Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога и рекомендации родителям гиперактивных детей. Гиперактивный ребенок и школа
Беседа с коллегой взволновала меня, и я решила передать суть разговора, записав самое основное.
Моя знакомая утверждает, что ее ребенок крайне активен и неусидчив, но стоит ей начать, например, выполнять с ним вместе домашнее задание, как он успокаивается и делает все, что ей нужно.
− Наверное, твой ребенок не гиперактивный, − сказала я и добавила, что в школе каждый день встречаю на уроках десятки детей с синдромом дефицита внимания. Их ничем не удержать. Они, будто ужаленные, носятся по классу даже во время урока.
− Эти дети абсолютно не могут себя контролировать! − продолжала я. − И что бы я ни придумывала, чем бы я их ни стращала, ничто не приводило их в чувство.
Они не боятся «двоек», наказаний и даже вызова родителей. Что мне делать в этой ситуации − не знаю. А мне ведь нужно вести урок дальше, объяснять тему.
Я же работаю не только на этого гиперактивного! Если ему не хватает усидчивости, это не значит, что остальные 24 человека в классе должны оставаться без урока.
− Быть может, ты просто еще не до конца профессионал и не нашла пока своего подхода к детям, − ответила она. − Наверное, твои уроки не всем интересны.
− А что значит «не всем интересны»? Почему я должна тратить время на детей с синдромом?
− Значит, ты считаешь, что мой ребенок тоже с синдромом? Если честно, не очень-то приятно слышать такое... Ты пробовала вызвать родителей своих «гиперактивных детей» на беседу? Говорила им, что их дети «с синдромом»?
− Конечно!
Я вызывала родителей и продолжаю это делать при любой детской провинности − сразу пишу им в вотсап или в электронный журнал.
− И что же они?
− Мамы приходят и только руками разводят. Многие ревут. А чего реветь-то? Нужно записаться на прием к нейропсихологу или неврологу. И лечиться. А если не помогает − перейти в специализированный класс или школу (чтобы не мешали другим детям учиться).
− А с чего ты решила, что они «с синдромом...» и им нужно пойти лечиться? Я уверена, что им не требуется ни невролог, ни нейропсихолог, − возразила учительница. − Я в своих классах справляюсь с такими детьми легко. Да и с какими «такими»? Они обычные дети, просто более любознательные и активные.
Этот ваш синдром дефицита внимания, гиперактивность и неусидчивость − просто отговорки. Если у меня на уроке несколько детей встают из-за парт и начинают слоняться, то и всем остальным разрешается встать и поменять местоположение.
У нас такие правила: меняемся местами каждые 15 минут урока. А бывает, что вообще убираем парты и сидим на подоконниках и на полу. Или я размещаю методические материалы по всему кабинету, и мы весь урок перемещаемся от одной стены к другой.
− Но это ведь уже получается никакая не школа, а самый настоящий балаган, − возмутилась я.
– Ты идешь на поводу у неуравновешенного ребенка и всех превращаешь в гиперактивных.
− Зато ко мне приходят довольные родители, которые не плачут по ночам от того, что их ребенок «не такой». Не нужно свои недоработки списывать на ребенка и обрекать его на прием таблеток и вечное хождение по врачам.
− А что будет с этими детьми потом, ты задумывалась? Когда они станут взрослыми и пойдут на работу? У меня есть такие знакомые, все родственники до сих пор с ними мучаются.
− И как это выражается у взрослых? Как это можно диагностировать? − переспросила меня коллега.
− Я знаю одного из таких «трудных детей».
Он не может найти свое место в мире, постоянно меняет работу, друзей и т.д. А это все от того, что вовремя не вылечили!
− Скорее, это все от того, что ему вовремя не попалось хороших учителей, − поправила меня знакомая, и на этом наш спор закончился.
Но я еще долго сидела и сама с собой рассуждала, кто из нас прав. Мне как маме действительно было бы неприятно услышать, что мой ребенок с каким-то «дефицитом». Но одно дело − приятно-неприятно, другое дело − образовательный процесс. Есть ведь нормы, требования к результатам!
Так же странно было слышать фразу о том, что я не нашла еще своего подхода к детям. Может, и так, но все-таки я работаю не первый год и даже не третий... Словом, я запуталась и расстроилась окончательно.
Всё-таки педагогом быть очень непросто! В классе или группе все дети настолько разные, что не сразу разберёшься, к кому какой подход нужен. А в последние годы количество детей с особенностями в поведении не только не сокращается, но и даже увеличивается.
И сейчас практически в каждом классе есть свой «шустрик» («попрыгунчик», непоседа), а то и два или три сразу. Естественно, у учителя возникает целый ряд вопросов на тему «что делать, если в классе гиперактивный ребёнок?», потому что просто не обращать внимание на него нельзя (он тогда сам его на себя обратит, и не один раз), и в то же время есть и другие ученики, которым тоже нужно уделить время.
В общем, педагогу в такой ситуации не позавидуешь, но я могу дать несколько рекомендаций, которые помогут учителю или воспитателю сделать совместную с гиперактивным ребёнком жизнь более спокойной и комфортной, а обучение и воспитание – более эффективным и продуктивным.
Правда, эти рекомендации могут помочь только тем педагогам, которые готовы постараться и приложить усилия, чтобы начать изменения ситуации с себя, а не с ребёнка, потому как он находится в ещё более незавидном положении, чем учитель, работающий с ним (это во-первых), а большая ответственность за ненадлежащее поведение ученика лежит всё же не на нём самом, а на взрослом человеке, как более мудром (это во-вторых).
Сначала некоторые особенности синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (именно так называется это расстройство поведения), о которых обязательно нужно знать. Самое главное, гиперактивность – это не блажь ребёнка, не вредность и не последствия упущений в воспитании. Это медицинский диагноз , обусловленный определёнными физиологическими причинами , среди которых – патология вынашивания беременности матерью, родов, болезни в первый год жизни, минимальные мозговые дисфункции и ряд других. Чувствуете, в чём дело? Все эти причины от самого ребёнка совершенно не зависят! Значит, нет никакого смысла сердиться на него за излишнюю подвижность, недостаток внимания и порой не совсем адекватное поведение: он собой не владеет не потому, что не хочет, а потому, что не может.
Исходя из этого, первое, что нужно сделать педагогу, у которого в классе или группе есть такой «живчик», это отправить родителей вместе с ним на консультацию к врачу-неврологу и убедить их провести назначенное им медикаментозное лечение. Без этого шага все следующие рекомендации могут оказаться малоэффективными.
Ещё одна особенность ребёнка с гиперактивностью – это недостаток развития всех параметров внимания . То есть такой ученик не только не может усидеть какое-то время на месте, он к тому же часто отвлекается, с трудом сосредотачивается, не умеет распределить своё внимание на несколько объектов, допускает много ошибок и нередко не замечает их. Поэтому важно не только «успокоить» ребёнка, но и научить его управлять своим вниманием.
Итак, какие действия педагога будут способствовать улучшению поведения гиперактивного ребёнка, повышению его успеваемости и установлению более комфортных взаимоотношений между учеником и учителем, а также с одноклассниками?
1. Принять ребёнка с гиперактивностью как данность , т.е. посмотреть на него не как на источник лишних трудностей, от которого нужно поскорее избавиться или переделать, «сломать » его, а как на возможность с его помощью научиться новым умениям в плане общения, стать терпимее, гибче, терпеливее, понятливее, профессиональнее, лучше.
2. Принять ребёнка как личность , т.е. увидеть в нём, кроме отрицательных качеств (которые есть у всех, и у нас в том числе) ещё и положительные, такие, за которые он тоже достоин если не уважения и любви, то хотя бы принятия. Без этих двух одновременно простых и сложных действий к остальным перейти вы просто не сможете: у вас не будет для этого ни сил, ни желания. (Кстати, нелишним будет показать то хорошее, что есть в ребёнке, и его сверстникам: это будет способствовать установлению позитивных взаимоотношений в коллективе).
3. Ограничить до минимума отвлекающие факторы : посадить поближе к учительскому столу (в идеале – за первую парту напротив доски), убрать со стола вещи, которые в данный момент не нужны, и т.д.
4. Использовать похвалу и поощрения для гиперактивного ребёнка так часто, как это возможно (тем не менее, соблюдая меру): хвалите его за то, что смог на минуту дольше, чем обычно, внимательно слушать; за то, что сегодня допустил на две ошибки меньше, чем вчера; за то, что аккуратнее написал и т.д., и т.п. Только похвала должна быть не общими словами (молодец, хорошо и т.п.), а конкретная (что именно хорошо), чтобы ребёнок знал, какое конкретно поведение одобряется и ожидается от него, и повторял его снова и снова.
5. Так как у такого ребёнка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, следует давать ему возможность подвигаться несколько раз за время урока (да-да, снова индивидуальный подход!). Это может быть физминутка для всех или для него одного (ты устал сидеть, я понимаю. Встань и пройдись в конце класса туда-обратно несколько раз). Если остальным ученикам объяснить особенности гиперактивного ребёнка, они вряд ли будут возражать против такого хождения по классу. Или же можно давать ему задания типа «стереть с доски», «сходить в соседний класс за мелом», «помочь учителю раздать тетради» и подобные. Так он и полезное дело сделает, и подвигается, сбросит напряжение, и другие дети не будут высказывать неудовольствие по поводу того, что «почему ему можно, а нам нельзя».
6. Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания испытывают большие трудности при организации своей деятельности (так как у них нарушены и волевые процессы). Поэтому необходимо помочь им в этом, используя различные средства : планы, таблицы, расписание, алгоритм, памятки, пиктограммы, схемы, списки, графики, часы со звонком, «напоминалки» в сотовом телефоне и прочее, прочее (придумайте сами, ведь педагогам фантазии не занимать). Кроме того, режим дня и расписание занятий должны быть чёткими, стереотипными, хорошо спланированными.
7.Если ученик или воспитанник часто отвлекается, учитель может привлечь его внимание к материалу урока, не делая замечания (которые могут вызвать отрицательную реакцию), а воспользовавшись такими приёмами: подойти к парте этого ребёнка, положить руку ему на плечо, погладить по голове, встретиться с ним взглядом, положить перед ним заранее приготовленную записку с коротким ёмким содержанием («сядь прямо и слушай меня», «Выполняй задание» и т.п.). Хорошие результаты даёт такой метод: ученик и педагог заранее договариваются о «секретном знаке» (специальном жесте), которые учитель будет использовать каждый раз, когда ребёнок «выключится» из работы.
8. Несмотря на то, что ребёнку с СДВГ бывает трудно достичь хороших результатов в учёбе, всё же у большинства таких детей нарушений в интеллектуальной деятельности нет , поэтому им вполне по силам учиться в обычном классе по обычной программе. Тем не менее, дополнительные занятия с учителем или репетиторами ему часто просто необходимы.
9. Гиперактивные ученики очень часто испытывают затруднения в обращении за помощью, в правильном понимании и выполнении инструкций, потому как одна из их особенностей – это недостатки в формировании речевых функций и эмоционального развития, и, как следствие, в речевом общении с окружающими. Именно поэтому учителю необходимо объяснять задание несколько раз другими словами, а также всегда давать ему возможность обратиться за помощью в случае возникновения затруднений, чтобы ребёнок не боялся показаться хуже остальных (можно объяснить детям, что спрашивать, если что-то непонятно, нужно всегда, потому что самый глупый вопрос – это незаданный). Кроме того, большое по объёму задание или инструкцию следует дробить на несколько более мелких, предлагая их последовательно, и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, чтобы своевременно внести коррективы.
10. И последнее. Педагогу будет очень полезно прочитать литературу по проблеме организации взаимодействия с гиперактивным ребёнком. Рекомендую книгу Е. Лютовой, Г. Мониной «Шпаргалка для родителей» (для учителей там тоже очень много полезного материала), а также книгу Н.Н. Заваденко «Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».
Педагог-психолог ПМПК Елена Михайловна Белоусова
Зачастую наиболее часто встречаемой причиной гиперактивности ребенка является нехватка внимания. Своей чрезмерной подвижностью и занятостью он пытается привлечь родителей, сверстников, учителя к себе. Иногда же такой причиной может стать особенность характера человека. Однако наибольшее влияние имеют многие другие факторы: в группе риска дети, которые появились на свет через кесарево сечение, искусственники и т. д. Поэтому достаточно важно разобраться в первопричине.
Судя по статистическим данным, гиперактивность встречается практически у каждого двадцатого ребенка, кстати, следует отметить, что у мальчиков в два-три раза чаще. Получается, в учебном классе можно встретить как минимум одного малыша с чрезмерной активностью. гиперактивного ребенка раздают все кому не лень, но на самом деле прислушиваться нужно лишь к специалистам.
Ученые доказали, что гиперактивность является диагнозом
На протяжении долгого времени данный диагноз считался лишь особенностью поведения ребенка, но совсем недавно было доказано, что это является психическим отклонением, которое нельзя исправить простыми педагогическими методиками. И если в семье есть родителям? Советы психолога помогут в этом разобраться.
Что интересно, в 1970 году были проведены исследования, которые показали: в основе данного заболевания лежат физиологические и генетические причины, и сам синдром относится не только к педагогике и психологии, но и связан с медициной.
Основные причины возникновения
- Недостаток необходимых гормонов в организме ребенка.
- Перенесенные заболевания и травмы.
- Болезни матери во время беременности.
- Любые болезни, которые перенес ребенок еще младенцем. Они могли повлиять на работу мозга.
И вне зависимости от того, что медицина достигла больших успехов в данном вопросе, и существуют фармакологические методы лечения и психолого-педагогические, все же детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, которую можно скорректировать в подростковом возрасте. Исходя из этого, постараемся сделать выводы и дать рекомендации: гиперактивные дети, что делать родителям?
Советы психолога смогут помочь адаптироваться малышу к социуму и в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью.
Болезнь в зрелом возрасте
На самом деле многие взрослые люди страдают от данного заболевания, но чаще всего их попросту считают чересчур импульсивными, активными и взбалмошными. Данный синдром возникает в детстве, он еще не до конца исследован, поэтому не доказано, что оно остается и в более зрелом возрасте.
Как распознать гиперактивного ребенка
С первыми признаками родители могут столкнуться сразу: детки плохо спят, много плачут, в течение дня очень раздражительны, могут реагировать на любой шум и смену обстановки.
Гиперактивный ребенок в год уже начинает проявлять себя, например, в речевой задержке, неловких движениях из-за нарушенной моторики. Тем не менее он постоянно активен, пытается идти, двигаться, он суетлив и подвижен. Его настроение также постоянно меняется: в один момент ребенок веселый и радостный, а в следующую минуту он может резко закапризничать. Итак, перед вами гиперактивный ребенок (1 год). Что делать родителям? Таким детям придется уделять намного больше внимания, и для достижения результатов необходимо приложить усилия.
Критичный возраст
Когда дело доходит до подготовительных занятий, ребенку также сложно сосредоточиться на одном задании: он не может усидеть на месте, довести до конца хотя бы одно дело или же сделать упражнение внимательно и сосредоточенно. Малыш делает все спустя рукава, чтобы закончить работу и приступить к чему-то новому.
Разумные советы родителям гиперактивного ребенка может дать только специалист, также как и распознать гиперактивность. Но прежде чем обратиться к профессионалу, мать и отец должны понаблюдать за своим чадом, определить, насколько чрезмерная активность и импульсивность мешает ему в обучении и построении взаимоотношений со своими сверстниками. Какие ситуации настораживают?
Основные симптомы
- всегда сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, ведь ребенок попросту забывает о них, а еще постоянно ломает или теряет свои вещи. Кроме того, нарушено внимание: малыш никогда никого не слушает, даже когда речь обращена непосредственно к нему. Если он самостоятельно делает задание, то зачастую не может правильно организовать свою работу, постоянно отвлекаясь и не доводя задание до конца.
- Импульсивность. На уроках ребенок, не дождавшись своей очереди, выкрикивает с места. Ему сложно соблюдать установленные правила, он постоянно вмешивается в разговор и т. д.
- Гиперактивность. Ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно ерзает на стуле, много болтает, постоянно бегает даже там, где нельзя этого делать. Малыш не может спокойно играть или отдыхать, он все время задает множество вопросов, но не может запомнить даже один ответ. Многие поступки и действия ребенка совершенно необдуманны, он часто ломает предметы, или же бьет посуду. Даже во время сна он не спокоен - постоянно просыпается, ворочается, иногда кричит во сне.
Гиперактивный и активный: различия
Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия - активный и гиперактивный. Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям. Но гиперактивность и синдром дефицита внимания, которые зачастую взаимосвязаны, относятся к неврологически-поведенческим расстройствам. Они наиболее болезненно дают о себе знать после пяти лет, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему развиваться наравне с остальными детьми.
Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.
Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.
В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.
Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным. Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.
Обучение в школе
Если до начала занятий в школе родителей не особо волнует подобная черта характера, то с началом обучения видя множество проблем, с которыми сталкивается их чадо, они начинают сильно беспокоиться. Этим детям сложно понять, как можно себя вести, а как нет. Ребенок не знает, где находится допустимая грань, им сложно наладить взаимоотношения с другими детьми и учителем, да и просто спокойно усвоить урок. Поэтому в адаптационный период необходимы рекомендации родителям гиперактивных детей, так как этот возраст является наиболее критическим. Можно отвести ребенка к психологу. Если у вас гиперактивный ребенок, рекомендации специалистов нужно соблюдать буквально во всем.
Важно помнить, что гиперактивность и дефицит внимания зачастую идут в комплексе с другими серьезными проблемами.
Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, которым необходимо следовать, читайте ниже.
Важно внимательно подойти к технике безопасности, убрать все небезопасные и острые предметы, выходя из комнаты, отключать бытовые приборы, так как и обычные дети часто что-то ломают, или же падают и ударяются, а с гиперактивными это случается вдвое или же втрое чаще.
Если что-то важное должен усвоить гиперактивный ребенок, советы психолога родителям будут полезны. Необходимо убедиться, что он слушает. Недостаточно просто окликнуть его - нужно установить контакт, убрать из поля зрения игрушки, выключить телевизор или компьютер. И только убедившись, что чадо вас действительно слушает, можно с ним начинать беседу.
Необходимо установить в семье правила, которым ребенок бы неуклонно следовал. И очень важно, чтобы они всегда выполнялись каждый день без исключения, независимо от обстоятельств. О них важно постоянно напоминать ребенку, повторять, что какие-то задания нужно выполнять всегда, а что-то делать категорически запрещено.
Очень важным нюансом является режим. Малыша нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. К примеру, всегда вставать в одно время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку. Возможно, это и слишком строго, но наиболее действенно. Именно это правило поможет в дальнейшем и усваивать новый материал.
Эти детки очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Необходимо хвалить их даже за малейшие достижения. Пусть чувствуют, что его родители гордятся им. Следует поддерживать чадо в нелегкие для него моменты, чаще говорит о любви к нему, обнимать.
Можно организовать систему поощрений, например, если всю неделю он вел себя хорошо, то на выходных он получает небольшой презент или же вылазку на природу, поход кино, музей. Пусть родители придумают совместные игры, которые увлекут малыша. Безусловно, времени, терпения и изобретательности понадобится немало, но результат не заставит себя ждать.
Важно в целом следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша, и особенно нельзя, чтобы он в них участвовал.
Если же ребенок плохо себя вел, то можно и наказать, но несильно, а от рукоприкладства вовсе лучше отказаться.
У гиперактивного ребенка никогда не иссякает энергия, поэтому постоянно необходимо создавать ему условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, ходить в спортивную секцию, играть. Но здесь также есть важный нюанс: ребенок должен быть уставшим, но не слишком переутомленным.
Запрещая что-то ребенку, крайне важно предоставить ему альтернативу, при этом спокойным тоном объяснив, почему его действия неправильны.
Нельзя вести свое чадо в места, где преобладает большие скопления людей: его психика и без того излишне чуткая и слабая, а толпа может привести к перевозбуждению нервной системы, поэтому следует избегать массовых мероприятий, супермаркетов в часы ажиотажа. А вот прогулки на свежем воздухе, вылазки на природу благотворно действуют на малыша. Играть такому ребенку лучше только с одним другом.
Неплохо будет, если родители заведут дневник наблюдений, в котором смогут отмечать все изменения и реакции на окружающий мир, происходящие с гиперактивным ребенком. После этот дневник можно показать педагогу (ему будет значительно легче составить общую картину).
Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, перечисленные выше, помогут решить множество проблем.
Работа в школе
В первую очередь ребенок должен сидеть как можно ближе к учителю - так последнему будет значительно проще проконтролировать дисциплину. Также важно, чтобы малыш имел возможность в любой момент задать все необходимые вопросы.
Все задания учитель должен записывать на доске и на определенный период времени давать лишь одно задание. Если же задание слишком велико, то его необходимо разбить на несколько частей, ограничить выполнение временем и постоянно контролировать их исполнение.
Гиперактивному ребенку трудно долго усидеть на одном месте и еще при этом запоминать изложенный материал. Поэтому необходимо обучать его последовательно, вовлечь его в урок, даже если малыш крутится, выкрикивает, ерзает на стуле. В следующий раз малыш пусть сосредоточится лишь на том, чтобы вести себя спокойно.
Ему просто необходимо двигаться, поэтому лучше уж сильно не следить за его поведением на уроках, дать ему побегать на школьной площадке или спортивном зале.
Также детки часто попадают в замкнутый круг: похвалы для них просто необходимы, но хорошо учиться стоит им невероятных усилий. Из-за того, что они невнимательны и не могут нормально сосредоточиться, они совершают множество ошибок и их работы неаккуратны. Поэтому изначально следует относиться к ним менее строго.
Во время занятия может несколько раз смениться деятельность, и если обычным детям это идет на пользу, то гиперактивному переключаться значительно сложнее. Поэтому их нужно предупреждать заранее, дать возможность подготовиться.
С такими детьми педагогу работать очень сложно, но все же если найти правильный подход, результат будет отличным. Гиперактивные дети хорошо развиты интеллектуально, о чем свидетельствует множество тестов, но им сложно справляться со своим темпераментом.
Что должен знать педагог, чтобы не провоцировать гиперактивных учеников на худшие проявления их натуры? Какие опасности таит избыточная и безосновательная раздача серьезных диагнозов? Об этом говорили сотрудники психологической службы г. Мюнстера (Германия) Хольгер Домш и Керстин Бендер, проводившие семинар в московской школе № 1060 (перевод Владимира Загвоздкина).
Поведение гиперактивных детей, доставляющее столько хлопот взрослым, обусловлено двумя причинами. Прежде всего, они с трудом могут управлять собой. И второе: «центр награды», по выражению ведущих, тоже функционирует особым образом. Если мы пообещаем ребенку или подростку награду за хорошее поведение, он постарается держать себя в руках. Но если обещанное поощрение будет получено лишь через два дня, его привлекательность заметно ослабеет.
Для гиперактивных детей это вообще немыслимый срок. Каждая минута ожидания резко понижает значимость награды как мотива для хорошего поведения. Они просто не могут сдерживать себя и терпеть самоограничение в надежде получить поощрение в сколько-нибудь отдаленном будущем.
Такие дети не могут отфильтровать внешние стимулы, выделить главное. Для иллюстрации Хольгер привел метафору: во время сценического действия луч прожектора высвечивает главного героя. А гиперактивный ребенок, воспринимая ситуацию, не может сосредоточиться, «луч» его внимания постоянно перескакивает с одного на другое. На вопрос слушателей о причинах гиперактивности ведущие пояснили, что одну какую-то причину назвать нельзя и что не нужно винить ни родителей, ни школу. Особенности гиперактивных детей объясняются особым типом нейронных связей. Однако взрослые могут усугубить уже имеющуюся предрасположенность. Большое количество детей из-за неправильного поведения взрослых «застревает» в этой модели поведения.
Это одна из причин того, почему не всегда получается точно и вовремя поставить диагноз. И ни в коем случае нельзя распространять его на всех «неудобных» детей − просто потому, что они активны, подвижны или же плохо воспитаны.
Диагноз врастает в систему
Специалисты обеспокоены тем, что количество диагнозов СДВГ стремительно растет. Надо понимать, что получить клеймо-диагноз гораздо легче, чем избавиться от него. В качестве примера ведущие рассказали об исследовании одного гарвардского профессора, показавшего, как диагноз врастает в систему. Он пришел на прием к психиатру, представился его коллегой и в разговоре вскользь упомянул, что ему слышатся голоса. К концу визита он уже имел диагноз «шизофрения» и назначение соответствующих препаратов. Продолжая эксперимент, профессор согласился на помещение в клинику, прописанные таблетки незаметно выплевывал и вел себя совершенно нормально, ни разу больше не заикаясь о голосах. Его целью было протестировать, заметят ли сотрудники клиники, что в его поведении нет отклонений от нормы. Эксперимент продолжался два месяца. Не заметили. Когда он решил, что удовлетворил свое любопытство, то признался коллеге-психиатру в том, как все происходило на самом деле.
«Как вы думаете, какова была реакция?» − спрашивает Хольгер, сохраняя интригу. И через мгновение сам же дает ответ: рассказ профессора только укрепил врача клиники в его первоначальном диагнозе − шизофрении. Он даже не усомнился – ни при первой встрече, ни в течение двух прошедших месяцев, ни услышав рассказ об эксперименте, − в том, что перед ним может быть нормальный человек. Наоборот, признание стало лишь дополнительным раздражителем: «Если бы все было так, как вы говорите, мы бы распознали симуляцию».
Когда неутомимый экспериментатор подтвердил свой профессорский статус и вменяемость, он предложил сконфуженному коллеге: «Я отправлю в пять разных клиник заведомо здоровых людей. Посмотрим, как вы распознаете их». Вскоре из пяти клиник были выписаны пациенты на том основании, что они здоровы. Надо ли говорить, что профессор никого никуда не отправлял… В подобном положении может оказаться шустрый, подвижный, не самый послушный ребенок. Получить диагноз просто, снять − чрезвычайно трудно.
Оптимальная стратегия
Работать с гиперактивными детьми нелегко, но у них есть свои привлекательные черты. Они легко воодушевляются, обладают свежей спонтанной реакцией, охотно помогают. Кого обычно отправляют за мелом во время урока? Гиперактивного ребенка. «Он принесет мел очень быстро. Правда, лучше не спрашивать, где он его взял», − посмеиваясь, добавляет ведущий.
Гиперактивные дети незлопамятны, выносливы, болеют реже своих одноклассников, не так остро чувствуют боль, холод, жару. У них обычно богатая фантазия. Типичная картина: несколько учеников в классе вертятся, болтают, толкают соседей, смотрят в окно… Они постоянно ищут мелких удовольствий. Придумывают «конфетки», по выражению Хольгера. А учитель раз за разом повторяет: «Не болтай! Перестань! Успокойся!»
Чтобы понимать, какую стратегию может выбрать учитель, нужно понимать мотивы ребенка и модель взаимодействия. Для наглядности Хольгер продемонстрировал эпизод, увиденный им в одной немецкой школе. Впрочем, участники семинара вскоре убедились, что подобная сцена узнаваема каждым педагогом.
Ведущий берет на себя роль учителя. Он останавливается около одного из участников семинара и ровным спокойным голосом говорит: «Достань тетрадь и решай примеры». «Ученик», тоже входя в роль, откидывается на стуле, болтает ногами и успешно игнорирует повторные реплики, когда учитель все более громко и раздраженно повторяет требование. Наконец кричит: «Твой брат у меня учился, и ты такой же!»
Из комментария (и из собственного печального опыта) понятно, что подобная тактика неудачна, для учителя по крайне мере. Он пришел в ярость, но желаемого результата так и не добился. А вот нарушитель спокойствия более чем доволен. За несколько минут он десяток раз привлек к себе внимание. Больше того, подобная форма поведения закрепляется от постоянных повторений.
Как же взрослому вести себя в такой ситуации? Не застревать на непослушном ученике, поскольку он только того и ждет. Вместо этого подойти и похвалить тех, кто достал тетрадь и начал выполнять задание. В этом случае демонстрация упрямства теряет смысл, она не привлекает внимания, наоборот, не дает шанса быть замеченным. Если упрямый ученик тоже положит наконец-то тетрадь на парту, его тоже нужно похвалить. То есть, как выразились ведущие, «игнорировать его “конфетки”, но давать свою за то, чего я хочу добиться».
Можно избрать другой путь. Взять чистую тетрадь и молча положить на парту, не говоря ни слова. В результате учитель добился своего (тетрадь на столе), не вступая в конфликт.
Таким же образом можно действовать по отношению к тем, кто выкрикивает, не дожидаясь, когда его спросят: обращать внимание на тех, кто поднял руку, а возгласы с места игнорировать. Так учитель опосредованно дает модель желательного поведения.
Родителям тоже можно дать некоторые рекомендации. С гиперактивными детьми надо много играть, это повышает сопротивляемость к фрустрации. Если ребенок злится в случае проигрыша, нужно выбирать короткие игры, чтобы длительное возбуждение не провоцировало раздражение. Очень полезно вместе с ребенком что-то мастерить или заняться приготовлением еды. Пусть он проверит, все ли необходимые продукты есть в наличии, напомнит порядок действий. При этом кое какие трудоемкие действия взрослый может выполнить заранее. Важно настроиться на то, что ребенок многое будет делать неправильно, уронит, разобьет, испортит. Взрослый должен не раздражаться при этом и не перехватывать инициативу, чтобы ребенок не привыкал к тому, что все осмысленные и конструктивные действия окружающие выполняют за него. Иллюстрируя эту привычку, Хольгер показывает, как ведет себя ребенок, которого мама забирает из школы. Он берет портфель, проходит несколько шагов до выхода из класса, где стоит «мама», отработанным жестом роняет портфель у ее ног и, не останавливаясь и не оглядываясь, выходит.
Как бы трудно это ни было
Гиперактивные дети создают немало трудностей взрослым и сверстникам, которые учатся рядом. Но изолировать их, создавать отдельные классы и школы было бы неправильно. Тем более что многие проявления, понимая их природу, можно сгладить. Например, такой ребенок может толкнуть, одноклассника или отобрать у него что-нибудь не для того, чтобы обидеть, а просто желая вступить в контакт, приглашая к общению. Других способов он не знает. Нужно научить его общаться таким образом, чтобы не вызывать злость и раздражение у окружающих.
Несмотря на невыносимое поведение гиперактивных детей, взрослый должен находить поводы для похвалы, как бы трудно это ни было. Для облегчения этой задачи ведущие предложили довольно простой прием: положить в карман пять монеток и после каждой похвалы перекладывать по одной в другой карман. Можно даже поспорить с самим собой, удастся ли переложить все монетки за урок, например, или за весь учебный день. И понаблюдать, как изменится поведение ребенка, если его время от времени хвалить даже за самые незначительные успехи.
С особым устройством нейронных связей, конечно, не поспоришь, но от взрослых, сопровождающих развитие гиперактивного (или обремененного другими проблемами) ребенка, зависит многое. В подтверждение этой нехитрой мысли − и в заключение семинара − Хольгер рассказал еще одну историю. Однажды группа студентов − будущих педагогов – с руководителем приехала из Бостона в пригород, населенный семьями с низким социальным статусом. Они анализировали факторы, влияющие на подростков. Проведя исследование, попытались сделать прогноз. Он был неутешительным: насилие, разводы родителей, алкоголь, безработица, скорее всего, не позволят большинству подростков подняться по социальной лестнице выше, чем их окружение. Слишком много факторов риска.
Папка с материалами исследования пролежала на кафедре довольно долго, пока ее не нашел молодой преподаватель, недавно пришедший в университет. Ему стало интересно проверить, насколько верны прогнозы. Он поехал и нашел около двадцати человек из тех подростков, которым его предшественник пророчил неприглядное будущее. И был поражен. Почти у всех была хорошая работа, нормальные семьи, хорошие дети. В чем же причина? Какой фактор смог перевесить все неблагоприятные влияния? Оказалось, что все они были учениками одной и той же школы и даже одной и той же учительницы. Он разыскал ее, спросил: «В чем секрет? Что такого особенного вы делали, работая с детьми?». Она улыбнулась: «Нужно просто, чтобы дети вам нравились».
Может ли гиперактивный ребёнок учиться в обычной школе или существуют специализированные учебные заведения для такой шустрой ребятни? Справедливости ради надо отметить, что по умственным способностям эти ребята ничем не уступают своим сверстникам. Поэтому каких-то специальных школ для непосед не предусмотрено. И на вопрос может ли гиперактивный ребёнок учиться в нормальной школе , можно с уверенностью ответить, конечно!
Тем не менее, для такой малышни процесс обучения немного затруднён в силу психологических особенностей. Поэтому преподавателям и родителям рекомендовано исполнять предписания и рекомендации детского психотерапевта касательно некоторых нюансов обучения такого школьника. В этой статье мы попробуем объяснить кто такой гиперактивный ребёнок, а также дадим рекомендации родителям школьников-непосед .
Как проявляет себя СДВГ?
Гиперактивность можно смело обозначить приставкой «сверх». Такая детвора отличается повышенной потребностью в активном движении. Они сверхактивны, импульсивны, отличаются нестабильным настроением, громко разговаривают, неспособны концентрироваться на одном действии или предмете, имеют плохую память. Могут быть агрессивны и плаксивы если не получают желаемого. Все эти показатели - следствие неправильной работы отдельных участков мозга, отвечающих за поведенческие реакции.
Как определить учащегося с СДВГ?
Нередко взрослые путают банальную невоспитанность и избалованность с СДВГ. На самом деле, немного пристальней присмотревшись к учащимся, такого ученика определить, будет несложно:
- Отвлечённость от занятий. Даже самой интересной деятельностью такого малого нельзя заставить сконцентрироваться. Он постоянно переключается, на что-либо другое.
- Излишняя эмоциональность выражается буквально во всём. Может плакать без причины или громко смеяться, когда повода для веселья нет.
- Громкая и быстрая речь. Даже после замечаний малый не убавляет громкости своего голоса.
- Пишут такие непоседы, зачастую, совершая типичные ошибки; не дописывают окончаний, забывают писать с заглавной буквы, обходят стороной даже явные знаки препинания. Не способны исправить текст даже с помощью подсказок.
- Отличаются суетливостью и массой совершенно лишних телодвижений. Неспособны усидеть на одном месте больше двух минут. Постоянно ёрзают и мнутся.
- Обладают плохой памятью и забывчивостью. Забывают записывать домашнее задание, могут пойти домой без ранца или сменной обуви.
- У них постоянно что-то падает, ломается, теряется.
- Неспособны внятно что-либо объяснить или выстроить диалог.
- Непоседу постоянно окружает беспорядок. Даже прейдя в учебное заведение опрятным, не способен сохранить соответствующий вид и 45 минут.
- Ни в коем случае нельзя наказывать егозу за излишнюю активность. Тем более что это не спасёт положения, а ещё больше усугубит его.
- Не запрещайте крохе двигаться. Конечно, в рамках школьного заведения беганина и стояние на голове не очень приветствуются. А вот на улице пускай бегает, прыгает и резвиться. Ведь вашему "вулканчику" необходимо, куда девать свою неудержимую энергию и пускай это лучше происходит за стенами школы.
- Непоседу желательно записать в какую-либо спортивную секцию или кружок. Это может быть футбол, плаванье, лёгкая атлетика и т. д. В общем, что угодно, лишь бы он расходовал не иссекаемые запасы энергии.
- Нужно попросить учителей задействовать егозу в активных действиях. Это может быть раздача инструментов на уроке, помощь в вытирании доски и т. д.
- Не заставляйте сразу же после прихода домой садиться за домашнее задание. Делайте минимум час активного перерыва между занятиями дома и в школе.
- Рекомендовано ввести в рацион малого продукты, требующие большой затраты энергии на переваривание (разные виды орехов, мясные блюда и т. д.).
- Придерживайтесь рекомендаций детского психотерапевта и неукоснительно соблюдайте все предписания.
- Составьте режим дня и следите за его выполнением. Причём распорядка дня должен придерживаться каждый член семьи.
СДВГ - не приговор, а всего лишь проблема, которую можно легко решить, соблюдая все рекомендации и пожелания врачей и психологов.
Гиперактивный ребёнок школьник, что делать родителям советы психолога
Как-то ещё можно выносить проделки егозы, когда он ходит в детский сад. Но когда гиперактивный ребёнок школьник что делать родителям? Советы психологов помогут вам справиться с этим непростым периодом в жизни малыша. Эта статья расскажет, как ведёт себя гиперактивный ребёнок в школе, разъяснит, что делать родителям, поможет советами психолога.
Нужно сказать, что младшие классы для ребятни с синдромом дефицита внимания - самые непростые. Ведь появляются новые обязанности, которые нужно неукоснительно выполнять. Непоседам непросто усидеть долго на одном месте, внимательно слушать учителя, сосредотачиваться и придерживаться норм поведения. Нередко по этой причине возникают проблемы с успеваемостью. Но не надо впадать в панику и думать, что теперь светлое будущее вашему малому не светит. Существуют специальные программы и методики воспитания , разработанные психологами специально для такой детворы.
Особенности обучения
К сожалению, не во всех учебных заведениях педагоги знают как вести себя с трудными детками. А родные теряются в догадках как усмирить егозу дома и заставить выполнять домашнее задание. Но если в стенах школы преподаватель всегда может прибегнуть к помощи штатного психолога что же делать родным егозы? Понимающие мамы и папы знают, кто такой гиперактивный ребёнок и прислушиваются к рекомендациям психологов родителям трудных школьников.
Итак, самым главным пунктом программы является составления распорядка дня для крохи. Режим следует составлять таким образом, чтобы умственные нагрузки чередовались с физической активностью. А также в дневном распорядке должны быть прописаны специальные уроки, направленные на развитие усидчивости и внимательности. Конечно, задания можно корректировать в зависимости от индивидуальных качеств маленького человека. Но существуют рекомендации, выполнение которых обязательно для всех трудных школьников:
- Желательно отдать егозу в класс с минимальным количеством учащихся;
- Выполняя домашнюю работу, делайте активные пятиминутки каждые 20 мин;
- Помогая делать уроки, предоставляете обучающий материал в интересной и красочной форме;
- Выполняйте ежедневно упражнения на развитие внимательности, усидчивости и ответственности;
- Приучайте работать в коллективе.
Избавляемся от лишней энергии
Избавиться от излишней энергии помогут физические упражнения и спортивные игры. При этом психологи советуют отдавать предпочтение играм, в которых нужно применять лишь физические способности. Помните - такие малыши очень впечатлительные и, например, соревновательные виды игр могут вызвать в них повышенную тревожность и страх.
Запреты и ограничения
Нельзя запрещать что-либо перед этим, не обосновав, свой запрет фактами и примерами. Любое замечание должно иметь под собой почву и быть разъяснено спокойным и размеренным тембром голоса. Не стоит также вводить табу сразу на все проказы озорника. Вводите свои правила постепенно. Так, крохе будет проще понять, что от него хотят, и он будет планомерно привыкать к новым нормам поведения.
Учимся успокаиваться
Когда вы начинаете замечать, что ваш "вулканчик" становиться неуправляемым, смените окружающую его обстановку, на более спокойную и тихую. На такую малышню очень успокоительно действует мамин голос, её объятия и поцелуи. Чадо нужно обнять, пожалеть, приласкать, успокоить тихим нежным голосом. В вечернее время можно принять расслабляющую ванну с успокоительными отварами. А также поможет массаж, чтение любимых сказок и книг.
Попробуйте настроиться с чадом на одну волну. Тогда вам будет намного проще понять, как себя вести, чтобы он начал вас слушать и выполнял ваши просьбы. Психику малого с СДВГ характеризует недостаток внимательности. Поэтому, общаясь с чадом, нужно говорить не спеша, чётко проговаривая каждое слово. Давая ребятёнку какое-либо задание, необходимо сформулировать просьбу в короткой и понятной форме. Слишком длинная формулировка запутает непоседу, и он через минуту попросту забудет о чём шла речь.
Учимся понимать время
Таким озорникам крайне важно научиться ориентироваться во временных рамках. Чтобы научить своё чадо чувствовать время ставьте перед ним задачи выполнять какое-либо поручение чётко по времени. Например, выполняем задачку 15 минут потом 5 минут прыгаем на месте. Или чистим зубы ровно 5 минут, кушаем 20 минут и так далее. Не забывайте напоминать чаду сколько осталось минут до окончания того или иного задания.
Наказание
К наказаниям такая детвора относится крайне чувствительно. Даже незначительное замечание в их сторону они воспринимают как глубокое оскорбление. Укоры мамы и папы «не делай этого» или «так нельзя», скорее всего, не будут поняты, а, напротив - чадо станет ещё более неуправляемым.
А вот к похвале такая ребятня относиться очень даже хорошо. Если мама хочет, чтобы ребятёнок, например, убрался в комнате - нужно похвалить его, сказав какой он чистоплотный, хозяйственный и ответственный. После таких эпитетов чадо побежит убираться в комнате, доказывая всем, что мамины слова непустой звук и он на самом деле такой прекрасный и хозяйственный.
Диагноз СДВГ не должен становиться стеной перед светлым и счастливым будущим маленького человека. И родные как никто другой способны направить энергию крохи в правильное русло и помочь ему стать достойным и уважаемым представителем социума.
Пройдите тест