Как пишется не наречиями на. Тема "правописание наречий на о, е "
Урок 72. Практикум «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е»
14.12.2011 21620 2012Урок 72. Практикум «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е»
Цель: закрепить навыки правописания не с наречиями на -о и -е, правописания не с другими частями речи.
Методические приемы: лингвистический разбор, графический диктант, индивидуальные задания, словарная и орфоэпическая ра бота, тренировочные упражнения.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Задания: записать предложения под диктовку, определить сло ва в сравнительной степени как части речи, указав их начальную форму, и как члены предложения.
1) Олимпийский девиз гласит: «Быстрее, выше, сильнее!»
2) Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба... (Б. Окуд жава.)
3) Будь проще, и к тебе потянутся люди.
4) Давайте чаще встречаться.
Комментарий. К предложению № 1: Быстрее, выше, сильнее - наречия в сравнительной степени. Быстро, высоко, сильно. Прямая речь не является членом предложения.
К предложению № 2: Всё слабее - прилагательное в сравнитель ной степени. Слабый. В предложении является сказуемым.
К предложению № 3: проще - прилагательное в сравнительной степени. Простой. В предложении является частью сказуемого {будь проще).
К предложению № 4: чаще - наречие в сравнительной степени. Часто. В предложении является обстоятельством.
Чтобы доказать принадлежность слова к определенной ча сти речи, надо определить, от какого слова оно зависит, на какой вопрос отвечает:
Как? (как делают олимпийцы?) - быстро, высоко, сильно; бы стрее, выше, сильнее - наречия.
Запах каков? Слабый, слабее - прилагательное.
Ты будь каков? Будь простым, будь проще - прилагательное.
Надо встречаться как? часто, чаще - наречие.
II. Проверка домашнего задания
1. Рассказать о правописании не с наречиями на -о и -е.
2.Упражнение 221: проверка по цепочке; в это время два уче ника выполняют у доски фонетический разбор слова легко и мор фологический разбор слова что.
3.Комментарий. Обратим внимание на слово что. Его обязатель но надо рассматривать в контексте. Это не союз, а относительное местоимение. В предложении является подлежащим.
III . Практическая работа
1. Графический диктант.
Неясно мыслит; немало испытал; не дружелюбно, а враждебно; неряшливо одет; неплохо выглядит; вовсе не глупо; несвязно излага ет; отнюдь не талантливо; расположились невдалеке; небрежно сделано; сработано не мастерски; ущелье не широко, а узко; неискренне говорить; неласково смотреть; ничуть не глубоко; неуверенно отвечать; нисколько не громко; расположен не вблизи; поступить несправедливо; искать не здесь; сказать не сразу.
(Ключ: +, +, - +, +, -,+,-, +, +, -, - +, +, -, +, - - +, _ -.)
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 222: комментированное письмо.
Упражнение 223: самостоятельная
работа с последующей взаи
мопроверкой.
Упражнение 224: чтение и обсуждение.
ТЕМА УРОКА «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С НАРЕЧИЯМИ НА –О, –Е»
Цель урока : формирование навыка правописания не с наречиями.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать понятие о написании НЕ с наречиями на – О, - Е;
Сопост авить данное правило с написанием НЕ с другими частями речи.
Развивающие:
Р азвивать логическое и аналитическое мышление, внимание; навыки связной речи учащихся;
Воспитательные:
Воспитывать чувство коллективизма при работе в парах;
Прививать интерес к родному языку; культуру речи у учащихся.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к изучению языка.
Метапредметные:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, планировать пути достижения цели, принимать решение в проблемной ситуации, оценивать достигнутые результаты;
обобщать понятия, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения орфографической задачи;
работать в паре – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать для решения учебной задачи.
Предметные:
находить в словах изученную орфо грамму, обосновывать её выбор, правильно писать слова с изу ченной орфограммой;
находить и исправлять орфографиче ские ошибки.
Ход урока.
1 слайд
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Татьяна Леонидовна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошёл вам, и тогда
Будем грамотны всегда.
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
После урока наберём
Мы множество идей,
В корзину все их соберём
Для радости своей.
Актуализация ранее изученного:
- Откройте тетради и запишите дату, классная работа. Положите ручки.
- Прочтите словосочетания.
2 слайд.
(Не) друг, а враг; (не)трудное задание; совсем (не) правильный; (не)настье; разговаривать (не)решительно.
Какая орфограмма нам встретилась в данных словах? (Правописание не с разными частями речи).
Ребята 1 варианта выпишите словосочетания с именами существительными, 2 вариант - словосочетания с именами прилагательными.
Проверьте написанное друг у друга.
Дайте объяснение написание не.
1в. не друг, а враг; ненастье(без не не употр.)
2в. нетрудное задание(=лёгкое); совсем не правильный.
Какое словосочетание не вошло ни в одну группу?(разговаривали нерешительно).
Почему? (В словосочетании есть наречие).
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Правописание не с наречиями на –о и –е.)
3 слайд.
Запишите тему урока в тетрадь.
Сформулируйте цель этого урока? (Познакомиться с правилами написания не с наречиями на –о и –е).
Вернёмся к оставшемуся словосочетанию: разговаривать нерешительно.
4 слайд.
Подумайте, от какой части речи образовано причастие? (От прилагательного)
Назовите прилагательное, от которого образовалось наречие? (нерешительный)
Как оно пишется? (Слитно, так как можно подобрать синоним - робкий)
От какого существительного образовано прилагательное? (нерешительность)
Объясните его написание. (Слитно, синоним)
Значит, как мы напишем наречие нерешительность?(слитно, синоним-робость).
Микро-итог:
Когда не с существительными, прилагательными, наречиями пишется слитно? (1) синоним без не;2) если без не не употр.)
В каких случаях существительные, прилагательные, наречия пишутся раздельно? (1) противоставление; 2)со словами: совсем не, далеко не, вовсе не, ничуть не, никогда не, нисколько не, отнюдь не)
Работа с учебником.
- Проверим, правильно ли мы обобщили свои наблюдения, откройте учебник на стр.104 и прочитайте правило про себя.
- Правы ли мы? (да)
Микро -итог:
- Что в орфограмме нового? (Только наречия на -о и –е).
3.Закрепление полученных знаний.
5 слайд
Прочитайте слова. Распределите их в два столбика: слитно, раздельно, комментирую.
Слитно Раздельно
Несложно(=легко) Не высоко, а низко
Неискренне(= фальшиво) Вовсе не аккуратно
Немножко(без не не употр.)
Микро-итог: Мы учились писать наречия слитно и раздельно с не с какими суффиксами?(-о и –е).
4.Физминутка для глаз. 6 слайд.
Игра «Третий лишний» 7 слайд.
Ребята, поиграем в игру. Найдите лишнее слово, работая в парах, запишите нужное, объяснив написание.
1, 3,5 парты-1группа слов.
2,4 парты-2 группа слов.
(не)медленно, а быстро; вовсе (не) прочно; (не)аккуратно.
(не)лепо; (не)ласково; (не) глубоко.
Проверим, что получилось у первой группы. Что было лишним?(неаккуратно). Почему?(Слитно, =грязно)
Что лишнее у 2 группы?(нелепо) Почему? (Оно без не не употр.)
Микро-итог:
Выполняя данные задания, мы учились объяснять правописание не с какой частью речью? (Наречием)
Эти знания вам пригодятся при сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Работа с текстом. 8 слайд.
- Ребята, послушайте текст.
Встало солнышко спозаранку, умылось росой и пошло гулять по небу. Туман расст..лавшийся над равниной постепенно несмело и..чезает уступая силе солнечных лучей. Они оживляют всю природу. На дне оврага ещё темно, но быстро поднимается туман.
Как бы вы озаглавите текст? («Солнечные лучи», «Утро»)
Определите главную мысль текста.(Живительная сила солнечных лучей)
Найдите в тексте наречия, определите их смысловую группу.
(спозаранку – времени; постепенно, несмело, темно, быстро – образ действия)
Какие смысловые группы ещё могут иметь наречия?(Места, причина, цели, меры.)
Какую роль в тексте они выполняют?(Делают речь более чёткой и выразительной).
Назовите предложение, в котором есть наречие с не.
Запишите его, объяснив пропущенные орфограммы. Один желающий выполнит задание у доски.
Микро-итог: Орфограммы в каких морфемах мы объяснили?(приставка, корень).
А теперь объясните пропущенные знаки препинания в нём. Один учащийся у доски.
Дифференцированное задание: выполните задание по выбору: подчеркните грамматическую основу или выполните синтаксический разбор предложения.
- Назовите грамматическую основу. (Туман исчезает).
- Охарактеризуйте предложение.(Повеств., невоскл., прост.,двусост.,распр., осложнено обособленным опред., выр.П.О.; обособл.обст., выр Д.О.;однор. обст.,
выраж.нареч.)
Микро-итог: когда Д.О. выделяется на письме запятыми? (всегда)
5.Итог урока.
- Ребята, над какой темой мы работали на протяжении всего урока? (Правописание не с наречиями на –о, –е)
- Что вы узнали о правописании не с наречиями ? (кластер)
6.Рефлексия.
Я вспомнил…
Я понял…
Было интересно…
Было трудно…
Нужно выучить…
7.Домашнее задание: 1) выучить Орфограмму 57; 2) упражнение 223, 225(по выбору)
Посмотрите, как наполнилась наша корзина идей!
Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Дарю на память нежный подснежник.
Спасибо за урок!
Открытый урок в 7 классе
1слайд
Тема урока : Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о, -е
Цели урока :
1. Образовательная : закрепление сведений о слитном и раздельном написании не с наречиями на -о и -е ;
Обобщение и систематизация сведений о правописании не с частями речи, изученными ранее;
Выработка практического умения различать слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
2. Развивающая :
Способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
3. Воспитательная :
Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Оборудование: учебник русского языка,компьютер, экран, фонозапись.
Оргмомент.
–Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Ребята, я вас попрошу на время забыть о тех трудных уроках, которые у вас были сегодня, и погрузиться в прекрасный мир словесности.
Обратимся к строчкам Р. Рождественского:
(На экране высвечиваются строки Р. Рождественского под ф/з):
Все начинается с любви…
«Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова :
Все начинается с любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка-
Все начинается с любви-
Я это точно знаю.
Р. Рождественский.
Ребята, о чём этот прекрасный текст?
А что начинается с любви?
Какой частью речи являются выделенные слова?
2. Закрепление изученного материала.
Сегодня мы закрепим сведения о слитном и раздельном написании не с наречиями на–о, -е
Сформу лируйте , пожалуйста, вопросы по заданной теме урока.
-Когда не с наречиями на - о и - е пишется слитно, а когда раздельно?
Итак, цель урока мы вместе определили.
А теперь, чтобы проверить свои силы и способности в достижении поставленной цели, мы поработаем.
Подберите к фразеологизмам синонимы.
Встать ни свет ни заря, жить душа в душу, рукой подать, хоть пруд пруди, мчаться во весь дух, работать засучив рукава, у черта на куличках, на весь золота.
а) Опрос
Какую часть речи называют наречием?
На какие вопросы отвечают наречия и каким членом предложения являются?
Наречия имеют окончания? Почему?
На какие разряды делятся наречия?
А что вы можете сказать о количественном составе наречий? Наречий каких групп больше?
Как образовался термин «наречие»?
Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие». Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая? Основная функция наречия – определять глагол, обозначать признак действия. Такую особенность наречий отмечали и древние римляне, которые эту часть речи называли adverbium. Слово verbium означает «глагол», а приставка ad- - «при», то есть буквальный перевод термина adverbium звучал бы как «приглаголие». Итак, уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. Ср.: работать – работать вдохновенно, радостно, продуктивно и т.п.
Фонетическая разминка.
А,Б,В!Г,Д,Е!Ё?И!Й.К!Л,М,Н,О!П.Р.С.Т.У?Ф!Х,Ц,Ч.Ш!Щ,Ъ.Ы!Ь.Э?Ю!Я!
б) Анализ текста
Туман расст…лавшийся над равниной постепенно, несмело исчезает уступая силе солнечных лучей которые ож…вляют всю природу. На дне оврага ещё сумрач…но но оттуда поднимает…ся белёсый туман. Бабушка разос…лала платок разл…жила на нём хлеб огурцы репу яблоки.
Хорошо-то как, господи – благодарно говорит она.
Прочитайте тест выразительно. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Расставьте запятые
Как бы вы его озаглавили? (Солнечные лучи)
Определите главную мысль.
(О живительной силе солнечных лучей, о способности человека чувствовать себя счастливым среди природы)
-почему бабушка принесла эти продукты? чем они ценны?
7слайд f6с66666666лайд
92c9475c1739aa5d352
Издавна хлеб является пищевым продуктом номер один, основой питания. Он обладает постоянной, не снижающейся при ежедневном употреблении усвояемостью, что связано с его строением, консистенцией и химическим составом. Хороший вкус и запах свежего хлеба возбуждают аппетит и способствуют пищеварению. Пищевая ценность во многом зависит от сорта муки и рецептуры хлеба. Чем ниже сорт муки, тем больше в ней содержится питательных веществ, и чем выше сорт муки, тем больше в ней крахмала и меньше витаминов и минеральных элементов, что сказывается на пищевой ценности хлеба.
На Руси до времен Екатерины II (когда в Россию был завезен картофель) репа была одним из основных пищевых продуктов на столах наших предков.
Репа была самым доступным овощем и основой зимнего рациона на протяжении веков в Европе и в России. "Проще пареной репы" (доступнее) ничего не было. «Репница» - самая распространенная старинная похлебка из репы с солодом. Репа является близким родственником капусты и происходит из Сибири. Репа обладает не только желтым цветом, но и по содержанию и сочетанию различных минеральных веществ и витаминов является поистине «золотым» овощем. По содержанию витамина С репа почти вдвое превосходит апельсины, лимоны и капусту. А ведь они считаются чемпионами по содержанию аскорбиновой кислоты. Кроме того, в репе есть витамины А, В1, В2, В5, каротин, калий, кальций, фосфор, магний, железо, натрий, сера, небольшое количество марганца и йода. Репа включает в себя целый набор необходимых человеческому организму минеральных солей, которые придают ей целебные свойства. Соли серы, к примеру, очищают и обеззараживают кровь, расщепляют камни в почках и мочевом пузыре. Они оказывают полезное действие при инфекциях, кожных заболеваниях и бронхите.
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам. (И.Брехман - основатель валеологии).
9слайд
Найдите в тексте наречия и определите их значения.
постепенно. несмело исчезает - образ действия
благодарно говорит - образ действия
оттуда поднимается - место действия
ещё сумрачно – время
сумрачно – состояние природы
хорошо – состояние человека (слова-категории состояния)
Какую роль в тексте они выполняют?
Делают речь более чёткой и выразительной.
Назовите наречие с не в тексте и объясните его написание. (несмело)
Синтаксическая зарядка.
в) Объяснить написание слов с НЕ.
(3 ученика у доски)
Распределить слова по группам:
1-не с существительными,2- не с прилагательными, 3-не с наречиями.
(Не) правда, а ложь; отвечал (не)принужденно, (не)интересная книга; убеждал (не)искренне; (не)решительность игрока; долгое (не)настье; (не)заметно подошел; (не)брежный вид; вовсе (не)интересный; идти (не)уклюже; (не)глубокая, а мелкая река; (не)быстро, а медленно.
Вывести формулу написания не с данной частью речи и сделать вывод.
г) Работа с учебником
Рассмотрите таблицу на 98 стр. учебника и решите: правило написания не с наречиями то же, что для имён существительных и прилагательных, или правила разные?
Вывод: наречия на О,Е пишутся с НЕ …..
12слайд
д) Задание на развитие быстроты реакции и мышления
Соедините части слов, записанные в два столбика
Записать в тетради номера частей слов.
вовсе не 1) да
не 2) довать
недол 3) ливый
неле 4) строит
неправ 5) а злой
него 6) да
невеж 7) соко, а низко
не ту 8) красиво
не вы 9) по
10) не добрый 10) го
Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5.
(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).
Объясните правописание не с разными частями речи.
Какому правилу подчиняется правописание не с наречиями на -о, -е ?
3. Релаксация (под ф/запись «шум моря»)
- Молодцы, ребята, вы радуете меня своими ответами. А теперь немного отдохнем.
Сядьте удобно, расслабьтесь.
Закройте глаза и представьте, что вы на берегу Средиземного моря. Вас ласкает тёплый ветерок…
Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики 7 класса. Итак, продолжим нашу работу.
4. Отработка навыка
Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:
а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (близко)
б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко)
в) танцы, игры, халат, орбита (тихо)
Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:
а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок (медленно)
б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль (плохо)
в) смелость, парта, ульи, потолок (мало)
- Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания.
Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?
Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не- , а потом антоним:
Ответ.
Близко – недалеко – далеко
Низко – невысоко – высоко
Тихо – негромко – громко
Плохо – нехорошо – хорошо
Медленно – небыстро – быстро
Мало – немного – много
15 слайд
Б) выборочный диктант
Выберите из текста слова с не в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.
(2 ученика у доски)
Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне (не)множко жутко, так как я ничего, даже воды (не) вижу, но я все же ничем (не) выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с (не)большой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь (не)сколько посветлела.
От земли поднялся туман. На его сером фоне (не)ясно вырисовываются ближайшие сосны. В их (не)подвижности чувствуется что-то суровое. Я (не) знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от (не)ожиданности. Что бы это могло быть? Я никак (не) могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес (не)медленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.
Раздельно |
|
немножко | |
небольшой | |
несколько | |
неподвижность | |
невольно | |
неожиданность | |
немедленно | |
5. Тестовые задания
1. В каких из данных слов не пишется слитно:
А) (не)погода
Б) (не)серьёзно, а беспечно
В) (не)правильно пишет
Г) (не)цветёт
2 . В каких из данных слов не является приставкой:
А) вовсе не легко сделать
Б) (не)взлюбить
В) (не)сложная задача
Г)(не)годовать
3 . Не с наречиями на –о,-е пишется слитно:
А) поступил (не)лепо
Б) написал (не)брежно, но правильно
В) повторил (не)быстро,а медленно
Г) выглядел отнюдь (не)красиво
4 Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно:
А) (не)разумно,а глупо
Б) (не)погода
В) (не)большой,но рыбный
Г) ничем (не)выдаю
5 . Не является частицей:
А) (не)ряха
Б) (не)ясная погода
В) (не)навидит
Г) (не)любит
5..Подведение итогов и домашнее задание.
- О чём мы говорили на уроке?
Повторить параграф 13. выполнить упр. 231.
Сведения об учителе: Ансимова Раиса Манивальдовна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора БОУ города Омска «Гимназия № 75».
Курирую введение в пилотном режиме ФГОС НОО (введён с 2010 года) и ФГОС ООО (введён с 2012 года).
Предмет: русский язык, 6 класс
Тема урока: Правописание НЕ с наречиями на –О, -Е
Цель урока: актуализировать знания о правописании НЕ с существительными и прилагательными, осуществить перенос знаний на правописание НЕ с наречиями на –О, -Е, выработать алгоритм рассуждения при решении орфографической задачи о правописании НЕ с наречиями.
Предметные результаты: 1. Соблюдать на письме орфограмму «Не с наречиями на –О, -Е».
2. Опираться на морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
Личностные результаты:
Способность к самооценке.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
планировать пути достижения цели, принимать решение в проблемной
ситуации на основе переговоров в паре, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные:
Обобщать понятия, осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения орфографической задачи.
Коммуникативные:
Работать в паре - устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать для решения учебной задачи.
Ход урока
1. Оргмомент.
Встаньте ровно , быстро поднимите руки вверх,
Медленно опустите руки вниз, ещё медленнее ,
Низко присядьте,
Дружно встаньте,
Глубоко вдохните, тихо сядьте, поставьте ноги прямо ,
Спину держите ровно .
2. Актуализация знаний
Вы внимательно и правильно выполняли команды. Скажите, слова какой части речи звучали чаще? Вы их запомнили?
Назовите наречия места. ВВЕРХ, ВНИЗ.
Назовите наречие в сравнительной степени. МЕДЛЕННЕЕ.
Назовите наречия образа действия. РОВНО, ВВЕРХ, НИЗКО, ДРУЖНО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО, ТИХО, ПРЯМО.
Пропустите 2 строки, запишите наречия в столбик;
Ровно
Трудно
Высоко
Глубоко
Медленно
быстро
Что обозначают все названные наречия?
ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ
Главное действие, которое вы выполняете на любом уроке, обозначаем каким глаголом? УЧИТЬСЯ
Формулировка темы и цели урока
Выберите наречия из списка на доске, расскажите, как будем учиться.
ВМЕСТЕ, БЕЗ УСТАЛИ, ДРУЖНО, (НЕ)СКУЧНО
Замечательная задача урока получилась: УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ, БЕЗ УСТАЛИ, ДРУЖНО, (НЕ)СКУЧНО
Если так будем учиться, урок получиться эффективным.
Чему будем учиться? Нет ли подсказки на доске?
3. Формулировка темы и цели урока
Сформулируйте тему урока.
Я уточню, скорректирую тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, -Е».
Запишите тему.
Сформулируйте вопросы по теме.
КОГДА пишется СЛИТНО? КОГДА пишется РАЗДЕЛЬНО?
Что для этого нужно?
Необходимо правило. Значит, какая будет цель урока?
1. Сформулировать правило.
2. Научиться применять правило для грамотного письма.
Как узнаем, что цель достигнута?
Какой будет главный результат урока?
УМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛО.
Это главный критерий оценки вашей деятельности на уроке.
Что будем делать для достижения цели? С чего начнём?
1. Анализировать лексический материал.
2. Отвечать на вопросы.
3. Делать выводы.
4. Выполнять упражнения.
Это ЗАДАЧИурока. Ваше умение решать поставленные задачи также будет оцениваться.
Посмотрите критерии оценки. Как обычно каждый из критериев оценивается по трёхбалльной шкале 0-1-2
· Умение работать в парах 0-1-2 балла;
· Умение анализировать лингвистический материал 0-1-2 балла;
· Полнота ответледовательно, максимаов на вопросы 0-1-2 балла;
· Умение применять правило 0-1-2 балла;
· Результативность выполнения заданий 0-1-2 балла
Результат урока:
«5» - 9-10 баллов;
«4» - 7-8 баллов;
«3» - 5-6 баллов
Я же буду оценивать вашу способность к самооценке.
4.Открытие нового знания
Начнём действовать для достижения цели. Может быть, у вас есть какое-то предположение, гипотеза?
(НЕ)СКУЧНО ПИШЕТСЯ СЛИТНО, ПОТОМУ ЧТО НЕТ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ С СОЮЗОМ А, МОЖНО ПОДОБРАТЬ СИНОНИМ БЕЗ НЕ . МОЖЕТ БЫТЬ, УСЛОВИЯ СЛИТНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ ТАКИЕ ЖЕ, КАК ДЛЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ?
Попробуем доказать эту гипотезу. Предлагаю поработать в парах. Вам предложен материал для исследования. Проанализируйте. На основе анализа лексического материала сформулируйте правило слитного и раздельного написания НЕ.
Он говорил не вежливо, а грубо.
Такое случается нередко.
Улыбаться неискренне.
Мужчина выглядит нелепо.
Учиться далеко не скучно.
ПРОВЕРКА работы в парах.
Какое правило получили? Сравните свои выводы с записью орфограммы в учебнике. Можем ли утверждать, что наше правило верное? Какие условия слитного и раздельного написания НЕ не нашли подтверждения в записи орфограммы в учебнике? Может быть, нам поможет учебник теории? Нет?
Обратимся к справочникам. Найдите подтверждение тому, что на раздельное написание наречий также влияют слова – сигналы, оттягивающие приставку.
Доказали гипотезу?
Молодцы, сработали на совесть
Вместе обсуждали, договаривались по теме урока, получили результат- правило.
Сможете ли вы включить это правило в уже имеющуюся у вас систему знаний о слитном и раздельном написании?
Что получилось? НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, ПРИЛАГАТЕЛЬНМИ И НАРЕЧИЯМИ НА –О, -Е, ЕСЛИ…ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО,ЕСЛИ…
Это правило мы будем расширять в 6 классе в теме «Местоимение» и в 7 классе, изучая причастие и деепричастие.
ИТАК, правило готово. Какова вторая цель урока? Для чего? ДЛЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.
Как будем учиться выполнять применять правило? Выполнять упражнения.
5. Первичное закрепление
1.Упражнение 555 (2)- комментируем у доски, пояснения письменно.
2. Теперь вернёмся к наречиям, которые записали в начале урока. Во второй столбик запишите эти слова:
1 вариант слитно с НЕ, с пояснением
2 вариант – РАЗДЕЛЬНО с НЕ, с пояснением.
Взаимопроверка. Молодцы, идём к намеченной цели. Продолжим работать в парах.
6. Тренировочные упражнения
1. Нарисуйте две небольшие картинки «Мир глазами оптимиста», «Мир
глазами пессимиста» (если вы не знаете значение слов «оптимист» и «пессимист»,
обратитесь к словарю). На картинках поместите запретительные/разрешительные
таблички (например, «Говори негромко »). Сопроводите картинки небольшим текстом, в
котором пессимист и оптимист выразят свое отношение к миру.
2.А теперь проверим, как научились применять правило. Выполним тест.
Критерии оценки теста:
2 балла – 1-2 ошибки;
1 балл – 3- 5 ошибок;
0 баллов – более 5 ошибок
Вы должны вставить буквы Р(раздельно) или С (слитно), написать пояснение
ПАША, я предлагаю тебе тест, в котором уже есть пояснения, это поможет тебе выполнить тест без ошибок (для слабых)
ТЕСТ Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е
Взлететь (не)высоко, а низко |
Есть противопоставление с А |
|
Приезжал (не) часто |
Заменить синонимом- редко |
|
Писать (не) аккуратно |
Заменить синонимом - грязно |
|
Выглядеть (не)ряшливо |
Не употребляется без НЕ |
|
Ушёл (не)далеко от дома |
Заменить синонимом -близко |
|
Нет противопоставления с А |
||
Появиться (не)ожиданно |
Заменить синонимом -мгновенно |
|
Нисколько (не) трудно помочь |
Нисколько Не – оттягивает |
|
Вести себя (не)принуждённо |
Заменить синонимом - свободно |
|
Поступил отнюдь (не)красиво |
Отнюдь Не - оттягивает |
|
Итого ошибок: |
Проверка по эталону:
Взлететь (не)высоко, а низко |
Есть противопоставление с А |
||
Приезжал (не) часто |
Заменить синонимом- редко |
||
Писать (не) аккуратно |
Заменить синонимом - грязно |
||
Выглядеть (не)ряшливо |
Не употребляется без НЕ |
||
Ушёл (не)далеко от дома |
Заменить синонимом -близко |
||
Нет противопоставления с А |
|||
Появиться (не)ожиданно |
Заменить синонимом -мгновенно |
||
Нисколько (не) трудно помочь |
Нисколько Не – оттягивает |
||
Вести себя (не)принуждённо |
Заменить синонимом - свободно |
||
Поступил отнюдь (не)красиво |
Отнюдь Не - оттягивает |
||
Итого ошибок: |
Зафиксируйте результат в листе самооценки. Оцените себя по остальным критериям, сосчитайте количество баллов.
Молодцы, работали вместе, дружно, на совесть, без устали, надеюсь, нескучно .