Формы управления государства: виды и их признаки. Форма государства план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему Федерация — сложное государственное устройство
Форма государства - это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.
монархию и республику.
1) Монархия (греч. μοναρχία - «единовластие») - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству.
Монархия является одной из наиболее древних форм правления. Любопытно проследить эволюцию монархии с древности до наших дней, так как это поможет понять, почему эта, казалось бы, анахроническая форма власти существует по сей день. Самой ранней формой монархии была деспоти́я (от др.-греч. δεσποτία - неограниченная власть, которое, в свою очередь, произошло от δεσπότης - глава семьи). Деспотия представляла собой такую форму правления, при котором вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или у узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Впервые термин был введён Аристотелем, который описал деспотию в своём сочинении «Политика» как форму правления, где власть государя схожа с властью хозяина над рабами. Классическими деспотиями в своё время являлись государства Древнего Востока (Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия). Кроме того, деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Практически параллельно шло развитие и теократических представлений о природе монархии (теократия - от греч. θεος - бог и κρατειν - управлять). В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или, по крайней мере, наместник бога. В разное время элементы теократической монархии имели место в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов), и пр. Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие . Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царём и самодержцем. Русское слово самодержец - это грубый перевод греческого слова autokratos (от греч. αυτός - сам и греч. κρατέω - править, властвовать, то есть «сам властвует», «сам держит власть»), которым именовали византийских императоров. В наше время самодержавие часто приравнивают к абсолютизму, а автократию к деспотии, что есть грубейшая ошибка. Под самодержцем или автократором следует понимать не государя с полной, никем не ограниченной (абсолютизм) и, как следствие, самодурной (деспотичной) властью, а властителя, независимого ни от какой-либо сторонней, внешней власти, никому не платящего дани, то есть обладающего суверенитетом и являющегося сувереном.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе складывается представление об абсолютной монархии (от лат. absolutus - безусловный, лучший, превосходная степень чего либо). Под абсолютной монархией понималась такая монархическая форма правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классическим образцом абсолютной монархии той поры до сих пор считается Франция времен Людовика XIV - «короля-солнца».
Логичным продолжением абсолютной монархии стала идея просвещённой монархии, или просвещённого абсолютизма . Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается английский мыслитель Томас Гоббс, заключалась в идее светского государства, а та, в свою очередь, в стремлении поставить выше всего центральную власть, т. е. власть правителя. До XVIII в. государственная идея, выразителем которой была власть монарха, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к праву государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещенный абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает обязанности на государственную власть, пользующуюся правами.
То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явился целый ряд реформ в европейских странах XVIII в., где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались и заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII в., ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересе государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Наиболее яркими представителями просвещённого абсолютизма стали такие европейские правители, как Фридрих II (1740−1786) в Пруссии, Иосиф II (1780−1790) в Австрии и Екатерина II (1762−1796) в России.
Современные монархии принято делить на два вида - абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), а также отчасти княжество Лихтенштейн, где есть черты дуалистической монархии, и Ватикан.
Дуалистическая монархия (от лат. dualis <правом - доб. автора>
Парламентарная монархия - конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена (если не совсем) в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним же и ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определённые полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно уже нигде не применялось. По сути дела, монарх выполняет чисто представительные функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана (наиболее известные - Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др.); в Азии - Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия; в Африке - Лесото.
Вопрос : зачем в странах с формой правления «парламентская монархия» сохраняется институт монархии, ведь монархи в таких государствах не несут никаких практических функций, а деньги налогоплательщиков на содержание королевских дворов тратятся достаточно солидные? Есть ли в существовании подобных институтов монархии какое-то рациональное зерно?
К слову говоря: в истории ХХ в. можно найти немало примеров, когда не имеющие никакой фактической власти монархи оказывали самое серьёзное воздействие на события, происходящие в стране, в ряде случаев буквально «спасая» репутацию своей страны и народа. Вот несколько из них.
В 1914 г. с началом Первой мировой войны Германия, приводя в действие план Шлиффена, предъявила ультиматум нейтральной Бельгии, чтобы та пропустила германские войска через свою территорию в обход французских позиций. Бельгийское правительство во главе с королём Альбертом отклонило ультиматум и приняло решение сражаться, невзирая на громадное неравенство в силах: Бельгия могла выставить всего 6 дивизий против 34 немецких, которые продвигались через её территорию. На заседании правительства, где было принято это решение, король Альберт произнес следующие слова: «Наш ответ должен быть „нет“, невзирая на последствия. Наш долг - защитить территориальную целостность страны, и мы должны добиваться этой цели». Проявленные бельгийцами во главе со своим королём мужество и упорство впоследствии казались фантастическими даже их союзникам.
Справедливости ради надо сказать, что Бельгия 1914 года была скорее дуалистической монархией и король Альберт на время войны являлся верховным главнокомандующим бельгийской армии.
В качестве ещё одного примера можно рассмотреть легенду о действиях датской королевской четы: 9 апреля 1940 г. войска нацисткой Германии вторглись на территорию Дании. Территория страны была полностью оккупирована всего за один день, потери вермахта составили два человека убитыми и десяток раненых. Датское правительство безропотно капитулировало, и в Дании был установлен оккупационный режим. Спустя неделю после этих событий, 16 апреля, у датской королевской четы короля Фредерика IX и королевы Ингрид родилась дочь Маргарета. Когда же немецкие оккупационные власти приказали всем датским евреям нашить жёлтые шестиконечные опознавательные звёзды, чтобы проще было сгонять их потом в гетто и отправлять в концлагеря, то одними из первых, кто нашил на себя эти звёзды, были король Фредерик и королева Ингрид, в которых не было и капли еврейской крови. И на коляске маленькой Маргареты тоже красовалась жёлтая звезда.
Основные виды монархий и их признаки
Линии сравнения |
Абсолютная
(неограниченная) |
Дуалистическая | Ограниченная
(парламентская,
конституционная) |
1. Принадлежность законодательной власти | Монарху | Разделена между монархом и парламентом | Парламенту |
2. Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально - монарх, фактически - правительство | |
3. Назначение главы правительства | Монарх | Формально - монарх, но с учётом парламентских выборов | |
4. Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
5. Право роспуска парламента | -
(парламент отсутствует) |
У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
6. Право вето монарха на решения парламента | - | Абсолютное | |
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное
(указ монарха имеет силу закона) |
Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
8. Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания,
Марокко, Непал |
Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
2) Республика (от лат. res publica -
президентская республика и парламентская республика . Кроме того, существуют .
1) Президентская республика - президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием всеми гражданами (пример - США, страны Латинской Америки).
3) Смешанная (полупрезидентская) республика - власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример - Австрия, Россия, Франция).
Основные виды республик и их признаки
Линии сравнения | Президентская | Полупрезидентская (смешанная) | Парламентская |
1. Порядок избрания президента | Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь). | Избирается на заседании парламента. | |
2. Порядок образования правительства | Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле. | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии. |
3. Ответственность правительства | Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству. | Двойная ответственность - перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. | Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства. |
4. Право роспуска парламента у президента | Отсутствует. | Президент имеет право роспуска парламента. | |
5. Наличие поста премьер-министра | Отсутствует. | Существует пост премьер-министра. | |
6. Объём полномочий президента | Президент - не только глава государства, но и глава исполнительной власти. | Президент - глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. | Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает. |
7. Современные государства | США, страны Латинской Америки | Австрия, Россия, Франция | Индия, Италия, ФРГ, Швейцария |
Нельзя сказать, что та или иная форма правления имеет преимущества перед другими или уступает им. Всё зависит от традиций, истории, особенностей культуры конкретной страны. Лучшая форма правления - та, которая этим особенностям более всего соответствует.
Развернуть
Форма государства - это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть 3 измерения, принципиальным образом определяющие его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима . О них надо говорить подробнее.
Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр. Однако из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления - монархию и республику.
1) Монархия (от греч. μοναρχία - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передаётся по наследству.
Монархия является одной из наиболее древних форм правления. Современные монархии принято делить на два вида - абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. При абсолютной монархии монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх ещё выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединённые Арабские эмираты (ОАЭ), а также отчасти княжество Лихтенштейн, где есть черты дуалистической монархии, и Ватикан.
В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
Дуалистическая монархия (от лат. dualis - двойственный) - конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он «обладает правами назначения и смещения кабинета министров, <правом – доб. автора> абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций». Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти сюда же можно отнести королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
Парламентарная монархия - конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена (если не совсем) в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним же и ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.), у монарха остаются определённые полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно уже нигде не применялось. По сути дела, монарх выполняет чисто представительные функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана (наиболее известные - Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др.); в Азии - Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия; в Африке - Лесото.
Республика (от лат. res publica - дело народа) - форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.
Основных форм республики две: президентская республика и парламентская республика . Кроме того, существуют смешанные (полупрезидентские) республики .
1) Президентская республика - президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием всеми гражданами (пример - США, страны Латинской Америки).
2) Парламентская республика - ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом (пример - Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
3) Смешанная (полупрезидентская) республика - власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример - Австрия, Россия, Франция).
Нельзя сказать, что та или иная форма правления имеет преимущества перед другими или уступает им. Всё зависит от традиций, истории, особенностей культуры конкретной страны. Лучшая форма правления - та, которая этим особенностям более всего соответствует.
Развернуть
Аристотель (384−322 до н. э.) - древнегреческий философ, основоположник формальной логики.
Ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского. Основал в Афинах Ликей (философскую школу).
Его система философии охватывала все сферы человеческой жизни. Он разделял науки на теоретические (физика, математика и «первая философия», впоследствии названная метафизикой, это знание ради знания), практические (этика и политика) и поэтические (творческие).
Его «Метафизика» раскрывает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Выделял 4 причины: материя, форма, действующая причина, цель. Разработал иерархическую систему категорий - всеобщих свойств и отношений, а также иерархию уровней всего сущего.
Ввел понятие энтелехии - внутренней силы, которая заключает в себе цель. Первой энтелехией организма, по его мнению, является душа.
Основоположник логики, разработал учение о силлогизмах (видах умозаключений).
Для его этики характерна позиция «золотой середины»: добродетели представляют собой середину между двумя крайностями - недостатком и избытком чего-либо.
Рассматривал человека как существо общественное и политическое. Критиковал учение своего учителя Платона о совершенном государстве, был защитником моногамной семьи и частной собственности. Разработал собственное социально-политическое учение, придерживаясь того же принципа, что и в этике: средний слой населения, промежуточный между бедными и богатыми, должен быть максимален. Стоит отметить, что Аристотель был сторонником рабовладельческой системы. Физический труд как добродетель не рассматривался.
Правильным государственным строем считал тот, целью которого будет являться достижение общего блага. Наилучшая форма - полития, где правит большинство для общей пользы. Полития не является демократией, демократия, по его мнению, преследует частные цели: выгоду для неимущих.
Разрабатывал и космологические идеи, разделял мир на подлунный и надлунный.
Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели.
Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.
Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством.
Темы для эссе:
1. («Высшая проба», 2-й этап, 11 класс, 2014 г.)
Французский писатель Эрнест Ренан отмечал: «Несомненно, что, если бы необходимо было придерживаться лишь одного способа селекции правителей, наследование по праву рождения следовало бы предпочесть выборам. Риски, сопряжённые с наследованием по праву рождения, меньше тех, что связаны с голосованием».
Какая логика, по вашему мнению, кроется за этим высказыванием? Какие аргументы вы
можете привести в подтверждение данного тезиса? Каковы контраргументы? Какие
существуют способы селекции правителей, отличные от наследования по праву рождения
и выборов? Почему способ, используемый в большинстве современных государств, был
предпочтен всем иным способам?
2. («Высшая проба», демонстрационный вариант, 2-й этап, 11 класс, 2013 г.)
«Представительное правление - инструмент, на котором могут играть лишь
превосходные музыканты, настолько он труден и капризен». (Карл Меттерних)
ВОПРОСЫ:
1. Установите соответствие между отличительными признаками и формами правления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ |
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ |
||
наследование власти |
монархия |
||
источником власти признаётся народ |
республика |
||
бессрочная пожизненная власть главы государства |
|||
коллегиальный принцип принятия решений 2. Предложения: 1) Элементами формы государства являются форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима. 2) Среди видов политических режимов различают тоталитарный, авторитарный и демократический режимы. |
Форма государства
Форма государства — это сложившийся способ организации и устройства государственной власти. Форма государства включает в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Теперь обратите внимание. Форма государства не равна форме правления, она не равне чему — то из этих трех составляющих, так как форма правления — это сумма из этих трех. Нет хоть одного блока — значит нет и формы государства
Разберем каждый блок отдельно.
1. Форма правления.
Монархия.
Признаки:
1. Традиционная власть.
2. Власть передается по наследству.
3. Монарх олицетворяет собой государство.
4. Монарх не отчитывается за свои поступки перед народом.
Виды монархий:
а) абсолютная
б) ограниченная:
— парламентская (власть монарха ограничена парламентом);
— конституционная (власть монарха ограничена Конституцией);
— теократическая (власть монарха ограничена священным писанием).
Республика.
Признаки:
1. Власть в руках выборных лиц.
2. Правители сменяемы.
3. Рационально — правовая власть.
4. Обязателен отчет правителей перед народом.
Виды республик:
а) президентская (полнота власти в руках у Президента);
б) парламентская (больше всего полномочий у парламента);
в) смешанная (власть между президентом и парламентом);
г) теократическая (глава государства — глава церкви).
Получается, что по форме правления у нас правит либо один человек и всю жизнь (монарх), либо группа людей, который переодически выбираются.
2. Форма государственного устройства.
Унитарное государство.
Такое государство не делится на субъекты, то есть там одна система органов государственной власти, одна столица, одно гражданство, одна налоговая и законодательная система.
Федерация.
Государство состоит из субъектов, наделенных суверенитетом. В таком государстве две столицы, два гражданства, две системы органов государственной власти.
Это как в России. В каждом субъекте у нас есть центральный город, который и считается столицей, в республиках возможно получить два гражданства, в каждом субъекте федерации есть своя законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.
Конфедерация.
Это союз суверенных государств на основе какого — либо договора. Это обозначает, что два совершенно самостоятельных государства объединяются для какой — либо цели.
3. Политический режим.
Демократический.
Признаки:
1. Участие граждан в политической жизни страны.
2. Прозрачность власти.
3. Законность власти.
4. Отчетность власти перед гражданами.
5. Гарантии прав и свобод человека.
Это не все признаки демократии, но основные
Недемократический.
Основан на ущемлении прав народа и возвышении государства.
1. Тоталитарный. Все сферы жизни общества контролируются государством, почти всегда у власти диктатор, или партия диктаторского типа.
Здесь контролируется абсолютно всё, даже личная жизнь человека. Государство зорко следит за всеми гражданами и не дает совершенно никакой свободы.
Вот такая вот картина получается с государством. Получается, что форма государства — это то, как сформирована власть и как она функционирует, форма государственного устройства — то, как организована территория в государстве (либо самостоятельные субъекты, либо цельное государство), политический режим — это способ общения власти в народом (либо разрешаем много, либо все запрещаем)
Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня в нашем блоге пойдет речь о формах государства. Мы подробно рассмотрим эту тему с применением различных методов, которые помогут нам сформировать целостную картину о внутриполитическом устройстве государства.
Сегодня в современном обществе, каждое государство выбирает тот путь развития, который ему наиболее близок по ряду объективных и субъективных причин. Такими причинами могут явиться, исторические процессы, так же климатические и иные условия в которых развивается определенное общество. Для того чтобы в государстве обеспечить стабильность и нормальное функционирование, необходимо: во-первых, организовать государственную власть; во-вторых, установить способы и механизмы осуществления государственной власти; и, в-третьих, выстроить линию взаимосвязи территориальных образований внутри страны. Это все и является составляющими формы государства.
!
Форма государства
— это устройство политической организации общества, признанное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.
!
Из выше сказанного следует, что форма государства включает в себя такие важные элементы
как:
— форма правления — это система организаций высших органов власти;
— форма государственно-территориального устройства — это система организующая способы взаимодействия территориальных образований;
— политический режим — это методы и способы осуществления государственной власти.
В свою очередь на протяжении многих столетий, начиная с древнейших времен и заканчивая сегодняшним днем, эти элементы развиваются и изменяются , от родоплеменной общины до правового государства. Представим это в виде таблице (см. ниже).
Из таблицы видно, что каждый элемент
содержит в себе разработанную
, так сказать, концепцию развития, то есть модель развития государства в том или ином направлении. Начнем рассматривать с форм правления, предлагают
вся власть сосредотачивается в руках монарха (самодержавца
), или выбрать путь развития
государства как республики, в рамках которой власть проявляется, как общественное дело.
Монархия имеет свои виды, которые обладают своими признаками.
Виды монархии:
- Абсолютная — подразумевает абсолютную власть в лице единовластного правителя, которая ничем не ограниченна (Саудовская Аравия);
- Дуалистическая — принадлежность законодательной власти поделена между монархом и парламентом, при этом монах не органичен в остальных вопросах (Марокко, Непал);
- Парламентская (конституционная) — власть по всем основным вопросам принадлежит парламенту и монарх обладает незначительным набором властных полномочий (Великобритания, Швеция).
Так же и республики свойственны свои виды, у которых есть отличительные черты.
Виды республик:
- Президенская - форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Бразилия);
- Смешанная — такая форма правления при которой президент не является главой правительства, а участвует в его формировании при этом парламент принимает участие в одобрении правительства и ряде аспектов (Франция, Австрия);
- Парламентская - при такой форме правления значительное количество полномочий переданны парламенту (ФРГ, Швейцария).
Перед нами представилось
6 возможных вариантов путей развития государства, и по какую модель выберет
государство зависит
от множества различных
факторов, таких какполитических, экономических и исторических.
Что бы управление государством могло эффективно развиваться, вне зависимости от величины своей территории, существуют формы государственно-территориального устройства
, такие как:
- унитарное государство - одна из форм территориально -политической организации и управления государством , в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами ,политико -правовой статус входящих в государство составляющих частей (Веколибритания, Дания);
- федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью (Россия, Бразилия);
- конфедерация - объединение нескольких суверенных государств для координации совместных действий (СНГ, ЕС).
Как правило, унитарное государство строиться в странах обладающих относительно небольшой территорией, а федерации эффективно работают на более больших территориях, а что касается конфедерации — это, довольно таки, редкое явление. Безусловно, форма государственно-территориального устройства влияет на организацию ряда процессов внутри государства.
Что косается политического режима, как элемента формы государства, на мой взгляд, в таблице все предельно понятно, в последующем подробнее мы разберем его в отдельном блоге. Так будет более целесообразным, но при ответе в последующем на задания нужно помнить о том что это важный элемент.
Подводя итог, необходимо сказать, что любое государство должно выбирать свой путь развития самостоятельно с учетом всех возможных факторов, и та форма которую выбирает общество должно служить во благо ему. Возможно в последующем данные формы приобретут иной вид, но многие считают что это идеальные варианты, которых необходимо придерживаться всем современным государствам.
© Мария Растворова 2015.
Форма государственного правления является основой для определения структуры устройства и функционирования страны. Основная схема формы управления закреплена в Конституции многих стран мира. Для современной России установление оптимальной иерархии власти является актуальным вопросом, поскольку страна характеризуется сложными экономическими, административно-территориальными, религиозными и национальными проблемами. Строить правовое государство невозможно, пока не будут решены указанные проблемы.
Определение понятия
Форма управления государства — это важный элемент структуры страны, определяющий систему органов власти, источники их формирования, полномочия, сроки действия и отношения элементов государственного аппарата между собой и населением. Понятие «форма государственного правления» близко к определениям «политический режим» и «форма устройства государства», однако они отличаются и имеют свои нюансы. В совокупности эти элементы определяют полный набор характерных особенностей территориально-административного и политического устройства определенной страны. Форма управления указывает:
- источник создания главных органов государства и их иерархию;
- взаимоотношение между ветвями власти в целом и их подразделениями;
- институты влияния гражданами на власть;
- институты защиты законности.
Изучение основных способов правления началось еще в античном мире. Аристотель на примере городов-полисов разработал основную классификацию. На разных этапах истории форма управления наделялась определенным смыслом: при феодализме она отображала структуру наследования власти. С возникновением и развитием капитализма, который сопровождался усложнением общественных взаимоотношений, определение формы правления приобрело значительно большее значение.
Современная политология выделяет несколько основных разновидностей форм правления. Необходимо кратко их перечислить:
- монархическая;
- республиканская;
- гибридная.
Виды монархии
Монархия – разновидность способа правления, характерной чертой которой является родственное наследование власти и пожизненное правление. Правитель не несёт юридической ответственности перед гражданами. Этот тип правления включает:
- Абсолютная монархия – система, при которой все ветви власти государства находятся в подчинении правителя. Последний способен отменить решения государственных органов. Монарх концентрирует главные законодательные, исполнительные и судебные функции.
- Ограниченная монархия – следующий тип устройства, какой представляет симбиоз деятельности высшего правителя и неподчиненных ему органов власти. Права и полномочия разграничены законодательно.
К этому типу монархии также относится:
- Сословно-представительная монархия – вид системы, при которой высшие органы формируются представителями определенного сословия, касты или организации.
- Конституционная монархия – тип правления, при котором полномочия монарха ограничены законодательно. А также существуют независимые от правителя выборные органы власти.
Конституционная монархия различается:
- Дуалистическая монархия – система правления, при которой выборные органы могут заниматься законодательной деятельностью, однако правитель имеет право наложить вето на их решения. Монарх имеет широкие полномочия во всех трех ветвях власти.
- Парламентская монархия – вид системы, при которой правитель не имеет реальных рычагов власти. Выборные органы проводят законодательную деятельность и формируют исполнительные органы, а судебная – независимая ветвь.
Признаки республики
Республика – форма управления, при которой источником власти выступает население. Последнее делегирует свои права выборному органу на определенный срок. Этот тип правления характеризуется определенными признаками:
- наличие независимых ветвей власти;
- избранный глава государства – президент;
- ответственность представителей власти перед народом.
По структуре формирования исполнительной власти республики делят:
- Президентская – тип управления, при котором президент формирует и возглавляет правительство. Влияние парламента на исполнительную власть минимально.
- Парламентская – тип управления, при котором парламент имеет средства контроля деятельности президента и правительства. Выборный орган выступает источником формирования высших исполнительных органов. Глава государства имеет ограниченные полномочия.
- Смешанная республика – структура правления, при которой одновременно первое лицо и парламент имеют широкие полномочия по контролю правительства.
- Директория – тип управления, при котором исполнительная власть распределяется между несколькими лицами.
Нетипичные формы правления
Монархия с элементами республики – система управления федеративного союза, при которой правитель избирается на определённый срок из списка правителей стран-участниц объединения.
Республика с монархическими элементами – старины, в которых выборный глава государства узурпировал власть. Формально остаются признаки демократии, но фактически – это авторитарная система.
Теократическая республика – тип управления, при котором полномочия концентрируется в руках религиозных организаций. Одновременно могут существовать выборные органы законодательной и исполнительной власти.
Классификация типов управления имеет сложную структуру. Приведём общую схему форм правления государства:
Таблица. Государства по видам управления.
Тип управления | Высший орган власти | Примеры стран |
Монархия: | ||
|
Монарх. | ОАЭ, Оман, Катар. |
|
||
|
Монарх при органах власти из представителей отдельных сословий. | Польша во времена Речь Посполитая. |
|
||
Конституционная монархия: | ||
|
Монарх, а выборный орган имеет ограниченные полномочия. | Иордания, Марокко. |
|
Выборный орган, а монарх имеет ограниченные полномочия. | Великобритания, Япония, Дания. |
Республика: | ||
|
Президент, а парламент ограничен законодательной деятельностью. | Соединенные Штаты Америки |
|
Парламент. Президент имеет ограниченный круг полномочий. | Израиль, Греция, Германия. |
|
Президент и парламент. | Россия, Украина, Франция. |
|
Коллегия небольшой группы лиц | Швейцария. |
Гибридная: | ||
|
Первое лицо избирается на определённый срок из правителей союзного объединения. | ОАЭ, Малайзия. |
|
Президент с пожизненным сроком правления. | КНДР, Казахстан. |
|
Религиозная организация. | Иран |
Структура управления России
Поскольку современной России не присущи признаки унитарного государства, то Российская Федерация – федеративное государство. Президент и парламент имеют широкие полномочия, поэтому форма управления – смешанная республика. Территориально-административные субъекты страны имеют право на законодательную деятельность и государственную символику. Структура управления имеет три ветви власти. Народ является единым легитимным источником власти.
Российская Федерация – демократическая федеративная республика со смешанным типом управления. Однако назвать Россию республиканской страной сложно. Это нетрадиционная для страны форма правления. Поэтому в процессе жизнедеятельности возникает большое количество проблем, решение которых требует комплексного подхода.
Формы государства – способы организации государственной власти. Форма государства включает в себя: форму правления, территориальное устройство и политический режим.
Форма правления – способ организации высшей власти, структура высших органов в государстве и разделение властей между ними. Формы правления:
монархия (от греч. единовластие) – форма правления, при которой власть находится у одного лица (монарха) и наследуется по закону о престолонаследии. Различают четыре вида монархии: абсолютная (ничем не ограниченная власть монарха); конституционная (власть, ограниченная конституцией); дуалистическая (законодательная власть делится между монархом и парламентом); парламентская (власть монарха минимальна, законы издает парламент, исполняет их правительство). Примеры: абсолютная монархия существует в Омане. Саудовской Аравии; дуалистическая – в Иордании и Кувейте; парламентская – в Англии, Японии, Испании;
республика (от лат. власть народа) – форма правления, при которой государственная власть находится в руках народа и передается выборным путем. Виды республик: президентская, парламентская и смешанная. Президентская – власть находится в руках президента, как, например, в США. Италии, Германии. В парламентской республике во главе государства находится президент (или канцлер), который делит власть с правительством, как, например, во Франции и России. При смешанной форме правления совмещаются признаки президентской и парламентской республик.
Территориальное устройство – внутренняя структура государства, его деление на части, а также взаимоотношения между государством и его частями. Выделяют три формы территориального устройства:
унитарное государство – простое объединение с централизованной территорией и единым центром управления. Пример: Германия, Франция, Чехия;
федерация – союз государств (субъектов федерации). Субъекты федерации самостоятельны, но подотчетны центру. Примером такого объединения является Российская Федерация. Виды федераций: национальная, территориальная, смешанная. Национальная – каждая нация выделяется в отдельный субъект федерации. Территориальная – деление на особые территории. Смешанная – на территории республик и краев может проживать несколько наций и народностей;
конфедерация – постоянный союз свободных государств, созданный для достижения общих целей (внешней политики, торговли). Государства-участники имеют собственную территорию, население, внутреннюю политику, законы.
Политический режим – совокупность методов и средств осуществления государственной власти.
Типы политического режима: демократический – права граждан являются наивысшей ценностью, существует выборность власти, свобода слова и рыночная экономика; антидемократический – права и свободы не являются высшей ценностью, власть не выборная, нет свободы слова, командно-административная экономика.