Как правильно писать индивидуальный проект. Заголовки в проектной работе
При написании творческого либо научного проекта действуют строгие правила по оформлению титульного листа: вы обязательно должны указать своего научного консультанта, название учебного учреждения, год сдачи работы и полное наименование. Как именно разместить эти данные на листе и какими шрифтами пользоваться, вы узнаете в этой статье.
Приступите к написанию титульного листа: зайдите в программу Microsoft Office Word либо более удобную для вас, и выставите шрифт Times New Roman размером 16. Отметьте выравнивание текста по центру.Напишите полное название вашего учебного заведения, поинтересоваться о нём вы можете в сети интернет либо заранее у своего научного консультанта.
Следует сделать разметку страницы, которая соответствует правилам оформления. Зайдите во вкладку “Разметка страницы” в шапке программы и выберите окошко “Поля”. В самом низу списка вы увидите строку “Настраиваемые поля”.- Выровнять сверху и снизу по 15 мм.
- Справа 10 мм.
- Слева 20 мм.
Так ваш проект будет выглядеть наиболее аккуратно, а в дальнейшем у вас будет возможность прошить его по левой части.
Верните шрифт на значение 16, а выравнивание задайте по правому краю. Впишите своё имя после слов “Автор:”, а имя научного консультанта – после “Консультант:”. Не забудьте поставить двоеточие и выделить жирным шрифтом эти слова.
Имена указываются с инициалами.
Уточните у консультанта заранее, как именно нужно записывать его роль в вашей работе. Если преподаватель давал вам советы и наставления на протяжении всей работы над проектом, то, чаще всего, он вписывается именно как консультант. В серьёзных и объёмных работах для научных конференций преподаватель может быть записан “Научный сотрудник”, если принимал прямое участие в написании работы.
Немного другие варианты оформления вы можете посмотреть в коротком видео ниже:
Дети приходят в школу неподготовленными к самостоятельной работе, и задача педагога – разбудить в каждом из них исследователя, это позволит им получать знания, анализируя их и применяя для решения поставленных задач.
В формировании исследовательского навыка, поднятии интереса детей к учебному процессу одними из самых интересных и продуктивных способов стимулировать и развивать их творческую деятельность являются школьные проекты. Главное качество, которое должно характеризовать любой проект – это его востребованность в повседневной жизни. Опыт педагогической деятельности показывает, что детские школьные проекты, насыщенные абстрактной информацией, как правило, редко имеют такой успех, каким обладают те работы, в которых содержится полезная повседневная информация.
Цель такого проекта – развивать в ребенке навык в поиске необходимой для создания проекта информации, который формируется на развивающемся фундаменте позитивных отношений в семье. Отсюда и необходимость работы во внеурочное время, более удобное для реализации поставленных целей. Считается, что наилучший эффект дает совместная деятельность родителей и педагога в этом направлении: ребенок видит результаты своего труда и положительную реакцию на нее в семье. Лучшей связки в стимулировании подростка и пожелать нельзя!
В современных условиях развития Интернета и его доступности для детей, начиная с младших школьников, оформление школьного проекта не составляет особой трудности. Главное требование на этом самом важном, самостоятельном этапе для ребенка должно быть знание, что он сможет сделать намеченное и успешно защитить свой проект. Чтобы проект легко воспринимался, необходимо оформить его наглядный ряд в виде иллюстраций, схем, чертежей, диаграмм, макетов, компьютерных презентаций и других средств. Здесь необходимо понимать, что выбор инструментов из всего вышеперечисленного должен облегчать усвоение информации, а не создавать дополнительные трудности.
При подготовке к реализации проекта, как такового, следует оценить возможности детей применительно к их возрасту, который имеет свои специфические особенности. Проект может носить
индивидуальный, парный или групповой характер.
Соответственно, и виды проектов могут быть
межгрупповыми, творческими, индивидуальными, исследовательскими.
Педагог обязан также рассчитать время на его реализацию и направление (вектор) усилий школьника. Методы и приемы берутся те же, что и в обычных исследованиях, но с учетом на возраст они должны быть упрощены. В самом начале проекта должен стоять и конечный результат, вариантов здесь множество:
выполнить книжку с иллюстрациями; составить карту школьной территории; осуществить выпуск школьной стенгазеты; производство презентации; очистка территории учебного заведения от мусора; проведение выставки работ начинающих художников; составление памятки действий при пожаре.
Разумеется, уникального рецепта здесь быть не может, однако всю работу в этом направлении можно разделить на несколько основных пунктов. Ряд исследователей считают, что в их число входят:
поиск проблемы (темы для проекта) , работа по планированию, сбор необходимой информации, деятельность по созданию продукта и его презентация
при условии, что весь процесс найдет свое отражение в соответствующем портфолио. Причем вопрос о том, как оформить школьный проект точно так же не имеет единого рецепта. Однако целесообразнее всего, разумеется, сделать его в виде цифровой презентации, поскольку, в отличие от традиционного портфолио, она занимает небольшое место и может быть всегда рядом с исследователем, в виде файла, сохраненного на флеш-карте.
Как видно, весь процесс работы по созданию школьного проекта подразумевает наличие четырех основных этапов:
подготовительного, ориентировочного, организационного и продуктивного.
Всегда важно заинтересовать ученика, сделать так, чтобы он заразился какой-либо идеей и отчетливо видел перспективы своего труда. Это может быть сколь угодно широкое поле для деятельности, но рекомендуется максимально конкретизировать задачу: узкая тема – плодотворная работа. Затем следует определить цели и поставить задачи. Наиболее трудоемкий, требующий от ребенка максимальной самостоятельности – это этап организации. Это может быть поиск и сбор необходимой информации в Интернете или в реальной жизни, самостоятельное изучение предмета исследования через чтение книги, просмотр видеоматериала, собственные наблюдения, в зависимости от поставленной задачи. Именно этот этап должен стать краеугольным для формирования творческих навыков, необходимых в дальнейшей работе.
Вот как примерно выглядит образец школьного проекта, имеющий полноценную полезность и значимость не только для выполнившего его ученика, но и для школы в целом – «Мой удобный и безопасный путь в школу».
Тема: микрорайон, в котором мы живем.
Предмет изучения: соблюдение правил дорожного движения.
Возраст учащегося: 7-8 лет.
Продолжительность реализации проекта: 1 неделя.
Аннотация: Для формирования среди учащихся младших классов основ безопасности движения важно уметь нацеливать детей на поиск оптимального маршрута из дома в школу и обратно (это могут быть разные маршруты!) при максимальном использовании творческого процесса. Во время работы над проектом его участники могут досконально изучить территорию микрорайона проживания и правила безопасности при переходе через дорогу. Главная ценность работы – схема (карта, план) движения. Она может быть выполнена как на бумажном (традиционный ватман) носителе, так и в цифровом исполнении (один файл или презентация) .
Маршрут может быть один или несколько. В случае, если проект является групповым, то каждый его участник может дополнять общую схему своим персональным маршрутом. Таким образом, ценность полученного результата повышается, применительно к учебному заведению.
Примерные вопросы для реализации проекта:
Как можно выбрать самый безопасный маршрут в мою школу? В каком месте на территории города (поселка, села) находится школа? Где находится дом проживания ученика? Как можно пройти до школы от дома проживания? При этом надо ли перейти через дорогу? Где лучше всего переходить через дорогу? Что представляет собой проезжая часть? Как следует переходить проезжую часть при наличии светофора или без него?
Работа над проектом:
Информирование родителей и их мотивация, анкетирование, выполнение буклета для родителей, их согласие для работы детей в Интернете.
1-е занятие: вводная презентация с беседой по обсуждению плана работы, ее проектированию и оценка будущего результата, а также значимость конечного продукта и выработка сценария защиты завершенного проекта.
2-е занятие: совместная с родителями и инспектором ГИБДД работа по выбору оптимального маршрута. Здесь же возможно проведение ознакомительной лекции с участием инспектора ГИБДД по обозначению дорожных знаков. Затем ребенок должен самостоятельно проанализировать всю полученную информацию и подготовить результативную часть. Работа по созданию маршрута движения.
3-е занятие: открытый урок с защитой проекта.
Чем большее количество участников будет задействовано в проекте, чем больший резонанс вызовет его защита, тем выше вероятность, что он станет началом для дальнейшего творчества ребенка. Выполнить эти условия – задача педагога.
При выполнении проектных работ по обществознанию следует придерживаться общепринятых правил при оформлении проектных, исследовательский работ или рефератов. В верхней части титульного листа указывается название образовательного учреждения (школы), в средней части должна быть обозначена тема, ниже - сведения о выполнивших работу (класс, фамилии и имена учащихся), фамилия, имя и отчество руководителя. В середине нижней части приводится место и год оформления проектной работы (например, Краснодар-2014).
Образец титульного листа:
Структура проектной работы включает в себя введение, основную часть и заключение.
1. Введение. Во введении описывается актуальность выбранной темы (почему вы выбрали эту тему? почему эта проблема так остро стоит в обществе? чем будет полезен ваш проект?), цели и задачи вашей проектной работы. Цель иногда частично совпадает с темой (например, составить план акции "Помоги ближнему"). Чтобы достигнуть цели вам необходимо определить вопросы, на которые вы найдете ответы в процессе выполнения проектной работы. Эти вопросы сформулируйте в виде конкретных задач (например, привлечь внимание детей, родителей и педагогов к проблеме бездомных животных; разработать мероприятия, направленные на помощь детям-сиротам и т.п.). Во введение вы также можете указать сроки реализации проекта (например, сроки проведения акции "Помоги ближнему" сентябрь-декабрь 2014 года. Сентябрь-октябрь: изготовление подарков на уроках технологии учащимися 6 классов; ноябрь: подготовка концерта; декабрь: посещение детей-инвалидов на дому, вручение подарков, приглашений на концерт, проведение концерта в школе).
2. Основная часть включает в себя подробное описание вашего исследования на тему проекта; мероприятий, которые вы планируете провести в рамках проекта (например, опишите подробно как вы будете организовывать посещение приюта для животных: 1) подготовить объявления о сборе средств и полезных вещей для приюта, разместить их на стендах в школе; 2) организовать пункт приема вещей, собрать и рассортировать вещи; 3) с помощью классного руководителя организовать поездку в приют; 4) съездить в приют, передать вещи; 5) взять интервью у работников приюта, сделать фотографии; 6) оформить отчет о поезде; 7) разместить отчет и фотографии на сайте школы и в школьной газете). Распределите обязанности среди учащихся класса и пропишите их в основной части.
3. Заключение. В заключительной части прописываются предполагаемые результаты проекта, делаете выводы. Выводы должны соответствовать цели и задачам проекта (например: в ходе проектной работы был разработан план проведения акции "Помоги ближнему"). Количество выводов должно совпадать с количеством целей и задач, или быть больше. Если выводов меньше, чем целей и задач, то считается, что какая-то задача не выполнена.
Список источников и литературы располагается на отдельной странице в алфавитном порядке. Пример оформления.
Социальное проектирование. Как написать свой проект?
Социальный проект:
· Это универсальный инструмент для четкого стратегического планирования деятельности вашего молодежного общественного объединения .
· Это воплощение любой Вашей идеи в реальность.
· Это возможность рассчитывать свои шаги к цели с точностью до дней и часов;
· Это умение правильно использовать ресурсы своей организации и привлекать ресурсы из разных источников.
· Это решение социально – значимых проблем местного сообщества.
· Это имиджевая и финансовая устойчивость вашей организации
Социальное проектирование – это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на (основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью, Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития . В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.
Социальное проектирование – синтез научно-теоретической, предметно практической деятельности и элемент социального образования. Как научно-теоретическая деятельность социальное проектирование касается, прежде всего, социологии, социальной работы, социальной философии, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социокультурный и других комплексов.
Социальное проектирование - это комплексная разработка, направленная на создание научно обоснованной и жизненно востребованной модели желаемого будущего с целью ее последующей реализации в процессе практической деятельности, построение конкретных социальных моделей, прогнозов, основанных на социологических исследованиях , экономических расчетах, административных новациях и т. п.
Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» (брошенный вперед) – это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование – составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.
Из чего состоит социальный проект?
Социальный проект – наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность – мостом, связывающим социум и личность.
Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу,
считайте, что Вы на пути к Успеху!
Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод – это инструмент, с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того чтобы оценить результат нужна шкала оценки.
Модель социального проектирования можно рассмотреть через естественный рост и развитие растения (дерева). Допустим, почва – это социальная среда, которую вы хотите каким-то образом изменить; корни – это выявленная вами социальная проблема в данной среде. Далее мы ставим перед собой четкую цель, – задаем направление роста дерева планирования. Соответственно, определяемся с четкими задачами (конкретными шагами) и отвечаем на вопрос: «С помощью каких методов (крона дерева) мы достигнем решения поставленных задач?». В итоге мы получаем плоды своего труда (результаты), которые должны привнести определенные изменения в среде. В социальном проектировании этот процесс называется социальный эффект. Учитывая наш пример, можно выдвинуть утверждение: «Хороший плод дает свои корни».
Этот круговорот и есть процесс стратегического планирования деятельности молодежного общественного объединения:
Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения.
Компоненты проекта | Объективные свидетельства (данные, показатели, обоснования) | Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения) |
Постановка проблемы 1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта? 2. Почему решение данной проблемы является приоритетной задачей? | Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т. п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить? | |
Цель 1. Какова цель, на достижении которой направлена деятельность в рамках проекта? Насколько ее достижение решит или снизит остроту поставленной проблемы? 2. Кто выиграет в результате достижения цели проекта? | 1. Каковы средства проверки достижения цели проекта? 2. Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект внес ожидаемый вклад в продвижении к цели? 3. Предусматривается ли проектом сбор информации/данных, позволяющих измерить степень продвижения к цели? | 1. Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов и т. п.)? |
Задачи – ожидаемые результаты 1. Каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели проекта? 2. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач? 3. Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей? | 4. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что поставленная задача решена? 5. Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту? 6. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ? | 2. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы: выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели; достижение запланированных результатов проводило бы к выполнению задач. |
Методы (мероприятия, проводимые в ходе проекта) 1. Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта? 2. Насколько оптимально (адекватно) используемые методы ведут к получению указанных в проекте результатов? 3. Насколько экономически эффективны используемые методы? | 7. Почему выбраны именно эти методы? 8. Как можно обосновать необходимость (целесообразность) использования именно этих методов? 9. Из какого набора методов был сделан выбор? 10.Какие количественно измеримые продукты будут получены в процессе реализации проекта? | 3. Применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов. |
1. Какие ресурсы – кадры, оборудывание, услуги и др. – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте? 2. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т. д.)? | 11.Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств? | 4. Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов) 5. Каковы возможные препятствия на каждом из этапов реализации проекта? |
Результат – эффект 1. Какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта, т. е. если проект будет выполнен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в связи с решаемой в рамках проекта проблемой? |
Теперь мы рассмотрим каждый пункт еще более подробно.
Постановка проблемы. Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.
Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т. е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.
Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.
Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.
Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.
Проблема Цель
Цель и задачи проекта. Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т. е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.
Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией , обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин. Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.
Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей. Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта. Признаки хороших задач:
· Являются логическим следствием проблемы.
· Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь).
· Сформулированы четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта.
· Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.
Методы реализации проекта. Метод – это инструмент с помощью которого достигается цель проекта.
Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.
В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное – чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.
При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:
· Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта.
· Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности.
· Соответствие деятельности заявленным результатам.
· Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет.
· Инновационность / возможный риск.
· Определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта.
· Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.
Календарный план. Календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:
· Наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы).
· Реалистичность, выполнимость плана.
· Наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный опыт; описание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения.
· Возможность выполнения проекта в заявленные сроки.
Пример план – графика приведен ниже:
Период | Мероприятия | Дата/период проведения | Ответственный |
|
Месяц | Дата |
|||
Ожидаемые результаты. Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта. Основные характеристики результатов:
· Соответствие результатов цели, задачам проекта;
· Измеряемость (количественные и качественные показатели);
· Реалистичность;
· Выполнимость / достижимость.
Мониторинг и оценка проекта. Сильные и опытные организации используют мониторинг и оценку не только в рамках отдельных проектов, но и в текущей деятельности для определения прогресса. В полноценном проекте мониторинг и оценка присутствуют во всех разделах. Если требуется отдельный раздел, это должно быть обобщение уже отраженных в заявке моментов. Ценность отдельного раздела заключается в возможности показать определенные методологические системы оценки, то есть, как и кем (организацией или независимым экспертом) будет проводиться промежуточная и итоговая оценка, какова роль систем мониторинга в управлении проектом, и т. д.
План оценки должен быть хорошо разработан, описаны ее инструменты. Критерии оценки должны быть адекватны результатам, количественные и качественные индикаторы (исходные данные для сопоставления) должны быть убедительными и обоснованными.
Бюджет, ресурсы. Важным этапом создания социального проекта является описание бюджета. Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего проекта. Для того, чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т. е. пояснить на что тратится та или иная сумма.
Мероприятие по проекту | Требуется | Имеется у организации | Всего |
|
Заключение
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонюк проектирование. Минск, 2007.
2. Антонюк проектирование и управление общественным развитием. Минск, 2007.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 2006.
4. Бестужев-, Наместникова прогнозных разработок социальных проектов. М., 2006.
5. , Петров основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. СПб., 2006
6. Котляров основы социального проектирования. М., 2006
7. Крючков и методы социального проектирования. М., 2006
8. Методологические проблемы социального прогнозирования / Под ред. . Л., 2006.
9. Рабочая книга по прогнозированию. М., 2006.
10. , Лаин проектирование. М., 1982.
11. Уилсон А., Уилсон М. Управление и творчество при проектировании систем. М., 2005.
12. Щедровицкий объекта в системном проектировании / Избранные труды. М., 2006.
13. , . Социальное проектирование. Ростов н/Д., 2006 гстр.
В данном разделе мы рассмотрим существующие требования к оформлению исследовательской работы учащихся. Также, мы определим правила оформления исследовательской работы школьников любых классов, приведем пример и образец оформления исследовательских работ.
Параметры страниц исследовательской работы
Исследовательская работа оформляется
на листах формата А4 с одной стороны.
Выставляются поля:
- левое поле - 20 мм
- правое - 10 мм
- верхнее - 15 мм
- нижнее - 15 мм
Текст работы набирают шрифтом Times New Roman.
Размер шрифта 14.
Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).
Выравнивание текста на странице - по ширине.
Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.
Титульный лист исследовательской работы
Написание и оформление исследовательской работы учащихся начинается с оформления титульного листа. В зависимости от рекомендаций министерства образования вашей страны, области титульный лист имеет свои отличия. Мы предоставляем примерное оформление титульного листа исследовательской работы которое можно использовать с обязательным внесением изменений согласно рекомендациям учителя.
Нумерация страниц исследовательского проекта
В конце страницы исследовательской работы следует пронумеровать.
На первой странице номер не ставится, нумерация ставится и продолжается со второй страницы. Располагается номер страницы внизу по центру.
Не допускается использование в оформлении исследовательской работы
рамок, анимации и других элементов для украшения.
Заголовки в исследовательской работе
Заголовок раздела печатается полужирным шрифтом, с заглавной буквы и без точки в конце. Переносить слова в заголовках не допускается. Между текстом и заголовком делается отступ в 2 интервала.
Каждая глава исследовательской работы оформляется с новой страницы. Главы нумеруются арабскими цифрами(1., 2., ...). В нумерации параграфа идет номер главы, точка, номер параграфа (например, 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.). Если параграфы содержат пункты, то пункты нумеруют тремя цифрами через точку, например, 1.1.1., 1.1.2., и т.д., где первая цифра - номер главы, вторая - номер параграфа, третья - номер пункта.
Сокращения и формулы в оформлении исследовательской работы
В тексте не используют часто сокращения кроме общепринятых (Д.И. Алексеев Словарь сокращений русского языка – М., 1977).
При упоминании в тексте исследовательского проекта фамилий известных людей (авторы, ученые, исследователи, изобретатели и т.п.), их инициалы пишутся в начале фамилии.
Если используете в тексте формулы, давайте пояснение используемым символам (например: А+В=С, где А - количество конфет у Маши, В - конфет у Даши, С - конфет всего).
Оформление приложений проекта
Рисунки и фотографии, графики и диаграммы, чертежи и таблицы должны быть расположены и оформлены в конце описания исследовательского проекта после Списка используемой литературы на отдельных страницах в приложениях (например: Приложение 1, Приложение 2, ...). На этих страницах надпись Приложение 1 располагается в правом верхнем углу.
Рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи и таблицы
Рисунки в приложениях нумеруются и подписываются.
Их название помещают под рисунком (например: Рис. 1. Кормушка для синиц, Фото 1. Лес зимой, График 1. Изменение параметра продаж, Диаграмма 1. Динамика роста пшеницы.
Таблицы в приложениях также пронумерованы и озаглавлены. В таблицах для строк текста применяется одинарный интервал. Нумерацию и название располагают под таблицей (Таблица 1. Успеваемость учащихся школы).
При оформлении исследовательской работы в конце предложения в котором ссылаются на приложение пишут (Приложение 1).
Обязательным условием должно быть наличие самого приложения в конце исследовательской работы.
Если Вам необходимо оформить творческий проект
, то для этого мы рекомендуем воспользоваться Требованиями по оформлению творческого проекта, которые находятся на сайте "Творческие проекты и работы учащихся".
Оформление текстового варианта проектной работы.
Несмотря на наблюдаемое разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям.
Структура проектной работы:
1. Информационный раздел.
2. Описание работы.
3. Рефлексия деятельности.
Информационный раздел включает:
- Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).
- Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).
- Область научных знаний, рассмотренных проекте.
- Данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа).
- Данные о руководителе.
- Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется).
- Название населенного пункта и год написания (внизу по центру).
Описание работы.
1. Введение:
Цель проекта.
Задачи, поставленные дл реализации проекта.
Актуальность выбранной темы.
Обоснование актуальности темы с позиции ее недостаточной разработанности, объективной сложности изучения, информационной ценности имеющегося материала, а также в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг нее, доказательство того, что тема может представлять научный интерес и практическое значение.
План (содержание работы) работы.
2. Описание проектной работы и ее результатов:
Теоретическая часть
Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)
Возможны рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы.
Список использованной литературы, электронные адреса.
Литература располагается в алфавитной последовательности все официальные источники информации, использованные при написании реферата (Ф.И.О. автора, название, место издания, название издательства, год издания и желательно используемые страницы). Список должно содержать не менее четырех наименований литературы.
3. Назначение и применение проекта.
Рефлексия:
Оценивание степени достижения поставленных целей.
Оценивание качества результатов.
Приобретенные умения, знания, навыки.
Вопросы рефлексии.
1. Над чем мы работали? (Вопрос помогает вспомнить весь ход проекта).
2. Как мы работали? (Вопрос способствует анализу задач и методов их решения, оценить интересные находки и спонтанные решения, трудности и неудачи).
3. Для чего мы это делали? (Вопрос побуждает оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом).
4. Какие знания и умения нам пригодились? (Вопрос помогает оценить не только языковые знания, но и организаторские умения, умение работать в команде).
5. Какой опыт мы приобрели? (Вопрос помогает оценить выполнение ролей, взаимопомощь и поддержку).
6. Что можно было бы сделать иначе? (Вопрос побуждает к критической оценке процесса проекта и к конструктивным выводам).
Формы
защиты проекта.
Для исследовательского проекта подойдут:
· Демонстрация видеофильма;
· Защита на ученом совете;
· Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;
· Научная конференция и пр.
Подготовка к защите проекта
Если исследовательский проект необходимо защищать перед комиссией, то желательно подготовить презентацию с основными положениями работы. При отсутствии специального оборудования для показа слайдов на защите, можно будет раздать распечатанную презентацию в качестве иллюстративных материалов.
На многих предприятиях есть сотрудники, получающие образование по заочной или очно-заочной форме обучения. В соответствии с законодательством, они имеют право на оплачиваемый ученический отпуск, который предоставляется на основании справки-вызова из учебного заведения. Начислить ученические вам необходимо с учетом средней заработной платы сотрудника.
Инструкция
Согласно ст. 139 Трудового Кодекса РФ, расчет среднего заработка произведите, исходя из фактически начисленной ему заработной платы в течение одного года, предшествовавшего началу учебного отпуска. В расчете учтите все виды выплат, которые предусмотрены системой оплаты труда на вашем предприятии. Виды выплат, которые должны быть учтены при начислении ученических, перечислены в ст. 139 ТК РФ и п. 2 Постановления 213 от 11.04.03 г. «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Включите в расчет ученических выплаченные за год премии. Ежемесячные премии включите в полном размере, а премии за год, полугодие и квартал – в размере их месячной части. В том случае, когда за один расчетный период было выплачено несколько премий за один и тот же показатель, в расчет включите только одну из них, наиболее выгодную для сотрудника.
Дети приходят в школу неподготовленными к самостоятельной работе , и задача педагога – разбудить в каждом из них исследователя, это позволит им получать знания, анализируя их и применяя для решения поставленных задач.
В формировании исследовательского навыка, поднятии интереса детей к учебному процессу одними из самых интересных и продуктивных способов стимулировать и развивать их творческую деятельность являются школьные проекты. Главное качество, которое должно характеризовать любой проект – это его востребованность в повседневной жизни. Опыт педагогической деятельности показывает, что детские школьные проекты, насыщенные абстрактной информацией, как правило, редко имеют такой успех, каким обладают те работы, в которых содержится полезная повседневная информация.
Цель такого проекта – развивать в ребенке навык в поиске необходимой для создания проекта информации, который формируется на развивающемся фундаменте позитивных отношений в семье. Отсюда и необходимость работы во внеурочное время, более удобное для реализации поставленных целей. Считается, что наилучший эффект дает совместная деятельность родителей и педагога в этом направлении: ребенок видит результаты своего труда и положительную реакцию на нее в семье. Лучшей связки в стимулировании подростка и пожелать нельзя!
В современных условиях развития Интернета и его доступности для детей, начиная с младших школьников, оформление школьного проекта не составляет особой трудности. Главное требование на этом самом важном, самостоятельном этапе для ребенка должно быть знание, что он сможет сделать намеченное и успешно защитить свой проект. Чтобы проект легко воспринимался, необходимо оформить его наглядный ряд в виде иллюстраций, схем, чертежей, диаграмм, макетов, компьютерных презентаций и других средств. Здесь необходимо понимать, что выбор инструментов из всего вышеперечисленного должен облегчать усвоение информации, а не создавать дополнительные трудности.
При подготовке к реализации проекта, как такового, следует оценить возможности детей применительно к их возрасту, который имеет свои специфические особенности. Проект может носить
индивидуальный, парный или групповой характер.
Соответственно, и виды проектов могут быть
межгрупповыми, творческими, индивидуальными, исследовательскими.
Педагог обязан также рассчитать время на его реализацию и направление (вектор) усилий школьника. Методы и приемы берутся те же, что и в обычных исследованиях, но с учетом на возраст они должны быть упрощены. В самом начале проекта должен стоять и конечный результат, вариантов здесь множество:
выполнить книжку с иллюстрациями; составить карту школьной территории; осуществить выпуск школьной стенгазеты; производство презентации; очистка территории учебного заведения от мусора; проведение выставки работ начинающих художников; составление памятки действий при пожаре.
Разумеется, уникального рецепта здесь быть не может, однако всю работу в этом направлении можно разделить на несколько основных пунктов. Ряд исследователей считают, что в их число входят:
поиск проблемы (темы для проекта) , работа по планированию, сбор необходимой информации, деятельность по созданию продукта и его презентация
при условии, что весь процесс найдет свое отражение в соответствующем портфолио. Причем вопрос о том, как оформить школьный проект точно так же не имеет единого рецепта. Однако целесообразнее всего, разумеется, сделать его в виде цифровой презентации, поскольку, в отличие от традиционного портфолио, она занимает небольшое место и может быть всегда рядом с исследователем, в виде файла, сохраненного на флеш-карте.
Как видно, весь процесс работы по созданию школьного проекта подразумевает наличие четырех основных этапов:
подготовительного, ориентировочного, организационного и продуктивного.
Всегда важно заинтересовать ученика, сделать так, чтобы он заразился какой-либо идеей и отчетливо видел перспективы своего труда. Это может быть сколь угодно широкое поле для деятельности, но рекомендуется максимально конкретизировать задачу: узкая тема – плодотворная работа. Затем следует определить цели и поставить задачи. Наиболее трудоемкий, требующий от ребенка максимальной самостоятельности – это этап организации. Это может быть поиск и сбор необходимой информации в Интернете или в реальной жизни, самостоятельное изучение предмета исследования через чтение книги, просмотр видеоматериала, собственные наблюдения, в зависимости от поставленной задачи. Именно этот этап должен стать краеугольным для формирования творческих навыков, необходимых в дальнейшей работе.
Вот как примерно выглядит образец школьного проекта, имеющий полноценную полезность и значимость не только для выполнившего его ученика, но и для школы в целом – «Мой удобный и безопасный путь в школу».
Тема: микрорайон, в котором мы живем.
Предмет изучения: соблюдение правил дорожного движения.
Возраст учащегося: 7-8 лет.
Продолжительность реализации проекта: 1 неделя.
Аннотация: Для формирования среди учащихся младших классов основ безопасности движения важно уметь нацеливать детей на поиск оптимального маршрута из дома в школу и обратно (это могут быть разные маршруты!) при максимальном использовании творческого процесса. Во время работы над проектом его участники могут досконально изучить территорию микрорайона проживания и правила безопасности при переходе через дорогу. Главная ценность работы – схема (карта, план) движения. Она может быть выполнена как на бумажном (традиционный ватман) носителе, так и в цифровом исполнении (один файл или презентация) .
Маршрут может быть один или несколько. В случае, если проект является групповым, то каждый его участник может дополнять общую схему своим персональным маршрутом. Таким образом, ценность полученного результата повышается, применительно к учебному заведению.
Примерные вопросы для реализации проекта:
Как можно выбрать самый безопасный маршрут в мою школу? В каком месте на территории города (поселка, села) находится школа? Где находится дом проживания ученика? Как можно пройти до школы от дома проживания? При этом надо ли перейти через дорогу? Где лучше всего переходить через дорогу? Что представляет собой проезжая часть? Как следует переходить проезжую часть при наличии светофора или без него?
Работа над проектом:
Информирование родителей и их мотивация, анкетирование, выполнение буклета для родителей, их согласие для работы детей в Интернете.
1-е занятие: вводная презентация с беседой по обсуждению плана работы, ее проектированию и оценка будущего результата, а также значимость конечного продукта и выработка сценария защиты завершенного проекта.
2-е занятие: совместная с родителями и инспектором ГИБДД работа по выбору оптимального маршрута. Здесь же возможно проведение ознакомительной лекции с участием инспектора ГИБДД по обозначению дорожных знаков. Затем ребенок должен самостоятельно проанализировать всю полученную информацию и подготовить результативную часть. Работа по созданию маршрута движения.
3-е занятие: открытый урок с защитой проекта.
Чем большее количество участников будет задействовано в проекте, чем больший резонанс вызовет его защита, тем выше вероятность, что он станет началом для дальнейшего творчества ребенка. Выполнить эти условия – задача педагога.
В современном мире человека окружают огромные объемы информации. И чтобы справляться с этим нескончаемым потоком, человек должен уметь получать информацию, анализировать ее, сопоставлять факты и делать выводы.
Эти навыки не являются врожденными, этому надо учиться. И чем раньше начнется это обучение, тем лучше.
Даже в начальных классах можно пытаться привить детям исследовательские навыки. Ведь большая часть обучения проходит по схеме «услышал от учителя/прочитал – запомнил – воспроизвел на ответе в классе». И после такой цепочки в голове ребенка остается лишь часть материала. А вот если он сам будет добывать информацию, самостоятельно изучит вопрос или проблему, сложит все «кирпичики» материала и сделает выводы – такая информация запомнится на всю жизнь.
Кроме того, школьные проекты развивают у детей познавательный интерес. Ребенок не просто задает вопросы, а будет стараться самостоятельно найти ответ.
Школьный проект – это форма исследовательской работы, в процессе которой ученик самостоятельно находит информацию по теме работы, изучает ее, делает выводы и предоставляет материал на всеобщее обозрение в виде презентации. Ребенку только следует объяснить, как делать школьный проект.
Школьные проекты бывают следующих типов:
- исследовательские. Ученики должны не просто узнать о главной теме работы, а провести исследования. Это может быть повторение экспериментов ученых, работающих над данной проблемой, или постановка новых для подтверждения теории.
- информационные. В них ученики ограничиваются поиском и анализом информации, делают самостоятельные выводы.
- творческие. Такие проекты подойдут для учеников младших классов. В них исследовательская работа «разбавляется» творчеством. Проект может включать в себя моделирование (например, модели автомобилей и дорог по теме «Появление первой машины»), изготовления костюмов (например, по теме «Балы во Франции 18 века») и все, на что способны маленькие ручки талантливых учеников.
- практические. Если тема тесно связана с повседневной жизнью (например, «Как компьютеры помогают человечеству»), ученикам следует большую часть внимания уделить практической части работы. Нужно привязать тему к жизни каждого слушателя, привести примеры, фотографии, разыграть сценку.
По количеству участников в проекте, они делятся на личностные, парные и групповые. Тут уж учитель должен сам подумать и решить, каким образом проект будет лучше сделать. Если тем много, они необъемные и больше информационные, лучше выбрать личностный тип проекта. А вот если работа большая, по ней много информации, нужно будет сделать костюмы или поставить эксперимент, тогда лучше поделить класс на группы.
Исходя из тех же критериев, выбираются сроки проектов. Ведь даже взрослый человек не сможет разобраться, как сделать школьный проект за один день. С другой стороны, проект не следует растягивать на месяцы.
Для оформления проекта потребуется его паспорт, это что-то вроде титульного листа работы. На нем должны быть написаны:
- название проекта;
- руководитель проекта;
- науки или учебные дисциплины, близкие к теме проекта;
- состав проектной группы;
- тип проекта;
- цель проекта;
- необходимое оборудование;
- краткое описание проекта;
- план школьного проекта.
Паспорт проекта лучше оформить на большом листе, в нескольких экземплярах, раздавать его перед презентацией.
Этапы школьного проекта такие:
- анализ проблемы. После получения от учителя (или после самостоятельного выбора) темы работы, ученик должен описать, что представляет из себя поставленный вопрос, насколько он важен, есть ли проблемы с пониманием темы работы у других учеников и сможет ли он им помочь.
- постановка цели. Целью проектной работы обычно является изучение информации по главной теме. Но могут быть и дополнительные цели, такие как подтверждение теории экспериментом, поиск разных точек зрения на проблему, опровержение теории и прочие.
- выбор средств достижения. Обычно зависит от цели. Если это просто изучение информации, тогда выбираются источники, хорошо бы не ограничиваться одним только интернетом, добавив газеты и журналы, книги, не опубликованные в сети. Если дополнительной целью является эксперимент (визуальное подтверждение), нужно разработать план его проведения, подобрать оборудование и материалы для работы.
- поиск и обработка информации. Самый интересный этап. Разрозненные кусочки материалов по главной теме нужно сложить воедино, подтвердить факты цитатами, фотографиями. Если возник спорный вопрос, следует предоставить все возможные мнения и мысли специалистов и исследователей.
- оценка полученных результатов и выводов. После всей проведенной работы, стоит критически взглянуть на себя и оценить свою работу. Насколько она будет полезна? Как много узнает из нее несведущий человек? Что нового и интересного удалось узнать в ходе работы?
Перед началом работы, ученики должны решить, интересна ли им тема проекта. Если нет, нужно подойти к учителю и попросить изменить тему. Потому что работа над проектом должна принести удовольствие ученикам, они никогда не научатся правильно работать с материалом и не разовьют в себе исследовательские навыки, если проект превратится в нечто неинтересное и обязательное.
После получения темы, следует обсудить между собой и с учителем источники информации. Работа не должна превратиться в простое копирование статей с Википедии и Большой советской энциклопедии. Тут опять же встает вопрос интересности работы. Увлекшись исследованием, ученики полезут даже в библиотеку, в подшивки газет и журналов. Тогда как «обязаловка» будет исследована только в пределах компьютерной сети.
Вся найденная информация должна быть собрана вместе. Нужно постараться разбить ее на пункты. Например, история появления предмета обсуждения, его качества и полезность, положительные и отрицательные стороны/качества, спорные вопросы и прочее.
Для удобства, информацию можно заключить в схемы, таблицы, диаграммы (если информация в цифрах) – все это не только будет помогать анализу, но и станет черновиками для будущей презентации.
После того как вся информация систематизирована, обработана и сделаны выводы, самое время писать краткий доклад и делать наглядные материалы.
Если наглядным материалом является эксперимент, обязательно нужно обсудить его с преподавателем, в этом нет ничего страшного. Если это химические реакции, нужно попросить лаборанта помочь с реактивами, а учитель пусть подберет наиболее красочные и зрелищные реакции, покажет как правильно их провести. Если эксперимент физический, нужно обратиться к учителю физики за советом и оборудованием.
Всегда нужно несколько раз провести эксперимент, его должен проводить один и тот же человек (или пара), его должность – ответственный за материальную часть. Докладчик не должен переливать реактивы, а компьютерный гений, нарисовавший диаграммы не должен читать доклад.
Кстати, это очень важная часть совместной работы (если проект групповой) : у каждого должна быть своя роль, каждый участник должен внести свой вклад, как в процессе работы, так и во время презентации.