Художественный мир сергея есенина - презентация. Земное и небесное в художественном мире есенина
Идея мира у Есенина двухчастна: «мир», чужой и опасный, и «дом» как его позитивный эквивалент, родной и теплый. Антиномия мир-дом характерна для всего творчества поэта. Однако уже в раннем творчестве «дом» помещается в контекст утраты, тоски, вины и раскаяния. Мотивы ухода и возвращения становятся ведущими. Но если уход реален, то возвращение - в будущем, в мечтах, в желаниях, а возможно ли оно реально? Ощущение христианского линейного потока истории все сильнее дает о себе знать, лирический герой отчетливо понимает свою включенность и в жизнь «мира». В поэмах 1917-1918 гг., создавая оригинальную утопию, Есенин изображает «землю, отразившую небо», хотя для себя поэт-пророк все же оставляет небо, взгляд на Инонию - это взгляд со стороны:
По тучам иду, как по ниве я,
Свесясь головою вниз.
Слышу плеск голубого ливня
И светил тонкоклювых свист.
В синих отражаюсь затонах
Далеких моих озер.
Вижу тебя, Инония,
С золотыми шапками гор.
Для Есенина этого периода дом - аналог космической упорядоченности, рукотворная модель космоса, и он связывает программу переустройства чуждого лирическому герою мира с идеей космоса-дома. «Туга по небесной стране посылает мя в страны чужие, - отвечает спрашивающим Козьма Индикоплов на спрос, зачем он покидает Россию», - замечает поэт в статье «Отчее слово». Эта же «туга» движет и лирическим героем в поэмах 1917-1918 гг.
Как же будет устроен новый дом-мир? Прежде всего, он будет свободен от смерти. Поиски земного рая не должны быть сопряжены с мыслью о необходимости земных страданий для достижения «Царствия небесного». Поэтому Есенин отказывается от искупления первородного греха жертвенностью Иисуса Христа. Вера для него не требует посредника между человеком и Богом. В поэме «Пришествие» Иисус бессилен и беспомощен:
…Из прозревшей Руссии
Он несет свой крест.
Но пред тайной острова
Безначальных слов
Нет за ним апостолов,
Нет учеников.
Отказ от крестных мук, от пути Христа - условие для того, чтобы вырваться из круговорота жизни, обусловленной смертностью человека, конечностью его бытия.
Муки повторяются снова и снова, а выхода нет и для Христа:
Опять его вои
Стегают плетьми
И бьют головою
О выступы тьмы.
Намеченный Христом путь отделил человека от Бога, поэтому «лестница к саду твоему без приступок», царство Божие недосягаемо:
Как взойду, как поднимусь по ней
С кровью на отцах и братьях?
Тянет меня земля,
Оцепили пески,
На реках твоих Сохну.
Есенин остро переживает двойственность человека: для него животное начало также актуально, как и духовное. И если христианская традиция основывается на идее вознесения сына Божия (по вертикали вверх), то у Есенина направление движения меняется и здесь - по вертикали вниз.
В поэмах 1917-1918 гг. формулируется призыв-молитва «сойди, спустись на землю, Боже»:
Холмы поют о чуде,
Про рай звенит песок.
О, верю, верю, - будет
Телится твой восток.
Н. Федоров считал, что к началу ХХ века человечество выбрало для себя зооморфные идеалы, поставило себе образцом зверскость, видимо, они оказали некоторое влияние и на Есенина. Поэтому «теления» и ожидает лирический герой в произведениях поэта этого периода. Конечно, нельзя утверждать, что он полностью отказывается от духовного начала, но хочет, чтобы одухотворенность перестала быть прерогативой неба, а была одухотворена и земля здесь и сейчас.
В своей концепции мироздания-дома поэт пытается совместить языческий космоцентризм с христианским антропоцентризмом, поставив человека в центр космогонических процессов. Есенин не принимает только Христа с его жертвенностью и добровольно принятым страданием, влекущим за собой смерть:
Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.
Не хочу воспринять спасения
Через муки его и крест:
Я иное постиг учение
Прободающих вечность звезд.
Стремление восстановить связь между человеком и Богом пронизывает поэмы 1917-1918 гг. Пророчество явления нового мира также отсылает к мифологической традиции:
Не хочу, чтоб умело хмуриться
На озерах зари лицо.
Я сегодня снесся как курица,
Золотым словесным яйцом.
Лирический герой чувствует себя творцом, сопричастным процессу обновления мироздания, но процесс этот также течет в направлении, противоположном ходу мировой истории - это некая попытка вернуться к началу творения и воссоздать мир, где боги и люди равны. Золотое яйцо является символом тайны сотворения мира у многих народов. Оно придает форму хаосу, предшествует возникновению жизни в первоначальной пустоте. В индийской мифологии один из сюжетов повествует о том, что Брахма производит на свет золотое яйцо, из которого и прорастает мировое дерево. Повторив путь творца, лирический герой становится сопричастным процессу миротворчества.
Особое место в мироздании занимает у Есенина образ Богоматери: это и Дева Мария, и Русь, и Великая Мать, и земная старушка-мать. В образе Девы Марии поэта привлекает «попрание» ею смерти. В отличие от Христа, ее «введение во храм» - не только духовное Воскресение: вслед за «успением», разлучением души Марии с телом, следует их чудесное воссоединение и уход воскресшего тела в Небо. Мать занимает центральное место во вновь сотворенном мире - Инонии, земном рае. Но именно в земном.
Поэма строится на разделении двух миров - мужского и женского. Для мужчин - небо, им присущи солярные символы. Даже явление нового пророка изображается как прорыв через земное к небесному. Лирический герой может спускаться на землю, свободно перемещаться вверх и вниз по вертикали, но все же его удел - небо.
Для женщины-матери - земля, чудесная Инония, отразившая небо, что подтверждается и цветовой символикой. Здесь синий цвет и его оттенки преобладают. Для обозначения «земного рая» поэт использует лунные символы, недаром время матери - вечер, ночь, когда зажигаются звезды. Звезда - многозначный символ, это и постоянство и защита, и знак девства Марии, и символ Мессии. Поэтому они и появляются в поэмах о пришествии нового Спаса и «видении» земного рая. Звезды - это зерна и пчелы, чем они также связаны с символикой Девы Марии, и не только плодородие, но и возрождение, реинкарнация, божественный дар жизни, продолжающейся и после видимой смерти, важен в символике зерна и пчелы для поэта. Эти символы вводят в поэмы мотив вечного возрождения и личного бессмертия. Нисхождение в землю - это только ступень к новым воплощениям, а земля-мать готова к постоянному деторождению. Зарождение новой жизни во тьме материнского чрева приобретает пластические формы, делая человеческое бессмертие реально достижимым, когда земля готовится к новому рождению - «по иному над нашей выгибью Вспух незримый коровий бог». Удел матери - земное плодородие дение сына, которому уготовано небо. Поэтому ее мир - место отдохновения, гармонии и покоя. Тот самый «рукотворный космос» - дом, желанный и недостижимый для лирического героя, по которому можно тосковать, но в который трудно возвратиться
М. Ю. Жилина
Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31.
СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.212-214
Есенин Сергей Александрович
Сергей Александрович ЕСЕНИН (1895-1925)
«Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей» , любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком» , - писал о поэте М. Горький.
Действительно, природный дар поэта огромен, органична его связь с родной землей, которая во многом питала его поэзию. Но Есенин не беспечный деревенский пастушок Лель, играющий на свирели. За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа. Он хорошо знал русскую классику, свою поэтическую родословную вел от А.Кольцова. Всерьез изучал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек. В статье «Ключи Марии» (1918) осмыслил основы народной поэтической культуры, считая ее вершиной творчества. А в итоговой автобиографии (1925) подчеркивал огромное значение для него Пушкина: «В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину». К пушкинской емкости, органичности он приходит в поздних стихах. Но в целом творчество, как и частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Блок, благословлявший Есенина в литературу, как будто предчувствуя драматизм его судьбы, писал: «... я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее» .
Есенин действительно прошел «трудный путь», что обусловлено субъективными и объективными факторами. Войдя в литературу в 1914 году, он вместе со своей страной пережил войны и революции, которые наложили свой отпечаток на его творческую эволюцию. Он - выходец из крестьянской семьи, человек корневой православной русской культуры, большую часть жизни прожил в городе, в эмоционально и духовно чуждом ему мире. И личность Есенина была соткана из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согласию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ. Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость - эта полярность, двойственность натуры выразилась в есенинской лирике. Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил. Такова его природа. Преисполненный любви к Родине, к человеку, природе, Есенин не щадил только себя. Другого пути для художника он не знал:
Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Есенин в богатейшей поэтической культуре «серебряного века» с первых своих стихов показал собственное лицо: пришел со своим пониманием поэтического слова, стремился к ассоциативности, неоднозначности поэтического образа, создав метафорический язык с огромной нагрузкой на тропы:
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
При этом в синтаксисе избегал усложненности, тяготел к стройности и простоте, предпочитая естественное течение стиха, «совпадение фразы и строки». Эти черты поэтики, несмотря на эволюцию мировидения, в целом характерны для всего творчества поэта.
Сергей Есенин пережил признание, славу и нападки критиков. А появившаяся после смерти статья Н. Бухарина «Злые заметки» положила начало вытеснению Есенина из советской культуры. Идеологическая оценка была беспощадной: «... Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого «национального характера». И хотя появился унизительный термин «есенинщина» и книги поэта изымались из библиотек, у Есенина всегда оставался читатель, для которого творчество поэта было бесконечно близким и дорогим. Сегодня Есенин занимает свое полноправное место в русской поэзии XX века и в читательских сердцах. В современных исследованиях творчество поэта предстает в его объективной значимости.
Поэма "Анна Снегина" (1925) - одно из последних произведений С. Есенина. Это поэма о крестьянской России, о судьбе крестьянства в революции и о любви, пронесенной через всю жизнь. Поэма лироэпическая по жанру. Лирическое и эпическое начала в поэме проникают друг в друга. Личная жизнь лирического героя соизмеряется с судьбой России. Реалистически конкретно и объемно рассказывается в поэме о жизни русской деревни в годы исторических потрясений. Из крестьянской массы выделен образ народного вожака Прона Оглоблина. Важнейшими средствами раскрытия характеров и проблематики в поэме является язык. Есенин использует близкий к фольклорному сказовый стиль, интонации и лексику простонародной речи. Индивидуализирована речь персонажей. Изображая нового, послереволюционного крестьянина, Есенин прибегает к иронии. Он не видит в новом образе жизни и в новом человеке столь дорогих ему черт национального характера. Пожалуй, только старуха-мельничиха - истинно народный традиционный характер в поэме. Она предчувствует гибель деревни. Рассказывая о самочинной расправе крестьян над старшиной, она горько прибавляет: «Таких теперь тысячи стало / Творить на свободе гнусь. / Пропала Рассея, пропала... / Погибла кормилица Русь...» . Революция не принесла в деревню благополучия и мира. Таков вывод автора.
Если эпический сюжет раскрывается реалистическими средствами, то любовный - намеками, описанием череды состояний. Открытого выявления чувств нет, любовь показана импрессионистически, что не исключает драматизма любовной линии сюжета, усиленного горькой судьбой героини, вынужденной стать эмигранткой.
Сергей Есенин в своих величайших произведениях сумел в самое обыкновенное и земное вселить бессмертную душу, а небесное наоборот представить, как некую земную и очень реальную картину. Читая его произведения, можно заметить, что в его стихах часто фигурирует, как некая живая . То есть происходит очень сильное олицетворение всего вокруг. Каждая березка, каждый куст, каждый камень в представлениях поэта имеют свою необыкновенную историю, свое отношение к происходящему, по-своему реагируют на те или иные события. На мой взгляд, Сергей Есенин практически не отделял природный от человеческой жизни. А людей наоборот не мог представить без живой природы.
Если внимательно прочитать многие его стихотворения, то складывается такое ощущение, что каждое время года в природе это определенный период в жизни любого человека. Лето – это молодая пора, когда человек только родился и проживает беззаботные и светлые деньки под присмотром родителей. В этот период нет каких-то серьезных забот, на душе всегда легко, радостно и солнечно, как и бывает чаще всего летом. Стадия взросления у Сергея Есенина сравнивается с весной. Это незабываемая пора, когда распускаются прекрасные , деревья обрастают молодыми зелеными листочками. А человек познает первые радости и переживания от любовных переживаний. Он становиться старше, мудрее, счастливее. Ведь в его душе зародилось совершенно новое чувство, от которого хочется жить.
Человек с головой погружается в свои переживания, все вокруг приобретает яркие краски, жизнь становиться все необычнее. Когда чувство любви переполняет тебя изнутри, то и снаружи человек преображается. То же самое происходит и с окружающей природой в весеннюю пору. Все преображается, становится красивее. В стихотворениях Сергея Есенина окружающая природа России имеет свою душу, с которой человек может поговорить в любое время года. Но почему-то осознание этого факта приходит только весной, когда собственная душа переполнена чувством любви. Тогда человеческая душа и душа природы вступают в уникальный резонанс, они могут общаться и слышать друг друга. Здесь также прослеживается объединение земного и небесного.
Следующая пора в жизни человека – это взрослый возраст. Он сравним с . Именно эта пора вызывала в душе поэта щемящее чувство приближающей старости и скорой смерти. На мой взгляд, Сергей Есенин каким-то неведомым образом чувствовал свою приближающуюся кончину. Я не верю в версию с самоубийством. Ведь поэт был набожным человеком, он верил в бессмертие души и знал православные каноны, по которым самоубийство является одним из самых страшных грехов.
Его стихотворения наполнены любовью к жизни, любовью к Богу. Но осенняя пора воспринималась, как предчувствием чего-то страшного, тяжелого. Как осенние листья опадают на сырую и холодную землю, так и человек теряет частички своей души в борьбе со своими переживаниями или внешними обстоятельствами. Но Сергей Есенин был искренни уверен, что эта пора обязательно пройдет и на небе снова появиться солнце, что в душе каждого человека опять распустятся добрые и теплые весенние чувства.
Ведь у всего вокруг есть своя душа, а небесный рай можно представить и на земле. Он ведь совсем рядом, но его необходимо найти каждому самостоятельно. В этом ему может помочь только собственная душа и внутренние ощущения. И здесь происходит приближение небесного наоборот к земному. В стихах Есенина небесный рая не был отделим от природы, а прекрасные русские леса были сравни небесным храмам.
Мир поэзии Есенина опирается на философию, уходящую своими корнями в глубокую древность. Его философия разлита, растворена в словесных поэтических образах. В поэзии Есенина ставится и решается проблема личности и ее связей с миром, отношений между человеком, обществом и природой. Есенин создает в стихах и собственную образную концепцию человека. Личность Человек Природа Общество Мир
Главными составляющими художественного мира Есенина являются образы земли и неба. В центре его мироздания – деревенская изба, с ее немудреными атрибутами: окном, порогом, печью, божницей и т. д.В начале творческого пути Есенина - это реальная изба. Но постепенно она мифологизируется, превращаясь в храм, соединяющий небо и землю. Части этой избы становятся символами связи земного и небесного: красный угол, конек на крыше, матица основная балка, поддерживающая потолочный настил в доме. С 1914 г. в поэзии Есенина появляется и небесное жилище – «золоченая хата», «божий» (райский) терем. В центре земли изба с крестьянскими постройками («овином», «хлевом», «гумном» и т. п.). Избы, «связанные» дорогой, образуют деревню. «Деревни», «села», «поселки» и «слободки», окруженные полями и лесами, это есенинская «голубая Русь». В поэзии 1914 – 1919г. божий, небесный мир и мир земной взаимодействуют: в небе «голубая трава», «голубая пыль», там растут деревья, бродят небесные стада (месяц, звезды, облака, тучи). А на земле – небесная «синь, упавшая в реку».
Природа у Есенина – божественный храм: в ней - «ночных небес иконостас», звезды – «лампадки небесные», рощи «кадят росою», небо – «иконостас», «хаты – в ризах образа», храм, где обитает красота. В его произведениях «слухают ракиты посвист ветряной», «плачет иволга», «рассвет рукой прохлады росной сшибает яблоки зари», «… над речкою режет воду синюю солнца соха…», «месяц рогом облако бодает», «ковригой хлебной над сводом надломлена твоя луна», «осень – рыжая кобыла – чешет гриву», а «схимник ветер» на «рябиновом кусту» целует «язвы красные незримому Христу». Небо и земля есенинского художественного мира в стихах 10-ых гг. соединяется в образе мирового древа. На ветвях этого мифологического древа растут разные «плоды»: солнце, луна и звезды, дни и ночи, думы, мысли, слова.
Наиболее часто встречающиеся в творчестве Есенина первого периода цвета: красный, синий, зеленый, желтый, золотой, белый, розовый. В большой статье «Ключи Марии», написанной в 1918 году, Есенин суммировал свои эстетические принципы, основанные на оригинальном преломлении русской народно- поэтической культуры. Художественно-философское единство двух миров небесного и земного поэт объясняет мифом о «браке земли с небом». «Печалью земли по браке с небом» наполнены многие страницы есенинского творчества, поэт мечтает о том времени, когда «опрокинутость земли сольется в браке с опрокинутостью неба». Вот почему земные жители у Есенина свободно общаются с небесными: Микола «с земли гуторит с Богом // В белой туче-бороде», Марфа Посадница переписывается с Всевышним, лирический герой беседует с Божьей Матерью, «с холмов» кричит своему умершему деду, хотя голос внука и «не долетает... В его далекий брег».
Движение времени неостановимо и необратимо: «Да... Не вернуть, что было. Все годы бегут в водоем» («Анна Снегина»). Время течет, плывет, бежит, летит (как птица), безостановочно движется из прошлого в будущее и падает сверху вниз в «пропасть времен». Есенин развивает образ движущегося времени («потока», «птицы», «мельницы», «прялки», «ветра», «песка»).Оно везде оставляет свои следы: «свиток годов на рогах» («Корова»), «На свитках лет сухая пиль» («Нищий с паперти»); «Года меняют лица // Другой на них // Ложится свет» («Мой путь»). Время материализуется и в сквозном образе памяти («память дня» и «память веков»), иными словами, художественное время не уходит бесследно: прошлое живет в настоящем, а из этого двойного сплава вырастает будущее. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком истории, мирового времени. Время не только зависимо от настроения поэта и его героев (оно может растягиваться, останавливаться, сжиматься, ускоряться), но и окрашивается в различные цвета: годы (или дни) могут бить «голубыми», «розовыми», «желтыми», «белыми» или «черным сроком» («Пугачев»). «Пропасть Времени»
Время в поэтическом мире Есенина ярче всего выражается через движение сквозных пространственно-временных образов. Наиболее важным из них является образ пути (дороги), возникающий в первых же стихотворениях поэта. Этот образ также многозначен: деревенская дорога, жизненный путь человека, страны («великий поход» России из прошлого в будущее), человечества. Образ пути представляет собой стержневую ось, вокруг которой вращается поэтическая Вселенная Сергея Есенина. Есенин мечтал о гармонии в мире и в душе человека, поэтому хотел видеть его красивым и сильным, добрым и нежным, похожим и на цветущую яблоню, и на летящую комету, и на горящее солнце, и на яркий «цветок неповторимый». Все есенинское творчество представляет собой единое целое своеобразный лирический роман, главным героем которого является Поэт. Не случайно поэтому характерная примета его творчества автобиографичность: «Что касается автобиографических сведений, они в моих стихах», указывал Есенин. «Стихи мои, // Спокойно расскажите // Про жизнь мою», писал он в стихотворении «Мой путь». На определенном этапе этот герой, родившийся и выросший в деревне («может, в Калуге, а может, в Рязани...» «Черный человек»), на лоне природы («Родился я с песнями в травном одеяле»), отрывается от своей «малой родины», уходит в город, который оказывается для него «чужим миром». Яркий многоцветный мир есенинской поэзии в «городских», «кабацких» стихах (цикл «Москва кабацкая») тускнеет, обесцвечивается, «линяет», зачастую сводится к серому, белесому, ржавому, оловянному (в цветовом значении), желтому. Сам поэт не однажды горько признавался: «Тех волос золотое сено // Превращается всерый цвет» («Я усталым таким еще не был...»). Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей. «Осколки» его «скелеты домов», «продрогший фонарь», отражающий в черной луже «безгубую голову» («Сторона ль ты моя, сторона»), «московские изогнутые улицы» случайны, единичны и не складываются в цельную картину. Зачастую лирический герой даже не находит слов для описания месяца на городском небосклоне: «А когда ночью светит месяц, // Когда светит... черт знает как!..» («Да! Теперь решено. Без возврата...»). В городе поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться («Я вернусь, когда раскинет ветви // По-весеннему наш белый сад» «Письмо матери»), вылечить душу слиянием с природой. Но и деревня изменилась, стала другой («Вот так страна! // Какого ж я рожна // Орал в стихах, что я с народом дружен?» «Русь советская»). А когда он питается измениться сам, приспособиться к жизни в большом и чужом для него мире, то становится смешным, ненужным и в конце концов погибает. Единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевленности в нем всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы дети единой матери Природы. Вот почему основным художественным приемом, используемым Есениным, является персонификация как совокупность олицетворений различных типов: оживление всего неживого, овеществление абстрактного и обратный олицетворению прием наделение образа человека природными (растительными и зоологическими) характеристиками. Композиция дивения лирического героя в мире Есенина сложна и многопланова: главные образы создают переплетающиеся сюжетные линии, раскрывающие тему жизненного пути лирического героя и «великого похода» России из прошлого в будущее, родины и революции, поэта и поэзии, противостояния природы и цивилизации, деревни и города, «живого» и «железного», небесного и земного, философские мотивы жизни и смерти, любви и памяти.