К объектам изъятым из оборота относятся. Режим обращения предметов, изъятых из свободного оборота
В соответствии со ст. 129 ГК РФ, регулирующей вопросы оборотоспособности объектов гражданских прав, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Т.е. объекты гражданских прав можно объединить в три группы: 1) оборотоспособные - они могут свободно и без ограничений переходить от одного лица к другому; 2) изъятые из оборота - это такие виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается; должны быть прямо указаны в законе; 3) ограниченно оборотоспособные - это такие виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению; определяются в порядке, установленном законом. Регулирование вопросов, связанных с оборотоспособностью земельных участков, отнесено к сфере земельного права Изъятые из оборота - это земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота; не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: а) государственными природными заповедниками и национальными парками Статья 95 ЗК РФ содержит порядок регулирования оборота земель особоохраняемых природных территорий. б) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; в) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; г) объектами организаций Федеральной службы безопасности; д) объектами организаций федеральных органов государственной охраны; е) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; ж) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; з) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; и) воинскими и гражданскими захоронениями; к) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ. Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства за исключением ряда случаев, в частности изъятия земельных участков из оборота. С другой стороны, там же установлено правило о том, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Согласно ст. 22 3К РФ , изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно, п. 4 ст. 35 ЗК РФ . в том случае, если происходит отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии с указанными ранее основаниями, данное отчуждение (даже если и объект недвижимости, и земельный участок принадлежат одному лицу) вместе с земельным участком не производится. При этом отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с отчуждением земельного участка, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц;
Ограниченные в обороте - это земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте; не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: а) в пределах особоохраняемых природных территорий, не указанных в списке изъятых из оборота земельных участков. Это природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особоохраняемые природные территории. б) в пределах лесного фонда за исключением случаев, установленных федеральными законами; в) занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда; г) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; д) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные как изъятые из оборота; е) не указанные в числе изъятых из оборота земельных участков в границах закрытых административно-территориальных образований; ж) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; з) предоставленные для нужд связи; и) занятые объектами космической инфраструктуры; к) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; л) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; м) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлены особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Данным законом установлено следующее:
При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или (в случаях, установленных законом субъекта РФ) муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме указанные структуры о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект РФ или (в случаях, установленных законом субъекта РФ) муниципальное образование имеют право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя;
Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Договор аренды земельного участка заключается или с участниками долевой собственности, или с лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности. Данный договор может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет. В том случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных ст. 3 (регулирующей права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, на земельные участки или доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения), ст. 4 закона («О предельных размерах и требованиях к местоположению земельных участков»), к наследникам применяются требования, установленные ст. 5 закона, устанавливающей обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
б илет 16 вопрос 1
Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения.
Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения (ГКОЗ СХ) осуществляется для получения по каждому участку сельскохозяйственного комплекса оценочных показателей, необходимых для решения в хозяйстве планово-экономических задач, организации рационального использования земель, разработки проектов землеустройства, обоснования земельного налога и иных целей, установленных законом.
Предметом оценки являются:
Плодородие сельскохозяйственных угодий;
Технологические характеристики участков;
Местоположение (удаленность) участков по отношению к пунктам реализации продукции полей и ферм и по отношению к местам баз снабжения
Определение значения кадастровой стоимости участков как средств производства по экономическим показателям.
ГКОЗ СХ – совокупность административных и технических мероприятий основанных на определении кадастровой стоимости земельных участков в границах сельскохозяйственных организаций и административно – территориальных образований на определенную дату;
ГКОЗСХ проводится в соответствии с методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель с.х назначения, утвержденными приказом МЭРТ РФ 145 от 4 июля 2005 г.
ГКОЗСХ проводится по шести группам земель, выделяемым по функциональному назначению и особенностям формирования рентного дохода в сельскохозяйственном производстве:
I группа - сельскохозяйственные угодья;
II группа - земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.;
III группа - земли под замкнутыми водоемами;
IV группа - земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли;
V группа - земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования;
VI группа - земли, пригодные под оленьи пастбища.
Определение удельных показателей земель, отнесенных к первой группе, осуществляется в два этапа:
1. Первый этап (межрегиональная оценка земель) - определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов Российской Федерации и разработка базовых нормативов для проведения второго этапа оценки;
2.Второй этап: определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) осуществляется в следующей последовательности:
определение интегральных характеристик сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) по плодородию почв, технологическим свойствам и местоположению;
определение расчетного рентного дохода;
определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований).
Определение удельных показателей ГКОЗС угодий в границах административных районов, землевладений осуществляется на основе:
данных почвенных обследований, материалов IV тура и внутрихозяйственной оценки земель;
показателей оценочной продуктивности сельскохозяйственных угодий (по выходу кормовых единиц и валовой продукции), затрат на их использование, расчетного рентного дохода (дифференциального и абсолютного) и удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов Российской Федерации (первый этап) и земельно-оценочных районов.
Земельно-оценочная информация обобщается по административным районам, земельно-оценочным районам и субъекту Российской Федерации.
Удельный показатель кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) определяется умножением расчетного рентного дохода с 1 га сельскохозяйственных угодий в границах сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) на срок капитализации, равный 33 годам.
УПКСЗ= Р х 33,
Расчетный рентный доход с 1 га сельскохозяйственных угодий определяется сложением дифференциального и абсолютного рентных доходов.
Определение кадастровой стоимости земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения осуществляется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к группе, соответствующей функциональному назначению земельного участка, на площадь земельного участка.
21. Понятие объектов гражданских прав (гражданских правоотношений). Виды объектов гражданских прав.
Объект гражданских правоотношений - это то, на что направлены субъективные права и обязанности его участников.
Объекты гражданских прав необходимы для удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан и юридических лиц. Объекты гражданских прав - вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Оборотоспособность - возможность граждан свободно распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам.
В зависимости от оборотоспособности все вещи делятся на:
1) вещи, не изъятые из оборота , - объекты гражданских прав, которые мог свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом;
2) вещи ограниченные в обороте , - вещи, оборот которых ограничивается законом. Ограниченные вещи принадлежат определенному кругу лиц и допускаются к обороту по специальному разрешению К ним относятся природные ресурсы, земля, валютные ценности, предметы антиквариата;
3) вещи, изъятые из оборота, - вещи, оборот которых не допускается на основании закона, К ним относятся земля, недра, воды, ископаемые, энергетические природные и другие ресурсы.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, определяются в законе.
Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством РФ , а в части, не урегулированной им, - гражданским законодательством.
Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством РФ. Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии , выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу лицензии управления использованием и охраной водного фонда.
Виды объектов гражданских прав:
1) материальные блага (объекты природного мира, вещи; вещи создаются трудом челове- ка и служатдля удовлетворения его имущест- венных интересов) и нематериальные бла- га (продукты духовного творчества; честь, достоинство, имя гражданина);
2) ограниченные в обороте, не ограниченные в обороте, изъятые из оборота ;
Виды вещей:
1) движимые - вещи, не относящиеся к недви- жимости, включая деньги и ценные бумаги (ре- гистрации прав на движимые вещи не требу- ется) и недвижимые - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т е. объек- ты, перемещение которых без несоразмерно- го ущерба их назначению невозможно,
2) делимые (вещь можно разделить) и неде- лимые (раздел вещи в натуре невозможен без изменения ее назначения);
3) главная вещь и принадлежность - вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим на- значением;
4) потребляемые (вещи в процессе перестают существовать) и непотребляемые (утрачивают первоначальные свойства);
5) родовые или индивидуально-определенные вещи, определенные родовыми признаками;
6) сложные (разнородные вещи, образующие единое целое)
Гражданские правоотношения возникают по поводу материальных и нематериальных благ.
К материальным благам относятся вещи (имущество и имущественные права).
К нематериальным благам относятся жизнь, здоровье, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства, право на имя, авторство и другие блага, не имеющие имущественного характера.
В статье 128 ГК РФ перечисляются виды объектов гражданских прав:
имущественные права,
работы и услуги,
информация,
результаты интеллектуальной собственности,
нематериальные блага.
Круг объектов гражданского права весьма подвижен. Совсем недавно информация не фигурировала в их числе.
Основной массив объектов гражданских правоотношений составляют вещи.
Вещи – важнейшая составляющая имущества, находящегося в гражданском обороте.
Под вещью в гражданском праве понимается любой объект материального мира.
Вещи – важнейшая составляющая имущества, находящегося в гражданском обороте. Под вещью в гражданском праве понимается любой объект материального мира. Для юридической судьбы вещи существенное значение имеет правовой статус. Поэтому существует многообразная классификация вещей.
По признаку оборотоспособности вещи подразделяются на не изъятые из гражданского оборота, с ограниченной оборотоспособностью и изъятые из гражданского оборота . Оборотоспособность понимается как пригодность объектов гражданских прав к свободному отчуждению и переходу от одного лица к другому. Иными словами вещи, не изъятые из гражданского оборота , могут свободно отчуждаться их владельцами и переходить из рук в руки без ограничений.
Вещи с ограниченной оборотоспособностью могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота, или оборот этих вещей допускается в особом порядке . То есть речь идет о лицензировании и сертификации . Сведения об объектах, подлежащих лицензированию или сертификации, публикуются. К таким объектам относятся яды, оружие, боеприпасы, драгоценные металлы и камни и некоторые другие вещи. По прямому указанию в законе некоторые вещи могут быть изъяты из оборота. Изъяты из оборота такие виды продукции, работ или услуг, которые могут оказаться опасными для населения, если будет разрешена их свободная реализация .
Вещи подразделяются на движимые и недвижимые.
К недвижимым вещам относятся здания и сооружения, земельные участки. Право на недвижимое имущество обязательно подлежит государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат и сделки с недвижимостью.
Движимое имущество , как правило не надо регистрировать. К нему относятся все объекты, которые не относятся к недвижимости. В то же время следует иметь ввиду, что автотранспорт, который естественно движется, но не смотря на это, все автомашины подлежат государственной регистрации. Вот такое исключение из правил.
Вещи бывают делимые , то есть такие, которые при делении не теряют своего назначения и присущих им свойств. Например, в магазине можно купить половину буханки хлеба. Неделимые вещи от раздробления утрачивают свое первоначальное назначения. Если табуретку распилить, то это будет уже не табуретка. При разделе имущества все это имеет юридическое значение.
Есть вещи сложные , к которым относятся библиотека, мебельный гарнитур. Часть гарнитура, например стол, можно использовать и в отдельности, но если заключена сделка по поводу сложной вещи, то значит ее действие распространяется на все ее составные части. Если гражданин приобретает полное собрание сочинений А.С. Пушкина, но там нет одного тома, то это уже не полное собрание сочинений и об этом в договоре купли-продажи должно специально отмечено.
Назначение нескольких вещей может быть связано между собой, когда использование одной вещи зависит от другой. Такая взаимосвязь прослеживается между замком и ключом, скрипкой и смычком и т.д. В этих случаях выделяется главная вещь и принадлежность.
Особое место среди вещей занимают плоды, продукция и доходы . Все поступления от вещи принадлежат ее законному владельцу, которым может быть наниматель, а не собственник.
Общие вопросы оборотоспособности объектов гражданских прав регулируются ст. 129 ГК РФ. Она вступила в силу с 1 января 1995 года (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие Гражданского кодекса Российской Федерации"). Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" эта статья была дополнена п. 4. Наконец, Федеральным законом от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 142-ФЗ) внесены изменения в п. п. 1 и 2 этой статьи, которые вступили в силу с 1 октября 2013 года.
Действующая редакция ст. 129 исследовалась в доктрине. В числе публикаций хочу отметить работу профессора В. Хохлова .
В п. п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ - в редакции, действовавшей с 1 января 1995 года по 30 сентября 2013 года, - указывалось на то, что объекты гражданских прав в зависимости от их оборотоспособности, то есть способности находиться в гражданском обороте, делятся на три категории:
- объекты, находящиеся в свободном обороте;
- объекты, изъятые из оборота;
- объекты, ограниченно оборотоспособные.
Поскольку приведенная классификация является всеохватывающей (невозможно представить иные объекты, не попадающие в одну из трех групп) и она применима не только к объектам гражданских прав, но и ко всем мыслимым объектам, очевидно, что круг объектов гражданских прав ею не был ограничен.
Изменениями в п. п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ (Закон N 142-ФЗ) установлено, что объекты гражданских прав по их оборотоспособности делятся на следующие две категории:
- объекты, находящиеся в свободном обороте, и
- объекты, ограниченные в обороте.
Куда же делись "объекты, изъятые из оборота"? Ответ может быть таким: либо они исключены из числа объектов гражданских прав, либо включены в категорию ограниченно оборотоспособных объектов.
Конечно, можно предположить, что таких объектов вообще не существует, но мы знаем, что это не так.
Категория "объекты, ограниченно оборотоспособные" действительно получила более широкое толкование. Ранее к этой категории относились только те объекты, которые "могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению". Ныне же указывается, что в эту категорию способны входить и иные объекты: "...могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению".
Если пытаться включить объекты, изъятые из оборота, в круг ограниченно оборотоспособных, надо ответить на вопрос о том, относятся они к одной из двух указанных в ГК РФ разновидностей ограниченно оборотоспособных объектов либо составляют какую-то новую их разновидность. Разумеется, объекты, изъятые из оборота, не могут быть отнесены к объектам, "совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению". Сложнее обстоит дело с вопросом о том, будут ли считаться изъятыми из оборота "объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота".
Положительно отвечают на этот вопрос авторы комментария к ст. 129 ГК РФ , допускающие существование объектов гражданских прав, "которые могут принадлежать только одному лицу, в связи с чем их оборотоспособность сведена "на нет", то есть ее не существует".
Этого же мнения придерживается и С. Гришаев , который полагает, что "объекты, изъятые из оборота, были заменены на объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота".
С этими мнениями трудно согласиться.
Исключение из ст. 129 ГК РФ категории "необоротоспособные объекты" не могло автоматически расширить содержание категории "объекты, ограниченные в обороте", поскольку они могут принадлежать лишь определенным лицам.
Необходимо обратить внимание и на чисто лингвистическую разницу между понятиями "ограничить" и "запретить" ("изъять"): "ограничить" означает "стеснить определенными условиями", "поставить в какие-нибудь рамки", а "изъятие" - "исключить", "устранить", "отступить [от нормы]". Это разные понятия.
Таким образом, из действующей редакции п. п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ вытекает, что "объекты, изъятые из гражданского оборота" не входят в круг объектов гражданских прав. Конечно, из этого не следует, что такие объекты не охраняются правом вообще. Вероятнее всего, они охраняются, но не гражданским (частным) правом, а публичным правом. Более того, такие объекты могут защищаться гражданским правом в случаях правонарушения. Кстати, при этом возникает вопрос: должны ли не охраняемые гражданским правом, однако защищаемые по нормам гражданского права объекты включаться в категорию объектов гражданских прав? Судя по тому, что в настоящее время "нематериальные блага", защищаемые гражданским правом (п. 2 ст. 2 ГК РФ), входят в число объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), на этот вопрос следует ответить положительно.
Нормы, содержащиеся в п. 3 ст. 129 ГК РФ, касаются оборотоспособности земли и других природных ресурсов. Не буду их анализировать, а перейду к п. 4, введенному в Кодекс при принятии части четвертой ГК РФ и действующему с 1 января 2008 года. Он не был изменен Законом N 142-ФЗ, который исключил из числа объектов гражданских прав объекты, изъятые из оборота. Пункт 4 ст. 129 ГК РФ состоит из двух предложений: "Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225) не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты или средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом".
Содержащаяся в п. 4 ст. 129 отсылка к ст. 1225 ГК РФ означает, что в данном случае "результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации" должны пониматься узко и строго: это только такие объекты, на которые могут возникать "интеллектуальные права" (обязательно включающие "исключительное право"). В этом же узком и строгом значении следует понимать словосочетание "результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации", употребленное в ст. ст. 2 и 128 ГК РФ.
Из первого предложения п. 4 следует, что, поскольку результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации не могут ни отчуждаться, ни иными способами переходить от одного лица к другому, очевидно, что они относятся к объектам, изъятым из оборота. Вместе с тем эти объекты, как указано в ст. 128 ГК РФ, являются объектами гражданских прав. Поскольку вплоть до 30 сентября 2013 года в число объектов гражданских прав входили и объекты, изъятые из оборота, первое предложение п. 4 ст. 129 ГК РФ выглядело нормально и логично.
Но с даты вступления в силу Закона N 142-ФЗ (1 октября 2013 года) оно лишилось логического обоснования. Единственным "оправданием" этой нормы в современных условиях является то, что, хотя названные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, являющиеся объектами не материальными, а идеальными, в силу этого не могут отчуждаться или иными способами переходить к другим лицам, тем не менее на них возникают исключительные права, а последние как раз могут отчуждаться или иным способом переходить к другим лицам. То есть оборотоспособность исключительных прав на упомянутые объекты как бы "оправдывает" включение самих этих объектов в круг объектов гражданского права.
Но на некоторые средства индивидуализации возникают гражданские (исключительные) права, которые не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. В ГК РФ предусмотрено, что исключительное право на фирменное наименование не может быть отчуждено, а право использования фирменного наименования не может быть предоставлено другому лицу (ст. 1474).
Не допускается также распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования (ст. 1519 ГК РФ).
Таким образом, на исключительное право на фирменное наименование, а также на исключительное право на наименование места происхождения товара не распространяется действие нормы из п. 4 ст. 129 ГК РФ. Поэтому сами фирменные наименования и наименования мест происхождения товара не должны рассматриваться как объекты гражданского права.
Завершая рассмотрение п. 4 ст. 129, хочу отметить, что из второго предложения п. 4 вытекает, что включение в ГК РФ результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации в круг объектов гражданских прав объясняется (или "оправдывается") также тем, что "материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом".
Эта норма имеет значение ("работает") только применительно к селекционным достижениям, а также к признаваемым изобретениями некоторым видам штаммов микроорганизмов и к культурам клеток растений и животных. Лишь у названных результатов интеллектуальной деятельности сам результат, являющийся нематериальным, не может быть отделен от материального носителя, в котором он выражен .
В отношении остальных результатов интеллектуальной деятельности, а также средств индивидуализации указанная норма буквально "притянута за уши", ибо в соответствии с п. 1 ст. 1227 ГК РФ "интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации". Кроме того, по общему правилу "переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи" (п. 2 ст. 1227),
В заключение хочу отметить, что вопрос об отнесении того или иного объекта к числу объектов гражданских прав в зависимости от оборотоспособности объекта заслуживает дальнейших исследований.
Библиографический список
1. Хохлов В.А. Общие положения об обязательствах: Учебное пособие. М.: Статут, 2015.
2. Комментарий к ГК РФ. Часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (постатейный) / Алешина Н.А., Баринов Н.А., Бевзюк Е.А. [и др.] // СПС "КонсультантПлюс", 2014.
3. Гришаев С.П. Эволюция законодательства об объектах гражданских прав // СПС "КонсультантПлюс", 2015.
4. Гаврилов Э., Синельникова В. Право на селекционное достижение в общем контексте права интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 2015. N 2.
5. Гаврилов Э.П. Вещные права в четвертой части ГК РФ после 30 сентября 2014 года // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2014. N 7.
Это - права на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность частной жизни, честь и достоинство, право на имя и другие нематериальные блага (ст.150 ГК). Во-вторых, отдельные объекты, составляющие (входящие в) государственную и муниципальную собственность, должны находиться в общественном пользовании (дороги, улицы, заповедники, национальные парки и скверы и т.д.). В-третьих, гражданские права в отношении отдельных объектов могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2 ст.1 ГК).
Как сказано в п.2 ст.129 ГК РФ, объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Так, на основании ст.2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (C изменениями и дополнениями от: 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16, 25 октября 2006 г., 19, 24 июля 2007 г., 22 июля, 25 ноября, 25 декабря 2008 г., 17, 18 июля 2009 г.,19 мая, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 6 апреля, 14 июня, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 1 марта 2012 г.) Постановлением от 30 июня 1998 г. Правительство РФ утвердило перечень указанных веществ, оборот которых запрещен в РФ. В их число, в частности, включены гашиш, героин, яд, опий и др. К этой же группе объектов относятся атомное оружие и другие средства тяжелого вооружения.
В первую очередь из оборота изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметами гражданско-правовых сделок. Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 (в ред. в ред. Указов Президента РФ от 06.10.1997 N 1066 с изм., внесенными Указами Президента РФ от 14.03.1996 N 381). В перечень, в частности, входят:
недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
Бесплатная юридическая консультация:
объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;
защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны;
Бесплатная юридическая консультация:
крематории и кладбища;
Запрещена также приватизация предприятий и объектов целого ряда федеральных министерств и ведомств: санитарной эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, Министерства внутренних дел, Федеральной службы контрразведки, Министерства обороны, пограничных войск, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, объектов научной и опытно-производственной сферы, входящих в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданных им в установленном порядке в соответствии с указами Президента РФ по перечням, утвержденным Правительством.
Правовой режим недр, лесов, водных объектов в значительной степени является предметом соответствующих отраслей права и регулируется ГК в той степени, в какой это допускается соответственно Законом о недрах, ВК и ЛК.
Бесплатная юридическая консультация:
Из оборота изъяты (п.4 ст.27 ЗК) земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами:
государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст.95 ЗК);
зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
объектами организаций федеральной службы безопасности;
Бесплатная юридическая консультация:
объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Минюста и МВД России;
воинскими и гражданскими захоронениями;
Бесплатная юридическая консультация:
инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.
Имущество изъятое из оборота
РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИСТРАТОРОВ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕДВИЖИМОСТЬ: ПРАВА И СДЕЛКИ
Е.А. КИНДЕЕВА, М.Г. ПИСКУНОВА
Бесплатная юридическая консультация:
Глава 1. Недвижимость - особый объект гражданских прав
1.2. Оборотоспособность объектов недвижимого имущества
2.2. Государственная регистрация сделок с недвижимостью
Глава 3. Процедура государственной регистрации
3.4. Приостановление и прекращение государственной регистрации
Бесплатная юридическая консультация:
Глава 4. Общая собственность и порядок государственной регистрации
4.5. Прекращение общей собственности
Глава 5. Особенности отдельных видов сделок с недвижимостью
5.5. Приватизация жилых помещений
5.8. Оформление прав на земельный участок при совершении сделки со зданием
Бесплатная юридическая консультация:
Глава 6. Права на земельные участки и сделки с ними
6.2. Приобретение прав на земельные участки
6.3. Государственная регистрация правоотношений по поводу земельных участков
Глава 10. Платежи, налоги и льготы при приобретении недвижимости
Киндеева Елена Агзамовна - заместитель руководителя Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы, заведующая кафедрой государственной регистрации Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации (п. 5.5 совместно, п. п. 5.7, 5.8, гл. 7, 11).
Бесплатная юридическая консультация:
Пискунова Марианна Гирфановна - заведующая кафедрой правовых дисциплин Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации, профессор кафедры "Менеджмент и финансы" Института развития дополнительного профессионального образования (введение, гл. 1 - 4, 6, 12, п. п. 5.1 - 5.6, п. 5.5 совместно).
Сам себе юрист
Объекты недвижимости изъятые из оборота
Из гражданского оборота в первую очередь изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметами гражданско-правовых сделок. К таким объектам относятся:
1) недра, лесной фонд, водные ресурсы;
2) охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости;
Бесплатная юридическая консультация:
3) штатное и табельное военное имущество (в том числе арсеналы);
4) специальные полигоны для испытания вооружений и военной техники;
5) недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
6) водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения;
7) портовые гидротехнические сооружения и объекты, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов;
Бесплатная юридическая консультация:
8) объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;
9) атомные станции;
10) стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, территориальные центры социального обслуживания, а также школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты, госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей и престарелых;
11) объекты управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, аэродромы федерального значения;
12) радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;
Бесплатная юридическая консультация:
13) защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны;
14) федеральные автомобильные дороги общего пользования;
15) объекты непроизводственной сферы, находящиеся в ведении федеральных органов представительной власти;
16) крематории и кладбища;
17) скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям;
Популярные материалы
Ответы на повседневные вопросы, бесплатные консультации.
Бесплатная юридическая консультация:
Имущество изъятое из оборота
Где-то детям, оставшимся без родителей, выделяли непригодные квартиры, а где-то и вовсе отказы.
Бывшая воспитанница детского дома Екатерина Манжуло обратилась в прокуратуру района имени Лазо Хабар.
Коммунальщики пошли по домам с проверками ПРАВО ИМЕЕМ Прописная истина: мой дом – моя крепость. П.
Амурские прокуроры защитили жилищные права более 300 сирот
Прокуратура в судебном порядке восстановила жилищные права сироты
Кого петербуржцы обязаны пускать в квартиру
Главное меню
Ограничение и изъятие недвижимости из оборота
Как известно, под правовым режимом имущества понимается наличие особых правил реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Правовой режим отдельных видов недвижимого имущества существенно различается.
Важная характеристика правового режима объектов гражданских прав - их оборотоспособность. По этому критерию вещи, в том числе и недвижимость, делятся на три категории (ст. 129 ГК):
Бесплатная юридическая консультация:
- не ограниченные в обороте объекты, которые могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом;
- ограниченно оборотоспособные объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению;
- изъятые из гражданского оборота объекты.
По общему правилу объекты недвижимости, как и иные вещи, считаются не ограниченными в обороте (п. 1, 2 ст. 129 ГК). Объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Ограниченно оборотоспособные объекты также определяются в порядке, установленном законом. Иначе говоря, изъятие или ограничение оборота есть исключения из общего правила свободы оборота. Обычные объекты недвижимости - здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения - свободно участвуют в обороте, если они не исключены из оборота законом.
Из гражданского оборота в первую очередь изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметами гражданско-правовых сделок. Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 (в ред. от 20.03.2008)*(8). В перечень, в частности, входят:
- недра, лесной фонд, водные ресурсы;
- охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости;
- штатное и табельное военное имущество (в том числе арсеналы);
- специальные полигоны для испытания вооружений и военной техники;
- объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
- водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения;
- портовые гидротехнические сооружения и объекты, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов;
- объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов (кроме организаций атомного энергопромышленного комплекса), скотомогильники;
- стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, территориальные центры социального обслуживания, а также школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты, госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей и престарелых;
- объекты управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, аэродромы федерального значения;
- радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;
- защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны (кроме объектов предприятий, подведомственных государственной корпорации «Росатом»);
- федеральные автомобильные дороги общего пользования;
- объекты непроизводственной сферы, находящиеся в ведении федеральных органов представительной власти;
- крематории и кладбища;
- скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям;
- метрополитен.
Запрещена также приватизация предприятий и объектов целого ряда федеральных министерств и ведомств: санитарной эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, МВД России, Федеральной службы безопасности, Министерства обороны России, пограничных войск, Федеральной таможенной службы, объектов научной и опытно-производственной сферы, входящих в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданных им в установленном порядке в соответствии с указами Президента РФ по перечням, утвержденным Правительством РФ.
Пунктом 1 ст. 30 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества также запрещена приватизация в составе имущественного комплекса унитарного предприятия следующих используемых по назначению социально-культурных и коммунально-бытовых объектов:
- объектов органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;
- объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;
- детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);
- жилищного фонда*(9) и объектов его инфраструктуры;
Объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Бесплатная юридическая консультация:
Изменение назначения данных объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Эти положения не применяются при приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта и имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса РФ (п. 15 ст. 43 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества).
При регулировании оборота объектов, имеющих жизненно важное значение для общества, применяется принцип невосполняемых природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129 ГК).
Правовая регламентация гражданского оборота земель не исчерпывается ГК, нормы которого в части, касающейся сделок с земельными участками, применяются в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством (ст. 13 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»). Правовой режим недр, лесов, водных объектов в значительной степени является предметом соответствующих отраслей права и регулируется ГК в той степени, в какой это допускается соответственно Законом о недрах, ВК и ЛК. Для земельных участков, в том числе лесных участков, участков недр действует принцип: данные объекты включаются в оборот законом.
Последние новости
Популярные статьи
Недвижимость - права и сделки
Новости
Принципы жилищного права
Принцип доступности для граждан условий найма жилых помещений. Содержание данного принципа выражается в том, что гражданин может реализовать своё право на жилище различными способами: на основе договора социального найма, вступления в члены жилищного или жилищно-строительного кооператива либо путём вступления в различные гражданские правоотношения по приобретению жилья и др. Этот принцип реализуется, прежде всего, в результате широкого размаха жилищного строительства, позволяющего большую часть новых жилых помещений предоставлять в наём либо по другим основаниям бесплатно или за доступную плату малоимущим гражданам, военнослужащим, работникам бюджетной сферы и другим, указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище.
Бесплатная юридическая консультация:
наследование 24
бесплатные консультации по наследованию
Primary Menu
Post navigation
Как получить в наследство вещь, ограниченную в обороте?
Как часто наследники ждут, что благодаря завещанию они чудесным образом станут обладателями шикарной ювелирной коллекции, редкого оружия или ценной вещи, которая ограничена в обороте. Владеть по праву такими вещами можно только законным способом, после тщательных проверок и регистраций.
Какие вещи называют ограниченными в обороте
Оборот вещей – это постоянный переход предметов материального мира от одного человека к другому. Государством такой оборот контролируется законодательно. Существуют вещи и предметы, которые можно передавать друг другу, продавать, дарить или завещать без всяких условий.
Но есть вещи, которые по статье 129 ГК РФ, контролируются.
Какая бывает оборотоспособность? Фото:ppt-online.org
Существует отдельный перечень предметов – вещей, оборот которых ограничен как в продаже, дарении, так и в наследовании. Статья 1180 ГК и статья 129 того же кодекса точнее определяют те вещи, которые имеют оборотные ограничения.
Бесплатная юридическая консультация:
К таким вещам относятся:
- Оружие. Любое действующее, боевое, спортивное оружие требует специальных разрешений на ношение, сейфа для хранения, документов, подтверждающих психическую адекватность владельца и право на оружие. Если оружие имеет историческую ценность, то приравнивается к коллекционным и тоже требует массу документов и охранной системы.
- Наркотические, психотропные вещества и прекурсоры.
- Ядовитые и сильнодействующие вещества.
- Почетные звания, звания Героя РФ или СССР, медали, ордена, знаки отличия всего исторического военного прошлого и настоящего России.
- Уникальные драгоценные и ювелирные изделия.
- Камни драгоценные, в том числе и крупный янтарь не зависимо от того находятся они в залежах или в чьей-то собственности, государство выкупает и изымает 8 из 10 частей. Две части, под контролем государства находится в свободном обороте. Какой частью располагают коллекционеры, на самом деле никто не знает.
- Драгоценные металлы, кроме золота и серебра, еще и платина – палладий, родий, иридий, осмий рутений.
Кто может иметь оборотоограниченные вещи
Вещи делятся на:
- находящиеся в свободном обороте;
- изъятые из гражданского оборота;
- ограниченные в обороте.
Как можно унаследовать выморочное имущество, подробнее читайте тут.
Изъятие из оборота вещей (объектов) означает, что они до такой степени опасны, что подлежат уничтожению. То есть, даже государство не может или не желает стать собственником таких вещей.
- Все недра, находящиеся на территории РФ принадлежат государству.
- Земля, на территории РФ не может быть в собственности иностранных граждан.
- Производить, использовать перевозить и реализовать наркотические и психотропные вещества, яды могут только юридические лица с соответствующей лицензией.
- Аптечные сети с соответствующей лицензией имеют право реализовать разрешенные к продаже наркотические и психотропные вещества.
- Оружие иметь во владении можно только лицам с соответствующим разрешением.
- Наркотики, сильнодействующие и ядовитые вещества, так же требуют разрешения на владение и использование. После кончины человека, все такие препараты, которые были назначены ему врачом должны быть сданы под расписку в соответствующее заведение (обычно – в больницу, поликлинику, где их выписывали и выдавали под расписку).
Как передать по наследству такие вещи
Как только нотариус ознакомится с завещанием, он должен выделить категории вещей, указанные к передаче в наследство. Если в документе есть упоминании вещах, ограниченных в обороте, то он обязан информировать об этом соответствующие государственные органы.
Бесплатная юридическая консультация:
Вещи, как объекты гражданских прав, смотрите в этом видео:
Человек может, в силу своей профессиональной деятельности, после своей кончины оставить вещи вне завещания. В таком случае, они должны быть возвращены в организации и органы, где и числятся.
Наследование оружия
У нотариуса необходимо оформить свидетельство о праве наследования оружия. Обратиться с пакетом документов в органы МВД. В этом вопросе лучше проконсультироваться со специалистом, но обязательным являются:
- химико-токсикологическая справка и справка из мед. учреждения, подтверждающие дееспособность и адекватность. Местные органы МВД отправляют сами в специализированные клиники, поэтому такие справки лучше делать после консультации в органах;
- справка о наличии места хранения (точные требования по хранению предоставят в органах;
- заявление по форме со всеми паспортными данными и адресом проживания;
- свидетельство на право наследования оружия.
По законам РФ любой гражданин, который хочет владеть оружием должен проходить медицинское освидетельствование и иметь специальное разрешение. Пользоваться оружием по наследству можно так же в случае, если у наследника есть такое разрешение.
После смерти владельца оружия если оружие табельное, то оно должно быть возвращено в органы, выдавшие его. В 2017 году действуют следующие правила:
- Наследник обязан сдать в органы МВД, оставшееся в наследство боевое или короткоствольное оружие.
- Холодное наградное оружие переходит по наследству беспрепятственно.
- Охотничье оружие переходит наследникам, но пользоваться им есть возможность только у тех граждан, которые имеют разрешение на право собственности. То есть, наследник, едва вступивший в наследство, должен или отдать оружие в органы, или оформить право собственности на оружие и разрешение на право использования.
- Оружие, по закону, должно быть зарегистрировано за определенным гражданином.
- Право собственности на оружие предполагает наличие безопасного и недоступного да других людей места хранения (часто сейфа), ключи от которого должны находиться в недосягаемом для посторонних месте.
- По закону, патроны должны находиться в отдельном от самого оружия месте.
- Если органы МВД примут решение не выдавать разрешение наследнику, то оружие изымается, а наследнику выплачивается часть объективной стоимости оружия.
- Нарушение закона об оружии влечет уголовную или административную ответственность.
- Наградное оружие, оставшееся от дедов, прадедов и отцов (дальних предков), имеет огромное воспитательное значение и будет оставаться в семьях. Единственным условием является холощение такого оружия за счет владельца.
Что нужно для получения наследства, читайте тут.
Наследование наград
Существует «Положение о государственных наградах» и статья 1185 ГК РФ.
Согласно этим статьям, наследование наград на которые распространяется законодательство о государственных наградах, невозможно. Такие награды переходят в Управление Президента РФ по этим вопросам.
Как происходит наследование наград? Фото:myshared.ru
Те награды, которые можно получить в наследство и сохранить в семье, нельзя вывозить из страны, если они изготовлены из драгоценных металлов и камней. Наследники имеют право по закону передать знаки отличия в музей, если он имеет лицензию и оснащен всем необходимым для хранения.
Наследники не имеют право продавать награды, носить их. Разрешается хранение в памятных целях. Награды из драгоценных металлов, инкрустированные драгоценными камнями так же регламентируются Положением о наградах.
Получение драгоценностей
ФЗ о драгоценных металлах и драгоценных камнях регулирует порядок гражданского обращения с этими ценностями. Государством строго контролируются и регулируются все связанные с оборотом этой категории вещей действия.
Существуют изделия из драгоценных металлов и инкрустаций драгоценными камнями– как предмет роскоши и предмет обихода. Нотариус должен составить полный список предметов из золота, серебра, платины, янтаря, драгоценных камней, разделив их по группам применения (предмет роскоши или обихода).
Как правильно оформить завещание, подробная инструкция находится здесь.
Вносит в регистрационную книгу учета ценностей. Весь список по описи в 5 экземплярах заверяется и распределяется:
- Отправляется в банк, к котором будут храниться ювелирные изделия, драгоценности (3 экземпляра);
- Подшивается к наследственному делу (1 экз.);
- Отдается наследникам (1 экз.) с документом из банка о приеме и хранении ценностей, на фирменном бланке и свидетельством о праве на наследство.
Как происходит наследование оружия, смотрите в этом видео:
В первую очередь, такой регламент требуется для безопасности всех наследников до вступления ими в законные правы наследования. Изъять семейные ценности, оставленные в наследство, по закону можно только в случаях, когда вещь находится в розыске или несет опасность жизни и здоровью граждан (радиоактивна, к примеру).
Здесь, право на наследство, право на хранение и разрешение на использование должны оформлять практически одновременно. Это связано с тем, что основным требованием к вещам, ограниченным в обороте является безопасность. Государственная политика определяет безопасность как основной постулат существования государственного права.
Объекты, изъятые из оборота: подход Верховного Суда РФ. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 13.02.2015 по делу N 308-ЭС(Ерохова М.А.)
Дата размещения статьи: 02.04.2016
В гражданском обороте есть имущество, которое с точки зрения общественного интереса требует особого правового режима: или обязанности частного собственника по сохранению его целевого назначения и поддержанию в хорошем состоянии, или, при недоверии общества к частному собственнику и слаборазвитом механизме санкций за нарушение правил обращения с имуществом, запрета нахождения в частной собственности определенного имущества.
Несмотря на многочисленные исторические уроки, свидетельствующие, что частный собственник - это более эффективный управленец, сознание многих людей в России тяготеет к вере в иное, а именно в государство как более надежного собственника. Видимо, по этой причине отчуждение требующего особого правового режима имущества частному собственнику с условиями, обременяющими каждого последующего его правообладателя, за нарушение которых установлены санкции, не развито в российском правопорядке. В то же время до разработки перечня имущества, которое не может быть в частной собственности, законодатель пока не добрался <1>. Поэтому периодически в судебной практике появляются споры, порождающие вопросы, прямые и недвусмысленные ответы на которые в законодательстве отсутствуют, а именно: 1) какое именно имущество требует особого правового режима в России; 2) в чем суть этого особого правового режима - исключительная государственная собственность или частная собственность с условиями, обременяющими каждого правообладателя, за нарушение которых следуют санкции в виде прекращения права.
<1> Знаменитое Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N»О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изм. и доп.) (далее - Постановление Верховного Совета РСФСР N) таким перечнем не является, поскольку делит имущество между публично-правовыми образованиями, не определяя это имущество как изъятое из оборота.
Территориальное управление ФАУГИ по Республике Адыгея в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФГУП «Южный производственный осетрово-рыбоводный центр» (далее - предприятие «ЮПОРЦ») обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением об обязании конкурсного управляющего должника исключить из состава конкурсной массы имущественный комплекс предприятия «ЮПОРЦ», включающий в себя имущество согласно перечню, и передать его по передаточному акту собственнику - Территориальному управлению Росимущества.
Истец полагал, что находящееся в федеральной собственности имущество предприятия «ЮПОРЦ» как хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб относится к объектам, приватизация которых запрещена, ввиду чего подлежит исключению из конкурсной массы должника. Иными словами, раз не подлежит приватизации, то на него не может быть обращено взыскание по долгам находящегося в банкротстве унитарного предприятия.
Суды первой и кассационной инстанций отказали в исключении имущества из конкурсной массы по ряду причин. Во-первых, сама по себе принадлежность предприятия «ЮПОРЦ» к объектам, отнесенным в Постановлении Верховного Совета РСФСР N»О разграничении государственной собственности на федеральную, субъектов Федерации и муниципальную» исключительно к федеральной собственности, и запрет на приватизацию этого имущества не означают изъятие соответствующих объектов из гражданского оборота в смысле ст. 129 ГК РФ и ст. 131 Закона о банкротстве. Во-вторых, в ходе проведения экспертизы в суде первой инстанции было установлено, что «спорное имущество предприятия «ЮПОРЦ» не составляет единого пригодного к эксплуатации имущественного комплекса».
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ с предложенным толкованием Постановления Верховного Совета РСФСР Nсогласилась, однако поддержала постановление апелляционной инстанции, исключившей имущество из конкурсной массы. В качестве мотивов приведены несколько обстоятельств как нормативного, так и фактического характера, которые интересно проанализировать.
1. По мнению Коллегии судей, «предприятие «ЮПОРЦ» является неотъемлемой составной частью единой системы воспроизводства ценных осетровых видов рыб и может быть восстановлено как имущественный комплекс» (возможность восстановления в результате текущего ремонта была также отмечена в заключении эксперта, и это послужило основным мотивом апелляционной инстанции, поэтому упрекнуть судей ВС РФ в переоценке фактов нельзя).
Территориальное управление Росимущества высказывалось за сохранение целевого назначения имущественного комплекса и настаивало на возможности его последующего использования в составе единой системы компенсационного зарыбления водоемов Азово-Черноморского бассейна, тогда как конкурсный управляющий должника и конкурсный кредитор, возражая против требования Территориального управления Росимущества, настаивали на непригодности этого комплекса для дальнейшего использования по назначению.
Это аргумент фактического характера, свидетельствующий о том, что Коллегия судей поддерживает идею сохранения целевого использования объекта и в процессе принятия решения склоняется к той стороне, которая обещает (не факт, что исполнит обещание) отремонтировать имущество и сохранить его целевое назначение.
Интересно было бы, если бы конкурсный управляющий доказывал, что торги по продаже имущества будут проводиться с условием ремонта и целевого сохранения объекта. Хотя, конечно, и эта позиция была бы слаба, поскольку в российском законодательстве нет механизма сохранения целевого использования объекта, купленного с публичных банкротных торгов, при смене собственника. Для этого нужно вещное обременение, регистрируемое в ЕГРП.
2. Далее Коллегия судей обратила внимание на нерадивость федерального собственника, который должен был реорганизовать унитарное предприятие в бюджетное учреждение, что «обеспечило бы защиту публичного интереса в использовании спорного имущества в составе единой системы по искусственному воспроизводству ценных и анадромных видов рыб <. > а «неосуществление собственником своевременной реорганизации предприятия не может и не должно <. > приводить к отказу в защите этого публичного интереса».
Этот аргумент, на наш взгляд, противоречит общей идее сохранения имущества в публичной собственности: если установлено, что публичный собственник нерадив (не провел спасительную реорганизацию), так управлял предприятием, что оно оказалось в банкротстве, а его имущество не используется по назначению и нуждается в ремонте, то зачем оставлять его в публичной собственности?
На этом этапе аргументации Коллегии судей может возникнуть вопрос: раз уж судьи ВС РФ занялись правотворчеством (исключают из конкурсной массы имущество в отсутствие прямой нормы в законе), то не следовало ли бы в качестве альтернативы продумать оставление имущества в конкурсной массе и его продажу с условием ремонта и сохранения целевого назначения?
3. В качестве нормативного основания для вывода об исключении из конкурсной массы имущества Коллегия судей сослалась на п. 8 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 N 120, согласно которому «продовольственная безопасность Российской Федерации <. > обеспечивается 80-процентной долей отечественной рыбной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка». Следовательно, по мнению Коллегии судей, «восстановление производственной деятельности предприятия «ЮПОРЦ» следует рассматривать как одну из мер по обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации».
Далее Судебная коллегия делает еще более радикальный вывод: «. положение пункта 2.1.22 Государственной программы приватизации с учетом приведенных законоположений об охране природы и продовольственной безопасности страны может быть истолковано как нормативный правовой акт Президента Российской Федерации, принятый до введения в действие статьи 129 ГК РФ [отказывающейся от понятия имущества, изъятого из оборота] и изымающий названное имущество из свободного гражданского оборота».
Иными словами, несмотря на отказ законодателя от понятия «имущество, изъятое из оборота», Коллегия судей делает вывод, что если какое-то имущество было изъято из гражданского оборота, то после июля 2013 г. (вступления в силу новой редакции ст. 129 ГК РФ) оно в него не возвращается. Вывод спорный и прикрывающий желание судей оставить имущество в государственной собственности. Напоминаю, что в прежней редакции п. 2 ст. 129 ГК РФ говорилось о возможности исключения имущества из гражданского оборота прямым указанием на то в законе (а не в указе Президента).
Тем не менее, несмотря на упречность правовой позиции, видно, что практика нашла вид имущества, которое в интересах общества, скорее всего, должно иметь особый правовой режим: необходимо сохранять его целевое назначение. Судебная коллегия восполнила некий пробел в законодательстве путем правотворчества, притом contra legem (против закона), что теоретически входит в полномочия высшей судебной инстанции.
А далее стала видна огромная проблема наполнения этого особого правового режима содержанием. Судьи ВС РФ пошли по пути сохранения исключительной государственной собственности на имущество. Однако мы прекрасно понимаем, что сохранение государственной собственности не гарантирует восстановление и использование имущества по назначению. Как раз наоборот - государству проще продать это имущество частным лицам с условием ремонта и сохранения целевого назначения, а далее отслеживать выполнение этих условий.
Кроме того, интерес в этом деле представляют права конкурсных кредиторов, так как вероятно, что основной актив банкрота - унитарного предприятия будет исключен из конкурсной массы.
Коллегия судей со ссылкой на позицию КС РФ отмечает, что «изъятие имущества из конкурсной массы в обеспечение социально значимых, и следовательно, публично-правовых, интересов не может толковаться как исключающее какую-либо возможность компенсации уменьшения конкурсной массы должника в результате такого изъятия <. > Поэтому заинтересованные лица не лишены возможности предъявить собственнику имущества требование о справедливой компенсации уменьшения конкурсной массы должника».
Таким образом, конкурсным кредиторам остается иск к казне Российской Федерации, однако что это за иск? Из причинения вреда? Нет, имущество исключено правомерными действиями на основании решения суда. Может, это иск из неосновательного обогащения? Вероятно, но тоже странно: Российская Федерация получила имущество на основании судебного акта, а юристы рассуждают о неосновательном обогащении (основание обогащения есть). Выходит, это некая компенсация на основании позиции КС РФ, высказанной в Определении. Надо надеяться, что суд первой инстанции такой иск удовлетворит, не вдаваясь в его правовую квалификацию с точки зрения ГК РФ. Иначе будет получен результат, недопустимый с точки зрения гарантии прав кредиторов в банкротстве: государство изымает имущество банкрота и при этом не отвечает по его долгам.
Для будущей судебной практики это дело важно из-за отсутствия четких законодательных ответов на вопросы о правовой судьбе специфического имущества, призванного служить общему благу всех в государстве. Видимо, за неимением иного суды будут опираться на логику, продемонстрированную Коллегией судей, хотя формально-юридически это высказывание необязательно для других судов и не является основанием для пересмотра аналогичных дел по новым обстоятельствам (как это было с некоторыми постановлениями Президиума ВАС РФ).
Логика Коллегии судей понятна и в чем-то даже похвальна (желание сохранить целевое назначение имущества, служащего общему благу), однако для других дел, в которых тоже будет стоять вопрос о возможности обращения взыскания на имущество унитарного предприятия, непонятны критерии отнесения имущества к служащему публичным интересам (общему благу).
По прочтении комментируемого определения д-р юрид. наук С.В. Сарбаш задал вопрос: можно ли изъять из конкурсной массы колбасный завод, опираясь на Доктрину продовольственной безопасности, утвержденную Указом Президента? Можно развить вопрос далее: а конный завод можно исключить из конкурсной массы, поскольку общественный (социальный) интерес заключается в разведении ценных пород лошадей? В качестве критерия изъятия Коллегия судей использовала термин «социальный и публичный интерес», однако его содержание не раскрыто. Все отдано на судейское усмотрение, но юридическому сообществу для предсказуемости судебных актов важны критерии этого судейского усмотрения.
Эти классификации, в зависимости от их задач, весьма разнообразны. Это могут быть доктринальные, т.е. научные, не закрепленные в законе, и легальные, т.е. закрепленные в законодательстве, классификации. Данный параграф учебника посвящен отдельным классификациям, которые, учитывая их важность, закреплены в качестве легальных, но не рассмотрены в других параграфах настоящей главы и других главах учебника.
Оборотоспособность имущества . Под оборотоспособностью имущественных объектов (имущества) понимается их юридическая способность быть отчужденными, переходить в установленном порядке постоянно или на время от одного субъекта права к другому. Оборот имущества как объектов гражданских прав - это юридическая форма экономического оборота товаров как необходимой стороны рыночной экономики.
В зависимости от его оборотоспособности ГК подразделяет имущество на оборотоспособное, изъятое из оборота и ограниченно оборотоспособное (ст. 116 ГК).
Личные блага и права, как неимущественные, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, за исключением случаев, установленных законодательными актами, следовательно, необоротоспособны.
Оборотоспособным признается имущество, которое может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица). Оборотоспособны все имущественные блага и права, за исключением тех, которые законодательными актами признаны изъятыми из оборота или ограничены в обороте. Под отчуждением объектов гражданских прав в данном случае понимается передача имущества в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) от одного субъекта другому, а также передача имущества во временное пользование или владение по сделкам.
Виды имущества, отчуждение которого гражданско-правовыми способами не допускается, (т.е. имущество, изъятое из оборота ), должны быть прямо указаны в законодательных актах. Изъятие из оборота вещей и другого имущества иными нормативными правовыми актами, кроме законодательных, не допускается. Число видов имущества, изъятого из оборота, в условиях рыночной экономики крайне ограничено. Это главным образом природные ресурсы, которые могут находиться только в государственной собственности. Они включаются в гражданский оборот, когда это прямо указано в законодательстве. Иногда запрет на включение в оборот природных ресурсов прямо оговорен в законодательстве. Например, не допускается совершение сделок в отношении права землепользования на землях общего пользования, землях, предоставленных для обороны и некоторых других землях (п. 3 ст. 39 Указа о земле). Эти земли могут предоставляться в пользование не на основе гражданско-правовых сделок, а на основании административных актов.
Изъяты из гражданского оборота ордена, медали и нагрудные знаки к почетному званию (ст. 43 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, “О государственных наградах Республики Казахстан” от 12 декабря 1995 г.). Не могут находиться в обороте и вещи, само существование которых запрещено законодательством (например, порнографические изделия, поддельные денежные знаки).
К ограниченно оборотоспособному имуществу относятся вещи и другое имущество, которое, во-первых, может принадлежать лишь определенным участникам оборота и, во-вторых, имущество, приобретение и отчуждение которого допускается лишь по разрешению (лицензии) компетентных государственных органов. Круг видов имущества, которое может реализовываться предпринимателями лишь по лицензиям, определен Указом о лицензировании. Это, например, реализация вооружения и боеприпасов, продукции, содержащей радиоактивные вещества, охотничьего и спортивного огнестрельного оружия, работы по дезинфекции и дезодорации производственных и жилищно-гражданских объектов, занятие медицинской и врачебной деятельностью. Лицензируется оборот ряда других вещей, работ и услуг.
Недвижимое и движимое имущество. Вещи подразделяются на недвижимое и движимое. К недвижимым относятся вещи, прочно связанные с землей, как-то: земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. К недвижимости относятся также предприятия как объекты права. К недвижимости приравниваются подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания “река-море”, космические объекты.
Имущество, не относящееся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признается движимым имуществом (ст. 117 ГК).
Правовой режим недвижимого и движимого имущества различен. Для прав на недвижимое имущество установлены более строгие правила их возникновения, существования, передачи и прекращения в связи с тем, что недвижимое имущество, как правило, имеет большую общественную значимость и стоимость. Так, сделки с недвижимостью заключаются в письменной, а иногда и нотариальной форме. Права на недвижимость, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (ст. 118 ГК).
Государственная регистрация - это проводимая регистрирующим органом процедура учета, прав и обременений на недвижимость и приравненное к недвижимости имущество.
Государственной регистрации подлежат следующие права на недвижимость: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право землепользования и иные права пользования на срок свыше года, залог недвижимости, рента на недвижимое имущество, право доверительного управления. Все эти права возникают с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 118 ГК).
Порядок государственной регистрации недвижимости определен специальным законодательным актом - Указом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Органами, регистрирующими права на недвижимость, являются органы Министерства юстиции РК. Однако, упомянутый Указ не распространяется на имущество, приравненное к недвижимости, государственную регистрацию которого проводят не органы Министерства юстиции, а иные уполномоченные органы.
Важная обязанность органа, осуществляющего государственную регистрацию недвижимости и сделок с ней, - это обязанность удостоверить регистрационную запись путем выдачи по просьбе правообладателя специального документа о зарегистрированном праве или сделке, либо совершить соответствующую надпись на документе, представленном для регистрации.
Государственная регистрация недвижимости и сделок с ней носит публичный характер. Это означает, что любое лицо может получить данные о проведенной регистрации и зарегистрированных правах на недвижимое имущество.
Отказ в государственной регистрации права на недвижимость либо необоснованное уклонение от регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.
Регистрации прав на движимое имущество не требуется, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. К таким особым случаям относится, например, регистрация залога в соответствии с Законом РК от 30 июня 1998 г. “О регистрации залога движимого имущества”, регистрация эмиссии ценных бумаг, предусмотренная ст. 18 Закона о ценных бумагах, регистрация автомобилей и мотоциклов в уполномоченных государственных органах.
Делимое и неделимое имущество . Имущество может быть делимым и неделимым (ст. 120 ГК). Делимое - это такое имущество, которое в результате раздела не меняет своего хозяйственного назначения (хозяйственной функции). Неделимое - имущество, которое с правовой точки зрения утрачивает при разделе прежнее хозяйственное значение. Например, мешок картошки является делимой вещью, а мотоцикл или автомобиль являются вещами неделимыми, поскольку в первом случае, к примеру, раздел мешка картошки не меняет ее хозяйственного назначения, а раздел мотоцикла или автомобиля, хотя физически и возможен путем разборки на части, но такая разборка исключает возможность их использования по своему назначению.
Понятия делимого и неделимого имущества относительны. Например, земельный участок может быть делимым и неделимым имуществом. Делимым является земельный участок, который без изменения своего целевого назначения и без нарушения противопожарных, санитарных, экологических, градостроительных и иных обязательных правил может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок. Все другие земельные участки, не имеющие признаков делимого участка, признаются неделимыми (п. 1 ст. 17 Указа о земле).
С подразделением имущества на делимое и неделимое связан ряд важных правовых последствий. Например, если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания, к приобретателю переходит право собственности или постоянного землепользования на ту часть делимого земельного участка, которая занята зданием и необходима для его эксплуатации. Если же указанный участок является неделимым либо специально предназначен для обслуживания расположенной на нем недвижимости, то он переходит к приобретателю недвижимости полностью (п. 2 ст. 18 Указа о земле). Делимость или неделимость вещи принимается во внимание при разделе имущества, находящегося в общей собственности и выделе из него доли (ст. 218 и 222 ГК), а также при определении долевого или солидарного характера обязательства (п. 1 ст. 287 ГК).
Близко к понятию неделимой вещи понятие сложной вещи , которая хотя юридически и неделима, но состоит из нескольких вещей, объединяемых лишь назначением. Под сложной вещью понимается вещь, состоящая из разнородных вещей, образующих единое целое, позволяющее использовать это целое по его назначению, определяемому существом соединения (ст. 121 ГК). Сложная вещь характеризуется единством следующих признаков: во-первых, это такая вещь, которая включает в себя разнородные вещи, т.е. вещи, отличающиеся друг от друга своими свойствами; во-вторых, указанные разнородные вещи образуют по своему назначению единое целое; в третьих, ее назначение определяется существом соединения вещей, составляющих сложную вещь в единое целое.
Число разнородных вещей в сложной вещи не может быть менее двух. Это, прежде всего, так называемые парные вещи (пара обуви, пара коньков, пара перчаток и т.п.). К числу сложных относятся и вещи, состоящие из большего, чем два, количества вещей, например, предприятие как объект права, сервизы, мебельные гарнитуры, комплекты техники и т.п.
Особенность правового режима сложной вещи заключается в том, что юридически она расценивается как единая вещь, а сделки, заключенные в отношении сложной вещи, распространяются на все ее составные части, если иное не установлено договором.
Главная вещь и принадлежность. Вещи могут быть связаны по общему хозяйственному назначению таким образом, что одна из них (принадлежность) призвана служить другой (главной вещи). Принадлежность юридически следует судьбе главной вещи, если законодательством или договором не установлено иное (ст. 122 ГК).
Принадлежность - это всегда отдельный предмет или предметы, предназначенные служить главной вещи. Например, запасное колесо и инструменты, входящие в комплект автомобиля как главной вещи, ключ или ключи от замка и т.п.
Вопрос о том, является ли данная вещь (вещи) принадлежностью, решается в нормативных правовых актах, прейскурантах, договорах, которые определяют виды и число вещей, следующих судьбе главной вещи и являющихся ее принадлежностью. Принадлежность при совершении сделок должна быть передана приобретателю главной вещи без особой оплаты.
Законодательством или договором могут быть предусмотрены иные условия передачи принадлежности приобретателю главной вещи или предусмотрено, что принадлежность вообще не передается приобретателю главной вещи.
Ответственность за нарушение обязанности по передаче принадлежности приобретателю главной вещи наступает по общим правилам гражданского законодательства, если договором не установлено иное.