Интеграция в образовательной деятельности доу. Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях
"Интегрированный подход к образовательному процессу
в ДОУ"
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.
До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия .
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога,раскрытия его способностей.
В детском саду мы организовали творческую группу, которая апробирует и реализует методическую разработку: «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ»; на практике педагоги разрабатывают и внедряют серии интегрированных занятий по различным направлениям на основе единого тематического планирования.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.
Наиболее эффективны из них следующие:
Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
Проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных спедагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
Чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программына каждом занятии;
Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
Большая информативная емкость образовательного материала, используемого назанятии;
Систематичность и доступность изложения материала;
Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Основные принципы взаимодействия с детьми:
1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональнойподдержке.
2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Интеграция направлений представлена на схеме.
Интеграция направлений
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Побочинский детский сад»
Одесского муниципального района Омской области
Интеграция образовательного процесса
в дошкольном учреждении
(Педагогические чтения)
воспитатель
I. Вступление.
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей.
Интеграция как принцип охватывает достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений и располагает факторами, обеспечивающими её широкое влияние на теорию и практику дошкольного образования.
В последнее время в дошкольном образовании уделяется особое внимание интеграции образовательных областей и это не случайно. На мой взгляд, именно на дошкольной ступени интеграция образовательных областей в единое целое наиболее эффективна, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями.
Интегрированный подход к учению все больше осознается как актуальная потребность современного образования. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. При интеграции образовательные области взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и структуре. Таким образом, речь идет об интегрированном обучении как о системе, которая объединяет, соединяет знания в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира. Исследования и практика показывают, что эффективным путем реализации воспитательных функций является выдвижение общих учебно – воспитательных проблем и их последовательное решение в системе взаимосвязанной деятельности детей по различным направлениям. Интеграция в дошкольном образовании позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностей дошкольников интеграция образовательных областей дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Введение интеграционной системы в большей степени, чем традиционное обучение, способствует воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.
Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности ребенка-дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.
II. Из истории вопроса.
Впервые интерес к проблеме интеграции возник еще в трудах. Каменский писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться. В этих положениях великого педагога представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы применительно к частному случаю, каким является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребенка.
В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.
На протяжении ХХ столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребенком мира. Особый интерес к проблеме интеграции появился в конце 20 века. В это же время появился сам термин «интеграция».
В дошкольной педагогике накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов так, рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. Однако, интегрированные занятия специально не изучались как форма интегрированного образования дошкольников.
III. Новый подход к организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками.
В настоящее время перед педагогами и специалистами дошкольных учреждений стоит совершенно иная задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию.
Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики: происходит быстрое физическое развитие.
Для эффективной организации интеграционного процесса в дошкольном образовании необходимо выделить системообразующий фактор интеграции как «рабочей единицы», которым может быть любой компонент содержания дошкольного образования, качественные характеристики его участников. Основным системообразующим фактором выступают образовательные области.
ФГТ выделяют 10 образовательных областей («Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы », «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация»), которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде – необходим их синтез, нужна интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменения формирования качеств личности дошкольника. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.
Вторым системообразующим фактором является интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования , которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса.
Третьим фактором выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и родители. Взрослыми преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Но зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Некоторые ученые при интеграции различных видов деятельности предлагают создавать синтетические деятельностные блоки. Богоявленская разрабатывает «креативное поле», которое позволяет включить ребенка в творческую деятельность. Другие исследователи предлагают модули в качестве интегратора различных видов деятельности. Как интегратор всех видов деятельности ребенка в дошкольном образовании уместно рассматривать игру.
В результате освоения интегративной деятельности, у ребенка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.
Четвертым системообразующим фактором можно считать формирование интегративных качеств личности, которые предусмотрены ФГТ в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОУ. По своей сути личность целостна, системна. В процессе личностного становления ребенок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.
В ФГТ четко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное, а также воспитание здорового безопасного образа жизни. В Федеральном документе также выделены единые воспитательные процессы, ориентированные на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. В своей работе я использую различные педагогические ситуации, решение которых позволяет детям проявить свою гражданственную позицию, например:
« В детский сад пришел новенький мальчик, он плохо говорит по - русски, потому что приехал из другой страны. Он хотел познакомиться с ребятами, но не мог. Как бы вы поступили, если бы присутствовали при этом?». Помимо этого, ФГТ намечает линии развития детей дошкольного возраста: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-речевое. Несомненно, что интеграция образовательной деятельности должна учитывать и обеспечивать процессы воспитания и развития дошкольника. Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь различных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания и развития. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт , приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей. Такими формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, где отражаются впечатления детей об окружающем, их знания, понимания происходящих событий и явлений. Знакомя детей с понятиями «школа», «библиотека», «музей» я провожу экскурсии, беседы, читаю художественную литературу, где во время экскурсий учу их обращаться с работниками этих учреждений. Я стараюсь заинтересовать и побуждаю детей задавать вопросы о школьной жизни, о значении библиотеки, музея, организовываю совместную деятельность детей, детей и учителя школы, детей и сотрудников библиотеки, экскурсовода.
Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные формы не могут осуществляться в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию. Например, тема «Милые мамы» (старший дошкольный возраст) предполагает выбор таких образовательных областей как: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», а также разных видов деятельности: художественно - творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник или праздник.
Интеграцию образовательных областей и видов деятельности можно представлять в виде технологических карт. Такая карта может помочь педагогу объединить образовательные области, спроектировать совместную и самостоятельную деятельность детей, определить её содержание и конечный продукт.
При реализации интегрированного подхода необходимо следовать следующему принципу: содержание смежных областей, привлекаемых в качестве добавлений не должно заменять и вытеснять основное содержание изучаемой темы. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, интеграция является основополагающим принципом организации образовательного процесса в ДОУ, который ведет к:
Уменьшению учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования;
Соблюдению норм длительности организованных видов деятельности при уплотнении их содержания;
Позволит избежать дублирования содержания образования.
На мой взгляд, данная форма работы с детьми дошкольного возраста является наиболее приемлемой, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей целый спектр способностей ребенка, которые при традиционном обучении, как правило, не проявляются. Принцип объединения нескольких образовательных областей - это диалог на заданную тему. Тема заключает в себя конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Тема как ключевая фраза, образно-словесный символ проходит через серию занятий и позволяет образовательным областям вступать в диалог.
Значение интеграции велико. Она положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов дошкольников.
Следовательно, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему на основе планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становится совместная со взрослыми, и самостоятельная деятельность детей.
Логико-математические игры, которые являются моей основной педагогической деятельностью с детьми, как синтез различных сфер человеческой деятельности, содержат потенциальные возможности. Обучению началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. С помощью логико-математической игры детей приучаю самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях:
находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы;
Логические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Также развивается речь: наполняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, развитие мышления и речи решается в непрерывной связи, развивается способность аргументировать свои убеждения, доводы. Эти игры открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной и групповой работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Для этого я подобрала логические задачи и объединила их в несколько блоков:
задачи на сериацию, они предполагают выстраивание строгих логических рядов - логических закономерностей (арифметическая, геометрическая последовательность и др.);
задачи на поиск закономерностей в расположении фигур;
задачи на развитие логической памяти, группа заданий ориентированна в основном на зрительную память с опорой на запоминание логических последовательностей;
задачи на классификацию, эти задачи занимают одно из центральных мест. Здесь представлены задания, такие как «Четвертый лишний», а также задачи на исправление ошибок классифицирования;
задачи на внимание, это задачи типа: «Найди 8-10 различий в похожих изображениях», «Найди 2 одинаковых квадрата», «Расшифруй изображения».
Таким образом, логико-математические задачи учат ребенка сравнивать, исправлять логические ошибки, самостоятельно искать правильные решения. С помощью анализа и синтеза исследовать части, делать выводы о целом и устанавливать связи между частями целого. Помогают сформировать логическое мышление, решать нестандартные задачи. Благодаря интеграции содержания образовательных областей дети познают все многообразие мира и получают от этого массу положительных эмоций.
Выступление на районном семинаре воспитателей ДОУ по теме:
« Интеграция образовательных областей
в совместной деятельности с детьми и родителями
в рамках реализации федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:
сохранение здоровья ребенка;
развитие базовых качеств личности;
построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества непосредственно образовательной деятельности (НОД) в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированная совместная деятельность с детьми (НОД)
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.
Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами.
Интеграция – (лат.- целый) – означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение, взаимовыражение и взаимореализацию.
Интегрированное занятие - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Первым системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области . ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.
Вторым системообразующим фактором является их интеграция на основе календарно-тематического планирования : выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Первый тематический круг - реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники) .
Второй тематический круг - воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это мощный темообразующий фактор, как и реальные события.
Третий тематический круг - события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность.(Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?).
Четвертый тематический круг - события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, и т. п.)
Все эти темы могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.
Третьим системообразующим фактором является интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста : познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором всех других деятельностей
Четвертым фактором можно выделить формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены как конечный результат образовательной деятельности ДОУ . По своей сути личность целостна, системна. Человек в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения. Четко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное воспитание, а также воспитание здорового безопасного образа жизни.
Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Например, тема «Мамин праздник» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник.
В течение дня дети читают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), рассматривают «Портрет матери» А.Шилова, сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам (например, Ф.Шуберта «AveMaria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки (секреты могут быть разные).
В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою маму. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, мы решаем такие задачи как:
формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
2. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
4. За счет усиления связей между ОО высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, общения, прогулок, для занятий физическими упражнениями. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на НОД педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные образовательные технологии.
Наиболее эффективны из них следующие:
сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы
взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД
большая информативная емкость образовательного материала,
систематичность и доступность изложения материала;
необходимость соблюдения временных рамок
Основные принципы взаимодействия с детьми:
1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители.
Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течении одного дня, одной недели. Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры .
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
Наталья Соколова
Использование процесса интеграции в ДОУ
Соколова Н. А.
воспитатель МБДОУ д/с №45
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ В ДОУ
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема интеграции дошкольного образования, доказана ее современность и важность, как для теории, так и для практики. / In this article the problem of integration of preschool education, modernity and proved its importance for both theory and practice.
Ключевые слова. Интеграция , образовательные технологии, современное образование, систематизация. /Integration, educational technology, modern education, systematization.
Известно, что дошкольный возраст - это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитанниками, пробуждать познавательные интересы .
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в детском саду, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности - интегрированные
занятия. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.
У детей рано складывается своя «картина мира» . Данное понятие означает зримый портрет мироздания, образно-понятийную модель Вселенной, в которой обозначены ее пространственно-временные границы и место в ней человека.
Понятие «целостность» связывается в один смысловой узел с понятием
«гармония» и «интеграция » . Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского, утверждавшего : что интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.
Использование интеграции знаний в образовании позволяет нам выделять компоненты содержания, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах , происходящих в окружающей среде.
Перед началом работы по осуществлению интеграции мы , используя труды К . Ю. Белой, выполняем ряд важных действий :
Определяем области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;
Анализируем и отбираем из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;
Учитываем программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
Определяем одно или несколько базовых направлений в интеграции содержания образования;
Выявляем основной принцип построения системы интегрированных занятий ;
Продумываем развивающие задачи;
используем разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом ;
используем большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой)
используем в работе методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование и т. д.) ;
Интегрированные занятия мы проводим по следующим направлениям :
развитие речи-расширение и систематизация словарного запаса,
развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи;
Ознакомление с окружающим миром-систематизация и углубление знаний о
предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира;
моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение,
продуктивная деятельность.
Подготовка к обучению грамоте-развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза , ознакомление с предложением и словом в предложении;
продуктивная деятельность-реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках;
музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид искусства, доступного ребенку. В процессе слушания у детей формируется восприятие музыкальных образов. Они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) ;
ознакомление с художественной литературой может выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства;
изобразительное искусство способствует развитию внимания, наблюдательности, детализации воспринимаемого изображения, эмоциональную окраску;
драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями и позволяет знакомиться с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Используя образовательную программу детского сада,опирающуюся на программу «От рождения до школы «под редакцией Н. Е. Вераксы и выше изложенных авторов,нами были проведены занятия :спортивный праздник,посвященный «Дню Защитника Отечества» ,который включил в себя следующие области :физкультурная,познавательная, речевая, коммуникативно-личностная и мероприятие «Чистый город» по утилизации и вторичного использования мусора , где также очень удачно была проведена интеграция областей . Незабываемые впечатления на детей произвела театрализованная постановка сказки»Репка» в стихотворной форме, где также были использованы все пять областей образовательной деятельности. Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов :
Музыка+ математика
Обучение грамоте + математика
Художественная литература+ развитие речи + обучение грамоте
Развитие речи+ музыка + рисование
Математика+ труд и другие.
Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения .
Литература :
Программа»От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург., 1994.
Белая К. Ю. И др. Интеграция - как основной инструмент создания новой модели ДОУ// Управление ДОУ 2003 №4.
Дик Ю. И. Интеграция учебных предметов// Советская педагогика. 1987.№9.
***
Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей.
Осуществление принципа интеграции образовательных областей
в процессе организации образования детей .
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации , устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия : миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности.
Важнейшей задачей дошкольного воспитания является каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Не секрет, что во многих ДОУ образовательный процесс был унифицированным , предполагающим прежде всего достижение определенных результатов, получения знаний и навыков. При этом образовательные программы как правило не учитывали темпов развития детей , индивидуальных особенностей, интересов . Результатом такого «единого стандарта» в конечном счете явилось несоответствие планируемого уровня знаний и умений дошкольников и реального. Дети с низким уровнем развития не могли осилить программу, а дети с высоким уровнем развития испытывали информационный голод и не могли полностью реализовать свои способности.
Ввведение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования призвано решить все накопившиеся вопросы и несоответствия.
ФГТ - это первый в истории российского образования документ , который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей . (образовательные области : здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.)
В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность , осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
В условиях вариативности программ каждое дошкольное учреждение выбирает самостоятельно ту или иную образовательную программу .
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Ее содержание направлено на формирование общей культуры детей ; предпосылок учебной деятельности; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей .
При этом нужно отметить, что федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей
В нашем государственном дошкольном учреждении МБДОУ№ 12 «Журавушка» в качестве основной образовательной программы используется общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А
Как правило, к существующим программам разрабатываются методики и пособия, которыми пользуются педагогические коллективы, формируется педагогическая копилка.
Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. (более подходит для открытых уроков, итоговых занятий)
Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей , проводится систематически. (на них преподается новый, ранее не изученный материал)
Преимущества интегрированных занятий заключается в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес .
Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированные занятия в детском саду учат получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Так как проходят они в легкой, игровой форме, то и переносятся намного легче, чем занятия по отдельным предметам. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом .
Конспекты проведения интегрированных занятий отличаются от обычных.
Само занятие разбивается на три части. В первой, вводной, перед детьми разыгрывается ситуация, требующая поиска решений. В основной части детям дается новая информация из разных разделов программы, при помощи которой эти решения можно найти.
Заключительная часть включает в себя творческую деятельность по закреплению и запоминанию изученного материала в любой ее форме. Это может быть аппликация, рисование, лепка и иные виды практической деятельности. Интегрированное занятие обычно ведут два педагога.
Цели и задачи интегрированной НОД
Цель данных НОД – объединить различные виды детской деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре, развить способности к освоению и преобразованию окружающего пространства, способствовать развитию познавательных интересов , формирование элементарных математических представлений и так далее. Другими словами, цели НОД будут полностью соответствовать целям и задачам интегрируемых образовательных областей .
Особенности организации НОД
Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.
Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную , театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства .
Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ ) .
Так, например, по теме «Хлеб всему голова!» можно в зале оборудовать выставку хлебобулочных изделий, представляются разные сорта муки, букеты злаковых растений, вся необходимая посуда для приготовления печенья, кексов. В процессе интегрированного занятия дети знакомятся с профессией комбайнера, играют в музыкально-ритмическую игру «Трактористы» , рассказывают пословицы и стихи о хлебе, рассматривают репродукции картин С. Андрияки, Б. Кустодиева, сами сажают в землю зерна пшеницы для последующего наблюдения и ухода за ними в группе. В конце занятия воспитанники готовят булочки из настоящего теста.
При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта : наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира.
Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать
Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности (физкультминутки, здоровьесберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д)
Формы и методы проведения интегрированных НОД :
Основные формы и методы проведения непосредственной организованной деятельности (НОД) на основе интеграции образовательных областей представлены в таблице (приложении №1) . Пользоваться этой таблицей очень удобно при подготовке к проведению НОД (занятию) , поскольку в ней отражены все важнейшие этапы : начало занятия, объяснение нового материала, повторение, закрепление полученных сведений, осуществление контроля за усвоением нового материала, отдых в процессе занятия и логическое завершение занятия.
При этом можно выделить самые удачные сочетания формы организации НОД для различных образовательных областей . Например для :
1 ОО «Чтение художественной литературы» -
форма проведения – литературная гостиная, экскурсия в виртуальную библиотеку (например : читальный зал) , ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений (конкурс чтецов, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок.
2 ОО «Коммуникация» - тематические путешествия (в виртуальный
зоопарк – если тема «Дикие животные» , на ферму/в деревню - если
«Домашние животные» и т. д, прессконференции для старших
дошкольников,просмотр мультфильма- для воспитанников младших
3 ОО «Познание» - предполагает использование познавательных игр,
исследовательская деятельность, детское экспериментирование, а также
проблемно-поисковые ситуации, экскурсии (на «стройку» , если тема
«профессии» ) и даже просмотр кукольных спектаклей с
последующей беседой по ним, КВН
4 ОО «Музыка» - формы организации НОД- беседа , виртуальные экскурсии
в филармонию, викторина «Угадай мелодию» , посещение тематического
праздника, театральные этюды
5 .ОО «Художественное творчество» - игры-драматизации,
репетиции и разыгрывание разнообразных сказок ,
инсценировки, творческие мастерские и т. д
Не лишним будет упомянуть о формах организации детей при организации НОД . По традиции занятия всегда начинались одинаково- дети сидели за столами, а воспитатель объяснял новый материал. С введение новых методов организации НОД естественно меняется и форма организации детей . Согласно новым ФГТ детям предлагается наравне с воспитателем участвовать во всех мероприятиях, в том числе и в рамках проводимой НОД. Поэтому интегрированная НОД предполагает смену динамических поз - дети могут стоять в колонне,кругом, попарно, друг напротив друга, сидеть на стульчиках полукругом, располагаться на ковре и так далее. В данном случае выбор формы организации детей ограничивается только лишь фантазией воспитателя. В течении проводимой НОД рекомендуется также проводить физкультминутки, снимающие напряжение и позволяющие отвлечься от одного вида деятельности и плавно перейти к другому.
Подводим итог :
Таким образом интегрированные занятия имеют отличительные особенности.
Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала- занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе , когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов На занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности . Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ .
Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей , что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности дошкольников.
Интегрированные занятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основаны на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса , целостной картины мира и расширению кругозора. Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников формируется эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повышается творческая активность, самостоятельность, инициативность, снижается напряженность, скованность, поведение становится более открытым.
В качестве примера привожу конспект интегрированного тематического занятия, посвященного Дню защитника Отечества : «Богатыри – защитники земли русской» (см. приложение №2, в котором наглядно показано как можно интересно и увлекательно подать новый материал в игровой (театральной) форме, закрепить полученные сведения в дидактической игре и продуктивной деятельности.