Как крещение пришло на русь. Как крестили Русь
В каком году было крещение Руси? Это событие является одним из важнейших в отечественной истории. Ведь оно не просто определило дальнейшее духовное развитие всего народа, но также и преобразило сам облик русского государства, задав последнему вектор геополитического развития на столетия вперед.
Перове появление христиан: в каком году было?
Крещение Руси вовсе не являлось одномоментным актом. Ему предшествовали долгие годы проникновения в эти земли христианских проповедников. Так, например, именно с их деятельностью связано возникновение письменности у славян. Ведь кириллица и
глаголица были разработаны греками конкретно для того, чтобы переложить для моравских славян священное писание на понятный им язык. Несколько позже этот алфавит дошел через Балканы и до русских территорий, где весьма прочно укрепился. Говоря о том, в каком году было крещение Руси, также не следует забывать, что еще до реформаторской деятельности Владимира в здешних землях было уже немало местных христиан. Самой известной из них, пожалуй, была бабка правителя-реформатора - знаменитая Точно известно, что в середине X века, еще до общегосударственного принятия православия, в Киеве появилась Правда, не известно точно, это в каком году было. Крещение Руси, таким образом, стало лишь логичным следствием многолетнего проникновения христианских идей и культурной эволюции самого общества.
Геополитические предпосылки
Кроме отмеченных причин, князь имел и более веские, чтобы провести эту реформу. Без сомнения, духовный поиск князя имел место. Однако всегда следует помнить о том, что Русь к середине X века превратилась в достаточно масштабное территориальное образование, объединив под своей властью значительные Для правителя должно было быть очевидным, что государству для процветания необходимы незримые нити, которые его скрепят. Что-то большее, чем просто военная сила дружины. Такими нитями в истории часто становилось создание единого чиновничьего аппарата, введение единых законов и правил, податей по всей территории страны. В случае Руси необходимо было навязать всей стране единых богов. Первой такой попыткой стало утверждение единого пантеона за несколько лет до крещения. Однако она потерпела крах. И взоры князя были обращены на самые популярные на тот моменты монотеистические религии: ислам и христианство. Широко известна история о том, что именно церковная служба православных греков впечатлила его больше всего. Выгодным было еще и по геополитическим причинам: оно буквально давало пропуск Руси в круг передовых западных государств того времени. Таким образом, Владимир перестал считаться для христианских правителей темным отсталым варваром и стал на одну цивилизационную ступень с ними. В практическом воплощении это позволило ему взять в жены византийскую принцессу.
Так в каком году крещение Руси состоялось?
В 988 г. христианизация восточных славян стала насильственным делом. Как свидетельствует летопись, население буквально силой загоняли в реку Почайну (приток Днепра в для совершения обряда. Конечно же, языческая вера еще долгие десятилетия и даже столетия сохраняла свое влияние. Более того,
многие местные божки вошли в православный пантеон русских в качестве святых, находясь там до сегодняшнего дня. Однако переломный момент произошел. Год крещения Руси стал стартом новой эпохи как для государства, так и для его населения. О политических выгодах для государства и самого князя уже было сказано. Не менее важным стало дальнейшее влияние христианства на становление трех восточнославянских народов, которые в тот момент окончательно обособились в отдельную нишу, одновременно став крайне близкими друг для друга. Крещение определило развитие цивилизационного облика русских на все последующие столетия. Буквально во всех сферах культуры отечественного средневековья - в живописи, архитектуре, литературе - очевидны византийские каноны.
Все факты и высказывания, нелестно характеризующие светских и церковных «крестителей» Киевской Руси, хорошо известны богословско-церковным кругам Московской патриархии. И тем не менее современные богословы и проповедники либо замалчивают их, либо выступают с заявлениями прямо противоположного содержания - уверяют своих читателей и слушателей, будто введению христианства никто не противодействовал и осуществлялась эта акция в атмосфере всеобщей поддержки. «Привлечение язычников и инаковерующих в Киевской Руси к церкви Христовой, - утверждает митрополит Антоний (Мельников), ничем не аргументируя свое утверждение, - совершалось не путем насилия, а силой убеждения, при содействии благодати божией, живой и чудесной» (ЖМП, 1982, № 5, с. 50).
На самом деле, потребность в новой религии первоначально ощущали лишь социальные верхи Киевской Руси.
Владимиру и его ближайшему окружению она была нужна для укрепления великокняжеской власти.Бояре искали в ней оправдание своего привилегированного положения в древнерусском обществе и узду для челяди и смердов. Купцам христианизация Руси сулила расширение и укрепление торговых связей с христианскими странами. Все они получали возможность с помощью новой веры насаждать в массах дух покорности, примирять угнетенных с тяготами подневольной жизни и тем самым удерживать народ от бунта. Ради этого можно было изменить многовековой традиции, порвать с языческим прошлым, отказаться от привычных форм духовной жизни.
Народ сопротивлялся чужой религии. Это отражается в летописи, но очень глухо: попы подстрекают князя бороться с какими-то неназванными разбойниками. Гораздо красноречивей пустые годы «Повести временных лет»: после крещения год за годом ничего будто не происходит. Происходит, конечно, но не обо всём же можно писать православному летописцу. И так уже он дал такой компромат на крестителя Руси, что лучше бы нам всего этого и не знать.
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР
После битвы между братьями Ярополком и Олегом,последний погиб упав с моста,Владимир бежал за море, почему-то решив, что Ярополк теперь обязательно доберётся и до него. Вернулся в 980 году с войском из новгородцев, варягов, чуди и кривичей. Для укрепления своего положения решил жениться на Полоцкой княжне Рогнеде. Послал её отцу князю Рогволоду предложение. Княжна ответила: не хочу робичича, хочу Ярополка. Это было чувствительное оскорбление, княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. И вот результат: «И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены». По совету своего дяди Добрыни Владимир обесчестил Рогнеду на глазах её родителей, после чего они были убиты.
Рогнеда стала второй из шести жен Владимира.
Примерно в 987 Рогнеда решилась отомстить за содеянное и убить мужа. Согласно легенде, Владимир приехал однажды в сельцо на Лыбеди, где жила Рогнеда, и ночью, когда он спал, она хотела заколоть его, но князь проснулся и успел отвести удар.
Словно в насмешку, внук Рогнеды и Владимира, язычник и князь чародей Всеслав в 1068–1069 г. стал Киевским князем.
Когда войска Владимира подошли к Киеву, Ярополк повёл себя глупо и нерешительно, вместо того чтобы сражаться, Ярополк решил отсидеться за стенами Киева. Хуже всего то, что он слишком доверял своему воеводе, носившему говорящее имя Блуд. Тот посоветовал пойти к Владимиру и сказать: «Что ты мне ни дашь, то я и приму». Ярополка отговаривали, но он пошёл. «Когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк».
После этого убийца овладел женой брата, в прошлом - греческой монахиней. «Повесть временных лет» сообщает: «Была она беременна, и родился от неё Святополк». И далее: «Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка и от Владимира». Православные историки называют Святополка Окаянного пасынком Владимира. Но точно установить, чьим он был сыном, а чьим пасынком, теперь уже невозможно. Да это и неважно. У Владимира было столько детей, жён и наложниц, что можно только позавидовать. Летописец даёт подробный каталог его гарема:
«И были у него жёны: Рогнеда, от неё имел он четырёх сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини - Вышеслава, а ещё от одной жены - Святослава и Мстислава, а от болгарыни - Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Убив брата, овладев его женой и Киевом, узурпатор, увы, не достиг покоя. Киевляне относились к незаконнорождённому Каину с омерзением и страхом, всех этих пришлых князей с их дружинами, состоявшими из варягов, угринов, ляхов и прочих, просто ненавидели.
Владимир задумал жениться на византийской принцессе. Чтобы никто уже больше ему не мог колоть глаза его худородством. Шёл 987 год, войска Владимира стояли в Болгарии и готовы были уже перейти границу империи, в которой разгорелся мятеж доместика Варды Фоки. Вот тут-то и начался брачный торг между императором Василием II и князем Владимиром, который должен был получить сестру Василия Анну Порфирогенету за военную поддержку против Варды Фоки.
Но как только при помощи шеститысячного русского корпуса мятежник был разгромлен, император сказал: ты вначале крестись, а потом получишь нашу Анну. Владимир долго противился обряду, пошёл в Крым, взял Корсунь и обещал взять Царьград, но в конце концов всё-таки крестился.
Вернувшись в Киев, Владимир повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь.
Крещение Руси счастья князю не принесло. Бедная Анна прожила остаток своей жизни со скудоумным злым варваром и родила Бориса и Глеба, которым предстояло погибнуть.
Летописи хранят глухое молчание и о смерти князя Владимира, лишь зафиксировав сам факт.
Когда в 1015 году Владимир Святой умер, люди из его ближнего круга разобрали помост между двумя клетями в его дворце, завернули князя в ковёр и, спустив верёвками на землю, отвезли в церковь. Разобранное в помосте место, разумеется, тут же заделали. Это не для того, чтобы скрыть его смерть, как пишет летописец Нестор, это для того, чтобы не выносить покойника через дверь. Как известно: выносить плохого покойника через дверь никак нельзя, ибо он может вернуться. А вот так, через пролом в стене, который сразу заделают, гораздо надёжней. Покойник уже не сможет найти дорогу назад. Не сможет вернуться и вредить живым.
Вот и выходит, что и самые близкие люди считали равноапостольного князя Владимира ЗАЛОЖНЫМ ПОКОЙНИКОМ- упырём. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. Насильник женщин и братоубийца.
ЗАЛОЖНЫЕ ПОКОЙНИКИ (УМРУНЫ) - “нечистые”, особенно вредоносные умершие. По народным представлениям, к ним относились умершие насильственной и преждевременной смертью: убитые: погибшие в результате несчастного случая; самоубийцы; умершие в молодом возрасте, т.е. “не дожившие своего века”; те, кого при жизни прокляли родители; те, кто вступил в контакт с нечистой силой.
Заложные Покойники становились существами демонической природы, сближенными с нечистой силой. Их называли: “мертвяк”, “упырь”, “нечистик”, “вешальник”, “злой дух”,»приведение»,»русалка» и т.п.
Заложные Покойники, как и другая нечистая сила, появляются по ночам, бродят по земле, пугают и преследуют людей, заводят на бездорожье путников, проникают в дома своих близких родственников, мучают их, являются им во сне, вредят в хозяйстве, могут наслать болезни.
КРЕЩЕНИЕ
На Руси христианство насаждалось силой, при этом уничтожались культовые сооружения Славян, зачастую вместе с сопротивлявшимися людьми. Отметим, что христианство было городской религией, для сельских жителей в целом это вероучение было и непонятно и неполезно, поскольку ничем не помогало им, в отличии от природных культов веры. Но и в городах Руси введение христианства как единственной религии, сопровождающееся разрушением и осквернением родных святынь, вызывало упорное сопротивление, восставали против уничтожения старой веры.
Дохристианская Киевская Русь была одной из наиболее «урбанизированных» стран тогдашней Европы: в 9-10 веках там было не менее 25 городов, а в 11 веке их число подбиралось к сотне. Из-за этого в скандинавских сагах эти земли называют Гардарикой, страной городов.
О том, как шла христианизация Руси интересные данные сообщает археология: из 83 стационарно исследованных археологами городищ Киевской Руси IX – начала XI в. 24 (почти 30%) «прекратили своё существование к началу XI в. По всех видимости, речь идет в первую очередь о тех городищах древних славян, которые изначально были святилищами. Именно такие крупные известные языческие центры поклонения разрушались в первую очередь, а люди из городищ либо гибли, защищая свои святыни, либо предпочитали уходить подальше, туда, где их не достали бы христианские миссионеры, насаждающие новую веру «огнем и мечом».
«Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».
Узнав о цели, прибытия Добрыни с епископом, новгородцы порешили на вече не пускать в город этих миссионеров и не принимать новой религии. Жители Новгорода взялись за оружие. Их действия направлял тысяцкий Угоняй и языческий жрец Богомил Соловей. Центром сопротивления, стала Софийская сторона. Путята с помощью военной хитрости проник со своим отрядом в центр Софийской стороны и захватил самого Угоняя и его соратников. Но восставшие новгородцы продолжали сопротивляться. Лишь после того, как тайком переправившийся через реку отряд Добрыни поджег дома участников восстания, сопротивление противников христианизации Новгородской земли было подавлено.
Кстати, на Новгородчине сохранилось предание, что креститель Новгорода Добрыня впоследствии утопился в Ильмене. По крайней мере, в летописях после 990 г. он действительно больше не упоминается.
После смерти Владимира крещение Руси продолжалось теми же методами, хотя уже гораздо медленнее.Сохраняя кровавые братоубийственные традиции своего отца, христианский князь Святополк убил трёх братьев Бориса, Глеба и Святослава и возглавил Русь. А напав на очередного своего брата Ярослава, потерпел сокрушительное поражение и убежал к родственникам по линии матери в Польшу. И Ярослав стал править Русью, но не долго, потому его ещё один брат Мстислав, управляющий Тмутараканью разгромил его, и после переговоров оба брата поделили Русь на две части.
Внутри Руси было неспокойно – в 1024 году вспыхнуло мощное религиозное восстание, которое возглавили вятские волхвы, — и славяне-родноверы пошли с оружием против христиан. Восстание было жестоко подавлено.
А после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году вспыхнуло ещё большее освободительное восстание под предводительством уцелевших волхвов в 1068 году, которое охватило многие города Руси, включая Киев. Причём народ требовал не только возвращения религии предков, но и былой справедливости и былого жизнеустройства, ибо началось сильное имущественное расслоение, появилось много богатеньких при княжеских дворах, наличие которых удачно объясняла христианская церковь.
После крещения Руси кто друг, а кто враг – уже трудно было разобраться. И это ослабление в свою очередь не могли не заметить враги Руси и, искушенные слабостью Руси и лёгкой добычею, они участили набеги — «уже с 1055 го по 1462 год историки насчитывают 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях» — отметил знаменитый митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.
ПОЧЕМУ КРИЧАТ ОГЛАШЕННЫЕ
1.ОГЛАШЕННЫЙ(Первонач.) — взрослый человек, объявленный готовящимся принять христианство; проходящий подготовку к обряду крещения.
2.Оглашенный — Ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно.
На насильственность приобщения к новой вере киевлян указывали в своих трудах многие историки церкви. Открыто признавался насильственный характер приобщения к христианству жителей Киева и на страницах дореволюционной церковной периодики - в статьях, посвященных князю Владимиру и его деятельности по «крещению Руси». В частности, священник М. Морев писал, комментируя рассказ летописца о крещении киевлян: «Многие не желали креститься: одни по нерешительности, в которой прежде долго находился и сам князь Владимир, другие по упорству; но последние не желали слушать и проповеди… Ожесточенные приверженцы старой веры бежали в степи и леса» (Приходская жизнь, 1911, № 12, с. 719). В таком же духе пересказал летописное повествование архимандрит Макарий. Констатировав, что многие жители Киева «явились на реку из страха перед князем», он далее отметил: «Крестились одновременно очень много киевлян. Но нашлись и такие, которые не хотели слушать ни проповедей духовенства, ни приказания князя: они бежали из Киева в степи и леса» (Православный благовестник, 1914, № 2, с. 35 - 36).
В Муроме и Ростове сопротивление насаждению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалась до XII века. Дольше других славянских племен родную веру сохраняли Вятичи, оказывавшие сопротивление христианским миссионерам вплоть до 13 века. В то же время до 12 века в уже крещеных землях то и дело вспыхивали антихристианские восстания. (см. статью «Антихристианские выступления домонгольского периода»).
В частности, с большим трудом удалось христианским миссионерам приобщить к новой вере жителей древнего Ростова. Первые два епископа Федор и Иларион (XI в.) ничего не могли поделать с ростовчанами-язычниками и сами отказались от своего пребывания в этом городе: «избегоша, не терпяще неверия и многая досаждения от людей». Против третьего епископа Леонтия город взбунтовался: над «владыкой» нависла реальная угроза не только изгнания, но и насильственной смерти. Лишь четвертый епископ Исайя смог добиться некоторого успеха, да и то не в самом Ростове, а в Ростовской земле. Но и ему не удалось заставить всех ростовчан отказаться от язычества и окончательно перейти в христианство.
Такие же трудности возникли при христианизации населения древнего Мурома: не смогли приобщить муромцев к новой вере ни сын киевского князя Владимира Глеб, ни его преемник.
Все это, вместе взятое, дало основание историкам (в том числе и церковным) говорить о том, что введение христианства на Руси при князе Владимире и его преемниках не было мирным и спокойным процессом, что новую веру насаждали с применением насилия, вызывавшего противодействие различных групп местного населения и прежде всего простого люда.
Русь, писал Е. Е. Голубинский, «крещена была не только проповедью, но и принуждением» (т. I, ч. I, с. 199).
«Совершенная покорность русских в деле перемены веры воле князя и так называемое мирное распространение христианства на Руси есть не что иное, как невозможная выдумка наших неумеренных патриотов, хотящих приносить здравый смысл в жертву своему патриотизму. Нет сомнения, что введение новой веры сопровождалось немалым волнением в народе, что были открытые сопротивления и бунты» (там же, с. 175 - 176).
Столь же категоричны в своих высказываниях на эту тему и авторы многих статей, публиковавшихся в дореволюционное время на страницах церковной периодики. «Язычество, - говорилось в статье «Политическая и общественная деятельность высших представителей русской церкви (X - XV вв.)», - было еще сильно, оно не отжило еще своего времени у нас на Руси, оно сопротивлялось введению христианства; поэтому правительство принимает насильственные меры в деле распространения христианства, прибегает к огню и мечу с целью внедрения евангельского учения в сердца язычников. И служители Христа не вооружаются против таких средств; напротив, они их оправдывают и на трупах воздвигают крест Христов» (Звонарь, 1907, № 8, с. 32).
Гальковский Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» (в двух томах) (?)
Православие на Руси имеет более чем тысячелетнюю историю и неразрывно связано с ее культурой. Это и чудесные памятники архитектуры, и великие святые подвижники и просветители, оставившие после себя бесценное духовное и культурное наследие, и православные князья, цари и императоры, оставившие свой след не только в российской, но и в мировой истории. Известно, что большая часть населения России и примыкающих к ней славянских стран исповедует православное христианство. Но ведь в древние времена среди славян были широко распространены языческие верования. Как удалось христианству вытеснить язычество и при этом не ассимилироваться с ним? Кто крестил Русь и когда это могло произойти?
Крещение Руси связывают, в первую очередь, с именем князя Владимира Святославича. Тем не менее, христианство существовало здесь еще до крещения князя Владимира. Бабка Владимира княгиня Ольга приняла крещение еще в 944 году. В договоре с Византией 944 года упоминается соборная церковь святого пророка Илии, в это же время Повесть временных лет свидетельствует, что многие горожане Киева были христианами. Ее сын Святослав был в зрелом возрасте, когда Ольга приняла крещение, он не крестился до конца жизни, но оказывал покровительство христианам. На своих внуков княгиня Ольга имела большее влияние, поскольку воспитывала Ярополка до 13 лет, а Владимира еще с малолетства.
По сведениям церковных источников, Князь Владимир был язычником, но пытался выбрать вероисповедание, которое бы объединило все его земли. Он приглашал к себе разных проповедников, но более всего его привлекло православие. Его делегация, прибыв в Византию, посетила богослужение в Софийском храме. Послы были поражены красотой богослужения и сообщали князю, что не знали, где они находятся: на земле или на небе. Документальных свидетельств выбора веры Владимиром не сохранилось, но есть большая вероятность, что многие чужеземцы склоняли Владимира к принятию своей веры, в первую очередь, по политическим причинам. Хазары были разбиты его отцом и могли предлагать ему принять иудаизм, волжские булгары были магометанами и хотели, чтобы единая вера помогла заключить мир с восточными славянами. Приезжала к Владимиру и делегация от римского папы, отправленная немецким императором Оттоном, но князь Владимир отказался принимать римскую религию, сославшись на то, что его отцы эту веру не приняли. Зато женитьба на византийской принцессе Анне и принятие православия подняло бы престиж Киевской Руси и поставило бы ее в ряд с ведущими мировыми державами.
Почему датой крещения Руси считается 988 год.
Православие не было чужой религией для Владимира, поэтому его выбор был не случайным. Владимир принимает крещение в 988 году, но делает это без лишней помпезности. Поэтому источники не указывают, в каком именно месте это произошло. Тем не менее, 988 год Церковь считает годом Крещения Руси, так как в Повести временных лет это событие смешивается с походом Владимира на Корсунь (Херсон). Датой Крещения Руси скорее можно было бы назвать 990 год, 31 июля, день, когда князь Владимир венчался с княжной Анной в Херсоне и произнес речь, согласно которой всякий, кто не будет крещен в Православии, будет ему противен. С этого времени Православная Церковь на Киевской Руси становится государственной. В данном случае, говоря о том, кто крестил Русь, мы имеем в виду утверждение христианства как государственной религии Киева.
В свите княжны Анны прибывают в Киев поставленные для русских кафедр в Константинополе архиереи с сопровождением, облачением и священными книгами. Далее начинается активный процесс христианизации Руси.
Этот процесс проходил довольно успешно, благодаря тесным связям Киева с Моравией (современной Болгарией), где уже была письменность. Славяне Киевской Руси получили возможность совершать богослужение, изучать священные книги на родном славянском языке.
Но во многих городах, особенно селах, приходилось сталкиваться с сопротивлением распространению христианской веры, принимались даже жесткие меры. Процесс распространения христианства на Руси не мог пройти быстро, конечно, для этого потребовалось несколько веков. Для объяснения некоторых понятий христианству пришлось прибегнуть и к языческим корням славянской культуры. Например, церковные праздники замещают распространенные ранее на Руси праздники языческие: коляды, масленицу, купалье, внося в них совершенно иное содержание.
Роль князя Владимира в христианизации Руси очень велика, поэтому, рассуждая о том, кто крестил Русь, следовало бы отметить, что во время его правления христианство на Руси приняло статус государственной религии. Между тем, важно также помнить, что в христианизации Руси есть еще огромная заслуга святой равноапостольной княгини Ольги и первосвященников, проповедовавших на этой земле.
В отечественной истории есть несколько событий, которые впоследствии предопределили дальнейшую судьбу страны. К их числу относится произошедшее в конце Х века крещение Руси, причины и последствия которого во многом определили характер российской цивилизации.
Причины крещения Руси
Русь – это государство, возникшее из конгломерата славянских, балтийских, тюркских, финских и иных племен. От раннего периода оно унаследовало комплекс языческих верований, сущность которых не вполне соответствовала потребностям формирующейся монархии. Если в стране один правитель, то его полномочия должны быть освящены властью единого Бога.
Таким образом, причины крещения Руси проистекали, прежде всего, из внутренних потребностей развития государства:
- необходимости укрепления власти единого монарха – Великого Киевского князя;
- потребности обеспечения единой идеологической основы, которая бы способствовала консолидации разных этносов, вошедших в состав Руси как на добровольной, так и на принудительной основе.
Очевидно, что для этого подходила только монотеистическая религия. К концу I тысячелетия н.э. уже существовало несколько крупных мировых вероисповеданий такого плана. Но почему русский выбор был сделан в пользу восточного христианства, за которым в XI веке утвердилось наименование православия? Причин несколько:
- Данная ветвь христианства была достаточно хорошо известна на Руси: этих воззрений придерживалась часть дружинников и купцов, т.е. тех, кто, как бы мы сейчас сказали, был ориентирован на международную деятельность, и для них в Киеве был поставлен храм Святого Илии. Не менее важно, что эта поликонфессиональная ситуация не порождала религиозных конфликтов между язычниками и христианами.
- В отличие от католической ветви христианства, православию присуще представление о симфонии или гармоническом единстве властей – светской и духовной, а значит, нет почвы для возможного конфликта между ними, потенциально способного разбалансировать внутреннюю ситуацию в стране.
- С точки зрения княжеской власти важным моментом было то, что центром восточного христианства являлась Византия – мощная империя, с которой Русь соседствовала, временами воевала и постоянно торговала.
- Принятие христианства выводило Русь из изоляции и делало ее родственной другим европейским народам.
При каком князе произошло крещение Руси?
Вопрос о том, при каком князе произошло крещение Руси, имеет однозначный ответ: при Владимире Святославовиче. Однако он оказался лишь в конце той цепочки решений, которые принимали его предшественники.
Смотрите видео: Крещение Руси правда и вымысел
Благодаря древним источникам известно, что первыми крещение приняли еще варяжские князья Аскольд и Дир, правившие в Киеве, тогда центре земли полян. Их участь оказалась незавидной. Они были убиты Олегом – основателем Древнерусского государства. Но начало было положено.
Первой правительницей, официально принявшей христианство, стала княгиня Ольга, которая управляла Русью в малолетство своего сына князя Святослава. В 957 году она нанесла официальный визит в Царьград – столицу Византии и прошла там обряд крещения. Ее крестным отцом стал император Константин Багрянородный, что символизировало заключение важного династического и государственного союза. Согласно летописям, Ольга отличалась большой стойкостью и последовательностью в вере и была нацелена на крещение Киевской Руси. По ее мысли, это должен был сделать правящий князь Святослав.
Однако сын не желал слушаться мать в этом вопросе, аргументируя свой отказ тем, что он не может пойти наперекор своей языческой дружине. После его убийства печенегами в 972 году следующий князь Ярополк оказался более расположенным к новой вере. Летописи пишут, что он проявлял симпатии к христианству. Но начавшаяся усобица между ним и его братом Владимиром за киевский престол не дала возможности Ярополку решить эту проблему. И только пришедший к власти князь Владимир взял курс на религиозную реформу.
В каком году было крещение Руси?
Владимир стал великим Киевским князем в 980 году, а день крещения Руси приходится на 988 год. Чем объясняется этот 8-летний перерыв между намерением и действием? Тем, что Владимир первоначально рассчитывал не принимать новую, а реформировать традиционное язычество, превратив его в своего рода местный монотеизм.
Для этого был выстроен новый культ во главе с богом Перуном – покровителем князей и воинов и поставлены новые святилища – капища в Киеве и Новгороде. Однако планируемого результата добиться не удалось, идеологического переворота не произошло.
Это и подтолкнуло князя к решению о необходимости принятия новой авторитетной веры, заимствованной извне. В каком году было крещение Руси, и хронология этих событий описаны в Повести временных лет. Последовательность событий была следующей:
- Владимир рассылает послов в разные страны с тем, чтобы они увидели достоинства и недостатки разных религий: иудаизма, который исповедовали хазары, ислама, распространенного на Ближнем Востоке и христианства.
- Советуется «с болярами и старцами градскими», т.е. пытается подкрепить свой выбор демократическим волеизъявлением.
- И, наконец, в 987 году вступает в военный союз с византийским императором для совместного подавления мятежа полководца Варды Фоки.
Владимир – известный поклонник женской красоты, потребовал в качестве компенсации руку царской сестры принцессы Анны. Его не смущал тот факт, что он уже был женат. Однако император, получивший военную помощь в подавлении мятежа, не был расположен к выполнению своих компенсационных обязательств. Но стоящий в Корсуни и тем самым создававший военную угрозу Константинополю, Владимир не намеревался уступать. Тогда император потребовал, чтобы князь и его дружина крестились в православие. Это произошло в 988 году и положило начало процессу, называемому крещением древней Руси.
Последствия крещения Руси
Прибыв с молодой женой на Русь, Владимир крестил киевлян, а его дядя Добрыня новгородцев. Особого сопротивления это не вызывало, все прошло достаточно спокойно. Язычество было объявлено вне закона и за его исповедование можно было серьезно поплатиться. Но, несмотря на все запреты, преследования и наказания, из духовной жизни народа язычество не исчезло.
Последствия крещения Руси проявили себя в экономической, государственной и культурной сферах:
- Появились первые монастыри: Киево-Печерский в тогдашней столице и Юрьев монастырь в Новгороде. Они были крупными хозяйственными субъектами.
- На население была возложена церковная десятина, которая стала одной из экономических основ их хозяйства.
- Монастыри не только производили, но торговали и занимались ростовщичеством. По своей силе они зачастую не уступали князьям.
- С государственной точки зрения власть получила серьезную опору в лице мощной православной церкви и союза с Византией. Русская православная церковь вошла в Константинопольскую патриархию на правах митрополии. Первыми предстоятелями в ней были греки, назначаемые из Константинополя. Однако уже в XI веке появился первый русский митрополит – Святитель Илларион Киевский , уже тогда провозгласивший курс на отделение русской церкви от Константинопольской патриархии. Однако этот процесс оказался небыстрым. Митрополия стала Московской патриархией только в 1589 году.
- Русь через православие восприняла более высокую греческую культуру, имевшую корни в античном наследии, что сразу же отразилось в русском зодчестве, письменности, книжности, иконописи.
Значение крещения Руси
Крещение Руси и его историческое значение неотделимо от его последствий:
- Развитие торговых отношений с Византией давало толчок к более интенсивному развитию собственного хозяйства.
- Постепенная консолидация многонационального общества на основе единой религии.
- Принятие христианства на Руси подтолкнуло к усилению позиций светской власти, поскольку союз с такой мощной организацией,как православная церковь, делал положение монархии более стабильным.
- Внешнеполитическое: Русь признавалась христианским государством, что предопределило иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами.
Вскоре Византия начала слабеть и в 1453 году окончательно исчезла с карты мира. Россия же, избавившаяся от ордынского ига, начала подниматься из руин раздробленности и национального унижения. Крещение Руси и его значение состоит еще и в том, что оно дало возможность провозгласить теорию «Москва – третий Рим», которая стала идеологическим основанием для претензии нашей страны на вхождение в клуб самых влиятельных мировых держав.
Как Вы думаете, на что повлияло крещение Киевской Руси? Поделитесь своим мнением в
Где происходило крещение Руси? К сожалению, история не дает точного ответа. Во-первых, в различных летописях, у разных авторов называются различные местности. А во-вторых, само крещение не было краткосрочным, однодневным событием. Следовательно, не могло оно состоятся и в одном определенном месте.
Крещение князя и дружины
Общепризнанно, что официально крещение Русь приняла в годы княжения Владимира I Святославовича. Именно он стал инициатором принятия новой веры всем народом, и признал христианство государственной религией.
Сам князь вместе со своими дружинниками крестился по мнению одних летописцев и историков в Киеве, других - в Васильеве (недалеко от Киева). Однако наиболее правдоподобной все же считается утверждение о том, что новую веру Владимир и его сподвижники приняли в древнем Херсонесе, который славяне называли Корсунью.
В те времена этот населенный пункт, расположенный неподалеку от современного Севастополя, находился как раз на границе Византии и Руси.
Именно сюда князь киевский прибыл для того, чтобы сочетаться браком с царевной Анной - родной сестрой византийского правителя.
Сам обряд проходил в церкви св. Василия, который располагался прямо в центре города на торговой площади.
Впоследствии эта святая обитель была разрушена, и лишь после долгих поисков ее руины удалось обнаружить графу Уварову - известному русскому археологу.
На месте разрушенной базилики по инициативе Александра II в 1867 году был заложен новый собор. Первый его этаж занимал храм Рождества Богородицы, одну из стен которого образовывало то самое древнее строение, «видевшее» крещение самого Владимира.
При советской власти храм разграбили. В годы Великой Отечественной войны он и вовсе был разрушен до основания. Вновь восстановили его лишь в 2006 году.
Крещение киевлян
Вернувшись в свой стольный град вместе с греческими и корсунскими священнослужителями Владимир повелел крестить своих отпрысков и знатных киевских бояр. По преданию это таинство свершилось в источнике известном как Крещатик, ставшим одним из мест крещения Руси.
Что касается всеобщего массового крещения жителей Киева, то оно проходило по одним данным в реке Почайне, по другим - в Днепре или в месте слияния этих двух водных артерий.
Однако крещением киевлян, распространение христианства на Руси не закончилось, а только началось. И жители каждого города принимали крещение там, где это было удобно им и священникам, разосланным Владимиром по всем уголкам страны.