие науки - физику, химию, биологию, политическую экономию и т. п., а в том, чтобы, опираясь на достижения этих наук и беспрерывно обогащаясь данными этих наук, вооружать людей научным методом познания объективной истины.
Таким образом, значение диалектического материализма для других наук заключается в том, что он даёт правильное философское мировоззрение, знание наиболее общих законов развития природы и общества, без чего не может обойтись ни одна область науки, ни практическая деятельность людей. Исключительно велико значение диалектического материализма для развития естествознания. Развитие естественных наук в СССР показывает, что, только руководствуясь философией диалектического материализма, естествознание может добиться величайших успехов.
Философия марксизма-ленинизма партийная, она открыто выражает и отстаивает интересы пролетариата и всех трудящихся масс и борется против любой формы социального гнёта и рабства. В мировоззрении марксизма-ленинизма сочетаются научность и последовательная революционность. «Непреодолимая привлекательная сила, которая влечет к этой теории социалистов всех стран, в том и состоит, что она соединяет строгую и высшую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью, и соединяет не случайно, не потому только, что основатель доктрины лично соединял в себе качества ученого и революционера, а соединяет в самой теории внутренне и неразрывно».
Современная буржуазная философия предпринимает один поход за другим с целью опровергнуть марксистскую философию, подорвать её влияние на сознание масс. Но тщетны все попытки реакционеров. Победа народной демократии в ряде стран значительно расширила сферу влияния марксистско-ленинского мировоззрения; оно стало господствующим мировоззрением не только в СССР, но и в странах народной демократии. Велико влияние марксистской философии и в капиталистических странах. Сила марксистско-ленинского мировоззрения неодолима.
Диалектический материализм Александров Георгий Фёдорович
2. МАРКСИСТСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - ВЫСШАЯ ФОРМА МАТЕРИАЛИЗМА
Марксистский философский материализм качественно отличается от всех предшествующих материалистических учений. Революционно-критически восприняв передовые традиции предшествовавших ему материалистических учений, марксистский философский материализм явился принципиально новой, высшей ступенью развития философской мысли. Марксистский философский материализм является не только правильной теорией познания мира, но и теоретическим обоснованием его революционного преобразования.
ЕДИНСТВО ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. Коренным отличием созданного марксизмом материализма от предшествующих ему материалистических учений явился его диалектический характер.
Марксистский философский материализм - это диалектический материализм. Диалектика и материализм составляют в марксистско-ленинской философии единое целое. Марксистский диалектический метод направляет наше познание объективной реальности, раскрывая перед нами общую картину взаимообусловленности и развития явлений. Марксистский философский материализм вскрывает материальную основу взаимозависимости, движения, развития явлений и указывает научный путь их познания.
Основные черты марксистского диалектического метода характеризуют развитие самой материи, которая существует как связное единое целое и находится в состоянии непрерывного движения. Именно материя качественно многообразна, и незаметные количественные изменения, происходящие в материальном мире, приводят к коренным качественным изменениям. Закон борьбы противоположностей, вскрывающий источник развития, присущ самой материи. Он составляет внутреннее содержание развития всех материальных вещей и процессов.
Устанавливая различие между методом и теорией, марксизм-ленинизм отнюдь не противопоставляет их друг другу. Основные черты марксистского диалектического метода являются выражением наиболее общих законов развития, свойственных всему существующему: материалистическая диалектика как метод познания представляет собой поэтому аналог действительности. Марксистский диалектический подход к явлениям природы и общества является материалистическим. С другой стороны, марксистское философское истолкование мира отличается от теории метафизического материализма тем, что оно является материалистическим. Таким образом, марксистский философский материализм означает диалектико-материалистическое истолкование мира, единственно правильное объяснение явлений окружающего мира в их единстве и многообразии, в их движении, изменении, развитии.
Диалектический материализм органически связан с достижениями всех наук, ввиду чего он совершенно преодолевает и устраняет ту механистическую ограниченность, которая была свойственна материализму XVII-XVIII вв. Домарксистские материалисты отождествляли материю с массой, считая последнюю абсолютно неизменной. Диалектический материализм доказал, что все качества материи изменчивы. Соответственно этому марксистский философский материализм рассматривает материю как бесконечно многообразную, отвергая сведение материи к одному какому-либо виду. Домарксистский материализм, отождествляя материю с веществом, не понимал, в чём состоит материальная основа общественной жизни. Марксистский философский материализм показал, что материя есть объективная реальность, т.е. всё то, что существует вне и независимо от сознания и отражается в нём.
Выводя сознание из материи, марксистский философский материализм в противоположность материализму метафизическому не отождествляет его с материей. Материи существует вне и независимо от сознания, следовательно, сознание не есть материя, хотя и неотделимо от неё.
Сознание не существует вне, независимо от субъекта, как не пытаются это доказывать всякого рода идеалисты. Мышление есть продукт материи, но само оно не есть уже материя, а лишь особого рода свойство высокоорганизованной материи. Таким образом, марксистский философский материализм решительно отвергает как абсолютное противопоставление сознания и материи, так и отождествление того и другого, вскрывая диалектическое взаимоотношение между сознанием и бытием, мышлением и объективной реальностью. В. И. Ленин, отметая демагогические заявления идеалистов относительно того, будто бы марксистский материализм абсолютно противопоставляет психическое и физическое, указывал, что диалектический материализм ограничивает это противопоставление рамками вопроса: что первично, а что вторично, производно.
Отвергая абсолютное противопоставление сознания и материи, духовного и материального, марксистский материализм показывает, что между тем и другим имеет места диалектическое взаимоотношение: сознание, порождаемой бытием, оказывает на него обратное воздействие и является таким образом существенным фактором в изменении самого бытия. Так, например, общественное сознание людей, отражая материальную жизнь общества, может оказывать то ускоряющее, то замедляющее влияние на ее развитие.
Марксистский философский материализм прямо и непосредственно связан с новейшими открытиями наук, с завоеваниями физики, биологии, психологии и т. д. Великие открытия естествознания XIX и XX вв. были философски обобщены диалектическим материализмом. Каждая новая ступень в развитии науки, подтверждая марксистский философский материализм, является вместе с тем ост новой для новых философских обобщений, обогащающий марксистско-ленинское мировоззрение.
ЕДИНСТВО МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ПРИРОДЫ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ОБЩЕСТВА. Марксистский философский материализм неизбежно приводит к материалистическому пониманию истории, к революционно-коммунистическим выводам. Высшая форма материализма, созданная марксизмом, изгоняет идеализм из его последнего убежища - из социологии. В. И. Ленин характеризует марксистский философский материализм как "последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни..." .
Особенностью диалектико-материалистического решения вопроса об отношении сознания к бытию является то, что оно охватывает не только природу, но и общество.
Марксизм-ленинизм учит, что общественное бытие, способ производства материальных благ определяет лицо общества, служит основой исторического развития.
"Материализм вообще, - говорит В. И. Ленин, - признает объективно реальное бытие (материю) независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т. д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества" .
Общественное сознание человека отражает общественное бытие. Рассмотрение общественного сознания как отражения общественного бытия в корне отличает диалектический материализм от материализма метафизического. При этом марксистский философский материализм показывает, что всякое, даже извращённое, ложное общественное сознание является порождением действительности. Французские материалисты, например, полагали, что религия и ничего не отражает в объективной реальности, поскольку она представляет ложное воззрение. Марксистский материализм, напротив, показывает, что религиозное сознание угнетённых и эксплуатируемых масс отражает в извращённой форме факт их порабощения, подавления эксплуататорами, выражает тот экономический, политический и духовный гнёт, которому они подвергаются в антагонистическом обществе.
Материалистическое понимание общественной жизни стало возможно благодаря преодолению свойственного старому материализму сведения материи к одной лишь физической, химической или какой-либо другой форме её существования. Марксистский философский материализм раскрывает специфический характер материальной жизни общества и соответствующую ему специфику общественного сознания. Материальная жизнь общества - это прежде всего производство материальных благ, двумя основными сторонами которого являются производительные силы и соответствующие им производственные отношения людей, складывающиеся и существующие независимо от сознания и воли людей. Изменение общественного производства обусловливает изменение общественного сознания. Таким образом, и в обществе в специфической фирмо проявляется, действует основная, установленная материализмом закономерность: материя первична, сознание вторично, производно.
Материалистически решив вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию, марксистско-ленинская философия создала на этой теоретической основе научное понимание всего исторического процесса общественной жизни. Марксизм рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, подчиняющийся законам, но только не зависящим от воли, сознания и намерений людей, а, напротив, определяющим их волю, сознание и намерения.
Материалистическое понимание истории явилось философской основой доказательства объективной неизбежности социализма; на этой теоретической основе классики марксизма-ленинизма разработали учение о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, учение о построении коммунистического общества.
Материалистическое понимание истории обогащает теорию познания, раскрывая общественную природу познания, выявляя роль материальной, практической деятельности людей в процессе познания. Домарксистский материализм не понимал материальной, практической основы познания, не видел связи познания с материальным производством и общественно-политической жизнью людей. Даже в тех случаях, когда домарксовский материализм указывал на роль практики в познании, самая практика понималась ограниченно, преимущественно как деятельность, преследующая определённую выгоду или же как эксперимент. Материалистическое понимание истории раскрывает решающее значение основной формы практической деятельности людей - материального производства, показывая, как оно обусловливает развитие познания. Марксизм-ленинизм раскрыл, таким образом, место познания в общественной жизни, в истории общества, исследовал связь теории и практики и поставил теорию познания на научную почву.
Марксистский философский материализм своим истолкованием явлений природы и общества теоретически обосновывает их революционное изменение. Благодаря материалистическому пониманию истории стало возможно полное и окончательное преодоление созерцательности, свойственной метафизическому материализму. Марксистский философский материализм покончил с метафизическим противопоставлением природы и общества, показав, что изменений природы людьми является материальной основой общественной жизни, основой познания и всей человеческой истории вообще. Таким образом, познание действительности было впервые понято как могущественное средство преобразования, было показано, что познание законов природы создаёт возможность практического овладения ими для использования их на благо человеку. Марксистский философский материализм покончил с созерцательным пониманием общественной жизни. В этом смысле Маркс и Энгельс характеризовали созданную ими философскую теорию как теоретическое обоснование путей революционного, коммунистического преобразования мира.
Марксистский философский материализм есть живое, постоянно развивающееся учение. Революционный, творческий характер марксистского философского материализма делает его могущественным оружием Коммунистической партии.
ЦЕЛЬНОСТЬ И МОНОЛИТНОСТЬ МАРКСИСТСКОГО ФИЛОСОФСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА. Основные черты марксистского философского материализма сформулированы Марксом и Энгельсом. В трудах В. И. Ленина они получили свою дальнейшую разработку. В произведении И. В. Сталина "О диалектическом и историческом материализме" дано развитие и систематическое изложение основных черт марксистского философского материализма.
Первая черта марксистского философского материализму говорит о материальности мира, отвергая идеалистическое, религиозное представление о существовании посюстороннего и потустороннего мира. Единство мира заключается в его материальности, т. е. в том, что всё многообразие существующего представляет собой различные формы движения материи. Материальны по своей природе предметы, явления, а также закономерности, управляющие движением, изменением, развитием, ибо эти закономерности представляют собой не какие-то сверхприродные установления, а определённые формы взаимосвязи, взаимообусловленности явлений.
Если первая черта марксистского философского материализма отвечает на вопрос, что представляет собой мир, то вторая черта отвечает на вопрос: в каком отношении друг к другу находятся материальные и духовные пиления. Материя первична, сознание вторично, т. е. является продуктом длительного развития материи; оно неотделимо от материи как функция высокоорганизованной материи, как отображение объективной реальности.
Марксистский философский материализм даёт ответ на вторую сторону основного вопроса философии, раскрывая гносеологическое отношение сознания к объективной реальности, доказывая познаваемость мира и его закономерностей и указывая пути научного познания. Марксистская философия доказывает, что данные чувственной восприятия являются источником знания о внешнем мире, источником, из которого исходит абстрактное мышление. Эти положения раскрываются в третьей черте марксистского философского материализма.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Марксистский философский материализм является научно-философским истолкованием, объяснением объективного мира. Если научный диалектический подход к изучению явлений невозможен без материализма, то в свою очередь последовательное научно-материалистическое объяснение мира невозможно без понимания взаимосвязи явлений, их движения, изменения, развития. Марксистский философский материализм и марксистский диалектический метод образуют монолитное единство.
Марксистский философский материализм является высшей формой материалистической философии, качественно отличной от всех предшествующих ей материалистических учений. В домарксистскую эпоху существовали, последовательно сменяя друг друга, три основные исторические формы материализма: материализм передовых мыслителей рабовладельческого общества, материализм передовых буржуазных мыслителей, когда буржуазия представляла собой ещё прогрессивный, борющийся против феодализма класс, и материализм революционных демократов, достигший высшей степени своего развития в России, - философия освободительного движения крестьянских масс. Специфической особенностью античного материализма является наивная диалектика, основанная преимущественно на непосредственном чувственном созерцании объективной реальности. Специфической особенностью материалистических учений XVII-XVIII вв. является их метафизический, механистический характер и идеалистическое понимание истории. Русские революционные демократы вплотную подошли к диалектическому материализму, однако в силу отсталости тогдашней России они не могли полностью преодолеть основные пороки предшествующего материализма и создать принципиально новую материалистическую философию.
Основным недостатком всех этих материалистических учений является идеализм в понимании общественной жизни. Марксистский философский материализм качественно отличен от всей предшествующей материалистической философии, поскольку он является диалектическим материализмом. Марксистский философский материализм даёт материалистическое понимание как природы, так и общественной жизни. Великое значение марксистского философского материализма состоит в том, что он является теоретическим оружием рабочего класса и его партии в борьбе за коммунистическое преобразование мира.
1 В. И. Ленин, Соч., т. 19, с. 8
2 Сенсуализм - философское учение о происхождении всех знаний из чувственных восприятий. Основное положение сенсуализма: Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в чувственном восприятии.
3 Л. Фейербах, Основы философии будущего, 1936, с. 126
4 Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Госполитиздат, 1952, с. 39
5 В. Г. Белинский, Избранные философские произведения, т. II, М. 1948, с. 309
6 Д. И. Писарев, Избранные сочинения в двух томах, т. II, М. 1935, с. 88
7 А. И. Герцен, Избранные философские произведения, т. I, М. 1948, с. 126
8 А. И. Герцен, Избранные философские произведения, т. I, М. 1948, с. 80
9 В. И. Ленин, Соч., т. 14, с. 346
10 Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, т. VII, М. 1950, с. 222
11 Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, т. IV, М. 1948, с. 6
12 Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, т. VII, М. 1950, с. 645
13 В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 330
14 В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 330
15 В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 330
16 В. И. Ленин, Соч., т. 21, с. 32
17 В. И. Ленин, Соч., т. 14, с. 312
Из книги Введение в марксизм автора Бёрнс ЭмильГлава VII. Марксистский взгляд на природу Мы уже говорили о том, что марксизм считает человека, а следовательно, и человеческое общество частью природы. Поэтому происхождение человека следует искать в развитии мира; человек развился из предшествующих форм жизни, в
Из книги Основы философии автора Бабаев ЮрийСознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь Об отражении как всеобщем свойстве материи и его роли в жизни живых форм в общих чертах было рассказано в предыдущей теме. Здесь данный вопрос освещается несколько шире, поскольку речь
Из книги Инерция страха. Социализм и тоталитаризм автора Турчин Валентин ФёдоровичМарксистский нигилизм Многих приверженцев марксизма привлекают в нем его позитивные аспекты: социалистические идеалы и решимость искать действенные методы для их осуществления. Однако нигилистический аспект марксизма - это его важнейшая черта, определяющая
Из книги Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция автора Лосский Николай Онуфриевич1. Определение материализма. Доводы в пользу материализма. Познакомившись с учениями об элементах мира, об идеальном и реальном бытии, а также с учениями о таких видах реального бытия как материя и душа или материальный и психический процесс, можно приступить к изучению
Из книги Этика Преображенного Эроса автора Вышеславцев Борис Петрович4. Методологический материализм, Экономический материализм Философская недоразвитость материализма так очевидна, что среди мыслителей, стоящих на уровне современной философской культуры вряд ли можно найти хотя одного представителя этого миропонимания.Историк
Из книги Космическая философия автора Циолковский Константин Эдуардович13. ТРАГИЗМ КАК ДИАЛЕКТИКА СВОБОДЫ. НИЗШАЯ И ВЫСШАЯ ФОРМА ТРАГИЗМА У Гаргмана Sollensantinomie изображена как теоретическое противоречие; ее решение показывает мыслимость тезиса и антитезиса. С нашей точки зрения, эта антиномия есть жизненный конфликт и жизненный трагизм, и
Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер КенВысшая истина Наряду со смертью и разрушением мы видим оживление и созидание. В телах животных возникают новые жизни за счет той пищи, которую они поглощают. Буквально то же происходит и в растениях: неорганические вещества земли переходят в органические. Земля, мертвая
Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М ТВысшая причинная область За пределами низшей причинной области, в высшей причинной области, все проявленные формы трансцендируются настолько радикально, что им больше даже не нужно появляться или возникать в Сознании. Это - тотальная и предельная трансценденция и
Из книги Критика законов диалектического материализма автора Автор неизвестен§ 3. Марксистский метод познания истории философии и закономерностей ее развития Сущность марксистского метода в истории философии. Диалектический и исторический материализм видит в философии две стороны: познавательную, поскольку философия в той или иной мере
Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович§ 3. Новейшая революция в естествознании и ее философский анализ в труде Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» Начало революции в естествознании. На рубеже XIX и XX вв. началась революция в естествознании. Эта революция имеет колоссальное философское значение,
Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм Из книги Мирология. Том I. Введение в мирологию автора Бэттлер Алекс2. Марксистский анализ социально-классовой структуры общества Можно считать, что наиболее разработанной, с классовых позиций анализирующей социальную структуру общества является марксистско-ленинская теория, у истоков которой находились Маркс и Энгельс, и в которую
Из книги Франсуа Мари Вольтер автора Кузнецов Виталий Николаевич11. Высшая дисциплина Многие думают, что сдержанность важна лишь по отношению к примитивным инстинктам и страстям. Но мало кто думает о том, что и высшие наклонности и побуждения требуют, по крайней мере, такой же дисциплины и контроля. На картинах старых мастеров на
Из книги Диалектический материализм автора Александров Георгий Фёдорович2. А.А. Богданов – марксистский позитивист Среди русских ученых, которые внесли значительный вклад в науковедение, нельзя не назвать двух выдающихся энциклопедистов: В.И. Вернадского и А.А. Богданова. Хотя деятельность Вернадского в большей степени связана с
Из книги автораГлава II. «Деистская форма материализма» же с самых ранних юношеских произведений Вольтер непоколебимо убежден в том, что вне и независимо от человеческого сознания существует природа, представляющая собой совокупность бесконечного числа различных материальных
Диалектический материализм, где главный постулат состоял в том, что материя существует объективно и независимо от человека и развивается по принципам диалектики. Диалектика - это наука о развитии общества и науки. Диалектика – наиболее общие законы. Законы:
- Частные законы.
- Общие законы.
- Универсальные законы.
Но это все законы науки, а законы диалектики должны охватывать все сферы. В каждой науке можно будет найти интерпретации законов диалектики. Гегель: закон перехода количества в качества, закон отрицания отрицания. Маркс настаивает, что законы диалектики действуют везде и всегда. Через законы мы познаем, каким образом развивается все и вся, но перед развитием надо постулировать, откуда берется развитие. Любое развитие основано на движении, хотя движение может быть без развития. Движение – атрибут материи, но плюс еще, движение - это не всегда механическое, движение как категория – это изменение вообще, а формы этого движения могут быть существенно различными. Энгельс строит классификацию форм движений:
- Механическая.
- Физическая.
- Химическая.
- Биологическая.
- Социальная.
Они сопрягаются на основе принципов диалектики:
· Каждая последующая форма движения основана на синтезе всех предыдущих.
· Высшие формы движения материи не сводимы к низшим формам, они не редуцируются, т.е. в высших формах есть свои законы.
- Учение о бытии. Где рассмотрена проблема материи. Классическое определение материи по Ленину – это объективная реальность, данная человеку в ощущениях, которое копируется, фотографируется, этими ощущениями, и существует независимо от них. Такое определение логично на уровне развития физики того времени (на рубеже XIX-XX вв. – открытие радиоактивности). Ленин: «электрон также неисчерпаем, как и атом», т.е. материя бесконечна. Нет предела делению материи.
- Форма движения материи. Постулаты:
- Движение – атрибут материи.
- На основе движения происходит развитие материальных систем. Формы движения подчиняются принципам:
- Иерархичности.
- Формы высшего движения основаны на низших формах.
- Нередуцируемости высших форм по отношению к низшим.
- Градация законов.
- Частные.
- Общие.
- Всеобщие.
По характеристике В. И. Ленина, диалектика - это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. Важно отметить, что диалектика – это прежде всего наука.
Вопрос о причинности.
Маркс исходит из принципа причинности. Причинность – это объективная причинность. Исследователь только открывает причинность, без нее не происходит ничего. Это не то понимание причинности, какое было у Юма (причинность - ассоциация ума). По Марксу, причинность объективная. Причинность у Энгельса близка к лапласовскому детерминизму, случайность гносеологическая. Сейчас же, с открытием новых статистических законов физики, в диалектическом детерминизме вводятся случайности следующих видов:
- Динамические - однозначные на уровне макромира, причины можно рассматривать на уровне двух тел.
- Статистические – вариант закономерности на уровне микромира. Причины рассматриваются на уровне ансамбля.
Но причинность никуда не исчезает, она приобретает различные формы. Далее, говоря о причинности, ставится еще один вопрос: вопрос о категориях. Категории рассматриваются так же, как у Гегеля. Но природа категорий воспринимается по-другому. Категории у Канта - это априорные конструкции на уровне одного индивида, у Гегеля – это моменты развития абсолютного разума, разворачивание духа через триаду. А в марксизме – это наиболее обобщенные формы человеческого опыта, человеческой практики, праксиса, плод обобщения конкретного исторического опыта. Человек должен при обучении проходить некий исторический опыт. Отсюда, все категории Гегеля - это есть отражение в предельно абстрактных формах вполне реальных вещей и процессов реального Мира. Поэтому законы диалектики, с которыми Марксизм согласился, Гегеля становятся законами диалектики самого Мира, а не духа. Уже Шеллинг пытался через полярные категории ввести некоторые фундаментальные противоположности в саму природу. Но здесь Марксизм настаивает, что это не есть развитие в результате некой инволюции духовного начала, а это присуще самой материи. Вывод: раз диалектический материализм настаивает, что законы диалектики присущи материи, то эти законы имеют методологическое значение для естествознания. Все общее здание наук должно строиться на законах диалектики. Многие ученые признавали, что они использовали эти принципы, и получали хорошие результаты. Поэтому задачей естествоиспытателя является применение законов диалектики к конкретным явлениям в природе.
Все эти рассуждения о бытии опираются на основной вопрос философии, что первично - материальное или идеальное. Многие философы рассматривали этот вопрос. Основными вопросами любой философской системы являются:
· Первичность материи или духа? Без компромиссов. (онтология).
· А познаваем ли мир? (гносеология).
Гегель считал, что человек познает Мир в смысле его приобщения к абсолютному разуму. Марксизм говорит, что познаваем сам Мир. Марксизм исходит из того, что познание возникает вместе с появлением психической деятельности, начиная от простейшей психической деятельности, раздражимость, и кончая сложными психическими деятельностями – умственная деятельность. Эволюционный ряд психической деятельности эволюционирует вместе с эволюцией Мира, иначе бы организм просто не выжил бы, это как у Французских материалистов. Марксизм ставит так же проблему отражения, для того чтобы появилась психическая раздражимость, на уровне материи, тоже должно что-то произойти (Французские материалисты говорили о глухой чувствительности). Отражение – фундаментальная характеристика материи, но не всегда эта форма психической деятельности (например, это может быть следом на песке или фотография). Можно выстроить ряд отражений на уровне неорганическом, и осуществить переход к психической деятельности, как результат ряда отражений. В фундаменте отражения лежит свойство, схожее с ощущениями, это и есть отражение.
Теория познания.
- Чувственная ступень.
- Ощущение на уровне отдельных органов чувств, информация о внешнем мире. Ленин: «ощущения есть субъективный образ объективного Мира».
- Восприятие целостного объекта на основе совокупности ощущений.
- Представление – это способность с помощью памяти воспроизвести объект без непосредственного контакта с ним.
- Рациональная ступень.
- Понятие, как обобщение наиболее важных существенных сторон объекта или субъекта, сделанных в формализованной форме, язык. Язык – свойство культуры. Важные особенности объекта предстают в вербализованной форме.
- Суждение. Рациональные познания и установка между ними связки. Пример, в суждении: этот стол коричневый, есть то, о чем говориться и предикат, что говориться.
- Умозаключения - это связка самих суждений. Не обращаясь к опыту, суждения только на основе логики. Пример: все люди смертны, Сократ человек, следовательно, Сократ смертен.
Чувственные и рациональные ступени необходимы для каждого человека, человек не может оперировать только тем или тем. Я вижу красный цвет – чувство, суждение – этот цвет красный. Единство чувственного и рационального. Это необходимый атрибут для любого человека. Человек начинается тогда, когда он овладеет языком и может делать элементарные суждения.
- Наука.
- Факты – это сформулированные на языке науки реальные процессы, происходящие в мире. Цвет красный – длина волны такая-то.
- Гипотезы. Гипотезы об устройстве Мира на основе анализа фактов. Модели.
- Частные.
- Общие.
- Теории – это конечный продукт науки. На основе научной теории мы и создаем научную картину Мира, которая динамична.
Проблема истины.
Проблема истины – ключевая проблема гносеологии, существует еще со времен Аристотеля. Истина рассматривается как:
· Корреспондентская теория – содержание вашего суждения соответствует реальному положению вещей (Аристотель). Претензия на то, что суждение истинно при соотношении с действительностью.
· Когерентная. Истина без обращения к опыту, установление аксиом, правил и получение результатов.
· Утилитарная, прагматичная концепция истины. Истина все то и только то, что ведет к успеху.
В Марксизме, прежде всего, присутствует претензия на корреспондентскую истину, в научных теориях отражается реальный мир. Есть абсолютные и относительные истины.
В отношении части Мира можно говорить об абсолютных истинах, например, мир состоит из атомов. Но никогда нельзя говорить об абсолютной истине всего Мира, это принципиально несостоятельно, т.к. материя бесконечна по любым параметрам. Т.о., следовательно, в отношении самых важных вещей на каждом этапе развития мы имеем относительную истину, это есть истина объективная, но неполная. Незавершенность Мира - это результат его бесконечности по всем параметрам. Процесс познания истины сложный процесс, взятый, к тому же, в конкретный исторический момент. Ленин: «абстрактных истин нет, истины всегда конкретны». В целом, процесс познания является процессом от живого созерцания (информация, получаемая через органы чувств) к абстрактному суждению и, через них, к практике – праксис. Практика в Марксизме понимается как:
- Источник познания. Сами ученые не представляют иногда, какую практическую ценность имеет то или иное открытие.
- Цель познания.
- Оценка результата.
Практика понимается в очень широком смысле – это не только эксперимент, но производственная и культурна деятельность человека. Только сейчас приходит на практике понимание того, насколько важно то или иное научное открытие. В конечном счете, Маркс за соединение познания с социальным объектом, т.е. с обществом, не сами по себе, как у других философов, – это было оригинально.
Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория – материалистической.
Исторический материализм есть распространение положении диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества.
Характеризуя свой диалектический метод, Маркс и Энгельс ссылаются обычно на Гегеля, как на философа, сформулировавшего основные черты диалектики. Это, однако, не означает, что диалектика Маркса и Энгельса тождественна диалектике Гегеля. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля лишь ее «рациональное зерно», отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше, с тем, чтобы придать ей современный научный вид.
«Мой диалектический метод, говорит Маркс, в основе своей не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он под названием идеи превращает даже в самостоятельный субъект, есть демиург (творец) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К.Маркс, Послесловие ко второму немецкому изданию 1-го тома «Капитала»).
Характеризуя свой материализм, Маркс и Энгельс ссылаются обычно на Фейербаха, как на философа, восстановившего материализм в его правах. Однако это не означает, что материализм Маркса и Энгельса тождественен материализму Фейербаха. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха его «основное зерно», развив его дальше в научно-философскую теорию материализма и отбросив прочь его идеалистические и религиозно-этические наслоения. Известно, что Фейербах, будучи в основном материалистом, восставал против названия – материализм. Энгельс не раз заявлял, что Фейербах «несмотря на материалистическую основу, еще не освободился от старых идеалистических пут», что «действительный идеализм Фейербаха выступает наружу тотчас же, как мы подходим к его этике и философии религии» (К.Маркс и Ф.Энгельс, т. XIV, стр. 652–654).
Диалектика происходит от греческого слова «диалего», что значит вести беседу, вести полемику. Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины. Этот диалектический способ мышления, распространенный впоследствии на явления природы. превратился в диалектический метод познания природы, который рассматривал явления природы, как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы – как результат развития противоречий в природе, как результат взаимодействия противоположных сил в природе.
В своей основе диалектика прямо противоположна метафизике.
Краткий курс истории ВКП(б). Глава IV. 2. О диалектическом и историческом материализме. 1938 год.
11. Диалектический материализм как новое (пятое) философское направление, его отличие от старого материализма. Философские, естественнонаучные и социальные, предпосылки возникновения нового материализма в середине XIX столетия, его современное состояние.
Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.
Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания; в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.
Современный (диалектический) материализм формируется в 40-х годах 19 столетия на основе тех достижений в области естествознания, о которых уже говорилось выше: закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина, теория клеточного строения организма, достижения в области геологии и палеонтологии, теория органического синтеза. Хотя эти открытия и не поколебали механистической картины мира, господствовавшей до конца 19 века, но, тем не менее, нанесли существенный удар по метафизическому миропониманию, ибо позволили объяснить природу не как совокупность не связанных между собой тел, а как систему взаимосвязанных тел и процессов в природе; другими словами, естествознание диктовало необходимость перехода к диалектическому объяснению мира, развитому в рамках гегелевской философии.
Диалектический материализм, как в период своего формирования, так и в настоящее время, опирается на определенную научную картину мира. Естественно-научной предпосылкой формирования диалектического материализма, как отмечали его создатели, послужили три великих открытия:
1) закона сохранения энергии, утверждающего неуничтожимость энергии, ее перехода из одного вида в другой; 2) установление клеточного строения живых тел, когда было доказано, что клетка является элементарной структурной единицей всего живого: растений, животных микроорганизмов; 3) теория эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле, а также положение о естественном происхождении в процессе этой эволюции человека.
Особенности:
1) Первая особенность диалектического материализма как философской школы состоит в том, что он соединяет в едином учении материалистическое понимание природы и истории с принципами диалектики.
2) Вторая особенность диалектического материализма по сравнению с классическим (метафизическим) связана с решением ОВФ. Для классического материализма характерно натуралистическое понимание человека и его способностей: разума, сознания мышления. Это понимание состоит в том, что сознание человека стремились объяснить из естественных причин. Предполагая, что сознание формируется как результат непосредственного воздействия природы на органы чувств человека, либо как следствие биологической эволюции. Диалектический материализм указывает на то, что биологических предпосылок недостаточно для объяснения феномена сознания, хотя без таких предпосылок его возникновение необъяснимо, что истоки сознания лежат не в природе, как таковой, а в активном отношении человека к природе через практическую деятельность (труд). Тем самым, по-иному решается и вопрос об отношении сознания к бытию: это отношение не непосредственное, оно опосредованное трудом, в силу чего все способности человека и он сам как биологический вид формируется в процессе социальной эволюции, эти способности не есть нечто данное от природы, оно есть результат длительного социального процесса.
3) Третья особенность диалектического материализма состоит в том, что он покончил с натурфилософской тенденцией как материализма, так и идеализма, на открытие некоего первоначала – causa finalis мира. Эти поиски были в свое время оправданы, ибо они означали объяснение мира, исходя из него самого, но они в то же время выражали претензии на то, чтобы путем определения такой causa finalis построить законченную теоретическую модель мира. В рамках диалектического материализма понятие субстанции сохранило свое значение – как логическое требование за видимым наблюдаемым многообразием искать внутреннюю закономерность.
4) Четвертая особенность диалектического материализма – преодоление непоследовательности классического материализма, выражающегося в его неспособности распространять принципы материализма на области общих явлений. Другими словами, все материалисты от Бэкона до Фейербаха оказывались на позициях идеализма понимания общественной жизни.
Маркс и Энгельс, удержав мысль Гегеля о вечном процессе развития, отбросили предвзятое идеалистическое воззрение. Обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие природы, а наоборот - дух следует объяснить из природы, материи и развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных, производительных сил.
Основным недостатком “старого”, в том числе и фейербаховского, материализма Маркс и Энгельс считали то, что этот материализм был «преимущественно механическим», не учитывая новейшего развития химии и биологии; то, что они “сущность человека” понимали абстрактно, а не как “совокупность” (определенных конкретно исторически) “всех общественных отношений.
Классическое для диалектического материализма определение материи сформулировал В. И. Ленин. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» он писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Таким образом, В. И. Ленин отделил понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней. Единственное свойство материи, с которым связана философия – это свойство объективной реальности, т.е. существование реального мира вне и независимо от сознания каждого конкретного человека и человечества в целом.
Сознание же в целом трактуется в диалектическом материализме как особое свойство материи, присущее ей на высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в процессе развития материи сформировалось человечество. Таким образом категория материи в диалектическом материализме возведена на уровень субстанции. Все многообразие бытия диалектический материализм рассматривает как производные от материи виды и формы ее проявления. Материя как таковая не существует. Она существует в конкретных бесконечно многообразных видах и формах вещей, процессов, явлений, состояний и т.д. Ни один из этих многообразных видов, форм, процессов, явлений, состояний не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая из связи и взаимодействия, составляют материальную действительность. А это значит, что ленинское определение материи содержит в себе материалистическое решение основного мировоззренческого вопроса о первичности материального или идеального бытия. Оно ориентирует людей на признание существования вне и независимо от сознания материального мира.
Вместе с тем, в этом определении содержится указание на производный, вторичный характер человеческого познания, а, следовательно, и сознания. Познание определяется в данном определении как отражение материи.
В наше время идея развития, эволюции, вошла почти всецело в общественное сознание, но иными путями, не через философию Гегеля. Однако эта идея в той формулировке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более всестороння, гораздо богаче содержанием, чем ходячая идея эволюции.