Как правильно поставить запятые в предложении правила. В каких случаях ставится запятая? Запятые в предложениях: правила
Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.
Введение: Что такое пунктуация?
§1. Значение термина пунктуация
§2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
§3. Какую роль играют знаки препинания?Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие
Точка, вопросительный и восклицательный знаки
Многоточие в конце предложенияГлава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой
§1. Запятая
§2. Точка с запятойГлава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие
Зачем нужно двоеточие?
Двоеточие в простом предложении
Двоеточие в сложном предложениииГлава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире
§1. Тире
§2. Двойное тиреГлава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки
§1. Кавычки
§2. СкобкиГлава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым
Тире ставится
Тире не ставитсяГлава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах
§1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
§2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словомГлава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением
§1. Обособление согласованных определений
§2. Обособление несогласованных определений
§3. Обособление приложенийГлава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством
Обстоятельства обособляются
Обстоятельства не обособляютсяГлава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.
§1. Уточнение
§2. ПояснениеГлава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями
§1. Предложения с вводными словами
§2. Предложения с вводными предложениями
§3. Предложения со вставными конструкциямиГлава 12. Пунктуация при обращении
Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи
Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах
§1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
§2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительныеГлава 14. Пунктуация при прямой речи
§1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
§2. Пункуационное оформление диалога
Инструкция
Прежде всего, стоит отметить, что сложными называются , состоящие из нескольких частей, которые интонационно и по смыслу образуют единое целое. Рассмотрим основные правила постановки запятых в таких предложениях.
Самым главным правилом для всех типов сложных предложений является то, что все простые предложения в составе сложного разделяются. Для того, чтобы правильно в таком предложении, нужно верно выделить все грамматические основы.
Например: "Взошла луна, и ее мягкий свет озарил лес".
В данном предложении мы имеем две грамматические основы «взошла луна» и «свет озарил», поэтому между ними была поставлена .
Кроме этого, ставится перед подчинительными и союзными словами, такими как: что, который, какой, когда, где, откуда и другие.
Например: "Он вернется, когда пройдет лето".
В данном случае, увидев слово «когда», можно смело ставить . Но, даже если забыть про него, выделив две грамматические основы «он вернется» и «пройдет лето», запятую все равно ставить придется.
Запятую нужно ставить, если вы увидите в сложном предложении союзы: и, а, но, однако, же, зато, или, либо, ни...ни, то...то, тоже, также. Но в этом случае существуют некоторые трудности, так как данные союзы могут употребляться и в простых предложениях и запятой не отделяются.
Например: "Взошла луна и своим мягким светом озарила лес".
Данное предложение является простым, союз «и» здесь запятой не обособляется.
Стоит помнить, что всегда причастный и деепричастный обороты.
Например: "На камине стоит фарфор, но они, не обращая на него внимания, продолжали пить чай".
В этом предложении четко выделен запятыми «не обращая на него внимание».
"Кошка, лежавшая на диване, долго смотрела , не замечая Лизу, которая вытирала пыль".
Это предложение, пожалуй, является смесью нескольких правил. Здесь есть причастный оборот «лежавшая на диване», деепричастный оборот «не замечая Лизу», а также слово «которая», и все они отделяются запятыми.
В современном обществе, к сожалению, очень много людей, которые не только пишут с ошибками, но и безграмотно разговаривают. Нужно понять, что грамотным быть не только важно, но и нужно. Ведь в целом человека составляет не только его внешний вид, но и его речь.
Правильно ставить в предложении должен уметь каждый образованный человек. Кроме того, от правильной расстановки знаков препинания в предложении нередко зависит его смысл.
Вам понадобится
- 1. Ручка и бумага
- 2. Пособие по русскому языку
Инструкция
Выясните, есть ли в однородные члены. Запятая между ними ставится, если они не соединены союзом. Также она ставится между ними, если они соединены противительными союзами "а", "но", "да", " " и др. Ставится между однородными членами также, если они соединены повторяющимися союзами "и …, и", "да …, да", "ни …, ни", "или …, или" и др.
В сложносочиненном предложении ставьте , если его части связаны соединительными, противительными, разделительными, присоединительными, пояснительными союзами. В сложноподчиненном предложении ставьте запятую, чтобы отделить придаточное от главного. Придаточное предложение отделяется от главного одной запятой или же с обеих сторон.
Ставьте запятую также в сравнительных оборотах с союзами "как", "что" и т.п. Обратите внимание, что такие обороты выделяются запятыми, только если обозначают уподобление и никаких других оттенков более.
Обратите внимание, что также ставятся при вводных и , выражающих отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Например, различные чувства говорящего (к счастью, к сожалению и т.д.), большую или меньшую степень уверенности (конечно, безусловно и т.д.), порядок изложения, связь мыслей (во-первых, таким образом и т.д.).
Обратите внимание
Но разговор пойдет о выделяющих знаках препинания. Где поставить запятую, а где ее ставить не нужно? Для чего служат запятые и что нужно знать, чтобы расставлять их правильно, Вы узнаете, просмотрев данный видеоролик.
Полезный совет
Например, нередко пробелы оказываются перед точкой или запятой, после открывающей кавычки или перед закрывающей. Часто знаки препинания неправильно расставлены или используются там, где не положено. Ещё одно важное правило касается простановки знаков препинания перед закрывающими кавычками: не ставится точка, запятая, точка с запятой и двоеточие. Эти символы правильно ставить после закрывающей кавычки.
Источники:
- «Пособие по русскому языку», Розенталь Д.Э., 2004.
- запятые ставятся
- Давайте дружить с запятыми!
- Ты просто использовал меня!
Совет 3: Как ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях
Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении (СПП), нужно определить его тип. Для этого необходимо обозначить границы главного и придаточных предложений. В большинстве случаев части СПП отделяются друг от друга запятой.
Основные виды СПП
Сложноподчиненное предложение – сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой по смыслу и грамматически. Придаточные предложения соединены с главным подчинительными союзами: что, как, где, зачем, когда и др.
В зависимости от количества придаточных предложений СПП делятся на две основные группы: СПП с одним придаточным и СПП с двумя и более придаточными.
Если придаточных несколько, то они могут присоединяться непосредственно к главному . Бывают как однородными (имеют равнозначное значение, при произношении отделяются интонацией перечисления) или неоднородными. Другой вариант – цепная связь, когда первое придаточное зависит от главного, второе придаточное – от первого и т.д.
Правила расстановки знаков препинания в предложении основываются на том, к какой группе оно относится. Именно с определения главного и придаточных, а также типа связи между ними стоит начинать постановку знаков.
Если придаточное одно
Придаточное предложение отделяется от главного запятой: «Я ценю, когда мне доверяют». Если оно стоит внутри главного, то нужны две запятые – перед придаточным и после него. Например: «В , в которой мы ехали, играла музыка».
Запятая не ставится, если придаточное неполное, то есть состоит только из союза (союзного слова). К примеру: «Меня спросили, кто меня . И я рассказал кто».
Если придаточное начинается с составного союза, то либо перед ним, либо между его частями. Всё зависит от интонации: «Я здесь, потому что тебя!» или «Я здесь потому, что люблю тебя».
Когда придаточных несколько
Если придаточные однородные, то каждая часть такого сложноподчиненного предложения отделяется от других запятой. Пример: «Я вижу, как ты хочешь мне понравиться, как искренне на меня».
Если же однородные придаточные разделены союзом и, то запятая между ними не ставится: «Я хочу, чтобы мы были вместе и чтобы не ссорились». Запятая будет нужна, если придаточные предложения разделены повторяющимися союзами: «Я люблю и когда светит солнце, и когда ». Обратите внимание, что знак ставится только перед вторым союзом и.
Если придаточные неоднородные, запятые между частями СПП нужны в любом случае. Пример: «Когда мы встретились, я сказал ей, что она хорошо выглядит». При цепной связи в СПП части предложения также всегда отделяются друг от друга знаком: «Я , что приготовлю торт, который всем понравится».
Если подчинительные союзы оказываются рядом, запятая между ними ставится: «Мой друг уточнил, что, если я не приду, он обидится». Знак не нужен, если далее в предложении есть вторая часть союза – «то» или «так». Например: «Мы договорились, что если она не вернется в течение часа, то я пойду ее искать».
Могут встречаться предложения и с комбинированной связью. Если сомневаетесь, как поставить знаки препинания, нарисуйте схему предложения. Обозначьте все связи между его частями. Четкая и знание основных правил помогут не запутаться.
Видео по теме
Цель: Создание условий для формирования умения ставить знаки препинания в сложном предложении через алгоритмизацию деятельности учащихся.
- Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом и .
- Способствовать развитию учебно-информационных умений и коммуникативных навыков.
- Воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.
Оборудование:
- Иванов С.В. и др. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Ход урока
1. Организационный момент
Ребята, посмотрите на гостей, поздоровайтесь и подарите им свои добрые улыбки.
2. Чистописание
Откройте тетради, подпишите число, классная работа.
Посмотрите на доску, что я написала? (И а но)
Как назвать одним словом? (Союзы)
Что вы о них знаете? (Они связывают однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения; их называют сочинительными)
Поработаем над скорописью. Напишите две цепочки без отрыва.
Составьте свой узор из этих букв.
3. Интерактивная разминка
А сейчас проведем интерактивную разминку.
Если вы согласны, что синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает строй связной речи, хлопните в ладоши.
Если вы уверены, что к синтаксическим единицам речи относятся словосочетание, предложение, текст, кивните головой.
Если вы знаете, что грамматическая основа, фразеологизм и однородные члены не являются словосочетанием, помашите рукой.
Если вы уверены, что сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или более частей, связанных по смыслу и по интонации, топните ногой.
Если вы согласны, что предложение не может существовать без второстепенных членов, встаньте.
Почему не выполнили последнее действие? (Предложение не может существовать без грамматической основы)
Понравилась интерактивная разминка? Для чего мы ее проводили? (Чтобы вспомнить изученный материал)
4. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи
а) Запишите в тетрадь следующее предложение (один ученик у доски):
Ручейки бегут, встречаются друг с другом и превращаются в лесную речушку.
Подчеркните грамматическую основу.
Дайте характеристику этому предложению (повествовательное, невосклицательное, простое, полное, распространенное, с однородными сказуемыми).
б) Прочитайте предложения на доске:
Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.
Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина.
Что можете сказать об этих предложениях?
Как вы определили, что эти предложения сложные? (каждое предложение состоит из двух частей, в каждой части своя грамматическая основа)
Сравните постановку запятых в сложных предложениях и простом предложении. Что заметили?
Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? (Нет)
Какой вывод можно сделать? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая). На доске появляется схема:, и
Назовите тему нашего урока. (Знаки препинания в сложном предложении).
Поставьте учебную задачу на урок. Чему будем учиться? (Будем учиться ставить знаки препинания в сложном предложении, различать простое предложение и сложное)
5. Изучение нового материала
а) Составление алгоритма “Постановка запятой между частями сложного предложения”.
– Какой вывод мы только что сделали? (Части сложного предложения разделяются запятой)
А теперь попробуйте определить, какие действия нужно выполнить для того, чтобы правильно поставить знаки препинания в сложном предложении.
Объединитесь в группы и попытайтесь составить такой алгоритм действий.
б) Проверка работы в группах:
- Какой первый шаг? (Найди грамматическую основу)
- Какой второй шаг? (Определи, сколько частей в данном сложном предложении)
- Третий шаг? (Найди союз, который связывает части сложного предложения)
- Четвертый шаг? (На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую)
в) Проверка алгоритма по учебнику.
Проверим себя. Откройте учебники на стр. 135, прочитаем правило.
Что есть в правиле такого, чего мы не назвали? (Части сложного предложения могут быть связаны союзом, перед союзом нужно поставить запятую)
Для чего мы составили алгоритм?
Перейдем к выполнению упражнений.
6. Закрепление правила постановки знаков препинания
а) Первичное закрепление правила.
Выполнение упр. 1 стр. 135 с комментированием.
Почему даже перед одиночным союзом и в двух предложениях была поставлена запятая?
б) Выполнение упр. 2 стр. 136.
Прочитайте задание про себя.
Что мы должны сделать?
Выпишите сложное предложение.
Кто не сделал ошибок?
Почему вы легко справились с заданием?
Прочитайте остальные предложения.
Чем они похожи? (Простые предложения с однородными сказуемыми)
Эти предложения вы запишите дома, подчеркнете однородные члены предложения.
в) Работа в парах – упр.3 стр. 136
Прочитайте задание. Работать будете в парах, устно.
Есть ли ошибки в постановке знаков препинания? В каких предложениях?
Запишите эти предложения правильно.
Объясните, почему в одних предложениях запятая перед союзом и нужна, а в других нет?
7. Работа в печатных тетрадях
Откройте стр.42, упр.2.
Прочитаем задание.
Когда перед одиночными союзами и и или ставится запятая, а когда нет?
Каким предложениям соответствуют данные схемы? (1,4 – с однородным и членами; 2, 3 – сложное предложение)
Выберите две схемы и продолжите предложения в соответствии со схемами.
8. Домашнее задание
Упр.2 стр. 136 (выписать простые предложения, подчеркнуть однородные члены предложения); дополнительно - упр. 3 стр.42 в печатной тетради.
9. Рефлексия. Итог урока
Какую учебную задачу ставили на урок?
Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложного предложения?
Где будут использоваться новые знания?
Кого бы вы хотели отметить в классе, кому сделать комплимент?
Закончите предложение:
Сегодня я узнал (а)…
Я смогу…
Я попробую…
Мне было трудно…
Я уже рассказала вам о трёх правилах постановки запятых. Сегодня я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то узнает что-то новое для себя!
Итак, где и когда ставится запятая?
4. Запятая всегда ставится перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)
Всегда ставим запятую перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)5. Запятой разделяются однородные члены предложения
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос , относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию . Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью .
Запятая между однородными членами предложенияОднородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны .
Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).
В палисаднике распустились большие красные тюльпаны (большие — размер, красные — цвет). Это неоднородные члены предложения , между ними нельзя поставить союз «и», поэтому запятую не ставим.
♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…
♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано : и муж и жена, и земля и небо.
Любовь — это когда хочется петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера.
Фрэнк Синатра6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного
Эти предложения могут быть:
А) Бессоюзные.
Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
Фрэнк СинатраЗдесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.
Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…) .
Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду, и смысл его под силу понять только мудрому.
Пауло Коэльо «Алхимик»Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.
Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.
Важно! Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.
К ночи ливень прекратился и стало тише.
К ночи ливень прекратился.
К ночи стало тише.
К ночи — общий член.
7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное
Придаточное присоединяется к главному:
Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):
Запятая между союзными словамиСоюзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):
Если придаточное находится внутри главного , то выделяется запятыми с обеих сторон.
Жизнь не всегда дает вторую попытку, подарки, которые она тебе преподносит, лучше принимать.
Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»8. Запятая при сложных подчинительных союзах
А. Запятая ставится один раз, если есть союзы : благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.
Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части : первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.
Запятая при сложных подчинительных союзахВ. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний : сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.
Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два подряд союза и др.).
9. Запятой выделяются причастные, деепричастные обороты, прилагательные с зависимыми словами и приложения
Запятая ставится между причастными оборотами
Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми слова, но и одиночные причастия и прилагательные.
Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора.
Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты
Запятой выделяются деепричастия♦ Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся .
Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).
Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).
Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.
10. Запятой выделяются сравнительные обороты
Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.
Запятой выделяются сравнительные оборотыПроблема правописания актуальна в наше время. На письме без знания правописания обойтись невозможно. Знаки же препинания, порой, играют решающую роль. Они могут полностью изменить смысл написанного, порой, даже в противоположную сторону.
Инструкция
- В русском языке существует огромное количество правил. Не зря он признан одним из наиболее сложных языков в мире.
- Прежде всего, стоит отметить, что сложными называются предложения, состоящие из нескольких частей, которые интонационно и по смыслу образуют единое целое. Рассмотрим основные правила постановки запятых в таких предложениях.
- Самым главным правилом для всех типов сложных предложений является то, что все простые предложения в составе сложного разделяются. Для того, чтобы правильно расставить запятые в таком предложении, нужно верно выделить все грамматические основы.Например: "Взошла луна, и ее мягкий свет озарил лес".В данном предложении мы имеем две грамматические основы «взошла луна» и «свет озарил», поэтому между ними была поставлена запятая.
- Кроме этого, запятая всегда ставится перед подчинительными союзами и союзными словами, такими как: что, который, какой, когда, где, откуда и другие.Например: "Он вернется, когда пройдет лето".В данном случае, увидев слово «когда», можно смело ставить запятую. Но, даже если забыть про него, выделив две грамматические основы «он вернется» и «пройдет лето», запятую все равно ставить придется.
- Запятую нужно ставить, если вы увидите в сложном предложении союзы: и, а, но, однако, же, зато, или, либо, ни...ни, то...то, тоже, также. Но в этом случае существуют некоторые трудности, так как данные союзы могут употребляться и в простых предложениях и запятой не отделяются.Например: "Взошла луна и своим мягким светом озарила лес".Данное предложение является простым, союз «и» здесь запятой не обособляется.
- Стоит помнить, что в предложении всегда обособляются причастный и деепричастный обороты.Например: "На камине стоит фарфор, но они, не обращая на него внимания, продолжали пить чай".В этом предложении четко выделен запятыми деепричастный оборот «не обращая на него внимание»."Кошка, лежавшая на диване, долго смотрела вдаль, не замечая Лизу, которая вытирала пыль".Это предложение, пожалуй, является смесью нескольких правил. Здесь есть причастный оборот «лежавшая на диване», деепричастный оборот «не замечая Лизу», а также слово «которая», и все они отделяются запятыми.
- В современном обществе, к сожалению, очень много людей, которые не только пишут с ошибками, но и безграмотно разговаривают. Нужно понять, что грамотным быть не только важно, но и нужно. Ведь в целом человека составляет не только его внешний вид, но и его речь.