Игра «Умники и умницы» в начальной школе. Конкурс-игра "умники и умницы"
Замышляева Галина
Вот и прошел финальный тур интеллектуальной игры "Умники и умницы: первые шаги"! Все участники очень хорошо подготовились к финалу и были настроены на победу! На вопросы отвечали быстро, содержательно, уверенно. Лишь только два раза они дали шанс зрителям ответить на вопрос.
Игра закончена, дипломы вручены!
Давайте посмотрим, как это было.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на финале интеллектуального конкурса «Умники и умницы: первые шаги».
В финальной игре принимают участие победители первого тура игры, это… (называются участники игры). Давайте поприветствуем их.
(Зрители приветствуют участников игры)
Ведущий. В финале нашей игры 5 категорий: сказки А. С. Пушкина, окружающий мир (птицы, краеведение (мой родной край, праздники России, русский язык (устаревшие слова).
Правила игры все те же. Каждому участнику я буду задавать по одному вопросу. Если ответ на вопрос правильный, участник проходит по дорожке вперед; если неверный – остается на месте. Вопрос переходит к зрителям. За правильный ответ зрители могут заработать жетон.
Будьте внимательны, отвечает только тот, кому задали вопрос.
Оценивать ваши ответы будет наше справедливое жюри. .(представляются члены жюри)
Итак, начинаем игру. Прошу участников пройти на дорожки. Желаю вам удачи !
Вопросы к финальной игре
1. В «Сказке о царе Салтане» девицы, занимаясь рукоделием, вели неспешную беседу и мечтали о своем будущем.
Вопрос: что они обещали сделать в роли царицы?
Ответ: приготовить пир, наткать полотна, родить богатыря.
2. Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» по приказанию старухи несколько раз ходил к морю с просьбами к золотой рыбке.
Вопрос: сколько просьб старика выполнила золотая рыбка и какие?
Ответ: четыре (корыто, изба, дворянка, царица)
3. В «Сказке о мертвой царевне» злая царица решила извести свою молодую падчерицу. Переодевшись нищенкой, она угостила царицу отравленным яблоком. И только верный пес почуял беду.
Вопрос: как звали собаку у семи богатырей в этой сказке?
Ответ: Соколко.
1. Каждой весной птицы высиживают птенцов, а затем их выкармливают, учат летать. Но есть птица, которая бросает своих птенцов сразу после рождения.
Вопрос: о какой птице идет речь?
Ответ: кукушка.
2. В наших лесах живет несколько сот видов жуков-дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Эта птица не просто уничтожает жуков и их личинки, она достает их оттуда, откуда никто не может достать. И если короеды и дровосеки до сих пор не уничтожили наши леса, то в этом немалая заслуга всем известной птицы, которую в народе называют лесным доктором.
Вопрос: что это за птица?
Ответ: дятел.
3. Эта птица – одна из самых крупных птиц лесов, обитает она в чащах и на болотах. У нее прекрасный слух, зрение, красивое черное оперение и ярко красные надбровные дуги.
Вопрос: как называется эта птица?
Ответ: глухарь.
1. В нашей стране, да и в других странах мира каждый город, поселок, село, деревня имеют свое название, которое отличает его от других населенных пунктов. Наше село получило свое название в честь великого драматурга Островского
Вопрос: а как раньше называлось наше село?
Ответ: Семеновское-лапотное.
2. У каждого человека есть своя малая родина, т. е. место, где он родился, вырос, живет. И чтобы его найти, нужно знать адрес его проживания. Но адрес имеют не только жители, а и различные здания.
Вопрос: на какой улице находится наш детский сад?
Ответ: переулок Школьный.
3. Все вы знаете, что каждая страна имеет свою государственную символику. Города и поселки так же имеют свой флаг и герб, которые рассказывают об их особенностях.
Вопрос: какие цвета на флаге и что изображено на гербе нашего поселка?
Ответ: синий и зеленый, Снегурочка.
1. Этот праздник отмечают не только в России, но и во многих других странах, потому он и международный. В нашей стране в этот день поздравляют всех женщин и девочек.
Вопрос: о каком празднике идет речь?
2. В законе о днях воинской славы так говорится об этом празднике: 23 февраля – день победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 году. Сейчас это праздник всех настоящих мужчин.
Вопрос: как называется этот праздник?
Ответ: день защитника Отечества.
3. Этот праздник, наверное, самый трогательный, самый радостный праздник нашей страны. Ветеран с орденами на груди, ведущий за руку внука, - символ связи поколений, силы нашего Отечества. В этот день мы особенно сильно чувствуем гордость за свою историю и хотим верить, что преодолеем все трудности.
Вопрос: что это за праздник?
Ответ: День Победы.
1. Поздним вечером три девицы под окном делились друг с другом своими мечтами, если станут царицей…
«Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь, стороны той государь»
Вопрос: какое помещение в давние времена называли светлицей?
Ответ: у восточных славян светлая парадная комната, часто в верхней части дома.
2. Послушайте отрывок из «Сказки…»
«В сени вышел царь-отец. Все пустились во дворец. Царь недолго собирался: в тот же вечер обвенчался»
Вопрос: объясните, что такое сени?
Ответ: нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом.
3. Князь Гвидон после превого посещения корабельщиками прекрасного града на острове Буяне захотел увидеть царя Салтана, своего отца. О своем желании он поведал царевне Лебедь, и она взмахом крыла сотворила чудо:
«Тут он в точку уменьшился, комаром оборатился, полетел и запищал, судно на море догнал»
Вопрос: что это значит, оборотился?
Ответ: перевоплотиться, превратиться.
Ведущий: Дорогие участники, вы с честью прошли все испытания!
И выполнили все сложные задания. Минута истины наступает
Пора расставить все точки над "И"
Победителей конкурса пусть объявит
Беспристрастное строгое наше жюри.
(Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри.)
Самый эрудированный зритель игры.
Участники, занявшие второе место.
Победитель интеллектуальной игры "Умники и умницы: первые шаги"
Ведущий: На этом наш конкурс «Умники и Умницы» заканчивается. Я благодарю вас, уважаемые зрители, за вашу улыбку и блеск ваших глаз, а участникам игры желаю дальнейших успехов в следующих конкурсах. Молодцы! Так держать!
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» во 2 классе
Цель:
- развивать внимание, память, речь, умение работать в команде;
- формировать здоровый образ жизни;
- воспитывать чувство уважения.
Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.
В. А. Сухомлинский
Я хочу представить 5 команд 2-х классов и жюри
Девиз сегоднящих соревнований:
Пусть каждый смело вступит в бой, в азарт соревнования. Успех придет не сам собой –помогут ваши знания.
Представление команд
1. Задания «Разминка» (за правильный ответ 1 балл) Каждая команда выбирает карточку с номером, под номерами представлены вопросы разной сложности) Отвечать надо быстро.
Разминка будет по теме «Мир растений» каждая команда получит (по 1 вопросу)
1.
Растет ли дерево зимой?
(Нет, оно замирает)
2.
У какого дерева ствол белый?
(У березы)
3.
Какая самая быстрорастущая трава?
(Бамбук – за день вырастает на полметра. Но растет только 40 дней. Из стеблей делают удочки, лыжные палки. Растет в жарких странах.)
4.
Почему у хвойных деревьев не происходит ежегодного листопада?
(Смола в иголках)
5.
Как называется отец желудя?
(Дуб)
2. Блиц-турнир
В мире животных (по 2 вопроса)
1.
Куда зайцу бежать удобнее с горы или на гору?
(На гору, т.к. задние лапы у него длиннее передних, поэтому с горы заяц скатывается кубарем.)
2.
Какие звери летают и спят вниз головой?
(Летучая мышь. Она за ночь съедает до 200 малярийных комаров)
3.
Какая корова сытнее живет хвостатая или бесхвостая?
(Хвостатая, т.к. хвостом она отгоняет назойливых насекомых в то время, как щиплет траву.)
4.
Какое самое большое животное на свете?
(Кит – некоторые весят 150 тонн)
5.
Кто из зверей бегает быстрее всех?
(Гепард – его скорость до 140 км в ч)
6.
У кого из животных самая толстая кожа?
(У бегемота – 2,5 см)
7.
Кто из животных никогда не спит?
(Акула – она всегда охотится)
8.
Какое животное самое высокое?
(Жираф – 6м, язык почти 50 см, бегает со скоростью 50 км в ч. У него практически нет голоса.)
9.
Какого цвета хамелеон?
(Он меняет окраску в зависимости от обстановки)
10.
Что ест зимой жаба?
(Ничего, она спит)
3. Птицы – наши друзья (По 1 вопросу)
(В Австралии и в американском городе Бостоне поставлены памятники воробью за спасение урожая от волосатой гусеницы) Какая самая маленькая птица?
(В нашей стране – королек, съедает за лето 10 млн. мошек. А в мире – колибри. Живет в Северной Америке. Ее длина от кончика клюва до кончика хвоста – 8 – 10 мм. Колибри умеет зависать над цветком в воздухе благодаря частоте взмахов крыльев – 55 раз в секунду)
1.
Какая птица самая большая?
(Африканский страус – рост 3 м, вес 150 кг, длина шага 3,5 м, бегает со скоростью 70 км в ч)
2.
Птенцы какой птицы не знают матери?
(Кукушки. За час она может съесть 100 гусениц))
3..
Какую птицу называют санитаром леса?
(Дятла)
4.
Какие птицы не летают?
(Пингвин и страус)
5.
Какая птица выводит птенцов зимой и почему?
(Клест, кормится шишками)
4. Насекомые (По 1 вопросу)
1.
Куда осенью деваются бабочки?
(Большинство гибнет, некоторые забираются в щели, под кору деревьев и там зимуют)
2.
Что случится с пчелой после того, как она ужалит?
(Она умирает, т.к. не может вытащить жало из-за зазубринок на нем и вместе с ним в коже человека остаются ядовитая железа и часть кишечника. Ранка на брюшке пчелы очень большая, поэтому она умирает. Чтобы собрать 100 кг меда, пчеле надо облететь 100000 цветков)
3.
У какого насекомого ухо на ноге?
(У кузнечика)
4.
Какая самая тонкая нить в природе?
(Паутина – в тысячу раз тоньше человеческого волоса. На разрыв вдвое прочнее стальной нити такой же толщины)
5.
Сколько лапок у жука?
(6)
5. Занимательная математика (по 1 вопросу)
1.
У кошки Мурки родились котята: Беляш, Босяк, Клякса и неугомонный Мурзик, который всюду сует свой нос. Сколько хвостов и ушей в кошачьем семействе?
(5 хвостов и 10 ушей)
2.
На огороде 5 грядок с морковкой, 3 – с луком, 6 – с картофелем и еще 1 маленькая, на которой Митя сам посеял винтики и гаечки. Сколько грядок дадут урожай?
(5+3+6=14)
3.
Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 10 варежек. Сколько детей лепили снежную бабу? (5)
4.
Горели 6 свечей. 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?
(2)
5.
Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз увидели репку? (12)
6. Пословицы
Задание: закончить пословицы.
1. Маленькое дело лучше большого (безделья)
Труд человека кормит, а лень (портит)
2. Ученье – свет, а не ученье – (тьма)
По одежке встречают, по уму (провожают)
3. Терпение и труд все (перетрут)
Глаза боятся, а руки (делают)
4. Не ищи сто рублей, а ищи (сто друзей)
Правда в огне не горит и в воде (не тонет)
5. Не спеши языком – торопись (делом)
Семь раз примерь, один раз (отрежь 0
7. «ПРЯТКИ».
Ребята вы любите играть в прятки? В этом испытании слова от вас тоже спрятались. Они часто играют в прятки и надеются, что вы их быстро найдёте.
Давайте попробуем найти два хитрых слова.
ш утка
у крот итель
А сейчас все команды получат хитрые слова. Нужно как можно быстрее их найти.
16; 17 слайд
М УЖ ЧИНЫ ГОЛО СОВА НИЕ Д ОСА ДА П ОСЁЛ ОК СЕР ЁЖ КА | ЗА СЛОН КА КОНЬ КИ С КИТ АЛЕЦ С ОЛЕНЬ Е ПО БЕЛКА |
Пока команды ищут спрятавшиеся слова, проверим, как знает природу зал.
8. Книжное царство – мудрое государство
Что за прелесть – эти сказки!
- Итак, друзья, начнем следующее состязание
Затей у нас большой запас
А для кого они?
Для вас!
Мы знаем, вы любите игры
Песни, загадки и пляски
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки
Кто быстрее даст ответ?
1.
Героиня какой сказки потеряла туфельку, но нашла свое счастье? Кто автор?
(«Золушка» Шарль Перро)
Кто говорил: - Помни, все исчезнет после 12 часов?
(Фея из «Золушки» Ш. Перро)
2.
В каком литературном произведении ехали медведи на велосипеде? Кто автор этого произведения?
(«Тараканище» Корней Чуковский)
Как звали девочку, которая из норы крота отправилась на ласточке в теплые страны? Кто автор?
(Дюймовочка, Андерсен)
3.
(Подснежники)
Сколько монет было у Буратино и куда они делись? Кто автор произведения?
(5 золотых закопали в стране дураков лиса Алиса и кот Базилио, автор - Алексей Толстой)
4.
Из чего солдат варил кашу? Кто автор?
(Из топора, рус. нар. сказка)
Как звали трех медведей из сказки Л.Толстого «3 медведя»?
(Михайло Потапович, Настасья Петровна, Мишутка)
5.
Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»?
(Подснежники)
Героиня какой сказки уснула, уколов руку о веретено? Кто автор?
(Спящая красавица, Шарль Перро).
Вижу, сказки вы знаете! А сами сочинить не пробовали?
Давайте сами попробуем сочинить сказку. Обычно как ими словами она начинается? Правильно! «Жил-был» или «В некотором царстве…» Каждой команде я дам по листочку, на нем написаны слова, которые помогут вам.
Сочини сказка про...
Жил-был_________________. Раз пошел_____________________. Вдруг видит __________________________________. Испугался ________________________________________________,
хотел было _______________________, как вдруг ________________________из-за_________________________
выскочил_______________и___________________давай ________________________________________________.
Глянул__________________на_______________________ и____________он_______________отправился_________________________________________________________________________________________________________________.
(В Америке жил и работал знаменитый изобретатель Томас Эдисон. В 1897 году зажглась первая электрическая лампочка его конструкции. Знаете, сколько бумаги он извел, записывая эксперименты, пока не додумался до своего открытия? 40 000 страниц! Эдисон говорил, что для того, чтобы что-нибудь изобрести, надо положить 1 процент врожденной гениальности и 99 процентов упорного, тяжелого труда.)
И вот кончается игра… Итоги подводить пора:
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много мудрых слов,
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен!
Вопросы для работы с залом.
1. Кто из этих животных впадает на зиму в спячку: заяц, лось, белка, медведь .
2. Кто из этих животных не живёт в тайге: волк, жираф , лиса.
3. Хлеб всему голова. Что это? Загадка, пословица , колыбельная, сказка.
4. Какое из перечисленных растений является лекарственным: крапива , колокольчик, василёк.
5. Какой из этих грибов существует на самом деле? Лисички , Зайчишки, Медвежки, Енотики.
6. Какой из грибов ядовитый: белый гриб, дождевик, белый навозник .
7. Кого называют королём грызунов: суслик, бобр , хомяк.
8. Это животное хищник, питается дождевыми червями, яйцами, грибами, может даже съесть змееныша; на зиму впадает в спячку. Ёж , крот, волк, лиса.
9. Кого называют глазастым охотником: варан, стрекоза, лягушка .
10. Это растение используют в лекарственных целях, оно символ России, и девчонки гадают на нем. Цветик-семицветик, ромашка , одуванчик, роза.
11. Как называется насекомое, которое собирает нектар и пыльцу с цветов, складирует их в ульях, имеют острые жала для защиты? Пчела , оса, шмель, муха.
12. Как называется наша планета? Меркурий, Земля , Венера, Россия.
13. Какие из этих птиц занесены в красную книгу: утка-мандаринка , сокол, воробей.
14. Какие из перечисленных змей ядовитые: гадюка, уж, кобра.
15. Это часть тела человека, которая может поднять, схватить, сжать, погладить, постучать, покрошить, похлопать. Рука , нога, глаз, живот.
16. Этот гриб называют царем грибов. Поганка, мухомор, красноголовик, белый гриб .
17. Назовите перелётных птиц: кукушка, ласточка, стриж .
18. Эта птица не умеет летать, относиться к семейству страусиных, довольно большого размера. Эму , фламинго, павлин, курица.
19. Это животное живет непосредственно в водоеме, строит себе хатки из деревьев, срезая их собственными зубами. У них очень мощный хвост. Утка, бобр , ондатра, хомяк.
20. Какое из этих животных живёт в пустыне: верблюд , тигр, волк.
Кто быстрее
(1 балл за правильный ответ)
Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
Какую траву узнает даже слепой? (крапиву)
Что растёт вниз верхушкой? (сосулька)
След какого зверя похож на человеческий? (медведя)
Трава от 99 болезней? (зверобой)
Пористые, слоистые, кучевые … что это? (облака)
Какое из перечисленных животных впадает в спячку?
Белка крот ёж кабан (ёж)
Познавательные игры
Материалы для внеурочной деятельности
Среднее общее образование
Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)
В формате популярной телеигры учащиеся закрепляют тему "Гражданская война", тренируют логическое мышление и находчивость, расширяют кругозор и демонстрируют знания, полученные на уроках и в ходе самоподготовки. Особое внимание уделяется воспитательному аспекту: осознанию трагизма братоубийственной войны. Задания игры представлены в виде презентации.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года» .
Игра «Умники и умницы» проведена в рамках недели истории посвященной 100-летию Великой российской революции.
Идея взята из известной телевизионной игры «Умники и умницы». Тема сформулирована по первой строке песни, которую пели и красные и белые на один мотив, но используя разные слова. Это символизирует трагедию гражданской войны. Люди, любившие свое Отечество, видели разное будущее для своей Родины. Об этих людях и составлены вопросы игры. Вопросы составлены так, чтобы участников была возможность догадаться о ком или о чем идет речь, размышляя логически и используя знания с уроков истории или самостоятельной подготовки.
Цели игры: Создать условия для узнавания учащимися известных деятелей российской революции, гражданской войны, для расширения кругозора, эрудиции, умения действовать в предложенных условиях выбора.
Описание ресурса
ПрезентацияPowerPoint2003 состоит из 55 слайдов:
1-й слайд - титульный;
2-20-й слайды - задания и ответы 1агона;
21-39-й слайды - задания и ответы 2 агона;
40-54-й слайды - задания и ответы 3 агона;
55 слайд - изречение римского поэта Марка Аннея Лукана « В гражданской войне всякая победа есть поражение»
Чтобы перейти в следующий агон, нужно кликнуть на название агона вверху слайда, тогда произойдет смена вопросов. При нажатии на название 3 агона произойдет переход на последнюю страницу презентации, где содержится выражение, которое может использовать ведущий для завершения игры и переходу к церемонии награждения победителей в каждом агоне и самых лучших теоретиков.
Участники игры
Игра состоит из двух агонов (состязаний), в ходе которых из 6 участников определятся два победителя.
Все остальные ребята - теоретики. В случае если участник затрудняется ответить, либо ответ неверен, вопрос переходит к «теоретикам». За правильные ответы теоретики получают жетоны. Для теоретиков предусмотрен агон №3.
Правила игры
Тема игры дается участникам заранее.
Перед каждым агоном проводится отборочный тур, чтобы распределить дорожки между участниками.
После отборочного тура каждый участник выбирает дорожку:
- зелёная состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;
- жёлтая - из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного;
- красная - из двух, но ошибаться нельзя.
Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. Превысивший предел допустимых ошибок игрок становится теоретиком.
Ответы оцениваются жюри, специальной комиссией, которая создается из преподавателей, можно ввести в жюри («ареопаг») приглашенных гостей. Жюри отмечают количество правильных ответов каждого агониста (Приложение 2).
При ответах агонистов и теоретиков именно жюри решает вопрос о переходе в следующий этап или о присуждении Медали (Приложение 1).
В игре предусмотрено 3 агона:
- Тема 1 агона «Красные».
- Тема 2 агона «Белые»
- Тема 3 агона «Для теоретиков»
Вопросы для отборочного тура (конкурса красноречия) агонистам:
- 1 агон: В чем была сила красные?
- 2 агон: В чем была слабость белых?
Данные вопросы задаются участникам за день до игры. В отборочном туре каждый участник должен в течение 40 секунд высказать свою точку зрения, желательно аргументируя ее. Жюри оценивает выступление каждого.
Участник, который победил в конкурсе красноречия, первым выбирает дорожку, затем дорожку выбирает тот, кто занял второе место, последняя дорожка достается третьему.
Агонисты выбирают на табло любой вопрос. При клике мышки слово меняет цвет, поэтому второй раз его уже выбирать нельзя.
Дорожки можно сделать в помещении с помощью цветной бумаги, ленты и т.п.
Ход игры
Приветственное слово учителя. Представление жюри, первых агонистов. За соблюдением времени следит ведущий. Вопросы ведущий демонстрирует на экране и выразительно прочитывает. Затем показывает правильный ответ. Жюри фиксирует правильные ответы.
Агон 1 «Красные»
1. Троцкий утверждал: « В первый по-октябрьский период враги называли коммунистов, как известно, «кожаными», - по одежде».
Кто, по мнению Троцкого, оказался законодателем моды на кожаную одежду?
«Думаю, что во введении кожаной "формы" большую роль сыграл пример Свердлова. Сам он, во всяком случае, ходил в коже с ног до головы т.е. от сапог до кожаной фуражки. От него, как от центральной организационной фигуры, эта одежда, как-то отвечавшая характеру того времени, широко распространилась».
Л. Троцкий. «Яков Михайлович Свердлов»
2. В поэме «Хорошо» Маяковский пишет:
Юноше, обдумывающему житье,
решающему - сделать бы жизнь с кого,
скажу не задумываясь - "Делай ее
с товарища
Чье имя называет Владимир Маяковский?
Ответ: Дзержинский Ф.Э.
3. Народный комиссар по военным и морским делам, стреляя в мишень, в которую до него никому не удалось попасть, из 7 выстрелов выбил 59 очков. После чего, возвращая орудие, прокомментировал факт следующим высказыванием: «Нет плохого оружия, есть плохие стрелки».
Назовите фамилию этого наркома. Какое устойчивое словосочетание связано с этим эпизодом?
Ответ: Климент Ворошилов. Ворошиловские стрелки
4. Этот командарм, а с 1935 г. – маршал Красной армии признавался: «Нет ничего прекраснее музыки. Это моя вторая страсть, после военного дела». Его увлечением был ремонт и реставрация скрипок. В библиотеке имени Ленина хранится книга, изданная в 1929 году. Называется она "«Справка о грунтах и лаках для скрипок». В 1937 году маршал был репрессирован. В 1957 году реабилитирован.
Ответ: Тухачевский М.
5. Григорий Котовский был освобожден из тюрьмы в результате февральских событий. В марте 1917 году в Одесском оперном театре на аукционе были проданы, принадлежащие Г. Котовскому предметы. Ножные приобрел адвокат Гомберг за 3100 рублей, а ручные – хозяин кафе «Франкони» за 75 рублей. Позднее Котовский сам записал так: «Медовый месяц февральской революции. И буржуазия покупает мои…»
Что же купила буржуазия у Котовского?
Ответ: Сам Котовский писал: «Медовый месяц февральской революции. И буржуазия покупает мои кандалы »
6. В 1917 году большевики отменили все царские ордена и медали. Вместо них в качестве наград использовали ценные подарки, именные часы, личное оружие и даже известные по фильму «Офицеры» «боевые революционные шаровары». В 1918 году Советская власть ввела первую награду – орден Красного знамени. Назовите имя маршала СССР, который получил орден под № 1 за успешный рейд по Уралу против белых войск. В 1938 году он был объявлен «врагом народа», а в 1956 – реабилитирован.
Ответ: В. Блюхер
7. Поезд совершил 36 рейсов, прошел более 105 тысяч километров, в его штате было 231 человек, в нем издавалась собственная походная газета «В пути». Имелся оркестр и самолет, для персонала была создана своя форма из красной кожи. В этом поезде провел почти два года этот энергичный человек.
Ответ: Л.Троцкий.
8. Он был участником шествия 9 января 1905 года в Петербурге, был ранен в руку. Позже признавал, что именно это событие привело его в «генералы от революции». Он дважды приговаривался к смертной казни, замененной под давлением общественности на каторгу и вечное поселение в Сибирь. В Гражданскую войну командовал войсками на Восточном и Южном фронтах, в Туркестане. Умер в 1925 году во время операции.
Назовите фамилию этого военачальника.
Ответ: М.Фрунзе.
9. Карл Радек вспоминал:
«Не забуду никогда своего разговора с Ильичем перед заключением Брестского мира. Все аргументы, которые мы выдвигали против заключения Брестского мира, отскакивали от него, как горох от стены. Он выдвигал простейший аргумент: войну не в состоянии вести партия хороших революционеров, которые, взяв за горло собственную буржуазию, не способны идти на сделку с германской. Войну должен вести мужик. "Разве вы не видите, что мужик голосовал против войны?" - спросил меня Ленин. "Позвольте, как это голосовал?"
Агон 2 «Белые»
10. В.А. Оболенский в книге «Моя жизнь. Мои современники» так отзывался об этом человеке:
« Без воли и без инициативы, стоя в течение нескольких месяцев во главе Временного правительства, он со всеми соглашался, ни на что не решался, постоянно твердя своим друзьям: «Верьте в здравый смысл русского народа, все образуется». В конце концов понял, что он лишний...»
О ком так писал Оболенский?
Ответ: князь Львов.
11. Его дивизия получила название «Стальной» за храбрость и стойкость. Таким же храбрым и стойким был ее командир. Брусилов вспоминал:
"Странное дело, генерал свою дивизию никогда не жалел, а между тем офицеры и солдаты его любили и ему верили. Правда, он сам себя не жалел. Я всегда восхищался такими его качествами как умение воспитывать войска, личная его храбрость, наконец, высокое соблюдение воинской этики в отношении соратников, свойство, против которого часто грешили многие начальники".
Кого так описывал генерал Брусилов?
Ответ: Л.Корнилов
12. Этого русского генерала, который был противником большевиков, спросили: «Скажите генерал, почему вы не идете на службу к немцам? Вот ведь генерал Краснов…» Генерал сказал: «Извольте, я вам отвечу: я служил и служу только России. Иностранному государству не служил и служить не буду».
Назовите фамилию этого патриота России.
Ответ: А. Деникин.
13. В Таймырском заливе Карского моря в 1901 году экспедиция Толля открыла необитаемый остров, который назвали в честь гидрографа экспедиции лейтенанта Александра Васильевича. В годы советской власти по политическим соображениям остров переименовали. В 2005 году было решено название острову вернуть.
Назовите фамилию гидрографа экспедиции, в честь которого был назван остров.
Ответ: А.Колчак.
14. Он происходил из древнего дворянского рода, родословная которого началась в XIII веке. Девизом служило изречение: «Frangas, non flectes» («Сломишь, но не согнешь»). В годы гражданской войны ему дали прозвище «черный барон»: из-за цвета одежды. Всё: черкеска, бурка - были черными.
Назовите фамилию этого человека.
Ответ: П. Врангель.
15. Он приходился по матери двоюродным племянником автору «Толкового словаря» Владимиру Далю. В 1916 году его стали сравнивать с Суворовым. Под его командованием в 20-тиградусный мороз, засыпаемые вьюгой, под огнем турецких войск русские войска после пяти дней штурма захватили неприступную крепость Эрзерум. А вот в 1919 году взять Петроград ему не удалось.
Назовите фамилию генерала.
Ответ: Николай Юденич.
16. Отрывок из стихотворения Н. Богаевского посвящен казачьему атаману, который покончил жизнь самоубийством.
В те дни тяжёлые за честь родного Края
Шли умирать за Дон не грозные полки,
А горсти юношей. Но жертва их святая
Была не понята - молчали казаки.Герой не пережил паденья нашей славы,
И весь позор потомков Ермака,
Продавших Край родной за песни лжи кровавой,
И у него не дрогнула рука.
Назовите фамилию генерала, казачьего атамана.
Ответ: Алексей Максимович Каледин.
17. Этот генерал, создатель Добровольческой армии, скончался 8 октября 1918 года от воспаления легких. Среди венков, положенных на его могилу, один привлёк внимание. Его преподнесли умершему дети и подростки. На венке было написано: «Не видели, но знали и любили» .
Ответ: Михаил Васильевич Алексеев
18. Свою деятельность на посту министра юстиции он начал символическим жестом. Впервые придя на службу в качестве министра, он поздоровался за руку со швейцаром и курьером. За это его многие критиковали, в том числе и известный писатель-сатирик Аркадий Аверченко.
Кто был этот вежливый министр?
Ответ: Александр Федорович Керенский.
Агон 3 для зрителей
19. В одном из стихотворений Бориса Пастернака есть такие строки.
Где рельсы слепли и чесались,
Едва с пургой соприкасались,
Где слышалось: вчерась, ночесь,
И в керенку ценилась честь…
Что такое керенка? Высока ли была цена чести?
Ответ: Керенка - денежный знак Временного правительства 1917-1918. После введения золотого советского рубля (червонца) слово «керенки» было синонимом вообще обесценившихся денег.
19. Это средство передвижения появилось в Гражданской войне у махновцев.
Доподлинно неизвестно, кто первым изобрел это средство передвижения и откуда пошло название. Авторство многие приписывают Нестору Махно. Но грозным оружием это средство передвижения сделала все же Красная Армия. На это транспортное средство устанавливали обычно пулемет, и можно было вести бой даже в движении.
Как называлось это транспортное средство?
Ответ: Тачанка.
20. Официальное название этого форменного головного убора – шлем или богатырка. Однако в обиходе этот элемент одежды красноармейцев получил другое название. Какое и почему?
Ответ: Буденовка, называли по именам военачальников, под командованием которых находились первые из частей, в которые поступило новое обмундирование - М. В. Фрунзе («фрунзевка») и С. М. Будённого («будёновка»).
21. По числу жертв она обошла крупнейший на тот момент вооружённый конфликт -Первую мировую войну. В 1918-1919 годах за 18 месяцев она охватила во всем мире около 550 млн. человек, или 29,5 % населения планеты. Умерло приблизительно 50-100 млн. человек. Среди жертв был и видный большевик, председатель ВЦИК– Яков Свердлов.
Что стало - причиной смерти Свердлова?
Ответ: Испанка пандемия гриппа.
22. В.И. Ленин, находясь в тюрьме, писал чернилами, которые были не видны, а проявлялись только при нагревании бумаги над лампой. Из чего были сделаны эти «чернила»?
Ответ: Из молока. При нагреве над огнем или проглаживании утюгом написанный текст проявляется.
Внимание привлекается к афоризму Лукана « В гражданской войне всякая победа есть поражение».
По окончании игры подводятся итоги. Выступает жюри, награждает победителей - агонистов и теоретиков.
Итоговый лист
Ф.И. агониста |
|||||||
Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса.
Задачи:
- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.
- Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.
- Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь
Ход игры:
Ведущий 1: Я рада приветствовать вас, уважаемые участники на нашей интеллектуальной игре «Умники и умницы» . Это игра веселых, находчивых и умных. Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи.
Ведущий 2: Мы рады видеть вас сегодня на нашей игре. В игре принимают участие сборная команда группы №2 «Мотылёк» и группы № 7 «Карлсон» . Сейчас участники продемонстрируют все эти способности.
Ведущий 3:
Весело и с пользой игру нам провести.
И в этом нам поможет прекрасное жюри.
(Представление жюри)
Ведущий 1: Прошу жюри занять свои места. Жюри будет оценивать ваши задания, надо внимательно слушать, правильно и быстро выполнять его по сигналу.
Ведущий 2: Участники готовы? Начинаем.
Ведущий 3: Итак, начинаем
В этом туре необходимо каждой команде ответить на 11 вопросов. На данный конкурс отводится ограниченное количество времени: по 3 минуты для каждой команды. По окончанию временного отрезка звучит звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.
Вопросы для 1 команды:
- Сколько месяцев в году? (12)
- В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
- Колобок, обросший иглами? (еж)
- Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
- Кто всю зиму спит? (Медведь)
- Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
- Самый короткий месяц в году? (Февраль)
- В какое время года появляются подснежники? (весной)
- Что значит «прикусить язык» ? (замолчать)
- Какой первый день недели? (понедельник)
- Пальто, платье, свитер это... (одежда)
Вопросы для 2 команды:
- Сколько дней в недели? (7)
- Курица в детстве? (цыпленок)
- Вредная старуха из русских народных сказках? (Баба - Яга)
- Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
- Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)
- Висит груша нельзя скушать? (лампа)
- Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)
- В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
- Что значит «бить баклуши» ? (бездельничать)
- Первый месяц года? (январь)
- Сапоги, туфли, ботинки это... (обувь)
Счетная комиссия подсчитывает результаты 1 тура.
Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри
Проводится игра.
Игра малой подвижности «Делай как я»
Цель: Продолжать развивать у детей разнообразные виды движений, учить детей выполнять движения по наглядному образцу, развивать координацию движений рук и ног при выполнении упражнений.
Ход игры:
Водящий делает какие-нибудь движения, а остальным игрокам нужно в точности их повторить. Водящий может поднимать руки, приседать, топтаться, прыгать, танцевать и т.д. Те игроки, которые будут ошибаться, сменяют водящего; при этом из нескольких ошибившихся он, водящий, сам выбирает себе замену.
Ведущий 2:
2 тур. Логические задачи
Задание 1. Логические задачи (на каждую команду по 3 задачи) . За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.
- На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?
- 5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажите мне?
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
- На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне?
- Сколько ушей у трёх мышей?
- Сколько лап у двух медвежат?
Задание 2. Видео вопросы. Каждой команде будет показано по 5 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Задача назвать эти сказки.
Счетная комиссия подсчитывает результаты 2 тура.
Слово для объявления результатов 2 тура предоставляется жюри.
Проводится физкультминутка.
МАРТЫШКИ
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Ведущий 1:
3 тур. Конкурс капитанов «Путешествие по сказкам» .
Одного капитана команды ведущий уводит в другую комнату, а другой отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ капитана, команды получают по 1 очку.
Назовите летательный аппарат Бабы Яги
- Вертолет;
- Зонтик;
- Пылесос;
- Ступа.
Что принадлежит фее?
- Посох;
- Волшебная палочка;
- Помело;
- Шапка-невидимка.
Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенек?
- Колобок;
- Кашу;
- Пирожок;
- Машу.
- Дереза
Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?
- Козьи;
- Слоновьи;
- Курьи;
- В сапогах.
Кого поймал Емеля?
- Карася;
- Рака;
- Щуку;
- Кита.
Что хранилось в сундуке Кощея?
- Драгоценные камни;
- Смерть;
- Деньги;
- Лекарства.
Счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура.
Слово для объявления результатов 3 тура предоставляется жюри.
Проводится игра.
Игра «Летает, не летает»
Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.
Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает.
Ведущий 3:
4 тур. «Отгадайка?» .
В этом туре необходимо каждой команде отгадать по 6 загадок. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.
Скачет зверушка-
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
Ответ: Лягушка
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишки бросил
И в кусты, через пенёк,
Промелькнул как огонёк?
Ответ: Белка.
Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел.
Ответ: Змея.
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Ответ: Кот, Кошка.
Лесом катится клубок, у него колючий бок,
Он охотится ночами за жуками и мышами.
Ответ: Ёжик.
Спереди - пятачок, сзади - крючок,
Посередине спинка, а на ней щетинка.
Ответ: Свинья.
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ: Медведь.
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет …
Ответ: Черепаха.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку
Ответ: Кролик
В капусту он забрался осеннею порой:
Рогатый и лохматый и с длинной бородой.
Ответ: Козел
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!
Вот я хитренький какой!
Ответ: Хомяк.
Не мой бы труд,
Не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, - человек.
Но в век машины и мотора, боюсь,
В отставке буду скоро.
Ответ: Конь, Лошадь
Счетная комиссия подсчитывает результаты 4 тура.
Алена Фирсова (Сычевник)
Интеллектуальная игра «Умники и умницы »
для детей 6-7 лет
Сычевник Алена Владимировна
Воспитатель, 2015 год
Цель – стимулирование познавательной активности детей , обобщение знаний по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Задачи :
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности , желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.
Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.
Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.
Ход игры:
Ведущий : Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умницы и умники » ! Название этой игры не случайно. Сегодня, в этом зале самые умные, самые талантливые, самые сообразительные дети. А теперь давайте познакомимся.
Приветствие команд
Команда "Почемучки"
"Все хотим на свете знать,
И все выучим на «пять» !"
Приветствие
Желаем вам, желаем вам
Чтоб лучший приз достался… нам!
Желаем вам место занять призовое…
Но не первое, а второе.
Ведущий : В каждой игре есть правила и в нашей тоже :
1. Быть внимательными и активными
2. Вопросы, которые я задаю, слушать до конца.
3. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.
4. На вопросы чужой команды можно отвечать только тогда, когда вам разрешат. За подсказку или выкрикивание ответа будет сниматься очко.
5. За каждое нарушение правил будет сниматься одно очко.
Оценивать игру будут наши гости – преподаватели Зыковской школы.
Наша викторина состоит из 5-ти туров.
Итак, начнём с небольшой разминки (могут отвечать обе команды, ответы не оцениваются)
Сколько этажей в пятиэтажном доме?
Как называется фигура, имеющая три угла и три стороны?
Сколько ушей у двух мышей?
Сколько пятачков у трёх поросят?
Какой сегодня месяц? день недели? а завтра?
На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе)
Чем машут волшебники, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)
Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках - летает? (Ковер-самолет)
Обувь, помогающая передвигаться очень быстро. (Сапоги-скороходы)
Она все может сделать невидимым. (Шапка-невидимка)
«Конкурс капитанов» . «Сложи квадрат» .
Капитанам команд предлагаем показать свою сообразительность и смекалку и заработать первое очко для своей команды. Каждый капитан получает по 4 треугольника, из этих треугольников нужно составить квадрат. Победит тот, кто первый сложит квадрат. А участники команд поддерживают и «болеют» за своих капитанов.
Подводятся итоги конкурса.
В этом туре необходимо каждой команде ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.
Вопросы для 1 команды :
1. Сколько месяцев в году? (12)
2. Самый короткий месяц в году? (Февраль)
3. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
4. В какое время года появляются подснежники? (весной)
5. Какой первый день недели? (понедельник)
6. Пальто, платье, свитер это. (одежда)
7. Колобок, обросший иглами? (еж)
8. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
9. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
10. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
Вопросы для 2 команды :
1. Первый месяц года? (январь)
2. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
3. Сколько дней в недели? (7)
4. Сапоги, туфли, ботинки это. (обувь)
5. Курица в детстве? (цыпленок)
6. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
7. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)
8. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)
9. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)
10. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)
Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри
2 тур «Веселая математика»
Задачки в стихах для 1 команды :
Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки -
Три сереньких мышки-норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир.
А ну, сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр?
2. Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
Задачки в стихах для 2 команды :
1. Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи :
Ёж, барсук, енот, "косой",
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
Помоги ему скорей –
Посчитай-ка всех зверей.
2. Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
Задание № 20 «Помоги Иванушке» (Приложение 1)
Физминутка «Запретное число»
Ведущий : Для победы в игре «Запретное число» потребуется внимание. Две команды стоят в круге. Выбирается число, которое нельзя произносить, вместо его произнесения играющий хлопает в ладоши . Считать будем до 10. Дети, которые ошибаются, выходят из игры; будьте внимательны. Игра начинается .
Слово для объявления результатов 2 тура предоставляется жюри
3 тур «Четвертый лишний»
Ведущий : Следующий конкурс поможет определить более сообразительную команду. В этом конкурсе вам нужно выбрать лишнее слово из 4 предложенных и назвать одним словом оставшиеся слова.
1 команда :
Воробей, кошка, ласточка, голубь (кошка) ;
Шуба, шапка, карандаш, колготки (карандаш) ;
Роза, астра, кастрюля, василек (кастрюля) .
2 команда :
Медведь, комар, заяц, лиса (комар) ;
Земляника, клубника, береза, малина (береза) ;
Молоток, топор, стул, лопата (стул) .
Подводятся итоги 3 тура.
4 тур «Послушай и заполни»
Ведущий : Вы были внимательными, сообразительными, показали свои знания и смекалку. Теперь нам бы хотелось проверить вашу память. Командам предлагается прослушать отрывок из произведения Н. Носова «Карасик» . И не просто прослушать, а внимательно и запомнить все, что вы услышите. После прослушивания я буду каждой команде задавать вопросы. Победит та команда, которая ответит на большее количество вопросов правильно.
Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка красивая! Серебристый карасик – вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой – кормил ее , менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал ее вовремя покормить.
А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбку.
Вопросы 1 команде :
1. Как звали мальчика?
2. Какой подарок подарила мама Виталику?
3. Как ухаживал Виталик за рыбкой?
4. Как звали кота?
5. Какого цвета были глаза у Мурзика?
Вопросы 2 команде :
1. Кто подарил Виталику подарок?
2. Как называлась рыбка?
3. О чем забывал Виталик?
4. Какого цвета был кот?
5. Чем любил заниматься Мурзик?
5 тур «Расположи по порядку»
Задание № 9 (Приложение 2)
Подводятся итоги 5 тура и всей игры.
Ведущий : Подошла к концу наша игра , но прежде чем подвести итоги и определить победителя я хочу спросить у вас - для чего мы сегодня составляли слова, решали задачки, разгадывали головоломки?
Ответы детей (чтобы быть умными; тренировка ума; подготовиться к школе; чтобы лучше учиться в школе)
Ведущий : Обе команды достойно показали свои знания и умения. Настал час награждений.
Дети награждаются сладкими призами, команды получают грамоты.