Изучение рода и числа имен прилагательных. Сколько родов в русском языке? Особенности определения рода у имен существительных и прилагательных
Как отмечается в лингвистической литературе, категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательного с существительным. Следовательно, усвоить учащимся род и число прилагательных - это значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончания и должно быть направлено внимание детей, например: День какой? теплыйНочь к а к а я? теплая. Утро какое? теплое.
Вариант ознакомления с изменением имен прилагательных по родам.
Для наблюдения предлагаются имена существительные мужского, женского и среднего рода. Подобраны такие имена существительные, которые лексически сочетаемы с одним и тем же прилагательным. Кроме того, учитываются варианты окончаний у прилагательных мужского рода - -ьш, -ой, например:
Дописать окончания имен прилагательных. Почему разные окончания? Отчего это зависит?
Учащиеся определяют род имен существительных и имен прилагательных и делают выводы о прилагательных.
1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам (в отличие от имен существительных).
2. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и т. п.
3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос к а-, кой? и имеет окончание -ьш (-ий), -ой. Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая? и имеет окончание -ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос к а-к о е? и имеет окончание -ое(-ее).
Наблюдая над прилагательными во множественном числе, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.
В ходе работы над окончаниями необходимо обратить внимание учащихся и на следующий факт: после твердых согласных пишется окончание -ьш, -ая, -ое, -ые, после мягких - -ий, -яя, -ее, "-ие.
Согласно программе, у учащихся II класса формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На формирование данного умения положительное влияние оказывает овладение учащимися алгоритмом действий, которые обеспечивают применение знаний.
Учащиеся овладевают следующим порядком действий:
1. Узнаю, с каким существительным связано имя прилагательное, и определю его род.
2. По роду имени существительного узнаю род имени прилагательного.
3. Вспомню окончание имени прилагательного этого рода и напишу.
4. Сравню окончание имени прилагательного и окончание вопроса.
Например, ученик записывает предложение: Любимое занятие приносит много радости. Ход его рассуждений: «Устанавливаю связь: занятие какое? любимое; прилагательное любимое относится к существительному занятие; существительное занятие среднего рода,- значит, и прилагательное любимое среднего рода, звук м - твердый, пишется окончание -ое». Постепенно объяснение становится кратким, но ход действий остается прежним. -
Учитывая, что окончание имен прилагательных среднего рода (-ее) и окончание прилагательных множественного числа (-ие) близки по произношению (что нередко бывает причиной ошибочного написания), необходимо специально поупражнять учащихся в их распознавании. Вначале в этих целях используются словосочетания.
<…> по аналогичной причине возникает необходимость в проведении сравнения окончания прилагательных женского рода единственного числа -ая и окончания прилагательных множественного числа -ые1 например: красная лента - красные ленты, интересная книга - интересные книги, пионерская песня - пионерские песни и т. п.
Работа над словосочетаниями подготавливает учащихся к записи предложений, например:
В горах
Яркое синее солнце. Отвесные горы. Ослепительный блеск льда. Необычная тишина. Только далеко внизу шумит, бьется о камни горный поток. По крутому склону цепочкой двигаются люди. Это юные альпинисты. Альпинизм - спорт сильных, смелых и благородных людей.
Учащиеся условным знаком (X) отмечают имя существительное, к которому относится имя прилагательное, определяют род, число, выделяют окончание.
Система упражнений, предусматривающая не только анализ предложений, но и их составление с последующей записью, способствует выработке навыка правописания окончаний и одновременно точному употреблению прилагательных в речи.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12
Что такое род применительно к русскому языку, сколько родов в русском языке и какие выделяют?
С этой категорией школьники начинают знакомиться в начальных классах, постепенно углубляя и закрепляя свои знания. В пятом классе сведения о роде пополняются и закрепляются на более сложном материале.
Сколько родов в русском языке?
В русском языке представлена следующая система:
- Женский род.
- Мужской род.
- Средний род.
- Общий род.
Не определяется род у слов, употребляемых только во множественном числе.
Сколько родов в русском языке у имени существительного?
Для определения рода имени существительного задаем к данному слову смысловой вопрос: он мой? она моя? оно мое?
Как видно из таблицы, род определяется только у существительных в единственном числе. Существительные, употребляемые в только во множественном числе (брюки, очки, сани), находятся вне категории рода.
При определении рода имен существительных у школьников нередко вызывают затруднения слова типа "знайка", "умница", "непоседа" и тому подобные. Например: он был большим непоседой и она была большой непоседой. Такие слова относятся к женскому или к мужскому роду? Здесь как раз возникает вопрос, вынесенный в заглавие: сколько родов в русском языке? Ученые на этот счет имеют две точки зрения: одни относят их к мужскому или женскому, в зависимости от контекста, другие выделяют такие слова в особый род - общий.
Также вызывают трудности несклоняемые иноязычные существительные. По написанию они напоминают слова, относящиеся к среднему роду. Действительно, большинство из них относится именно к этому роду, но есть и (скажем так) исключения из правила.
Так, согласно литературной норме, существительное "кофе" относится к мужскому роду. Неправильно будет сказать "мое кофе". Это ошибка, верный вариант - "мой кофе".
Существительное "евро", по аналогии с другими названиями денежных единиц, относится к мужскому роду. По такому же принципу существительные "сулугуни", "сирокко", "пенальти" относятся к мужскому. На основании такой же аналогии существительные "авеню", "салями", "кольраби" относятся к женскому роду.
Если у вас возникли сомнения по поводу родовой принадлежности имени существительного, то следует обратиться к словарям русского языка.
Как определить род имени прилагательного?
В отличие от имени существительного, для которого категория рода является неизменяемой, у прилагательного он является изменяемой категорией и определяется в зависимости от контекста. Правило, по которому определяют род этой части речи, звучит следующим образом: род прилагательного устанавливают по определяемому слову, то есть по имени существительному.
Например:
- На девочке было надето красивое (ср. р.) платье. ("Платье" - оно мое, следовательно - это средний род, значит, и прилагательное "красивое" относится к среднему роду).
- Он был красивым (м. р.) мужчиной. Улица красива (ж. р.).
Также выделяют несклоняемые прилагательные. Например: брюки цвета хаки.
Теперь вы знаете ответ на вопрос о том, сколько родов в русском языке. Определение их мы тоже разобрали на примерах. Уметь определять род имени существительного или прилагательного очень важно - это поможет избежать грамматических ошибок.
I . Мотивация учебной деятельности
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
II . Актуализация знаний.
1. Запись в тетради числа и классной работы.
2. Минутка чистописания: Пришла, улыбнулась – утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады.
Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении (Слайд 1) - Какое сейчас время года? - Скажите, а какие признаки прихода весны вы знаете?
Назовите первый звук в слове «весна»?
Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий, мягкий, парный, обозначается буквой «вэ»).
Сегодня в чистописании мы будем прописывать букву «в». Запишите, продолжив закономерность.
Вв в Ввв в Вввв …
Запишите слова и подчеркните орфограммы.
весна цветок трава весенний дерево
3. Повторение пройденного
Составьте предложения на тему «Весна», используя одно из слов.
На доске предложение нужно исправить ошибки : Напраталинке поевился первый голубенький цвиток. (Слайд 2)
Один ученик разбирает по членам предложения, второй по частям речи, третий определяет падеж существительных. (Оценивание)
III . Фиксация индивидуального затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.
Вернемся к словам из чистописания.
Какое из них «лишнее»? (Весенний).
Что общего у оставшихся слов? (Имена существительные)
Почему вы так считаете?.
Определите род имён существительных. Что вам в этом поможет? (Имена существительные, которые можно заменить местоимениями он, - мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода).
Что получили? (Существительное мужского рода – цветок, существительные женского рода – весна, трава, существительное среднего рода – дерево).
Теперь посмотрим на «лишнее слово».
Можем ли мы определить род этого слова подставив местоимения он, она, оно? (Нет, не можем).
Почему? (Другая часть речи?)
Какая часть речи? (Имя прилагательное).
Как вы определили?
Могут ли имена прилагательные изменяться по родам? Сегодня мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.
- Сформулируем тему нашего урока. (Слайд 3)
IV . Реализация построенного проекта. Открытие нового знания.
1. Работа с карточками.
В самом названии – имя прилагательное – уже содержит намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.
Посмотрите на слова, которые вы записали в тетрадь в начале урока.
Подумайте, с каким именем существительным будет сочетаться слово весенний? (Цветок).
Составьте это словосочетание. (Весенний цветок).
Попробуйте подобрать к словам трава и дерево формы от слова весенний.
Что получилось?
Следовательно, имя прилагательное (прилагается) зависит от имени существительного. Если имя существительное цветок мужского рода, то и имя прилагательное весенний будет тоже мужского рода. Продолжим составлять словосочетания сущ.+прил. и разложим их по родам (Оценивание) (Слайд4)
Карточки: звонкая капель, яркое солнце, белый подснежник , весенний цветок, весенняя трава, весеннее дерево, голубой ручей, тёмная проталинка, синее небо.
Физкультминутка
2.Работа в тетради
Запишите полученные словосочетания по родам, выделите окончания у прилагательных. Сверьте окончания с таблицей.(Сл. 5)
Попробуйте определить род имен прилагательных на доске. Сделайте вывод. (Прилагательные мн. ч) (Слайд 6)
V . Закрепление изученного материала 1. Знакомство с правилом в учебнике на странице 72.
2. Составление алгоритма. (Слайд 7) 3. Самостоятельная работа. Упр. 126 Взаимопроверка по образцу. (Оценивание) 4. Разноуровневый тест - Предлагаю вам небольшой тест на тему «Род имён прилагательных». Перед вами два теста. Тест 1– сложный, Тест 2 –простой. Результат оцениваться будет по выбранному тесту: если всё правильно, Тест 1 – на «5», Тест 2 – на «4». (Слайд 8) (Оценивание) 5. Работа с текстом на карточке. (Если останется время) - Озаглавить текст, записать заголовок. - Вставить пропущенные слова, определить род и число прилагательных. (Слайд 9) (Оценивание)
VI . Рефлексия
Наш урок приближается к завершению. - Понравился вам урок? Что нового узнали?
Почему прилагательные так называются? (Они прилагаются к именам существительным). - Как изменяются имена прилагательные? - Как определить род имени прилагательного? - Всегда ли можно определить род имени прилагательного?
Давайте оценим вашу работу.
VII . Домашнее задание.
Выучить правило на странице72, выполнить упражнение 128.
Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.
Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежейПрежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
- Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
- Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
- Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
- Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
- Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
- Имена прилагательные склоняются по числам.
- В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
- Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
- В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.
Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:
- Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
- Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
- Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
- Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
- Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
- Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:
Падеж | Мужской род Окончание |
Пример | Средний род Окончание |
Пример | ||
именительный | -ой, -ый, -ий |
Стол (какой?) большой, деревянный |
-ое, -её |
Небо (какое?) голубое, синее |
||
родительный | -ого, -его |
Стола (какого?) большого, деревянного |
-ого, -его |
Неба (какого?) голубого, синего |
||
дательный | -ому, -ему |
Столу (какому?) большому, деревянному |
-ому, -ему |
Небу (какому?) голубому, синему |
||
винительный | Одушевл. сущ.-см. род. падж |
Неодушевл.- см. им. падеж |
См. им. падеж |
Небо (какое?) голубое, синее |
||
творительный | -ым, -им |
Столом (каким?) большим, деревянным |
-ым, -им |
Небом (каким?) голубым, синим |
||
предложный | -ом, -ем |
О столе (каком?) большом, деревянном |
-ом, ем |
О небе (каком?) голубом, синем |
Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.
Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:
- Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
- Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
- Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
- Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
- Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
- Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.
- Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
- Выпишите на листочек прилагательное.
- Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
- Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
- Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
- Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении.
- существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
- существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения.
- существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
- по существительному, к которому относится прилагательное
- также род прилагательного можно определить по вопросу к нему
- по окончанию прилагательного
Женский род отвечает на вопрос Какая?, мужской род - Какой?, средний род - Какое?. Например, лето (какое?) жаркое - средний род; зима (какая?) холодная - женский род; снег (какой?) белый - мужской род.
Например: Она одела на праздник длинное платье. Существительное - платье (ср. род). Прилагательное - длинное (также ср. род).
Род прилагательного можно узнать исходя из его окончания:
Чтобы правильно определить, какой будет род у использованного в предложении или словосочетании прилагательного, нужно обратиться к существительному (местоимению), к которому это самое прилагательное относится. Какой у него род, такой же самый будет и у прилагательного. Например, лес (он - муж.р) зимний (тоже муж.р.), мама (она - ж.р.) добрая (тоже ж.р).
Можно определить по вопросу и также по окончанию:
Какой? будет у м.р., оконч. - -ый (-ий), -ой (-й) - бежев-ый, льнян-ой, могуч-ий.
теперь Какое? - это вопрос ср.р., оконч. - ое (может -ее) - шелков-ое, син-ее.
Во множ. числе у прилагательных нельзя определить принадлежность к роду.
Род прилагательного определить несложно.
Вот какой имеется алгоритм для определения рода прилагательного:
Итак, а вот вопросы на которые отвечает прилагательное в разном роде.
В мужском - это будет какой?;
В женском - это будет какая?;
В среднем - это будет какое?
Род прилагательного можно определить:
Футбольный мяч - мужской род (мяч мужского рода, а значит и связанное с ним прилагательное футбольный тоже мужского рода); холодная погода - женский род; летнее небо - средний род.
Какой? - прилагательное мужского рода
Какая? - женского рода
Какое? - среднего рода
У прилагательных мужского рода следующие окончания: -ий-, -ый-, -ой-
У прилагательных женского рода окончания такие: -ая-, -яя-
У прилагательных среднего же рода окончания: -ое-, -ее-.
Имя прилагательное всегда указывает на признак описываемого предмета. В какой форме употребляется часть речи, отвечающая за предмет (чаще всего это, конечно, существительное), такой же формы должно быть и прилагательное, т.е. род, а также число должны быть идентичными.
Так, например, берем такой пример: Весна в этом году была прохладная. Весна (какая?) - прохладная. Существительное весна (она моя) женского рода, а это значит, что и прилагательное также женского рода и имеет окончание -ая (в случае с женским родом может встречаться также окончание -яя).
Предлагаю ориентироваться по следующей табличке. В ней указаны окончания всех трех родов - мужского, женского и среднего.
Род прилагательного легко определить, если найти его в предложении. Вы сможете это сделать, проанализировав другие части речи.
Вот подробная инструкция как узнать род, а также падеж и число прилагательного:
Род имени прилагательного можно определить по вопросу, а именно: какая? какой? какое?
Так же род имени прилагательного можно определить по окончанию, то есть по следующим окончаниям: ая, яя, ый, ий, ой, ое, ее.
Род прилагательного определяется таким образом:
По роду имени существительного;
По вопросу;
По окончанию прилагательного.
Так как имя прилагательное употребляется при именах существительных, то оно и согласуется с ними, то есть ставится в том же роде, числе и падеже , что и определяемое существительное.
Например.
И вот сентябрь! Замедля свой восход, СИЯНЬЕМ ХЛАДНЫМ солнце блещет.
И луч его в ЗЕРЦАЛЕ ЗЫБКОМ вод НЕВЕРНЫМ ЗОЛОТОМ трепещет.
СЕДАЯ МГЛА вится вкруг холмов; Росой затоплены равнины;
Желтеет СЕНЬ КУДРЯВАЯ дубов, И КРАСЕН КРУГЛЫЙ ЛИСТ осины;
В этом отрывке из стихотворения Е.А. Баратынского Осень есть все случаи согласования имен прилагательных с именами существительными:
а) по числам: единственное (седая мгла) и множественное (живые голоса);
б) по родам (только в единственном числе): сень кудрявая, красен круглый лист, безмолвен лес;
в) по падежам (в обоих числах): сияньем хладным, в зерцале зыбком, неверным золотом, беззвучны небеса.
Окончания имен прилагательных как раз и указывают на связь прилагательных с существительными.
Чаще всего прилагательные в предложениях бывают определениями.
Реже - именной частью составного сказуемого, но даже в этом случае легко определяется и род, и число прилагательного (по существительному).
Например. Осень была тплая . Листья стали красными и желтыми . День стал коротким .
Чтобы определять род у имени прилагательного, нужно убедиться, что оно стоит в единственном числе.
Например у слова родной мы будем искать род, а у слова родные нет.
Есть еще одно условие. Должно быть существительное или местоимение рядом с прилагательным, чтобы определять род, поэтому всегда используются словосочетания, а еще лучше целые предложения.
Возьмем слово розовая. Тут даже не нужно существительное. Окончание -ая- и вопрос какая? дают 100 процентную гарантию того, что слово стоит в женском роде. Также есть -ое- и вопрос какое? розовое для среднего рода и -ый- и какой? розовый для мужского.
А вот например словосочетание горячий кофе. Тут можно сказать, что род мужской или средний.
Горячий шоколад. Род мужской.
Странно, но факт: когда-то в языке не было разделения на существительные и прилагательные. Было это так давно, что дату назвать невозможно, но постепенно наши предки начали различать объект и признак, который может принадлежать любому предмету или признаку. У новой части речи постепенно выработались собственные характерные признаки, оформилась система окончаний, выработалась согласованность с существительными в категории рода.
У прилагательного самого по себе нет никакого рода, падежа или числа - все они зависят от формы существительного, с которым согласуются. Поэтому в предложении и словосочетании нужно прежде всего разыскать сущ. и рассмотреть его число, если оно множественное, то определить род и падеж.
Когда перед нами отдельно взятое прилаг., то остатся поставить к нему вопрос какой? какая? какое? какие? в каждом из падежей и посмотреть, каким из вариантов окончания совпадают.