IV. Составление предложений по картинкам
В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.
План действий по составлению схемы предложения
Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:
- Тщательно рассмотреть написанное предложение;
- Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
- Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);
Простые и сложные предложения
- По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);
Как определить количество частей в сложном предложении
- Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
- Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;
Условные обозначения членов предложения
- Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
- В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;
Прямоугольные скобки для обозначения простых и сложных предложений
- В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;
Круглые скобки для обозначения придаточных предложений
- Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.
Синтаксический разбор простого предложения
Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.
Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.
Составляем план простого предложения
Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:
Схема простого предложения
Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:
- составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
- простые – Даниил плавал ;
- составные глагольные – Даниил хотел плавать .
Простое предложение с однородными членами
Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.
В кружках отражены роли однородных членов предложения
С вводными словами или обращением
На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.
Вводные слова в предложении
К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.
Обращение в предложении
С деепричастным либо причастным оборотами
Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.
Причастный оборот на схеме
Как создать схему предложений с прямой речью
На схеме прямая речь выделяется следующим образом:
- выделяются границы предложения;
- для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
- ставятся знаки препинания.
Прямая речь в предложении
Как составить схему сложного предложения
Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.
Сложносочиненное предложение на схеме
Бессоюзное сложное предложение на графической схеме
Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.
Прямоугольные скобки — для главных предложений, круглые — для придаточных
Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.
Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:
“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):
[…],
↓что?
(что …)
↓какой?
(который …).
“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):
[…],
↓когда? ↓зачем?
(когда …), (чтобы …).
“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):
[…],
↓чему? ↓чему? ↓чему?
(что …), (что …), (что …).
Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.
Государственное коррекционное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 6»
Конспект урока письма
во 2 «Б» классе на тему:
« Составление предложений по сюжетным картинкам ».
выполнил учитель начальных классов:
Назарова Альфия Сафаралиевна
г. Благодарный 2016г.
«Составление предложений по сюжетным картинкам».
Цель: тренировать детей составлять предложения по схемам.
Задачи:
образовательная: выявить уровень состояния навыка составления предложений по схемам;
коррекционно-развивающая: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в выделении букв, развитие мелкой моторики;
воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.
I. Организационный момент.
Доброе утро дети. У нас на уроке сегодня гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними.
1. Эмоциональный настрой (диалог учителя и учащихся) .Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Звуки с буквами пришли
Чтоб порядок навести
Внимание девочки,
Внимание мальчики
Приготовьте ваши ручки
Начинается урок!
Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели.
Каких целей мы должны достичь на уроке?
Хором все читают: - Я научусь … - Я сумею……- Я узнаю…
Какой сегодня прекрасный день за окном солнышко светит, в классе тепло и уютно.
Уточнение пространственно временных представлений:
Игра с мячом. Я буду задавать вам вопросы и тот, кому я брошу мяч, должен дать ответ и бросить мяч мне обратно. Готовы?
Какое сейчас время года?
Какие времена года ты знаешь?
Какой сейчас месяц?
Какой день недели?
Какое сегодня число?
2.Повторение пройденного материала.
Мы с вами проходим тему «Предложение».
Кто мне скажет, с какой буквы мы начинаем писать предложение?
В конце предложения, что мы ставим?
Что вы произнесли? (Слова.)
Что можно составить из слов? (Предложения.)
Составьте предложения по картине. (слайд №3)
II. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке письма и развития речи будем учиться составлять схемы предложений.
II. Гимнастика для пальцев и кистей рук (развитие мелкой моторики) .
Перед тем, как начнем писать проведем пальчиковую гимнастику:
На двери висит замок
Кто бы мог его открыть
Покрутили, постучали.
Разомкнули и открыли.
Как правильно надо сидеть при письме?
Я тетрадочку открою и наклонно положу
Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу.
Сяду ровно не согнусь за работу я возьмусь
Запись даты в тетради. Сегодня 27 апреля.
На следующей строчке Классная работа
а) Минутка чистописания.
Отгадай загадки, запиши отгадки.
1. Ни окошек, ни дверей-
Полна горница людей. (огурец )
2. Красна девица в темнице,
А коса на улице. (морковь)
3. Днём молчит, ночью ворчит.
Кто к хозяину идёт, ему знать даёт. (собака)
Проверьте правописание словарных слов по словарю.
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Работа по сюжетной картинке (коллективное составление простого нераспространённого предложения).
Кто это? (Мишка)
Что делает Мишка? (Поливает.)
Что поливает? (Цветы)
Что мы составили? (предложение)
Составим схему этого предложения на доске.
Из чего состоит предложение? (Из слов.)
Сколько слов в этом предложении?
Составление схемы предложения индивидуально на партах.
2. Самостоятельное составление простых предложений (работа с сюжетными картинками).
У детей на партах лежат конверты с сюжетными картинками и схемами предложений.
Сколько слов может быть в предложении?
Посмотрите каждый на свою картинку и составьте по ней предложение.
Посчитайте, сколько слов в предложении и составьте схему предложения под картинкой.
Варианты предложений (Мальчик вешает шубу. Девочка качается на качели. Девочка пьет сок. Девочка кормит кур. Девочка ест сушки.)
IV. Работа по теме.
1. Работа по учебнику (стр. 148, упр. 1).
Прочитайте задание.
Какое задание нужно выполнить? (Рассмотреть рисунок. Перечисли предметы на первом рисунке. Расскажи, что изображено на втором рисунке.
На какой строчке написано предложение?
Запишите предложение в тетрадь. Начерти схему предложения.
V . ФИЗМИНУТКА
Мультзарядка.
VI . Игра « Кто какой звук издает? ».
Прочитайте слова, записанные на карточках. (Рычит, мяукает, воет, мычит, лает)
Назовите предметы, изображённые на картинках. (Медведь, волк, корова, собака, кошка. Какие они звуки издают?
Подберите картинки-предметы к словам-действиям.
Из скольких слов состоят предложения? (из 2-х)
Составьте схемы в тетрадях.
VI . Работа по учебнику : упр. 3 стр.149.
Прочитай найди строку с предложением.Запиши предложение. Соблюдай правила записи преложения.
VII .Работа по карточкам .
Карточка №1. Расставить пропущенные буквы.Начертить схему первого предложения.
VIII . Оцените свою работу.
красным цветом
– цель не достигнута.
желтым
- цель достигнута, но не все получалось, было сложно, надо ещё поработать.
зеленым
– цель достигнута, было интересно, все получалось.
Продолжите фразу:
« Сегодня я узнал…, научился….»
IX .Домашнее задание.
Объявляется и объясняется домашнее задание: стр. 149, упр.4.
V. Итог урока.
Что составляли на уроке? (предложения.)
Что использовали для этого? (Сюжетные картинки и схемы предложений.)
Сколько слов может составлять предложение?
За работу на уроке учащиеся награждаются призами – наклейками.
Подведём итоги урока:
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Что узнали нового?
Что получилось лучше всего?
Какие задания на уроке понравились?
Что было трудно?
Татьяна Андронова
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста
Цель : рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста .
Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер , а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.
Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение , не осознавая существенных признаков слова.
Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение , записывать предложения графически .
Воспитатель пользуется терминами «предложение » , «слово» , развивает у детей представление о предложении .
I этап. Вычленение предложений из потока речи .
Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения ) рассказ, который специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями «Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч» . Воспитатель спрашивает детей : «О ком был рассказ?» , задает конкретные вопросы : что я сказала про детей? Что я сказала про мальчика? Что я сказала про девочку?
Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения : первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения . Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений . Рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли рассказать его и назвать первое предложение , второе и третье.
Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение . Воспитатель повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения . Дети считают предложения , загибая пальчики.
«Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несет ложки».
Воспитатель спрашивает : сколько предложений в нашем рассказе ? Какое первое предложение (второе) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке .
Вопросы, которые задает воспитатель (о ком, о чем говорится в первом предложении , Что говорится, характеризует семантическую, смысловую сторону предложения , как единицы речи. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.
Затем дети сами составляют предложения по игрушкам , картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение , что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения .
Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл , педагог все время спрашивает, о ком это предложение . Что говорится про девочку?
Далее целесообразно графически изобразить предложение , показать детям, как можно «написать» его - длинной чертой; начало предложения отмечается уголком , а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте . Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах . Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как :
1. Придумывание предложений с заданным словом ;
2. Придумывание предложения , которое начиналось бы с определенного слова ; составление предложения по двум картинкам ;
3. Придумывание «веселого» предложения ;
4. Составление предложений по «живым сценкам» .
Все эти приемы сопровождаются выделением предложений , их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит их предложений , что о каждом предмете можно сказать предложение . Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение » .
II этап. Ознакомление со словесным составом предложений .
На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов .
Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов , состоящих из 2 - 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик) . Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы :
Рассматривание игрушек,
Демонстрация действий с игрушками,
Рассматривание картин,
Пространственное моделирование.
Одновременно ведется работа по составлению предложений . В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски) . Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает) . Предложения повторяются детьми . Затем они сами составляют предложения про игрушки . Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 - 3 слов . В результате у детей формируются представления о том , что про каждый предмет можно сказать предложения , что предложения состоят из слов . Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения . С самого начала целесообразно использовать схемы. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит : «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова . Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку ». Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений . Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений . Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения .
Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова» . Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении , и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения . При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение . Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения. В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть , что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов . В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?» ).
В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.
В другом варианте игры - «Путаница» - нарушается последовательность слов в предложении , а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.
Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.
На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы :
1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,
2. произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми , всей группой) ; последовательное называние слов в предложении ;
3. перепрыгивание через скакалку,
4. отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько
5. подсчет слов в предложении на пальцах , с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;
6. разные варианты игры «Живые слова» ;
7. произнесение слов вразбивку;
8. произнесение слов по рядам;
9. шепотный анализ предложения ;
Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания :
1. Определение количества слов в предложении . Сколько слов в предложении ?
1. Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.
2. Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово. Назови соседей слова …
3. Название первого и последнего слова в предложении .
4. Которое по счету слово…
5. Назовите третье слово.
6. Называние слов в разбивку : назови второе, первое, третье, слово.
7. «Путаница» . Составление предложений по деформированной фразе.
8. «Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения . Правильно ли я записала предложение ? Согласны ли вы со мной?
9. Подбор предложений к заданной схеме . Какая схема правильная?
10. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску.
11. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.
12. Придумывание предложений с определенным количеством слов .
13. Придумывание предложений с предложенным словом .
14. Придумать предложение по двум или трем словам.
15. Распространение предложений , путем увеличения количества слов используя полоски-символы.
16. Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.
Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте . Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений , а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами.
Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:
Лимит времени: 0
Навигация (только номера заданий)
0 из 10 заданий окончено
Информация
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается...
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )
- С ответом
- С отметкой о просмотре
Задание 1 из 10
1 .
Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]
Задание 2 из 10
2 .
Найдите среди представленных предложений структуру [│О│,…]
Задание 3 из 10
3 .
Найдите среди представленных предложений структуру [│ВВ│,…].
Задание 4 из 10
4 .
Найдите среди представленных предложений структуру [│ДО│, Х …].
Задание 5 из 10
5 .
Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,│ ПО│,…].
Задание 6 из 10
6 .
Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].
Задание 7 из 10
7 .
Найдите среди представленных предложений структуру «[П..,│О│!] - [а]. - [│ВВ│,…П..]».
Задание 8 из 10
8 .
Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].
Задание 9 из 10
9 .
Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).
Задание 10 из 10
10 .
Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).
Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.
Порядок составления схемы предложения
Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.
Схема простого предложения
Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.
Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:
Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:
- Простым: «Михаил сочинял ».
- Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване ».
- Составным именным: «Миша был другом для меня ».
В простом предложении может быть обращение:
Иван, сядь в левый ряд . Схема предложения следующая
[│О│,…..].
Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.
К несчастью, такое случалось довольно часто
[│ВВ│,…..].
Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.
Не отрывая глаз, смотрел на нее пес
[│ДО│, Х …].
Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.
[ Х,│ ПО│, …..].
В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.
«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.
«[П!]»- [а].
«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».
«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».
Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…... ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.
Схема сложного предложения.
Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.
Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.
Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.
Схема здесь несложная […..], и […..].
В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.
Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.
[…..], (что ….).
Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.
[…..], (которым ….).
Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.
Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.
Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.
[…..] — […..].
В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.
Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.
Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.
[…..], (поэтому ….): [│ВВ│,...], и [....].
Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.
Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.
(который ….).
Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.
Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.
↓ когда? ↓ зачем?
(когда ….), (чтобы ….).
В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.
Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.
↓ что? ↓ что? ↓ что?
(как ….), (как ….), (как ….).
Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.
Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.
Найди 10 отличий
Тема. Составление предложений по сюжетной картинке.
Цель. Закрепить правила записи предложения.
Задачи: - учить составлению предложений по сюжетной картинке, совершенствовать умение составлять предложения;
Развивать зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, умения соотносить написанное с картинкой; умение работать в парах;
Корригировать мышление на основе упражнений в отгадывании загадок и подборе обобщающих слов, при работе по карточкам;
Воспитывать положительную мотивацию, усидчивость.
Ход урока.
I . Орг. момент.
1. Посадка, проверка готовности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Ну, начнем урок, друзья!
2. Психологический настрой.
-
Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.
3. Мотивация.
Какой сейчас урок? (урок письма и развития речи)
Чему мы учимся на уроке письма и развития речи? (грамотно писать и говорить)
Для чего нам нужно уметь писать? (чтобы подписывать открытки, писать письма, заполнять документы)
Как вы должны работать на уроке?
- (Хором) На уроке не спешу,
Аккуратно я пишу,
Чтоб учитель мне в тетрадь
За урок поставил «5».
Я желаю вам хорошо поработать и получить хорошие оценки.
Оценивать себя будете самостоятельно, с помощью листов самооценки.
Если задание выполните правильно и аккуратно, ставите 2 балла, если допустите 1-2 ошибки или выполните неаккуратно, ставите 1 балл, если с заданием не справитесь, ничего не ставите. Тот, кто заработает 9 и более баллов, получит оценку «5», 6 – 8 баллов – оценку «4», меньше 6 баллов – оценку «3».
Сегодня на уроке работать будем все вместе, в парах и самостоятельно.
II . АОЗ
1. Повторительно – обобщающая беседа.
- Ребята, давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке?(предложение)
Что такое речь? (Всё, что мы говорим, читаем, слышим)
Для чего нужна речь? (Чтобы общаться)
Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений)
Из чего состоит предложение? (Из слов)
Чем отличается набор слов от предложения? (в предложении мы рассказываем о предметах)
Как правильно оформляется предложение на письме? (первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку)
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Королевству Предложения, где нас будут поджидать разные интересные задания, которые записаны на табличках.
2. Проверка домашнего задания.
А чтобы отправиться в путешествие мы должны проверить домашнее задание. Какое задание нужно было выполнить дома? (записать предложение, подходящее к рисунку, подчеркнуть начало и конец предложения.)
Откройте тетради, проверим домашнее задание. Приготовьте сигнальные карточки.
Что мы сейчас делали? (проверяли домашнее задание)
Зачем мы проверяли домашнее задание? (чтобы проверить, у всех ли правильно выполнено)
3. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока: «Составление предложений по сюжетной картинке.»
Сегодня на уроке мы закрепим правило записи предложения, будем учиться составлять предложения по сюжетной картинке.
III . Закрепление изученного материала.
Подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Точка внимания»
Понемножку по ладошке | пальцы одной руки легко стучат по ладони другой |
Серединку на ладошке | то же другой рукой |
Чтоб внимательнее стать, | нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки) |
Помассировать по кругу, | круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки) |
А теперь расслабить руку. | легко пошевелить пальцами |
крепко сжать кулаки |
|
напряженно вытянуть пальцы |
|
Отдыхаем. | расслабить кисть |
Мы внимательными станем! | скрестить руки на груди |
1. Запись числа в тетрадь.
Какое сегодня число?
Сколько нужно строчек отступить вниз, чтобы записать число? (2)
Сколько пальчиков от края? (4)
2. Минутка чистописания.
Ребята, посмотрите, в королевстве Предложения растёт яблоня, и на ней табличка с заданием для вас. Минутка чистописания.
На минутке чистописания мы будем писать букву, в которой нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла.
Что это за буква? (о)
Какая это буква? (гласная)
Какие буквы мы пишем на уроке письма? (прописные и строчные)
Прописная это какая буква? (большая)
А строчная это… (маленькая)
На минутке чистописания мы повторим, как пишется прописная и строчная буква «О о»
Посмотрите, как правильно пишется эта буква.
Возьмите ручку, пропишем эту букву в воздухе.
На следующей строчке пропишите, чередуя прописную и строчную букву «О о».
Что мы сейчас делали? (писали минутку чистописания)
Зачем мы пишем минутку чистописания? (чтобы уметь красиво, правильно писать буквы)
3. Словарная работа.
Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная(Собака.)
Какая буква пропущена? (безударная гласная о)
Словарную работу будем писать на доске и в тетрадях. Как будем писать в тетрадях? (одну строчку вниз, 2 пальчика от края, начну писать с большой буквы)
На доске запишет Денис.
На какой слог падает ударение? (на второй ба)
Какую букву нужно запомнить? (безударную трудную гласную о)
А когда собака гуляла по двору, она услышала чей-то голос. Попробуйте угадать.
На доске запишет Аня, остальные в тетрадях.
Ребята, что даёт нам корова? (молоко)
Какая буква пропущена? (безударная трудная гласная о)
На доске запишет Стас, остальные в тетрадях.
Ребята, на какие две группы можно разделить эти слова? (Собака и корова- домашние животные, молоко - продукт)
Что мы сейчас делали?
Зачем мы пишем словарные слова? (чтобы их запомнить и писать без ошибок)
А сейчас немного отдохнём, и физминутку проведём.
Физминутка.
Быстро все ребята встали
Руки быстро вверх подняли
Быстро хлопнули 5 раз
А теперь морганье глаз:
Быстро – быстро поморгали
И ногами постучали
Быстро влево наклонились
И сейчас же распрямились
Вправо – влево 10 раз
Отдохнул уставший класс.
Тихо сядет первый ряд, ёще тише второй ряд и тише всех третий ряд.
4. Работа по учебнику.
А сейчас мы с вами возвращаемся в королевство, и читаем следующую табличку: «работа по учебнику».
Откройте учебники на стр. 157, найдите упр.4
Рассмотрите рисунки. Кто нарисован на первом рисунке? (девочка с котёнком и щенком)
Что она с ними делает? (держит на руках)
Кто нарисован на втором рисунке? (котёнок и щенок)
Что они делают? (лакают молоко)
Кто изображён на третьем рисунке? (котёнок и щенок)
Что они делают? (бегают за бабочками)
Составим рассказ. Начало каждого предложения написано под рисунком. Первое предложение составит Данил. Следующее предложение – Паша. И последнее предложение Стас Исаков.
Запишем наш рассказ в тетрадь. Писать будем аккуратно, не выходя за строчку. Давайте вспомним, как правильно оформляется предложение на письме? (Первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку.)
Отступите 1 строчку вниз, 3 пальчика от края, запишите «Упражнение 4.»
На следующей строчке 2 пальца от края, и первое предложение на доске запишет Денис, остальные в тетрадях.
Второе предложение запишите самостоятельно. Какое предложение запишет Юля? - А Денис, Анияз, Стас запишут ещё и третье предложение. Какое ещё предложение запишет Анияз.
Закончили. Давайте проверять. Начинает читать Юля.
Как написала первое слово? (с большой буквы)
Что поставила в конце предложения? (точку)
Следующее предложение читает Анияз.
Как записал предложение? (первое слово с большой буквы, в конце поставил точку)
Что вы сейчас делали? (записывали предложения)
Что составляли из предложений? (рассказ)
5. Работа по карточкам.
Ребята, посмотрите, табличка с каким задание у нас ещё есть? (работа по карточкам)
Работать будете в парах. В нашем королевстве Предложения живут домашние животные. (слайд)
У вас на столе конверт, в котором лежат карточки со словами. Вам нужно составить предложения из этих слов об этих домашних животных.
Возьмите конверт, приступайте к работе.
(Петух сидит на заборе. Собака лает на коз. Козы едят капусту. Утята плавают в пруду. Курица с цыплятами клюют зерно. Лошадь и жеребёнок пасутся на лугу.)
Начинаем проверять. Какое предложение получилось у Кати с Данилом?
Как определили порядок слов в предложении? (первое слово с большой буквы, в конце предложения точка)
Какие предложения у Дениса с Юлей?
(читают по порядку все остальные)
О ком все эти предложения? (о домашних животных)
1. Объяснение домашнего задания.
Ребята, сложите карточки обратно в конверт. Дома запишите эти предложения в тетрадь, подчеркнёте начало и конец предложения.
С чем мы сейчас работали? (с карточкой)
Какое задание выполняли? (составляли предложение)
IV . Итог.
2. Подведение итога.
Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. А вернуться в класс мы сможем, если повторим тему нашего урока.
Какая тема нашего урока? (Составление предложений по сюжетной картинке)
Чему учились на уроке? (составлять предложения по картинке)
Как правильно оформлять предложение на письме? (Первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку)
Какие задания выполняли? (минутка чистописания, словарная работа, работа по учебнику и по карточкам)
3. Оценивание.
- Стас, как ты думаешь, кто сегодня на уроке работал лучше всех?
Юля, кто сегодня на уроке был активнее?
Возьмите листы самооценки. Посчитайте, сколько баллов вы набрали.
Поднимите руку, кто набрал 9 и более баллов. Я согласна с вашей оценкой, за урок вы получаете «5». Поднимите руку, кто набрал от 6 до 8 баллов. Вы получаете «4». Поднимите руку, кто заработал 5 и менее баллов. Ваша оценка за урок «3».
4. Рефлексия.
Ребята, закончите предложение
Сегодня на уроке
я научился…
я похвалил бы себя за...
мне было интересно...
Урок окончен. Всем спасибо.