Формирование устава конвойной службы. Организация конвойной службы полиции
Конвоиры несут ответственность за жизни заключенных и безопасность страны. Этим смелым и сильным людям посвящен профессиональный праздник.
Когда отмечают
День работников охранно-конвойной службы МВД РФ отмечают в России 13 мая. Дата не утверждена никакими государственными документами. Однако, это не мешает гражданам Российской Федерации с уважением относиться к представителям столь опасной профессии, и в 2019 году они от души поздравляют их с Днем конвоира.
Кто празднует
Это профессиональный праздник для многочисленных сотрудников охранно-конвойной службы, которая относится к Министерству внутренних дел. Данная работа является достаточно сложной и опасной, поэтому в ряды конвоиров берут далеко не каждого. Чтобы получить шанс стать таким специалистом, нужно быть гражданином Российской Федерации, отслужить в армии, получить высшее образование, не иметь судимостей, быть здоровым и сильным.
История праздника
Дата события имеет символическое значение. 13 мая 1938 года вышел Временный устав конвойной службы рабоче-крестьянской милиции. Но опасную службу представители профессии несли и раньше. Еще в 1886 году был издан указ о создании в Российской Империи команд конвоиров, а их первый устав появился в 1907 году. Вплоть до 1999 года функции конвойной службы выполняли внутренние войска МВД России. Затем было создано Управление конвоирования.
О профессии
Люди, несущие охранно-конвойную службу, доставляют преступников в исправительные учреждения, где те будут отбывать наказание, а также охраняют их в местах заключения. Они сопровождают заключенных в места лишения свободы по железнодорожным и автодорожным путям. По железной дороге преступников перевозят в специально оборудованных вагонах, которые зачастую прикрепляются прямо к пассажирским, причем законопослушные граждане даже не догадываются, с кем рядом они едут. Задачей конвоира является без происшествий доставить осужденных к месту назначения и помешать их возможному побегу.
Так как представителям этой профессии приходится иметь дело с опасными для общества людьми, стандартная экипировка охранника непременно включает бронежилет, огнестрельное оружие и каску. К счастью, оружие применяется крайне редко. Ведь первоочередная цель работников охранно-конвойной службы - не допустить возникновение опасной ситуации.
Уже давно назревавший вопрос об издании единого нормативного акта, регламентирующего конвойную стражу, получил свое дальнейшее развитие. Так, командующий войсками Виленского военного округа заявил о необходимости составить Свод правил конвойной службы, так как указания по этому вопросу, помещенные в Уставе гарнизонной службы, а кроме того, в отдельно издававшихся приказах и циркулярах, представляют весьма обширный и сложный материал, руководствоваться которым весьма трудно, особенно нижним чинам, недавно поступившим на службу. Указания, касающиеся конвойной службы, были помещены в приказах по Военному ведомству, в циркулярах Главного штаба, Главного инспектора по пересылке арестантов и Главного тюремного управления с 1857 г. и до начала XX в. Необходимо было упорядочить все эти документы, выявить ошибки и противоречия, содержащиеся в них. РГВИА. Ф. 400. Оп. 8. Д. 463. Л. 21. Для этого создавалась специальная комиссия из двух начальников конвойных команд и одного уездного воинского начальника, имеющего в своем подчинении данное подразделение. Таким образом, комиссия состояла из лиц, не понаслышке знакомых с трудностями и особенностями конвойной службы. Постоянно шла работа по систематизации и совершенствованию правовой базы. Так, в 1903 г. выходит в свет брошюра «Подробный свод вопросов и ответов конвойной службы», в которой в краткой и доступной форме для нижних чинов конвойной стражи разъяснялись задачи, стоящие перед конвойными командами, порядок организации и несения службы и т.п. Каждый желающий мог купить ее через сеть книжных магазинов. К 1907 г. проект Устава конвойной службы был практически готов. В разработке данного документа приняли участие такие специалисты, как командующий конвойной стражей генерал Сапожников. Разработка и издание этого законопроекта были вызваны отсутствием какого-либо официального руководства, охватывающего совокупность правил службы по сопровождению арестантов чинами конвойной стражи, а также трудностью нахождения необходимых сведений в изданных в различное время нормативно-правовых актах (приказах, циркулярах, разъяснениях и указаниях Главного штаба, Главного тюремного управления и Главного инспектора по пересылке арестантов). Устав конвойной службы был призван объединить все правила конвойной службы и дать точные указания всем чинам при выполнении служебных обязанностей, возложенных на них в соответствии с Высочайшим повелением 20 января 1886 г. 10 июня 1907 г. Устав конвойной службы был утвержден и вступил в действие - так называемое двухгодичное испытание, которое должно было выявить возможные недочеты при его составлении. Как и другие военные уставы, Устав конвойной службы четко устанавливал обязанности подразделения, порядок препровождения арестантов, необходимое для этого количество личного состава конвойной стражи, его форму обмундирования и вооружения, сопроводительные документы, порядок путевого довольствия пересылаемых и многое другое. Кроме того, с изданием Устава конвойной службы части полевых, резервных и местных войск также получили руководство на случай привлечения их к конвоированию арестантов (ст. 22 Устава). С этого времени к обязанностям конвойных команд относится: а) сопровождение арестантов всех ведомств по железным дорогам, водным путям сообщения и пешим трактам; б) сопровождение лиц, пересылаемых при этапных партиях (ст. 31); в) сопровождение арестантов при следовании их от мест заключения гражданского ведомства к станциям железных дорог, пароходным пристаням и обратно; г) сопровождение арестантов в районе городов из мест заключения гражданского ведомства: (п. п. 4, 5, 6, 7 ст. 2 Ус. Сод. под стр. изд. 1890 г.) в судебные учреждения, к судебным и военным следователям, к должностным лицам, производящим расследование по уголовным делам, и в другие присутственные места, в больницу и баню, находящиеся вне тюрем; д) сопровождение отдельно от прочих арестантов лиц, перечисленных в ст. 27 Устава; ж) содействие тюремному начальству при производстве обысков в местах заключения гражданского ведомства; з) содействие тюремному начальству при прекращении беспорядков среди арестантов в местах заключения гражданского ведомства; и) наружная охрана мест заключения гражданского ведомства: 1) в виде постоянной меры - при условии соответствующего увеличения штата подлежащих конвойных команд (Высочайшее повеление 4 ноября 1886 г. п. ж. ст. 16 П.С. 3989) и 2) в исключительных случаях, в виде временной меры, с разрешения командующих войсками в округах. Также четко закреплялась подчиненность конвойной стражи. Отныне все конвойные команды по обязанностям конвойной службы подчинялись только Главному инспектору по пересылке арестантов. С введением Устава конвойной службы утратил свою силу ряд законодательных актов в сфере регулирования конвойной службы: 1) инструкция старшему конвойному унтер-офицеру при сопровождении арестантских партий по пешеэтапным трактам (Циркуляр Главного штаба 1881 г. № 169); 2) ряд параграфов положения о перевозке арестантов по железным дорогам (Приказ по военному ведомству 1877 г. № 116) ввиду замены их соответствующими статьями Устава конвойной службы; 3) глава IV отделения III Устава гарнизонной службы; 4) другие приказы по военному ведомству Главного штаба, циркуляры Главного тюремного управления и Главного инспектора по пересылке арестантов, касающиеся конвойной службы, за исключением вопросов, не освещенных в Уставе конвойной службы. Во второй главе Устава закреплены общие условия конвойной службы. Так, законодатель закрепил, что конвойный - это лицо, выполняющее служебные обязанности, возложенные на него в соответствии с Уставом с момента выступления из казармы и до момента доклада об окончании командировки. Кроме того, согласно Уставу на чинов конвойной стражи воспрещается возлагать какие-либо поручения, не относящиеся к обязанностям конвойной службы. Устав конвойной службы. 1907. Ст. 21. С введением Устава конвойной службы усилился контроль за качеством исполнения служебных обязанностей конвойными командами Главным инспектором по пересылке арестантов, в обязанности которого входили личное инспектирование команд и проверка ведения служебного делопроизводства. Кроме того, начальники конвойных команд обращались с представлением к Главному инспектору по вопросам передвижения личного состава по службе, поощрения отличившихся офицеров и нижних чинов и т.д. Уставом конвойной службы установлены условия, которым должно удовлетворять этапное помещение, строительство которых велось по ходу следования арестантских партий. Так как ранее в действовавших до 1907 г. нормативно-правовых актах отсутствовали точные указания относительно этапных помещений, было признано необходимым законодательно закрепить те условия, которым должно удовлетворять этапное здание, а именно: чтобы помещение это устраняло возможность побега, имело отделение для раздельного содержания арестантов разных категорий (мужчин, женщин и детей) и было удобно для охраны при небольшом числе постов. Таким образом, Устав конвойной службы, регулирующий деятельность конвоя при арестантах, предусматривает буквально каждый шаг и каждое движение этого конвоя, ставя его деятельность в строго определенные рамки. К 1909 г. прошло уже более двух лет со времени введения в действие проекта Устава конвойной службы. Многочисленные проверки, проводимые Главным инспектором по пересылке арестантов, должны были способствовать усвоению требований Устава всеми чинами конвойной стражи, а также их точному и неукоснительному выполнению. Основная масса нарушений несения службы сводилась к следующим нарушениям: 1) оружие, когда оно не на конвоирах, не хранится в местах безопасных от похищения арестантами (ст. 196 УКС); 2) оставление арестантов без должного присмотра (ст. 194); 3) прием арестантов в местах заключения без обыска (ст. 122); 4) разрешение арестантам иметь при себе деньги (ст. 142); 5) наружные двери арестантских вагонов вопреки ст. 212 не всегда запираются как в пути, так и во время остановок; 6) не соблюдается Приказ N 5 по конвойным командам за 1908 г. о необходимости конвоирам соблюдать самим и требовать от арестантов уборки вагонов, если они грязные. Тюремный вестник. 1909. № 12. С. 1133. Для устранения данных нарушений предписывалось усилить внимание за обучением и подготовкой чинов конвойной стражи. Кроме того, крайне важно было знать точно, в каких случаях и при соблюдении каких правил конвой имеет право освободить из-под стражи сданного ему арестанта, без нарушения правил караульной службы и ответственности по суду за освобождение. Все эти правила, а также порядок возвращения оправданных или освобожденных от ответственности арестантов в места заключения из суда были указаны в ст. ст. 382, 392 - 399 Устава конвойной службы. Устав конвойной службы стал основополагающим актом во всей системе пересылки арестантов,
13 мая 1938 года приказом НКВД СССР N 091 был объявлен Временный устав конвойной службы рабоче-крестьянской милиции.
Таким образом, сегодня устав конвойной службы мало отличается от устава, принятого в 1938 году. В настоящее время охранно-конвойные подразделения милиции осуществляют конвоирование и охрану лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, в следственные изоляторы, обвиняемых на проведение следственных мероприятий, в судебно-медицинские учреждения, на обменные пункты для передачи плановым конвоям.
В мае работники охранно-конвойной службы празднуют день конвоира 2016 дата, как и в прошлые года, неизменна – 13 число. Эта цифра напрямую связана с появлением Временного устава конвойной службы тогда еще рабоче-крестьянской милиции. Это произошло в 1938. С тех пор именно 13 мая и празднуют день охранно-конвойной службы в РФ. Некоторые историки, берут еще глубже и считают день приуроченным к далекому 1886 году. Именно тогда в Царской России. Александром III был издан указ о начале работы специальных конвойных команд, которые должны были охранять преступников. А в дореволюционном 1907 году вступил в силу первый Устав конвоя.
13 мая 2017 года — день конвоя МВД в России
Не один десяток тысяч сотрудников несет охранно-конвойную службу в российских изоляторах временного содержания. Служба эта довольно не проста и помимо отличной физической подготовки, требует еще и наличия крепкой нервной системы и устойчивой психики. Основными задачами конвоиров является защита законопослушных граждан от действий лиц, способных преступить нормы закона.
Кроме этого, сотрудники охранно-конвойной службы обеспечивают и права граждан, взятых под стажу. Это касается как уже осужденных лиц, так и лиц, находящихся под следствием. Именно на конвоирах лежит ответственность за доставку осужденных лиц в места лишения свободы. В зависимости от обстоятельств, это может происходить железнодорожными путями, в таком случае, преступников перевозят в дополнительных прицепных вагонах. Причем, пассажиры, путешествующие в поезде, даже не догадываются, что в составе есть вагон с преступниками. Именно поэтому конвоиры и должны предельно качественно выполнять свой долг и не допустить возникновения форс мажорных обстоятельств. Ведь нередко осужденные, особенно рецидивисты и лица, получившие пожизненный срок, готовы на самые безрассудные поступки для того, чтоб вернуться на волю.
Несмотря на то, что в принципе праздник не является официально признанным, именно в этот день сотрудники конвойной службы получают поздравления и благодарности от начальства. Россияне должны знать, какого числа день работника конвойной службы и не забывать поздравить с профессиональным праздником родственника, знакомого или просто соседа. Этим людям мы обязаны своей безопасностью, именно благодаря им, преступники находятся в местах лишения свободы а не прогуливаются в парке между нами.
уже давно считается профессиональным днем сотрудников охранно - конвойной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Более чем в двух тысячах действующих подразделениях в изоляторах временного пребывания несут свою тяжелую охранно – караульную службу тысячи сотрудников. Профессиональный праздник конвоиров дает дополнительную возможность сказать «большое спасибо» этим поистине храбрым людям за их непосильные и опасные труды.История Праздника
Достоверного начала празднования дня профессии нет. Известно, что дата 13 мая ознаменована с 1938 года, когда был введен Временный устав охранно-конвойной службы РКМ. Именно с этого года по традиции 13 мая сотрудники начали принимать поздравления.
А сама история конвойного праздника идет к нам с 1886 года после подписания Александром III указа о создании команд конвоиров в Российской империи. Но, несмотря на указ, первый устав издали 10 июня 1907 года. До 1999 года конвойная служба не считалась отдельным подразделением, функция была возложена на ВВ МВД. Далее было создано Управление Конвоиров.
Не смотря на отсутствие официального утверждения праздника 13 мая, он очень почитается и пользуется уважением, как среди сотрудников службы, так и среди их начальства.
О профессии
Служба в охранно - конвойных подразделениях относится к ряду специфических, опасных и сложных профессий. Главная задача подразделения заключается в предоставлении безопасности и надежного уровня охраны арестованных в тюрьмах и исправительных колониях, а так же в обеспечении перевоза и доставки преступников в места заключения. Особо трудна работа в местах пребывания контингента заключенных с высокой степенью опасности для общественности. Так же задачей конвоиров является предоставление безопасности для работающих смежных структур, таких как суд, прокуратура и адвокатура.
Не редко заключенные пытаются освободиться раньше времени с помощью побега. Обнаружить вовремя побег и успеть остановить преступника очень не просто. Поэтому служба требует от конвоиров особенно четкой концентрации внимания, напряжения и стойкого терпения. В данной профессии необходимо иметь бронебойную психику, умение борьбы со стрессами и быструю реакцию. Так как профессия несет за собой потенциальную опасность, форма сотрудников обязательно включает в себя бронежилет, каску и огнестрельное оружие. К счастью, оружие используется крайне редко, т.к. главная задача профессии – создание безопасной обстановки для всех.
Кто может стать конвоиром? Только смелые, мужественные и неутомимые люди. Очень важна здесь физическая подготовка, в связи с этим, они периодически сдают определенные нормативы своему руководству для подтверждения своей годности.
Для того чтобы влиться в ряды конвойной службы МВД РФ, необходимо для начала выполнить следующие условия:
- Важно иметь армейское прошлое;
- Необходимо являться гражданином РФ;
- Необходимо высшее образование (не обязательно специальное);
- В биографии должна отсутствовать судимость;
- Необходимо наличие физического и психологического здоровья.
Список требований существенный, и даже при наличии всех условий всё равно попасть на службу в данное подразделение не просто.
Традиции
Руководство охранно-караульной службы 13 мая поздравляет всех служащих, вручают им грамоты, лучших сотрудников повышают в звании, вручаются благодарности и материальные поощрения. Освобождение от службы в данный день отсутствует, только если 13 мая выпадает на выходной день.
Конвоиры так же принимают поздравления в виде благодарности за обеспечение безопасности от близких, родственников и друзей.