Функции органов регулирующих аудиторскую деятельность в рф. Кто осуществляет регулирование аудита в РФ? Что такое аудит
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом мирового опыта. В мировой практике можно выделить две концепции регулирования, аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в Австрии, Испании, Франции, Германии, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами на них фактически возлагается функции государственного контроля за аудиторской деятельностью. Вторая концепция развита в англоязычных странах США и Великобритания, где аудиторская деятельность в некотором виде, саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.
В России регулирование аудиторской деятельности проводится как органами государственного регулирования (Министерством Финансов РФ, Банком России), так и общественными саморегулируемыми организациями аудиторов. Приоритет в этом отношении принадлежит Министерству Финансов Российской Федерации, хотя намечается расширение функций и общественных аудиторских объединений.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008г. вступивший в силу с.01.01.2009г. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности возложены на Министерство финансов Российской Федерации . Министерство Финансов России возложил выполнение данных функций на созданный в этом министерстве Департамент регулирования государственного финансового контроля аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. Основной задачей департамента является государственное регулирование аудиторской деятельности и разработка единой политики в области аудита.
Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности является:
1. выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2. нормативно ‑ правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности в том числе:
‑ утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности;
‑ правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;
‑ принятие в пределах своей компетенции иных нормативно – правовых актов регулирующих аудиторскую деятельность.
3. ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;
4. анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
5. иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.
В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создан совет по аудиторской деятельности осуществляющий следующие функции:
1. рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2. рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
3. одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;
4. оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
5. вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.
Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.
В состав совета по аудиторской деятельности входят:
1) 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) два представителя уполномоченного федерального органа;
3) по одному представителю:
‑ от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности;
‑ от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков:
‑ от Центрального банка Российской Федерации;
4) два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов.
Председатель совета по аудиторской деятельности избирается на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в состав совета.
Решения совета по аудиторской деятельности принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании. В целях подготовки решений совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган. Состав рабочего органа по аудиторской деятельности и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом. Сведения о деятельности совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными.
1 декабря 2007 года издан федеральный закон Российской Федерации № 315 ФЗ «О саморегулируемых организациях» вступивший в силу 17.12.2007 года. Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности при условии: объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций.Требованиями к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов являются:
1. коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;
2. численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
3. доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента;
4. безупречная деловая репутация;
5. наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
6. уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею
Требованиями к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов являются следующие требования:
1. наличие квалификационного аттестата аудитора;
2. безупречная деловая (профессиональная) репутация;
3. уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;
Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов. Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудиторской организации коммерческая организация подает в саморегулируемую организацию аудиторов заявление о вступлении.
Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия. Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации. Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", имеет право устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные к требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, разрабатывать и устанавливать дополнительные к мерам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
Практические задания к теме 1.2. Правовые основы аудиторской деятельности
Задание 1. Дайте ответы на следующие вопросы темы:
1. Какова организация аудиторской деятельности в Российской Федерации.
2. Нормативно ‑ правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.
3. Характеристика Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307 – ФЗ от 30 12 2008 года.
4. Полномочия органов государственной власти и саморегулируемых организаций аудиторов в регулировании аудиторской деятельности Российской Федерации.
5. Роль, значение и задачи уполномоченного федерального органа исполнительной власти в регулировании аудиторской деятельности
6. Саморегулируемая организация аудиторов и ее роль в регулировании аудиторской деятельности
7. Совет по аудиторской деятельности, его функции.
8. Права, обязанности, ответственность аудируемого лица.
9. Права, обязанности аудитора (аудиторской организации).
10. Аудиторская тайна. Ответственность аудитора (аудиторской организации).
Задание 2. Тесты
Одним из субъектов рынка аудиторских услуг является уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Таким органом, согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", стало Министерство финансов РФ. Данному государственному органу законодателем переданы все полномочия по регулированию аудиторского рынка (до этого Министерство финансов РФ лицензировало общий, страховой и инвестиционный аудит, а ЦБ РФ - банковский).
Предшественником уполномоченного федерального органа была Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, действовавшая на основании вышеназванного Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263.
В Законе об аудиторской деятельности четко определены функции уполномоченного федерального органа, которые, на наш взгляд, можно объединить по двум принципиальным направлениям, а именно:
1) создание условий для организации и проведения аудита (организационное регулирование);
2) создание условий для развития аудита в РФ (стратегическое регулирование).
К группе организационного регулирования следует отнести полномочия федерального органа по организации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, организации системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий, ведению государственных реестров аттестованных аудиторов и профессиональных аудиторских объединений, а также их аккредитации (ст. 18).
В рамках стратегического регулирования уполномоченный федеральный орган наделяется функциями по организации разработки и представлению на утверждение Правительства РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, определению объема и порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Новым по сравнению с Временными правилами является предусмотренное ст.19 Закона создание Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основной целью его деятельности является учет мнения профессиональных участников рынка аудиторских услуг.
Помимо этого Совет по аудиторской деятельности вправе принимать участие в подготовке, предварительном рассмотрении основных документов и проектов решений уполномоченного федерального органа, разрабатывать федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, рассматривать обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносить соответствующие рекомендации на рассмотрение федерального органа, а также осуществлять другие функции в соответствии с Положением о Совете по аудиторской деятельности (п.1, 2 ст.19).
Члены Совета утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. При этом представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений должно составлять не менее 51% от общего Состава совета (п.3 ст.19). В состав этого органа должны также входить представители государственных органов, ЦБ РФ, пользователей аудиторских услуг и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ, является Минфин России. В свою очередь, МинФин России возложил выполнение данных функций на созданный в этом министерстве Департамент организации аудиторской деятельности. В структуре аудиторской деятельности появился Уполномоченный Федеральный орган (УФО). Это совершенно новый орган, призванный осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности.
Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в РФ представлена на рисунке 2.1.
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создан Совет по аудиторской деятельности при УФО. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем УФО (рис. 2.2).
Основными функциями Совета по аудиторской деятельности являются:
принятие участия в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решения УФО;
разработка федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, также Совет по аудиторской деятельности периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение УФО;
рассмотрение обращений и ходатайств аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, вынесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение УФО;
осуществление иных функций в соответствие с положением о Совете по аудиторской деятельности.
Рис. 2.1. Организационно-правовое регулирование аудиторской деятельности в России
Законом «Об аудиторской деятельности» вводится институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений
Аккредитованное профессиональное – это объединение аудиторов, индивидуаль аудиторское объединение ных аудиторов, аудиторских организаций,
созданное в соответствии с законодатель-
ством РФ в целях обеспечения условий
аудиторской деятельности своих членов,
защиты их интересов.
Действующее на некоммерческой основе, устанавливающее для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики.
Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами, по крайней мере, одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения, которому передаются определенные полномочия.
В настоящее время в РФ созданы профессиональные аудиторские объединения: Аудиторская палата России, Институт профессиональных аудиторов, Институт профессиональных бухгалтеров России, аудиторские палаты Москвы, Санкт–Петербурга и др.
УФО государственного регулирования аудиторской деятельности передает таким объединениям определенные полномочия. Возрастают авторитет и известность этих объединений среди аудиторов и бухгалтеров России.
При таком подходе государство в дальнейшем сможет передать аккредитованным аудиторским объединениям все больше соответствующих функций по регулированию аудиторской деятельности в РФ.
Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ многоуровневое. В данной сфере есть основной специальный закон, а также многочисленные подзаконные акты, утверждающие стандарты, на которые ориентируются аудиторы. О системе и структуре нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, читайте в этой статье.
Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности
Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Так, например, данное подразделение Минфина ведет:
- нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
- реестр аудиторов и их СРО и т. д.
Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.
Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.
В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).
Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФосуществляется на нескольких уровнях.
Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ
Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:
- Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
- Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
- 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
- Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
- Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.
Основные положения закона об аудиторской деятельности
Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.
Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:
- Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
- После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6-9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
- Ст. 10-12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
- В ст. 13-14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
- Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельностиописано в ст. 15-22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
- Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.
Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.
Несколько слов о МСА
Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.
Говоря о системенормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.
К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;
Саморегулируемые организации аудиторов (СРОА).
На Минфин России возложены следующие функции:
Издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
Организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
Организация в установленном законодательством РФ порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;
Организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
Контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
В целях учета мнения профессиональных аудиторов при уполномоченном федеральном органе создается Совет по аудиторской деятельности (СпАД) , члены которого утверждаются руководителем уполномоченного органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений.
На Совет по аудиторской деятельности возложены следующие функции:
Участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
Разработка федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, периодический их пересмотр и представление на рассмотрение уполномоченному федеральному органу;
Рассмотрение обращений и ходатайств аккредитованных профессиональных аудиторских объединений по подготовке рекомендаций для уполномоченного органа;
Изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности в России и за рубежом;
Организация подготовки информационных, методических и учебных материалов по аудиторской деятельности и их распространение в аудиторских организациях;
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» введено понятие саморегулируемые организации аудиторов - действуют на некоммерческой основе и устанавливает обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, а также осуществляет систематический контроль за их соблюдением.
Некоммерческая организация включается в государственный реестр СРО при условии соответствия ее следующим требованиям :
1) объединения в составе СРО в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным закономтребованиям к членству в такой организации;
2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРОА, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодексапрофессиональной этики аудиторов;
3) обеспечения СРОА дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРОА.
4) Для осуществления деятельности в качестве СРОА некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие:
Контроль за соблюдением членами СРОА требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
Рассмотрение дел о применении в отношении членов СРОА мер дисциплинарного воздействия.
5) СРОА не может являться членом другой СРОА.
Саморегулируемые организации аудиторов имеют право:
Участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
Самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами; по итогам проверок применять меры воздействия к виновным лицам и обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;
Ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора, о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;
Ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;
Обращаться в Совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;
Содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;