Интегрированное занятие в подготовительной группе: «Путешествие в лесную школу. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Среди форм обучения в детском саду организованные занятия играют важную роль. Для закрепления материала воспитатели часто используют комплексные занятия, которые позволяют решить сразу несколько образовательных и воспитательных задач. Они имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении, чтобы они могли принести максимум пользы, запомниться детям как интересные и вызвать желание заниматься снова. Большое значение имеет такая деятельность в подготовительной группе, где воспитанники уже не малыши и должны уметь сочетать разные виды работы.
Комплексные занятия для самых старших дошкольников
Одной из эффективных форм работы с дошкольниками является занятие или непосредственная образовательная деятельность (НОД). Она позволяет вести образовательный процесс систематизировано, организованно, с учётом программных требований. В современном детском саду наиболее популярны такие виды НОД:
- предметные (используются при изучении новой темы, служат для вооружения детей знаниями, основной акцент в них делается на овладение новым материалом и отработку соответствующего навыка);
- комплексные (состоят из разных видов деятельности, которые сменяют одна другую, используются для закрепления и обобщения изученного);
- интегрированные (части занятия тесно связаны и проникают одна в другую, способствуя решению главной задачи).
Многие воспитатели выбирают в качестве обобщающих занятий по какой-либо теме именно комплексное занятие, потому что оно, в силу своих особенностей, позволяет решить несколько образовательных задач и в то же время даёт возможность проверить, как дети усвоили материал и владеют навыками не в одной, а в ряде образовательных областей.
Комплексное занятие позволяет детям подготовительной проявить свои знания и умения в полной мере
Комплекс - система, совокупность чего-либо, объединённого вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой-либо определённой общей цели.
Основные признаки комплексного занятия:
- Фронтальное (проводится со всей группой детей).
- Сочетает в себе несколько видов деятельности, один из которых доминирует, а остальные его дополняют.
- Решает задачи каждой задействованной образовательной области.
- Имеет тему, а зачастую и сюжет, который служит объединения всех частей и логически развивается в течение всего занятия.
- Способствует развитию ребёнка по нескольким направлениям (познавательное, речевое, двигательное, творческое развитие).
- Планируется и проводится воспитателем группы без привлечения профильных педагогов.
Отличие комбинированных, комплексных и интегрированных занятий
Некоторые педагоги, особенно молодые, путают интегрированные, комбинированные и комплексные занятия. Между тем у них существуют весьма значительные отличия.
Особенности подготовки и проведения комплексных занятий в подготовительной группе ДОУ
Комплексные занятия проводятся практически во всех группах детского сада, но в старшем возрасте они приносят наибольшую пользу. Количество комплексных НОД в течение месяца может быть заложено в образовательной программе ДОУ, но обычно сам педагог решает, когда проводить его, ориентируясь на степень овладения детьми знаниями и навыками, которые необходимо закрепить.
Целесообразность проведения комплексных занятий в подготовительной группе
Комплексные занятия удачно используются в практике воспитателей подготовительных групп по таким причинам:
- Дети седьмого года жизни имеют развитую память, логическое мышление, высокий потенциал к познанию новой информации и её воспроизведению. Всё это позволяет дошкольникам запоминать сюжет НОД и следить за его развитием, дожидаясь интересного финала, а также активно принимать участие в ходе занятия, используя приобретённые ранее знания и навыки.
- Подготовишки - будущие школьники, поэтому смена деятельности на занятии готовит их к смене деятельности на уроках. Например, нужно будет сначала послушать учителя, потом прочитать что-то в учебнике, а после этого выполнить задание в тетради.
- Сюжетно-игровые и обучающе-игровые комплексные занятия делают процесс закрепления знаний нескучным, увлекательным, что повышает познавательную активность и формирует у будущих школьников понятие, что учиться - интересно, вызывает положительное отношение к будущей школьной жизни.
Формирование готовности к школе в подготовительной группе - одна из главных задач
Эффективные методы и приёмы работы с детьми
Как и на других занятиях, педагоги используют на комплексных разнообразные методические приёмы:
- Словесные. Это беседа, чтение художественных произведений, уточнение, объяснение, вопрос. Рассказ как метод на комплексных занятиях используется мало, поскольку целью их является закрепление усвоенных знаний, а рассказ обычно имеет целью ознакомить детей с новой информацией.
- Наглядные. Демонстрация картин, муляжей, моделей и других пособий, показ образца выполнения рисунка или аппликации (кратко), рассматривание природного материала, предметных картинок. Наглядный материал должен быть знаком детям, чтобы они могли применить на нём усвоенные навыки и умения.
- Практические.
- Наиболее уместными будут упражнение, элементарный опыт, моделирование объектов или ситуаций. Но самыми действенными, полезными в обучающем плане и обожаемыми ребятишками приёмами были и остаются игровые.
- Игра дидактическая, пальчиковая, подвижная, создание игровых и сюрпризных ситуаций, появление игрового персонажа - все эти приёмы сделают занятие живым, динамичным, ярким и запоминающимся. Не стоит думать, что детям подготовительной группы хочется играть меньше, чем, допустим, ясельной. Наоборот, они очень любят игру и находят в ней радость не только от самого процесса, но и от общения со сверстниками, преодоления препятствий, достижения результата. Поэтому в работе с ними используют и эвристические методы.
- Эвристические или поисковые. Метод создания проблемной ситуации, которая требует решения, эмпатия, то есть «вживание» в мысли и чувства другого, даже неживого существа (Представьте себя снежинкой, берёзкой), гипотезы (А что, если…), символического видения (тарелка похожа на солнце, потому что оба предмета круглые), ошибок, придумывания, фантазирования, «мозговой штурм» - всё это креативные, не боящиеся нового педагоги эффективно используют на комплексных занятиях. Эвристические методы побуждают детей думать нешаблонно, делать предположения, смело высказывать своё мнение, что, несомненно, пойдёт на пользу будущим школьникам.
Чтобы подчеркнуть важность «мозгового штурма», воспитатель использовал бумажные «профессорские» шапочки
Что следует учесть при подготовке комплексного занятия
Чтобы комплексное занятие прошло успешно, воспитателю необходимо помнить о таких важных моментах:
- Выбор темы и сюжета. Поскольку занятие имеет целью закрепить, обобщить и систематизировать материал, то его тема может быть достаточно обширной, общей, дающей простор для фантазии педагога: «В гостях у сударыни Зимы», «Осенние дары», «Путешествие в страну сказок». Сюжет может строиться на поиске ответа на проблемный вопрос, который ставит в начале занятия сказочный герой или другой персонаж (Зима, Хлеб, Вода), а также преподноситься в виде путешествия с остановками, где дети решают разные задания. Воспитанникам подготовительной группы интересны космос, экзотические регионы нашей планеты (пустыня, Арктика и Антарктика, джунгли, горы), так что и воображаемое путешествие в эти края вполне может стать сюжетом занятия.
- Сочетание образовательных областей. Планируя занятие, нужно продумать, чем именно будут заниматься на нём дошкольники: считать в прямом и обратном порядке, повторять знания о геометрических фигурах и телах, повторять состав числа, подбирать прилагательные к существительным, строить предложения по схеме, рисовать, делать аппликацию и т. д. Поэтому определившись с темой, нужно сразу же наметить, какие образовательные области и виды детской деятельности будут на занятии. Следует отметить, что каким бы ни было занятие, в нём непременно должна присутствовать образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Воспитание дружбы, доброты, человечности, любви к родному краю, уважения к старшим, заботливого отношения к младшим - хотя бы одна или несколько из этих и подобных задач должна выполняться, поскольку социально-моральное развитие подрастающего поколения сейчас ставится на первый план во всех образовательных учреждениях.
- Длительность занятия. Согласно СанПиН, занятие в подготовительной группе не должно превышать 30 минут. Поскольку это общая норма, не учитывающая специфики предметных и комплексных занятий, последние допустимо увеличить по длительности, но не более, чем на 5–8 минут. При этом во время НОД должны быть не одна, а две динамические паузы: подвижная игра и физкультминутка, во время которой дети могут не только делать физические упражнения, но и танцевать, например, исполнить вместе с Золушкой её любимый танец «Добрый жук».
Снять напряжение и усталость на занятии поможет танцевальная пауза
- Насыщенность. Сочетание разных видов деятельности предполагает более компактное и сжатое их использование. Невозможно втиснуть в одно занятие материал трёх полностью. Поэтому педагог должен как следует продумать, какой наглядный материал, художественные произведения и тому подобное будет использовано на занятии. Длинная сказка не подойдёт, если она нужна, то следует выбрать наиболее яркий эпизод из неё, десять картинок с изображением животных Африки тоже вряд ли принесут пользу, стоит дать для рассматривания три или пять. У опытных педагогов, работающий не один год, вырабатывается «чувство времени», которое подсказывает, сколько займёт подача того или иного материала. Молодые воспитатели не должны стесняться обращаться за помощью к ним или к методисту детсада, иначе комплексное занятие может принести вред. Слишком перегруженное наглядностью, играми, сюрпризными моментами, оно утомит детей, заставит педагога спешить, чтобы со всем управиться, и сведёт на нет радость от получения положительного результата.
- Достоверность информации. Поскольку речь идёт о будущих школьниках, нужно давать детям научную, доступную их пониманию информацию (не Солнце движется вокруг Земли, а наоборот), использовать на занятии картины, модели и прочие пособия, которые передают естественный вид объектов и явлений. Исключение составляют занятия сказочной направленности, дошкольники седьмого года жизни прекрасно отличают сказку от реальной жизни.
- Непременное наличие игры. Даже если взяты темы «Один дома» или «Скоро в школу», то есть очень серьёзные и важные для детей, только беседой, викториной и аппликацией ограничиваться нельзя, необходимо ввести дидактические игры соответствующей тематики, но в конце занятия ещё раз подчеркнуть, что ребята стали уже совсем большими и будут ответственно относиться к учёбе. собственному здоровью.
- Итог занятия должен принести детям удовлетворение, ощущение успеха. Это повысит их заинтересованность не к одной, а сразу к нескольким видам деятельности, которые присутствовали на занятии.
Чередование различных видов деятельности, в том числе исследовательской, делает занятие интересным и насыщенным
Таблица: примерная картотека комплексных занятий в подготовительной группе
Время года | Тема НОД | Задачи НОД |
Осень | Скоро в школу. (Экскурсия в школу, чтение рассказа К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб») | Расширить представления о школе; формировать мотивацию к обучению в школе; учить осмысливать содержание рассказа, давать оценку поступкам героев; способствовать развитию связной речи. |
Путешествие в осенний лес. | Учить наблюдать за деревьями, кустарниками, выделять и описывать объекты природы, рисовать по памяти любимое животное леса, передавая отчётливо форму основных частей тела и характерные детали; формировать экологически грамотное поведение в природной среде; закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать его на листе бумаги; развивать воображение. | |
Поиграем в магазин (Количество и счёт. Лепка «Овощи и фрукты»). | Учить считать (на основе наглядности), пользуясь приёмом счета, относить последние числительные ко всем пересчитанным предметам; выполнять сравнение предметов; закреплять умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки; учить добиваться большей точности в передаче формы, создавать выразительную композицию (красиво размещать овощи и фрукты на подставке). | |
Осенью в парке. (Рассказ по картине. Рисование «Ветка рябины») | Учить составлять рассказ на осеннюю тематику, узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении, понимать и использовать слова в переносном значении; развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его). | |
Зима | Как звери к зиме готовились (Жизнь животных в лесу. Рисование «Белочка»). | Расширять представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме; учить украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (элементом декоративных изделий); использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки); развивать координацию движений, пространственную ориентировку (украшать ветку элементами слева и справа); воспитывать эстетические чувства. |
Транспорт (Безопасность на дороге. Заучивание стихотворения Н. Рубцова «Про зайца»). | Закреплять знание о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, водный, воздушный); повторить правила дорожного движения и значения сигналов светофора; углублять знания о правилах пользования общественным транспортом; обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом: водитель, лётчик, машинист; выяснить, какие стихи дети помнят, как их читают; заучить наизусть стихотворение Н. Рубцова «Про зайца». | |
«Один дома» (Игра«Опасно-неопасно». Рисование «Придуманный запрещающий знак»). | ||
«Наша поездка в зоопарк» (Коллективный рассказ. Рисование «Зоопарк»). | Развивать речевые умения; активизировать словарь по теме «Зоопарк»; учить составлять предложение из двух слов; закреплять умения оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе бумаги; развивать эстетические чувства. | |
Весна | Бегут весенние ручьи (Количество и счёт, цифры. Кораблик из природного материала). | Формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать, не только сосчитав их, но и глядя на цифры; познакомить с цифрой 0; учить соотносить цифру и количество предметов, рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры. |
Природа и мы (Лекарственные растения. Рисование «Лесная полянка»). | Закреплять и углублять представления о растениях луга (поля), умение рисовать карандашами, красками; учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображение; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. | |
Цыплята вышли на лужок (Количественный счёт, сравнение групп предметов. Оригами «Цыплёнок»). | Учить считать (на основе наглядности) пользуясь приёмами счета, называть числительные по порядку, относить последнее числительное ко всем перечисленным предметам; уравнивать неравные группы предметов; выкладывать определённое количество предметов в соответствии с заданиями. Закрепить навыки изготовления оригами по знакомой схеме. | |
Игры в нашем дворе (Количество и счёт Девочка играет в мяч). | Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; познакомить с цифрами 1, 4 и 7; обратить внимание на конфигурацию этих цифр; учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр; закреплять умение лепить фигуру человека в движении (подняты, вытянутые вперед руки и т. д.), передавать форму и пропорции частей тела; упражнять в использовании разных приёмов лепки; закреплять умение располагать фигуру на подставке. |
Структура и временной план комплексного занятия
По своей структуре комплексное занятие мало чем отличается от обычного:
- Вступительная часть. Организация детей, сообщение темы, мотивация к деятельности. 1–2 минуты.
- Основная часть. Сочетание разнообразных видов деятельности в разных образовательных областях. 23–28 минут.
- Заключительная часть. Подведение итога, обсуждение того, что испытали дети, что больше всего запомнилось. 1–2 минуты.
Таблица: конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Один дома», автор Р. Ф. Логинова
Задачи | Закреплять у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах их использования; об опасных для жизни и здоровья предметах и ситуациях, которые встречаются в жизни, правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми. Развивать самостоятельность в принятии правильных решений и ответственность за своё поведение, внимание, логическое мышление, быстроту реакции в непредвиденных ситуациях; развитие активную речь и память. Воспитание ответственности за свое поведение. |
Материалы | CD-проигрыватель, костюм вороны, две маски с надписью «Опасик» и «Безопасик», знак «Опасно!» на ватмане, дидактическое пособие «Электроприборы», спички, спица, розетка, ножницы, моющее средство, гвоздь, таблетки, бусины, 2 корзины. Для рисования: заготовки кругов диаметром 12см по количеству детей, цветные карандаши, клей или скотч. |
Вступительная часть | Воспитатель: Ребята, представьте, что взрослые ненадолго ушли из дома, а вы остались одни. Давайте закроем глаза и попробуем услышать звуки происходящего вокруг. Какие звуки вы услышали? Дети: Скрип, стук, голоса, где-то проехала машина и т.д. (раздаётся стук). |
Воспитатель: - Слышите, в дверь кто-то стучится. Что же нам делать? Можно ли сразу открыть дверь, скорее всего это пришла мама? Почему? (ответы детей). Ребёнок:
Воспитатель:
Летит ворона Каркуша:
Воспитатель:
Воспитатель:
Воспитатель: |
|
Заключительная часть | Дети устраивают выставку запрещающих знаков и поясняют, что они означают. Теперь мы запомним, как нужно вести себя, если остался дома один. Нужно беречь своё здоровье и свой дом, ведь вы уже совсем большие, умные ребята. |
Итоговое комплексное занятие
Итоговые занятия проводятся в конце учебного года, их главная цель - обобщить и систематизировать информацию, полученную детьми за год. Такая глубокая и обширная цель позволяет совместить несколько (но не все, конечно) видов деятельности в одном занятии. Поэтому чаще всего в итоговом занятии сочетают ФЭМП, экологию или обучение грамоте с рисованием (аппликацией), музыкальной или физической деятельностью, не упуская социально-морального аспекта.
На занятии с преобладанием ФЭМП закрепляют такие навыки:
- прямой и обратный счёт от 0–10 и от 10–0;
- знание понятий «больше-меньше-поровну», «большой-маленький», «высокий-низкий», «широкий-узкий»;
- определение основных геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник);
- соотношение чисел и количества предметов;
- ориентирование на листе бумаги в клеточку (умение писать графические диктанты - клеточка влево, вправо, вниз, вверх);
- составление чисел.
Если преобладающим видом деятельности является обучение грамоте, то во внимание берут:
- знание букв (алфавита);
- определение гласных и согласных;
- выделение звуков (букв) из слова;
- подбор слов на заданную букву;
- чтение слов и простых предложений по слогам;
- понимание значения предложения (где оно начинается и заканчивается);
- умение правильно держать ручку в руках;
- навык обведения букв по контуру;
- выполнение заданий по развитию речи.
Итоговое занятие не должно быть длиннее или сложнее по материалу комплексного занятия, которое проводится в середине года. Проводить его лучше в конце апреля, чтобы воспитатель имел время для корректирующей индивидуальной работы с детьми, которые имеют трудности в некоторых видах деятельности.
Комплексные занятия необходимы в работе с самыми старшими воспитанниками детского сада. Этот вид образовательной деятельности помогает воспитателю сделать обучение будущих школьников интересным, разнообразным, и в то же время закрепить и обобщить знания и умения по нескольким образовательным областям сразу. А присутствие игр и динамичных пауз благотворно влияет на физическое и психическое здоровье ребят.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Пудожгорский Пудожского района Республики Карелия.
Конспект комплексного занятия
в подготовительной группе «По дорогам сказок»
Разработала
Болташева Лариса Васильевна.
Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительных групп, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду под редакцией
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Обучающие задачи:
1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета. Отвечать на вопросы «сколько?», «который?» («какой по счёту?»).
2. Продолжать учить решать арифметические задачи и примеры.
3. Закрепить знания о последовательности дней недели.
4. Закрепить знание о геометрических фигурах.
5. Закрепить знания звуков, умение делить слова на слоги, произносить правильно звуки.
6. Продолжать учить находить различия на картинках.
7. Учить отгадывать загадки.
8.Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
8. Развивать внимание, мыслительные операции, речь.
Развивающие задачи: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитательные задачи : Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать учебные навыки.
Предварительная работа с детьми: чтение сказок, отгадывание загадок, индивидуальные задания.
Оборудование: игрушки – Айболит, буратино, собака, поросенок, кукла, медведь, лягушка.
Приемы: словесные, наглядные, практические, игровые, поощрения.
Материал раздаточный : карточки с цифрами от 1 до10, карточки с изображением разных предметов для обобщения по общему признаку, карточки с примерами, листы в клетку, простые карандаши.
Демонстрационный материал : полотно с изображением животных, буквы.
Ход занятия:
Дети в кругу : «Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг,
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.
А теперь садитесь тихонько на свои места.
Обратить внимание на осанку: сели правильно на стул, спинка ровная, глазки подняли и настроились на работу…
Начинаем заниматься. Будьте внимательны на занятии.
Воспитатель: Ребята вы любите сказки?
Воспитатель: Чему нас учат сказки?
Дети: добру, как бороться со злом, взаимовыручке, дружбе.
Воспитатель: Сказка нас научит
Зло как победить
Как с врагами сладить
Счастье как добыть.
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях сказочные герои из разных сказок. А из каких сказок пришли эти герои, вы будете угадать с помощью загадок. Каждый сказочный герой приготовил вам небольшое задание, которое вам нужно будет выполнить.
1.Кто же первый пришел к нам в гости?
Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей
Он известен, знаменит. Это доктор ….АЙБОЛИТ.
Кто быстрее найдет Айболита. Дети находят и приносят игрушку.
Давайте посмотрим, какое задание приготовил для вас Айболит.
1. На доске наборное полотно, карточки с цифрами лежат на столе.
Жил-был доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи ко мне лечиться
И корова и волчица
И медведица
И пришла к Айболиту лиса
И пришел к Айболиту барбос
Вот собрался весь лесной народ:
Ежик, заяц, лось, барсук
Посчитай поскорей
Сколько было всех зверей.
Давайте посчитаем сколько всех зверей в очереди. (прямой счет)
(Дети выполняют задание).
Посчитаем больных с конца (обратный счет)
Какой по счету стоит заяц?
Обозначьте цифрой номер его очереди.
Кто стоит за волком?
Кто справа и слева от лося?
Разложи свои цифры по порядку.
Назовите соседей цифры 7.
Какая цифра стоит перед 4?
Покажите цифру 5, 8,9,10. (Дети выполняют задание).
Сейчас я уберу одну цифру у каждого, а вы мне скажите какая цифра убежала. Закрыли ручками глаза (убираю по одной цифре, дети угадывают)
Молодцы справились с заданием доктора Айболита.
2. Кто же еще к нам пришел в гости?
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?......(БУРАТИНО)
Дети ищут Буратино. Какое задание приготовил вам Буратино?
Ребята надо решить примеры (на листочках у детей по два примера, считают на палочках).
1. На стебельке сидели 2 комара. Подул ветерок. 1 комар улетел. Сколько комаров осталось на стебельке?
2.На ветке сидели 2 белки. К ним спешит ещё одна. Сколько всего белок?
3.На тарелке лежало 3 яблока. Одно яблоко мама дала сыну.
Сколько яблок осталось на тарелке?
Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.
Кто же следующий у нас гость?
3. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки?
(три медведя)
Какое же задание нам приготовил Миша медведь.
Братьев этих ровно семь
Вам они известны всем
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом
Попрощается последний
Появляется передний(дни недели)
Назовите, пожалуйста, дни недели; части суток.
Какой сегодня день недели? Какой по счету?
ИГРА « Закончи предложение»
Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
Завтракаем мы утром, а обедаем (днем)
Обедаем мы днем, а ужинаем (вечером)
Ужинаем мы вечером, а спим ночью.
ФИЗМИНУТКА.
У оленя дом большой,
Он сидит, глядит в окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай!
Лапку мне давай».
(Руки над головой – изображаем крышу дома.
Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую.
Бег на месте.
Топот ногами, руки на поясе.
Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.
Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.
Зазывание движения рукой.
Протягиваем руки с открытой ладонью)
Давайте узнаем, кто ещё приготовил для вас задание.
4. Носик круглый, пяточком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек-копытца (поросенок Нуф-нуф)
ЗАДАНИЕ «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Ребята у вас на столе лежат карточки с изображением предметов, посмотрите внимательно и скажите, какой предмет лишний и объясните почему он лишний.
ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Яблоко, апельсин, банан –фрукты.
Картошка, свекла, морковка –овощи.
Берёза, ель, сосна –деревья.
Платье, юбка, кофта –одежда.
Стол, диван, шкаф –мебель.
Следующий наш гость.
5. Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее (красная шапочка).
ЗАДАНИЕ «ОРИЕНТИРОВКА НА ЛИСТЕ БУМАГИ»
В правом верхнем углу нарисуйте круг, в правом нижнем углу овал, в левом верхнем углу квадрат, в левом нижнем углу прямоугольник, в середине треугольник.
Какие ещё вы знаете геометрические фигуры? Дети называют: трапеция, конус.
Ребята, вы слышите какие-то звуки?
Кто- то еще к нам спешит.
6. Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут….(царевна-лягушка).
Задание. Ребята назовите первый звук в вашем имени. Дети называют. А теперь посчитайте, сколько в вашем имени слогов.
Дети считают слоги в своём имени.
А теперь я говорю слог, а вы продолжаете слово.
И последний сказочный герой тоже приготовил для вас задание.
7. В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко,
Звали песика….(Шарик).
Задание: «найди отличия» Дети ищут отличия на двух картинках.
Ребята, раз вы справились со всеми заданиями, вас ждёт сюрприз.
Раздаю конфеты. Вы мне очень понравились, были активными, внимательными, сообразительными, правильно отвечали на вопросы. Наше занятие закончилось, всем спасибо.
Закреплять умение порядкового и количественного счета, умение считать от заданного числа;
Сравнение множеств, умение называть смежные числа, решение примеров, знания о геометрических фигурах;
Продолжать учить звуковой анализ слова, разделять слова на слоги, уметь составлять из букв слова и читать их, составлять предложения по схеме;
Воспитывать культуру общения, активность на занятиях, желание учиться.
Материал: десять снежинок, цифры, карточки для звукового анализа, буквы, геометрические фигуры, азбука, рисунки с изображением различных животных, рисунок совы, разрезанные детали букв.
Ход интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада:
Воспитатель: Мы с вами сегодня посетим лесную школу. Дети, мы попали в лес, что вы видите? (На ковре 10 снежинок). Да, это снежинки.
А почему мы не видим цветов в лесу? (Потому что сейчас зима), как мы можем сказать о зиме? Какая она? (Ответы детей: белая, холодная, пушистая, замечательная, морозная, волшебная, долгожданная, желанная.) Какой сейчас зимний месяц? (Январь) А сколько зимних месяцев вы знаете? Сколько месяцев в году всего? Давайте их назовем. Дети называют названия месяцев.
Воспитатель. Дети, давайте посчитаем снежинки (количественный, порядковый счет, счет от заданного числа, обратным счетом, и на английском языке).
Воспитатель. Снежинки волшебные, под ними что-то спрятано (дети поднимают снежинки, под ними цифры).
Воспитатель. Мы направляемся в лесную школу, а там проходят занятия по математике, Мудрая сова предлагает нам назвать числа соседи у чисел 2, 5, 7, 3, 8, 4, 6. Молодцы!
Упражнение «Правильное место»
Мудрая сова предлагает рассмотреть рисунок и найти, кто из зверей ошибся и встал не на свое место? Дети исправляют ошибки, выкладывают числовой ряд, и выставляют животных в правильном порядке. Давайте назовем зверей на английском языке!
Вопросы воспитателя:
Сколько всего зверей? (10)
Кто стоит третьим?
Кто стоит перед шестым?
Какой по счету стоит коза? (Ее нет)
Какое число получим, если к 5 добавим 1?
Какое число находится следующим за числом 7?
Какое число находится перед 4?
Упражнение «Математический поезд»
Молодцы ребята, хорошо умеете решать примеры, догадались, на чем будем дальше путешествовать? Правильно, на поезде. Становитесь, друг за другом и поехали!
Остановка, что мы видим? На полу лежат снежки! Воспитатель предлагает детям поиграть в игру
Игра «Соберем слово»
Детям предлагается собрать слово «снежинка», к каждому «шарику-снежку» присоединена цифра, например: С-1, Н-2, Е-3, Ж-4, И-5, Н-6, К-7, А-8. Дети выполняют задание.
Воспитатель. Дети, в лесной школе проходят занятия по грамоте.
Упражнение «Испорченные буквы»
Мудрая сова предлагает помочь зверям и починить буквы, потому что кто-то их повредил, и животные не могут читать свою любимую азбуку! Давайте поможем! Дети садятся за столы и из деталей букв собирают целые и называют их! Молодцы! Мы спасли буквы и теперь наши зверушки смогут читать! А мы покажем Мудрой сове, что знаем гласные и согласные звуки. Детям предлагается сделать звуковой анализ слов: «ЗИМА» и «БУКВЫ», дети разбирают слова, воспитатель проверяет.
Упражнение «Найди фигуры»
Воспитатель. Дети, Мудрая сова, говорит, что крокодил перепутал все геометрические фигуры и зверушки не могут посчитать их! Давайте поможем посчитать квадраты, треугольники, шары и т. Дети выполняют задание.
Рефлексия
Понравился ли вам урок в лесной школе? Мудрая сова за старание и помощь зверям дарит вам вот эту азбуку, чтобы вы научились читать и готовились к школе .
Галина Щипунова
Конспект комплексного занятия (математика,обучение грамоте)В подготовительной группе"Письмо от Буратино"
Программное содержание:
Закрепить знания дней недели, упражнять в решении задач
Продолжать упражнять детей делать звукобуквенный анализ слов, составлении схем слова
Добиваться полного разгадывания задуманного слова
Учить дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы (какой, какая, какое, кто, что, и т. д.)
Упражнять в подборе нужного слова к смысловому ряду (по опорным признакам, добавление нужного слова)
Развивать внимательность, память и интерес к занятию. Вызвать желание помочь другу.
Ход занятия:
Ребята, совсем скоро вы пойдёте в школу, А для того, чтобы хорошо учиться в школе надо очень много знать, уметь. Вот мы сегодня нашим гостям и покажем то, чему мы с вами научились в д/саду на занятиях.
Внимание, что за чудеса!
Кто-то в коридоре там сильно шумит,
Кто-то в двери к нам громко стучит… (входит почтальон Печкин)
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Я весёлый почтальон!
Детям я давно знаком!
Много писем и газет
Возит мой велосипед!
Разноцветные конверты,
И открытки и пакеты
И посылки очень рад
Доставлять я в детский сад!
Вот и вам тут посылочка…а может и не вам…
Читает: «Детский сад «Алые паруса»(читает про себя)
А ваш д/с как называется? ,А группа? Всё точно, всё совпадает… распишитесь и заберите свою посылочку…
Почтальон Печкин, раз уж ты пришёл к нам д/сад посиди, отдохни. Посмотри, как наши ребята заниматься умеют.
Благодарю за приглашенье,
Но не останусь, к сожаленью,
Ещё не мало писем тут,
А их,наверно, тоже ждут!
Вы,извините,я пойду,
Мне надо быть в другом саду.
Я дал ребятам обещанье,
А к вам – в другой раз, до свиданья! (Печкин уходит)
Давайте, ребята, откроем посылку. Как вы думаете, от кого она может быть (ответы детей)
Сейчас узнаем…ой, а я,кажется догадываюсь!
Отгадайте загадку, и вы узнаете…
Это что за очень странный,
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный,
Кто же это…БУРАТИНО!
Молодцы! (открываем посылку) … Да тут письмо! Надо его прочитать.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишу Вам я – Буратино! Милые мои ребятишки: девчонки и мальчишки! Помогите, пожалуйста, найти моего друга- Гнома. Он очень торопился в д/сад,но попал в Кащеево царство. Для того, чтобы его найти и спасти, надо отпереть 10 замков. Все эти замки – ВОЛШЕБНЫЕ. Но его обязательно надо спасти в третий день недели! Не забудьте! Желаю удачи. Буратино»
…Так вот они ключи и волшебные замки…
Ребята, а вы запомнили в какой день недели нам надо спасти Гнома? Сколько дней в неделе? Какой день недели был вчера? Будет завтра? А сегодня какой? Значит, сегодня! Тогда в путь! Не боитесь трудностей? Впереди нас с вами ждут разные задания, если мы справимся с ними –спасём гнома! Не передумали? ТАК,так….какой же замок мы будем открывать первым? Иди,Юля выбирай!
Задание «Составь слово»
Ничего себе! Тут настоящее «Поле чудес»…рассматриваем с детьми плакат, на котором волшебные цветочки, к ним дан код для расшифровки (указано какому числу какая буква соответствует) Детям необходимо решить задачу, которая написана на цветке, выписать все ответы в одну строчку, затем каждую цифру заменить соответствующей буквой, и по указанному коду прочитать слово: 1-Ч, 3-Е, 8-Б, 6-У, 2-Р 4-А, 5-Ш,7-К,9-А)
1. Сколько солнышек на небе? (1)
2. Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл
Два под берёзой, один под осиной
Сколько их будет в плетёной корзине? (3)
3 На дереве сидит 10 птиц: два воробья, остальные вороны
Сколько ворон сидит на дереве? (8)
4 Расставил Андрюшка на полке игрушки:
Рядом с мартышкой- плюшевый мишка.
Вместе с лисой- зайка косой,
Следом за ними ёж и лягушка…
Сколько игрушек расставил Андрюшка? (6)
5 Сколько хвостов у двух ослов? (2)
6 Под кустами у реки жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать,
7 Шесть весёлых медвежат за малиной в лес спешат
Но один малыш устал, от товарищей отстал,
А теперь ответ найди- сколько мишек впереди? (5)
8 Сидят рыбаки, стерегут поплавки
Рыбак Корней поймал трёх окуней,
Рыбак Евсей – четырёх карасей.
Сколько рыбы из реки наловили рыбаки? (7)
9 Сколько голов у девяти коров? (9)
1,3,8,6,2,4,5,7,9
Подставляем полученные буквы, получилось слово: ЧЕБУРАШКА
Молодцы! Следующее задание…
Чтобы хорошо учиться,надо быть очень внимательным
Задание Игровая таблица «Чего не хватает?»
(на таблице нарисованы недописанные буквы, детям необходимо найти часть и «дописать»)
Давайте внимательно с вами посмотрим на таблицу, Тут, наверно, Незнайка буквы писал…
Дети дописывают, исправляют ошибки
Вот какие молодцы, опять справились!
Задание «Будь внимательным»
(на звуки «ж», «ш»)
Я вам буду называть слова, если в слове вы услышите звук «ж» будете дружно «махать» крылышками, а если в слове услышите звук «ш» -покажите змейку, вот так…
Задание Игровая таблица «Угадай, чей коврик»
(Нарисованы разноцветные коврики, на которых размещены квадратики, обозначающие количество слогов, а внизу таблицы прикреплены различные животные (кот, лев, мишка,собака, жираф и т. д.)
(по количеству слогов в слове детям надо определить, где чей коврик)
Умнички, быстро нашли.
Задание игра «Мяч»
(дети придумывают слова, отвечающие на данный вопрос)
Мяч ловите не зевайте, на вопросы отвечайте…
Кто это? (кошка, мама, Рома, Вика)
Что это? (книга, яблоко, машинка)
Что делает? (рисует, спит, умывается)
Какой? (зелёный, большой, снежный)
Какое? (сочное, красное, вкусное)
Задание «Скажи по другому»
Ребята,я вам буду бросать мяч,а вы быстро отвечайте…
Дом для скворца-…скворечник,
Дом из кирпича-…
Дом из брёвен-…
Прогулка вечером-…
Конфета из шоколада-…и т. д.
Задание «Волшебное слово»
(дети рассматривают, прикреплённые на доске картинки: ШАПКА,КЛЮЧ,ОБЛАКО,ЛЕЙКА,АРБУЗ,
Необходимо по первым буквам этих слов составить новое слово)
Что получилось? ШКОЛА
Очень нужное слово у нас с вами получилось. Нам необходимо составить схему этого слова. Кто хочет, ребята? Иди, Женя (ребёнок у доски, а все дети на местах составляют схемы, затем проверяем)
Задание «Телеграмма»
Ребята нам пришла телеграмма.
Это не простая телеграмма, кто её сможет прочитать? (дети читают)
«Я ПОЙДУ В ШКОЛУ»
Сколько слов в телеграмме?
Какое первое слово в этой телеграмме?
Какое четвёртое? 2-е,3-е?
Стук в двери…
Кто бы это мог быть? Ребята, смотрите, Гномик! (гном благодарит ребят,интересуется заданиями,которые пришлось преодолевать детям)
Ради дружбы нашей, давайте с Гномом спляшем!
Танец «Топни,ножка,моя»
Гном раздаёт детям свои «Фотографии» на память.
Конспект итогового комплексного занятия в подготовительной группе " Путешествие по Стране Знаний".
Цель: Закрепление и обобщение полученных знаний и умений за учебный год.Задачи: 1. Образовательные: развивать познавательный интерес к учебной деятельности посредством включения разнообразных игровых заданий.
2. Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, сообразительность, зрительную память, воображение.
3. Воспитательные: актуализировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Материал: руль, геометрические фигуры, птенец, птица, гнездо, цветы с цифрами, полянка, стулья, билеты, простые карандаши, аудиозапись, дерево.
Ход занятия.
1. Организационный момент.-Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости.
Я здороваюсь везде дома и на улице,
Даже «Здравствуй!» говорю я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Здравствуйте!
2. Основная часть.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
И вот сегодня я приглашаю вас в путешествие по Стране Знаний. А на чём мы туда отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Прочихается мотор-
Выбегает на простор.
И по звонкой улице
Он бежит, волнуется.
Рынок, почта и вокзал,
Чтоб никто не опоздал. (Автобус).
Правильно, на автобусе.
- Ребята, но войти в автобус можно только по билетам, а чтобы его получить вам предстоит ответить на вопросы. Слушаем внимательно, поднимаем руку и отвечаем. На билетах стоят номера мест, каждый проходит на своё место.
Вопросы:
1. Как называется наша страна?
2. Как называется наша область?
3. Кто президент нашей страны?
4. Как называется макет земного шара?
5. В каком городе мы живём?
6. Какие цвета имеет наш флаг?
7. Как называется наша река?
8. Назовите самое большое морское животное?
9. Что делает зимой медведь?
10. Какого цвета вода?
11. Чем мы слышим?
12. Вечно зелёное дерево?
13. Сколько месяцев в году?
14. Есть ли у змеи лапы?
15. Какое время года идёт после весны?
Ребята, сохраняйте билеты до конца проезда, они нам ещё пригодятся. Все заняли свои места? Поехали.
(Включается фонограмма песни «Мы едем, едем, едем».)
Ребята, а чтобы начать наше путешествие давайте встанем в круг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руку,
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать,
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Задание №1.
-Давайте, ребята, пройдём за столы и посмотрим, что на них лежит (цветы с изображёнными в середине цветка числами). Обратите внимание, что на цветах не хватает чисел, так как был сильный ветер и сдул недостающие числа.
- А сейчас подумайте, какое число нужно дописать на каждом лепестке, чтобы в сумме получилось число, написанное в середине цветка.
Молодцы!
-Ребята, а где растут цветы?
-А для чего они нужны?
- Посмотрите в Стране Знаний клумба есть, а цветов на ней нет, может мы украсим её нашими цветами?
Задание №2.
- Ребята, у меня в руках три конверта, но я не знаю, что в них. Чтобы их открыть, вам нужно разделиться на три группы. А делиться вы будете по номерам ваших билетов:
1 группа – это номера от 1 до 5.
2 группа – это номера от 6 до 10.
3 группа – это номера от 11 до 15.
-Берём конверты и проходим на ковёр, открываем (в конвертах лежат геометрические фигуры из которых нужно сложить самолёт, машину, корабль).
- А как можно это всё назвать одним словом? (транспорт).
- Ребята, а к какому виду транспорта они относятся?
- А как вы думаете, а санки являются транспортом? Почему?
-Ребята, а какой вывод можно сделать, что такое транспорт.
Вывод: всё, что перевозит людей и груз, называется транспортом.
А сейчас вопрос на размышление: как вы считаете, водопровод можно назвать транспортом? Почему?
-Что делает водопровод? (он транспортирует воду из одного места в другое, от водоканала до домов).
Вывод: значит можно назвать транспортом.
Молодцы!
Задание №3.
-Ребята, давайте пройдём за столы и посмотрим на листочки.
-Кого вы там видите? (тётю Кошку и кота Василия). Они вас, ребята, просят помочь пройти им путь, а то они очень устали и хотят отдохнуть.
-Поможем?
Тогда берём простой карандаш и отправляемся на помощь. (Развитие навыков ориентировки на бумаги в клетку).
Вот вы и помогли добраться коту Василию и тёте Кошке до дома племянников, и они говорят вам спасибо!
Ребята, наше путешествие по Стране Знаний подходит к концу, со всеми заданиями вы справились, достаём свои билетики и проходим в автобус. А чтобы веселей вам было ехать, я предлагаю вам отгадать загадки, нужно будет назвать автора и названия сказки или стихотворения.
Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь заставили?
С.Михалков «Мой щёнок».
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
К. И. Чуковский.
Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзал остановить.
С.Я.Маршак.
Молодцы!
Вот мы и приехали.
-Ой, ребята, слышите, кто- то пищит. Это же птенец, он выпал из гнезда.
-Как мы можем ему помочь?
-А как вы думаете, почему он выпал из гнезда?
Посмотрите, ребята, как рада его мама.
3.Итог.
-Ребята, скажите, что вам понравилось в нашем путешествии по Стране Знаний.