Иконы Богородицы. Икона Троеручица
Икона Божьей Матери отличается тем, что на её изображении в низу полотна присутствует третья рука. Её можно считать как отдельный элемент, или как третья рука Богородицы. Это икона тесно связана с судьбой преподобного Иоанна Дамаскина. В те давние времена он жил в столице Сирии Дамаске, был ярым защитником Православия и почитания святых икон.
Император Лев Исаврянин всячески преследовал сторонников святых икон. Иоанн Дамаскин писал своим знакомым письма в Византию, в которых обличал ересь иконоборчества. Император был зол на автора этих писем, но ничего не смог сделать и тогда он прибегнул к обману. В письме к дамасскому халифу, он написал, якобы Иоанн Дамаскин предложил завоевать сирийскую столицу. Правитель разгневался и приказал отрубить министру кисть правой руки и повесить её на городской площади для устрашения.
По просьбе Иоанна, ему вернули кисть, после чего он затворился в келье и всю ночь перед иконой Божьей Матери молился об исцелении. Утром рука оказалась на месте, только рубец остался на месте отсечения. Преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял постриг в монахи. А к нижней части иконы в знак благодарности приделал изображение руки из серебра. После этих событий икона начала называться «Троеручница».
В России в 1661 году появилась копия иконы. Она была установлена патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. Перед иконой Богоматери молилось очень много верующих, в том числе и Царская Семья.
Многие молятся перед иконой, прося об исцелении родных и близких. Она защищает дом от врагов, приносит благосостояние и стабильность семьям. Она помогает при заболеваниях рук, ног, глаз, помогает ремесленникам в их труде.
Молитва перед иконой Божьей Матери «Троеручница»
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь.
Образ Богородицы является одним из самых сильных и почитаемых среди православных христиан. Икона Троеручица: молитва иконе, ее значение и в чем она помогает, далее об этом подробнее.
Образ Богородицы является одним из самых сильных и почитаемых среди православных христиан
«Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Ти пред святою иконою Твоею, воспоминая преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя.
Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и, якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, так и нас не призри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих.
Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице.
Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую пра-вославную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей.
О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
В чем помогает икона
Помощи у иконы Троеручица просят:
- те, кто имеет различные физические увечья, травмы, недуги;
- кто страдает от апатии и уныния;
- люди, которых постигли жизненные беды;
- кто желает успешного развития своего собственного дела.
У каждого верующего должен быть свой молитвенный угол, куда и следует повесить Икону Троеручица, постоянно обращаясь за помощью к ней и не забывая при этом о ее значении и в чем она помогает.
История возникновения иконы
История иконы начинается в 8 веке н.э. и связана с именем Иоанна Дамаскина, получившего свое имя в честь города, в котором он жил и работал — Дамаска, столицы Сирии.
В это время православная церковь переживала не лучшие времена, подвергаясь притеснениям. Император Лев Третий, который правил Византией в то время, призывал уничтожать все православные иконы и все атрибуты, которые были связаны с православной верой.
История иконы начинается в 8 веке н.э.
Иоанн Дамаскин был ревностным противником возникшей ереси, поддерживаемой императором. Он занимал высокую государственную должность и служил советником местного правителя.
Дамаскин писал различные труды в защиту икон и называл возникшее течение в православии ни как иначе, как ересью. Византийскому императору не нравилось, что Дамаск отделился и выступил против иконоборчества. Тогда он решил исправить ситуацию подлостью и хитростью.
Иоанн Дамаскин был ревностным противником возникшей ереси, поддерживаемой императором
Император составил письмо правителю Дамаска, которое было написано якобы от руки Иоанна Дамаского. В нем писавший предлагал свою помощь в завоевании Дамаска и заверял императора, что перейдет на его сторону.
Это письмо император и направил местному правителю в качестве доказательства предательства со стороны Иоанна. Сам император объяснял это тем, что не хочет портить отношения с халифом и пытается решить все мирным путём.
Император составил письмо правителю Дамаска, которое было написано якобы от руки Иоанна Дамаского
Халиф был взбешён тем, что тот, кто служил ему верой и правдой в течение долгих лет решился на такой поступок. Наказание последовало незамедлительно: правитель приказал отрубить Иоанну руку и вывесить ее на базарной площади, чтобы другим было не повадно.
Иоанн попросил халифа лишь об одном, чтобы тот разрешил ему уединиться в своей кельи и получил на это разрешение.
Он взял свою отрубленную кисть приложил к иконе Божьей Матери и стал горячо молиться обо исцелении
Там он взял свою отрубленную кисть приложил к иконе Божьей Матери и стал горячо молиться обо исцелении. В ходе молитвы он уснул. Ему явилась Богородица и сказала о том, что он будет исцелен, а его выздоровевшая рука должна до конца дней его земной жизни прославлять Бога.
Когда Иоанн проснулся рука была на месте. Следы раны полностью исчезли. Узнав о произошедшем чуде, халиф стал просить прощения у Иоанна и просил его вернуться на службу к нему. Но Домаскин отказался и выбрал путь затворничества.
Иоанн Дамаскин, пораженный произошедшим с ним чудом сочинил хвалебную песнь Богородице. А чтобы память об этом чуде жила в веках приложил к образу Богородицы кисть руки, отлитую из серебра. Так появилась и приобрела свое значение для христиан чудотворная икона Троеручица, а также стало ясно в чемона помогает верующим.
Судьба иконы
Чудотворная икона до 13 века находилась в Иерусалиме. Именно туда отправился Иоанн после того как отказался от предложения работать советником правителя Дамаска. Там икона хранилась до 15 века. Затем родина образа Богородицы подверглась нападению Османской империи.
Чудотворная икона до 13 века находилась в Иерусалиме
Икону надо было спасать и ее судьбу решили доверить воле случая. Икону закрепили на осле, которого отпустили в вольное путешествие. Естественно, никто из людей не мог предположить куда направится животное. Осел пришел на гору Афон, тогдашнюю обитель христианства, и остановился возле монастыря.
Монахи приняли этот подарок не иначе как дар Божий. Икона Троеручица приобрела огромное значение для верующих и ее водрузили на алтарь местного храма, где она находится до настоящего времени и к которой едут помолиться паломники со всего мира, помня о том в чем она помогает.
Иоанна Дамаскина принято считать святым заступником православия и икон. Его жизненный путь можно назвать тяжелым и полным трудностей. Но благодаря его трудам большому кругу людей стала известна история создания иконы «Троеручица», чудотворного образа, изменившего жизни многих людей по всему миру.
История создания иконы
В 717 году на территории Византийского государства правил Лев Исавр, ставший причиной жестоких гонений на святых и людей, относящихся к ним с особой благосклонностью. И только за пределами государства, а точнее в Дамаске, который принято считать мусульманским, можно было безбоязненно почитать христианство. Там почитали и Иоанна преподобного, как заступника народа. В то время он был на почетном посту советника в городском правительстве. Именно тут история подходит к тому почему икона божьей матери называется «Троеручица» и откуда взялась дополнительная ладошка на изображении.
Иоанн Дамаскин на протяжении определенного времени свято и самоотверженно выполнял порученную миссию, но завистники обвинили его в предательстве. Император, настроенный жестоко, приказывает лишить его кисти правой руки и расположить ее на главной площади для устрашения людей, желающих предать государственную власть. Мужчина предстал перед Пресвятой Богородицей и начал просить ее в молитвах о возможности исцелиться.
Во время сна к нему пришла Владычица и сказала, что рука, которая восстановлена, теперь должна служить ему для прославления дел Божьих
Когда он проснулся, то обнаружил, что кисть приросла к руке. Чтобы люди помнили и знали о случившемся к образу, точнее его нижней части, он изготовил кисть руки из благородного металла, которая должна служить напоминанием и прославлением. Поэтому икона и получила название «Троеручица», а значение тут подчеркивает милость Богородицы, которая по мольбам просящих может творить чудеса.
Когда перед вами троерукая икона Божьей матери, речь идет именно об этом каноническом образе, а значение тут простое – напоминание о чуде с Иоанном Дамаскиным. Хотя в глобальном смысле образ напоминает каждому верующем о потребности уповать на Господа и о его огромной милости.
В чем помогает икона «Троеручница»
Конечно, не следует считать икону Божией Матери «Троеручица» какой-то волшебной таблеткой. Образ говорит в первую очередь о вере, об обращении к Всевышнему и стремлении к Господу. Тем не менее, следует сказать и о том в чем помогает икона «Троеручица» в более прикладном смысле. Ведь такая помощь тоже дается по милости и по молитве верующих.
Как правило, икона Богородицы «Троеручица» помогает в лечении болезней рук и суставов, ног и восстановляет возможности видеть. Молитва поможет избавиться от тоски, апатии и печалей. Также поможет в работе по хозяйству и всем домохозяйкам, занимающимся ремеслом.
Значение иконы
Как, когда-то практически обреченный Иоанн Дамаскин обращался к Богородице, так сейчас верующие молятся иконе Божией матери «Троеручица», когда охватывает тотальная тоска и наваливаются невзгоды.
Этот образ оберегает всех напрасно обвиненных и осужденных, помогает восстановить справедливость по Божьей милости и вернуть истину
В этом, если возможно так сказать, заключается особая миссия данного образа, он фиксирует невероятное чудо и возможность уповать на Господа и его заступничество.
Помимо этого, Богородица в данном типе изображения исходит из канонической модели Одигидрия. История этого канона говорит о символическом изображении единственно верного пути. Детали тут строгие, Христос и Богородица не касаются друг друга, а Пречистая Дева указывает на Христа, как бы призывая верующих обратиться к нему. В свою очередь «Троеручица» только подчеркивает такое значение иконы указывая на путь, который помогает и на земле и также приведет в мир горний.
«Троеручица» станет защитой от бед, надвигающихся на дом
Она несет людям, почитающим ее почтение и благодать. Ее просят исцелить от болезней себя и близких людей. В храмах читается акафист иконе Божией матери «Троеручица» для того, чтобы эта благодать снизошла на верующих.
Молитвы иконе «Троеручица»
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и Рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Образ Богородицы «Троеручица» — один из наиболее чтимых и узнаваемых в православии. Но за отличительной для него третьей рукой скрывается важная предыстория, а о множестве чудес, бывших и происходящих от чудотворных списков, можно долго говорить. Мы же остановимся только на самом главном и более близком к нам по времени.
Как на иконе появилась третья рука
История «Троеручицы» тесно связана с именем святого Иоанна Дамаскина. Ему же она обязана появлением третьей руки на образе и своим названием. В то время, когда жил преподобный, в начале VIII века, разразилась настоящая война против икон, их отыскивали и сжигали.
Одним из ярых иконоборцев был император Византии Лев III Исавр. Он особой нелюбовью воспылал ко святому Иоанну, так как в Дамаске, что в Сирии, сохранялось почитание святых образов именно благодаря письменным трудам преподобного в их защиту. В ту пору святой занимал должность советника халифа — правителя Дамаска. Не имея возможности непосредственно навредить ему, Лев Исавр пошел на хитрость. В чем она состояла?
Он нашел человека, который подделал почерк Иоанна Дамаскина и написал письмо от его имени самому императору Византии. В этом письме советник халифа якобы предательски призывал воспользоваться отсутствием халифа и напасть на Дамаск. Это письмо Лев Исавр передал Дамасскому халифу. Цель была достигнута. Без лишних разбирательств, заподозрив своего советника в измене, правитель Дамаска велел отрубить ему правую руку и повесить ее для назидания другим на центральной площади.
Вечером, когда халиф немного успокоился, преподобный попросил забрать повешенную руку с площади. Ему разрешили. Всю ночь святой Иоанн провел в слезной молитве перед образом Богородицы, семейной реликвией. Приложив к руке отрубленную кисть, он умолял Владычицу об исцелении и дал обещание, что если оно произойдет, он всю свою жизнь будет писать в защиту икон. И чудо свершилось!
Утром святой с удивлением обнаружил, что кисть срослась, и на запястье остался только тоненький шрам в напоминание. В благодарность святой повелел вылить серебряную руку и приложил ее к иконе в память о произошедшем с ним дивном исцелении. Подобная традиция до сих пор существует, например, в Греции. Таким образом икона «Троеручица» и обрела свое название. Также святой Иоанн в благодарность Пречистой написал песню О Тебе радуется, Благодатная… , которую мы всегда слышим на Литургии Василия Великого.
Узнав о случившемся, халиф сразу же раскаялся о своем поступке и просил преподобного вновь занять свою должность. Но на то время святой Иоанн уже решил для себя избрать другой путь и уйти из мира, всецело предав себя служению Богу и Богородице.
Чудесное прибытие образа на Афон
Вскоре святой Иоанн покинул Сирию и навсегда уехал в Палестину. Здесь, в Лавре святого Саввы Освященного, его постригли в монахи. Икона все это время находилась с ним. В монастыре он узнал о пророческом завещании святого Саввы. Перед смертью он велел рядом со своей могилой укрепить игуменский посох и предсказывал, что когда-то для поклонения сюда придет царский сын с таким же именем, как у него — Савва. Игуменский посох должен был упасть на него.
Этому тезоименитому царскому сыну Савва Освященный завещал отдать в благословение игуменский посох (патерицу) и чтимую икону монастыря «Млекопитательница». Узнав об этом, преподобный Иоанн оставил также в дар неизвестному Савве и свою икону «Троеручица».
Спустя пять веков могилу преподобного Саввы действительно посетил афонский монах царского происхождения с именем Савва (мы знаем его сегодня как прославленного в лике святых преподобного Савву Сербского). При поклонении на него, как и было предсказано, упал игуменский посох. Однако отцы монастыря вначале усомнились и водрузили посох на место.
На следующий день монах снова пришел на могилу, и вновь на него падает патерица. Тогда монахи спросили у него имя, узнали о происхождении — сомнений быть не могло. Они вручили избраннику Божию завещанный посох и образа. «Троеручицу» Савва забрал с собой в монастырь Хиландар, в котором подвизался сам. Так икона в первый раз прибыла на Афон.
Спустя столетия, уже после смерти Саввы, сербский царь Душан, как благословение, забрал икону «Троеручица» с Афона в Сербию. С его двора она попала в монастырь Студеницу. Однако в XV веке существовала большая угроза разграбления сербских монастырей турками. Желая спасти чудотворный образ, монахи водрузили его на осла и, предавшись воле Божьей, отпустили его, будучи уверены, что Богородица Сама приведет животное туда, где желает быть.
Пройдя Сербию, Македонию, осел прибыл на Афон и остановился прямо возле монастыря Хиландар. Старцы сразу же поняли, какая Гостья к ним прибыла, и вышли Ее встречать. Осел тут же на месте умер. И до сих пор ежегодно к этому месту совершается Крестный ход с «Троеручицей» в память о дивном возвращении святыни на Святую Гору.
Неизменная Игуменья Хиландара
Еще одно необычное событие, связанное с иконой «Троеручица», произошло спустя некоторое время. Как-то в монастыре преставился игумен, и нужно было выбирать нового. Тогда между братией возникли раздоры, так как обитель была многонациональной — здесь подвизались сербы, греки, болгары, русские — и все хотели, чтобы новый настоятель был их национальности.
Тогда во время вечерней службы вся братия услышала исходящий от иконы голос Богородицы, Которая говорила, что отныне Сама будет Игуменьей монастыря. Однако этому не придали значения. Наутро «Троеручицу» не обнаружили в храме на обычном месте, но нашли ее на игуменском престоле. Но тогда решили, что это, вероятно, что-то перепутал алтарник, и перенесли образ назад. Когда же то же самое повторилось и на следующий день, уже в пустом и закрытом храме, монахи поняли, что такова воля Пресвятой Богородицы.
И по сегодняшний день икона «Троеручица» неизменно пребывает в игуменском месте в Хиландаре. Игумена здесь не выбирают, а назначают только про-игумена, наместника для решения хозяйственных вопросов, который всегда занимает второе место, рядом с иконой. Монахи, каждый день с утра подходя к образу, уверены, что берут благословение на свои послушания у Самой Пречистой Девы. И Матерь Божья, конечно, не оставляет послушников без Своего покровительства.
Другие чудеса от иконы
Кроме уже упомянутых, еще много чудес произошло и продолжает совершаться от чудотворной иконы. Конечно, с необычным исцелением руки преподобного Иоанна Дамаскина вряд ли может что-либо сравниться, но мы расскажем еще о некоторых наиболее значимых и масштабных случаях заступничества Богородицы через ее святой образ.
В 1889 году в Киеве разразился сыпной тиф, грозивший забрать жизни многих людей. Тогда основатель Свято-Троицкого монастыря, прославленный сегодня как преподобный Иона Киевский, решил отслужить перед образом молебен, прося Богородицу о заступничестве. В тот же день бедствие прекратилось. Эта икона и по сей день находится в монастыре.
В 1905 году во время русско-японской войны Русская армия попросила монахов Хиландарского монастыря привезти «Троеручицу» в помощь православному войску. В ответ на просьбу им была отправлена ее близкая копия. Вскоре после этого русские смогли одержать ряд побед и было подписано перемирие.
В 1945 году сильный пожар охватил лес монастыря и вплотную подошел к его стенам. Тогда монахи приняли решение совершить крестный ход вместе с иконой «Троеручицей». Однако только они успели дойти до моста, как подул сильный ветер и отогнал пожар.
Известны также случаи, когда нападавшие иноплеменники сами видели неизвестную Жену над монастырем, защищающую обитель.
Защитница православной веры
Празднование иконы в нашей Церкви совершается дважды в июле: 11 и 25 числа . 11 июля — в память о том, как чудотворный список впервые был привезен в Россию патриархом Никоном в 1661 году. 25 числа — в память о Киевском образе, спасшем город от мора.
Через этот образ мы почитаем Матерь Божью как нашу Ходатаицу и Защитницу православной веры. Об этом свидетельствует как случай исцеления Иоанна Дамаскина, так и другие, связанные с ним чудеса. Традиционно, впрочем, для нашей Церкви возникло и другое, «прикладное» значение иконы.
Считается, например, что особенно хорошо перед иконой молиться об исцелении рук и почему-то ног. С изображенной на иконе третьей рукой кто-то еще связывает помощь в разного рода ремесле и рукоделии. Но стоит прочитать тропарь «Троеручице», где есть такие слова: во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши, — чтобы понять истинный символизм иконографии.
И это, согласитесь, гораздо важнее, чем вязание крючком или даже на спицах.
Все, кто желает помолиться перед иконой, может почитать соответствующий акафист с молитвой .
Подробнее же о ней можно узнать из сюжета:
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Показать еще
История чудотворного образа Божией Матери «Троеручицы» тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году византийский император Лев Исавр начал лютые гонения на почитателей икон. Иконы сжигали, разбивали, а их защитников предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, еще продолжали открыто почитать иконы благодаря заступничеству святого Иоанна, занимавшего должность советника у правителя города. Однако вскоре преподобный Иоанн был обвинен императором в государственной измене и оклеветан перед местным халифом. Было велено отсечь у него кисть правой руки и повесить ее на городской площади для устрашения. К вечеру, когда утих гнев правителя, преподобный ходатайствовал перед ним и, взяв отсеченную руку, затворился в своей келлии. Святой долго и слезно молился перед иконой Божией Матери, приложив отрубленную кисть к суставу и прося Владычицу исцелить руку. В тонком сне Пресвятая Богородица явилась ему, принеся радостную весть об исцелении руки, которой он отныне должен был пользоваться для прославления имени Божия. Проснувшись, преподобный ощупал руку и увидел ее целой и невредимой. Тронутый чувством глубокой признательности Небесной Владычице за Ее милость, святой Иоанн составил благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая в позднейшей богослужебной практике стала использоваться как задостойник в литургии святого Василия Великого. Также, желая оставить память о произошедшем чуде, святой приложил к нижней части иконы, через которую получил исцеление, сделанную из серебра руку, отчего этот образ и получил название «Троеручицы».
Весть об исцелении Иоанна немедленно разнеслась по Дамаску. Вразумленный чудом халиф сознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя государственные дела, но святой уже решил отдать все свои силы на служение Богу. Он удалился в Лавру Саввы Освященного в Иерусалиме и там принял иночество. Туда же он взял с собой и чудотворную икону Божией Матери.
Святой образ постоянно находился в Иерусалиме до XIII века, когда в обитель прибыл святой Савва. По особому произволению Богоматери будущему архиепископу Сербскому чудотворная икона была дарована в благословение. В XV веке, во время османского нашествия, желая спасти драгоценный дар от уничтожения, благочестивые сербы вверили его попечительству самой Царицы Небесной. Икона была возложена на осла, и животное, никем не водимое, само пришло на святую гору Афон и остановилось у ворот Хиландарского монастыря, основанного в XIII веке сербским господарем Стефаном (Симеоном). Хиландарские иноки приняли образ как великий дар свыше и поставили его в алтаре соборного храма, а на место появления иконы с той поры ежегодно совершается крестный ход.
Однажды по смерти игумена братия, приступив к избранию нового, никак не могла прийти к соглашению. Смуты братии не были угодны Богоматери, и Она Сама приняла участие в их споре. Собравшись на утреннее богослужение, иноки обнаружили чудотворный образ стоящим не в алтаре, а на игуменском месте. Приписав это чьим-то тайным действиям, монахи вернули икону на место, но в следующие дни это повторилось даже при запечатанных дверях. Вскоре воля Божией Матери открылась через известного монастырского затворника, который сообщил, что в видении Богородица сказала ему Свою волю: для устранения несогласий братии Она Сама займет игуменское место Своей иконой и будет непосредственно управлять монастырем.
С того времени и до наших дней, согласно воле Царицы Небесной, в Хиландарской обители не выбирают из братии особого игумена, а только иеромонаха-наместника, заведующего монастырскими делами. Во время службы он стоит у игуменского места, где помещается чудотворная икона Божией Матери Троеручицы. Прикладываясь к иконе, братия свято веруют, что принимают благословение от Самой Богородицы, их Небесной Игумении.
Чудотворный образ не раз защищал Хиландарскую обитель от вторжения иноплеменных. В эпоху русско-турецких войн, по свидетельству самих турок, над стенами монастыря часто появлялась недосягаемая для людей и оружия таинственная Жена.
Просмотреть на карте большего размера
Видео о Хиландарском монастыре на Афоне.
Иконография
С иконографической точки зрения образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. Образ Богоматери почти лишен движения: голова Ее чуть повернута к Сыну, левой рукой Она указывает на Младенца Иисуса Христа, как на Путь спасения. Голова Младенца отстранена от головы Девы Марии, но взгляд Его неизменно обращен к Матери. На задней стороне иконы изображен святитель Николай Чудотворец.
В «Путешествии на Афон» преосвященного Порфирия особо отмечается «славяносербское обличие» образов Богоматери и Младенца. Существует мнение, одним из первых высказанное Н.П. Кондаковым, что икона “Троеручицы”, хранящаяся в Хиландарском монастыре, не глубокой древности. Кондаков относит образ к XIV веку, судя по его письму и такой незначительной, но красноречивой детали, как маленькая держава в левой руке Младенца Иисуса, которая свидетельствует, по словам ученого, «о позднем происхождении иконы или о позднейшей переписке». В качестве обоснования своего мнения Кондаков приводит запись о Хиландарской Богоматери духовника и старца обители Никанора, составленную им в 1685 году. Согласно этому свидетельству, икона «Троеручицы» «сама своим мановением и чудотворением пришла есть из Богохранимаго града Скопия, иже иногда в нем Българом царствующим <…>». На основании этой записи Кондаков предполагает, что образ мог быть создан «после 1377 года, когда Хиландарцы получили в Скопии подворье»
Списки с иконы
На Руси Хиландарская икона «Троеручицы» почитается издревле. По просьбе Святейшего Патриарха Никона, 28 июня 1661 года с Афона в Москву был доставлен список образа «Троеручицы», что и послужило установлению второго празднования иконы в честь ее сретения на Московской земле. Икона была помещена Патриархом Никоном в основанный им на Истре Воскресенский монастырь, именуемый Новым Иерусалимом, откуда и стали распространяться по России списки иконы. Многие из них были прославлены чудотворениями и потому стали особо чтимы в народе.
По причине многочисленности чудотворных списков с хиландарской святыни здесь не могут быть приведены их пространные описания.
Видео об иконе Богородицы «Троеручица»
Фотографии и изображения в порядке появления: Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ;